1. Спиральная образовательная программа в учебных программах начального образования
Студент: Макатова А.
Преподаватель: Кубиева В.А.
Группа: ПиМНО-102
2. Контекст меняющегося мира
«Глобализация и модернизация,
приносящие огромные проблемы для
людей и обществ, быстрыми темпами
меняет наш мир. Школы должны
готовить учащихся для жизни и
работы в мире, в котором большинству
людей необходимо будет сотрудничать
с другими людьми разных культур и
уважать разные идеи, мнения и
ценности; в мире, в котором люди
должны решить, как доверять и
сотрудничать, учитывая все эти
различия, зачастую преодолевая
пространство и время посредством
технологий; в мире, в котором их
жизнь будет зависеть от вопросов,
которые выходят за пределы
национальных границ»
3. Изменение парадигмы образования
Предположения 19-го/20-го веков
Предположения 21-го века
Спиральная динамика Клера Грейвза. Человеческая суть. Часть 1
Интеллект воспринимается как унитарное,
не подлежащее изменению и врожденное
явление.
Интеллект понимается как многогранное,
пластичное и [в определенной степени]
поддающееся обучению явление.
Обучение заключается в приобретении
предметного содержания. Учащиеся
являются потребителями знаний.
Учащиеся являются не только
потребителями, но и производителями
знаний. Акцент делается на применении
знаний.
Образовательная программа сфокусирована Образовательная программа сфокусирована
на охватывании содержания и
на процессах обучения для обучения ,
поведенческих целей.
метакогнитивности и развитии навыков.
Акцент сделан на информации и знаниях.
Информационная грамотность. Акцент
сделан на обучении для работы с
информацией.
Образование ограничено школой и на
определенное время.
Образование в течение всей жизни и не
ограничено временем и местом.
4.
Актуальность обновления содержания
образования
«Только знания и образование придают человеку
силы и являются великим орудием в борьбе за
просвещение и благосостояние народа, только
просвещение может вывести казахский народ на
путь свободы и нравственного совершенства»
Чокан Валиханов
«Образование только тогда имеет ценность,
когда благотворно воздействует на учеников»
Магжан Жумабаев
5.
6. Обновление образовательной практики
«Я убежден, что достойное Будущее нашей Родины среди
передовых стран мира – это именно то, что навеки
объединит всех казахстанцев. Сегодня я хочу
представить наш план вхождения в число 30-ти
развитых стран мира…
…все развитые страны имеют уникальные качественные
образовательные системы. Нам предстоит большая
работа по улучшению качества всех звеньев
национального образования. Выпускники школ должны
Суть Спиральной динамики за 3 минуты
знать казахский, русский и английский языки.
Результатом обучения школьников должно стать
овладение ими навыками критического мышления,
самостоятельного поиска и глубокого анализа
информации»
Назарбаев Н.А.
7. Путь вперед
O Не политика заимствования, а интеграция
национального и международного передового опыта
O Ориентирование на результат согласно потребностям
будущего молодого поколения
O Соответствие международным стандартам для
решения задач с учетом возможности глобализации и
модернизации
8. Последовательность образовательной системы
9. Спиральная образовательная программа
Ключевые особенности
O Учащийся рассматривает задание, тему или предмет
несколько раз на протяжении всего периода школьного
образования
O Сложность задания или темы увеличивается с каждым
разом
O Новое обучение связано с предыдущим, а также поставлено
в контексте имеющейся информации
Преимущества
O Информация закрепляется с каждым разом
O Присутствует логическая прогрессия от «простого к
сложному»
O Учащимся дается возможность применять предыдущие
знания для достижения дальнейших целей обучения
10. Системно-деятельностный подход
Функции системно-деятельностного подхода
O научить учащихся получать знания (учить учиться)
O научить учащихся работать и зарабатывать (учение
для труда)
O научить учащихся жить (учение для бытия)
O научить учащихся жить вместе (учение для совместной
жизни)
из доклада международной комиссии по образованию для 21 века
под председательством Жака Делора «Образование: скрытое
сокровище»
11. Паритет знаний и навыков
O Не только «знание чего-либо . », но и «знание как . » и
«умение . »
O Учащиеся могут опираться на знания, навыки, ресурсы
для решения задач и проблем в стандартных и новых
условиях
O Развитие и использование навыков для улучшения
обучения
Знание
Навыки
12.
Особенности образовательной
программы
O Учебные программы ориентированы на
O результат – цели обучения
O развитие навыков
O использование инновационных
подходов обучения
O Учебные планы
O содержат информацию о рекомендуемых
педагогических подходах, видах
деятельности, ресурсах для обеспечения
уверенности учителей
O гибкость для творчества,
индивидуализация и контекстуализация
13.
Особенности образовательной
программы
O Интегрированная модель критериального оценивания
O Формативное оценивание, основанное на критериях
успеха согласно целям обучения
O Внутреннее суммативное оценивание, сфокусированное
на навыках
O Внешнее суммативное оценивание, охватывающее
знания, применение и навыки
O Разработка учебника
O Экспертиза учебников на соответствие
учебным программам
14. Результат
«Я считаю, что основной функцией образования в
нестабильном мире должно быть обеспечение молодых
людей компетенциями и уверенностью в себе для
преодоления неопределенности: иными словами, чтобы
они были хорошими учащимися . главная забота
[учителей] является наделение своих учащихся
способностью быть умными в условиях меняющегося
мира».
Гай Клэкстон (1991)
Источник: ppt-online.org
Единственный в мире Музей Смайликов
Самая яркая достопримечательность Крыма
Скачать 102.06 Kb.
Обновление содержания образования в Республике Казахстан ставит перед собой главную цель: совершенствование педагогического мастерства учителей в контексте обновления образовательной программы и внедрение системы критериального оценивания Данная программа основана на развитие спиральной формы образования, основанной на когнитивной теории Д. Брунера.
Спиральная форма обучения предполагает, что повторное рассмотрение материала, который будет усложняться на протяжении всего школьного обучения, дает большее преимущество в развитии современного учащегося, нежели традиционные формы обучения.
Преимущества спиральной учебной программы:
- предлагается ввести применение ранее полученных знаний для достижения намеченных учащимися целей обучения;
- новые знания тесно связаны с предыдущими и рассматриваются с точки зрения полученной информации;
- при каждом повторении сложность темы либо предмета повышается;
- спиральная образовательная программа позволяет переходит с простых идей к более сложным удобным путем.
Так же развитие казахстанских учащихся будет проходить путем внедрения активных форм обучения , в ходе которых предполагается, что учащиеся будут самостоятельно развивать функциональную грамотность, активно «добывать» знания, с огромным желанием развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками, и творчески подходить к решению проблем. Задача педагогов в ходе применения обновленной программы, привить учащимся основные человеческие нормы и морали, сформировать толерантность и уважение к другим культурам и точкам зрения, воспитать ответственного, здорового ребенка.
- Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан (ГОСО РК);
- Учебная программа;
- Учебный план;
- к уровню подготовки обучающихся;
- к содержанию образования;
- к максимальному объему учебной нагрузки обучающихся;
- к сроку обучения.
Вопросы, охватываемые учебной программой:
— Заключение о цели, задачах и значении предмета;
— Сведения о знаниях, понятиях, навыках, мнениях и ценностях, развивающихся в учебной программе;
— Педагогические приемы, применяемые в обучении по учебной программе;
— Пояснение об информационно-коммуникационных технологиях;
— Краткий обзор методов оценивания;
— Содержание программы, организация и порядок усложнения материалов в ней.
Учебный план — документ, специально подготовленный для учителей, для отдельного предмета и класса. Учебный план подробно оговаривает материал, который должен быть пройден по предмету определенным классом, и рекомендуемый порядок, согласно которому, данный материал можно использовать для обучения и изучения.
Учебный план включает в себя:
— Долгосрочный план
— О языковых целях;
— Среднесрочный план
— Краткосрочный план
В среднесрочном плане включены все цели обучения за весь учебный год и приводится краткая информация об упражнениях, предлагаемых ученикам для выполнения и предоставления учащимся возможности достичь этих целей.
Предлагаемые упражнения, наряду с краткими заметками, в которых записаны полезные советы, направлены на оказание учителям поддержки при разработке своих уроков, включены также и ресурсы, которые можно использовать в рамках этого урока.
Очень важно рассматривать учебный план не как нормативный документ, а как руководство, так как учителя могут вносить в него изменения и адаптировать, в зависимости от потребностей и успеваемости учащихся в классах, в которых они ведут уроки.
Источник: topuch.com
Ходьба по кругу: как мы вернулись к образованию прошлых тысячелетий
В вечной борьбе между традициями и переменами побеждает здравый смысл. О том, как мы то и дело хватаемся за новые инструменты, а потом неизбежно возвращаемся к истокам, рассуждает школа интерактивных коммуникаций IKRA.
Если бы мы постарались описать процесс обучения с помощью максимально простой структуры, то оказалось бы, что в ней всего три элемента: учитель — материал (или знание) — ученик. Именно на основе взаимодействия этих трёх простых элементов на протяжении многих веков разворачиваются нешуточные эксперименты с различными подходами к обучению: как нужно переставить исходные данные, чтобы получить наиболее эффективный результат?
Три кита образовательного процесса. Иллюстрации: ikraikra
Академия Платона: учитель и ученик
Наиболее древняя известная нам модель обучения зародилась в Древней Греции и один из трёх элементов исключала. Академия Платона была построена на диалоге ученика и учителя, которые в ходе своих рассуждений открывали новые границы знания. Такая форма позволяла в индивидуальном формате обучать ученика мышлению, упражняться в диалектике и познавать собственный духовный мир. Центром такой системы был учитель и его знания — материала вне учителя не существовало.
Самым ценным преимуществом такой Академии было всестороннее индивидуализированное и творческое развитие личности. В небольших группах будущие философы и политические деятели учились, в первую очередь, мыслить и искать ответы на сложные, порою риторические, вопросы.
Тёплое ламповое взаимодействие между учителем и учеником в Древней Греции. Иллюстрации: ikraikra
Средневековье: учебный материал
С течением времени (а также распространением письменности, которое позволяло это знание фиксировать) диалоги трансформировались в индуктивное обучение (от учителя к ученику передавался накопленный материал), и наиболее яркое отражение такого подхода мы видим в Средние века.
Центральное место в системе обучения занимают церковные школы, где учат письменности, церковному пению, математике. Учитель по-прежнему остаётся центром этой системы, но впервые здесь появляется «материал» как объект системы. Им служит накопленное поколениями знание, в первую очередь богословское.
Классно-урочная система
Наиболее известная нам модель обучения, классно-лекционная, появляется чуть позже, в XVIII веке в Пруссии. В этой системе, преследовавшей определённые политические цели, учитель теряет своё значимое, центральное место, потому что обучение базируется уже не на его опыте и мудрости, а на шаблонном материале. Этот материал, зафиксированный и апробированный со всех сторон, становится центром модели взаимодействия учитель – ученик. С одной стороны, это приносит свои плоды: массовое обучение приводит к созданию среднего класса, росту образованности и, как следствие, промышленной революциии. С другой стороны, система подавляет творческое и интеллектуальное развитие личности, то есть «куёт» стандартно мыслящих рабочих.
В начале XIX века прусская модель распространяется по миру и, спустя почти два столетия, предстаёт перед нами такой, какой мы привыкли её видеть: 11 (или 12) классов обязательного школьного образования, в рамках которых учителя исполняют роль «передатчика» материала, завизированного десятками департаментов в учебнике.
Массовое образование требует шаблонных, стандартных, готовых решений. Иллюстрации: ikraikra
XX век: открытие эпохи экспериментов
Приблизительно в это же время, в середине XX века, начинается научно-техническая революция, которая модернизирует рабочий процесс, автоматизируя примитивные задачи и заменяя множество ручных функций на электронные. Начинается новая эпоха постиндустриального общества, в котором самыми ценными становятся интеллектуальные кадры, то есть именно те, кого классно-лекционная модель обучения неспособна вырастить.
В связи с этим многие учебные заведения начинают пересматривать модель взаимодействия учитель — материал — ученик и экспериментировать с образовательными подходами. Одними из первых, подвергших сомнению ход вещей, стал американский философ и социолог Джон Дьюи, который на рубеже XX века сформулировал тезисы инструментальной педагогики. По его мнению, каждое действие ребёнка становится инструментом его познания, собственного его открытия, способом постижения истины.
Проблемно-ориентированный подход
Чуть позднее коллеги Дьюи, педагоги из McMaster University, адаптировали инструментальную педагогику, предположив, что материал (который всё ещё занимал центральное место в нашей системе) — это не данность, а неизвестная переменная. Таким образом сформировался подход, позднее названный Problem Based Learning (проблемно-ориентированное обучение).
Решаем задачи, готовим к проблемам реального мира с детства. Иллюстрации: ikraikra
В этой модели ученики решают поставленную задачу с помощью имеющихся знаний и инструментов, а учителя выступают скорее как наставники (и в каком-то смысле возвращаются к своему первоначальному статусу — носителям знания). Главной задачей такой системы является имитация жизненных условий, то есть подготовка учеников к вызовам реальной среды. Помимо прочего, проектный подход решения задач предполагает командное взаимодействие: как и в настоящей работе, решить поставленную задачу в одиночку зачастую невозможно.
Новый виток обучения, положенный медицинским колледжем в Канаде переориентировал подход с «потребления» знания, как это было в прусской модели, к поиску решения, то есть развитию мышления. Позднее такой подход будет назван индуктивным, то есть предполагающем постановку задачи до умения учеником её решить.
Спиральное обучение
Обучение, которое предполагает решение определенной задачи, стало толчком к развитию множества ответвлений и переосмыслению классического, классно-лекционного подхода. Наиболее модернизированной формой проблемно-ориентированного стало Spiral Learning (спиральное обучение) — подход, в рамках которого решение задачи стало лишь одним из элементов обучения.
Фундаментально подход остается неизменным: перед учениками ставится задача, которую им необходимо решить. В свою очередь, Spiral Learning учитывает опыт каждого индивида и в процессе решения задачи моделирует объём необходимой информации (знания), чтобы достичь результата, постепенно «догружая» ученика нужным материалом.
В такой системе мы возвращаемся к индивидуализации обучения, неоправданно забытой ещё в Средние века. Центром системы наконец становится реципиент, то есть ученик.
Атмосфера, доброжелательная к каждому. Иллюстрации: ikraikra
Важным аспектом Spiral Learning становится атмосфера. Как и в Академии Платона, где философские диспуты велись на лужайке под тенью деревьев, в новом образовательном подходе важно создать условия для раскрытия опыта каждого ученика, то есть сформировать атмосферу доверия и взаимоуважения. Современными адептами Spiral Learning является шведская школа Hyper Island, которая успешно применяет эту систему обучения последние 20 лет.
Если вернуться к началу статьи, мы заметим интересную тенденцию: от кастомизированного обучения, учитывающего особенности отдельно взятого ученика, система переходит к массовому, шаблонному обучению, а потом снова, как это свойственно истории, возвращается к индивидуализации. Встаёт закономерный вопрос, куда мы движемся в ближайшие десятилетия? И здесь ответом на вопрос становится технологическое развитие и набирающее обороты онлайн-обучение.
Материал уходит в онлайн. Иллюстрации: ikraikra
Сегодня: очередной виток экспериментов
Во многих школах уже сейчас практикуется интеграция онлайн-образования в привычные классные комнаты — то, что называется смешанным обучением. Такой подход подразумевает, что теоретический материал ученик получает дома или в любом другом удобном ему месте, а в школе применяет полученные знания на практике, работая в команде с другими учениками.
Самая главная ошибка, которую зачастую допускают образовательные учреждения — это предположение, что онлайн-обучение и есть решение, хотя это всего лишь инструмент. Инструмент, который позволяет исключить материал (как это было тысячи лет назад) и постигать его в необходимом для ученика темпе за пределами учебного пространства.
Сегодня на школу ложится большая ответственность — теперь она становится пространством для решения задач, в рамках которого разные ученики с разным опытом учатся творчески мыслить и находить ответы на вопросы, используя свои знания и опираясь на опыт и поддержку учителя.
В новой системе, которая смешивает онлайн-технологии и офлайн-взаимодействие, становится возможным интеллектуальное развитие учеников и, возможно, это самая перспективная модель обучения в ближайшем будущем.
23 октября 2015, 12:00
Источник: newtonew.com