Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) разработана для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной умственной отсталостью . Целью СИПР является развитии личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
СИПР на 20__-20___ учебный год — нормативный правовой акт образовательной организации, устанавливающий перечень учебных предметов и объём учебного времени на уровне общего образования и разработан в соответствии с Законами Донецкой Народной Республики:
— «Об образовании» (ст. 3, 5, 76 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья») ;
-«О физической культуре и спорте» (Постановление № 1 -143 П-НС от 24.04.2015г),
Специальная индивидуальная программа развития обучающихся с ОВЗ
-“Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения” (Постановление № 1 -123 П-НС от 10.04.2015г.) ;
Приказами Министерства образования и науки Донецкой Народной
— «Об утверждении Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью» (от 14.08.2018г. №701);
— «О подготовке и организованном начале 2019-2020 учебного года в образовательных организациях Донецкой Народной Республики» от 25.07.2019г .№1060);
«Об организации образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в 2019-2020 учебном году» (от 07.08.2019 г. № 1110);
— «Об утверждении примерных адаптированных образовательных программ для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в 2019-2020 учебном году» (от 15.08.2019г. № 1137);
— «Об утверждении Инструкции о проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные учебные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования» (№ 358 от 03.08.2015 г.);
— «Об утверждении Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики» (от 17.07.15г.);
— «Об утверждении Концепции развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики» (от 16.08.2017 г. № 832);
— «Об утверждении Концепция развития инклюзивного образования в Донецкой Народной Республике» (от 11. 04. 2018 г. № 318);
— «Об утверждении Концепции физического образования в Донецкой Народной Республике» (от 10.04.2018г. №316 ) ;
— «Об утверждении примерной структуры специальной индивидуальной программы развития» (от 15.08.2018г. №709);
— на основании заключения Республиканской психолого-медико-педагогической консультации от 27 . 06 . 2019 г. №. 8 и индивидуальной программы реабилитации ребёнка –инвалида.
Специальная индивидуальная программа развития для учащихся с УО
Основной целью СИПР является:
— обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач;
— включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах;
— рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с учетом его актуального и ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям .
Основные задачи СИПР:
— укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
— формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;
— расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знания о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;
— формирование на доступном уровне простейших навыков счета, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;
— развитие творческих умений средствами игровой деятельности;
— воспитание навыки самообслуживания и культурно – гигиенические навыки;
— формировать наглядно – действенное мышление и элементы наглядно – образного мышления;
— развивать восприятие, память, внимание;
— расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая разнообразными сенсорными впечатлениями;
— воспитывать внимание и интерес к явлениям природы;
— воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых, желание им помогать.
— формировать у обучающейся практический опыт правильного поведения среди сверстников, воспитывать чувство симпатии к детям, взрослым, любовь к родителям и близким, послушание;
— развивать художественное восприятие;
— воспитывать у обучающейся отзывчивость на музыку, пение, доступные их пониманию произведения изобразительного искусства, литературы.
Общие сведения
Дата поступления в МОУ «Средняя школа № ____ »
Ф.И.О. родителей(сведения о родителях)
Социальный статус семьи
Выписка из анамнеза
Ребенок от 3 беременности, 2 родов.
Особые пожелания родителей (законных
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Мальчик обучался в МОУ «СШ № ___» С 2014 года. Семья полная. Социально-бытовые условия и материальное положение благополучные. Воспитанием и развитием ребенка занимается преимущественно мать. Ребенок вступает в контакт.
Проявляет интерес к взаимодействию. Ситуативные эмоции: страх, робость. При выполнении заданий инструкции понимает частично. Задания выполняет с помощью взрослых. Общий темп деятельности медленный.
Внимание привлекается с трудом. Ребенок испытывает трудности концентрации внимания, часто отвлекается. Память преобладает механическая. Объем памяти мал 3 ед из 10 ед. Мышление тугоподвижное, наглядно-действенное. При дифференциации сходств и различий испытывает затруднения. Необходима помощь в виде наводящих вопросов.
Кругозор ребенка ограничен.
Речь фразовая. Фразы простые без усложнений. Словарный запас ниже возрастной нормы. Фонематический слух развит слабо. Звуковой анализ и синтез не осуществляет.
Мелкая моторика руки развита слабо. Двигательные умения, связанные с самообслуживанием, выработаны достаточно хорошо.
Дмитрий за время учебы показал низкие познавательные интересы и слабое стремление к овладению новыми знаниями. Слабо концентрирует внимание на задании. Инструкцию понимает частично, выполняет с помощью педагога. Требования учителя на уроке выполняет. Не отвлекается, слушая новый материал, задает вопросы соответствующие учебному материалу.
Знает порядковый счет до 10. Соотносит количество предметов с цифрой в пределах 10. Выполняет с помощью учителя вычислительные операции в пределах 5 на конкретном материале. Соотносит зрительный образ с цифрой. Буквы знает. Пишет. Предложения списывает.
Фразу списывает, но выходит за границы строки, буквы крупные, не равномерные. Под диктовку не пишет. Изученные буквы показывает, называет. Навыки письма затруднены из-за трудностей зрительно — двигательной координации. Самостоятельно не читает.
Слоги сливает с помощью. Слушает сказки прочитанные взрослым, понимает и передает смысл прочитанного по наводящим вопросам.
Оценка состояния общей моторики: динамическое и статистическое равновесие неудовлетворительная. Оценка ручной моторики неудовлетворительная. Зрительно-моторная координация: срисовывание геометрической фигуры и фразы не удовлетворительная. Тактильные ощущения удовлетворительные. Цвета, формы, величины различает зрительно и тактильно.
Оценка зрительного и слухового восприятия нарушена. Пространственные и временные восприятия удовлетворительные. Нарушение чувства ритма – неумение воспроизвести ритм простейших движений в различных перестроениях, ошибки при воспроизведении ритмических рисунков. Нарушение координации движений с речью — у обучающегося слово опережает движение или отстает от него, координация движений со словом отсутствует. затруднения в самостоятельном исправлении ошибок, в запоминании словесных инструкций.
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА.
Набор учебных предметов, представленных в индивидуальном учебном плане
обучающихся с умеренной умственной отсталостью, согласно Государственному
образовательному стандарту образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью, состоит из учебных предметов обязательной части в объеме 5 часов в неделю, из них 3 обязательных часов и 2 коррекционных часа из коррекционной части учебного плана и коррекционными курсами СИПР в количестве 5 часов.
Учебные предметы Индивидуального учебного плана отбирались на основании ПМПк, заявления родителей, с учётом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей обучающегося.
Содержание учебных предметов, представленных в Индивидуальном учебном плане, отвечает следующим требованиям:
четко выраженная практическая направленность на приобретение жизненно необходимых адаптивных умений и навыков;
максимальная связь учебного материала с реальной жизнью обучающегося, повышение мотивации к обучению;
использование специальных методических приемов обучения и воспитания, в том числе широкое применение внешних опор (разнообразной наглядности; дозированной, поэтапной помощи со стороны педагога т.д.);
вариативность учебных задач по степени сложности и распределения ролей участников учебно-воспитательного процесса;
использование межпредметных связей.
Предметная область «Филология» в рабочем учебном плане представлена учебными предметами: «Русский язык (письмо и чтение)», целью которых является восполнение пробелов в развитии обучающегося, расширение его кругозора, обогащение чувственного опыта, формирование общеинтеллектуальных умений (анализ, обобщение, группировка, классификация) на близком жизненному опыту ребенка материале. Основными задачами обучения чтению является формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи. Обучение письму носит сугубо практическую направленность, не требующую от обучающегося усвоения каких-либо правил. Целью учебного предмета «Письмо» является предоставление обучающемуся такой языковой образованности и речевого развития , которые помогли бы ему войти в социокультурное пространство социализироваться и адаптироваться в нем после окончания школы.
Предметная область «Математика и информатика» представлена учебными предметами «Математика» и «Информатика». При реализации учебного предмета «Математика» происходит формирование на доступном уровне простейших навыков счета, работы с калькулятором, обращению с деньгами разного достоинства и узнавать в окружающем социуме ситуации, в которых необходимо и возможно применить полученные на уроках математические знания. Предмет «Информатика» дает возможность идти в ногу со временем, а так же делает процесс обучения более интересным, способствует развитию познавательной мотивации. Все счётные операции закрепляются на уроках, трудового обучения и в повседневной жизни.
Предметная область «Естествознание» представлена учебным предметом «Мир растений» и «Мир животных». Главная цель изучения этого предмета — формирование элементарных представлений о живой и неживой природе; умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.
Учебный предмет «Хозяйственно-бытовой труд» и «Ремесло» предметной области «Технология» ориентирован на усвоение обучающимися навыков самообслуживания, личной гигиены, простейших навыков ведения домашнего хозяйства, бытового труда, овладение умениями и навыками по изготовлению несложных изделий с использованием элементарных трудовых приемов.
Предметная область «Обществознание» представлена учебным предметом «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» целью которого заключается в содействии духовному развитию личности обучающегося, идентификации себя как гражданина Донецкой Народной Республики, воспитании патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Донецкой Народной Республики.
Предметная область «Искусство» представлены предметами «Музыкальное искусство» и «Изобразительное искусство» У обучающ его ся формируется ценностное отношение к музыке и жизни. Он приобща е тся к разнообразным видам музыкальной и художественной деятельности, у ребенка раскрывается творческий потенциал.
Предметная область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» предметом «Физкультура».Выполняя упражнения, обучающийся овладевает умениями, и связанными сними знаниями, развивают двигательные умения и связанные с ними интеллектуальные знания.
КОРРЕКЦИОННАЯ ЧАСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА
Коррекционно-развивающая область в Индивидуальном учебном плане представлена следующими коррекционно-развивающими занятиями: «Социально бытовая ориентировка», «Ритмика», «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».
Предмет «Социально бытовая ориентировка» направлен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития обучающихся.
КОРРЕКЦИОННЫЕ КУРСЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА
Коррекционные занятия, направленные на коррекцию индивидуального развития, социализацию обучающегося в Индивидуальном учебном плане представлена следующими коррекционными курсами: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» , «Ритмика».
Коррекционный курс «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» направлен на формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств ; коррекци ю недостатков познавательной деятельности ребенка в процессе систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве .
Занятия «Ритмики» способствуют коррекци и недостатков психического и физического развития средствами музыкально-ритмической деятельности; мотиваци и двигательной активности; поддержк е и развити ю имеющихся движений, расширени ю диапазона движений и профилактик е возможных нарушений .
ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦИАЛИСТОВ УЧАВСТВУЮЩИХ В РЕАЛИЗАЦИИ СИПР
Ф.И.О. Специалиста, должность
Сведения об аттестации и повышении квалификации
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Специальная индивидуальная программа развития
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) – это программа, разработанная для одного конкретного обучающегося, направленная на решение его проблем. Цель, задачи и структура которой определяются индивидуальными возможностями и потребностями конкретного ребёнка.
Целью реализации СИПР является формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности ребенка с ОВЗ (нравственное, эстетическое, социально личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.
Публикация «Специальная индивидуальная программа развития» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
СИПР включает: 1. Общие сведения о ребенке;
2. Характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребенка;
3. Индивидуальный учебный план;
4. Содержание программы;
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре;
6. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР;
7. Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося;
8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов;
9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Публикации по теме:
Индивидуальная программа адаптации ребенка-инвалида Цель:обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям.
Индивидуальная программа для работы с детьми с ОВЗ, имеющими эмоциональные нарушения Индивидуальная программа коррекционно — развивающей работы для детей с ОВЗ, имеющими эмоциональные нарушения Группа: подготовительная.
Индивидуальная программа саморазвития инструктора по физкультуре «Движения в развитии ребенка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного «Золотой петушок» Индивидуальная программа.
Индивидуальная программа работы с ребенком с моторной алалией Нефтеюганское районное муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Усть-Юганская СОШ» ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ С.
Индивидуальная траектория развития педагога (ИТР) Цель реализации ИТР: построение и реализация образовательного процесса в соответствии с основными положениями ФГОС ДО; повышение профессионального.
Индивидуальная траектория развития ребенка С. Виктория, 15.08…. г. р. Логопедическое заключение: Фонетико-фонематическое недоразвитие речи, сложная дислалия. Звукопроизношение:.
Одарённые дети. Индивидуальная программа развития одаренного ребёнка Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «№4 Алёнка»г. о Звенигород Индивидуальная программа развития одаренного.
Специальная индивидуальная программа развития ребенка с задержкой психоречевого развития (часть 1) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с ребёнком 5лет, имеющим задержку психического.
Специальная индивидуальная программа развития ребенка с задержкой психоречевого развития (часть 2) Основными задачами являются: формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвете, форме, величине, о расположении.
Специальная индивидуальная программа развития для работы с обучающимся с умеренной интеллектуальной недостаточностью Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся.
Источник: www.maam.ru
Разработка фрагмента индивидуальной программы развития
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) — это программа, которую разрабатывают для одного конкретного человека (как правило, это ученик). Она направлена на решение его проблем. Цель, задачи и структура СИПР определяются индивидуальными возможностями и потребностями конкретной личности.
Понятие, особенности и цели программы развития
Для составления фрагмента индивидуальной программы развития необходимо определить ее цель, задачи и структуру. Они предопределены индивидуальными возможностями и потребностями конкретного ребёнка.
В качестве цели реализации СИПР выступает формирование общей культуры, которая могла бы обеспечить разностороннее развитие личности (например, ребенка с ОВЗ). Программа может быть направлена на следующие составляющие развития:
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
- Физическое,
- Нравственное,
- Эстетическое,
- Социально личностное,
- Интеллектуальное и др.
Направление развития определяется в зависимости от принятых в семье и обществе нравственных и социокультурных ценностей и овладения учебной деятельностью.
Программа является частью технологии индивидуального планирования. Ее фрагменты могут быть использованы для работы с учениками школы (воспитанниками детского сада), которые отличаются друг от друга своими сильными и слабыми сторонами, а также потребностями.
Для детей, обучающихся по общеобразовательной программе, индивидуальная программа развития займет примерно 2-3 страницы. Для воспитанников, имеющих интеллектуальные нарушения, сложные нарушения психофизического развития (например, нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата в соединении с умственной отсталостью, ЗПР), требуется разработка более детализированной и комплексной индивидуальной программы развития с индивидуальным учебным планом и индивидуальной учебной программой.
«Разработка фрагмента индивидуальной программы развития»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Разработка индивидуального учебного плана осуществляется на основании рабочего учебного плана школы. Здесь важно учесть рекомендации психологической, медицинской и педагогической консультации. За основу необходимо взять Типовые учебные планы специальных общеобразовательных учебных заведений для детей, требующих коррекции физического и (или) умственного развития.
Фрагменты специальной индивидуальной программы развития
Специальная индивидуальная программа развития состоит из нескольких частей. В первую очередь, в ней необходимо указать общие сведения о ребенке и характеристику, которая состоит из оценки его развития на момент формирования программы. Это позволит определить приоритетные направления воспитания и обучения.
Остальные части программы включают:
- Индивидуальный учебный план;
- Содержание программы;
- Условия реализации потребностей в присмотре и уходе;
- Список специалистов, которые участвуют в разработке и реализации программы;
- Список возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества учреждения и семьи ребенка;
- Список требующихся технических средств и дидактических материалов;
- Перечень средств мониторинга и оценки динамики обучения.
Для разработки одного из фрагмента индивидуальной программы развития ребенка нужно изучить требования Федерального государственного образовательного стандарта (например, если программа составляется для ребенка с ОВЗ).
Стандарт предусматривает требования к реализации коррекционно-развивающей области, обеспечению коррекционной направленности общеобразовательных предметов и воспитательных мероприятий, мониторингу достижений учащихся в овладении специальными знаниями, умениями и навыками, компенсаторными способами деятельности. В нем есть информация о взаимодействии с семьей и родителями (законными представителями) в области вопросов обучения и воспитания обучающегося.
Особенности составления индивидуальных программ
Первым фрагментом индивидуальной программы развития являются общие сведения о ребенке. Далее необходимо указать проблемы организации образовательного процесса (например, если работа ведется в условиях общеобразовательного учреждения).
В первой части нужно обратить внимание на особенности ребенка, его умения и навыки, а также возникающие затруднения. Индивидуальная программа развития считается продуманной программой действий, которая помогает администрации, учителям, специалистам психолого-педагогического сопровождения, родителям.
В целом работа над фрагментами индивидуальной программы предполагает диагностику, разработку образовательного маршрута, процесс сбора информации, наблюдение, пробу различных форм взаимодействия с ребенком в рамках уроков и внеурочной деятельности. Специалисту для составления программы важно понимать возможности ребенка и основные проблемы в области освоения образовательной программы и поведения.
Большое значение имеет также сбор информации о семье, проведение беседы, наблюдения и оценки особенностей взаимодействия родителей и ребенка. Специалист должен уметь определять стратегию в сфере построения отношений сотрудничества и продуктивного взаимодействия путем оценки «внутренних» и «внешних» ресурсов, самоанализа и консультирования со специалистами учреждения.
Источник: spravochnick.ru