(Разработчик — Sound Technology Последняя выпущенная версия — 4.32.13).
Чрезвычайно мощная система анализа звуковых сигналов — как в записи, так и в реальном времени. Поддерживает форматы до 24 разрядов, 96 кГц.
Анализ ведется в трех основных режимах: Real Time — обработка и построение графиков в реальном времени по данным, поступающим с аудиопорта; Recorder — то же, с параллельной записью поступающего сигнала; Post-Processing — анализ предварительно записанного Wave-файла.
Результаты анализа динамически представляются в окнах нескольких видов:
* Time Series — обычная осциллограмма
* Spectrum — спектральный график, непрерывный или полосовой
* Phase — изменения фазы сигнала
* Spectrogram — график изменения спектра во времени, в котором мгновенные «снимки» спектра сигнала рисуются по вертикали цветными линиями
* 3D Surface — трехмерная спектрограмма
Все виды окон могут открываться и динамически обновляться одновременно.
Разбираемся с программой SpectraPLUS
Отображаются также скалярные результаты — частота и амплитуда пиков, мощность сигнала, коэффициент гармоник, коэффициент интермодуляции, соотношение сигнал/шум.
Есть генератор тестовых сигналов, также работающий в реальном времени, с помощью которого можно анализировать работу исследуемого звукового тракта.
Программа имеет большое количество параметров, задающих полосы частот и способы анализа, параметры преобразования Фурье, оконных функций, отображаемых графиков и т.п. Вероятно, это — самая мощная система анализа сигнала для PC.
(Разработчик — Павел Сукорцев Последняя выпущенная версия — 1.1).
Маленькая простая программа для быстрой оценки качества тракта записи-воспроизведения дуплексных звуковых карт. Содержит генератор тестового сигнала и анализатор спектра. Выход карты подключается к ее входу, задействуя ЦАП, АЦП и входные/выходные аналоговые цепи. Отображает в окне график АЧХ тракта.
5. Виртуальные синтезаторы
Являются наиболее популярным у музыкантов видом программ. Имитируют работу музыкального инструмента путем моделирования процессов, происходящих при извлечении звука. Преимущественно используется три основных метода синтеза звука:
* Семплерный (sample) или таблично-волновой (wavetable) — создание звука из одного или нескольких заранее записанных фрагментов исходного звучания, с возможной параллельной обработкой сигналов. Наиболее прост технически, не требует больших вычислительных ресурсов, зато требует большого объема памяти для хранения качественных образцов звучания.
* Аналоговое моделирование — имитация работы аналогового синтезатора путем математического суммирования, вычитания, модуляции и фильтрации сигналов различной формы, создаваемых также математическим путем. Позволяет с хорошей точностью моделировать популярные клавишные синтезаторы 60-70 годов, бас-станций и ритм-блоков. Не критичен к объемам памяти, однако требует больших вычислительных затрат на математические расчеты.
Как работать с программой SpectraLab [Анализ музыкальных треков]
* Физическое моделирование — создание математической модели реального акустического инструмента и получение на ее основе формул звуковых колебаний, создаваемых инструментом. Для полной реализации требует чрезвычайно больших вычислительных мощностей, из-за чего в реальном времени реализуется лишь частично.
По способу функционирования виртуальные синтезаторы можно разделить на две группы:
* Генераторы — предназначены главным образом для создания звучаний, преимущественно не в реальном времени, с целью сохранения полученных образцов и последующего использования посредством семплерных или таблично-волновых синтезаторов.
* MIDI-синтезаторы — имитируют синтезатор с управлением по MIDI. Создают собственный виртуальный MIDI-порт, отрабатывают получаемые через него MIDI-команды, генерируя на выходе музыкальный звук подобно реальному синтезатору. Работают либо в реальном времени, передавая сформированный звуковой сигнал в аудиопорт, либо опосредованно, записывая его в Wave-файл. Во втором случае называются MIDI Renderer — по аналогии с системами построения движущихся изображений из серии неподвижных кадров.
Подробнее с работой виртуальных синтезаторов ознакомимся на примере нескольких прграмм:
(Разработчик — Native Instruments. Последняя выпущенная версия — 2.0.4).
Чрезвычайно мощный модульный синтезатор. В спектр модулей помимо типичных генераторов, усилителей и микшеров входят инверторы, сумматоры, перемножители, несколько различных типов 1-, 2- и 4-полюсных фильтров, дифференциатор/интегратор, логарифматор/экспоненциатор, ограничитель, детектор пиков, делитель частоты, фиксатор уровней (sample + hold), модуль квантования по уровню, модули логических операций над управляющими сигналами, сглаживатель и еще несколько модулей со сложными функциями.
Входы и выходы модулей обозначены различными значками, дающими представление об их функциональном назначении. Связывание входов и выходов выполняется простым движением мыши.
Составленная из модулей схема может быть объявлена как новый модуль (макроблок). Структура схемы при этом скрыта, и макроблок изображается лишь стандартным для модуля прямоугольником с названием и обозначениями входов/выходов. Такой подход удобен для создания типовых блоков синтезатора.
Модульная схема может быть снабжена панелью — совокупностью кнопок, ручек, движков и индикаторов, стилизованных под привычные органы управления. В конечном счете, после завершения создания структур, на экране остаются одни панели, которые выглядят как реальные аппараты и смотрятся очень красиво.
Структура с панелью управления называется инструментом. Инструмент опять же может иметь входы и выходы и выступать в качестве модуля. Совокупность инструментов называется ансамблем (ensemble). В комплекте с программой поставляется большое количество схем, макроблоков, панелей, инструментов и их ансамблей.
Всплывающие подсказки при наведении курсора мыши на изображение модуля или панели кратко поясняют суть объекта и правила обращения с ним.
Частота дискретизации звукового сигнала может быть от 22 до 132 кГц. Существует также понятие частоты управления (Control Rate) — с этой частотой процессор синтезатора сканирует схемы, «проталкивая» по ним сигналы. Частота управления задается в пределах от 25 до 1600 Гц.
Положения регуляторов могут быть сохранены (snapshot). Впоследствии можно возвращаться к любому из сохраненных наборов положений, а также восстанавливать нажатием кнопки последний набор.
При всей своей сложности Generator работает достаточно быстро, обеспечивая хороший отклик и стабильность звука. При использовании DirectSound-портов устойчивость повышается.
Источник: kazedu.com
SpectraLab
SpectraLab — программа для звукового анализа. Имеет мощный низкочастотный измерительный комплекс для измерений: генератор сигналов звуковой частоты, спектральный анализатор, измеритель нелинейных искажений, осциллограф, фазометр и др.
![]()
Софт → disk.ldsound.info
Различные программы по теме аудио и электронике.
disk.ldsound.info
KSV
1 ранг
SpectraLab — программа для звукового анализа. Имеет мощный низкочастотный измерительный комплекс для измерений: генератор сигналов звуковой частоты, спектральный анализатор, измеритель нелинейных искажений, осциллограф, фазометр и др.
Всё так. Но нужна «книжка с картинками», чтобы показать возможности программы. Кстати, именно для акустических измерений она не слишком подходит, но вот для измерений электрического тракта — очень.
ol.alatov
1 ранг
Штудирую вот такую книгу — желаю получить «зачёт»
Вложения
466.9 KB · Просмотры: 468
Александр Бокарёв
1 ранг
в сети есть труд Валерия С, называется Спектралаб для чайников, ткните и вывалится. Удивительно верно, спокойно и подробно сделанный материал , понятный любому. Валера обитает на форуме Маркана , Андрея Маркитанова. Там можно спросить подробности у самого автора статьи.
Всё так. Но нужна «книжка с картинками», чтобы показать возможности программы. Кстати, именно для акустических измерений она не слишком подходит, но вот для измерений электрического тракта — очень.
Для чайника типа меня возможностей Спектры хватает вполне. Там же есть рекордер, простой и удобный. И встроенный генератор сигналов, разных .
ol.alatov
1 ранг
Нашёл картинки которые мне (наконец) помогли
Alex TV
1 ранг
Едва нашел сайт
SpectraPLUS
Pioneer Hill Software.
Это оно, или братья-близнецы?
Александр Бокарёв
1 ранг
Едва нашел сайт
SpectraPLUS
Pioneer Hill Software.
Это оно, или братья-близнецы?
То ж самое, за малой разницей.
ААБ
3 ранг
Новый
То ж самое, за малой разницей.
Ну да,музыка лучше в Лабе звучит.
Alex TV
1 ранг
IgorE
1 ранг
Очень долго пользовался SpectraLab. Недостаток — платная. Пользовался есно бесплатной. Но бОльший недостаток, авторы её не развивают. Хотя программа очень и очень хорошая.
Сейчас использую VISUAL ANALYSER.
Программа бесплатная. Все функции присутствуют + обновления. Немного непривычен интерфейс, но это мелочи. Автор очень подкованный человек, есть разбор полётов на русском в сети и инструкции.
Рекомендую, кто ломанного боится и у кого компы не древние.
Andreez
1 ранг
Сейчас использую VISUAL ANALYSER.
Надо как нить повтыкать. Подводные камни/косяки какие?
IgorE
1 ранг
Автор устраняет. Я не заметил глюков, но и использую конечно не каждый день.
Настройка на Радиокоте есть. Цикл статей.
Rimtotal
2 ранг

Скажите, может есть у кого русская версия spectralab? Поделитесь пожалуйста.
Изучаю возможности SpectraLab, начал с простого, измерение Звуковой карты (сама себя)
Хочу уточнить один момент. везде пишут
Спойлер: Громкость микшера
при всех измерениях с помощью звуковой карты, все программные регуляторы уровней должны стоять полностью на максимум. Согласование выходного уровня карты с последующим устройством и измеряемого сигнала с допустимым для карты — дело внешних устройств. Любое иное положение программных регуляторов ухудшает метрологические характеристики карты.
мои замеры показывают что на 90-100% громкости уровень гармонических искажений намного выше чем на 50-70%
причем при замерах в проге RMAA тоже самое, только циферки отличаются.
с чем это может быть связано, и какая цель преследуется выставление микшера на 100%?
Последнее редактирование модератором: 14 Окт 2022
apalych
1 ранг
измерение Звуковой карты (сама себя)
В Вашем случае, вход карты — это «последующее внешнее устройство».
Выход %90-95-100, а чуйкой по лин.входу выставляем «0».
Или наоборот: чувствительность по лин. входу %75-80-90, а уровнем «выхода» регулируем «0»дБ.
Зависит от Вашей конфигурации железок-проводов.
Всякие «улучшайзеры», АРУ и пр. примочки отключить.
какая цель преследуется выставление микшера на 100%?
Попробую «по простому»: минимизация «искажений» квантования цифры при уменшении цифрового уровня.
мои замеры показывают что на 90-100% громкости уровень гармонических искажений намного выше чем на 50-70%
Скорее всего, перегрузка по входу.
Последнее редактирование: 13 Окт 2022
KSV
1 ранг
мои замеры показывают что на 90-100% громкости уровень гармонических искажений намного выше чем на 50-70%
Ну так ясно же написано:
Согласование выходного уровня карты с последующим устройством и измеряемого сигнала с допустимым для карты — дело внешних устройств.
На память, у одной моей звуковой карты (на другом компьютере) максимальный выходной уровень 1,06 В, а у линейного входа порог ограничения 0,99 В.
При прямом соединении на максимуме дикие искажения, но стоит уменьшить выходной уровень на 0,1 В и искажения становятся ничтожно малыми.
с чем это может быть связано, и какая цель преследуется выставление микшера на 100%?
С тем что можно быстро и точно выставить один и тот же уровень, а выставить программно и легко 0,99 вместо 1,06 — хрен получится. Для этого я и сделал (см. выше) маленькую коробочку с гнёздами, переключателями, регулятором и делителем внутри так, чтобы уровень с выхода звуковой карты был чуть ниже предельного.
***
Соедините напрямую выход с входом, поставьте всё на максимум, измерьте искажения и программно плавно, по чуть-чуть уменьшайте уровень выхода.
Должна быть точка ниже которой искажения уменьшатся на порядки. Вот эта точка и есть — максимальный уровень ПО ВХОДУ, внешний сигнал не должен его превышать.
В принципе, программа нужна нам не как точный вольтметр, а как измеритель искажений и АЧХ.
Поэтому внешний делитель, как у меня, можно не далать, а просто несколько уменьшить уровень, если измерения делаются сигналом с выхода звуковой карты.
Я же делал внешний делитель для другой цели — измерений искажений и спектра лампового усилителя, напряжения там были намного выше 1 В.
ПОКА просто найдите при каком выходном уровне не будет искажений и поиграйте настройками, попользуйтесь программой, чтобы научиться ей свободно пользоваться.
Можно подавать на вход и бОльшие сигналы осторожно используя «варварский» способ — подавайте сигнал на вход через внешний делитель и потенциометр, увеличивая уровень подаваемый на вход карты от нуля. Сначала уровень просто будет расти, а потом искажения скачком возрастут, значит ВНЕШНИМ регулятором громкости уровень надо чуть понизить.
Rimtotal
2 ранг
вот провел экспресс замер в RMAA, тут быстро и просто настраивается уровень до зеленой зоны, без перегрузки и недотягивания, вот что получается. на 92% громкости, а дальше подгоняем уровень линейным входом шумов много,
на 80% уровне линейного входа, далее подогнано громкостью таких шумов нет.
При прослушивании музыки, звук с ПК идет на усилитель, в микшере гром 100%.
выходит что на усилок при 100% подается больше шумов нежили при 30% громкости?
Вложения
428.4 KB · Просмотры: 42
RMAA график.jpg
500.7 KB · Просмотры: 42
KSV
1 ранг
вот провел экспресс замер в RMAA
Если вы будете опираться на эту рыгаловку рыгмаа, я умолкаю, брезгую даже когда вижу её зелёную отрыжку.
Переходите на Спектралаб и забудьте зелёную дрянь.
Rimtotal
2 ранг
Переходите на Спектралаб и забудьте зелёную дрянь.
хорошо, в Спектралабе до конца пока не разобрался, хотя похожая ситуация, значение только немного отличается от РМАА, но суть одна, при +92% уровне громкости и 30% линейный вход, шумов больше чем если все замерить наоборот.
KSV
1 ранг
суть одна, при +92% уровне громкости и 30% линейный вход, шумов больше чем если все замерить наоборот.
Roma!
Может быть я пишу длинно и нудно, но делаю так чтобы меня можно было однозначно понять (у меня не всегда получается, но я стараюсь).
НЕ ПОНИМАЮ о чём вы пишете — какие шумы, какие уровни, на сколько и т. п.
Если хотите получить ответ, напишите, чтобы понял самый тупой, в том числе я.
Я могу писать наугад и подробно, но не хочется писать «про другое».
Для ПАССИВНЫХ схем (без усилительных элементов и питания) подаваемый уровень сигнала стараются делать возможно больше (в разумных пределах) затем, чтобы полезный уровень был многократно выше шумов, помех, разных наводок от сети 220 В, от энергосберегающих ламп и т. п.).
Поэтому желательно использовать 1 В с выхода звуковой карты.
Уровень помех непредсказуем и зависит от множества причин, например, экранированы провода или нет. Пусть помехи будут 1 мВ т. е. в 1000 раз меньше полезного сигнала, в децибелах это будет 60 дБ. Помеха есть и будет слышна, но она не сильно будет мешать. А теперь с выхода подадим 10 мВ, тогда помеха будет всего в 10 раз меньше, разница 20 дБ и это очень заметная и мешающая помеха.
Это если затухания между выходом и входом не будет. А бывает, что такое затухание есть и очень сильное, пусть в 100 раз (например RC фильтры), значит подали 1000 мВ на вход, а на выходе 10 мВ, и в этой точке подключаем вход и видим 10 мВ сигнала и 1 мВ помехи. Не густо, но понять влияние RC цепи можно.
Теперь подадим 10 мВ, в фильтре ослабнет в 100 раз и на выходе получим 0,1 мВ и помеху 1 мВ. И что мы увидим.
Спектралаб линейно работает в очень широком диапазоне входных напряжений, но желательно держаться подальше от уровня шумов и помех, который обычно на уровне -90 дБ.
Шумы просто видны глазом и нельзя чтобы полезный сигнал пересекался с этим уровнем.
Практически всегда на то что ниже -90 дБ можно наплевать и забыть, оценки в рыгаловке «хорошо», «очень хорошо» лучше игнорировать.
Что касается шумов в акустике (прошу не придираться к цифрам) при соотношении сигнал/шум 60 дб из колонок явно слышен шум, но только в паузах, он не особенно мешает, это обычный шум среднего лампового усилителя с микрофонным входом.
При 70 дБ шум еле заметен и только в паузах, и снебольшого расстояния.
При 80 дБ ухо надо засунуть в колонку, чтобы что-то услышать.
Цифры грубые и оспариваемые, но порядок примерно такой.
В поисках разницы между 110 и 120 дБ смысла не вижу.
Вспомнил. На память. Вроде бы. Теоретически максимально возможное соотношение сигнал/шум на виниловой грампластинке 52 дБ, поэтому винил шумит ВСЕГДА (но слышно это практически в паузах). Можно понизить громкость так, что виниловый шум от иглы перестал быть слышен, но тогда и музыка станет настолько тихой, что смысла в ней не будет.
Вывод.
Лучше пока осваивайте Спектралаб, а не ищите блох в самом начале.
Из названия программы — её главное достоинство в том, что она позволяет видеть СПЕКТР сигнала, это очень важно. Другие функции программа выполняет по остаточному принципу, у неё есть конкуренты, но видеть спектр и его изменения при прохождении сигнала через какую-то схему — чрезвычайно полезно.
А с измерением напряжения, например, лучше справится «ламповый» вольтметр (бывают еще и среднеквадратичные), с измерением звука от колонок — ARTA и так далее.
Источник: ldsound.club
Тема: SpectraLab
![]()
SpectraLab
Версия: 4.32.17
Платформа: PC
Совместимость с Vista: неизвестно
Язык интерфейса: только английский
Таблэтка: Присутствует
SpectraLab v.4.32.17 — несомненно, лучшая программа спектрального анализа сигналов. Обладающая сверх высоким разрешением анализа, эта программа разработана для исследований, инженерных, технических и мультимедийных измерений с частотами дискретизации от 24 до 192K, способна производить комплексный анализ сигналов и расширенную пост-обработку, БПФ выполняется с размерами окон вплоть до 1M, возможность увеличения и детально просмотра графиков, многоцветные диаграммы в перспективе, карты интенсивности, большой набор инструментов анализа + многие другие возможности.

видео пример работы с программой: скачать
Источник: www.ugex.ru