Spectrum что это за программа
Серьёзные аудиофилы, уделяющие должное внимание измерениям, хорошо знакомы с программой SpectraLAB фирмы Sound Technology, являющейся одной из самых продвинутых программных спектроанализаторов на основе звуковой карты ПК (оцифровка аналогового сигнала выполняется звуковой картой ПК, а преобразование из временной области в частотную выполняет ЦП ПК по алгоритму быстрого преобразования Фурье — FFT). К сожалению, эта удачная программа давно не обновлялась, и, кроме того, не бесплатна.
К нашему большому удовлетворению один из энтузиастов радиолюбительской связи Вольфганг Бушер DL4YHF разработал аналогичную программу, которую назвал Spectrum Laboratory ( Spectrum Lab ). Она абсолютно бесплатна , относительно компактна, но по функциональности во многом даже превосходит SpectraLAB. Инсталлятор последней рабочей и бета версии (объёмом чуть больше 2 МБ) доступен по адресу dl4yhf.ssl7.com/speclab/ и с зеркала www.qsl.net/dl4yhf/spectra1.html.
Любимая программа на ZX Spectrum (перезалив)
Кроме имеющейся и в SpectraLAB возможности представления исследуемого сигнала во временной области виртуальным осциллографом и в частотной области спектроанализатором (стандартное двухмерное представление по осям спектральная плотность / частота и трехмерное с дополнительной осью времени) или спектро-графом-«водопадом» (частота / время + изображение спектральной плотности цветом; минимальный временной шаг спектрографа составляет беспрецедентно малую миллисекунду, что позволяет эффективно анализировать акустические процессы), а также генерации тест-сигналов типа синусоиды, меандра, треугольного, свип-тона, белого и розового шума, Spectrum Lab позволяет генерировать тест-сигналы с амплитудной и частотной модуляцией, причем в качестве модулирующего сигнала можно выбрать как стандартный, так и описываемый формулой пользователя или коротким (до 1024 точек) аудиофайлом.
Программа умеет работать со всеми современными звуковыми картами разрядностью до 24 бит и частотой дискретизации до 192 кГц, причём точность измерений гарантируется калибровкой не только коэффициента усиления, но даже частоты дискретизации звуковой карты. А «заточенные» под связистов и радиолюбителей возможности Spectrum Lab просто уникальны — сразу видно, что программу разрабатывал настоящий энтузиаст.
Специально для радистов предусмотрен DF6NM’s Wideband Direction Finder with Colour Encoded Spectrogram Display — цветной круговой индикатор направлений на радиомаяки, вычисляющий азимут посредством сравнения сигналов с двух антенн, развернутых в пространстве по отношению друг к другу. Входной сигнал для анализа можно получать не только через звуковую карту ПК, но и сразу в цифровом виде с выхода программного аудиоплеера Winamp (без промежуточного преобразования в файл), т.е. обеспечена работа с любыми цифровыми аудиоформатами, понятными для Winamp (wav, mp3, wma, aac и т.д.), а также потоковыми файлами фонограмм, закачиваемыми из интернета.
Компьютер ZX Spectrum — что это такое?
Встроенный в Spectrum Lab HTTP-сервер позволяет как управлять функциями с удаленного компьютера средствами HTML+javascript, так и отправлять/ принимать данные/результаты анализа через интернет или локальную сеть.
Специальный интерфейс Audio Utility (http:// www.qsl.net/dl4yhf/snd_utH.html) способен принимать сигнал и с любого другого внешнего АЦП, например, со встроенного в микроконтроллер PIC (http://www.qsl.net/dl4yhf/soundutl/ serpicad.htm) через последовательный интерфейс последнего.
Связисты тоже могут быть довольны — предусмотрена не только возможность приема и декодирования сигналов цифровых видов связи, таких как PSK31, BPSK, QPSK, FSK, multi-tone HELL, MSK , но и специальный сверхбыстрый режим спектрографа, позволяющий визуализировать телеграфный сигнал Slow CW (QRSS, DFCW, CASTLE). Связь трансивера с ПК через СОМ-порт позволяет сконфигурировать автоматическое переключение Spectrum Lab в режиме передачи к выходу модулятора передатчика. Режимы декодеров MSF (60 кГц), HBG (75 кГц) и DCF77 (77,5 кГц) предназначены для автосинхронизации часов вашего ПК с временным кодом (сигналами точного времени) упомянутых длинноволновых передатчиков (для этой процедуры вам понадобится длинноволновый радиоприемник). При подключении левого и правого линейных входов полнодуплексной звуковой карты к квадратурным I и Q выходам приемника прямого преобразования специальный режим DC receivers Image Cancelling позволяет в режиме реального времени компенсировать помехи зеркального канала. Настройки FFT позволяют выполнять в реальном времени сдвиг спектра входного сигнала, например, с ультразвука 17,2 кГц в слышимый звуковой диапазон 650 Гц (специальная настройка «Bat converter» переносит вниз спектр и позволяет услышать «локаторы» летучих мышей), а режим Frequency Offset Detector компенсирует уход частоты длинноволнового или KB приемника.
Возможности синтезируемых программой фильтров (полосовых, режекторных, ФНЧ, ФВЧ, фильтров пользователя с произвольной задаваемой графически АЧХ) характеризуются их предельным порядком 128 (!), нереализуемым обычными аналоговыми способами. От множества предустановок синтезируемых фильтров просто захватывает дух. Например, усовершенствованный адаптивный антифоновый режекторный фильтр сетевых помех (50 Гц или 60 Гц и их гармоник) Advanced hum filter с целью минимизации побочного воздействия на полезный звуковой сигнал синтезируется настолько узкополосным, что полоса подавления становится уже допуска на сетевую частоту, и фильтр приходится делать следящим за частотой помехи. В этом ему помогает спектроанализатор, непрерывно следящий по любому из двух алгоритмов (V1.1 или V1.2, предложенных Полем Никольсоном http:// www.abelian.demon.co.uk/humfilt/) за мгновенной частотой сетевой помехи в заданной частотной окрестности (по умолчанию ±0.5% от 50 или 60 Гц) с заданными периодичностью (по умолчанию 0,5 с) и предельной скоростью изменения. Сохранение данных анализа возможно как в текстовый, так и в графический (bmp/jpg) файл, причем как однократно вручную, так и автоматически по заданному расписанию или с заданной периодичностью, а также при выполнении заданного условия.
Полное описание возможностей программы Spectrum Lab выходит за рамки этой статьи, но уже упомянутого достаточно, чтобы ощутить её уникальность и полезность для радиолюбителей. Вместо точки в конце обзора Spectrum Lab упомянем еще один пункт меню — Spectrum Lab Components, где автор в виде эквивалентной блок-схемы изображает «железный» эквивалент программных блоков, выделяя зеленым цветом задействованные в конкретном режиме узлы схемы, серым — «отключенные», а красным — блоки, параметры которых заданы некорректно или режимы не соответствуют предельно допустимым (например, перегружен по уровню микшер звуковой карты). Двойным щелчком мышки по тому или иному блоку вызываются меню, определяющие параметры этого блока.
Вас может заинтересовать:
- Пробник регулятора холостого хода
- Программа Spectrum Laboratoty
- Программа Spectrum Laboratory
- Настройка Проигрывателя
- Катер с электронно-механическим приводом
Источник: www.radioman-portal.ru
Spectrum 1.5(std)
Кратко: Программа для построения, обработки, анализа и преобразования графиков, численного анализа табличных данных.
Spectrum — Программа для построения, обработки, анализа и преобразования графиков, численного анализа табличных данных, т.е. данных, заданных в виде колонок значений. Источником данных для графиков может быть файл, буфер обмена, заданная пользователем формула или другие графики. Чтобы создать график из файла, в большинстве случаев достаточно просто указать имя файла.
Программа предназначена для использования в инженерной и научной деятельности, например для обработки экспериментальных результатов. В Spectrum Вы оперируете с графиками как единой сущностью.
Вы можете выполнять различные операции с графиками — складывать и вычитать графики друг из друга, делить или умножать один график на другой, трансформировать и преобразовывать графики — не заботясь о том, что при этом происходит с отдельными точками. Все действия в Spectrum выполняются в несколько кликов мышью или несколько нажатий горячих клавиш, которые могут быть легко настроены в соответствие с Вашими предпочтениями.
Функции анализа, преобразования и исследования графиков имеют интуитивный графический интерфейс, а их параметры, примеры и особенности использования описаны в файле справки. Дистрибутив программы содержит большое количество тестовых графиков, на которых Вы можете испытать ее возможности. Хотя основным назначением программы является анализ данных, Spectrum предлагает также большое число настроек для задания внешнего вида графиков, формата диаграммы. Так что результаты, полученные при помощи программы, вполне могут быть использованы в разного рода отчетах, презентациях и т.п.
Информация о программе
Скачивание программы
Рекомендованный софт
Программа для наблюдения за компьютерами в локальной сети: скриншоты, работа в программах, сайты, кейлоггер, почта. Выявит «крыс», повысит дисциплину.
Полезные программы
Фильтр, повышающий качество воспроизведения фильмов кодированных в форматах DivX/XviD, особенно с низким битрейтом.
Программа для наблюдения за компьютерами в локальной сети: скриншоты, работа в программах, сайты, кейлоггер, почта. Выявит «крыс», повысит дисциплину.
Style XP позволяет настраивать внешний вид (темы, стили, обои) Windows XP и Windows 2003.
Источник: 1001soft.com
Spectrum
Spectrum — это программа для построения, обработки, анализа и преобразования графиков, численного анализа табличных данных, т.е. данных, заданных в виде колонок значений. Источником данных для графиков может быть файл, буфер обмена, заданная пользователем формула или другие графики. Чтобы создать график из файла, в большинстве случаев достаточно просто указать имя файла.
Программа предназначена для использования в инженерной и научной деятельности, например для обработки экспериментальных результатов. В Spectrum Вы оперируете с графиками как единой сущностью. Вы можете выполнять различные операции с графиками — складывать и вычитать графики друг из друга, делить или умножать один график на другой, трансформировать и преобразовывать графики — не заботясь о том, что при этом происходит с отдельными точками. Все действия выполняются в несколько кликов мышью или несколько нажатий горячих клавиш, которые могут быть легко настроены в соответствие с Вашими предпочтениями.
Функции анализа, преобразования и исследования графиков имеют интуитивный графический интерфейс, а их параметры, примеры и особенности использования описаны в файле справки. Дистрибутив программы содержит большое количество тестовых графиков, на которых Вы можете испытать её возможности. Хотя основным назначением программы является анализ данных, Spectrum предлагает также большое число настроек для задания внешнего вида графиков, формата диаграммы. Так что результаты, полученные при помощи программы, вполне могут быть использованы в разного рода отчётах, презентациях и т.п.
Источник: freesoft.ru
Древности: ZX Spectrum, программы на кассетах и высокая чёткость
Я приезжаю на родину, вытаскиваю из закромов пыльные коробки с добром, разбираю и думаю вот о чём. Моя история разделена прогрессом на две части: цифровую и аналоговую. С аналоговой все просто: что не потеряно за дюжину переездов, вот оно, на месте: фотографии, дневники, письма. С цифровой сложнее. Самые ранние цифровые документы у меня датируются примерно 2001 годом.
И то, практически все оттуда утеряно, лишь пара случайных фоток сохранились на болванках CD-R. Более-менее надежно переписка, логи чатов, фотографии и музыка начинают храниться с 2003 года. Именно с этого момента при покупке нового жесткого диска мне больше не надо было продавать старый.
Между тем первый персональный компьютер появился у меня в 1990 году. А примерно до 1996 года моим домашним компьютером был клон ZX Spectrum по имени АТМ Турбо. Потом долгое время был 386-й IBM PC. Из этого первого компьютерного десятилетия не сохранилось вообще ничего. Или так мне казалось, пока я, разбирая старые кассеты, не наткнулся на остатки коллекции спектрумовских программ.
И стало мне интересно — а что там вообще? Прочитается ли? И главное, удастся ли что-нибудь вспомнить интересного про ту эпоху, которая все же была ну очень давно. Как будто и не со мной. В отличие от подборки софта 2002 года, сегодня — особый заплыв по волне моей памяти.
Как если бы я отправлялся в город, где раньше бывал, но не потому, что он особо хорош или интересен.
Просто хочется убедиться, что мне не показалось, и я действительно там был.
Эта история в формате живой трансляции рассказывается у меня в телеграм-канале. Там же на этой неделе стартовала новая рубрика «по следам публикаций СМИ», с вырезками из компьютерных журналов прошлого. Обсуждение публикаций и обновлений в канале производится в специально заточенном чатике.
Итак, мы имеем три кассеты с распечатанными на принтере Robotron вкладышами. Каждая пронумерована ручкой: есть номера 3, 12 и 14. Можно сделать вывод, что у меня было минимум 14 кассет, и на каждой 10-12 или больше программ и игр. Это внушительная коллекция. На самом деле кассет было около двадцати. Две кассеты лишены каких-либо подписей.
У постсоветских кассет от света пожелтел пластиковый корпус, причем выглядит это похоже на аналогичный эффект у иллюминаторов сверхзвукового лайнера Ту-144. Интересно, есть ли здесь какая-то связь?
Старожилы припоминают, что в даже нашей провинции действовала точка по продаже спектрумовского софта, но мы там ничего не покупали. Игры одалживал у кого-то мой отец, после чего мы их аккуратно переписывали.
Вообще я был объективно слишком мал для полного вовлечения в процесс: скорее наблюдал за тем, как пакетик с микросхемами и плата превращаются сначала в чудом работающую мешанину проводов на столе, а потом убираются в корпус от советского восьмибитного компьютера «Партнёр 01.01». АТМ Турбо серьезно превосходит оригинальный ZX Spectrum 1982 года: памяти в нем 512 килобайт, процессор может работать в турборежиме с частотой 7 Мгц, есть возможность загрузиться в «офисную» операционную систему CP/M. Через год после постройки, к компьютеру прикручиваются два пятидюймовых дисковода. С этого момента кассеты почти не используются. Зачем, если есть возможность загрузить игру за секунды, а не за минуты?
С появлением дисковода коллекция софта на кассетах стремительно деградирует. Для записи музыки самые дешевые постсоветские кассеты не очень годятся, но я все равно пытаюсь. Ирония судьбы в том, что от тех дискет в ходе обычной жизненной турбулентности не осталось ничего. А кассеты, хоть и не все, сохранились. А вот записано на них… Ну будем говорить честно: что попало.
В ситуации, когда нет ни интернета, ни профильных журналов, ни денег, стратегия выбора программ была такая — сохранить у себя всё, до чего дотянулась рука, вдруг потом пригодится.
Так что набор программ и игр — он не совсем характеризует меня или мои школьные увлечения. Это памятник эпохе. Из всех «спектрумовских» игр мне реально запомнились буквально две-три. Например, известные всем Dizzy и Exolon. И еще Bruce Lee. Я ее прохожу, как выяснилось при записи видео, примерно за 10 минут, но отчасти благодаря тому, что будучи школьником тратил на нее часы и дни.
Я тогда даже не сразу понял, что после первых трёх экранов есть продолжение, а когда увидел проход на новый уровень — это были такие эмоции, которые сейчас можно получить только при помощи премии в размере годового оклада.
Ладно, давайте что ли загружать программы с кассет. Я не стал для этого эксперимента покупать оригинальный ZX Spectrum. Во-первых, это игрушка для богатых западных детей, и если уж восстанавливать железо, то надо искать тот самый АТМ Турбо (или совсем уж прокачанный АТМ Турбо 2+). Во-вторых, мне очень нравится картинка, которую дают современные эмуляторы ZX Spectrum на современном железе.
Есть что-то такое в этих огромных идеально квадратных пикселях. Поэтому для путешествия во времени используется эмулятор Spectaculator, выбранный в том числе и за способность загрузки игр прямо с магнитофона.
Не могу не отметить, какой феерический используется набор железа, чтобы играть в восьмибитные игры. Компьютер с четырьмя процессорными ядрами, каждое с частотой 2.7 гигагерца. 32 гигабайта оперативной памяти. Звуковая карта, способная захватывать сигнал с частотой до 48 килогерц. 27-дюймовый экран с количеством пикселей в 42 раза больше, чем способен выводить сам ZX Spectrum.
Кажется, что этот космический корабль сейчас начнет создавать восьмибитные игры из окружающего воздуха. Но нет: я подключаю магнитофон, выставляю уровни, включаю старую запись с программой, и ничего не работает.
Но я был к этому готов. Для начала хочу проверить схему на надежном источнике. Для этого я добавляю еще больше абсурда. Вместо магнитофона подключаю смартфон (8 ядер, 6 гигабайт оперативной памяти), на Ютюбе нахожу полное видео загрузки спектрумовской игры, запускаю — работает! В чем дело?
Дело в скорости. В 90-е программы записывались на магнитолу Рига 110, которая крутила ленту чуть быстрее, чем надо. Теперь же программа воспроизводится чуть медленнее, и эмулятор ее «не слышит». Частота пилот-тона, по которому определяется начало программы, составляет 764 герца, а надо 817.
Небольшая коррекция в программе Audacity, и я смог загрузить игру, перекинув поправленный звуковой файл на смартфон и подключив его к звуковой карте. Но это как-то не спортивно. Хочется, несмотря на эмуляторы, загрузки с кассеты напрямую. А вот лезть в настройки своего рабочего магнитофона совсем не хочется.
К счастью, я уже давно в магнитофонном бизнесе, и помимо основного магнитофона и резервного магнитофона, у меня еще есть ненужный магнитофон. Его не жалко: подстраиваю на нем скорость и положение аудиоголовки, чтобы максимально соответствовать параметрам записи 27-летней давности. И оно работает! Работает!1 Ахахаха.
Конечно я не выбирал, что загрузить в первую очередь, и мне попался какой-то оооочень странный трехмерный пинг-понг. Но все равно круто: из 2018 года это воспринимается примерно как цифровая фотосъемка на кулич. Впечатляет надежность системы: запись очевидно шумная, скорость плавает, магнитофон фонит и стрекочет. Но работает. Экспириенс был медитативный.
Три минуты загружаешь игру, и никогда точно не знаешь, получится ли, или же вылетит ошибка. И не все игры получается загрузить: тут фатально зажевано, здесь уходит в перезагрузку эмулятор, по неизвестной причине. Но все же кое-что получается.
По этому клону арканоида (или breakout) можно составить впечатление о спектрумовских играх. Там брали за душу не столько графикой и музыкой, сколько геймплеем. Отсюда невероятная сложность на самом первом уровне: скорость высокая, бита микроскопическая, попробуй попади. Этот экспириенс сильно отличается от казуальных игр современности: миллионных блокбастеров, больше похожих на кинофильмы, в которых ты иногда нажимаешь на кнопки.
Дальше стало еще сложнее. Импортная (или поддельная) кассета Yokohama оказалась самой проблемной. Неравномерно намотанная лента десятилетиями была спрессована. Пришлось переставить ленту в новый корпус, отрезать совсем пострадавшую часть. Не помогло: при прослушивании было ощущение, что куски программ хаотически записаны одна поверх другой, или… Подождите, при втором подходе к снаряду я уловил какую-то логику в этих звуках, как будто запись прокручивают задом наперед.
И точно: оцифровываю запись, переворачиваю в редакторе Audacity, и получаю абсолютно спектрумовский звук. Но очень глухой, из-за того, что запись читается с нерабочей стороны ленты! Видимо когда-то кассета была сурово зажевана, лента небрежно заправлена назад, перекручена, и большая часть кассеты играет не тем местом. Нахожу помятый кусок, расправляю, наматываю ленту как надо. Пробую загрузить программу, работает!
Ну, не считая того, что я так и не понял, как играть в эту игру. Набор игр «какие попало» предполагает очень много странной фигни. Писали как можно больше, на всякий случай, не оценивая качество «контента». Я в большинство игр с этих кассет кажется и не играл вовсе: в каждый момент времени был пяток фаворитов. К остальным я обращался, только когда лучшие хиты надоедали.
А тут и вовсе провал: запись стёрта. В конце девяностых я от нечего делать экспериментировал с записью музыки на двойной скорости, это позволяло немного улучшить качество. Жертвой стали спектрумовские программы, вместо них записаны песни группы Offspring, теперь играющие в два раза медленнее, чем надо. Звучит устрашающе.
Увы, я так и не узнаю, что же представляет собой программа под названием «Большое Дерьмо Восемь». Или узнаю. Интернет спешит на помощь. Big Shit 8 — это довольно унылая хакерская демка 1987 года.
Осталось оцифровать последнюю кассету, и тут меня ждал сюрприз.
На этой кассете без подписей тоже записаны программы, но это программы НЕ для спектрума. А для какого компьютера? Вариантов у меня немного, до спектрума у меня был советский персональный компьютер Партнёр 01.01 на базе процессора КР580ВМ80А, он же клон Intel 8080. Проблема в том, что два известных мне эмулятора (Emu80 и просто Emu) эти записи не распознают.
Возможно имеет место ошибка в скорости записи. Также у меня возникло впечатление, что у «Партнёра» было два разных формата записи на ленту — для бинарных файлов, и для текстовых данных и программ на языке Бейсик. Одну из записей я выложил в телеграм-канале (и продублировал тут). Может кто-то что-то подскажет? Есть утилиты конвертации звука в код, без использования эмулятора?
Было бы интересно раскопать до конца и эту тему, и конечно история Партнёра и других вариаций Радио86РК достойна отдельного поста.
Мой Спектрум — это как если в детстве тебя сводили в планетарий, но это было давно, и ты ничего не помнишь. Ни где он находится, ни про звезды и планеты, но осталось устойчивое приятное впечатление. У меня — так. Кажется последней игрой, в которую я играл на спектруме, стала НЛО-2: Дъяволы бездны, российская вариация на тему X-Com: Terror from The Deep.
Потом появился IBM PC-совместимый компьютер, и спектрум был мгновенно заброшен на полку. Совершить повторный визит в историю 27-летней давности все же было приятно.
Порадовала надежность чтения с ленты: несмотря на пожеванность кассет и их изначально унылое качество, запись на дубовый советский магнитофон, данные остаются доступными три десятка лет спустя. Эти кассеты с программами уже пережили массу более современных носителей информации и сервисов, и переживут еще немало. ZX Spectrum разрабатывался в соответствии с ограничениями носителя: об этом говорит проект OTLA, который позволяет в оригинальные компьютеры загружать данные в десять раз быстрее, достаточно избавиться от посредника в виде магнитной ленты.
Наследие ZX Spectrum огромно, оно достойно множества исторических исследований. Но пусть ими займется кто-нибудь другой. Когда я был во втором классе, нам после уроков устроили игровой вечер на 286-х IBM PS/2. Для 1990 года это было что-то невероятно, космически крутое. В тот же вечер отец привез домой «Партнер 01.01», и я был рад иметь дома даже такой компьютер.
Но в памяти была графика досовских игр. «Партнёр», а позже «Спектрум» так и остались для меня ступенькой на пути к исполнению большой мечты. Что ж. По крайней мере, в ожидании своего 386-го десктопа я весьма неплохо провел время за восьмибитными игрушками.
- zx spectrum
- лкдревности
- аудиокассеты
- умеренная рыдалка
- Блог компании «Лаборатория Касперского»
- Старое железо
- Игры и игровые консоли
Источник: habr.com