В эффективной системе антикоррупционного комплаенс в организации особое место как одному из важнейших инструментов снижения рисков отводится процедурам проверки контрагентов, причем не только традиционно рассматриваемых в этом качестве иных компаний, которые вступают с Вашей организацией в какие-либо хозяйственные отношения (поставщики, клиенты (в том числе физические лица), партнеры и т.д.), но и лиц, претендующих на трудоустройство — в рамках проведения соответствующих кадровых процедур.
Предварительное осуществление проверочных мероприятий перед проведением сделки с той или иной компанией в рамках так называемого «due diligence», дословно означающего «должную добросовестность» (в отечественной практике более распространено хождение «должная осмотрительность»), может стать серьезным аргументом при обосновании целесообразности и реальности конкретной сделки в рамках налогового спора, не говоря уже о случаях коррупционных проявлений в поведении контрагента, позволив снять юридическую ответственность или существенно снизить возможные негативные последствия.
Онлайн-конференция «Проверка контрагентов в условиях новой реальности»
Источник отдельных изображений: сервис Яндекс.Картинки, режим доступа: свободный
В век информационных технологий, помимо запроса учредительных документов контрагента, проведения бесед с его текущими и бывшими партнерами на предмет добросовестности и прочих «ручных» инструментов проверки все большую популярность завоевывают информационные web-сервисы, позволяющие в автоматизированном режиме получать все необходимые сведения о конкретном контрагенте в целях принятия решений о сотрудничестве и/или дальнейшем взаимодействии с ним, включая:
- все основные реквизиты : ИНН, ОГРН, наименование, фактический (юридический) адрес, контакты, сведения об учредителях и руководителе, размере уставного капитала, распределении долей (в том числе историческая динамика) и т.д.;
- сведения о прибылях и убытках , взаимодействии и аффилированности (связи) с другими компаниями, физическими лицами, участии в судебных спорах ;
- публикации в СМИ о ключевых лицах компании, в том числе (или даже в первую очередь) негативного характера;
- различные индексы и показатели — долговая нагрузка, кредитное плечо, индекс платежной дисциплины.
и прочая, и прочая — в общем, все то, что вам может понадобиться для комплексной оценки добросовестности контрагента, выстраивания его «профиля», учета репутационных и иных рисков, (негативных) последствий в случае взаимодействия с ним в рамках заключаемых договоров или иных правоотношений.
При этом рынок информационных услуг по проверке контрагентов развивается весьма активно, каждый год предлагая все новые и новые инструменты и наборы данных.
В качестве основных «игроков» на этом рынке, по крайней мере в России, можно отметить, пожалуй, следующие сервисы по комплексной проверке контрагентов:
- сервис от ФНС «Прозрачный бизнес» ( бесплатно , но не очень интересно);
- проект ТАСС «ТАСС-Бизнес» ;
- продукт «СКБ Контур» «Контур.Фокус» ;
- «Seldon.Basis» ;
- и, конечно же, «СПАРК» от «Интерфакса».
(пятерки, думаю, хватит «за глаза», но если кого-то важного пропустил, жду ваше мнение и комментарии)
Spark 1: Что такое Big data, Spark и spark консоль
Далее полемизировать о сущности каждого сервиса и в целом процедуре проверки контрагентов, возможностях, плюсах и недостатках сервисов в рамках данной заметки я, пожалуй, не буду (мы итак несколько отвлеклись, и это предмет совсем другой нашей беседы), а лучше вернусь к сути.
Итак, 29 января 2020 года на площадке Центра международной торговли ( Москва ) прошла XVI ежегодная конференция «СПАРК 2020» , посвященная нововведениям и практике использования одноименного сервиса проверки контрагентов.
Конференция «СПАРК 2020». Источник изображения: автор
Компания ( АО «Интерфакс» ), как и обычно, ответственно подошла к организации мероприятия, традиционно организовав фуршет в преддверии «действа» и не поленившись сверстать мобильное приложение для участия в онлайн-опросах, просмотра всей запланированной программы (расписания) и базовой информации о спикерах, общения с коллегами.
И вот, наевшись сырников и перекусив пирожками с мясом, я устроился на свободном месте в конференц-зале неподалеку от сцены.
Краткая справка (для тех, кто «в танке»): продукт АО «Интерфакс» СПАРК (полное наименование » Сетевое издание Информационный ресурс СПАРК» ) является одним из лидеров в своем сегменте, позволяя в реальном времени получать комплексную агрегированную из множества официальных открытых источников информацию о компаниях и их должностных лицах. Помимо стандартных базовых наборов данных, содержащих ключевую информацию о потенциальных контрагентах, рассматриваемый сервис предоставляет пользователю также возможности по автоматизированной обработке такой информации и построению прогнозных моделей изменения тех или иных (финансовых, репутационных) показателей/индикаторов на основе проведенного анализа в целях учета рисков.
Несмотря на некоторую «статичность» мероприятия (все-таки достаточно тяжело в течение нескольких часов кряду выслушивать от ТОПов компании пиар продукта и предоставляемых им возможностей), по окончании выступлений спикеров и в результате общения с некоторыми представителями компании я отметил для себя и хочу поделиться следующим:
- на основе автоматизированного анализа больших объемов данных ( «big data» ) в рамках Legal tech решения «СПАРК» учится выстраивать прогнозные модели исхода судебного спора конкретных компаний, что позволяет оценивать потенциальную исковую нагрузку Вашей организации или компании-контрагента (ИИ, ты ли это?!);
- в рамках основной подписки появится сервис [ЭТО ПРОСТО БОМБА]автоматизированной проверки контрагентов , позволяющий «под себя» настраивать регламенты таких проверок (учитываемые показатели, допустимые пределы их значений и т.д. по контрагенту), допускающий ручную проверку отдельных сведений (например, предоставленных организацией учредительных документов) и последующее внесение их результатов в систему, а также предлагающий формирование сводного визуализированного отчета по окончании проверки , который не стыдно и даже полезно будет захватить с собой в суд или налоговую в случае чего;
- активно развивается партнерский сервис «Dun ( «Ди энд Би» ) ( сведения о компаниях, бенефициарах и активах во всех крупных юрисдикциях на основе национальных государственных реестров, публикаций в СМИ, информации от партнеров — что может быть полезно Вашей компании при поиске активов в рамках того же форензик) и сервис с красивым названием «X-Compliance» , «заточенный» на «пробив» так называемых ПДЛ ( публичных должностных лиц — руководителей органов и гос.организаций различных уровней (Министры, губернаторы и т.д.)) по всем основным санкционным спискам, а также получение информации о связях (аффилированности), активах и деловой репутации ПДЛ на основе агрегированной информации из официальных публичных источников ( впрочем, особых уникальных возможностей и пользы по сравнению с базовой версией «СПАРК» я не увидел, а ценник «кусается» );
- ну и конечно же год от года расширяется информационная база по юридическим и физическим лицам (привет ИП), совершенствуются алгоритмы расчета показателей/индексов , контекстного различения схожих компаний ( ООО Ромашка» (Нижегородская обл.) и ООО «Ромашка» (Липецкая обл.) ), ярче светит солнце , добавляются новые наборы данных ( сведения об объектах интеллектуальной собственности (товарные знаки) в привязке к их владельцам, анализ санкционных списков ). в общем, тенденции и динамику Вы уловили.
А что Вы думаете по поводу новых сервисов и инструментов «СПАРК» и ресурсе в целом? Целесообразно ли их применение в Вашем бизнесе (профессиональной деятельности)?
Если понравился материал, можете почитать и другие мои заметки о комплаенс:
Источник: dzen.ru