Программа «Зеленый дом» А. А. Плешакова (традиционная система обучения, вариативная программа) представляет собой систему учебных курсов с экологической направленностью, разработанную для всех классов начальной школы.
Программа состоит из двух частей. На первом этапе обучения дети знакомятся с окружающим миром, включая природу, общество, человека, а основные природоведческие и экологические понятия изучаются в последующих классах (III — IV). Ее экологическую направленность определяют идеи многообразия и экологической целостности природы, единство природы и человека. Структурные части программы:
1. Ознакомление с окружающим миром (основной курс) I – II класс.
2. Природоведение (основной курс) III, IV класс.
3. Экология для младших школьников (факультативный курс).
4. Планета загадок (факультативный курс).
Приоритетной задачей программы является формирование в сознании учащихся единого, целостно окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.
ВПР по окружающему миру 4 класс. Полный разбор заданий
Наблюдения за растениями в разные сезоны года подводят учащихся к пониманию определенных сменяющих одна другую стадий в их жизнедеятельности, в связи с этим авторы предлагают следующие экскурсии.
Курс нацелен на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной среде.
В содержании курса человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирования у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нем человека. Вместе с тем дети узнают об изменениях в природе, происходящих под воздействием человека, убеждаются в необходимости ее охраны, вовлекаются в посильную природоохранную деятельность.
Кроме того, учащимся даются общие сведения о семье, профессиях, о школе, родном городе, стране, а также элементарные гигиенические сведения. В качестве дополнительного материала в программе дана тема «Что, как и почему». В ней предлагается познакомить учащихся с разнообразными явлениями окружающего мира: светом, звуком, электричеством.
Таким образом, к концу первого года обучения дети должны знать о своей стране, городе, правила поведения в обществе, на улице, различать времена года, природные объекты и изделия, сделанные руками человека. Они должны иметь представления о растениях и животных, вести наблюдения в природе с целью получения элементарных представлений о природе, окружающем мире, явлениях природы.
Учебный материал второго класса сгруппирован в следующих темах: «Природа вокруг нас», «Дом и школа», «Родной край», «Наша страна». По названию тем можно судить, как они близки с материалом первого года обучения. В то же время представления здесь более конкретизированы.
Окружающий мир 1 класс: Школа России против Перспективы
Учащиеся знакомятся с отличительными признаками живой и неживой природы, Солнцем как источником тепла и света на Земле. Систематизируются знания о диких и домашних животных, культурных и дикорастущих растениях, даются представления о растительном и животном мире различных сообществ: луга, леса, водоема. Продолжаются наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Существенно увеличена доля географического материала. Здесь формируются такие понятия, как горизонт, компас, ориентирование, равнинная и гористая местность, разнообразие водоемов. В качестве дополнительной теме предлагается с природой разных уголков планеты, странами и народами мира в форме путешествия по карте и глобусу.
В третьем классе работа строится вокруг тем «Природа и мы», «Сбережем воздух и воду, полезные ископаемые и почву», «Сохраним удивительный мир растений и животных», «Будем беречь здоровье», с помощью которых удается обобщить, систематизировать и расширить уже имеющиеся у детей представления о многообразии природы, ее роли в жизни человека. Одновременно с этим часть материала содержит вопросы, связанные с охраной природы и ее защитой от отрицательного воздействия человека.
Особое внимание обращено на раскрытие разнообразных взаимосвязей в природе: внутри неживой природы, между живой и неживой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными), а так же, как уже отмечалось, между природой и человеком.
Последней изучается тема «Будем беречь здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как о части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого.
В четвертом классе курс направлен на формирование географических понятий. Учащиеся знакомятся с глобусом и картой полушарий, получают общие представления о Земле – ее форме, размерах, вращении вокруг своей оси, о материках и океанах. Дети на конкретном материале узнают об экологических проблемах планеты, возможных путях их решения.
Тема «Сбережем природу России» знакомит детей с природными зонами нашей федерации, основными экологическими проблемами этих зон, природоохранной работой. Здесь же даются представления о природном равновесии и необходимости его учитывать при организации хозяйственной деятельности людей.
Далее в теме «Сохраним природу своего края» изучаются особенности поверхности, полезные ископаемые, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся. При этом дети опираются на знания, полученные в курсе «Ознакомление с окружающим миром», однако в четвертом классе эти знания не только расширяются, но и значительно углубляются, детализируются, приобретают более выраженную экологическую направленность.
Интересен факультативный курс «Планета загадок», который знакомит учащихся с удивительным миром природы, ее тайнами и загадками. Программа курса охватывает самые различные области природоведческих знаний. В его содержании интегрированы знания из географии, биологии, экологии. Это материалы о великих географических открытиях, об истории нашей планеты, ее растительном и животном мире, тайнах драгоценных камней, истории открытия удивительных растений и животных, многообразии и особенностях жизни насекомых, обитателей морей и океанов. Содержание курса составлено с учетом потребностей детей этого возраста к познанию тайн природы и подается в виде «путешествий» по континентам, морям и океанам, в глубь веков, в мир растений и животных.
Таким образом, программа А. А. Плешакова «Зеленый дом» направлена на систематизацию и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, обогащение их нравственного опыта, формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков правильного поведения в природе и социальной среде. Дети узнают об изменениях в природе, происходящих под воздействием человека, убеждаются в необходимости ее охраны, вовлекаются в посильную природоохранную деятельность.Целенаправленно и последовательно в курсе раскрываются доступные пониманию учащихся экологические зависимости, осознание которых необходимо для развития учащихся современного экологического мышления. Большое внимание уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде, следование которым составляет основу экологической культуры личности, чему способствуют следующие экскурсии.
Большое место отводится вопросам охраны природы:
Соответственно программе в учебниках с I – IV класс прослеживается линия по формированию у детей современной экологически ориентированной картины мира, по формированию бережного отношения к богатствам природы.
Программа «Мы и окружающий мир» Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова (система развивающего обучения Л. В. Занкова).
Главной целью программы является формирование у ребенка широкой целостной, научной картины мира. Предметами осмысления учеников становятся: вечное движение, изменчивость самого мира и представлений о нем человека, мучительный процесс познания законов и явлений природы.
По мнению Л. В. Занкова материал «…должен быть дан так, чтобы у детей сложилась целостная, яркая картина природных явлений и жизни людей в разных странах и уголках Земного шара (уделив особое внимание, конечно, своей стране), чтобы дети получили общее представление обо всем мире и о нашей планете, на которой живет человечество».
Основными задачами программы являются: развивать экологическое мышление, формировать экологическую грамотность; на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию существенных природных связей и закономерностей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости.
В системе обучения, направленного на общее развитие, предусмотрено изучение естествознания с первого класса и географии со второго как самостоятельных учебных предметов. Разделение курсов вместо интегрированных предметов «Ознакомление с окружающим миром» и «Природоведение» осуществлено в соответствии с предметными областями научных знаний.
Отбор содержания по географии основан на сравнительно-географическом методе, заключающемся в сочетании мироведения и краеведения. Во втором классе даются общегеографические понятия: карта, глобус, ориентирование, горизонт, движение Земли. Кроме этого детям сообщаются сведения о том, как человек изучал Землю, о великих географических открытиях.
Программа третьего класса посвящена изучению континентов, ландшафтов, природных зон, полезных ископаемых. Учащиеся знакомятся со строением Земли, гидросферой, атмосферой, литосферой и биосферой, взаимосвязью этих оболочек, историей развития органического мира. В заключительных темах рассматривается деятельность человека, человеческое общество. Учащиеся знакомятся различными государствами и отношениями между ними, влиянием человека на изменения природной среды на Земле, с проблемами выживания. Большое внимание уделяется здесь экологическим проблемам, которые встают перед современным человеком.
Наблюдения за растениями в разные сезоны года подводят учащихся к пониманию определенных сменяющих одна другую стадий в их жизнедеятельности, в связи с этим авторы предлагают следующие экскурсии.
Подготовка учителя к уроку.
Учитель готовится к системе уроков по теме, рассматривая урок как ее отдельное звено. При этом устанавливается взаимосвязь понятий внутри темы и между отдельными темами.
Содержание урока и объем представлений и понятий определяется по программе, учебнику и методической литературе. В зависимости от содержания и целей выбирается соответствующая структура урока.
Подготовка учителя к уроку проходит через два этапа.
1. Предварительная подготовка включает знакомство с программой, учебником, учебными пособиями и методической литературой; подбор наглядных пособий. На этом этапе проводится календарно-тематическое планирование, т.е. учебный материал в пределах каждой темы распределяется по урокам с указанием календарных сроков их проведения»
Для составления календарно-тематического плана учителю нужно знать количество учебных недель в году, число недельных часов, отводимых на изучение естествознания и количество программных часов, требующихся для прохождения каждой темы.
2. Непосредственная (текущая) подготовка включает написание учителем конспекта урока. Конспект может быть составлен в удобной для учителя форме, но обязательно должен содержать следующие элементы: тема урока; цели (дидактические, развивающие, воспитательные); оборудование (для учителя и учащихся); ход урока с указанием основных этапов и распределением времени на их проведение.
Перед уроком необходимо продумать и оформление доски.
Начинающий учитель должен писать дословный конспект урока, в который включаются предполагаемые (полные и правильные) ответы детей.
9.Методика образования и развития естественнонаучных понятий.
Одной из самых сложных проблем в теории и практике обучения младших школьников является проблема образования и развития научных понятий. В настоящее время существуют два подхода к данной проблеме. Первый базируется на эмпирической теории познания и предполагает необходимость «живого созерцания». Этот подход освещен в работах К.Д. Ушинского, М.Н.
Скаткина, Н.А. Рыкова, В.М., С.А. Павловича, В.А. Сухомлинского и др.
Второй подход разработан в технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова. Он провозглашает повышение роли теоретических знаний, которые выходят за пределы чувственных представлений, опираются на мысленные преобразования абстракций, отражают внутренние отношения и связи.
Процесс познания человеком окружающего мира проходит два уровня — чувственный (эмпирический) и логический. На первом уровне познания главную роль играют органы чувств (анализаторы) человека. На втором — процесс мышления, который заключается в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями.
У младших школьников преобладает конкретно-образное мышление. При этом главная роль принадлежит непосредственному восприятию предметов и явлений природы, т.е. чувственному (эмпирическому) уровню познания.
Исходным моментом в познании окружающего мира являются ощущения — отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений при помощи анализаторов. При этом в соответствующих зонах коры больших полушарий головного мозга возникают очаги возбуждения. Чем больше органов чувств задействовано в процессе познания, тем активнее происходит аналитическая деятельность коры.
на втором этапе познания включается синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга. Между очагами возбуждения в зонах различных анализаторов образуются временные связи. Это служит основой для восприятия, т.е. отражения в коре головного мозга предмета в целом при непосредственном контакте с ним.
На этом этапе познания ученик воспринимает уже совокупность свойств предмета. Известняк, например, воспринимается им как белое, твердое, непрозрачное природное тело, определенной формы и размеров, не имеющее блеска.
Третьим этапом познания является образование представления, т.е. отражение внутреннего образа предмета, хранимого в памяти человека. Физиологической основой представлений является сохранение связей между очагами возбуждения в коре больших полушарий. Так образуются представления памяти.
Этот этап является мостиком между чувственным и логическим познанием.
Представления могут возникать и без непосредственного восприятия предмета, а только на основе устного рассказа учителя или текста учебника. Например, на основе описания ученик может представить себе природу Арктики или пустыни. любое описание должно сопровождаться демонстрацией наглядных пособий.
Понятие — форма мышления, в которой отражаются общие, существенные и необходимые признаки предметов и явлений.
В начальном курсе естествознания формируются, в основном, элементарные понятия, которые впервые вводят учащихся в понимание закономерностей окружающего мира.
Источник: infopedia.su
Современные программы по окружающему миру общая характеристика программ
1. Ланин Борис Александрович (Контент / Сотрудники / Ланин Борис Александрович) . (Dis)Connections, Copenhagen – Nizhnii Novgorod, 2008, pp. 70-84. (наанглийскомязыке)32. ‘Воображаемая Россия в современной русской антиутопии’, in Beyond the Empire: Images of Russia in the Eurasian Cultural .
НОВОСТИ
fields news_date—>
Наталье Фёдоровне Виноградовой вручена Почетная грамота Президента Российской Федерации.
4 июля 2023 г., заведующей лабораторией начального общего образования Института стратегии развития образования, члену-корреспонденту РАО, доктору педагогических наук, профессору Наталье Фёдоровне Виноградовой вручена Почетная грамота Президента Российской Федерации за вклад в развитие науки и много.
fields news_date—>
30 июня завершились курсы повышения квалификации «Авторов и авторских коллективов по разработке учебников для 5-9 классов по языкам народов Российской Федерац.
Открыли курсы Тимофеева Анна Александровна, заместитель директора департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации, Логвинова Ирина Михайловна, начальник управления научно-образовательной деятельности Института стратегии раз.
fields news_date—>
Генеральной прокуратурой Российской Федерации проводится Международный молодежный конкурс социальной антикоррупционной рекламы «Вместе против коррупции!».
К участию в конкурсе приглашаются молодые люди в возрасте от 14 до 35 лет, которым предлагается подготовить конкурсные работы на тему «Вместе против коррупции!», отразив в них свои идеи и представления о борьбе с коррупцией, а также роль и значение международного сотрудничества в данном направлении.
fields news_date—>
Заседание Ученого совета. Института стратегии развития образования: итоги и планы развития.
27 июня состоялось заседание Учёного совета, в рамках которого были представлены итоги деятельности Института стратегии развития образования в первом полугодии 2023 года и намечены планы дальнейшей работы. С приветственным словом к участникам Ученого совета обратился Максим Александрович Костенко, .
fields news_date—>
Федеральные основные образовательные программы по всем предметам будут введены в начале учебного года.
Федеральные основные образовательные программы (ФООП) по всем школьным предметам начнут действовать с 1 сентября 2023 года. Об этом сообщил Министр просвещения РФ Сергей Кравцов на Всероссийском совещании руководителей региональных органов исполнительной власти по актуальным вопросам развития систе.
fields news_date—>
Вышел новый номер журнала «Отечественная и зарубежная педагогика»
Выпуск посвящен актуальным направлениям образования: -вопросы воспитания в современном мире -дидактика и методика обучения в школе -непрерывное профессиональное образование -история педагогики и образования -педагогическая компаративистика Особого внимания в связи с введением в образовательный проц.
fields news_date—>
Продолжается регистрация на заключительный этап Всероссийского профессионального конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы».
На сегодняшний день заявки для участия в Конкурсе подали учителя из 73 регионов Российской Федерации и воспитатели из 36 регионов – победители региональных этапов Конкурса. В этом году по решению министра просвещения РФ С.С. Кравцова в программу проведения Конкурса впервые добавлена новая номинация.
Источник: instrao.ru
Современные программы по окружающему миру общая характеристика программ
Авторизация
- О нас
- Новости Института
- Наши достижения
- Наша команда
- Фотоальбом
- Вакансии
- Контакты офиса
- Магазин в Москве («Абрис»)
- Международная деятельность
- Доступная среда
- Технология деятельностного метода
- Курс математики «Игралочка»
- Программа «Мир открытий»
- Международный конкурс «Учу учиться»
- Взаимодействие с семьей
- Библиотека для работников образования
- Технология ДМ
- Курс «Математика 1-9»
- Программа курса «Олимпиадная математика. 1-9 класс»
- Курс «Математический театр»
- Курс «Мир деятельности»
- Каллиграфия цифр
- Международный конкурс «Учу учиться»
- Взаимодействие с родителями
- Библиотека
- Важное о программе
- Детская Академия Петерсон
- Преимущества программы
- Детские сады и школы
- Шпаргалки для родителей
- Основные риски
- Курс «Мир деятельности»
- Родительское собрание
- В кабинете психолога
- Библиотека для родителей
- Поучительные притчи
- Афоризмы об образовании
- «Решебник» к учебникам
- Родителям дошкольников
- Мы в соцсетях
- Вебинары
- Выездные курсы
- Для работников дошкольного образования
- Учителям начальной школы
- Учителям основной школы
- Курсы для заведующих, ППС, методистов кафедр математического образования
- Стажировки
- Сводное расписание курсов
- Регистрация на курсы On-line
- Дистанционное обучение
- Отзывы о курсах
- Правоустанавливающие документы
- Актуальные документы
- ООП для школы
- Примерные рабочие программы по математике
- Курс «Мир деятельности»
- Государственный стандарт
- Рекомендованные учебники
- О функционировании Центра
- О присуждении премий
- Благодарственные письма
- ООП для детского сада
- Дошкольное образование
- Федеральный инновационный проект 2021-2023
- Всероссийский инновационный проект 2018-2023
- Международный исследовательский проект 2022-2027
- Работа лабораторий
- Вебинары
- Стажировочные площадки
- События
- Архив