Современные программы по окружающему миру общая характеристика программ

Содержание

Программа «Зеленый дом» А. А. Плешакова (традиционная система обучения, вариативная программа) представляет собой систему учебных курсов с экологической направленностью, разработанную для всех классов начальной школы.

Программа состоит из двух частей. На первом этапе обучения дети знакомятся с окружающим миром, включая природу, общество, человека, а основные природоведческие и экологические понятия изучаются в последующих классах (III — IV). Ее экологическую направленность определяют идеи многообразия и экологической целостности природы, единство природы и человека. Структурные части программы:

1. Ознакомление с окружающим миром (основной курс) I – II класс.

2. Природоведение (основной курс) III, IV класс.

3. Экология для младших школьников (факультативный курс).

4. Планета загадок (факультативный курс).

Приоритетной задачей программы является формирование в сознании учащихся единого, целостно окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.

ВПР по окружающему миру 4 класс. Полный разбор заданий

Наблюдения за растениями в разные сезоны года подводят учащихся к пониманию определенных сменяющих одна другую стадий в их жизнедеятельности, в связи с этим авторы предлагают следующие экскурсии.

Курс нацелен на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной среде.

В содержании курса человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирования у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нем человека. Вместе с тем дети узнают об изменениях в природе, происходящих под воздействием человека, убеждаются в необходимости ее охраны, вовлекаются в посильную природоохранную деятельность.

Кроме того, учащимся даются общие сведения о семье, профессиях, о школе, родном городе, стране, а также элементарные гигиенические сведения. В качестве дополнительного материала в программе дана тема «Что, как и почему». В ней предлагается познакомить учащихся с разнообразными явлениями окружающего мира: светом, звуком, электричеством.

Таким образом, к концу первого года обучения дети должны знать о своей стране, городе, правила поведения в обществе, на улице, различать времена года, природные объекты и изделия, сделанные руками человека. Они должны иметь представления о растениях и животных, вести наблюдения в природе с целью получения элементарных представлений о природе, окружающем мире, явлениях природы.

Учебный материал второго класса сгруппирован в следующих темах: «Природа вокруг нас», «Дом и школа», «Родной край», «Наша страна». По названию тем можно судить, как они близки с материалом первого года обучения. В то же время представления здесь более конкретизированы.

Окружающий мир 1 класс: Школа России против Перспективы

Учащиеся знакомятся с отличительными признаками живой и неживой природы, Солнцем как источником тепла и света на Земле. Систематизируются знания о диких и домашних животных, культурных и дикорастущих растениях, даются представления о растительном и животном мире различных сообществ: луга, леса, водоема. Продолжаются наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Существенно увеличена доля географического материала. Здесь формируются такие понятия, как горизонт, компас, ориентирование, равнинная и гористая местность, разнообразие водоемов. В качестве дополнительной теме предлагается с природой разных уголков планеты, странами и народами мира в форме путешествия по карте и глобусу.

В третьем классе работа строится вокруг тем «Природа и мы», «Сбережем воздух и воду, полезные ископаемые и почву», «Сохраним удивительный мир растений и животных», «Будем беречь здоровье», с помощью которых удается обобщить, систематизировать и расширить уже имеющиеся у детей представления о многообразии природы, ее роли в жизни человека. Одновременно с этим часть материала содержит вопросы, связанные с охраной природы и ее защитой от отрицательного воздействия человека.

Читайте также:
Как два видео объединить в одно без программ

Особое внимание обращено на раскрытие разнообразных взаимосвязей в природе: внутри неживой природы, между живой и неживой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными), а так же, как уже отмечалось, между природой и человеком.

Последней изучается тема «Будем беречь здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как о части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого.

В четвертом классе курс направлен на формирование географических понятий. Учащиеся знакомятся с глобусом и картой полушарий, получают общие представления о Земле – ее форме, размерах, вращении вокруг своей оси, о материках и океанах. Дети на конкретном материале узнают об экологических проблемах планеты, возможных путях их решения.

Тема «Сбережем природу России» знакомит детей с природными зонами нашей федерации, основными экологическими проблемами этих зон, природоохранной работой. Здесь же даются представления о природном равновесии и необходимости его учитывать при организации хозяйственной деятельности людей.

Далее в теме «Сохраним природу своего края» изучаются особенности поверхности, полезные ископаемые, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся. При этом дети опираются на знания, полученные в курсе «Ознакомление с окружающим миром», однако в четвертом классе эти знания не только расширяются, но и значительно углубляются, детализируются, приобретают более выраженную экологическую направленность.

Интересен факультативный курс «Планета загадок», который знакомит учащихся с удивительным миром природы, ее тайнами и загадками. Программа курса охватывает самые различные области природоведческих знаний. В его содержании интегрированы знания из географии, биологии, экологии. Это материалы о великих географических открытиях, об истории нашей планеты, ее растительном и животном мире, тайнах драгоценных камней, истории открытия удивительных растений и животных, многообразии и особенностях жизни насекомых, обитателей морей и океанов. Содержание курса составлено с учетом потребностей детей этого возраста к познанию тайн природы и подается в виде «путешествий» по континентам, морям и океанам, в глубь веков, в мир растений и животных.

Таким образом, программа А. А. Плешакова «Зеленый дом» направлена на систематизацию и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, обогащение их нравственного опыта, формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков правильного поведения в природе и социальной среде. Дети узнают об изменениях в природе, происходящих под воздействием человека, убеждаются в необходимости ее охраны, вовлекаются в посильную природоохранную деятельность.Целенаправленно и последовательно в курсе раскрываются доступные пониманию учащихся экологические зависимости, осознание которых необходимо для развития учащихся современного экологического мышления. Большое внимание уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде, следование которым составляет основу экологической культуры личности, чему способствуют следующие экскурсии.

Большое место отводится вопросам охраны природы:

Соответственно программе в учебниках с I – IV класс прослеживается линия по формированию у детей современной экологически ориентированной картины мира, по формированию бережного отношения к богатствам природы.

Программа «Мы и окружающий мир» Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова (система развивающего обучения Л. В. Занкова).

Главной целью программы является формирование у ребенка широкой целостной, научной картины мира. Предметами осмысления учеников становятся: вечное движение, изменчивость самого мира и представлений о нем человека, мучительный процесс познания законов и явлений природы.

По мнению Л. В. Занкова материал «…должен быть дан так, чтобы у детей сложилась целостная, яркая картина природных явлений и жизни людей в разных странах и уголках Земного шара (уделив особое внимание, конечно, своей стране), чтобы дети получили общее представление обо всем мире и о нашей планете, на которой живет человечество».

Основными задачами программы являются: развивать экологическое мышление, формировать экологическую грамотность; на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию существенных природных связей и закономерностей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости.

В системе обучения, направленного на общее развитие, предусмотрено изучение естествознания с первого класса и географии со второго как самостоятельных учебных предметов. Разделение курсов вместо интегрированных предметов «Ознакомление с окружающим миром» и «Природоведение» осуществлено в соответствии с предметными областями научных знаний.

Отбор содержания по географии основан на сравнительно-географическом методе, заключающемся в сочетании мироведения и краеведения. Во втором классе даются общегеографические понятия: карта, глобус, ориентирование, горизонт, движение Земли. Кроме этого детям сообщаются сведения о том, как человек изучал Землю, о великих географических открытиях.

Читайте также:
Программа чтобы почистить телефон от вирусов

Программа третьего класса посвящена изучению континентов, ландшафтов, природных зон, полезных ископаемых. Учащиеся знакомятся со строением Земли, гидросферой, атмосферой, литосферой и биосферой, взаимосвязью этих оболочек, историей развития органического мира. В заключительных темах рассматривается деятельность человека, человеческое общество. Учащиеся знакомятся различными государствами и отношениями между ними, влиянием человека на изменения природной среды на Земле, с проблемами выживания. Большое внимание уделяется здесь экологическим проблемам, которые встают перед современным человеком.

Наблюдения за растениями в разные сезоны года подводят учащихся к пониманию определенных сменяющих одна другую стадий в их жизнедеятельности, в связи с этим авторы предлагают следующие экскурсии.

Подготовка учителя к уроку.

Учитель готовится к системе уроков по теме, рассматри­вая урок как ее отдельное звено. При этом устанавливается взаимосвязь понятий внутри темы и между отдельными темами.

Содержание урока и объем представлений и понятий оп­ределяется по программе, учебнику и методической литера­туре. В зависимости от содержания и целей выбирается со­ответствующая структура урока.

Подготовка учителя к уроку проходит через два этапа.

1. Предварительная подготовка включает знакомство с программой, учебником, учебными пособиями и методи­ческой литературой; подбор наглядных пособий. На этом этапе проводится календарно-тематическое планирование, т.е. учебный материал в пределах каждой темы распределя­ется по урокам с указанием календарных сроков их проведения»

Для составления календарно-тематического плана учите­лю нужно знать количество учебных недель в году, число недельных часов, отводимых на изучение естествознания и количество программных часов, требующихся для прохож­дения каждой темы.

2. Непосредственная (текущая) подготовка включает написание учителем конспекта урока. Конспект может быть составлен в удобной для учителя форме, но обязательно дол­жен содержать следующие элементы: тема урока; цели (ди­дактические, развивающие, воспитательные); оборудование (для учителя и учащихся); ход урока с указанием основных этапов и распределением времени на их проведение.

Перед уроком необходимо продумать и оформление доски.

Начинающий учитель должен писать дословный конспект урока, в который включаются предполагаемые (полные и правильные) ответы детей.

9.Методика образования и развития естественнонаучных понятий.

Одной из самых сложных проблем в теории и практике обучения младших школьников является проблема образо­вания и развития научных понятий. В настоящее время существуют два подхода к данной проблеме. Первый бази­руется на эмпирической теории познания и предполагает необходимость «живого созерцания». Этот подход освещен в работах К.Д. Ушинского, М.Н.

Скаткина, Н.А. Рыкова, В.М., С.А. Павловича, В.А. Сухомлин­ского и др.

Второй подход разработан в технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова. Он провозглашает повышение роли теоретических знаний, которые выходят за пределы чувственных представлений, опираются на мыс­ленные преобразования абстракций, отражают внутренние отношения и связи.

Процесс познания человеком окружающего мира проходит два уровня — чувственный (эмпирический) и логический. На первом уровне познания главную роль играют органы чувств (анализаторы) человека. На втором — процесс мыш­ления, который заключается в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями.

У младших школьников преобладает конкретно-образное мышление. При этом главная роль принадлежит непосред­ственному восприятию предметов и явлений природы, т.е. чувственному (эмпирическому) уровню познания.

Исходным моментом в познании окружающего мира явля­ются ощущения — отражение в коре головного мозга отдель­ных свойств предметов и явлений при помощи анализаторов. При этом в соответствующих зонах коры больших полушарий головного мозга возникают очаги возбуждения. Чем больше органов чувств задействовано в процессе познания, тем актив­нее происходит аналитическая деятельность коры.

на втором этапе познания включается синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга. Между очагами возбу­ждения в зонах различных анализаторов образуются времен­ные связи. Это служит основой для восприятия, т.е. отра­жения в коре головного мозга предмета в целом при непосред­ственном контакте с ним.

На этом этапе познания ученик воспринимает уже сово­купность свойств предмета. Известняк, например, воспри­нимается им как белое, твердое, непрозрачное природное тело, определенной формы и размеров, не имеющее блеска.

Третьим этапом познания является образование представ­ления, т.е. отражение внутреннего образа предмета, хра­нимого в памяти человека. Физиологической основой пред­ставлений является сохранение связей между очагами воз­буждения в коре больших полушарий. Так образуются представления памяти.

Этот этап является мостиком между чувственным и логи­ческим познанием.

Представления могут возникать и без непосредственного восприятия предмета, а только на основе устного рассказа учителя или текста учебника. Например, на основе описания ученик может представить себе природу Арктики или пус­тыни. любое описание должно сопровождаться демонстрацией наглядных пособий.

Читайте также:
Как переустановить программы на Айфон

Понятие — форма мышления, в которой отражаются общие, существенные и необходимые признаки предметов и явлений.

В начальном курсе естествознания формируются, в ос­новном, элементарные понятия, которые впервые вводят учащихся в понимание закономерностей окружающего мира.

Источник: infopedia.su

Современные программы по окружающему миру общая характеристика программ

Министерство просвещения Российской Федерации (учредитель Института)

Год педагога и наставника

Всероссийские просветительские мероприятия

Государственное задание

Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся»

Горячая линия «Обновление содержания общего образования» 8-800-200-91-85 пункт 7

Дополнительное профессиональное образование

Федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию

Результаты Интеллектуальной Деятельности

Подписка на журнал

Первичная профсоюзная организация Института

Обращения граждан

Школа молодого ученого

Конкурс на замещение вакантных должностей

Информационный портал ОБЪЯСНЯЕМ.РФ

1. Ланин Борис Александрович (Контент / Сотрудники / Ланин Борис Александрович) . (Dis)Connections, Copenhagen – Nizhnii Novgorod, 2008, pp. 70-84. (наанглийскомязыке)32. ‘Воображаемая Россия в современной русской антиутопии’, in Beyond the Empire: Images of Russia in the Eurasian Cultural .

НОВОСТИ

fields news_date—>

Наталье Фёдоровне Виноградовой вручена Почетная грамота Президента Российской Федерации.

Наталье Фёдоровне Виноградовой вручена Почетная грамота През.

4 июля 2023 г., заведующей лабораторией начального общего образования Института стратегии развития образования, члену-корреспонденту РАО, доктору педагогических наук, профессору Наталье Фёдоровне Виноградовой вручена Почетная грамота Президента Российской Федерации за вклад в развитие науки и много.

fields news_date—>

30 июня завершились курсы повышения квалификации «Авторов и авторских коллективов по разработке учебников для 5-9 классов по языкам народов Российской Федерац.

30 июня завершились курсы повышения квалификации «Авторов и .

Открыли курсы Тимофеева Анна Александровна, заместитель директора департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации, Логвинова Ирина Михайловна, начальник управления научно-образовательной деятельности Института стратегии раз.

fields news_date—>

Генеральной прокуратурой Российской Федерации проводится Международный молодежный конкурс социальной антикоррупционной рекламы «Вместе против коррупции!».

Генеральной прокуратурой Российской Федерации проводится Меж.

К участию в конкурсе приглашаются молодые люди в возрасте от 14 до 35 лет, которым предлагается подготовить конкурсные работы на тему «Вместе против коррупции!», отразив в них свои идеи и представления о борьбе с коррупцией, а также роль и значение международного сотрудничества в данном направлении.

fields news_date—>

Заседание Ученого совета. Института стратегии развития образования: итоги и планы развития.

Заседание Ученого совета. Института стратегии развития образ.

27 июня состоялось заседание Учёного совета, в рамках которого были представлены итоги деятельности Института стратегии развития образования в первом полугодии 2023 года и намечены планы дальнейшей работы. С приветственным словом к участникам Ученого совета обратился Максим Александрович Костенко, .

fields news_date—>

Федеральные основные образовательные программы по всем предметам будут введены в начале учебного года.

Федеральные основные образовательные программы по всем предм.

Федеральные основные образовательные программы (ФООП) по всем школьным предметам начнут действовать с 1 сентября 2023 года. Об этом сообщил Министр просвещения РФ Сергей Кравцов на Всероссийском совещании руководителей региональных органов исполнительной власти по актуальным вопросам развития систе.

fields news_date—>

Вышел новый номер журнала «Отечественная и зарубежная педагогика»

Вышел новый номер журнала «Отечественная и зарубежная педаго.

Выпуск посвящен актуальным направлениям образования: -вопросы воспитания в современном мире -дидактика и методика обучения в школе -непрерывное профессиональное образование -история педагогики и образования -педагогическая компаративистика Особого внимания в связи с введением в образовательный проц.

fields news_date—>

Продолжается регистрация на заключительный этап Всероссийского профессионального конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы».

Продолжается регистрация на заключительный этап Всероссийско.

На сегодняшний день заявки для участия в Конкурсе подали учителя из 73 регионов Российской Федерации и воспитатели из 36 регионов – победители региональных этапов Конкурса. В этом году по решению министра просвещения РФ С.С. Кравцова в программу проведения Конкурса впервые добавлена новая номинация.

Источник: instrao.ru

Современные программы по окружающему миру общая характеристика программ

Версия для слабовидящих

Авторизация

  • О нас
  • Новости Института
  • Наши достижения
  • Наша команда
  • Фотоальбом
  • Вакансии
  • Контакты офиса
  • Магазин в Москве («Абрис»)
  • Международная деятельность
  • Доступная среда
  • Технология деятельностного метода
  • Курс математики «Игралочка»
  • Программа «Мир открытий»
  • Международный конкурс «Учу учиться»
  • Взаимодействие с семьей
  • Библиотека для работников образования
  • Технология ДМ
  • Курс «Математика 1-9»
  • Программа курса «Олимпиадная математика. 1-9 класс»
  • Курс «Математический театр»
  • Курс «Мир деятельности»
  • Каллиграфия цифр
  • Международный конкурс «Учу учиться»
  • Взаимодействие с родителями
  • Библиотека
  • Важное о программе
  • Детская Академия Петерсон
  • Преимущества программы
  • Детские сады и школы
  • Шпаргалки для родителей
  • Основные риски
  • Курс «Мир деятельности»
  • Родительское собрание
  • В кабинете психолога
  • Библиотека для родителей
  • Поучительные притчи
  • Афоризмы об образовании
  • «Решебник» к учебникам
  • Родителям дошкольников
  • Мы в соцсетях
  • Вебинары
  • Выездные курсы
  • Для работников дошкольного образования
  • Учителям начальной школы
  • Учителям основной школы
  • Курсы для заведующих, ППС, методистов кафедр математического образования
  • Стажировки
  • Сводное расписание курсов
  • Регистрация на курсы On-line
  • Дистанционное обучение
  • Отзывы о курсах
  • Правоустанавливающие документы
  • Актуальные документы
  • ООП для школы
  • Примерные рабочие программы по математике
  • Курс «Мир деятельности»
  • Государственный стандарт
  • Рекомендованные учебники
  • О функционировании Центра
  • О присуждении премий
  • Благодарственные письма
  • ООП для детского сада
  • Дошкольное образование
  • Федеральный инновационный проект 2021-2023
  • Всероссийский инновационный проект 2018-2023
  • Международный исследовательский проект 2022-2027
  • Работа лабораторий
  • Вебинары
  • Стажировочные площадки
  • События
  • Архив
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru