Лекция 1. Образовательная система: понятие и виды.
2. Системы образования в общегосударственном масштабе.
3. Система образовательных организаций в современной России.
4. Образовательная организация как система.
5. Образовательный процесс как система.
Воробьева С.В. Основы управления образовательными системами: учеб. пособие. для студ. высш. учеб. заведений / С.В.Воробьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 208 с. – с. 21-24, 84-94.
Вопрос 1. Понятие и виды образовательных систем. (Воробьева С.В. Основы управления образовательными системами: учеб. пособие. для студ. высш. учеб. заведений / С.В.Воробьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 208 с. – с. 21-24, 84-94.)
Под системой (в общетеоретическом аспекте) понимается нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей (С.И.Ожегов).
Образовательной системой считается всякая специально организованная система, предназначенная для включения человека в культуру (прошлую, настоящую и будущую) для того, чтобы сформировать определенную готовность к действию, наладить механизмы ориентации, адаптации, побуждения, коммуникации, продуцирования ценностей культуры. (С.В.Воробьева)
Методист онлайн-курсов. Где и как его найти на проект или в штат?
Исходя из такого понимания, можно выделить следующие виды образовательных систем:
· Системы образования в общегосударственном масштабе (система образования РФ; система образования региона (субъекта РФ); муниципальная система образования).
· Система образовательных учреждений.
· Образовательное учреждение как система.
· Образовательный процесс как система.
Вопрос 2. Системы образования в общегосударственном масштабе. (Воробьева С.В. Основы управления образовательными системами: учеб. пособие. для студ. высш. учеб. заведений / С.В.Воробьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 208 с. – с. 21-24, 84-94; http://ru.wikipedia.org/)
Структура системы образования в РФ складывается из следующих компонентов:
· Государственные образовательные стандарты и образовательные программы различного уровня и направленности;
· Сеть образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;
· Органы управления образованием.
Структуры региональной и муниципальной систем образования адекватны указанной выше структуре.
Государственные образовательные стандарты выступают, наряду с Законом РФ «Об образовании», Федеральной программой развития образования, Национальной Доктриной образования, а также Концепцией модернизации образования, важнейшим государственным законодательным документом в области образования.
Введенные в 90-е г.г. прошлого века, ГОСы выполняют следующие функции:
• Выступают государственными механизмами обеспечения гарантий на образование для всех учащихся (независимо от того, по какой программе и в каком типе школ они обучаются).
• Обеспечивают целостность образовательного пространства в рамках РФ.
Рабочая программа воспитания в ДОО: организация физического воспитания и физического развития дошков
• Расписывают требования к результатам, содержанию и структуре образовательных программ и условиям реализации стандарта ( три Т)
В настоящее время в российском образовании действуют ФГОСы начального общего образования (1-4 классы), принятые в 2009 г. (стандарты нового поколения). С сентября 2013 г. вступили в силу стандарты нового поколения для основного среднего образования (5-9 классы). Принципиальное отличие стандартов нового поколения в том, что они в качестве приоритетных провозглашают цели развития личности обучаемых средствами образования, в силу чего основными результатами образования признаются не только предметные (зуны), но и метапредметные (так называемые универсальные учебные действия, выступающие показателями самостоятельной учебной деятельности и, как следствие, показателями личностного развития).
Государственные образовательные стандарты создаются для различных уровней образования в РФ: начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования, среднего специального образования, высшего профессионального образования. В 2014 г. впервые был введен ФГОС дошкольного образования, придя на смену Федеральным государственным требованиям (ФГТ).
На основе стандартов создаются основные образовательные программы (ООП) для различных уровней образования.
· Общеобразовательные (основные и дополнительные);
· Профессиональные (основные и дополнительные).
К общеобразовательным программам относятся:
· Программы дошкольного образования;
· Программы начального общего образования;
· Программы основного общего образования;
· Программы среднего (полного) общего образования.
· Основные требования к результатам освоения ООП: предметным, метапредметным и личностным.
·- программы учебных дисциплин
·- Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся
·- Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
·- Программа коррекционной работы
·- программы внеурочной работы
· Технологии, методы и методики обучения и воспитания.
· Формы обучения и воспитания, режимные условия реализации ООП.
· Набор диагностик (дидактических, социально-педагогических, психологических и пр.).
• Основные требования к условиям реализации ООП .
Вопрос 3. Виды образовательных систем. Система образовательных организаций в современной России.
Система образовательных организаций (ОО) в современной России представлена следующими типами ОО:
— дошкольные. Виды ДОО: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т.п.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей;
— общеобразовательные. Виды ОО: средние общеобразовательные школы; школы с углубленным изучением отдельных предметов; гимназии; лицеи; вечерние школы; образовательные организации типа интернатов; специальные школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии; внешкольные образовательные организации (детские музыкальные и художественные школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии, фольклорные ансамбли, детско-юношеские спортивные школы, станции юных техников, центры досуга и др.);
— организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Виды ОО: детский дом; детский дом семейного типа;
— организации дополнительного образования. Виды ОДО: (организации дополнительного образования детей; организации дополнительного образования взрослых;
— организации профессионального образования (Виды ОПО: средние, высшие);
— другие организации, предоставляющие образовательные услуги (учебно-производственный межшкольный комбинат).
Вопрос 4. Образовательная организация как система (Воробьева С.В. Основы управления образовательными системами: учеб. пособие. для студ. высш. учеб. заведений / С.В.Воробьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 208 с. – с. 21-24, 84-94.)
Рассмотрим с позиций системного подхода такой вид общеобразовательной организации, как школа. Школа как система имеет достаточно сложную структуру, тем более что необходимо говорить о системе школы в нескольких масштабах: в социальном масштабе, в масштабе коллективов, в масштабе процессов.
Инвариантным структурным компонентом в системе «общеобразовательная школа» при любом масштабе выступает целевой блок, включающий миссию и цель деятельности школы.
Миссия школы (термин заимствован из понятийного аппарата педагогического менеджмента) – принятое коллективно и в добровольном порядке решение о предназначении школы. Миссия – это своего рода идеал, отражающий общие ценности, к которым стремится педколлектив школы. Пример формулировки миссии школы: Мы обеспечим самое лучшее образование для всех учащихся, будем поддерживать профессиональный рост педагогов и способствовать развитию сообщества педагогов, родителей и учеников.
Миссия стала формулироваться школами достаточно недавно в связи с возрастанием самостоятельности школы, ее роли как регионального центра культуры и образования (в населенном пункте, районе). Миссия школы формулируется с учетом социального заказа региона и возможностей педагогического коллектива. Часто, определяясь со своей миссией, школа определяется с собственным видом и статусом.
Цель деятельности школы – прогнозируемые образовательные результаты, к которым стремится школа, достижение которых планируется за определенный, достаточно длительный временной период. Долгосрочная цель школы формулируется в зависимости от ее миссии. Цели школы, планируемые на краткосрочную перспективу, — это уже задачи школы. В формулировках задач расписываются этапы и способы достижения цели школы. Требования к цели и задачам школы (целевому компоненту деятельности школы):
· измеримость (формулируемость в количественных показателях);
· конкретность (выражается в том, что формулировки содержать указание сроков достижения прогнозируемых результатов).
Пример формулировки цели школы: К ….году (через пять лет) создать условия для достижения 80% учащихся школы планируемых образовательных результатов; повышения квалификации и переподготовки 60% педагогов школы; вовлечения 40% родителей в деятельность по организации досуга учащихся во внеурочной среде школе.
Вариативные структурные компоненты школы как системы:
В социальном масштабе структура школы аналогична структуре системы образования в России:
· Совокупность образовательных программ и стандартов, реализуемых школой.
· Структурные подразделения, реализующие образовательные программы (классы, группы, кружки и др.).
· Школьные службы и структуры управления.
В масштабе коллективов:
· Структуры общественного управления школой (совет школы, собрание школы, попечительский совет школы).
В масштабе процессов, осуществляющихся в школе (образовательного, инновационного, обеспечивающего и управленческого). Рассмотрим систему школы с позиции образовательного процесса:
· Процессы обучения по отдельным предметам.
· Процессы обучения по циклам предметов.
· Процессы обучения по классам.
· Процессы обучения по параллелям.
· Процессы обучения по ступеням школы.
· Процессы обучения по сменам.
· Процесс воспитания различных категорий учащихся.
· Процесс дополнительного образования.
Вопрос 5. Образовательный процесс как система.
Образование необходимо рассматривать с позиции комплексного системно-процессуального подхода, т.е. как процесс и как систему.
Образование как процесс — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», 2013 г.).
Из формулировки видно, что образование как процесс носит двусторонний характер, т.к. является совокупностью таких со-процессов, как процесс обучения и процесс воспитания.
При рассмотрении образования как процесса, однако, сохраняется системный подход, с точки зрения которого:
Образовательный процесс как система представляет собой совокупность таких находящихся во взаимосвязи и взаимообусловленности компонентов образовательного процесса, как целевой, содержательный, процессуальный компонент (технологии, методы, формы, средства образования и его организации), диагностический (результативный) компонент.
С позиции системного подхода образовательный процесс – это также совокупность систем обучения и систем воспитания.
В силу того, что современное образование нацелено на развитие человека в процессе обучения и воспитания, то схематически развивающее образование как процесс и как систему можно представить как совокупность развивающих процессов и систем обучения и воспитания:
Развивающее образование как процесс
Развивающее образование как система
При изучении содержания данного учебного курса мы с системных позиций раскроем образовательный процесс в современной начальной школе, вникнув в особенности его целевого, содержательного и процессуального компонентов, а также изучим образовательные системы, действующие в современной начальной школе.
Источник: poisk-ru.ru
Образовательная программа дополнительного образования: классификация, нормативно-правовая основа.
Образовательная программа дополнительного образования: классификация, нормативно-правовая основа.
Определение понятия «образовательная программа дополнительного образования». Целевые ориентиры образовательной программы дополнительного образования. Подходы к классификации образовательных программ. Классификация программ по уровню разработки, по уровню организации процесса, по цели обучения, по уровню реализуемых функций. Нормативно-правовые акты, регламентирующие разработку и реализацию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Современная система дополнительного образования исходит из концепции непрерывности и общедоступности, отказа от универсальности и формализации и предлагает индивидуализированный подход, опирающийся на спрос потребителей (детей и их родителей), их свободный выбор и максимальное развитие способностей подрастающего поколения. За последние 10 лет система дополнительного образования подверглась активному реформированию со стороны государства с использованием новых стратегий и инструментов (в том числе информатизации и технологизации). В целях улучшения её качества и доступности были разработаны новые методические подходы, созданы новые программные документы.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» к дополнительным образовательным программам относятся:
- дополнительные общеобразовательные программы — дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
- дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Дополнительное образование детей рассматривается как целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности за пределами федеральных государственных образовательных
Подходы к классификации образовательных программ отличаются выбором критерия — обязательного системообразующего фактора. Любая классификация образовательных программ всегда остается результатом некоторого упрощения действительных граней между типами и видами, т.к. они всегда условны и относительны.
С развитием теории и практики дополнительного образования детей уточнение и изменение классификаций неизбежно. В современной системе дополнительного образования детей программы классифицируются по следующим критериям:
- По уровню разработки:
- Типовая (примерная) программа.
- Модифицированная программа — это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим
Понятие образования
Образование — инструмент для становления личности при помощи получения знаний, освоения навыков развития (познавательных и творческих) через систему социальных институтов (семья, школа, СМИ). Другими словами, это целенаправленный организованный процесс передачи знаний об окружающем мире, опыта предшествующих поколений, приобщение к материальной и духовной культуре человечества, а также воспитание личности и помощь в ее становлении.
Цель образования — приобщить человека к достижениям цивилизации, а также передать и сохранить культурное достояние.
- Совокупность образовательных стандартов и программ.
- Органы управления образованием.
- Комплекс принципов, которые определяют функционирование системы образования.
Основные пути получения:
- Обучение в учебных заведениях.
- Образование в семье.
- Самообразование — когда человек приобретает знания, умения и навыки без помощи других лиц.
Образование можно разделить на два уровня:
- Общее — это обучение в дошкольных и школьных учреждениях. Дети изучают родной язык и литературу, биологию, физику и другие предметы, которые формируют основу мировоззрения.
- Профессиональное — это специализированный вид образования, который реализуется в школах со специальным уклоном, кружках, секциях, лицеях, колледжах, институтах. В этом случае человек проходит обучение, чтобы стать специалистом в определенной сфере, то есть получает профессию.
Человека называют образованным, когда он усвоил достаточно знаний и опыта, которые необходимы в конкретном обществе для реализации в практической, научной, социальной, познавательной и профессиональной деятельности.
Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова
Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков
Классификация функций образования
Функция образования в обществе — это роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс относительно целого явления.
Функции общего образования:
- воспитательная — воспитание нравственных качеств личности, передача культурно-исторического опыта и правил поведения;
- образовательная — сам процесс обучения;
- социализация — облегчение вхождения человека в социум и успешного пребывание в нем;
- подготовка профессионалов, которые будут работать на благо страны, повышать качество жизни;
- приобщение к новым технологиям и другим культурам.
Функции образования с точки зрения государства:
- Экономическая — образование формирует социально-профессиональную структуру общества, в которой люди могут осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деятельности. Главная цель — покрыть потребности трудовых ресурсов во всех сферах экономики.
- Социальная — образование социализирует личность, формирует социально значимые навыки. Образовательный процесс начинается в семье, а продолжается в школе и других учебных заведениях.
- Культурная — образование помогает передать культурные ценности подрастающему поколению в целях воспитания, развития творческих способностей.
- Контролирующая — образование осуществляет контроль за поведением, формирует этические и правовые нормы поведения.
Образование как социальный институт состоит из ряда учреждений, органов управления и обширной системы норм и правил. Посмотрим, как выглядит система образования в Российской Федерации.
Готовьтесь к ЕГЭ по обществознанию на курсах от Skysmart — увлекательно и эффективно!
Система образования в РФ
Система образования — это совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, которые определяют ее функционирование. Характер системы образования в любом государстве определяется его социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями.
Структура российской системы образования:
- Органы управления образованием;
- Совокупность образовательных стандартов и программ;
- Сеть образовательных учреждений:
- дошкольное образование (ясли, детские сады),
- начальное образование (начальная школа — с 1 по 4 класс),
- основное общее (с 5 по 9 классы), среднее общее (с 10 по 11 класс) — средняя школа, гимназия, лицей,
- среднее профессиональное (специальное) образование (профтехучилища, колледжи, лицеи, техникумы),
- высшая школа (вузы).
Принципы образовательной политики в РФ:
- гуманистический характер образования;
- приоритет общечеловеческих ценностей;
- право личности на свободное развитие;
- единство федерального образования при сохранении права национальных и региональных культур на своеобразие образования;
- общедоступность образования;
- адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
- светский характер образования в государственных учреждениях;
- свобода и плюрализм в образовании;
- демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.
Таблица: уровни и ступени системы образования в РФ
Бесплатные занятия по английскому с носителем
Занимайтесь по 15 минут в день. Осваивайте английскую грамматику и лексику. Сделайте язык частью жизни.
Записаться на интенсив
Тенденции в развитии мирового образования
В рамках курса по обществознанию школьники должны знать направления образования в современном мире. Расскажем про некоторые из них.
Демократизация системы образования. Созданы условия для удовлетворения потребностей всех представителей общества. Образование доступно широким слоям населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются.
Рост продолжительности образования. Современному обществу необходимы высококвалифицированные специалисты, из-за чего срок обучения может удлиняться.
Непрерывность образования. В условиях научно-технической революции сотрудник должен уметь быстро переключаться на новые или смежные виды работ, на новые технологии.
Гуманизация образования. Внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям.
Гуманитаризация образования. Повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе, например, экономической теории, социологии, политологии, основ правовых знаний.
Интернационализация процесса образования. Создание единой системы образования для разных стран.
Компьютеризация процесса образования. Использование современных технологий обучения.
Источник: skysmart.ru