Совокупность образовательных программ что это

Лекция 1. Образовательная система: понятие и виды.

2. Системы образования в общегосударственном масштабе.

3. Система образовательных организаций в современной России.

4. Образовательная организация как система.

5. Образовательный процесс как система.

Воробьева С.В. Основы управления образовательными системами: учеб. пособие. для студ. высш. учеб. заведений / С.В.Воробьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 208 с. – с. 21-24, 84-94.

Вопрос 1. Понятие и виды образовательных систем. (Воробьева С.В. Основы управления образовательными системами: учеб. пособие. для студ. высш. учеб. заведений / С.В.Воробьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 208 с. – с. 21-24, 84-94.)

Под системой (в общетеоретическом аспекте) понимается нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей (С.И.Ожегов).

Образовательной системой считается всякая специально организованная система, предназначенная для включения человека в культуру (прошлую, настоящую и будущую) для того, чтобы сформировать определенную готовность к действию, наладить механизмы ориентации, адаптации, побуждения, коммуникации, продуцирования ценностей культуры. (С.В.Воробьева)

Методист онлайн-курсов. Где и как его найти на проект или в штат?

Исходя из такого понимания, можно выделить следующие виды образовательных систем:

· Системы образования в общегосударственном масштабе (система образования РФ; система образования региона (субъекта РФ); муниципальная система образования).

· Система образовательных учреждений.

· Образовательное учреждение как система.

· Образовательный процесс как система.

Вопрос 2. Системы образования в общегосударственном масштабе. (Воробьева С.В. Основы управления образовательными системами: учеб. пособие. для студ. высш. учеб. заведений / С.В.Воробьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 208 с. – с. 21-24, 84-94; http://ru.wikipedia.org/)

Структура системы образования в РФ складывается из следующих компонентов:

· Государственные образовательные стандарты и образовательные программы различного уровня и направленности;

· Сеть образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;

· Органы управления образованием.

Структуры региональной и муниципальной систем образования адекватны указанной выше структуре.

Государственные образовательные стандарты выступают, наряду с Законом РФ «Об образовании», Федеральной программой развития образования, Национальной Доктриной образования, а также Концепцией модернизации образования, важнейшим государственным законодательным документом в области образования.

Введенные в 90-е г.г. прошлого века, ГОСы выполняют следующие функции:

• Выступают государственными механизмами обеспечения гарантий на образование для всех учащихся (независимо от того, по какой программе и в каком типе школ они обучаются).

• Обеспечивают целостность образовательного пространства в рамках РФ.

Рабочая программа воспитания в ДОО: организация физического воспитания и физического развития дошков

• Расписывают требования к результатам, содержанию и структуре образовательных программ и условиям реализации стандарта ( три Т)

В настоящее время в российском образовании действуют ФГОСы начального общего образования (1-4 классы), принятые в 2009 г. (стандарты нового поколения). С сентября 2013 г. вступили в силу стандарты нового поколения для основного среднего образования (5-9 классы). Принципиальное отличие стандартов нового поколения в том, что они в качестве приоритетных провозглашают цели развития личности обучаемых средствами образования, в силу чего основными результатами образования признаются не только предметные (зуны), но и метапредметные (так называемые универсальные учебные действия, выступающие показателями самостоятельной учебной деятельности и, как следствие, показателями личностного развития).

Государственные образовательные стандарты создаются для различных уровней образования в РФ: начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования, среднего специального образования, высшего профессионального образования. В 2014 г. впервые был введен ФГОС дошкольного образования, придя на смену Федеральным государственным требованиям (ФГТ).

На основе стандартов создаются основные образовательные программы (ООП) для различных уровней образования.

· Общеобразовательные (основные и дополнительные);

· Профессиональные (основные и дополнительные).

К общеобразовательным программам относятся:

· Программы дошкольного образования;

· Программы начального общего образования;

· Программы основного общего образования;

· Программы среднего (полного) общего образования.

· Основные требования к результатам освоения ООП: предметным, метапредметным и личностным.

·- программы учебных дисциплин

·- Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся

·- Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

·- Программа коррекционной работы

·- программы внеурочной работы

· Технологии, методы и методики обучения и воспитания.

· Формы обучения и воспитания, режимные условия реализации ООП.

Читайте также:
Brother industries ltd что это за программа

· Набор диагностик (дидактических, социально-педагогических, психологических и пр.).

• Основные требования к условиям реализации ООП .

Вопрос 3. Виды образовательных систем. Система образовательных организаций в современной России.

Система образовательных организаций (ОО) в современной России представлена следующими типами ОО:

— дошкольные. Виды ДОО: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т.п.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей;

— общеобразовательные. Виды ОО: средние общеобразовательные школы; школы с углубленным изучением отдельных предметов; гимназии; лицеи; вечерние школы; образовательные организации типа интернатов; специальные школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии; внешкольные образовательные организации (детские музыкальные и художественные школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии, фольклорные ансамбли, детско-юношеские спортивные школы, станции юных техников, центры досуга и др.);
— организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Виды ОО: детский дом; детский дом семейного типа;

— организации дополнительного образования. Виды ОДО: (организации дополнительного образования детей; организации дополнительного образования взрослых;

— организации профессионального образования (Виды ОПО: средние, высшие);

— другие организации, предоставляющие образовательные услуги (учебно-производственный межшкольный комбинат).

Вопрос 4. Образовательная организация как система (Воробьева С.В. Основы управления образовательными системами: учеб. пособие. для студ. высш. учеб. заведений / С.В.Воробьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 208 с. – с. 21-24, 84-94.)

Рассмотрим с позиций системного подхода такой вид общеобразовательной организации, как школа. Школа как система имеет достаточно сложную структуру, тем более что необходимо говорить о системе школы в нескольких масштабах: в социальном масштабе, в масштабе коллективов, в масштабе процессов.

Инвариантным структурным компонентом в системе «общеобразовательная школа» при любом масштабе выступает целевой блок, включающий миссию и цель деятельности школы.

Миссия школы (термин заимствован из понятийного аппарата педагогического менеджмента) – принятое коллективно и в добровольном порядке решение о предназначении школы. Миссия – это своего рода идеал, отражающий общие ценности, к которым стремится педколлектив школы. Пример формулировки миссии школы: Мы обеспечим самое лучшее образование для всех учащихся, будем поддерживать профессиональный рост педагогов и способствовать развитию сообщества педагогов, родителей и учеников.

Миссия стала формулироваться школами достаточно недавно в связи с возрастанием самостоятельности школы, ее роли как регионального центра культуры и образования (в населенном пункте, районе). Миссия школы формулируется с учетом социального заказа региона и возможностей педагогического коллектива. Часто, определяясь со своей миссией, школа определяется с собственным видом и статусом.

Цель деятельности школы – прогнозируемые образовательные результаты, к которым стремится школа, достижение которых планируется за определенный, достаточно длительный временной период. Долгосрочная цель школы формулируется в зависимости от ее миссии. Цели школы, планируемые на краткосрочную перспективу, — это уже задачи школы. В формулировках задач расписываются этапы и способы достижения цели школы. Требования к цели и задачам школы (целевому компоненту деятельности школы):

· измеримость (формулируемость в количественных показателях);

· конкретность (выражается в том, что формулировки содержать указание сроков достижения прогнозируемых результатов).

Пример формулировки цели школы: К ….году (через пять лет) создать условия для достижения 80% учащихся школы планируемых образовательных результатов; повышения квалификации и переподготовки 60% педагогов школы; вовлечения 40% родителей в деятельность по организации досуга учащихся во внеурочной среде школе.

Вариативные структурные компоненты школы как системы:

В социальном масштабе структура школы аналогична структуре системы образования в России:

· Совокупность образовательных программ и стандартов, реализуемых школой.

· Структурные подразделения, реализующие образовательные программы (классы, группы, кружки и др.).

· Школьные службы и структуры управления.

В масштабе коллективов:

· Структуры общественного управления школой (совет школы, собрание школы, попечительский совет школы).

В масштабе процессов, осуществляющихся в школе (образовательного, инновационного, обеспечивающего и управленческого). Рассмотрим систему школы с позиции образовательного процесса:

· Процессы обучения по отдельным предметам.

· Процессы обучения по циклам предметов.

· Процессы обучения по классам.

Читайте также:
Программа ориентирована на профессиональных архитекторов дизайнеров и проектировщиков что это

· Процессы обучения по параллелям.

· Процессы обучения по ступеням школы.

· Процессы обучения по сменам.

· Процесс воспитания различных категорий учащихся.

· Процесс дополнительного образования.

Вопрос 5. Образовательный процесс как система.

Образование необходимо рассматривать с позиции комплексного системно-процессуального подхода, т.е. как процесс и как систему.

Образование как процесс — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», 2013 г.).

Из формулировки видно, что образование как процесс носит двусторонний характер, т.к. является совокупностью таких со-процессов, как процесс обучения и процесс воспитания.

При рассмотрении образования как процесса, однако, сохраняется системный подход, с точки зрения которого:

Образовательный процесс как система представляет собой совокупность таких находящихся во взаимосвязи и взаимообусловленности компонентов образовательного процесса, как целевой, содержательный, процессуальный компонент (технологии, методы, формы, средства образования и его организации), диагностический (результативный) компонент.

С позиции системного подхода образовательный процесс – это также совокупность систем обучения и систем воспитания.

В силу того, что современное образование нацелено на развитие человека в процессе обучения и воспитания, то схематически развивающее образование как процесс и как систему можно представить как совокупность развивающих процессов и систем обучения и воспитания:

Развивающее образование как процесс

Развивающее образование как система

При изучении содержания данного учебного курса мы с системных позиций раскроем образовательный процесс в современной начальной школе, вникнув в особенности его целевого, содержательного и процессуального компонентов, а также изучим образовательные системы, действующие в современной начальной школе.

Источник: poisk-ru.ru

Образовательная программа дополнительного образования: классификация, нормативно-правовая основа.

Образовательная программа дополнительного образования: классификация, нормативно-правовая основа.

Определение понятия «образовательная программа дополнительного образования». Целевые ориентиры образовательной программы дополнительного образования. Подходы к классификации образовательных программ. Классификация программ по уровню разработки, по уровню организации процесса, по цели обучения, по уровню реализуемых функций. Нормативно-правовые акты, регламентирующие разработку и реализацию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

Современная система дополнительного образования исходит из концепции непрерывности и общедоступности, отказа от универсальности и формализации и предлагает индивидуализированный подход, опирающийся на спрос потребителей (детей и их родителей), их свободный выбор и максимальное развитие способностей подрастающего поколения. За последние 10 лет система дополнительного образования подверглась активному реформированию со стороны государства с использованием новых стратегий и инструментов (в том числе информатизации и технологизации). В целях улучшения её качества и доступности были разработаны новые методические подходы, созданы новые программные документы.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» к дополнительным образовательным программам относятся:

  1. дополнительные общеобразовательные программы — дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
  2. дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Дополнительное образование детей рассматривается как целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности за пределами федеральных государственных образовательных

Подходы к классификации образовательных программ отличаются выбором критерия — обязательного системообразующего фактора. Любая классификация образовательных программ всегда остается результатом некоторого упрощения действительных граней между типами и видами, т.к. они всегда условны и относительны.

С развитием теории и практики дополнительного образования детей уточнение и изменение классификаций неизбежно. В современной системе дополнительного образования детей программы классифицируются по следующим критериям:

  1. По уровню разработки:
  1. Типовая (примерная) программа.
  2. Модифицированная программа — это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим

    Понятие образования

    Образование — инструмент для становления личности при помощи получения знаний, освоения навыков развития (познавательных и творческих) через систему социальных институтов (семья, школа, СМИ).

    Другими словами, это целенаправленный организованный процесс передачи знаний об окружающем мире, опыта предшествующих поколений, приобщение к материальной и духовной культуре человечества, а также воспитание личности и помощь в ее становлении.

    Цель образования — приобщить человека к достижениям цивилизации, а также передать и сохранить культурное достояние.

    1. Совокупность образовательных стандартов и программ.
    2. Органы управления образованием.
    3. Комплекс принципов, которые определяют функционирование системы образования.

    Основные пути получения:

    1. Обучение в учебных заведениях.
    2. Образование в семье.
    3. Самообразование — когда человек приобретает знания, умения и навыки без помощи других лиц.

    Образование можно разделить на два уровня:

    1. Общее — это обучение в дошкольных и школьных учреждениях. Дети изучают родной язык и литературу, биологию, физику и другие предметы, которые формируют основу мировоззрения.
    2. Профессиональное — это специализированный вид образования, который реализуется в школах со специальным уклоном, кружках, секциях, лицеях, колледжах, институтах. В этом случае человек проходит обучение, чтобы стать специалистом в определенной сфере, то есть получает профессию.

    Человека называют образованным, когда он усвоил достаточно знаний и опыта, которые необходимы в конкретном обществе для реализации в практической, научной, социальной, познавательной и профессиональной деятельности.

    Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова

    Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков

    Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова

    Классификация функций образования

    Функция образования в обществе — это роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс относительно целого явления.

    Функции общего образования:

    • воспитательная — воспитание нравственных качеств личности, передача культурно-исторического опыта и правил поведения;
    • образовательная — сам процесс обучения;
    • социализация — облегчение вхождения человека в социум и успешного пребывание в нем;
    • подготовка профессионалов, которые будут работать на благо страны, повышать качество жизни;
    • приобщение к новым технологиям и другим культурам.

    Функции образования с точки зрения государства:

    1. Экономическая — образование формирует социально-профессиональную структуру общества, в которой люди могут осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деятельности. Главная цель — покрыть потребности трудовых ресурсов во всех сферах экономики.
    2. Социальная — образование социализирует личность, формирует социально значимые навыки. Образовательный процесс начинается в семье, а продолжается в школе и других учебных заведениях.
    3. Культурная — образование помогает передать культурные ценности подрастающему поколению в целях воспитания, развития творческих способностей.
    4. Контролирующая — образование осуществляет контроль за поведением, формирует этические и правовые нормы поведения.

    Образование как социальный институт состоит из ряда учреждений, органов управления и обширной системы норм и правил. Посмотрим, как выглядит система образования в Российской Федерации.

    Готовьтесь к ЕГЭ по обществознанию на курсах от Skysmart — увлекательно и эффективно!

    Система образования в РФ

    Система образования — это совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, которые определяют ее функционирование.

    Характер системы образования в любом государстве определяется его социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями.

    Структура российской системы образования:

    1. Органы управления образованием;
    2. Совокупность образовательных стандартов и программ;
    3. Сеть образовательных учреждений:
      • дошкольное образование (ясли, детские сады),
      • начальное образование (начальная школа — с 1 по 4 класс),
      • основное общее (с 5 по 9 классы), среднее общее (с 10 по 11 класс) — средняя школа, гимназия, лицей,
      • среднее профессиональное (специальное) образование (профтехучилища, колледжи, лицеи, техникумы),
      • высшая школа (вузы).

      Принципы образовательной политики в РФ:

      • гуманистический характер образования;
      • приоритет общечеловеческих ценностей;
      • право личности на свободное развитие;
      • единство федерального образования при сохранении права национальных и региональных культур на своеобразие образования;
      • общедоступность образования;
      • адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
      • светский характер образования в государственных учреждениях;
      • свобода и плюрализм в образовании;
      • демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.

      Таблица: уровни и ступени системы образования в РФ

      Бесплатные занятия по английскому с носителем

      Занимайтесь по 15 минут в день. Осваивайте английскую грамматику и лексику. Сделайте язык частью жизни.

      Записаться на интенсив

      Бесплатные занятия по английскому с носителем

      Тенденции в развитии мирового образования

      В рамках курса по обществознанию школьники должны знать направления образования в современном мире. Расскажем про некоторые из них.

      Демократизация системы образования. Созданы условия для удовлетворения потребностей всех представителей общества. Образование доступно широким слоям населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются.

      Рост продолжительности образования. Современному обществу необходимы высококвалифицированные специалисты, из-за чего срок обучения может удлиняться.

      Непрерывность образования. В условиях научно-технической революции сотрудник должен уметь быстро переключаться на новые или смежные виды работ, на новые технологии.

      Гуманизация образования. Внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям.

      Гуманитаризация образования. Повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе, например, экономической теории, социологии, политологии, основ правовых знаний.

      Интернационализация процесса образования. Создание единой системы образования для разных стран.

      Компьютеризация процесса образования. Использование современных технологий обучения.

      Источник: skysmart.ru

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Загрузка ...
    EFT-Soft.ru