Индивидуальная социально-педагогическая программа как средство коррекции педагогической запущенности
Аннотация:в статье исследуется проблема педагогической запущенности школьников, а также вопрос коррекции педагогической запущенности младших школьников при использовании индивидуальных социально – педагогических программ. Педагогическая запущенность школьников является одной из самых распространенных проблем, которая зависит от особенностей ситуации развития школьников.
Эта ситуация характеризуется противоречивостью, нестабильностью, слабой динамичностью по отношению к школьнику, зачастую преобладанием авторитаризма в воспитательной среде. Данный факт тормозит психологическое развитие детей и подростков. В данной работе изучены причины педагогической запущенности, формы ее проявления. На основании полученных результатов разработана и реализована индивидуальная социально – педагогическая программа по коррекции педагогической запущенности младших школьников. Проведение контрольных методик показывает положительную динамику результатов, позволяющих судить об эффективности разработанной программы.
Поиск нового содержания в программах социально-педагогической направленности
Ключевые слова: педагогическая запущенность, неуспевающие дети, социальная ситуация развития, социальный педагог, «трудный» ребенок, психокоррекционная программа, общая модель коррекции, типовая модель коррекции, индивидуальная модель коррекции.
Ситуация развития педагогически запущенного ребенка характеризуется противоречивостью, нестабильностью, слабой динамичностью по отношению к школьнику, зачастую преобладанием авторитаризма в воспитательной среде. Данный факт тормозит психологическое развитие детей и подростков. Одновременно он формирует такие качества как пассивность, инертность, безответственность.
В этих условиях нарушаются процессы социализации, идентификации и персонализации личности. С одной стороны, ребенок не может стать «таким, как все» (в силу специфики его индивидуально-личностных особенностей). С другой, все его попытки проявить себя оказываются социально не одобряемыми, что выражается в особенностях самосознания запущенного ребенка.
Педагогическую запущенность, как социально – педагогическое явление изучали следующие исследователи: Р.В. Овчарова, В.Г. Баженов, А.А. Невский, А.К. Лукина, Л.А. Грищенко, Б.И. Алмазов. Э.С. Заседателевой, были выделены компоненты педагогической запущенности.
Автор М.А. Алемаскин выделяет группы детей по степени педагогической запущенности. И.А. Невским, Р.В. Овчаровой разработаны программы работы с педагогически запущенными детьми.
Один из специалистов, который занимается данной проблемой в школе – это социальный педагог. Исходя их этого, цель нашего исследования заключалась в выявлении содержания социально-педагогической работы с педагогически запущенными детьми.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
проанализировать существующие подходы к понятию «педагогическая запущенность»;
выявить причины педагогической запущенности детей;
Социальная педагогика
изучить особенности составления социально-педагогических коррекционных программ;
разработать и реализовать индивидуальную социально-педагогическую программу для коррекции педагогической запущенности
Опытно — экспериментально исследование проводилось с учащимися 4 класса МБОУ Менильской СОШ Игринского района Удмуртской Республики. После беседы с учителем 4 класса, было обозначено двое школьников, которые на первый взгляд являются педагогически запущенными.
В ходе диагностики были использованы различные методы и формы работы это: беседа с классным руководителем, наблюдение за успеваемостью учащихся, заполнение социального паспорта личности ребенка, комплексной экспресс – диагностики педагогической запущенности Р.В. Овчаровой, организация социометрической методики «Два домика».
Полученные нами результаты, позволило подтвердить предположение о том, что выбранные учащиеся являются педагогически запущенными. Это выражается в неприятии детей классным коллективом, слабая успеваемость школьников, напряженные семейные отношения, частое невыполнение домашнего задания, низкая учебная мотивация. Уровень педагогической запущенности у каждого ребенка составляет 47% и 31% соответственно.
Главное противоречие запущенного ребенка заключается в его стремлении к принятию и признанию. Такие дети меньше приспособлены к условиям социальной среды, отличаются недоверчивостью, высоким уровнем тревожности, в их поведении часто наблюдается эгоизм, упрямство и негативизм. Такие дети достаточно часто нарушают дисциплину на уроке, не выполняют домашнее задание. У них плохое внимание, быстрая утомляемость. Они остро реагируют на неудачи, не уверенны в себе, отличаются неустойчивым настроением, трудно адаптируются к новым условиям.
В отношении с взрослыми запущенные дети проявляют робость, застенчивость. Однако, легко выводятся из состояния равновесия, часто имеют пониженное настроение, зато отмечается избыток побуждений, которые находят разрядку в практической деятельности. Запущенный ребенок пытается компенсировать свое положение агрессивностью, склонностью к рискованным поступкам с целью привлечь к себе внимание. Однако неудовлетворенность его основных потребностей быть личностью и быть принятым оказывает на него разрушающее влияние [2].
Запущенный ребенок ощущает себя неумным, плохим учеником, неприятным, нелюбимым окружающими. Эти ощущения повышают тревожность детей, делают их социально робкими, снижают их уровень притязаний на успех.
Педагогическая запущенность затрудняет процесс социализации ребенка, он не может самостоятельно преодолеть трудности в обучении, наладить контакт со сверстниками, поэтому такому ребенку нужна помощь специалиста, который в образовательных учреждениях представлен в виде социального педагога [1].
Основываясь на полученных данных, мы предположили, что коррекция педагогической запущенности возможна при:
1. Повышении учебной мотивации ребенка, и как следствие, повышении учебной успеваемости.
2. Улучшении социального статуса ребенка среди сверстников.
3. Нормализации внутрисемейных отношений.
Исходя из этого, нами была разработана индивидуальная социально – педагогическая программа для коррекции педагогической запущенности младших школьников. Всю работу по реализации данной программы, условно можно разделить на три направления:
Организации индивидуальных занятий со школьником, с целью ликвидации «пробелов» в знаниях, комплекса методик для повышения учебной мотивации.
Проведении комплекса занятий для сплочения коллектива.
Включении родителей в общественную жизнь классного коллектива, с целью нормализации внутрисемейных отношений.
Для того, чтобы реализовать вышеописанные направления, нами был разработан комплекс занятий для сплочения классного коллектива, подобраны методики для повышения учебной мотивации. Кроме того, учащиеся были включены в подготовку общешкольных мероприятий, с целью повышения собственной значимости в глазах сверстников. Помимо этого, родители были задействованы в подготовке классных мероприятиях, с целью снятия напряжения внутрисемейных отношений.
По завершению комплексных занятий была проведена вторичная диагностика, результаты которой позволяют с точностью сказать о снижении уровня педагогической запущенности младших школьников, и даже о ликвидации педагогической запущенности в случае №2. Это выражается в повышении успеваемости учащихся (средний балл по школьным предметам увеличился, по сравнению с результатами первичной диагностики), улучшении социального статуса школьников (один из школьников был выбран корреспондентом для написания статей на школьный сайт, кроме того при проведении социометрической методики «Два домика» количество выбора детей возросло), нормализации внутрисемейных отношений (родители стали активными помощниками учителя в организации мероприятий).
Таким образом, мы можем утверждать, что при разработке индивидуальной социально – педагогической программы, содержащей конкретные методы, формы, направления работы, в данном случае работа с классным коллективом, самим ребенком, его семьей ведет к коррекции педагогической запущенности.
Список литературы:
1. Комплексная ранняя профилактика педагогической запущенности детей и подростков // Дети с девиантным поведением: психолого-педагогическая реабилитация и коррекция: Матер. Всеросс. Конф. – М.: МОРФ, 2002. – с. 40-45.
2.Поварницына В.А. Воспитательная работа школы с трудными учащимися. – Челябинск, 2001. – 299с.
Источник: www.art-talant.org
Программы социально-педагогической направленности в дополнительном образовании
учебно-методический материал
Последние годы в учреждениях дополнительного образования детей получили развитие объединения социально-педагогического направления, ориентированные на корректировку и развитие психических свойств личности, коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга детей и подростков. Поскольку традиции, стиль и методы работы УДО максимально учитывают условия социума, то здесь, в сравнении со школой, более эффективно внедряются социально-педагогический модели деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества».
Выступление на тему: «Программы социально-педагогической направленности в системе дополнительного образования»
педагог- организатор МУДО ДДЮТ
Программы социально-педагогической направленности в системе дополнительного образования
Последние годы в учреждениях дополнительного образования детей получили развитие объединения социально-педагогического направления, ориентированные на корректировку и развитие психических свойств личности, коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга детей и подростков. Поскольку традиции, стиль и методы работы УДО максимально учитывают условия социума, то здесь, в сравнении со школой, более эффективно внедряются социально-педагогический модели деятельности.
Программы социально-педагогической направленности призваны обеспечить создание условий для социального творчества через многообразие форм деятельности, позволяющих воспитаннику осознать себя как личность, самоутвердиться, развить интересы и способности в изменяющихся социально-экономических условиях. При этом обеспечивается гармонизация интересов общества и интересов каждой личности.
В подавляющем большинстве программы социально-педагогической направленности являются долгосрочными, многоуровневыми и включают три уровня освоения: общекультурный, углубленный, допрофессиональный. Следствием этого является накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии, получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к их меняющимся условиям жизни, способствует гражданскому становлению подрастающего поколения.
Программы социально-педагогической направленности многофункциональны по целевому назначению, охватывают широкий возрастной диапазон обучающихся.
Все многообразие программ социально-педагогической направленности условно можно разделить на четыре группы:
- программы детских сообществ и детских общественных организаций;
- досуговые программы;
- программы направленные на приобщение к правовой культуре, современному экономическому мышлению, навыкам предпринимательской деятельности, тренинговые психологические программы для подростков и молодежи, а также программы классов педагогической ориентации и допрофессиональной подготовки по различным специальностям и др.;
- программы для детей и подростков с ограниченными жизненными возможностями.
Досуговые объединения, создаваемые в соответствии с интересами детей и подростков, призваны развивать способности, создавать условия для проведения содержательного досуга. Цели проектирования досуговых программ в дополнительном образовании направлены на решение комплекса задач, связанных с формированием культуры свободного времени: вовлечение подростка в яркий мир игр, соревнований, праздников, освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение.
Оказывая позитивное влияние на индивидуальность обучающегося, досуговые программы создают предпосылки рационального использования свободного времени, профилактику девиантного поведения воспитанников, становления активно-отрицающей позиции по отношению к наркотикам, асоциальному поведению, дают ощущение успеха, самоутверждения, активизируют процессы самопознания и самовыражения.
Программы досуговых объединений, предоставляют возможность варьировать ролевой статус детей и подростков, что способствует освоению навыков бесконфликтного общения, развитию компетентности в коммуникативной сфере.
К третьей группе программ социально-педагогической направленности можно отнести программы, направленные на приобщение к правовой культуре, современному экономическому мышлению, навыкам предпринимательской деятельности. Они направлены на подготовку старшеклассников в области правовых, производственных и экономических отношений нового типа и нацелены на развитие коммуникативных навыков, навыков «представительства», повышения психологической и эмоциональной устойчивости личности. К ним относятся программы клубов делового общения, школ права, бизнеса, экономики, тренинговые психологические программы для подростков и молодежи, а также программы классов педагогической ориентации.
Особую группу программ социально-педагогической направленности составляют программы для детей и подростков с ограниченными жизненными возможностями. Цель этих программ состоит в медико-социально-психологической реабилитации детей-инвалидов, адаптации их к взрослой жизни и интеграции в современное общество. Занятия по таким программам, расширяя жизненное пространство детей с ограниченными жизненными возможностями, повышают уровень их жизнеспособности, способствуют формированию стойких мотивов, ориентированных на активный образ жизни, социальную адаптацию в обществе.
В контексте компетентностного подхода круг задач, решаемых обучающимися в объединениях социально-педагогического направленности, можно отнести, главным образом, к межпредметным (интегративным) и надпредметным (социальные, коммуникативные, лежащие в области формирования и развития личности). Такие программы позволяют активизировать процессы самопознания и самовыражения, дают возможность в рамках одной программы попробовать себя в различных видах деятельности.
Комплексный характер и надпредметный уровень значительной части программ социально-педагогической направленности, наличие в них психологической, социальной, культурологической, эстетической и других составляющих активизируют процессы самопознания и самовыражения, дают обучающемуся возможность в рамках одной программы попробовать себя в различных видах деятельности. Отсюда — цель занятий, которая объединяет все программы социально-педагогической направленности — предоставление учащимся возможности производить обоснованный выбор из вееров обсуждаемых проблем и решений, выбор своего «Я».
Содержание программ состоит в постепенной и последовательной подготовке мыслей, чувств и действий обучающегося к нравственно-ориентированному опыту поведения, в создании условий его реализации. Технология процесса проходит через осознание, эмоциональное переживание и практическое принятие обучающимися нравственных образцов поведения в непрерывной цепи ситуаций нравственного выбора.
Смысл разнообразной групповой деятельности обучающихся на занятиях заключается в осмыслении каждым ребенком и подростком своего «Я» на основе сформирования у него ценностных отношений к миру и себе. При проведении занятий приоритет отдается творческой самореализации, так как такой подход усиливает личностную направленность обучения.
Ряд программ социально-педагогической направленности органично включает блок, направленный на формирование социальных навыков сохранения здоровья. Наиболее успешно реализуются профилактические программы, в которых обучение социальным и здоровьесберегающим навыкам осуществляется не как заучивание правильных ответов, а через игру, проигрывание и переживание ситуации. Итогом реализации такого рода блоков программ является компетентность воспитанников в бытовой сфере, показателем которой является привычка к здоровому образу жизни, возникающая у детей подростков не в силу формального подчинения требованиям взрослых, а в силу глубоких внутренних мотивов.
Таким образом, программы социально-педагогической направленности создают самые благоприятные условия для решения надпредметных задач. (социальные, коммуникативные, лежащие в области формирования и развития личности). Столь же важной с точки зрения решения надпредметных задач в деятельности объединений социально-педагогической направленности является ролевая игра. В рамках ролевой игры воспитанник действует, познавая себя, осознавая собственные проблемы, ситуации выбора, принимая решение, проектируя и планируя собственную деятельность, взаимодействия с другими участниками (игроками).
В ситуационно-ролевой игре, об учающийся, участвуя в разных ролях в различных моделях социального взаимодействия, не только становится компетентным в сфере социальных отношений, но и относительно безболезненно приобретает опыт соревнования и сотрудничества, победы и проигрыша, развивает аналитические, организаторские, рефлексивные способности.
Участие в коллективных творческих делах, ролевых и ситуационно-ролевых играх позволяет учащемуся попробовать себя в различных ролях и освоить опыт различного ролевого поведения, например: «Я» — ответственный, «Я» — подчиненный, «Я» — лидер, «Я» — исполнитель, «Я» — инициатор и др.
Учащиеся, включенные в социально значимую деятельность, имеют возможность:
— приобрести личный социальный опыт;
— развить такие качества личности, как трудолюбие, организованность,
собранность, чувство долга и ответственность, предприимчивость, требовательность к себе, культура общения и поведения, коммуникабельность;
— реализовать себя в социально значимых делах и общественно значимой деятельности, направленную на становление его позиции гражданина города, страны через включение в работу детского объединения;
— активно использовать широкие образовательные возможности истории ко-культурной среды города (края) для развития своей личности, осознать необходимость включения социокультурных начал в построение собственной жизни;
— активно реализовывать программы самосохранения, самореализации, саморазвития;
— овладеть способами постановки жизненно важных целей, определения
маршрута своего развития;
— овладеть способами рефлексии своего состояния, поведения.
Разнообразие видов деятельности, используемое в процессе реализации программ социально-педагогической направленности, открывает огромные возможности создания и использования развивающих ситуаций и решения ситуативных задач.
Источник: nsportal.ru
Программы социально-педагогической направленности.
Последние годы в учреждениях дополнительного образования детей получили развитие объединения социально-педагогического направления, ориентированные на корректировку и развитие психических свойств личности, коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга детей и подростков. Поскольку традиции, стиль и методы работы УДОД максимально учитывают условия социума, то здесь, в сравнении со школой, более эффективно внедряются социально-педагогический модели деятельности.
Программы социально-педагогической направленности призваны обеспечить создание условий для социального творчества через многообразие форм деятельности, позволяющих воспитаннику осознать себя как личность, самоутвердиться, развить интересы и способности в изменяющихся социально-экономических условиях. При этом обеспечивается гармонизация интересов общества и интересов каждой личности.
В подавляющем большинстве программы социальнопедагогической направленности являются долгосрочными, многоуровневыми и включают три уровня освоения: общекультурный, углубленный, допрофессиональный. Следствием этого является накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии, получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к из меняющимся условиям жизни, способствует гражданскому становлению подрастающего поколения.
Программы социально-педагогической направленности многофункциональны по целевому назначению, охватывают широкий возрастной диапазон учащихся.
Детские коллективы, работающие по программам социальнопедагогической направленности, являются весьма специфическими. Здесь приоритетной задачей и, соответственно, ведущими результатами является положительная социализация личности, а не получение предметных знаний умений и навыков.
Все многообразие программ социально-педагогической направленности условно можно разделить на четыре группы:
- 1) программы детских сообществ и детских общественных организаций;
- 2) досуговые программы;
- 3) программы направленные на приобщение к правовой культуре, современному экономическому мышлению, навыкам предпринимательской деятельности, тренинговые психологические программы для подростков и молодежи, а также программы классов педагогической ориентации и допрофессиональной подготовки по различным специальностям и др.;
- 4) программы для детей и подростков с ограниченными жизненными возможностями.
Через присущие им формы и методы работы программы детских сообществ и детских общественных организаций призваны создавать необходимые условия для самореализации и самоутверждения личности, апробации приобретенных знаний в реальных отношениях.
Детские сообщества, волонтерские объединения и детские общественные организации реализуют включение механизмов внутренней активности подростка, расширение социальных связей, формирование стремления и готовности к самоотдаче, которая может реализоваться в просветительской, организаторской, природоохранной и других видах социально значимой деятельности, проведении праздников, акций и других массовых мероприятий.
Одной из задач деятельности детской организации является формирование у ее членов правовой культуры и активной гражданской позиции. Реальное участие членов детской организации в самоуправлении приучает их к реальным практическим действиям, создает условия для приобретения личного опыта политических переживаний, формирует умение отстаивать свое мнение. В то же время подростки познают необходимость демократических принципов построения общественной жизни, уважения иной точки зрения.
Через игровые формы и реальное самоуправление у детей и подростков формируется представление об органах власти, о возможностях членов общества существенно влиять на государственные решения.
Цель деятельности детской организации можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны — как цель, которую ставят перед собой дети, пришедшие в объединение; с другой — как сугубо педагогическую цель, которую ставят перед собой педагоги. В первом аспекте цель деятельности детского объединения- организация интересной жизни, в которой каждый найдет дело по душе; важно, чтобы организация повышала социальную значимость деятельности детей и подростков.
Второй аспект — педагогическая цель — содействие социализации и жизненному самоопределению в процессе многообразной творческой деятельности, формирование готовности к социальным действиям. Результатом этого является желание и готовность членов детской организации к выполнению социальных функций в обществе.
Досуговые объединения, создаваемые в соответствии с интересами детей и подростков, призваны развивать способности, создавать условия для проведения содержательного досуга. Цели проектирования досуговых программ в дополнительном образовании направлены на решение комплекса задач, связанных с формированием культуры свободного времени: вовлечение подростка в яркий мир игр, соревнований, праздников, освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение.
Оказывая позитивное влияние на индивидуальность обучающегося, досуговые программы создают предпосылки рационального использования свободного времени, профилактику девиантного поведения воспитанников, становления активно-отрицающей позиции по отношению к наркотикам, асоциальному поведению, дают ощущение успеха, самоутверждения, активизируют процессы самопознания и самовыражения.
Программы досуговых объединений, равно, как и программы детских общественных организаций, предоставляют возможность варьировать ролевой статус детей и подростков, что способствует освоению навыков бесконфликтного общения, развитию компетентности в коммуникативной сфере.
К третьей группе программ социально-педагогической направленности можно отнести программы, направленные на приобщение к правовой культуре, современному экономическому мышлению, навыкам предпринимательской деятельности. Они направлены на подготовку старшеклассников в области правовых, производственных и экономических отношений нового типа и нацелены на развитие коммуникативных навыков, навыков «представительства», повышения психологической и эмоциональной устойчивости личности. К ним относятся программы клубов делового общения, школ права, бизнеса, экономики, тренинговые психологические программы для подростков и молодежи, а также программы классов педагогической ориентации.
Особую группу программ социально-педагогической направленности составляют программы для детей и подростков с ограниченными жизненными возможностями. Цель этих программ состоит в медико- социально-психологической реабилитации детей-инвалидов, адаптации их к взрослой жизни и интеграции в современное общество. Занятия по таким программам, расширяя жизненное пространство детей с ограниченными жизненными возможностями, повышают уровень их жизнеспособности, способствуют формированию стойких мотивов, ориентированных на активный образ жизни, социальную адаптацию в обществе.
В контексте компетентностного подхода круг задач, решаемых учащимися в объединениях социально-педагогического направленности, можно отнести, главным образом, к межпредметным (интегративным) и надпредметным (социальные, коммуникативные, лежащие в области формирования и развития личности). Такие программы позволяют активизировать процессы самопознания и самовыражения, дают возможность в рамках одной программы попробовать себя в различных видах деятельности.
Комплексный характер и надпредметный уровень значительной части программ социально-педагогической направленности, наличие в них психологической, социальной, культурологической, эстетической и других составляющих активизируют процессы самопознания и самовыражения, дают обучающемуся возможность в рамках одной программы попробовать себя в различных видах деятельности. Отсюда — цель занятий, которая объединяет все программы социальнопедагогической направленности — предоставление учащимся возможности производить обоснованный выбор из вееров обсуждаемых проблем и решений, выбор своего «Я».
Содержание программ состоит в постепенной и последовательной подготовке мыслей, чувств и действий учащегося к нравственноориентированному опыту поведения, в создании условий его реализации. Технология процесса проходит через осознание, эмоциональное переживание и практическое принятие учащимися нравственных образцов поведения в непрерывной цепи ситуаций нравственного выбора.
Смысл разнообразной групповой деятельности учащихся на занятиях заключается в осмыслении каждым ребенком и подростком своего «Я» на основе формирования у него ценностных отношений к миру и себе. При проведении занятий приоритет отдается творческой самореализации, так как такой подход усиливает личностную направленность обучения.
Ряд программ социально-педагогической направленности органично включает блок, направленный на формирование социальных навыков сохранения здоровья. Наиболее успешно реализуются профилактические программы, в которых обучение социальным и здоровьесберегающим навыкам осуществляется не как заучивание правильных ответов, а через игру, проигрывание и переживание ситуации. Итогом реализации такого рода блоков программ является компетентность воспитанников в бытовой сфере, показателем которой является привычка к здоровому образу жизни, возникающая у детей подростков не в силу формального подчинения требованиям взрослых, а в силу глубоких внутренних мотивов.
Таким образом, программы социально-педагогической направленности создают самые благоприятные условия для решения над- предметных задач.
Учащиеся, включенные в социально значимую деятельность, имеют возможность:
— приобрести личный социальный опыт;
- — развить такие качества личности, как трудолюбие, организованность, собранность, чувство долга и ответственность, предприимчивость, требовательность к себе, культура общения и поведения, коммуникабельность;
- — реализовать себя в социально значимых делах и общественно значимой деятельности, направленную на становление его позиции гражданина города, страны через включение в работу детского объединения;
- — активно использовать широкие образовательные возможности истории культурной среды города (края) для развития своей личности, осознать необходимость включения социокультурных начал в построение собственной жизни;
- — активно реализовывать программы самосохранения, самореализации, саморазвития;
- — овладеть способами постановки жизненно важных целей, определения маршрута своего развития;
- — овладеть способами рефлексии своего состояния, поведения.
В свою очередь, разнообразие видов деятельности, используемое
в процессе реализации программ социально-педагогической направленности, открывает огромные возможности создания и использования развивающих ситуаций и решения ситуативных задач.
Участвуя в таких ситуациях, учащийся наращивает свои личностные ресурсы, совершенствуется в способах управления имеющимися ресурсами для решения собственных возрастных задач. В случае, когда педагог управляет отдельными элементами ситуации, могут изменяться требования к интенсивности участия учащегося в деятельности объединения и к результатам деятельности учащегося. Последовательность ситуаций выстраивается от упрощенных, регулируемых педагогом ситуаций, к реальным, стихийно возникающим ситуациям взаимодействия и деятельности воспитанника. Переход должен осуществляться постепенно, с ростом возможностей учащегося в использовании имеющихся у него ресурсов.
При организации развивающих ситуаций педагог может использовать и комбинировать самые разнообразные педагогические средства, вовлекать учащегося в разнообразные виды деятельности. Эффективными педагогическими средствами являются ролевые и ситуационно-ролевые игры, тренинги, способствующие развитию навыков саморегуляции, ситуационные задания (задачи) на усвоение способов деятельности и требующие использования приемов творческого мышления.
При решении ситуационной задачи главное для учащегося заключается в том, чтобы найти правильное решение, соответствующее заданной ситуации (сделать выбор, определить план действий, оценить что-либо и т.д.).
В приобретении опыта решения ситуативных задач в объединениях социально-педагогической направленности особую значимость имеет организация коллективных дел. Свобода выбора для участников создает атмосферу нерегламентированного поиска. Организация коллективных творческих дел (КТД) различного уровня представляет неисчерпаемое разнообразие имитационных ситуаций для самореализации детей и подростков. Кроме того, коллективные дела — не только способ творческого самоутверждения, но и форма самоконтроля, само- коррекции.
Столь же важной с точки зрения решения надпредметных задач в деятельности объединений социально-педагогической направленности является ролевая игра. В рамках ролевой игры воспитанник действует, познавая себя, осознавая собственные проблемы, ситуации выбора, принимая решение, проектируя и планируя собственную деятельность, взаимодействия с другими участниками (игроками).
В ситуационно-ролевой игре, учащийся, участвуя в разных ролях в различных моделях социального взаимодействия, не только становится компетентным в сфере социальных отношений, но и относительно безболезненно приобретает опыт соревнования и сотрудничества, победы и проигрыша, развивает аналитические, организаторские, рефлексивные способности.
Участие в коллективных творческих делах, ролевых и ситуационно-ролевых играх позволяет учащемуся попробовать себя в различных ролях и освоить опыт различного ролевого поведения, например: «Я» — ответственный, «Я» — подчиненный, «Я» — лидер, «Я» — исполнитель, «Я» — инициатор и др.
Ниже рассмотрим основные подсистемы инфраструктурного обеспечения образовательно-воспитательной системы детско- юношеского туризма и краеведения, а именно организационное, кадровое, научно-методическое, информационное, материально- техническое, финансово-экономическое обеспечение.
Источник: bstudy.net
Рекомендуемая структура социально-педагогической программы «Х»
Актуальность программы (Почему данная программа необходима?) – описание и анализ проблемной ситуации, выделение противоречий, постановка проблемы, краткий анализ ее изученности.
Характеристика целевой группы (Каковы особенности учащихся, для которых предназначена данная программа?) – возраст, социальная ситуация развития, условия проживания, условия семейного воспитания и т.п.
Цель программы (Какие педагогические и социальные результаты мы хотим получить в результате реализации программы?)
Задачи программы (Что нужно сделать, чтобы достичь поставленной цели?) (при формулировании задач используются глаголы – проанализировать, выявить, обосновать, разработать, организовать, обеспечить, актуализировать, формировать, проводить и др.)
Научное обоснование программы (основные теоретические предпосылки, научные концепции, подходы, принципы; основные категории и понятия)
Продолжительность программы и периодичность занятий (В течение какого времени будет реализовываться программа? Какова периодичность занятий и / или встреч со специалистами?)
Критерии эффективности программы (Как убедиться в том, что данная программа обеспечивает положительный эффект в воспитании, развитии и коррекции учащихся целевой группы?)
Ресурсное обеспечение программы (Какие материальные и нематериальные средства необходимы для ее реализации?)
Тематический план (Какова тематика и последовательность занятий с детьми или подростками?)
Ожидаемые результаты программы (Какие изменения произойдут в психофизическом, личностном и социальном развитии учащихся целевой группы?)
План-график выполнения курсовой работы
по теме курсовой работы
______________ /________________ /
( подпись) (ФИО рук-ля)
Индивидуальный график
Подготовки и защиты курсовой работы
Студентом
(фамилия и инициалы студента)
¹ п/п | Планируемые мероприятия | Срок выполнения | Отметка о выполнении |
1. | Определение темы и руководителя и их утверждение | ||
2. | Разработка плана курсовой работы и представление его руководителю на утверждение | ||
3. | Согласование с руководителем плана-графика курсовой работы: -сбор и изучение специальной литературы; -подготовка развёрнутого плана курсовой работы (с раскрытием содержательных компонентов параграфов); -подготовка варианта введения и согласование его с руководителем; -подготовка 1-й главы и представление её руководителю; -подготовка 2-й главы и представление её руководителю; -разработка материалов для проведения исследовательской работы (если предусмотрено планом); -информирование руководителя о выполнении плана реализации эксперимента (если предусмотрено планом); -завершение разработки курсовой работы и её оформление | ||
4. | Представление руководителю полной рукописи курсовой работы после доработки | ||
5. | Доработка курсовой работы и представление её руководителю | ||
6. | Получение курсовой работы от руководителя и его отзыва на неё | ||
7. | Представление курсовой работы с отзывом руководителя на кафедру | ||
8. | Подготовка доклада и визуализации к выступлению | ||
9. | Защита курсовой работы |
Студент_____________ /_______________ /
(подпись) (фамилия, инициалы)
«___ »__________ 20___ г.
Требования к курсовым работам обучающихся кафедры социальной педагогики
44.03.02 Психолого-педагогическое образование,
направленность (профиль) Психология и социальная педагогика
Требования | Курсовая работа по учебной дисциплине «Социальная педагогика» | Курсовая работа по учебной дисциплине «Технологии социально-педагогической деятельности» |
Общий объем основного текста | не менее 30 страниц | не менее 40 страниц |
Количество источников | не менее 30 | не менее 40 |
Оригинальность текста | не менее 25% | не менее 35% |
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
Требования | Курсовая работа по учебной дисциплине «Социальная педагогика» | Курсовая работа по учебной дисциплине «Методика и технология работы социального педагога» | Курсовая работа по учебной дисциплине «Проектирование и программирование в работе социального педагога» |
Общий объем основного текста | не менее 30 страниц | не менее 40 страниц | не менее 40 страниц |
Количество источников | не менее 30 | не менее 40 | не менее 40 |
Оригинальность текста | не менее 25% | не менее 35% | не менее 45% |
на курсовую работу студента ___________________________________________________________________
______курса_________группы, выполненную по теме_______________________________________________
Тема выполненного исследования актуальна (неактуальна) (нужное подчеркнуть)
Методологический аппарат разработан корректно (некорректно), в работе раскрыт (не раскрыт). Работа имеет традиционную структуру: введение, 2 главы, заключение.
В работе проанализирована социально-педагогическая проблема _____________________________________
Выводы сформулированы согласно поставленным задачам (не соответствую задачам)
Оценка________________ «____»______201__г. __________/________________/
Пример оформления оглавления курсовой работы
Глава 1. Теоретические аспекты формирования здорового образа жизни у младших школьников как социально-педагогического явления………………5
1.1 Социально-педагогический смысл формирования здорового образа жизни у детей………………………………………………………………………….…. 5
1.2 Факторы формирования здорового образа жизни у детей……………..10
1.3 Гендерно-возрастные особенности формирования здорового образа жизни………………………………………………………………………………16
Глава 2. Социально-педагогическая работа по формированию здорового образа жизни у младших школьников………………………………………………….20
2.1 Формирование здорового образа жизни у младших школьников как задача социализации…………………………………………………………….20
2.2 Социально-педагогические службы и организации – субъекты социально-педагогической работы по формированию здорового образа жизни у младших школьников………………………………………………………………………..21
2.3 Деятельность социального педагога по формированию здорового образа жизни у младших школьников……………………………………………….….27
Примерная тематика курсовых работ обучающихся кафедры социальной педагогики
Тематика первой курсовой работы
1. Преступность среди несовершеннолетних: теоретические аспекты социально-педагогического исследования
2. Теоретические аспекты анализа правонарушений несовершеннолетних как социально-педагогическое явление
3. Девиантное поведение: теоретические аспекты социально-педагогического исследования
4. Наркомания: теоретические аспекты социально-педагогического исследования
5. Теоретические аспекты суицидального поведения у несовершеннолетних как социально-педагогического явления
6. Теоретические аспекты анализа подросткового суицида как социально-педагогического явления
7. Одаренность: теоретические аспекты социально-педагогического исследования
8. Агрессивное поведение подростков: теоретические аспекты социально-педагогического исследования
9. Компьютерная зависимость среди младших школьников: теоретические аспекты социально-педагогического исследования
10. Интернет-зависимость среди детей: теоретические аспекты социально-педагогического исследования
11. Детская безнадзорность и беспризорность: теоретические аспекты социально-педагогического исследования
12. Социализация детей из неполных семей: теоретические аспекты социально-педагогического исследования
13. Обучение младших школьников с аффективными расстройствами: теоретические аспекты социально-педагогического исследования
14. Межличностное воздействие заикающихся подростков со взрослыми и сверстниками: теоретические аспекты социально-педагогического исследования
15. Саморазрушающее поведение лиц юношеского возраста: теоретические аспекты социально-педагогического исследования
16. Теоретические аспекты анализа подростковой проституции как социально-педагогического явления
17. Формирование здорового образа жизни младших школьников: теоретические аспекты социально-педагогического исследования
18. Влияние средств массовой информации на профессиональное самоопределение школьников: теоретические аспекты социально-педагогического исследования
19. Теоретические аспекты анализа семейного насилия: теоретические аспекты социально-педагогического исследования
20. Организация совместного детско-родительского досуга: теоретические аспекты социально-педагогического исследования
Тематика второй курсовой работы
1. Интернет-зависимость среди младших подростков: социально-педагогические методы профилактики
2. Методика сопровождения нравственного развития младших школьников в условиях общеобразовательной организации
3. Социально-педагогическое сопровождение процесса социализации обучающихся с расстройствами аутистического спектра в условиях общеобразовательной организации
4. Социально-педагогические методы и формы профилактики игромании подростков в условиях общеобразовательной организации
5. Приемная семья: технологии формирования педагогической компетентности родителей
6. Социально-педагогические технологии коррекции агрессивного поведения у подростков, склонных к девиациям
7. Методы профилактики употребления психоактивных веществ подростками в условиях средней общеобразовательной организации
8. Методы социально-педагогической поддержки процесса социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательного учреждения
9. Методы социально-педагогической профилактики правонарушений у подростков в общеобразовательной организации
10. Методы коррекции школьной дезадаптации младших школьников в условиях общеобразовательной организации
11. Социально-педагогические методы профилактики интолерантности в подростковой среде
12. Методы коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста в условиях социально-реабилитационного центра
13. Методы социально-педагогической адаптации подростков, воспитывающихся в неполных семьях, в условиях образовательного учреждения
14. Методы и формы профилактики социальной дезадаптации подростков в общеобразовательной организации
Тематика третьей курсовой работы
1. Программа опытно-экспериментальной работы по социально-педагогической профилактике подросткового хулиганства с применением кейс-метода в условиях общеобразовательной школы
2. Программа опытно-экспериментальной работы по социально-педагогической профилактике безнадзорности младших подростков в условиях социально-реабилитационного центра
3. Моделирование программы социально-педагогической профилактики правонарушений среди подростков в условиях общеобразовательной организации
4. Программа опытно-экспериментальной работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся кадетского корпуса как направления профилактической работы
5. Моделирование социально-педагогической программы по профилактике делинквентного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы
6. Содержание и план апробации программы профилактики аддиктивного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы
7. Моделирование программы профилактики компьютерной зависимости у подростков в условиях общеобразовательной школы
8. Программа опытно-экспериментальной работы по социально-педагогической профилактике девиантного поведения подростков средствами интернет-пространства
9. Моделирование социально-педагогической программы по профилактике аутодеструктивного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы
10. Программа опытно-экспериментальной работы по социально-педагогической профилактике подростковой наркомании в условиях общеобразовательной школы
11. Содержание и план апробации программы профилактики подросткового алкоголизма в работе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
12. Программа опытно-экспериментальной работы по социально-педагогической профилактике беспризорности и бродяжничества подростков в условиях школы-интерната
13. Моделирование программы опытно-экспериментальной работы по социально-педагогической профилактике аддиктивного поведения подростков в условиях школы-интерната
14. Программа опытно-экспериментальной работы школьного социального педагога по формированию здорового образа жизни младших школьников
Примеры оформления списка использованной литературы
Источник: megaobuchalka.ru