В рамках проектирования данный этап является основополагающим. Это обусловлено тем, что социально-культурная программа представляет собой систему форм, методов, различных акций и организационных структур, взаимоувязанных единой целью и ориентированных на решение определенного рода проблем. Проблемно-целевая ориентация является в социокультурном проектировании основным технологическим приемом и принципом, который подчиняет различные виды и формы социально-культурной деятельности решению конкретных проблем, носителями которых может выступать личность, социальная группа или категория населения, регион, учреждения и институты сферы культуры, досуга, образования и т.д.
Основными методами анализа ситуации являются: контент-анализ материалов периодической печати (проблемных статей), анализ социально-демографической структуры территории, а также деловые игры, в процессе которых выявляются характерные и наиболее значимые для данной территории проблемы.
Субъектами анализа ситуации выступают: работники учреждений культуры, образования, досуга, спорта и соответствующих управленческих структур; эксперты (проектировщики); представители общественности.
Приятно познакомиться — Социально-культурная деятельность (СКД)
Характеристика социокультурной ситуации производится в зависимости от характера будущей программы. Это может быть характеристика всей среды (всего пространства жизнедеятельности человека, группы, общества) или одного из ее полей (и соответствующих “модусов жизнедеятельности”), т.е. характеристика ситуации в сфере сохранения историко-культурного наследия, в сфере художественной культуры, образования и т.д.
В процессе анализа социокультурной ситуации необходимо решить несколько задач:
— проанализировать специфику и потенциалы социокультурной среды конкретной территории;
— охарактеризовать проблемы, типичные для всех составляющих среды и образа жизни: проблемы освоения предметов и ценностей художественной культуры, организации худ. жизни, художественного развития личности; сохранения, освоения и востребованности историко-культурной среды обитания; проблемы общения и поддержания оптимального взаимодействия с другими людьми; проблемы духовного самочувствия и самоопределения человека, утраты или поиска смысла человеческой жизни; проблемы неоптимального состояния природной среды, обусловленные деформированной системой ценностей и соответствующими отношениями человека к природе; проблемы общественно-политической жизни — в смысле возможностей и форм участия в политической жизни или их отсутствия, уровня политической культуры; проблемы профориентации, профессионального самоопределения и самореализации человека в профессии, адаптации к профессиональной субкультуре; проблемы физического и психического состояния человека, включая его отношение к собственному здоровью, меру освоения и развития физических и психических способностей.
Полученную на данном этапе информацию целесообразно формировать по следующим разделам:
1. Социальные и культурные особенности и проблемы региона.
Социально-культурная деятельность
2. Характеристика региона как совокупности институциональных условий социокультурного развития личности и социальных групп.
3. Творческий потенциал региона.
4. Характеристика различных социальных и социально-демографических групп региона, выделенных по критерию сходства или различия их экономического, культурного, политического положения, социальных ролей, интересов, ценностей, признаваемых этими группами как престижные, значимые; выявление ведущей проблемы и нереализованной потребности у каждой социальной группы. На основе этой информации составляется социально-демографический паспорт региона, где учитывается состав населения, проблемы и потребности приоритетных социальных групп.
Информация, накопленная в ходе первого этапа, находит выражение в двух основных документах: а) паспорте социокультурного развития территории; б) матрице анализа социокультурной жизни региона.
По результатам анализа ситуации составляется “проблемное поле”, которое, по возможности, должно включить весь перечень проблем, характерных для региона, социальной общности, группы, категории населения.
Проблемы и ресурсы определяют приоритетные сферы социально-культурного проектирования и характер программ.
Второй этап — нормативно-прогнозный. Он предполагает предвидение, вероятностные суждения о состоянии ситуации в будущем, о перспективах ее развития как при условии сохранения имеющихся тенденций и стихийного развития соответствующих процессов, так и в том случае, если они будут изменены в желаемом направлении в результате управленческого решения или реализации того или иного социально-культурного проекта.
Методика прогнозирования во многом совпадает с этапами проектирования. Она предполагает определение объекта прогноза, выявление тенденций и проблем его развития, анализ факторов, определяющих как негативные, так и позитивные тенденции его изменения, создание модели объекта путем определения системы показателей и параметров, отражающих его структуру, проекцию модели в будущее с учетом объективных и субъективных факторов.
Третий этап — концептуальный. Его суть заключается в том, что на основе анализа проблем, характеризующих ситуацию, определяются приоритетные направления развития культуры, соответствующие сферы социально-культурного проектирования и формулируются перспективные цели, связанные с решением основного круга проблем.
Программы культурного развития и социокультурные проекты.
1. Программно-проектный метод — это современный эффективный способ управления социокультурной деятельностью в целом, отдельными ее отраслями и отдельными учреждениями.
2. Проект, как правило, предполагает разовое, краткосрочное мероприятие, которое может быть разработано и реализовано отдельными несколькими учреждениями культуры. Характерным свойствами проекта является его локальный характер реализации и видимый конечный результат.
3. Программа — это совокупность общественно значимых социокультурных акций, рассчитанных на длительный срок реализации.
-Профессионализм команды исполнителей
— Наличие программных разработок
5. Использование в социокультурном управлении принципа программности позволяет эффективно увязывать механизмы взаимодействия разных уровней управления в единую конструкцию, дает возможности трансформировать сохраняющиеся еще базовые элементы старой административной модели управления социокультурными процессами, повысить эффективность как управления, так и самой деятельности по наращиванию социально-культурного потенциала в регионах.
6. Социокультурное программирование представляет собой процесс подготовки задач развития социокультурной системы, реализации ее программ и целей, упорядочения деятельности ее субъектов, сохранения культурной самобытности.
7. Социально-культурная программа — это совокупность организационных, хозяйственных, экономических, социокультурных мероприятий с единым управлением, вертикальными и горизонтальными связями, согласованных по времени, ресурсам и исполнителям.
8. Социокультурное программирование в отличие от планирования, где объектом выступает отдельное мероприятие или группа разрозненных культурных акций, интегрирует в себе проблему социокультурного развития целиком, детализируя направления и виды деятельности, определяя конечные и промежуточные цели, сроки и адреса деятельности
9. Социокультурное программирование не заменяет отраслевое, территориальное объектное планирование. Оно является дополнительным синергетическим компонентом согласованного взаимодействия всех субъектов социокультурной сферы на межотраслевом уровне.
Программы культурного развития и социокультурные проекты.
10. Основные характеристики программ:
— направленность на достижение определенных целей, решение выявленных проблем;
— приоритетность мероприятий над количественными показателями, что делает документ более детализированным и гарантирует качественные изменения;
— комплексность, кооперация и координация действий и ресурсов всех участников независимо от ведомственной принадлежности и места расположения;
— отсутствие жестко заданных временных горизонтов; срок действия программы определяется спецификой поставленных целей.
11. Содержание программы.
Программа включает следующие разделы:
— анализ проблем, решение которых необходимо программными средствами;
— конкретизация цели в системе задач и направлений деятельности;
— определение перечня конкретных мероприятий и сроков их выполнения;
— обоснование потребностей в ресурсах, рисков и устойчивости программы к внешним условиям;
— регламентация системы управления программой;
— описание поддающихся количественным оценкам ожидаемых результатов реализации программы, выбор системы показателей для их измерения.
12. Порядок и пути разработки программы.
Разработка программы может осуществляться двумя путями. В первом случае предварительно в качестве самостоятельного документа готовится, во втором — анализ ситуации выступает как раздел программы.
Программы культурного развития могут разрабатываться:
— силами руководителей и специалистов органов управления и организаций культуры;
13. Задачи:
Поиск дополнительных источников финансирования;
Организация мониторинга и формализованная оценка результативности программ
14. Виды бюджетных программ культурного развития.
15. Основные федеральные программы
1. Обеспечение сохранности историко-культурного наследия.
2. Сохранение и развитие системы художественного образования, поддержка молодых дарований.
3. Адресная поддержка профессионального искусства, литературы и творчества.
4. Обеспечение условий для художественного творчества и инновационной деятельности.
5. Обеспечение культурного обмена.
6. Разработка и внедрение информационных продуктов и технологий в сфере культуры.
7. Поддержка отечественных производителей культурных благ и их продвижение на мировой рынок.
8. Обновление специального оборудования организаций сферы культуры и массовых коммуникаций.
9. Модернизация сети телерадиовещания Российской Федерации.
10. Научное, организационное и информационное обеспечение программы.
11. Поддержка культуры народов Российской Федерации.
16. Ведомственные целевые программы внедряются в бюджетную практику впервые. Это способ планового распределения средств, которыми распоряжается соответствующий орган управления, по целям и результатам. Тем самым обеспечивается более тесная связь между отраслевой стратегией и бюджетным финансированием.
· Примеры: Государственная программа Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»
· Ведомственная целевая программа Российской Федерации «Организационное, информационное и научное обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы»
17. Проект — это совокупность взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение определенной цели и реализуемых в пределах определенных временных рамок».
Сходства:
· И программы, и проекты являются разновидностями плановых документов.
· Они подразумевают целеполагание, наличие временных рамок, определение последовательности действий, обоснование объема необходимых ресурсов и достижение намеченного результата.
· Исходной точкой для разработки программы и проекта является наличие проблемы.
Различия:
· Основные различия между проектом и программой определяются уровнем масштабирования и характером поставленных целей.
· Программа, интегрирующая силы, средства, структуры, ориентирована на решение общих проблем; проект связан с решением конкретной проблемы.
· Программу можно рассматривать как совокупность проектов, а проекты как отдельные части программы.
· Если программа представляет собой более гибкий инструмент относительно сроков и способов ее реализации, то проект жестко привязан к ресурсам и срокам.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Об этом полезно знать:
Понятие и виды экологического вреда Понятие и виды экологического вреда. Способы его возмещения. Выраженное в Гражданском кодексе РФ общее положение права о том.
Глава муниципального образования и его полномочия Глава муниципального образования в соответствии с уставом мунициhttps://studopedia.ru/25_11286_programmi-kulturnogo-razvitiya-i-sotsiokulturnie-proekti.html» target=»_blank»]studopedia.ru[/mask_link]
Социокультурная программа
это совокупность организационных, хозяйственных, экономических, социокультурных мероприятий с единым управлением, вертикальными и горизонтальными связями, согласованными по времени, ресурсами и исполнителями.
Поделиться
- Telegram
- Вконтакте
- Одноклассники
Научные статьи на тему «Социокультурная программа»
Основы социально-культурного проектирования
Основы социально-культурного проектирования Социокультурная сфера деятельности включает многообразие.
Реализация проекта с учетом имеющейся стратегии и программы.
реализовываться на разных уровнях: как проекты, связанные с достижением конкретной цели, как целевые программы.
различные группы, к которым можно отнести пилотные (апробация инициатив), стратегические (реализация программ.
В программу проекта также включают перечень работ, которые необходимо выполнить для осуществления проекта
Автор Светлана Остапенко
Источник Справочник
Категория Библиотечно-информационная деятельность
Статья от экспертов
Диалог как социокультурная программа человеческой жизнедеятельности
Диалог входит в число признанных средств познания и преодоления социокультурных противоречий. Сегодня проблема диалога под влиянием глобализационных процессов приобретает новое звучание как единственно приемлемая основа противостояния разрушительным тенденциям общества. Подобное понимание воплотилось в отказе от логоцентризма и утверждении принципов диалогичности и плюрализма. Это стимулирует формирование новых философских методов постижения действительности, свидетельствует о вторжении перемен в сферу социальной философии.
Автор(ы) Шикина Татьяна Сергеевна
Источник Власть
Научный журнал
Программа развития социальной культуры
Программы социокультурного развития Государственная культурная политика осуществляется на федеральном.
Программы социокультурного развития: способствуют развитию социокультурной основы личности; создают.
необходимые условия для приобщения населения к основным социокультурным ценностям и нормам; обеспечивают.
гармоничное развитие эмоционально-нравственного и умственного развития; формируют единый социокультурный.
Этапы формирования социокультурных региональных программ Каждый этап формирования программ развития социальной
Автор Наталья Николаевна Чувелева
Источник Справочник
Категория Социология
Статья от экспертов
Методологическая программа социокультурного изучения социальности
В статье обсуждается кризисная ситуация в социологии и в связи с этим предлагается ряд идей, направленных на построение методологической концепции социальности. Отмечается, что кризис в социологии обусловлен переходом социологических исследований к междисциплинарным исследованиям.
Формулируются принципы (методологический, культурно-исторический, феноменологический), которые характеризуют авторский подход. Этот подход сопоставляется с социологическим. В последнем выделяются четыре характеристики: 1) оценочная характеристика социальности и указание на тип социального действия, направленного на изменение социальности, 2) описание массового поведения людей и социального порядка, обусловливающего это поведение, 3) установка на изучение социальности и описание«социальной природы», 4) рассмотрение социальности только как феномена современной культуры (этому подходу автор противопоставляет культурно-историческую трактовку социальности). В заключение автор намечает этапы исследования и постр.
Источник: spravochnick.ru