Виды социальных программ
Социальная политика представляет собой проводимую государственными структурами, общественными организациями, органами местного самоуправления, а также производственными коллективами систему мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни народа и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства и социального смысла в обществе.
Социальная политика — это определенным образом разработанный и реализуемый целевой комплекс принципиальных направлений и задач улучшения жизнедеятельности людей в данных пределах (страна, регион, предприятие).
Основные направления
- Политика доходов населения (жизненный уровень, потребительская корзина, благосостояние).
- Политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата труда и социальное страхование, занятость населения. ).
- Социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения (пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, социальные гарантии. ).
- Основные направления развития отраслей социальной сферы (охрана здоровья, образование, наука, культура, физическая культура и спорт).
Имеются определенные технологии разработки социальной политики, основой которых является сбор, обработка, систематизация, накопление и использование информации. На достоверной информационной базе определяются и формулируются цели, направления и задачи социальной политики.
Социальные медиа: что это такое и зачем они нужны | SEMANTICA
В процессе разработки социальной политики важное значение имеет ее ресурсное обоснование и определение механизма практической реализации (кто, что и когда выполняет и, соответственно, отвечает).
Социальная политика — это разновидность управленческого решения, поэтому могут разрабатываться проекты-варианты, которые оцениваются по определенным критериям. Далее принимается окончательный вариант, оформляемый в виде соответствующего документа.
Социальная программа
Социальные программы — один из видов программ. Каждый признак отражает ту или иную сторону программы — содержательную, уровневую, временную.
Классификация программ
Экономические, социальные, производственные, комплексные и т.д
Уровень разработки и применения
Президентские, федеральные, региональные, местные, городские и т.д
Время, на которое рассчитана реализация программы
Долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные, текущие или оперативные
Социальные программы — вид правительственных программ для защиты граждан от различных экономических рисков и возможного ухудшения уровня и условий жизни. Социальные программы отражают степень активного вмешательства государства в жизнь общества и служат методом достижения определенного социального результата.
Виды социальных программ
Социальные программы можно условно разделить на 3 основных направления:
- программы социального благосостояния и обеспечения (т.н. программы поддержки доходов населения);
- социально-демографические программы;
- программы в области социального здравоохранения;
Кроме того, во многих странах, прежде всего развивающихся, существуют специальные программы борьбы с бедностью, которые по-разному комбинируют 3 указанных направления.
В большинстве развитых стран в зависимости от контингента, на который направлены меры, имеются следующие основные виды социальных программ:
- программы помощи инвалидам, престарелым и лицам, требующим ухода, основанные на механизме социального страхования. Все типы бенефициариев (льготополучателей) получают по ним 30- 60% базовой заработной платы;
- программы медицинского ухода (помощи) — один из наиболее комплексных и дискуссионных видов программ социальной защиты и благосостояния;
- программы для безработных, пособия по которым обычно предусматриваются на уровне 50-75% от базовой заработной платы;
- программы семейных пособий и льгот, охватывающие лишь семьи с установленным (специфическим для каждой страны) минимумом детей;
- программы компенсаций пострадавшим и получившим увечье на производстве, по которым получают 50-75% от уровня действующей заработной платы, т. е. размер пособия автоматически индексируется с ростом заработной платы занятых;
- программы социального обеспечения старости, дополняющие или покрывающие существующую систему пенсионного страхования.
В российской практике социальные программы подразделяются на следующие виды:
- доходов и цен;
- занятости и социально-трудовых отношений;
- охраны здоровья населения и развития здравоохранения;
- социальной защиты населения и его отдельных групп (инвалидов, пожилых, бывших военнослужащих и членов их семей, и т.п.);
- образования;
- семьи, материнства и детства;
- дети России и др.
Здесь видно, что все вышеперечисленные социальные программы являются ни чем иным, как средством выполнения задач социальной политики, указанных в первом параграфе этой работы.
Функции социальных программ
Все виды социальных программ могут выполнять следующие функции, которые на практике пересекаются, но обычно доминирует одна из них:
- развитие различных социальных общностей, семей и индивидов;
- обеспечение социальной защищенности определенных социально-экономических, социально-демографических или социально-доходных групп населения;
- оптимизация условий для благоприятного функционирования каких-либо социумов и, следовательно, общества в целом.
Один из основополагающих принципов социальных программ — принятый государством уровень минимальной защиты населения в какой-либо области, рассматриваемый как одна из основных областей ответственности государства в отношении специфических рисков.
Во многих странах существует общественный консенсус, что ответственность общества распространяется на всех тех, кто сам не в состоянии содержать себя по каким-либо причинам. Таким образом, программы отражают в любой стране эффективность системы социальных гарантий каждому члену общества, с учетом перераспределительных процессов; а объемы социальных программ и масштабы охвата различных социально-демографических групп населения зависят от выбранной государством модели социальной системы и характером проводимой социальной политики.
При разработке социальных программ широко используются социальные индикаторы и социальные нормативы, последние, например, в российской практике — в качестве целей-ориентиров.
В процессе реализации социальной политики значимыми являются два принципа:
- Конкретизация социальной политики в механизме социальных и экономических программ и социально-экономического планирования.
- Результативность, т.е. социальная политика должна обеспечивать достижение результатов спустя определенный период времени.
Если социальная политика не реализована, то всегда имеются конкретные причины, наиболее характерные из которых — необоснованность и нереалистичность.
Разработка и реализация социальной политики требует на любом уровне управления соответствующей компетенции. Следует особо отметить, что поскольку « соседствуют » два процесса — разработка и реализация, то соответственно необходимы кадры:
- специалистов, которые имеют профессиональную подготовку в области программно-целевого управления, социального проектирования, т.е. знают и умеют обосновывать и разрабатывать социальную политику;
- руководителей, которые получили необходимую подготовку по организации управления процессами разработки и реализации социальной политики, социальных программ.
Пример социальной программы для граждан РФ.
В нашей стране присутствует такая проблема как безработица. Правительство работает над этим и разработало программу «Содействие занятости населения», которая направлена на снижение уровня безработицы, усовершенствование трудовых отношений и повышение квалификаций людей, работающих в социальной и экономической сфере.
Таблица по снижению уровня безработицы
- Феномен организационной культуры
- Правовое регулирование переоценки ОС и НМА (производится путем пересчета его первоначальной стоимости или текущей)
- Методологические аспекты оценки объектов НМА и ИС (результаты творческой деятельности в области научно-технических достижений)
- Методологические аспекты оценки машин и оборудования
- Обзор безрисковых ставок доходности
- Применение математических методов в оценке
- Стратегия развития высшей школы в новых социально-экономических условиях: лидерство, результативность, стабильность
- Подлинники и копии
- Понятие криминалистической тактики, ее система и задачи
- Построение команды требует работы (следование определенным правилам)
- Профессия психолога: мои ожидания и тревоги (специалисты-психологи)
- Принципы трудового права и их роль в регулировании трудовых отношений
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Telegram и логотип telegram являются товарными знаками корпорации Telegram FZ-LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
Источник: www.evkova.org
Социальные программы как инструмент государственного и муниципального управления: структура, виды, методы формирования, способы оценки эффективности
Социальная программа является одним из традиционных эффективных инструментов социального управления, наряду с социальными проектами, социальными планами, социальными прогнозами.
Если социальное проектирование сосредоточивает внимание на процессах создания прообраза (прототипа) предполагаемого социального объекта, явления или процесса, а социальное планирование предусматривае тцеленаправленное регулирование всех без исключения элементов социального развития любых организаций, структур, общностей, то социальное программирование нацелено на решение значимых и важных социальных проблем, наиболее актуальных и перспективных для общества, данной организации или института.
Социальная программа как совокупность мероприятий, направленных на решение социальных проблем. Программы включают цель и совокупность действий по решению существующих проблем. Они предусматривают наличие субъекта и объекта воздействия, масштабы(объемы) предполагаемых изменений, временные интервалы, этапы их осуществления.
Структура.Типовая структура при составлении программ: Паспорт программы: а) наименование; б) дата принятия решения о разработке программы; в) заказчик; г) основной разработчик программы; д) цели и задачи программы; е) сроки реализации; ж) перечень основных подпрограмм; з) исполнители подпрограмм и основных мероприятий; и) объем и источники финансирования; л) ожидаемые конечные результаты реализации; м) система реализации контроля за исполнением программы.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения. 2. Основные цели, задачи и сроки реализации программы. 3. Система мероприятий программы. 4. Ресурсное обеспечение программы. 5. Механизмы реализации программы. 6. Организация управления программой и контроль за ее реализацией.
7. Оценка эффективности социально-экономических и политических последствий от реализации программы.
Постановление Администрации Алтайского края от 23.09.2013 № 502 «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Алтайского края»
Государственная программа имеет следующую структуру:
1) паспорт государственной программы согласно приложению 1 к настоящему порядку;
2) текстовая часть государственной программы, которая состоит из следующих разделов:
общая характеристика сферы реализации государственной программы;
приоритеты региональной политики в сфере реализации государственной программы, цели и задачи, описание основных ожидаемых конечных результатов государственной программы, сроков и этапов ее реализации;
обобщенная характеристика мероприятий государственной программы;
общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы;
анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками реализации государственной программы;
методика оценки эффективности государственной программы;
4) приложение «Подпрограммы государственной программы».
В разделе «Общая характеристика сферы реализации государственной программы» должен содержаться анализ текущего состояния данной сферы, включая основные показатели уровня социально-экономического развития соответствующей сферы, сопоставление существующего состояния анализируемой сферы с состоянием аналогичной сферы в среднем по Российской Федерации, в Сибирском федеральном округе (при возможности такого сопоставления) по данным, имеющимся на последнюю отчетную дату в период разработки государственной программы.
В данный раздел включается информация:
основные проблемы в сфере реализации государственной программы;
прогноз развития сферы реализации государственной программы.
В раздел «Приоритеты региональной политики в сфере реализации государственной программы, цели и задачи, описание основных ожидаемых конечных результатов государственной программы, сроков и этапов ее реализации» включаются подразделы:
приоритеты региональной политики в сфере реализации государственной программы;
цели и задачи государственной программы;
конечные результаты реализации государственной программы;
сроки и этапы реализации государственной программы.
Например, подраздел «Конечные результаты реализации государственной программы» должен содержать в количественном и качественном выражении основные ожидаемые конечные результаты реализации государственной программы, характеризующие изменение состояния уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, безопасности жизнедеятельности, государственных институтов, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере. За основу качественных конечных результатов реализации государственной программы берутся индикаторы (показатели), характеризующие конечные общественно значимые результаты, уровень удовлетворенности потребителей государственными услугами, их объемом и качеством. Раздел включает сведения об индикаторах государственной программы (показателях подпрограммы) и их значениях по форме.
— характеризовать количественно ход реализации государственной программы и достижение ее целей;
— отражать специфику развития конкретной сферы;
— зависеть от решения основных задач;
— соотноситься с показателями (индикаторами) государственных программ Российской Федерации, стратегией социально-экономического развития Алтайского края на долгосрочный период, другими документами долгосрочного и среднесрочного планирования;
— определяться на основе данных государственного статистического наблюдения;
— рассчитываться по методикам, включенным в состав государственных программ Российской Федерации.
Методы формированиясоциальной программы.Технологической особенностью (методом) формирования целевой социальной программы является программно-целевой подход (метод). Суть ПЦП основывается на: а) выборе реально поставленной цели функционирования объекта; б) разработке для него нескольких вариантов его развития; в) мониторинге и контроле достижения намеченных целей и результатов.
Виды социальных программ: 1) по сфере, направленности действия: целевые территориальные и ведомственные программы (образовательные, культурные, здравоохранения, жилищные, социальной помощи и др.), комплексные программы развития территории, организации и др.; 2) по срокам реализации: долго-, средне- и краткосрочные; 3) по масштабам распространения: глобальные, федеральные (национальные), региональные (субъекта федерации, федерального округа), локальные (муниципального образования); 4) по особенностям финансирования: бюджетные, инвестиционные, спонсорские, благотворительные; 5) по характеру проектируемых изменений: инновационные и поддерживающие и др.
Примеры программ дореформенной России: реформы после отмены крепостного права в России в XIX в., разработка и реализация плана ГОЭЛРО, программа ликвидации неграмотности, созданная в первые годы Советской России, БАМ и др.
Примеры программ, реализуемых и реализованных в Алтайском крае:
1) долгосрочные:Комплексная программа комплексного социально-экономического развития Алтайского края до 2017 года (в рамках Стратегии-2025); «Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края» на 2012-2020 годы; «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на 2013-2020 годы; «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края» на 2014-2020 годы; «Развитие малых городов Алтайского края» на период до 2020 года»;«Развитие здравоохранения в Алтайском крае» до 2020 года;«Социальная поддержка граждан» на 2014-2020 годы;«Развитие физической культуры и спорта в Алтайском крае» на 2014-2020 годы; «Развитие образования и молодежной политики в Алтайском крае» на 2014-2020 годыи др.
2) средне- и краткосрочные:а) краевые целевые:«Стимулирование развития жилищного строительства в Алтайском крае на период 2010–2015 годов», «Развитие туризма в Алтайском крае» на 2011-2016 годы, «Развитие культуры Алтайского края» на 2015-2020 годы, «Содействие занятости населения Алтайского края» на 2015-2020 годы, «Оказание содействия добровольному переселению в Алтайский край соотечественников, проживающих за рубежом» на 2013-2015 годыи др.; б) ведомственные целевые:«Государственная поддержка многодетных семей» на 2015-2020 годы, «Кадры для экономики» на 2015-2020 годы, «Здоровое питание населения Алтайского края» на 2013-2017 годы,«Патриотическое воспитание граждан в Алтайском крае» на 2011-2015 годы, «Культура Алтайского края» на 2011-2015 годы, «Дети Алтая» на 2011-2015 годы, «Доступная среда» на 2014-2015 годыи др.
Способы оценки эффективности программ.Эффективность социальных программ во многом зависит от сочетания его с потребностями общества и региона. Недостаточный учет требований экологии способен свести на нет социальные цели. Не менее важным является и согласование потребностей данного проектирования с грядущими изменениями в обществе.
Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации был утвержден Правительством РФ 2 августа 2010 г. (постановление № 588), Методические указания по разработке и реализации данных программ— приказом Минэкономразвития России от 22 декабря 2010 г. № 670.
Методические рекомендации Минэкономразвития России предусматривают, что для федеральных государственных программ методика оценки ихэффективности предусматривает необходимость проведения оценок:
— степени достижения целей и решения задач подпрограмм и государственной программы в целом;
— степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств федерального бюджета;
— степени реализации ведомственных целевых программ и основных мероприятий (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации).
Степень достижения целей и решения задач оценивается с помощью целевых индикаторов (показателей), для которых могут быть установлены пороговые значения. Превышение (недостижение) таких пороговых значений свидетельствует об эффективной (неэффективной) реализации государственной программы.
Если сказать проще, то согласно Методическим рекомендациям для того, чтобы оценить эффективность реализации госпрограммы РФ, нужно оценить:
— Степень достижения результата:насколько достигнуты результаты программы в целом;
-Полнота использования бюджетных ассигнований:намного ли перерасходовали (или сэкономили) средств;
-Эффективность расходования средств на реализацию госпрограмм:все ли расходы эффективны (наверное, наиболее сложная для оценки составляющая);
-Выполнение запланированных мероприятий:выполнены ли все основные мероприятия (ведомственные целевые программы приравнены к основным мероприятиям).
Постановление Администрации Алтайского края от 23.09.2013 № 502 «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Алтайского края»:МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ. Комплексная оценка эффективности реализации государственной программы Алтайского края (далее — «государственная программа») и входящих в нее подпрограмм проводится на основе оценок по трем критериям:
— степени достижения целей и решения задач государственной программы (подпрограммы);
— соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств краевого бюджета государственной программы (подпрограммы);
— степени реализации мероприятий государственной программы (подпрограммы).
Оценка степени достижения целей и решения задач государственной программы (подпрограммы) производится путем сопоставления фактически достигнутых значений индикаторов государственной программы (подпрограммы) и их плановых значений.
Оценка степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств краевого бюджета государственной программы (подпрограммы) определяется путем сопоставления фактических и плановых объемов финансирования государственной программы (подпрограммы) 1.3. Оценка степени реализации мероприятий (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации) государственной программы (подпрограммы) производится с учетом оценки степени реализации мероприятий государственной программы (подпрограммы) и показателя достижения ожидаемого непосредственного результата j-го мероприятия государственной программы (подпрограммы).
Комплексная оценка эффективности реализации государственной программы (далее — «комплексная оценка») производится по следующей формуле: O = (Cel + Fin + Mer)/3, где: O — комплексная оценка.Реализация государственной программы может характеризоваться: высоким уровнем эффективности; средним уровнем эффективности; низким уровнем эффективности. Государственная программа считается реализуемой с высоким уровнем эффективности, если комплексная оценка составляет 80% и более. Государственная программа считается реализуемой со средним уровнем эффективности, если комплексная оценка находится в интервале от 40% до 80%.Если реализация государственной программы не отвечает приведенным выше диапазонам значений, уровень эффективности ее реализации признается низким.
В программе должны быть представлены: 1) сведенияо показателях (индикаторах) государственной программы (подпрограмм) и их значениях; 2) переченьмероприятий государственной программы и 3) объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы по источникам и направлениям расходов. Пример: Государственная программа Алтайского края «Социальная поддержка граждан» на 2014-2020 годы
Источник: studopedia.ru
XVIII. Социальные программы государства
Социальное государство — это политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия и так далее.
Современное социальное государство — это институт, направленный на организацию нормальной жизни и развития всего общества в целом, защиту прав, свобод и законных интересов всех населяющих его граждан и народов, орудие решения споров и конфликтов как внутри государства, так и за его пределами.
Основные направления социальной политики
Оздоровление работников и их детей:
- оплата проезда к месту использования отпуска работников и их детей;
- добровольное медицинское страхование;
- добровольное страхование работников от несчастных случаев на производстве;
- санаторно-курортное лечение и отдых работников и их детей;
- полное сохранение среднего заработка на период временной нетрудоспособности;
- проведение спортивных мероприятий.
- при рождении ребёнка;
- новогодние подарки;
- материальная помощь одиноким матерям, находящимся в отпуске по уходу за детьми;
- бесплатные путёвки в оздоровительные детские лагеря ребёнку из многодетных и неполных семей;
- возмещение расходов на посещение ребёнком детского дошкольного учреждения в случае невозможности предоставления места в собственных или муниципальных учреждениях.
- пособие при уходе в очередной отпуск;
- компенсация расходов на электро — и теплоэнергию;
- компенсация расходов на топливо работникам, имеющим жильё с печным отоплением.
- доплата к пенсии (негосударственное пенсионное обеспечение);
- компенсация расходов на электро- и теплоэнергию;
- материальная помощь;
- единовременная выплата при увольнении на пенсию.
- единовременное вознаграждение;
- подарки;
- компенсация расходов по найму жилья.
- долевое строительство жилья для работников Компании;
- выдача кредитов сотрудникам на покупку жилья.
- выделение материальной помощи в соответствии с коллективным договором;
- выделение материальной помощи по ходатайству профсоюзной организации.
Принципы социальной политики:
- соблюдение требований законодательства;
- экономическая целесообразность;
- совместная ответственность;
- прозрачность.
Этапы программного цикла:
- формулирование проблемы и способов её решения;
- анализ внешней среды;
- составление проекта программы;
- внедрение (принятие мер программы);
- получение результатов;
- сопоставление: цель — результат.
Программы по развитию социальной инфраструктуры:
- программа «Жилище» на 2012 — 2016 годы;
- программа «Социальное развитие села» до 2013 года;
- программа «Культура России» на 2012 — 2018 годы;
- программа «Социальная поддержка инвалидов» на 2006 -2010 годы;
- программа «Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями» на 2007 — 2012 годы;
- программа «Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев» на 2008 — 2012 годы.
- сохранение российской культурной самобытности и создание условий для обеспечения равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности;
- создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры и искусства, модернизация работы учреждений культуры;
- обеспечение возможности реализации культурного и духовного потенциала каждой личности;
- информатизация отрасли; модернизация системы художественного образования и подготовки кадров в сфере культуры и искусства, отвечающей сохранению традиций лучших российских школ и требованиям современности;
- выявление, охрана и популяризация культурного наследия народов Российской Федерации;
- увеличение количества библиографических записей в сводном электронном каталоге библиотек России (по сравнению с предыдущим годом);
- увеличение количества посещений театрально-концертных мероприятий (по сравнению с базовым годом); доля фильмов российского производства в общем объеме проката на территории Российской Федерации;
Источник: studfile.net
Государственные социальные программы – для кого предназначены и в чем их суть
Стабильность сегодня и перспективы на будущее – важнейшие составляющие благополучия и качества жизни. Что для этого нужно?
Получить образование, найти работу, обзавестись жильем и создать семью, обеспечить гарантии безбедной старости и поддержки здоровья. Во многом социальная устойчивость человека зависит от созданных государством условий по реализации прав и возможностей.
Виды государственной поддержки граждан
Социальная политика в России охватывает все сферы жизнедеятельности.
Это стратегический план действий государства с масштабными задачами по:
- развитию социальной инфраструктуры;
- созданию интеллектуального потенциала;
- сохранению культурных и семейных ценностей;
- сбережению здоровья нации.
Мероприятия планируются на годы вперед через государственные социальные программы. Перспективные заявления представлены правовыми документами, утвержденными на правительственном уровне.
Паспорта программ включают:
- цели и задачи, период действия;
- социально-экономическое обоснование;
- перечень мероприятий с этапами выполнения;
- исполнителей из числа профильных государственных структур;
- механизм финансового обеспечения,
- предполагаемые результаты.
По направлениям действуют жилищные, пенсионные, образовательные программы, поддержки и развития здравоохранения, сельского хозяйства, молодых специалистов на селе, семей с детьми и социально уязвимых граждан.
Остановимся подробнее на социальных программах, актуальных в 2019 году.
Жилищные
Недоступность жилья, устаревшие коммуникации подтолкнули правительство РФ к модернизации жилищной сферы.
В 2011 году запущен пилотный вариант федеральной программы «Жилище» с действием до 2014 года. Впечатляющие результаты не оставили сомнений: специальные мероприятия продолжатся.
Федеральная целевая программа (ФЦП) «Жилище» на 2015-2020 годы
Координирует программу Министерство строительства и ЖКХ РФ.
Задачи включают:
- возведение энергоэффективных и функциональных объектов класса «эконом»;
- развитие малоэтажного строительства и новых форм участия граждан в этом процессе;
- обеспечение доступным жильем особых категорий населения, установленных федеральным законодательством;
- предоставление финансовой поддержки нуждающимся в приобретении собственных квадратных метров;
- модернизация коммунальной инфраструктуры;
- преодоление стагнации на жилищном рынке.
Целевой аудиторией ФЦП являются граждане, перед которыми государство имеет обязанности по предоставлению жилых помещений, не обеспеченное жильем население. Также программа решает интересы исполнительной власти субъектов (в части создания жилого фонда на местах), представителей строительной отрасли.
ФЦП включает 5 подпрограмм, 3 из которых нацелены непосредственно на граждан.
«Обеспечение жильем молодых семей»
Пять лет понадобится правительству на разрешение жилищной проблемы граждан до 35-летнего возраста. Все они, конечно, должны числиться в очереди при муниципалитетах на улучшение условий проживания.
Официально неустроенным гражданам предоставляются социальные субсидии на часть стоимости квартиры «эконом» или возведения жилого дома.
Размер финансирования:
- 30% для бездетных молодых семей;
- 35% для семей с детьми, в том числе неполных.
Субсидионное право подтверждает сертификат. Он выдается органами исполнительной власти на местах. Конечно, за государственные деньги купить пентхаус не выйдет.
Желания ограничены социальными нормативами площади:
- 42 «квадрата» на семью из двух человек;
- по 18 кв. метров на семью с большим составом.
Существенное условие для получения сертификата – наличие у семьи собственных средств или возможность оформления жилищного кредита на оставшуюся стоимость недвижимости. Государство содействует в кредитовании на льготных условиях, в том числе с использованием средств материнского капитала.
Подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством»
Сегмент господдержки направлен на обеспечение жильем следующих лиц:
- отставники военной службы, подразделений внутренних дел, оформленные в качестве жилищных очередников до 01.01.2005 г.;
- военнослужащие, сотрудники силовых ведомств, подлежащие увольнению по состоянию здоровья, в связи с штатными преобразованиями или по достижению возрастного предела. Срок их службы должен составлять не менее 10 лет «календаря»;
- лица, пострадавшие от радиации при авариях на ядерных объектах;
- вынужденные переселенцы, находящиеся на специальных миграционных учетах;
- люди, покидающие Крайний Север и приравненные территории;
- переселенцы из ЗАТО.
Поддержка оказывается в форме предоставления денежной субсидии. Подтверждением служит государственный жилищный сертификат (ГЖС). Квартира, дом, его часть, комната приобретаются как на первичном, так и на вторичном рынке. Обеспечение сертификата рассчитывается с учетом нормативов площади и стоимости квадрата жилья в регионе.
Установлены следующие нормативы:
- 33 квадрата для одинокого гражданина;
- 42 кв. м на семью в составе 2-х человек;
- по 18 кв. м на семью большей численности.
Каждые полгода Минэкономразвития устанавливает расчетную стоимость квадратного метра для субъектов и по стране в целом. Запрещается приобретать помещения размером меньше норматива. Если субсидии недостаточно, допускается использование кредитных или собственных средств.
Главное условие – отсутствие собственной недвижимости или безвозмездная передача имеющейся в муниципалитет.
Подпрограмма «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан» – 2015 – 2020 г.г.
Социальный пакет нацелен на обеспечение современным и комфортным жильем представителей бюджетной сферы:
- государственных служащих;
- сотрудников прокуратуры и следственного комитета РФ;
- спасателей министерства по делам ГО и ЧС;
- научных сотрудников.
Отдельное направление программы – переселение из аварийного жилья населения территорий БАМ (Байкало-амурской магистрали).
Поддержка оказывается путем приобретения/строительства жилой недвижимости для сдачи в социальный найм или в качестве служебного жилья, предоставление субсидий на покупку недвижимости в собственность.
По замыслу разработчиков реализация мероприятий позволит привлечь на стратегические для страны направления деятельности квалифицированные кадры. Зона БАМ охватывает Бурятию, Забайкалье, Амурскую и Иркутскую области. В годы освоения этих участков молодым специалистам предоставили временные помещения для жизни. По сей день 10 тысяч семей продолжают жить в абсолютно непригодных условиях. К 2020 году все эти граждане должны обзавестись современным жильем эконом-класса.
Программы по снижению уровня безработицы и содействию занятости населения
Государственные меры по выведению из кризиса российского рынка труда представлены целевой федеральной программой «Содействие занятости населения» на 2013-2020 годы.
Проект нацелен на снижение социальной напряженности, совершенствование трудовых правоотношений, содействие в повышении квалификации специалистов ведущих направлений экономики и социальной сферы. Разбалансированность профессиональной среды по некоторым направлениям планируется устранить путем привлечения иностранной рабочей силы. Это отдельное направление проекта.
Всего же программа включает три подпрограммы:
- «Повышение занятости граждан РФ и снижения безработицы»;
- «Внешняя трудовая миграция»;
- «Развитие институтов рынка труда».
Координирует проект Минтруда. Соисполнителями выступают Миграционная служба МВД России (ФНС – на момент утверждения), Минфин и государственная служба занятости.
Социальная сфера
Социальная напряженность в российском обществе высока. Кризис в экономике, неспокойную политическую обстановку в мире и другие факторы со счетов не сбросить и не устранить в один момент.
Но принять меры дополнительной опеки уязвимых граждан вполне реально.
Госпрограмма «Социальная поддержка граждан»
Стартовала с января 2013 года. Комплекс мер рассчитан на семилетку.
Реализация пройдет по следующим направлениям:
- расширение целевого и адресного принципа предоставления мер социальной помощи нуждающимся гражданам;
- предоставление полномочий региональной и местной власти по разработке и распределению натуральных и денежных форм соцпомощи;
- решение потребностей граждан с ограниченными возможностями, пожилых людей в стороннем уходе специалистов социального обслуживания и прочих структур;
- популяризация и создание условий для перехода к семейным формам воспитания детей и подростков, оставшихся без родительского попечения.
Не обходит стороною программа и социальных работников: к 2019 году запланировано поднять зарплаты персонала соц. структур до 100% регионального среднего заработка.
«Доступная среда» на 2011-2020 г. г.
Адресатом программных мероприятий являются инвалиды и немобильные категории населения (к примеру, старики).
К 2020 году планируется:
- создать комфортные условия для жизнедеятельности лиц с ограниченными функциями, в том числе для детей-инвалидов;
- помочь им оптимально социализироваться;
- повысить толерантность общества к людям со специфическими психо-физиологическими характеристиками.
Для этого нужно обеспечить оптимальный доступ адресатов к услугам и объектам жизнеобеспечения, предоставить необходимый объем реабилитации/абилитации, реформировать деятельность учреждений медико-социальный экспертизы.
Сфера образования
Отлаженная система здравоохранения, качественное образование и надежная пенсионная система – три «кита» благополучия нации.
Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы направлена на создание условий для повышения доступности качественного образования всех ступеней: общего, высшего, профессионального и дополнительного.
При реализации программы предстоит осуществить следующее:
- Реорганизовать систему высшего образования: создать сеть ВУЗов (порядка 60), ориентированные на ключевые сегменты региональных экономик;
- Разработать и внедрить образовательные стандарты среднего специального и высшего образования, отвечающие современным условиям;
- Создать систему контроля профессионального и высшего образования регионального и федерального уровней.
- Привлечь инвестиционные средства на строительство образовательных объектов и создание учебной, лабораторной, хозяйственной инфраструктуры образовательных учреждений.
Отдельным направлением выделены меры по совершенствованию экономики образования.
О государственных программах Татарстана рассказано в следующем видеосюжете:
Источник: posobie-help.ru