4. Общественное лицо класса. Активность участия в общественных делах. Выполнение общественных поручений. Идейно-политическая направленность, сознательность учащихся.
//. Сплоченность класса
1.Наличие групп по деловым интересам или отрицательного характера. Отношение учащихся: друг к другу, к делам класса.
2.Склонность проводить время вместе в школе и вне ее, вместе развлекаться или совместно заниматься.
3.Дружба между мальчиками и девочками.
4.Защищают ли школьники членов своего коллектива вообще.
5.Если в классе есть круговая порука, то в чем она выражается.
6. Переживают ли школьники удачи и неудачи своего класса.
7. При проведении школьных мероприятий стараются держаться вместе или разобщенно.
///. Организованность класса
1. Умение самостоятельно организоваться для выполнения коллективных дел. Умение распределять между собой работу и выполнять ее наиболее рационально.
2. Умение терпеливо и внимательно выслушивать друг друга (на собраниях, перемене, при выполнении различных дел).
2023-06-14 Семинар Федерального методического центра. 14 июня 2023
3. Послушание при выполнении распоряжений старших или административных лиц.
IV. Общественное мнение в классе
1. Какие поступки своих товарищей учащиеся одобряют, какие — осуждают.
2. Как и в какой форме выражают одобрение и неодобрение.
3. Есть ли расхождения между тем, что они говорят, и тем, что Делают.
4. Критика и самокритика в классе.
V. Характер товарищеских связей в коллективе
1. Что связывает школьников: общее место жительства, место за партой, интересы, общая работа.
2. Где дружат учащиеся — только в школе или и вне ее.
3. Внимательность к товарищам. Стремление помогать им. В чем
4. Требовательность к друзьям. Умение видеть недостатки.
5. Отношение к дезорганизаторам, к отличникам, к активу, к неуспевающим.
6. Отношение учащихся к сверстникам, имеющим физические недостатки.
VI. Актив класса
1. Состав актива.
2. Официальный (выборный) и фактический активы.
3. Имеет ли актив авторитет.
4. Выполняются ли распоряжения актива.
5. Как относятся активисты к товарищам по классу.
6. Есть ли ученики, постоянно находящиеся в активе.
7. Живут ли общешкольные активисты жизнью класса, не отрываются ли они от класса. Уважают ли их в классе, пользуются ли они авторитетом в классе.
VII Связь классного коллектива с общешкольным
1. Знают ли в классе о том, что происходит в школе в целом и в других классах.
2. Вносятся ли предложения об улучшении жизни школы.
3. Выполняются ли общешкольные поручения (постоянные и эпизодические).
4. Каков характер связей учащихся с другими классами (шефство, соревнование, совместные дела).
5. Как класс участвует в общешкольных мероприятиях.
VIII. Мероприятия по дальнейшему сплочению классного коллектива
1. Какие педагогические мероприятия следует провести в классе в целях сплочения и организации классного коллектива.
Мастер класс Формирование ученического коллектива
2. Как использовать классный коллектив для воспитательного воздействия на отдельных учащихся.
Этот перечень вопросов, разумеется, не был обязателен для всех классных руководителей, особенно тех, кто работал уже много лет. У них эта схема годами отрабатывалась, совершенствовалась, в чем сказывалось мастерство, интуиция опытных педагогов. Однако для начинающих воспитателей и выпускников педагогических вузов она служила основной программой к действию.
Традиционная система планирования воспитательной работы в классе жизнеспособна и дает определенные результаты. Однако это справедливо до тех пор, пока не появится другой подход к планированию подобной работы, более эффективный, более гибкий и удобный для исполнения.
Воспитательная работа — работа творческая. Успех ее во многом зависит от педагогического мастерства воспитателя, от знания им индивидуальных особенностей своих учеников, наконец, от правильности, т.е. научной обоснованности воспитательных задач, поставленных перед учителями, учащимися, классным коллективом, родителями.
План — это рабочий инструмент, средство для повышения качества воспитательной работы классного руководителя (воспитателя). Этот документ должен быть глубоким по смыслу, кратким и конкретным по содержанию. Однако деятельность классного руководителя не может сводиться к работе по плану ради плана. Главная цель деятельности — в соответствии с планом оказать «оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией, с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением)»’.
С позиций высказанных положений основными недостатками традиционной системы планирования воспитательной работы в классе являются:
• отсутствие достаточно полной объективной информации для определения системы педагогических задач при планировании предстоящей воспитательной работы;
• игнорирование динамики развития личности каждого школьника и всего классного коллектива;
• поверхностное знание и учет межличностных отношений внутри классного коллектива, его формальной и неформальной структуры;
• субъективность и необоснованность выявления, формулировки и постановки педагогических задач, соответственно определения содержания, форм и методов их решения;
• отсутствие достаточной информации для планирования совместной деятельности учащихся, учителей и родителей;
• интуитивный подход в составлении характеристик учащихся и классного коллектива на уровне «мне так кажется»;
• неудобство по форме заполнения для оперативного (т.е. повседневного) использования.
2. Общая методика планирования воспитательной работы в классе на основе педагогической диагностики
В научном управлении планирование признается важнейшей функцией. Многие исследования указывают на сильную положительную связь между планированием и успехом организации любого дела, в том числе и воспитательной работы с учащимися.
План служит основным средством управления совместной деятельностью учителей, родителей и самих детей в их воспитании. Каких результатов стремится достичь этот коллектив (учителя, учащиеся и родители) в конце учебного года и на промежуточных этапах, когда, кто и что для этого должен будет сделать? Ответы на все эти вопросы должны быть учтены в ходе планирования.
Нельзя планировать совместную воспитательную деятельность без четкого представления о цели воспитания. Цель — как общее понятие — это образ того результата, который стремится получить субъект, выполняя те или иные действия. Но такой целью может служить только образ результата, во-первых, с фиксированным временем его получения; во-вторых, мотивирующего действия субъекта в направлении его достижения; в-третьих, соответствующего потребностям и возможностям организаций; в-четвертых, операционально определенного (контролируемого).
Образы желаемого будущего, и в первую очередь цели — как наиболее конкретные, ясные и определенные из них выполняют в деятельности людей множество важных функций, что и заставляет относиться к целям и их постановке с особым вниманием.
Фиксируя в ясной и осязаемой форме образ желаемого результата, цели воспитательного процесса ориентируют деятельность педагогов, родителей и самих учащихся на выбор средств и создание условий, необходимых и достаточных для их достижения.
Обоснованный выбор приоритетных целей позволяет сконцентрировать усилия на направлении «главного удара», не распыляться, рационально и экономно расходовать время, силы и другие ресурсы.
Четко сформулированные цели выступают в роли эталона, стандарта, с которым можно соотносить промежуточные результаты работы, внося в нее оперативные и даже опережающие коррективы. Не менее важно то, что анализ достижения поставленных целей может способствовать углубленному самоанализу, выявлению проблем профессиональной и учебной деятельности, проблем компетентности.
В совместной работе наличие всеми принятых, согласованных целей является необходимым условием организованности, сплоченности, интегрированности общей деятельности, умножения индивидуальных потенциалов ее отдельных участников, т.е. цель выступает как мощный координатор и интегратор. Отсутствие же четко определенных желаемых результатов приводит к множеству дефектов, непроизводительных затрат, к низкому качеству работы и неудовлетворенности ее участников.
• творческих способностей и дарований личности;
• личности как работника, производителя материальных и духовных благ;
• личности как общественного деятеля;
• нравственной и культурной личности;
• личности как носителя высоких этических и эстетических ценностей;
• правильных (социально и экономически обоснованных) материальных и духовных потребностей.
В этом определении мы специально опускаем физическое развитие личности. Тем самым хотим сказать, что всесторонне могут развиваться все люди, даже имеющие некоторые физические недостатки, но главное условие — чтобы они были умственно полноценными. Этому в жизни немало конкретных примеров. Включая в приведенное определение такую важную сторону, как физическое развитие личности, мы придем к краткому обозначению свойств и качеств, определяющих всестороннее и гармоничное развитие личности.
Исходя из сформулированного общего определения цели воспитания, которая реализуется у каждого человека в течение всей его жизни и в разной степени, мы выделяем ту часть этой цели и ту часть ее содержания, которые должны быть реализованы в школьные годы. В педагогической диагностике в разрезе каждой возрастной группы (класса) изучаются и фиксируются уровни развития личностных качеств, психических и физических свойств личности школьника, по которым можно судить, в какой степени эта часть цели реализуется. Поэтому соответствующие диагностические карты несут информацию, которая необходима в планировании воспитательной работы в классе.
Задачи по каждому объекту педагогической диагностики, в свою очередь, дифференцируются отдельно для учителей, родителей и самих учащихся. Кроме этого они определяются в системе перспективного развития педагогического процесса как стратегические (к моменту завершения обучения в школе), тактические (на учебный год или полугодие) и оперативные (каждодневные, постоянные).
По результатам анализа диагностических данных и сформулированных педагогических задач классный руководитель или учитель начальных классов (воспитатель) разрабатывает программу воспитания учащихся своего класса, которая является важнейшим опорным документом при составлении оперативного плана на конкретный учебный год. Эта программа определяет объем работы, служит основанием для оценки деятельности, а мера ее реализации обусловливает меру профессионального удовлетворения, составляя частицу общего «проживания счастья» (Н.Е.Щуркова).
«Надо признать, что работа сегодняшнего классного руководителя в школе бессодержательна, будучи лишенной программы воспитания. Не случайно воспитательный процесс сужается до обучения научным знаниям. Педагог неосознанно ограждает себя от тяжких переживаний «беспрограммного профессионала», сужая объем своей работы до объема имеющихся учебных программ, выполнение которых и становится основой его профессионального самочувствия. Бессодержательность воспитания легко прослеживается: педагог ориентирован на праздники и на погодно-природные обстоятельства, на события социального или этического плана. В период общественного кризиса появилась ориентация на старинные обычаи и обряды: педагог с детьми проводит гадания, воссоздает языческие праздники, водит хороводы и поет старинные обрядовые песни, играет в поклонение святым, ввергая детей в проживание древнего средневекового мировоззрения. Таким безграмотным способом заполняется пустота работы, которая и не может быть иной без наличия программы воспитания» 1 .
Особенностью такого плана является наглядность и возможность контроля за ходом исполнения его составляющих со стороны всех участников учебно-воспитательного процесса — учащихся, их родителей, учителей-предметников и самого классного руководителя.
План выполняется на листе плотной ватманской бумаги и состоит из центральной и периферийных частей. В ней отражены следующие диагностические данные.
1. Уровень развития социальных качеств учащихся в виде графической кривой, построенной по диагностическим показателям за предшествующие два учебных года.
2. Уровень физического развития учащихся также в виде кривой, построенной на основе суммарных показателей за предшествующие два года.
3. Характеристика профессиональных интересов школьников с указанием на то, кто из них в каких кружках предпочитает заниматься.
4. Социальный статус каждого ученика в классном коллективе. Ближе к центру указываются номера (по списку) учеников, набравших наибольшее количество положительных выборов 9), во втором круге — «предпочитаемых», в третьем — «пренебрегаемых», в четвертом — «изолированных».
5. В центре указан коэффициент ЦОЕ класса (С+ 0,35). Слева одна над другой помещены две таблицы. В верхней из них дан пронумерованный список учащихся класса (в центральной части вместо фамилий и имен школьников фигурируют порядковые номера из этого списка) и напротив каждого школьника записано общественное поручение, которое выполняет именно он. Ниже и также слева от центральной части помещается таблица, в которой отражены коллективные творческие дела (КТД) актива учащихся класса (РА) — общие классные мероприятия, либо уже запланированные на четверть, полугодие, либо вносимые в эту таблицу и в календарный план по мере возникновения идей их проведения.
С правой стороны от центральной части расположены еще две таблицы. Верхняя из них отражает планируемые составляющие работы учителя (РУ), нижняя — мероприятия, организуемые и проводимые по инициативе и с участием родителей школьников (РР).
Все пространство внизу листа — под таблицами слева и справа, а также под центральной частью — отведено для календарного плана внеклассных и внеурочных мероприятий, проводимых учителями (РУ), активом учащихся (РА) и родителями школьников (РР). Для наглядности все нижнее пространство разделено на десять вертикальных участков, соответствующих месяцам учебного года (сентябрь—июнь). Внутри каждого месяца вертикальный столбик разделен на пять горизонтальных линий в соответствии с неделями месяца. В запланированном для конкретного мероприятия месте (месяц, неделя) проставляется условное обозначение исполнителей (учитель — РУ, актив учащихся — РА, родители — РР) и через тире — порядковый номер, указывающий, о какой работе идет речь, в соответствии с номерами этих мероприятий в боковых таблицах схемы.
После утверждения администрацией школы план помещается на стенде в классе, чтобы он был всегда на виду у учителей, учащихся и родителей.
Заполняется он постепенно, на протяжении всего учебного года. Считается нормальным, когда сначала в плане незаполненных мест больше, чем заполненных. Поэтому этот план и называется оперативным. По нему педагог сверяет свои замыслы и их реализацию, в него вносятся коррективы, когда дети, учителя и родители придумывают новые дела или когда происходят события, требующие обязательного в них участия.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Расскажите кратко о традиционной системе планирования воспитательной работы в классе.
2. Каковы основные недостатки традиционной системы планирования воспитательной работы в классе.
3. Из каких блоков и вопросов состояла программа изучения классного коллектива в 80-е годы прошлого века?
4. Какова общая методика планирования воспитательной работы в классе на основе данных педагогической диагностики?
5. Как оформляется «Оперативный план воспитательной работы в классе»?
6. Дайте сравнительную характеристику традиционных планов воспитательной работы в классе и планов, составленных на основе данных педагогической диагностики.
Источник: cyberpedia.su
Карта наблюдения «Программа изучения уровня развития классного коллектива»
Цель: изучение уровня развития личности и коллектива.
Примерная программа изучения ученического коллектива
1. Состав класса.
Возрастной состав класса. Познавательный уровень, развитие учащихся. Работоспособность и успеваемость учащихся. Общественное лицо класса (имеется ли актив в классе). Интерес к общественным делам. Выполнение общественных поручений.
Гражданская направленность, сознательность учащихся.
2. Сплоченность класса
1. Есть ли группировки по деловым интересам или отрицательного характера. Как учащиеся относятся друг к другу.Как они относятся к делам класса.
2. Любят ли учащиеся вместе проводить время в школе или вне ее. Любят ли они вместе развлекаться или трудиться.
3. Дружат ли мальчики и девочки. Защищают ли мальчики девочек.
4. Нет ли в классе круговой поруки. Если есть, то в чем она выражается.
5. Переживают ли школьники удачии неудачи своего класса! Болеют ли за свой коллектив.
6. При проведении общешкольных мероприятий стараются ли они держаться вместе или разобщено.
3. Организованность класса
1. Умеют ли учащиеся организоваться для выполнения коллективных дел. Умеют ли они распределять между собой работу и наиболее рационально ее выполнять.
2. Умеют ли учащиеся терпеливо и внимательно выслушивать друг друга (на собраниях, на перемене, при выполнении различных дел).
4. Общественное мнение в классе
1. Какие поступкисвоих товарищей учащиеся одобряют, какие осуждают.
2. Как и в какой формеони выражают свое одобрение и неодобрение.
3. Есть ли расхождение между тем, что учащиеся говорят и тем, что они делают.
4. Критика и самокритика в классе. Преобладает ли гуманистическая направленность в отношениях школьников.
Характер товарищеских связей в коллективе
1. Что связывает школьников: место жительства, место за партой, интересы, общая работа.
2. Где дружат учащиеся (только в школе или вне ее). Внимательны ли они к товарищам. Стараются ли им помочь. В чем выражается эта помощь.
3. Проявляют ли школьники требовательность к своим друзьям. Умеют ли они видеть их недостатки. Как класс откосится к дезорганизаторам, отличникам, активу, неуспевающим,
4. Правильно ли относятся учащиеся к товарищам с физическими недостатками.
Актив класса.
Состав актива. Официальный (выборный) и фактический активы класса. Имеет ли актив авторитет. Выполняют ли распоряжение актива класса.Есть ли учащиеся, постоянно находящиеся в активе. Содействуют ли общешкольные активисты гармонизации отношений каждого школьника и коллектива.
Связь классного коллектива с общешкольным.
1. Знают ли в классе о том, что происходит в школе в целом и в других классах.
2. Выполняются ли классом общешкольные поручения (постоянные и эпизодические).
3. В чем проявляется гуманистическая направленность связей учащихся с другими классами.
8. Мероприятия по дальнейшему сплочению и гармонизации отношений учеников и классного коллектива
Какие педагогические мероприятия следует провести в классе с целью сплочения и гармонизации отношений личности и коллектива.
Как использовать классный коллектив для создания комфортных условий для каждого школьника с целью его развития и воспитания.
Диагностическая методика «Государство — это мы»
Цель: позволит классному руководителю увидеть, кого ребята определяют на роль лидера в коллективе и кому отводится место изолированного человека.
Инструкция: учащимся класса предлагается представить себе, что класс — это маленькое государство, а все ребята — представители этого государства. Для этого необходимо определить положение, место и предполагаемую должность каждого в этом государстве и свое собственное место.
Обработка результатов: с помощью данной методики ребята определяют, кто занимает роль лидера в коллективе и кому отводится место изолированного человека.
Методика «Какой у нас классный коллектив»
Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.
Инструкция: учащимся предлагаются 6 утверждений, которые записаны на листе бумаги в произвольном виде. Каждому ученику необходимо пронумеровать эти утверждения, т. е. расставить по номерам, которые, по мнению ученика, соответствуют данному классному коллективу. Например, ученик считает, что «Наш класс дружный» и ставит напротив данного утверждения № 1; а утверждение «Наш класс недружный, часто возникают ссоры» он поставит на последнее место под № 6.
• Наш класс очень дружный и сплоченный.
• Наш класс дружный.
• В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.
• В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным его назвать нельзя.
• Наш класс недружный, часто возникают ссоры.
• Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.
Обработка результатов: те суждения, которые отмечены большинством учащихся, говорят об определенных взаимоотношениях в коллективе и конкретно о каждом ученике, как он ощущает себя в системе этих отношений.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Программа изучения классного коллектива
консультация
VIII. Мероприятия по дальнейшему сплочению классного коллектива.
- Какие педагогические мероприятия следует провести в классе в целях сплочения и организации классного коллектива.
- Как использовать классный коллектив для воспитательного воздействия на отдельных учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностические методики изучения классного коллектива
В данной работе помещены основные методики изучения классного коллектива с 1 — го класса до 4 -го.