Составьте программу действий по психологическому сопровождению молодого специалиста

Аннотация: Авторская программа по сопровождению педагогов — стажеров в ОУ послужит помощником специалистам ОУ для сплочения педагогического коллектива в современных условиях модернизации образования, программа рассчитана на 2 года.

Тема: «Психологическое сопровождение деятельности педагога – стажиста в сфере внедрения ИКТ в ДОУ»

Участники программы: педагоги со стажем работы от 15 лет

Срок реализации программы: 2 года

Актуальность и социальная значимость психологического сопровождения инновационной деятельности педагога в ДОУ.

Сегодня одним из актуальных вопросов в сфере образования остается информационные технологии (далее ИТ), которые так активно внедряются и развиваются в жизнедеятельности современного человека. Для обозначения понятия «информационные технологии» в педагогической литературе используются разные подходы. Мы будем ориентироваться на общепринятое определение ИТ как процессы, методы поиска, сбора, формирования, хранения, обработки, представления, предоставления, передачи, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации. В нашей стране существует ряд государственных документов, в которых говорится о том, что внедрение и развитие ИТ в образовании – одно из приоритетных направлений государственной политики.

Первые дни педагога-психолога в ДОУ. Адаптация молодого специалиста.

Современная практика образования характеризуется активным включением большинства педагогов в инновационную деятельность. Под инновационной педагогической деятельностью понимается освоение педагогами новых, инновационных способов организации образовательного процесса, использование в воспитании детей современных методик и технологий. Но не все педагоги ДОУ в силу отсутствия умений пользоваться ИТ, готовы к серьезной поисковой работе, разработке авторских программ, проектов, современных педагогических технологий, позволяющих совершенствовать образовательный и воспитательный процессы с помощью ИКТ. Таким педагогам необходима психологическая подготовка к осуществлению грамотной деятельности по использованию ИТ в своей работе.

Овладение ИКТ и применение этих знаний, умений и навыков в педагогической деятельности у большинства педагогов — стажистов (педагогический стаж 15 и более лет) может быть связана со значительными психологическими проблемами: эмоциональные переживания педагога, негативное состояние, вызванное инноватикой, тревога, страх и другое. Если одни педагоги, включаясь в инновационную деятельность, постоянно стремятся к самосовершенствованию, самообразованию, повышению уровня своей профессиональной компетентности в вопросах реализации или разработки инноваций, то другие педагоги могут воспринимать это как дополнительную нагрузку, которая требует затрат личного времени и усилий и не приносит удовлетворения собственным педагогическим трудом. На наш взгляд, в первую очередь, у таких педагогов необходимо формировать мотивацию для участия в овладении современными ИТ и их применении в дошкольном учреждении. В связи с этим, было решено разработать для таких педагогов программу психологического сопровождения.

Чем молодой специалист отличается от других сотрудников?

Цель программы: Способствовать активному участию педагогов — стажистов в внедрении и применении ИТ в дошкольном учреждении.

Задачи программы:

1. изучить уровень готовности педагогов — стажистов к инновационной деятельности;

2. формировать мотивацию педагогов — стажистов к активному применению ИТ в педагогической деятельности;

3. развивать способности педагогов к инновационным преобразованиям, к преодолению инновационных барьеров;

4. формировать у педагогов потребность в непрерывном саморазвитии, самообразовании;

5. создать условия для сплочения педагогического коллектива, укрепления эмоционально благоприятных взаимоотношений среди педагогов ОУ.

Формы работы: семинар – практикум, круглый стол, консультация, мозговой штурм, групповая дискуссия, деловая игра, тренинги, педагогический фестиваль, мастер – класс.

Ожидаемые результаты реализации программы:

1. Готовность педагога применять свой высокий уровень ЗУН в области ИКТ

2. Готовность педагога продуктивно взаимодействовать с инновационным опытом коллег, обобщать и распространять свой опыт в области инноваций

3. Готовность педагога воспринимать критику, гибко реагировать на различные ситуации и контролировать свои действия

4. Формирование адекватной самооценки личности педагога

5. Овладение педагогом социально – коммуникативными компетенциями, навыками налаживания эффективного взаимодействия в коллективе

6. Педагог будет иметь высокий уровень навыков работы с различными информационными технологиями.

Критерии эффективности реализации программы:

1. Осознание необходимости педагогами в овладении и применении ИТ в педагогической деятельности;

2. Готовность педагогов к участию в творческой деятельности по нововведениям в ДОУ;

Читайте также:
Как подобрать очки к лицу мужчине программа

3. Уверенность педагогов в том, что нововведения оказывают эффективный результат в личностном и профессиональном росте;

4. Высокий уровень технической готовности педагогов к выполнению работы, связанной с ИТ;

5. Позитивная оценка педагогов своего предыдущего опыта работы в инновационной деятельности;

6. Готовность педагогов к дальнейшему саморазвитию и самообразованию.

I. Диагностический этап

Цель: выявить уровень готовности педагогов к инновационной деятельности в ДОУ и изучить способность педагогов к творческому саморазвитию в процессе инновационной деятельности.

Диагностический пакет представлен следующими методиками:

1. Методика оценки уровня инновационного потенциала педагогического коллектива (модификация методики Т.В. Морозовой)

Цель: выявить спектр условий, которые оказывают влияние на развитие инновационной деятельности педагогов.

2. Карта педагогической оценки способностей педагога к инновационной деятельности

Цель: показать уровень готовности педагогов к инновационной деятельности.

3. Методика «Способности педагога к творческому саморазвитию» (И.В. Никишина)

Цель: изучить способности педагога к творческому саморазвитию в процессе инновационной деятельности.

4. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко)

5. Анкетирование педагогов, анкета «Выявления уровня владения ИТ»

Цель: выявить уровень владения и представления педагогов о информационных технологиях.

Дополнительные: методика измерения ригидности (гибкости) личности (Н.В. Киршеев, Н.В. Рябчиков); методика контроля / самоконтроля педагогических воздействий (Л.М. Митина).

II. Основной этап: Реализация программы «Путь к успеху»

Ваш браузер должен поддерживать фреймы

Источник: ped-kopilka.ru

Программа работы наставника с молодым специалистом педагогом – психологом
консультация

Оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении. Создание условий для самореализации молодого специалиста, для приобретения им практических навыков, необходимых для психолого-педагогической деятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Разветьевская средняя общеобразовательная школа

Железногорского района Курской области»

307142 Курская область, Железногорский район, п. Тепличный, ул. Лесная

Тел. (471-48) 75-6-10 факс 2-12-55

Заместитель директора по УВР

МКОУ «Разветьевская средняя общеобразовательная школа»

Директор МКОУ «Разветьевская средняя общеобразовательная школа»

работы наставника с молодым специалистом

на 2022 – 2023 уч. г.

Закурина Елена Владимировна

Современному образовательному учреждению нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы, к качественному переходу к профильному образованию. Практика работы с молодыми педагогами показывает, что даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого педагога может протекать длительное время. Исследования работы с молодыми педагогами показывают, что наибольшие сложности у начинающих педагогов вызывают вопросы организации занятия, дисциплины и порядка на занятии, методическая сторона занятия, оформление документации, организация консультаций с родителями учащихся, осуществление индивидуальной работы. Проблемы возникают в связи с тем, что молодой педагог-психолог в начале своей работы имеет достаточные знания, но недостаточные умения, так как у него еще не сформированы профессионально значимые качества, поэтому является необходимостью оказание постоянной методической помощи молодым специалистам. Работа с молодыми педагогами традиционно является одной из самых важных составляющих методической работы образовательного учреждения.

Период вхождения молодого педагога-психолога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный педагог-психолог как профессионал, останется ли он в сфере дополнительного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

Особенностью труда начинающих педагогов-психологов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и педагоги-психологи с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.

В современных условиях социально-экономических преобразований все большую значимость приобретает проблема профессионального становления личности, где акцентируется внимание на формировании профессиональной компетентности педагога, способного адаптироваться к меняющимся условиям социума, продуктивно реализовывать инновационные педагогические технологии, осуществлять в профессиональной деятельности саморазвитие и самообразование. Наибольшие трудности молодые специалисты испытывают в период адаптации и видении пути своего профессионального развития особенно в течение первых трех лет работы.

При приеме нового сотрудника на работу очень важным, но часто недооцененным, является этап вхождения в должность. Для любого человека новое место работы – это своеобразный стресс, ему приходится привыкать к новым правилам, знакомиться и привыкать к ранее незнакомым людям, изучать нормы и правила поведения учреждения. Чтобы процесс адаптации не затянулся, и сотрудник как можно раньше начал работать максимально эффективно, руководству учреждения необходимо обращать внимание на такую серьезную процедуру, как адаптация. Таким образом, первоочередной задачей при приеме на работу специалиста является создание таких условий, которые позволят педагогу добиваться высоких результатов без ущерба здоровью (психическому и эмоциональному), а в результате снизить уровень текучести персонала в учреждении в целом.

Читайте также:
Как удалить программу reshade из игры

Основное предназначение программы – как можно быстрее ввести нового человека в курс дела, не только представить коллективу и ознакомить с должностными обязанностями, но и поддерживать в течение всего адаптационного периода. Программа способствует снижению количества ошибок, уменьшает первоначальный дискомфорт, создает благоприятное впечатление от учреждения и повышает уровень квалификации педагога в первые дни работы. Программа — современная системная единица профессиональной подготовки молодого специалиста к работе, благодаря которой обеспечивается первичное приобретение некоторых теоретических и практических навыков для выполнения какой-либо конкретной работы» с учетом уровня квалификации вновь пришедших педагогов.

Цели и задачи программы.

Оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении. Создание условий для самореализации молодого специалиста, для приобретения им практических навыков, необходимых для психолого-педагогической деятельности.

1. Ознакомление со спецификой деятельности образовательного учреждения.

2. Минимизация сроков адаптации молодого специалиста в коллективе педагогов и педагогов – психологов в Даниловском районе .

3. Обеспечение необходимой подготовки педагога для получения высоких результатов его труда.

4. Обеспечение необходимой осведомленности педагога-психолога о предъявляемых к нему требованиях.

5. Содействие вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.

6. Оказание помощи в приобретении навыков практической деятельности, в планировании и организации психологической деятельности.

Программа охватывает несколько направлений работы. Содержание программы отражает современные прогрессивные тенденции развития науки и практики в области начального школьного образования.

Программа включает в себя следующие направления:

1. Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса,

2. Психолого-педагогическое сопровождение,

3. Программирование и моделирование образовательного процесса,

4. Методическое сопровождение образовательного процесса,

5. Диагностика результатов образовательной деятельности и особенности представления результатов педагогической деятельности.

Срок реализации программы: 1 год

Этапы реализации Программы

Программа реализуется в три этапа:

1 этап. Теоретико-методологический, проектировочный

Цель этапа: выявление уровня имеющихся ЗУН вновь пришедших педагогов-психологов, сильных и слабых сторон деятельности молодого специалиста, разработка основных направлений работы с молодым специалистом.

— сбор информации для формирования плана действий;

— создание организационных структур, отвечающих за обеспечение качества образовательного процесса;

— анализ основных умений молодого специалиста на данном этапе, его запросов, потребностей;

— разработка плана профессионального становления молодого специалиста.

2 этап. Деятельностно — технологический

Цель этапа: реализация направлений работы с молодым специалистом в рамках программы.

— организация учебных занятий для повышения профессионального мастерства молодого специалиста;

— проведение мониторинга деятельности участников образовательного процесса;

— изучение и обобщение материала, накопленного молодым специалистом; создание информационно-методического банка для обеспечения целостного видения деятельности молодого специалиста;

3 этап. Контрольно-оценочный этап

Цель этапа: подведение итогов работы и анализ эффективности обучения молодого специалиста.

— создание портфолио молодого педагога-психолога.

— оформление «Банка методических материалов» молодого специалиста;

— подготовка и реализация молодым педагогом самостоятельных творческих продуктов в виде презентаций, сайтов, проектов, программ.

Молодые педагоги приобретут возможность личностного и профессионального роста. Ускорится процесс профессионального становления молодого специалиста. Кроме этого, реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

1. Повысить % участия педагогов в конкурсах педагогического мастерства;

2. Повысить % результативности участия в конкурсах различного уровня и различной направленности;

3. Повысить % участия педагогов в научно-исследовательской деятельности;

4. Повысить % педагогов, демонстрирующих свой педагогический опыт;

5. Увеличить % положительных отзывов деятельности специалиста со стороны общественности, администрации и коллег.

6. Снижение % «текучести» кадрового персонала.

Оценка усвоения программного материала может проходить в различных форматах:

• Анкеты обратной связи.

• Оценочные формы теоретических знаний.

• Оценочные формы умений и навыков: система наблюдений; система практикумов (серия заданий с разработанными оценочными формами); оценочные деловые игры.

В работе с молодыми педагогами используются различные формы: лекции, дискуссии, обмен опытом, практикум, тренинг, открытые занятия, методические консультации, методические бюллетени, посещение занятий, анкетирование, тестирование, участие в методических и воспитательных мероприятиях, прохождение курсов, посещение семинаров методических объединений и совещаний и т.д.

Для более эффективного прохождения программы к молодому педагогу прикрепляется наставник. Наставником может быть опытный педагогический работник, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания. Наставник должен обладать высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА

Наставничество предполагает постоянный диалог между опытным педагогом и начинающим учителем. Организация наставничества носит поэтапный характер и включает формирование и развитие функциональных и личностных (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) компонентов деятельности преподавателя. В частности, выделяются три этапа данной работы:

Читайте также:
Какие программы существуют для дефрагментации дисков

1. Адаптационный. Центральное звено в организации помощи молодому преподавателю — предварительная работа с ним. Нет надобности читать ему лекции, проводить теоретические занятия. У него еще свежи знания, полученные в институте. Молодой учитель нуждается в практических советах. Поэтому наставнику в первую очередь необходимо обратить внимание молодого специалиста на:

  • требования к организации учебного процесса; требования к ведению школьной документации;
  • формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга обучающихся.

На данном этапе в работе с молодым учителем участвуют представители администрации, руководители методических объединений, педагоги-наставники, педагог-психолог, методист, социальный педагог. Составляется план профессионального становления начинающего педагога, определяется круг его обязанностей и полномочий, проводится анкетирование (приложение 2), по результатам которого вырабатывается программа адаптации.

Для дальнейшей более эффективной работы начинающему специалисту предлагаются различные рекомендации и памятки (приложение 5), которые предварительно обсуждаются с педагогом-наставником, педагогом-психологом, методистом школы. В случае возникновения проблем в работе начинающего педагога и его ошибок в общении с обучающимися проводятся индивидуальные консультации с педагогом-психологом, во время которых разбирается каждый шаг молодого специалиста. На этом этапе педагог-психолог может использовать таблицу.

Возможные недостатки в работе начинающего педагога и

пути их преодоления

Недостатки в работе молодого учителя

Реакция обучающихся на недостатки

Способы преодоления недостатков

Источник: nsportal.ru

Программа адаптации молодого специалиста

3. Цель: Содействие личностной и социально-педагогической адаптации молодого педагога. Задачи:

Цель: Содействие личностной и социальнопедагогической адаптации молодого педагога.
Задачи:
Предупредить наиболее
типичные ошибки,
противоречия и затруднения
в организации учебного
процесса
Способствовать
развитию эффективной
коммуникации
Включить в процесс
самообразования и
исследовательскую
деятельность

4. Особое значение для профессионального становления учителя имеет снижение риска профессиональной дезадаптации в первые годы

5. Нормативно-правовая база:

— Положение о наставничестве ОО;
— Приказ о создании рабочей
группы;
— Приказ о назначении педагога –
наставника;
— ………….

6.

• Проверяет усилия
подшефного, дает
рекомендации ,
советы;
• Посещение и анализ
уроков опытных
учителей (вместе с
подшефным);
• Учит составлению
рабочих программ и
поурочных планов;
• Обеспечивает включение в
работу пед. сообществ,
курсов;
• Консультирует по вопросам
составления рабочих
программ, знакомит с
положениями ЕОР ;
• Оказывает помощь в
проведении мониторинга
успешности.
Педагогнаставник
Педагогпсихолог
Руководитель
МО
Заместитель
директора
• Проведение
диагностик,
треннингов,
консультаций;
• Оказание
психологической
поддержки
• Знакомит с НПБ школы;
• Определяет его должностные
обязанности, рабочее место;
• Продумавает расписание;
• Помощь в написании отчетов;
• Организует профессиональную
коммуникацию

7. Предупредить наиболее типичные ошибки, противоречия и затруднения в организации учебного процесса

Организационные формы сопровождения молодого педагога
Диагностика уровня
сформированности
профессиональных компетенций и
профессиональных
притязаний
-анкетирование,
индивидуальные беседы с психологом, с
педагогом — наставником и заместителем
директора по УВР
-индивидуальные консультации педагога
— наставника
Фиксирование исходного уровня
профессиональной компетентности
Методическое сопровождение
молодого учителя
-практические занятия
-мастер — классы в рамках заседания МО
-индивидуальные консультации
педагога — наставника
-семинары
-взаимопосещение и посещение уроков и
внеклассных мероприятий
Владеет инструментарием программы
«Электронный журнал»; основами
проектирования рабочих программ по
предмету, внеурочной деятельности,
внеклассной работы; изучает
имеющееся методическое
сопровождение, грамотно его
использует.

8. Способствовать развитию эффективной коммуникации

Организационные формы сопровождения молодого педагога
Психологическое сопровождение
профессиональной деятельности
молодого учителя
беседа с педагогом — наставником;
психологический тренинг;
беседа с зам. директора по УВР;
совместная деятельность в рамках МО;
тренинги и мероприятия с участием
педагогов ОО;
семинары,
Является активным членом
педагогического коллектива,
пользуется уважением у коллег,
учеников, родителей, эмоционально
устойчив, положительно настроен на
успех в своей профессиональной
деятельности и дальнейшее развитие

9. Включить в процесс самообразования и исследовательскую деятельность

Организационные формы сопровождения молодого педагога
Сопровождение процесса
самообразования
изучение литературы, передового опыта,
перечень практических мероприятий по
оснащению развивающей предметно –
пространственной среды, пособий,
картотек, папок-передвижек и др. В
течение года делятся с коллегами на
консультациях, педагогических часах о
наиболее эффективных методах, удачных
формах работы.
Перспективный индивидуальный план
самообразования молодого
специалиста.
Портфель молодого педагога.

10. Оценка результатов реализации программы

Рефлексивная диагностика
результатов реализации
программы адаптации на основе
сбора контекстных данных.
Коррекция индивидуальной
траектории профессионального
роста и развития молодого
учителя

11.

В результате адаптации молодые педагоги:
— будут знать основные нормативные документы;
— приобретут опыт педагогической деятельности, через организацию
наставничества;
— приобретут навыки взаимодействия с коллегами, детьми,
родителями;
— получат навыки общения, разрешения конфликтных ситуаций,
создание детского коллектива;
— познакомятся и приобщатся к традициям школы.

Источник: ppt-online.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru