Биология, как предмет, призвана дать учащимся систематические знания о различных проявлениях живой природы. Эти сложные задачи не могут быть решены без ознакомления учащихся с живыми объектами, непосредственно в их естественной среде обитания. Для этого учитель использует одну из важнейших форм учебного процесса – экскурсию. Экскурсии переносят учащихся в другую школьную атмосферу, в необычную познавательную деятельность.
В современном мире у учителей есть множество инструментов обучения, которые связывают учебную программу с жизнью. В системе образовательного процесса школы одно из основных мест биологического воспитания занимают краеведческие работы. Новые программы естествознания расширяют возможности использования разнообразия форм и методов работы в местной истории. По словам В.А.
Сухомлинского в книге «Сердце отдаю детям» писал: «для ребенка Родина начинается с куска хлеба и нивы пшеницы, с лесной опушки и голубого неба над маленьким прудом, с экскурсий в поле, лес, на берег реки, в соседние села. Задача педагога — постепенно расширять кругозор ребенка, воспитывать у него чувство гордости за свою Родину».
Правила проведения экскурсий. Урок гостеприимства № 3.
Актуальность курсовой работы определяется рядом существующих противоречий:
— преобладание у учеников биологических знаний и недостаточное развитие биологических практических навыков;
— небольшое количество экскурсионных занятий в учебных программах и реальной необходимостью их увеличения для более успешного осуществления процесса обучения и развития школьников.
Объект курсовой работы — методы и организация биологических экскурсий.
Предмет курсовой работы — учебная экскурсия, как форма организации обучения биологии.
Цель курсовой работы: изучение методики организации и проведения экскурсий в рамках школьной программы по биологии.
Соответственно цели были определены задачей курсовой работы:
-рассмотреть экскурсию, как форму организации образовательного процесса;
-изучить организацию и методику проведения биологической (зоологической) экскурсии.
Экскурсия, как форма организации образовательного процесса
Важнейшей задачей школьного образования является знакомство с явлениями природы в целом, включая основные явления и законы живой и неживой природы. Все эти области должны быть более или менее предметом изучения в школе, и, наконец, необходимо дать представление о неразрывной связи, которая существует между всеми областями исследований. В этом отношении экскурсии, конечно же, являются прежде всего мощным средством для создания всесторонних представлений об окружающих нас явлениях.
Термин » экскурсия «происходит от латинского слова excursion- (экскурсия), что означает «выбежать». Поэтому само название экскурсии указывает на одну из существенных особенностей данной формы организации воспитательной работы, а именно — выведение учащихся за пределы школы на изучаемый объект.
Школьные экскурсии — форма воспитательной и учебной работы с классом или группой учащихся вне школы, с познавательными целями при переходе от объекта к объекту в его естественной среде обитания, или искусственно созданных условиях, при проверке знаний по предметам, относящимся к программе.
Как вести экскурсию на примере усадьбы И Котляревского
Когда в экскурсии принимает участие весь класс и материал тесно связан с учебным планом естествознания и природоведения, это становится неотъемлемой формой обучения. В этом случае она включается в систему уроков и является необходимой частью учебного процесса. Кроме того, экскурсия может быть формой внеклассной работы, если она проводится с группой заинтересованных детей.
Экскурсии входят в систему уроков по темам учебных курсов с 6 по 11 классы. В результате учитель заранее в долгосрочной перспективе определяет сроки экскурсий. Учитель подразумевает и обратную связь – включение материалов экскурсии в последующие уроки, рекомендует учащимся вспомнить, что они увидели и узнали на экскурсии, использует в практической работе и в качестве демонстрационного материала природные объекты, собранные во время экскурсии. Помимо познавательного значения экскурсия имеет большой воспитательный потенциал. Во время экскурсий школьники воспринимают предметы в естественных условиях, а также природные запахи, звуки, цвета, учатся видеть и чувствовать красоту окружающей природы, у них формируется ответственное отношение и любовь к природе, к Родине.
Экскурсии могут быть ботаническими, зоологическими, общебиологическими, экологическими и комплексными с учётом учебного содержания отдельных курсов биологии.
При планировании экскурсий учитель учитывает местные природные объекты, особенности и условия, а также тесную взаимосвязь с материалами учебного курса биологии. Часто в программе указывают несколько тем экскурсий, чтобы преподаватель имел возможность провести любую из них по своему выбору. Они направлены на изучение отдельных видов, уникальных объектов и явлений, и изучение природных сообществ. Экскурсии могут быть организованы на территории школы, учебно-опытного участка (на территории школы), сельскохозяйственного производства (в теплицах при совхозе), научно-исследовательского института, Ботанического сада, парка и др.
Экскурсии, рекомендованные в учебной программе (на примере учебной программы В.В. Пасечника)
Мир растений вокруг нас. Осенние явления в жизни растений. Жизнь растений зимой. Деревья и кустарники в безлистном состоянии. Путешествие с домашними растениями. Встреча с представителями отделов царства растений в городском парке (или лесопарке). Весеннее пробуждение организмов царства растений. Лес (или парк) как природное сообщество.
Весна в жизни природного сообщества.
ЭКСКУРСИИ В ПРОГРАММЕ 7 КЛАССА
Разнообразие животных, обитающих в условиях города. Разнообразие животных, обитающих в сельской местности. Животное население водоема. Разнообразие животных родного края. Удивительный мир животных (экскурсия в музей или зоопарк).
Жизнь природного сообщества весной. Весенние явления в водном природном сообществе.
ЭКСКУРСИИ В ПРОГРАММЕ 8- 9 КЛАССОВ
Биологическое разнообразие вокруг нас. Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер. Борьба за существование в природе. История живой природы в регионе школы (посещение местного музея краеведения с палеонтологическими коллекциями). Лес и водоем как природные экосистемы.
Парк как пример искусственного биогеоценоза. Оценка состояния окружающей среды.
ЭКСКУРСИИ В ПРОГРАММЕ 10- 11 КЛАССОВ
Природная экосистема (лес, луг, водоем). Агроэкосистема (поле, сад). Антропогенное влияние на природный биогеоценоз. Посещение очистных сооружений или предприятий по переработке отходов. Способы размножения растений в природе.
Многообразие сортов растений и пород животных (селекционная станция, или племенная ферма, сельскохозяйственная выставка). Посещение предприятия промышленного биотехнологического производства. Весенние явления в природе.
Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 687 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
Методика проведения экскурсий по общей биологии
Экскурсии и лабораторные работы включены в программу в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования. Однако их тематика и выбор объектов изучения даны ориентировочно и могут быть изменены по желанию учителя в связи с особенностями местных условий.
И в этой работе мы достаточно полно рассмотрим методику проведения экскурсий по общей биологии.
3. Экскурсия, как важнейшая форма учебно-воспитательного процесса…………………………………………………………..стр. 3-4
4. Экскурсии для каждого учебного курса с 6 по 11 класс, предусмотренные программой по биологии (с планом экскурсий для каждого класса)………………………………… …………………………стр.5-6
5. Подготовка к экскурсии.…………………………………………стр.6-8
6. «Десять заповедей экскурсионного дела»………………………стр.8-9
7. Деление экскурсий по местоположению в темах учебных курсов (вводные,текущие ,заключительные )…………………………..стр. 9
9. Список используемых источников………………………стр.11
Работа содержит 1 файл
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра биолгоии и экологии
Реферат по курсу особенности обучения и преподавания
в сельской малокомплектной школе
Методика проведения экскурсий по общей биологии
Бычкова Екатерина Игоревна
Студентка 3 курса 1 группы
Специальность – 050102.65 Биология
С дополнительной специальностью
Юдин Александр Николаевич
- Содержание ……………………………………………………..стр. 1
- Введение………………………………………………………… .стр.2
- Экскурсия, как важнейшая форма учебно-воспитательного процесса………………………………………………………… ..стр. 3-4
- Экскурсии для каждого учебного курса с 6 по 11 класс, предусмотренные программой по биологии (с планом экскурсий для каждого класса)………………………………… …………………………стр.5-6
- Подготовка к экскурсии.………………………………………… стр.6-8
- «Десять заповедей экскурсионного дела»………………………стр.8-9
- Деление экскурсий по местоположению в темах учебных курсов (вводные,текущие ,заключительные )…………………………..стр. 9
- Заключение………………………………………………. стр. 10
- Список используемых источников………………………стр.11
- Приложение……………………………………………….. стр. 12
Биология — наука о живых системах, их строении и особенностях жизнедеятельности. Иными словами, биология — это совокупность наук о живой природе.
Общая биология изучает общие законы происхождения, функционирования, роста и развития живого.
Задачи биологии: раскрытие сущности жизни; систематизация живых существ; познание закономерностей происхождения, размножения, роста, развития, функционирования, особенностей взаимодействия живых организмов.
Значение биологии для человека невозможно переоценить: биология является теоретической основой ведения промыслового, сельского и лесного хозяйства, на её достижения опирается медицина, пищевая и даже военная промышленность; знание её законов помогает сохранять биоразнообразие на планете и моделировать будущее развитие человечества.
Биология, как и любая другая наука, оперирует самыми различными методами: историческим, описательным, микроскопическим, экспериментальным, сравнительным, методами наблюдения и моделирования и т. д.
Немаловажным фактором при изучении биологии является взаимосвязь теории и практики, практика по биологии представляет собой лабораторные работы, и конечно же экскурсии!
Экскурсии и лабораторные работы включены в программу в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования. Однако их тематика и выбор объектов изучения даны ориентировочно и могут быть изменены по желанию учителя в связи с особенностями местных условий.
И в этой работе мы достаточно полно рассмотрим методику проведения экскурсий по общей биологии.
Экскурсия, как важнейшая форма учебно-воспитательного процесса
Биология как предмет призвана вооружить учащихся систематизированными знаниями о разнообразных проявлениях живой природы. Решить эти сложные задачи невозможно без ознакомления учащихся с живыми объектами непосредственно в условиях их естественного окружения. Для этого учитель использует одну из важнейших форм учебно-воспитательного процесса — экскурсию. Экскурсии воспитывают учеников в иной, отличной от школьной, обстановке и в процессе необычной познавательной деятельности.
Практическое и методическое обоснование экскурсий по биологии разработал
А. Я. Герд. Он указывал на необходимость взаимосвязи урока с экскурсией, так как только в природе есть возможность привлечь внимание учащихся к тем явлениям, изучение которых малодоступно в классе. Идеи А. Я. Герда были развиты на разных этапах становления методики обучения биологии учеными В.В.Половцовым, Б.Е.Райковым, Н.М.Верзилиным, Н.А.Рыковым, В.М.Корсунской, Ю.И.Полянским, И.Н.Пономаревой, И. Т. Суравегиной и др.
«Школьная экскурсия — форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимой вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя и по темам, связанным с программой.»
Это определение, данное Н.М.Верзилиным и В. М. Корсунской, наиболее полно отражает специфику экскурсии как учебно-организационной формы обучения.
Экскурсии входят в систему уроков по темам учебных курсов с 6 по 11 класс. Поэтому учитель заранее в перспективном плане определяет сроки проведения экскурсий, а на соответствующих уроках перед экскурсиями создает ситуацию необходимости ознакомления с данными явлениями непосредственно в самой природе. Учитель также предусматривает и обратную связь — включение материалов экскурсии в последующие уроки, рекомендует учащимся вспомнить то, что видели и узнали на экскурсии, использует на практических работах и в качестве демонстрационного материала природные объекты(например гербарии), собранные во время экскурсии.
Особенностью экскурсий является возможность активного познания живых объектов, входящих в природные сообщества. Знания об объектах живой природы, полученные на уроках, расширяются и углубляются во время экскурсии. Создаются условия для формирования умений ориентироваться на местности, выявлять сложные связи в природе, а также изучать сезонные изменения в природе. Школьники учатся находить в природе объекты по заданиям учителя, анализировать, сравнивать и сопоставлять явления природы, приобретают навыки натуралистической работы, навыки элементарного научного исследования природы.
Кроме познавательного значения экскурсия имеет большой воспитательный потенциал. На экскурсиях школьники, воспринимая объекты в естественных условиях, а также природные запахи, звуки, краски, обучаются видеть, чувствовать прекрасное в окружающей их природе, у них формируется ответственное отношение и любовь к природе, к родине. Экскурсии играют важную роль в осуществлении связи обучения с жизнью.
Наблюдение природных объектов в их естественных условиях позволяет учащимся их познавать, привлекая знания из разных дисциплин. Это способствует формированию у детей целостной картины мира.
Часто во время экскурсии педагог дает необходимые объяснения, сопровождая их показом природных объектов. Такие экскурсии помогают проиллюстрировать материал, который изучался ранее на уроке.
В других случаях преподаватель после краткого вступления предлагает учащимся провести самостоятельные наблюдения, собрать тот или иной природный материал, который понадобится при объяснении нового учебного содержания непосредственно в природе. Во время такой экскурсии работа по изучению живых природных объектов проводится по индивидуальным заданиям.
Выполняя задания, школьники учатся работать в группе, получают первые навыки комплексного исследования природных явлении. Например, при изучении членистоногих предполагается экскурсия на водоем. Ученики получают задание отловить членистоногих с разных горизонтов водоема.
Причем одной группе надо взять членистоногих с поверхности воды, другой — животных, которые обитают в толще воды, а третьей — со дна водоема. Учащиеся каждой группы могут выловить несколько членистоногих из каждого водного горизонта. Пользуясь определительными карточками или определителем, дети с помощью преподавателя устанавливают виды, к которым относятся данные животные.
Рассадив их в разные емкости, каждый ученик (или небольшая группа) проводит наблюдение за одним из объектов: отмечает особенности передвижения, питания, дыхания, описывает в тетради черты приспособленности к условиям обитания в том или другом водном горизонте. Затем всех обитателей возвращают в водоем. В отчете о проделанных наблюдениях учащиеся заполняют сводную таблицу о разных животных, их образе жизни и приспособленности к условиям обитания.
На экскурсиях собирается материал (с учетом правил охраны природы), который будет нужен в классе, для внеурочных работ и на внеклассных занятиях. При этом приобретаются навыки сбора растений, работы на учебно-опытном участке, навыки коллекционирования и гербаризации.
Далее собранный материал оформляется в виде гербария, коллекции, фотографий, видеозаписей, письменного отчета. Возможны задания, которые учащиеся будут выполнять после экскурсии дома. Это сочинения, рисунки, фотографии, видеозаписи и письменные отчеты о проделанной работе. Знания, полученные на экскурсии, результаты наблюдений и собранные материалы обязательно реализуются на последующих уроках.
Экскурсии могут быть ботаническими, зоологическими, общебиологическими, экологическими и комплексными с учетом учебного содержания отдельных курсов биологии.
Экскурсии для каждого учебного курса с 6 по 11 класс, предусмотренные программой по биологии (с планом экскурсий для каждого класса)
Программа по биологии предусматривает экскурсии для каждого учебного курса с 6 по 11 класс и рекомендует тематику программных учебных экскурсии в природу, музеи и на различные производственные предприятия за счет времени, отводимого на изучение соответствующих тем курса, но экскурсии могут быть и внепрограммными. При планировании экскурсий учитель учитывает местные природные объекты и условия, а также тесную взаимосвязь с материалами, изучаемыми по темам каждого учебного курса биологии. Нередко в программе называют несколько тем экскурсий, чтобы учитель имел возможность провести любую из них по выбору. Они направлены на изучение как отдельных видов, уникальных объектов и явлений, так и на изучение природных сообществ. Экскурсии могут быть организованы по школьному учебно-опытному участку (на пришкольную территорию), на сельскохозяйственное производство (в тепличное хозяйство, на ферму), в научно-исследовательский институт, в ботанический сад, парк и пр.
Экскурсии в программе 6 класса
1.Мир растений вокруг нас.
2. Осенние явления в жизни растений.
3.Жизнь растений зимой.
4.Деревья и кустарники в безлистном состоянии.
5. Мир растений на подоконнике.
6.Путешествие с домашними растениями.
7. Встреча с представителями отделов царства растений в городском парке (или лесопарке).
8. Весеннее пробуждение организмов царства растений.
9.Лес (или парк) как природное сообщество.
10.Весна в жизни природного сообщества.
11.Жизнь растений в весенний период года.
Экскурсии в программе 7 класса
1.Разнообразие животных, обитающих в условиях города.
2.Разнообразие животных, обитающих в сельской местности.
3.Животное население водоема.
4.Разнообразие животных родного края.
5.Удивительный мир животных (экскурсия в музей или зоопарк).
Источник: www.stud24.ru
Классификация учебных географических экскурсий. Место экскурсий в учебной программе
Методика подготовки и проведения экскурсий будет различной в зависимости от вида организуемой экскурсии. Учеными-методистами предложено несколько вариантов классификации школьных экскурсий. Этим вопросом в разное время занимались А.Я. Герд, Б.Е. Райков, Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская, А.Н. Мягкова, Б.Д.
Комисаров. В основу классификации всего многообразия школьных экскурсий может быть положено несколько различных критериев:
- по учебным целям;
- по месту в учебном процессе;
- по содержанию;
- по характеру изучаемых объектов;
- по месту проведения;
- по продолжительности;
- по времени года;
- по количеству участников.
Географические экскурсий можно классифицировать по методу их проведения. В этом отношении экскурсии могут быть:
- демонстративными, имеющими целью показ объекта экскурсии, сопровождаемый пояснениями (например, экскурсия на известковый карьер);
- иллюстративными, на которых учитель объясняет какой-либо вопрос ученикам, иллюстрируя свой рассказ объектом экскурсии. Так, учитель объясняет ученикам программную тему «Реки» и для наглядности показывает им местную реку;
- исследовательскими экскурсиями, на которых ученики в той или другой степени самостоятельно выполняют исследовательские задания.
Чаще всего в географии опираются на классификацию экскурсий по месту в учебном процессе. Выделяют вводные, текущие, обобщающие экскурсии.
Вводные экскурсии к изучению соответствующей темы создают образную опору для повышения интереса к новой теме и последующему изучению сложных вопросов на уроке. Цель данного вида экскурсий ― заинтересовать учащихся поставленными вопросами и собранным материалом.
Текущие экскурсии проводятся в процессе изучения нового материала, который раскрывается в ходе экскурсии с последующей систематизацией и закреплением на других уроках.
Обобщающие и заключительные экскурсии проводятся после изучения одной или нескольких тем, закрепляют и обобщают изученный материал. Данные тип экскурсий строится таким образом, чтобы в природе нашли то, что изучали по учебнику в классе, и решали на конкретных примерах возникшие или поставленные учителем вопросы.
В ходе географических экскурсий важное место занимают наблюдения и практические работы.
Рассмотрим общие виды наблюдений и практических работ, которые можно использовать во время географических экскурсий.
Адресная и физико-географическая привязка. Местоположение объекта экскурсии наносится на карту и обозначается номером. В тетрадях учащиеся записывают время и текстовое описание географического положения, а так же схематическая зарисовка положения точки или объекта по отношению к ближайшим ориентирам.
Геологические наблюдения. Такие наблюдения производятся во время экскурсии в основном на специализированных точках — естественных обнажениях по крутым берегам долин рек и ручьев, в оврагах, либо в карьерах, свежевырытых канавах и ямах.
Школьники производят описание выходов пород, их составы и условия залегания, делают зарисовки в полевом дневнике или тетрадях, а также фото- и видеосъемку. Примерный план геологического изучения местности со школьниками: рассмотреть геологическое строение местности, характер залегания и состав горных пород, условия образования, показать их влияние на формы рельефа. Во время экскурсии нужно учить, как следует описывать и зарисовывать обнажения горных пород; объяснить влияние состава горных пород на формирование рельефа. Учитель должен дать характеристику хозяйственного использования горных пород; показать, как собирать минералогическую коллекцию и оформлять ее. Учащиеся учатся формулировать выводы; производить отбор и оформление материалов отчета.
Геоморфологические наблюдения. Цель таких наблюдений — ознакомление с основными формами рельефа разного происхождения, рассмотренными ранее на уроках и дополнительных занятиях по текстовым характеристикам и картам. В дневнике учащиеся записывают общий вид тех или иных форм рельефа, параметры размеров, характер и крутизну склонов, по возможности, и состав слагающих их пород (для отрицательных форм рельефа). Наряду с фотографированием и видеосъемкой, можно делать контурные и штриховые зарисовки, выразительно и полно изображающие рельеф: характер эрозионного расчленения, форма склонов.
Микроклиматические наблюдения.При изучении климата собирают и отмечают в полевом дневнике или в метеорологических бланках данные о температуре воздуха, количестве осадков, состоянии облачности, направлении и силе ветра, средних показателях температур и осадков по месяцам, по сезонам и за год, изменениях высоты Солнца. Характеристика погоды и микроклимата в различных геоморфологических и геоботанических условиях должна включаться в описание маршрутов на экскурсиях и в походах. По данным метеорологических наблюдений устанавливают, воздействию каких воздушных масс подвержена по сезонам года изучаемая территория.
Гидрологические наблюдения. Географические экскурсии проводятся на малых естественных гидрологических объектах. В ручьях и небольших речках замеряют скорость течения и расход, записывают сведения о ширине и глубине водотоков, отмечают следы подъема вод в половодье, характер донных наносов, наличие и видовой состав водных растений. Для озер записывают форму и глубину, донные отложения и растительность. Во всех случаях фиксируют цвет, запах, мутность, вкусовые качества воды.
Изучение и описание почв. Производятся по почвенным разрезам: ямам (шурфам), полуямам. Можно описывать почву также по естественному обнажению обрывистого берега реки, склона оврага или края карстовой воронки. Рекомендуется делать схематическую зарисовку почвенного профиля.
Горизонты индексируют, записывают их мощность, а также их цвет (окраска), влажность, механический состав, структура, плотность, сложение, новообразования, включения, наличие и обилие корней растений, граница и характер перехода в нижележащий горизонт. Следует обратить внимание на степень деградации почв и земель.
Описание растительности. Зависит от характера сообщества. Для луговой или болотной растительности принятый размер описания ботанической площади 100 м 2 или 10×10 м; для леса описание производится на площади от 400 м 2 (20×20 м). При описании травянистой растительности составляется список растений, в котором обычно сначала перечисляются злаки, потом осоки, бобовые, разнотравье.
Далее записывается высота, обилие, проективное покрытие, характер распределения. Описание видового состава в лесу дают по ярусам. При описании определяют формулу древостоя с учетом обилия (по 10-балльной системе); среднюю высоту; средний диаметр ствола на высоте 1,3 м; высоту прикрепления крон; общую сомкнутость крон. Вносится оценка класса бонитета.
После описания всех ярусов древостоя, в полевой дневник или бланк заносятся сведения о подросте, о кустарниковом и травяно-кустарничковом ярусах. Отмечают также общий характер, облик. Проективное покрытие для каждого из ярусов. При описании культурных посевов в дневнике и бланке дают название культуры, жизненность и особо перечень сорняков с указанием степени засоренности культур. Изучая растительность, школьники также знакомятся с биоиндикационными методами изучения состояния ландшафта.
Зоогеографические наблюдения. В ходе экскурсии рекомендуется отмечать не только животных, птиц и других представителей фауны, встреченных на точках наблюдения или по маршруту, но и следы их пребывания. Например, пятна разрытой кабанами земли, выбросы крота, гнезда птиц и т.д.
Маршрутные наблюдения. Между точками описаний дополняют последние и фиксируются в дневнике. По своему содержанию и объему они могут быть очень различными в зависимости от масштаба и целевого назначения экскурсии или похода. На маршруте следует отмечать направление движения, основные ориентиры, вести маршрутную глазомерную съемку. В начале экскурсионного маршрута или во время исследовательской работы перед учащимся должны быть поставлены вопросы геоэкологического характера, на которые они могут найти ответы во время наблюдений в природе.
По форме можно выделить следующие виды экскурсий:
Экскурсия — урок. Следует рассматривать как часть учебно-воспитательного процесса, их проведения особенно актуально для старшеклассников. Проведение данного вида экскурсий служит средством закрепления знаний, содействует более глубокому изучению программного материала.
Экскурсия — лекция. Может рассматриваться как форма учебной работы для школьников и представляет собой форму получения знаний в аудитории, на выставке, но в четком соответствии с учебной программой. Для проведения этого мероприятия в качестве аудитории могут использоваться и естественные объекты.
Экскурсия-консультация. Проводится в форме беседы и дает наглядные ответы на вопросы школьников.
Экскурсия – прогулка. Форма экскурсии, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке, в сквере, у водоема.
Комплексные экскурсии. Комплексные экскурсии не только сберегают время учителя и учащихся, но и позволяют знакомить учащихся с темами, которые пересекаются в географии, биологии, химии, физике.
Тематические учебные экскурсии по географии в VI классе
При изучении начального курса физической географии проводят две экскурсии – осеннюю и весеннюю. Тема осенней экскурсии — «Изучение форм рельефа, горных пород и вод своей местности. Цель ее – накопить фактические знания об особенностях рельефа своей местности, о слагающих его породах, о внутренних водах и взаимосвязях между рельефом и горными породами, рельефом и водами, научить делать схематические зарисовки географических объектов и описания, выявлять особенности рельефа и водоемов. На экскурсии учащиеся выполняют следующие практические работы: определение относительной высоты местности или глубины оврага с помощью самодельного нивелира и на глаз; определение крутизны склона эклиметром и на глаз; описание и зарисовка обнажения горных пород; составление описания источника и одного из водоемов (реки, болота); определение ширины, глубины, скорости течения реки (ручья); ознакомление с процессами, изменяющими рельеф, определение глубины и длины оврага, размера пляжа, степени подмыва берега реки, ориентирование по солнцу и с помощью компаса.
В ходе экскурсии учащимся предлагается выяснить парные взаимосвязи:
- между подстилающими породами и формами рельефа;
- между слагающими породами и глубиной залегания подземных вод.
Взаимосвязь между рельефом и подстилающими породами легко проследить на характере склонов (очень крутые склоны образуют известняки, достаточно крутые – песчаники, пологие – глины), а также на поперечных профилях балок, врезающихся в различные породы. Высота зеркала грунтовых вод зависит от глубины залегания первого от поверхности водоносного горизонта.
Другой вариант осенней экскурсии — «Изучение и описание природных комплексов», различие которых обусловлено разнообразием рельефа и горными породами. Цель экскурсии – закрепить знания об основных горных породах и условиях их залегания, рельефа и водах, полученные на осенней экскурсии, дать представление о растительности, подвести к пониманию природного комплекса и взаимосвязей его компонентов, показать на конкретных примерах влияние деятельности человека на природный комплекс, познакомить с хозяйственным использованием территории и необходимостью мер по её охране. В ходе экскурсии расширяются и закрепляются умения вести наблюдения в природе.
Тематические учебные экскурсии по географии в VII классе
В VII классе при изучении географии материков и океанов проводится весенняя экскурсия на тему «Комплексное описание природы на участках с различными условиями увлажнения и освещения». Цель её – закрепить знания о взаимосвязях компонентов природы, полученные в VI классе и продолжить формирование понятия о природно-территориальном комплексе. Учащиеся выполняют следующие работы: описание почвенного обнажения или разреза в местах с размытой растительностью на водоразделе, в пойме, в лесу.
Во время экскурсии ученики выявляют следующие взаимосвязи:
- между геологическим строением, рельефом, степенью увлажнения и нагревания поверхности и растительностью;
- между слагающими породами, почвами и растительностью.
Взаимосвязь между растительностью и воднотепловыми условиями удобнее всего показать на склонах северной и южной экспозиций.
Выяснение взаимосвязи между слагающими породами, почвами и растительностью позволяют подвести учащихся к пониманию того, что растительность, развиваясь в определенных климатических условиях, влияет на характер почв. Почвы, в свою очередь, оказывают весьма существенное влияние на растительность, а, следовательно, на весь природный комплекс в целом. В заключение экскурсии учащиеся составляют описание природного комплекса по типовому плану.
Тематические учебные экскурсии по географии в VIII классе
В VIII классе рекомендуется проводить весеннюю экскурсию по теме «Изучение природно-территориальных комплексов своей области». Цель данной экскурсии – это выявить на местности природно-территориальные комплексы и составить их физико-географическую характеристику.
На экскурсии выполняются следующие работы: описание характера поверхности, геологических обнажений, сбор образцов горных пород, описание почвенных разрезов, выявление на местности природных комплексов и описание их хозяйственного использования и охраны.
На этой экскурсии изучаются взаимосвязи:
- между слагающими породами, формами рельефа и почвами;
- между характером поверхности и степенью увлажнения и нагревания;
- между подстилающими породами, почвами и растительностью.
Составляя комплексное описание, учащиеся выясняют взаимосвязи между компонентами природных комплексов и устанавливают, что различные участки земной поверхности в зависимости от положения в рельефе, экспозиции, крутизны и формы склона, состава слагающих пород различаются тепловым режимом, глубиной залегания подземных вод и почвенно-растительным покровом.
Таким образом, в программу курсов физической географии включена система экскурсий. Выполнение заданий, включенных в экскурсии, способствует последовательному формированию понятия о природно-территориальном комплексе, взаимосвязей и взаимозависимости между компонентами природы.
Тематические экскурсии на местные предприятия в IX классе
Тематические экскурсии на местные предприятия в IX классе проводятся в ходе изучения отрасли, к которой относится предприятие и дает первоначальные конкретные формы организации производства. На примере местного предприятия выясняют факторы развития и размещения данного производства, знание которых облегчает формирование таких понятий, как АПК и другие.
Экскурсии на предприятия дают возможность учащимся проследить схемы производственных связей предприятия, влияние предприятия на природную среду и ознакомление с технологическим процессом.
Заключительные экскурсии завершают работу по теме или разделу курса, имеют цель закрепить и углубить знания проработанного в классе материала.
Экскурсия может быть фронтальной или групповой. Выбор ее организационной формы обуславливается целью, особенностями объекта, возможностями эффективного управления познавательной деятельностью учащихся, а также сопровождениями безопасности и охраны здоровья учащихся.
Внешкольные экскурсии, проводимые до или после занятий в классе. Материал, рассматриваемый на внеурочных экскурсиях, может выступать дополнением к школьному курсу, а может и нести в себе отвлеченную, развивающую информацию.
Внешкольные экскурсии направлены на расширение культурного кругозора детей, воспитание их в духе патриотизма, любви и уважению к труду, дают всестороннее гармоничное воспитание.
Объектами внеурочных экскурсий чаще всего становятся:
- производственные и промышленные предприятия, что профессионально ориентирует обучающихся;
- выходы на открытую местность для знакомства с природой к реке, водоканалу, роще;
- посещение исторических мест, архитектурных ансамблей, исторически знаменитых зданий.
Виды внешкольных экскурсий
Комплексные экскурсии. Комплексные экскурсии не только сберегают время учителя и учащихся, но и позволяют знакомить учащихся с темами, которые пересекаются в географии, биологии, химии, физике. Комплексные экскурсии охватывают взаимосвязанные темы двух или нескольких учебных предметов, например комплексная экскурсия на берег озера или реки может быть организована одновременно по темам «Образование органических веществ в листьях под действием света» (биология), «Причины образования ветра» (география).
Производственные экскурсии способствуют установлению связи между географией и производством, знакомят с местным предприятием, его экономикой и организацией, размещением и экономическими вопросами.
Экскурсии в музеи и на выставки позволяют познакомить с культурой и бытом населения, историей развития края, воспитывают любовь к родному краю.
Школьная экскурсия — эффективная форма обучения, требующая систематического применения. Нечастые экскурсии не позволяют детям выработать необходимые навыки познания реальности и только расхолаживают учеников. Поэтому экскурсии необходимо проводить регулярно, обеспечивая их тщательно разработанными учебными заданиями, по которым ученики отчитываются наряду с другими проверочными работами.
Развитием экскурсионной формы обучения являются экспедиции — многодневные походы с целью сбора географических сведений, наблюдений за экологической обстановкой и других материалов, помогающих более глубоко изучить географию.
Список литературы:
- Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. Москва. Просвещение, 1990.
- Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета. Научное обозрение 2014.
- Гакаев Р.А., Чатаева М.Ж. Элементы краеведения на уроках географии в современной школе. Школьная педагогика. 2015.
- Душина И.В. Методика преподавания географии. Пособие для учителей и студентов педагогических университетов. М.: Московский лицей 1996 г.
- Камерилова, Г.С., Елховская, Л.И., Родыгина, О.А. География России в Образовательной системе «Школа — 2100». География в школе», 2011, М.: «Школьная Пресса», 2011.
- Копылова О.Ю. «Экскурсионная работа на современном этапе преподавания географии. И.В. М.. 2002 г.
- Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения. Москва. Просвещение,1990.
- Панчешникова Л.М. Методика обучения географии в школе.- Москва. Просвещение,1997.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М. Народное образование, 1998.
- Семакин Н.К. Внеклассная работа по географии. — М.: Просвещение, 1979.
Источник: znanio.ru