Составьте перечень экскурсий планируемых вами провести по программе 6 11 классов

Биология, как предмет, призвана дать учащимся систематические знания о различных проявлениях живой природы. Эти сложные задачи не могут быть решены без ознакомления учащихся с живыми объектами, непосредственно в их естественной среде обитания. Для этого учитель использует одну из важнейших форм учебного процесса – экскурсию. Экскурсии переносят учащихся в другую школьную атмосферу, в необычную познавательную деятельность.

В современном мире у учителей есть множество инструментов обучения, которые связывают учебную программу с жизнью. В системе образовательного процесса школы одно из основных мест биологического воспитания занимают краеведческие работы. Новые программы естествознания расширяют возможности использования разнообразия форм и методов работы в местной истории. По словам В.А.

Сухомлинского в книге «Сердце отдаю детям» писал: «для ребенка Родина начинается с куска хлеба и нивы пшеницы, с лесной опушки и голубого неба над маленьким прудом, с экскурсий в поле, лес, на берег реки, в соседние села. Задача педагога — постепенно расширять кругозор ребенка, воспитывать у него чувство гордости за свою Родину».

Правила проведения экскурсий. Урок гостеприимства № 3.

Актуальность курсовой работы определяется рядом существующих противоречий:

— преобладание у учеников биологических знаний и недостаточное развитие биологических практических навыков;

— небольшое количество экскурсионных занятий в учебных программах и реальной необходимостью их увеличения для более успешного осуществления процесса обучения и развития школьников.

Объект курсовой работы — методы и организация биологических экскурсий.

Предмет курсовой работы — учебная экскурсия, как форма организации обучения биологии.

Цель курсовой работы: изучение методики организации и проведения экскурсий в рамках школьной программы по биологии.

Соответственно цели были определены задачей курсовой работы:

-рассмотреть экскурсию, как форму организации образовательного процесса;

-изучить организацию и методику проведения биологической (зоологической) экскурсии.

Экскурсия, как форма организации образовательного процесса

Важнейшей задачей школьного образования является знакомство с явлениями природы в целом, включая основные явления и законы живой и неживой природы. Все эти области должны быть более или менее предметом изучения в школе, и, наконец, необходимо дать представление о неразрывной связи, которая существует между всеми областями исследований. В этом отношении экскурсии, конечно же, являются прежде всего мощным средством для создания всесторонних представлений об окружающих нас явлениях.

Термин » экскурсия «происходит от латинского слова excursion- (экскурсия), что означает «выбежать». Поэтому само название экскурсии указывает на одну из существенных особенностей данной формы организации воспитательной работы, а именно — выведение учащихся за пределы школы на изучаемый объект.

Школьные экскурсии — форма воспитательной и учебной работы с классом или группой учащихся вне школы, с познавательными целями при переходе от объекта к объекту в его естественной среде обитания, или искусственно созданных условиях, при проверке знаний по предметам, относящимся к программе.

Как вести экскурсию на примере усадьбы И Котляревского

Когда в экскурсии принимает участие весь класс и материал тесно связан с учебным планом естествознания и природоведения, это становится неотъемлемой формой обучения. В этом случае она включается в систему уроков и является необходимой частью учебного процесса. Кроме того, экскурсия может быть формой внеклассной работы, если она проводится с группой заинтересованных детей.

Экскурсии входят в систему уроков по темам учебных курсов с 6 по 11 классы. В результате учитель заранее в долгосрочной перспективе определяет сроки экскурсий. Учитель подразумевает и обратную связь – включение материалов экскурсии в последующие уроки, рекомендует учащимся вспомнить, что они увидели и узнали на экскурсии, использует в практической работе и в качестве демонстрационного материала природные объекты, собранные во время экскурсии. Помимо познавательного значения экскурсия имеет большой воспитательный потенциал. Во время экскурсий школьники воспринимают предметы в естественных условиях, а также природные запахи, звуки, цвета, учатся видеть и чувствовать красоту окружающей природы, у них формируется ответственное отношение и любовь к природе, к Родине.

Экскурсии могут быть ботаническими, зоологическими, общебиологическими, экологическими и комплексными с учётом учебного содержания отдельных курсов биологии.

При планировании экскурсий учитель учитывает местные природные объекты, особенности и условия, а также тесную взаимосвязь с материалами учебного курса биологии. Часто в программе указывают несколько тем экскурсий, чтобы преподаватель имел возможность провести любую из них по своему выбору. Они направлены на изучение отдельных видов, уникальных объектов и явлений, и изучение природных сообществ. Экскурсии могут быть организованы на территории школы, учебно-опытного участка (на территории школы), сельскохозяйственного производства (в теплицах при совхозе), научно-исследовательского института, Ботанического сада, парка и др.

Экскурсии, рекомендованные в учебной программе (на примере учебной программы В.В. Пасечника)

Мир растений вокруг нас. Осенние явления в жизни растений. Жизнь растений зимой. Деревья и кустарники в безлистном состоянии. Путешествие с домашними растениями. Встреча с представителями отделов царства растений в городском парке (или лесопарке). Весеннее пробуждение организмов царства растений. Лес (или парк) как природное сообщество.

Весна в жизни природного сообщества.

ЭКСКУРСИИ В ПРОГРАММЕ 7 КЛАССА

Разнообразие животных, обитающих в условиях города. Разнообразие животных, обитающих в сельской местности. Животное население водоема. Разнообразие животных родного края. Удивительный мир животных (экскурсия в музей или зоопарк).

Жизнь природного сообщества весной. Весенние явления в водном природном сообществе.

ЭКСКУРСИИ В ПРОГРАММЕ 8- 9 КЛАССОВ

Биологическое разнообразие вокруг нас. Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер. Борьба за существование в природе. История живой природы в регионе школы (посещение местного музея краеведения с палеонтологическими коллекциями). Лес и водоем как природные экосистемы.

Парк как пример искусственного биогеоценоза. Оценка состояния окружающей среды.

ЭКСКУРСИИ В ПРОГРАММЕ 10- 11 КЛАССОВ

Природная экосистема (лес, луг, водоем). Агроэкосистема (поле, сад). Антропогенное влияние на природный биогеоценоз. Посещение очистных сооружений или предприятий по переработке отходов. Способы размножения растений в природе.

Многообразие сортов растений и пород животных (селекционная станция, или племенная ферма, сельскохозяйственная выставка). Посещение предприятия промышленного биотехнологического производства. Весенние явления в природе.

Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 687 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник: studopedia.net

Методика проведения экскурсий по общей биологии

Экскурсии и лабораторные работы включены в программу в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования. Однако их тематика и выбор объектов изучения даны ориентировочно и могут быть изменены по желанию учителя в связи с особенностями местных условий.
И в этой работе мы достаточно полно рассмотрим методику проведения экскурсий по общей биологии.

3. Экскурсия, как важнейшая форма учебно-воспитательного процесса…………………………………………………………..стр. 3-4

4. Экскурсии для каждого учебного курса с 6 по 11 класс, предусмотренные программой по биологии (с планом экскурсий для каждого класса)………………………………… …………………………стр.5-6

5. Подготовка к экскурсии.…………………………………………стр.6-8

6. «Десять заповедей экскурсионного дела»………………………стр.8-9

7. Деление экскурсий по местоположению в темах учебных курсов (вводные,текущие ,заключительные )…………………………..стр. 9

9. Список используемых источников………………………стр.11

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра биолгоии и экологии

Реферат по курсу особенности обучения и преподавания

в сельской малокомплектной школе

Методика проведения экскурсий по общей биологии

Бычкова Екатерина Игоревна

Студентка 3 курса 1 группы

Специальность – 050102.65 Биология

С дополнительной специальностью

Юдин Александр Николаевич

  1. Содержание ……………………………………………………..стр. 1
  2. Введение………………………………………………………… .стр.2
  1. Экскурсия, как важнейшая форма учебно-воспитательного процесса………………………………………………………… ..стр. 3-4
  1. Экскурсии для каждого учебного курса с 6 по 11 класс, предусмотренные программой по биологии (с планом экскурсий для каждого класса)………………………………… …………………………стр.5-6
  1. Подготовка к экскурсии.………………………………………… стр.6-8
  1. «Десять заповедей экскурсионного дела»………………………стр.8-9
  1. Деление экскурсий по местоположению в темах учебных курсов (вводные,текущие ,заключительные )…………………………..стр. 9
  1. Заключение………………………………………………. стр. 10
  1. Список используемых источников………………………стр.11
  1. Приложение……………………………………………….. стр. 12

Биология — наука о живых системах, их строении и особенностях жизнедеятельности. Иными словами, биология — это совокупность наук о живой природе.

Читайте также:
Какое слово используется для описания переменных величин в программе

Общая биология изучает общие законы происхождения, функционирования, роста и развития живого.

Задачи биологии: раскрытие сущности жизни; систематизация живых существ; познание закономерностей происхождения, размножения, роста, развития, функционирования, особенностей взаимодействия живых организмов.

Значение биологии для человека невозможно переоценить: биология является теоретической основой ведения промыслового, сельского и лесного хозяйства, на её достижения опирается медицина, пищевая и даже военная промышленность; знание её законов помогает сохранять биоразнообразие на планете и моделировать будущее развитие человечества.

Биология, как и любая другая наука, оперирует самыми различными методами: историческим, описательным, микроскопическим, экспериментальным, сравнительным, методами наблюдения и моделирования и т. д.

Немаловажным фактором при изучении биологии является взаимосвязь теории и практики, практика по биологии представляет собой лабораторные работы, и конечно же экскурсии!

Экскурсии и лабораторные работы включены в программу в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования. Однако их тематика и выбор объектов изучения даны ориентировочно и могут быть изменены по желанию учителя в связи с особенностями местных условий.

И в этой работе мы достаточно полно рассмотрим методику проведения экскурсий по общей биологии.

Экскурсия, как важнейшая форма учебно-воспитательного процесса

Биология как предмет призвана вооружить учащихся систематизированными знаниями о разнообразных проявлениях живой природы. Решить эти сложные задачи невозможно без ознакомления учащихся с живыми объектами непосредственно в условиях их естественного окружения. Для этого учитель использует одну из важнейших форм учебно-воспитательного процесса — экскурсию. Экскурсии воспитывают учеников в иной, отличной от школьной, обстановке и в процессе необычной познавательной деятельности.

Практическое и методическое обоснование экскурсий по биологии разработал

А. Я. Герд. Он указывал на необходимость взаимосвязи урока с экскурсией, так как только в природе есть возможность привлечь внимание учащихся к тем явлениям, изучение которых малодоступно в классе. Идеи А. Я. Герда были развиты на разных этапах становления методики обучения биологии учеными В.В.Половцовым, Б.Е.Райковым, Н.М.Верзилиным, Н.А.Рыковым, В.М.Корсунской, Ю.И.Полянским, И.Н.Пономаревой, И. Т. Суравегиной и др.

«Школьная экскурсия — форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимой вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя и по темам, связанным с программой.»

Это определение, данное Н.М.Верзилиным и В. М. Корсунской, наиболее полно отражает специфику экскурсии как учебно-организационной формы обучения.

Экскурсии входят в систему уроков по темам учебных курсов с 6 по 11 класс. Поэтому учитель заранее в перспективном плане определяет сроки проведения экскурсий, а на соответствующих уроках перед экскурсиями создает ситуацию необходимости ознакомления с данными явлениями непосредственно в самой природе. Учитель также предусматривает и обратную связь — включение материалов экскурсии в последующие уроки, рекомендует учащимся вспомнить то, что видели и узнали на экскурсии, использует на практических работах и в качестве демонстрационного материала природные объекты(например гербарии), собранные во время экскурсии.

Особенностью экскурсий является возможность активного познания живых объектов, входящих в природные сообщества. Знания об объектах живой природы, полученные на уроках, расширяются и углубляются во время экскурсии. Создаются условия для формирования умений ориентироваться на местности, выявлять сложные связи в природе, а также изучать сезонные изменения в природе. Школьники учатся находить в природе объекты по заданиям учителя, анализировать, сравнивать и сопоставлять явления природы, приобретают навыки натуралистической работы, навыки элементарного научного исследования природы.

Кроме познавательного значения экскурсия имеет большой воспитательный потенциал. На экскурсиях школьники, воспринимая объекты в естественных условиях, а также природные запахи, звуки, краски, обучаются видеть, чувствовать прекрасное в окружающей их природе, у них формируется ответственное отношение и любовь к природе, к родине. Экскурсии играют важную роль в осуществлении связи обучения с жизнью.

Наблюдение природных объектов в их естественных условиях позволяет учащимся их познавать, привлекая знания из разных дисциплин. Это способствует формированию у детей целостной картины мира.

Часто во время экскурсии педагог дает необходимые объяснения, сопровождая их показом природных объектов. Такие экскурсии помогают проиллюстрировать материал, который изучался ранее на уроке.

В других случаях преподаватель после краткого вступления предлагает учащимся провести самостоятельные наблюдения, собрать тот или иной природный материал, который понадобится при объяснении нового учебного содержания непосредственно в природе. Во время такой экскурсии работа по изучению живых природных объектов проводится по индивидуальным заданиям.

Выполняя задания, школьники учатся работать в группе, получают первые навыки комплексного исследования природных явлении. Например, при изучении членистоногих предполагается экскурсия на водоем. Ученики получают задание отловить членистоногих с разных горизонтов водоема.

Причем одной группе надо взять членистоногих с поверхности воды, другой — животных, которые обитают в толще воды, а третьей — со дна водоема. Учащиеся каждой группы могут выловить несколько членистоногих из каждого водного горизонта. Пользуясь определительными карточками или определителем, дети с помощью преподавателя устанавливают виды, к которым относятся данные животные.

Рассадив их в разные емкости, каждый ученик (или небольшая группа) проводит наблюдение за одним из объектов: отмечает особенности передвижения, питания, дыхания, описывает в тетради черты приспособленности к условиям обитания в том или другом водном горизонте. Затем всех обитателей возвращают в водоем. В отчете о проделанных наблюдениях учащиеся заполняют сводную таблицу о разных животных, их образе жизни и приспособленности к условиям обитания.

На экскурсиях собирается материал (с учетом правил охраны природы), который будет нужен в классе, для внеурочных работ и на внеклассных занятиях. При этом приобретаются навыки сбора растений, работы на учебно-опытном участке, навыки коллекционирования и гербаризации.

Далее собранный материал оформляется в виде гербария, коллекции, фотографий, видеозаписей, письменного отчета. Возможны задания, которые учащиеся будут выполнять после экскурсии дома. Это сочинения, рисунки, фотографии, видеозаписи и письменные отчеты о проделанной работе. Знания, полученные на экскурсии, результаты наблюдений и собранные материалы обязательно реализуются на последующих уроках.

Экскурсии могут быть ботаническими, зоологическими, общебиологическими, экологическими и комплексными с учетом учебного содержания отдельных курсов биологии.

Экскурсии для каждого учебного курса с 6 по 11 класс, предусмотренные программой по биологии (с планом экскурсий для каждого класса)

Программа по биологии предусматривает экскурсии для каждого учебного курса с 6 по 11 класс и рекомендует тематику программных учебных экскурсии в природу, музеи и на различные производственные предприятия за счет времени, отводимого на изучение соответствующих тем курса, но экскурсии могут быть и внепрограммными. При планировании экскурсий учитель учитывает местные природные объекты и условия, а также тесную взаимосвязь с материалами, изучаемыми по темам каждого учебного курса биологии. Нередко в программе называют несколько тем экскурсий, чтобы учитель имел возможность провести любую из них по выбору. Они направлены на изучение как отдельных видов, уникальных объектов и явлений, так и на изучение природных сообществ. Экскурсии могут быть организованы по школьному учебно-опытному участку (на пришкольную территорию), на сельскохозяйственное производство (в тепличное хозяйство, на ферму), в научно-исследовательский институт, в ботанический сад, парк и пр.

Экскурсии в программе 6 класса

1.Мир растений вокруг нас.

2. Осенние явления в жизни растений.

3.Жизнь растений зимой.

4.Деревья и кустарники в безлистном состоянии.

5. Мир растений на подоконнике.

6.Путешествие с домашними растениями.

7. Встреча с представителями отделов царства растений в городском парке (или лесопарке).

8. Весеннее пробуждение организмов царства растений.

9.Лес (или парк) как природное сообщество.

10.Весна в жизни природного сообщества.

11.Жизнь растений в весенний период года.

Экскурсии в программе 7 класса

1.Разнообразие животных, обитающих в условиях города.

2.Разнообразие животных, обитающих в сельской местности.

3.Животное население водоема.

4.Разнообразие животных родного края.

5.Удивительный мир животных (экскурсия в музей или зоопарк).

Источник: www.stud24.ru

Классификация учебных географических экскурсий. Место экскурсий в учебной программе

Методика подготовки и проведения экскурсий будет различной в зависимости от вида организуемой экскурсии. Учеными-методистами предложено несколько вариантов классификации школьных экскурсий. Этим вопросом в разное время занимались А.Я. Герд, Б.Е. Райков, Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская, А.Н. Мягкова, Б.Д.

Читайте также:
Что гарантируют разработчики лицензионной программы потребителям ответ

Комисаров. В основу классификации всего многообразия школьных экскурсий может быть положено несколько различных критериев:

  • по учебным целям;
  • по месту в учебном процессе;
  • по содержанию;
  • по характеру изучаемых объектов;
  • по месту проведения;
  • по продолжительности;
  • по времени года;
  • по количеству участников.

Географические экскурсий можно классифицировать по методу их проведения. В этом отношении экскурсии могут быть:

  • демонстративными, имеющими целью показ объекта экскурсии, сопровождаемый пояснениями (например, экскурсия на известковый карьер);
  • иллюстративными, на которых учитель объясняет какой-либо вопрос ученикам, иллюстрируя свой рассказ объектом экскурсии. Так, учитель объясняет ученикам программную тему «Реки» и для наглядности показывает им местную реку;
  • исследовательскими экскурсиями, на которых ученики в той или другой степени самостоятельно выполняют исследовательские задания.

Чаще всего в географии опираются на классификацию экскурсий по месту в учебном процессе. Выделяют вводные, текущие, обобщающие экскурсии.

Вводные экскурсии к изучению соответствующей темы создают образную опору для повышения интереса к новой теме и последующему изучению сложных вопросов на уроке. Цель данного вида экскурсий ― заинтересовать учащихся поставленными вопросами и собранным материалом.

Текущие экскурсии проводятся в процессе изучения нового материала, который раскрывается в ходе экскурсии с последующей систематизацией и закреплением на других уроках.

Обобщающие и заключительные экскурсии проводятся после изучения одной или нескольких тем, закрепляют и обобщают изученный материал. Данные тип экскурсий строится таким образом, чтобы в природе нашли то, что изучали по учебнику в классе, и решали на конкретных примерах возникшие или поставленные учителем вопросы.

В ходе географических экскурсий важное место занимают наблюдения и практические работы.

Рассмотрим общие виды наблюдений и практических работ, которые можно использовать во время географических экскурсий.

Адресная и физико-географическая привязка. Местоположение объекта экскурсии наносится на карту и обозначается номером. В тетрадях учащиеся записывают время и текстовое описание географического положения, а так же схематическая зарисовка положения точки или объекта по отношению к ближайшим ориентирам.

Геологические наблюдения. Такие наблюдения производятся во время экскурсии в основном на специализированных точках — естественных обнажениях по крутым берегам долин рек и ручьев, в оврагах, либо в карьерах, свежевырытых канавах и ямах.

Школьники производят описание выходов пород, их составы и условия залегания, делают зарисовки в полевом дневнике или тетрадях, а также фото- и видеосъемку. Примерный план геологического изучения местности со школьниками: рассмотреть геологическое строение местности, характер залегания и состав горных пород, условия образования, показать их влияние на формы рельефа. Во время экскурсии нужно учить, как следует описывать и зарисовывать обнажения горных пород; объяснить влияние состава горных пород на формирование рельефа. Учитель должен дать характеристику хозяйственного использования горных пород; показать, как собирать минералогическую коллекцию и оформлять ее. Учащиеся учатся формулировать выводы; производить отбор и оформление материалов отчета.

Геоморфологические наблюдения. Цель таких наблюдений — ознакомление с основными формами рельефа разного происхождения, рассмотренными ранее на уроках и дополнительных занятиях по текстовым характеристикам и картам. В дневнике учащиеся записывают общий вид тех или иных форм рельефа, параметры размеров, характер и крутизну склонов, по возможности, и состав слагающих их пород (для отрицательных форм рельефа). Наряду с фотографированием и видеосъемкой, можно делать контурные и штриховые зарисовки, выразительно и полно изображающие рельеф: характер эрозионного расчленения, форма склонов.

Микроклиматические наблюдения.При изучении климата собирают и отмечают в полевом дневнике или в метеорологических бланках данные о температуре воздуха, количестве осадков, состоянии облачности, направлении и силе ветра, средних показателях температур и осадков по месяцам, по сезонам и за год, изменениях высоты Солнца. Характеристика погоды и микроклимата в различных геоморфологических и геоботанических условиях должна включаться в описание маршрутов на экскурсиях и в походах. По данным метеорологических наблюдений устанавливают, воздействию каких воздушных масс подвержена по сезонам года изучаемая территория.

Гидрологические наблюдения. Географические экскурсии проводятся на малых естественных гидрологических объектах. В ручьях и небольших речках замеряют скорость течения и расход, записывают сведения о ширине и глубине водотоков, отмечают следы подъема вод в половодье, характер донных наносов, наличие и видовой состав водных растений. Для озер записывают форму и глубину, донные отложения и растительность. Во всех случаях фиксируют цвет, запах, мутность, вкусовые качества воды.

Изучение и описание почв. Производятся по почвенным разрезам: ямам (шурфам), полуямам. Можно описывать почву также по естественному обнажению обрывистого берега реки, склона оврага или края карстовой воронки. Рекомендуется делать схематическую зарисовку почвенного профиля.

Горизонты индексируют, записывают их мощность, а также их цвет (окраска), влажность, механический состав, структура, плотность, сложение, новообразования, включения, наличие и обилие корней растений, граница и характер перехода в нижележащий горизонт. Следует обратить внимание на степень деградации почв и земель.

Описание растительности. Зависит от характера сообщества. Для луговой или болотной растительности принятый размер описания ботанической площади 100 м 2 или 10×10 м; для леса описание производится на площади от 400 м 2 (20×20 м). При описании травянистой растительности составляется список растений, в котором обычно сначала перечисляются злаки, потом осоки, бобовые, разнотравье.

Далее записывается высота, обилие, проективное покрытие, характер распределения. Описание видового состава в лесу дают по ярусам. При описании определяют формулу древостоя с учетом обилия (по 10-балльной системе); среднюю высоту; средний диаметр ствола на высоте 1,3 м; высоту прикрепления крон; общую сомкнутость крон. Вносится оценка класса бонитета.

После описания всех ярусов древостоя, в полевой дневник или бланк заносятся сведения о подросте, о кустарниковом и травяно-кустарничковом ярусах. Отмечают также общий характер, облик. Проективное покрытие для каждого из ярусов. При описании культурных посевов в дневнике и бланке дают название культуры, жизненность и особо перечень сорняков с указанием степени засоренности культур. Изучая растительность, школьники также знакомятся с биоиндикационными методами изучения состояния ландшафта.

Зоогеографические наблюдения. В ходе экскурсии рекомендуется отмечать не только животных, птиц и других представителей фауны, встреченных на точках наблюдения или по маршруту, но и следы их пребывания. Например, пятна разрытой кабанами земли, выбросы крота, гнезда птиц и т.д.

Маршрутные наблюдения. Между точками описаний дополняют последние и фиксируются в дневнике. По своему содержанию и объему они могут быть очень различными в зависимости от масштаба и целевого назначения экскурсии или похода. На маршруте следует отмечать направление движения, основные ориентиры, вести маршрутную глазомерную съемку. В начале экскурсионного маршрута или во время исследовательской работы перед учащимся должны быть поставлены вопросы геоэкологического характера, на которые они могут найти ответы во время наблюдений в природе.

По форме можно выделить следующие виды экскурсий:

Экскурсия — урок. Следует рассматривать как часть учебно-воспитательного процесса, их проведения особенно актуально для старшеклассников. Проведение данного вида экскурсий служит средством закрепления знаний, содействует более глубокому изучению программного материала.

Экскурсия — лекция. Может рассматриваться как форма учебной работы для школьников и представляет собой форму получения знаний в аудитории, на выставке, но в четком соответствии с учебной программой. Для проведения этого мероприятия в качестве аудитории могут использоваться и естественные объекты.

Экскурсия-консультация. Проводится в форме беседы и дает наглядные ответы на вопросы школьников.

Экскурсия – прогулка. Форма экскурсии, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке, в сквере, у водоема.

Комплексные экскурсии. Комплексные экскурсии не только сберегают время учителя и учащихся, но и позволяют знакомить учащихся с темами, которые пересекаются в географии, биологии, химии, физике.

Тематические учебные экскурсии по географии в VI классе

Читайте также:
Подготовка программы маркетинговых исследований

При изучении начального курса физической географии проводят две экскурсии – осеннюю и весеннюю. Тема осенней экскурсии — «Изучение форм рельефа, горных пород и вод своей местности. Цель ее – накопить фактические знания об особенностях рельефа своей местности, о слагающих его породах, о внутренних водах и взаимосвязях между рельефом и горными породами, рельефом и водами, научить делать схематические зарисовки географических объектов и описания, выявлять особенности рельефа и водоемов. На экскурсии учащиеся выполняют следующие практические работы: определение относительной высоты местности или глубины оврага с помощью самодельного нивелира и на глаз; определение крутизны склона эклиметром и на глаз; описание и зарисовка обнажения горных пород; составление описания источника и одного из водоемов (реки, болота); определение ширины, глубины, скорости течения реки (ручья); ознакомление с процессами, изменяющими рельеф, определение глубины и длины оврага, размера пляжа, степени подмыва берега реки, ориентирование по солнцу и с помощью компаса.

В ходе экскурсии учащимся предлагается выяснить парные взаимосвязи:

  • между подстилающими породами и формами рельефа;
  • между слагающими породами и глубиной залегания подземных вод.

Взаимосвязь между рельефом и подстилающими породами легко проследить на характере склонов (очень крутые склоны образуют известняки, достаточно крутые – песчаники, пологие – глины), а также на поперечных профилях балок, врезающихся в различные породы. Высота зеркала грунтовых вод зависит от глубины залегания первого от поверхности водоносного горизонта.

Другой вариант осенней экскурсии — «Изучение и описание природных комплексов», различие которых обусловлено разнообразием рельефа и горными породами. Цель экскурсии – закрепить знания об основных горных породах и условиях их залегания, рельефа и водах, полученные на осенней экскурсии, дать представление о растительности, подвести к пониманию природного комплекса и взаимосвязей его компонентов, показать на конкретных примерах влияние деятельности человека на природный комплекс, познакомить с хозяйственным использованием территории и необходимостью мер по её охране. В ходе экскурсии расширяются и закрепляются умения вести наблюдения в природе.

Тематические учебные экскурсии по географии в VII классе

В VII классе при изучении географии материков и океанов проводится весенняя экскурсия на тему «Комплексное описание природы на участках с различными условиями увлажнения и освещения». Цель её – закрепить знания о взаимосвязях компонентов природы, полученные в VI классе и продолжить формирование понятия о природно-территориальном комплексе. Учащиеся выполняют следующие работы: описание почвенного обнажения или разреза в местах с размытой растительностью на водоразделе, в пойме, в лесу.

Во время экскурсии ученики выявляют следующие взаимосвязи:

  • между геологическим строением, рельефом, степенью увлажнения и нагревания поверхности и растительностью;
  • между слагающими породами, почвами и растительностью.

Взаимосвязь между растительностью и воднотепловыми условиями удобнее всего показать на склонах северной и южной экспозиций.

Выяснение взаимосвязи между слагающими породами, почвами и растительностью позволяют подвести учащихся к пониманию того, что растительность, развиваясь в определенных климатических условиях, влияет на характер почв. Почвы, в свою очередь, оказывают весьма существенное влияние на растительность, а, следовательно, на весь природный комплекс в целом. В заключение экскурсии учащиеся составляют описание природного комплекса по типовому плану.

Тематические учебные экскурсии по географии в VIII классе

В VIII классе рекомендуется проводить весеннюю экскурсию по теме «Изучение природно-территориальных комплексов своей области». Цель данной экскурсии – это выявить на местности природно-территориальные комплексы и составить их физико-географическую характеристику.

На экскурсии выполняются следующие работы: описание характера поверхности, геологических обнажений, сбор образцов горных пород, описание почвенных разрезов, выявление на местности природных комплексов и описание их хозяйственного использования и охраны.

На этой экскурсии изучаются взаимосвязи:

  • между слагающими породами, формами рельефа и почвами;
  • между характером поверхности и степенью увлажнения и нагревания;
  • между подстилающими породами, почвами и растительностью.

Составляя комплексное описание, учащиеся выясняют взаимосвязи между компонентами природных комплексов и устанавливают, что различные участки земной поверхности в зависимости от положения в рельефе, экспозиции, крутизны и формы склона, состава слагающих пород различаются тепловым режимом, глубиной залегания подземных вод и почвенно-растительным покровом.

Таким образом, в программу курсов физической географии включена система экскурсий. Выполнение заданий, включенных в экскурсии, способствует последовательному формированию понятия о природно-территориальном комплексе, взаимосвязей и взаимозависимости между компонентами природы.

Тематические экскурсии на местные предприятия в IX классе

Тематические экскурсии на местные предприятия в IX классе проводятся в ходе изучения отрасли, к которой относится предприятие и дает первоначальные конкретные формы организации производства. На примере местного предприятия выясняют факторы развития и размещения данного производства, знание которых облегчает формирование таких понятий, как АПК и другие.

Экскурсии на предприятия дают возможность учащимся проследить схемы производственных связей предприятия, влияние предприятия на природную среду и ознакомление с технологическим процессом.

Заключительные экскурсии завершают работу по теме или разделу курса, имеют цель закрепить и углубить знания проработанного в классе материала.

Экскурсия может быть фронтальной или групповой. Выбор ее организационной формы обуславливается целью, особенностями объекта, возможностями эффективного управления познавательной деятельностью учащихся, а также сопровождениями безопасности и охраны здоровья учащихся.

Внешкольные экскурсии, проводимые до или после занятий в классе. Материал, рассматриваемый на внеурочных экскурсиях, может выступать дополнением к школьному курсу, а может и нести в себе отвлеченную, развивающую информацию.

Внешкольные экскурсии направлены на расширение культурного кругозора детей, воспитание их в духе патриотизма, любви и уважению к труду, дают всестороннее гармоничное воспитание.

Объектами внеурочных экскурсий чаще всего становятся:

  • производственные и промышленные предприятия, что профессионально ориентирует обучающихся;
  • выходы на открытую местность для знакомства с природой к реке, водоканалу, роще;
  • посещение исторических мест, архитектурных ансамблей, исторически знаменитых зданий.

Виды внешкольных экскурсий

Комплексные экскурсии. Комплексные экскурсии не только сберегают время учителя и учащихся, но и позволяют знакомить учащихся с темами, которые пересекаются в географии, биологии, химии, физике. Комплексные экскурсии охватывают взаимосвязанные темы двух или нескольких учебных предметов, например комплексная экскурсия на берег озера или реки может быть организована одновременно по темам «Образование органических веществ в листьях под действием света» (биология), «Причины образования ветра» (география).

Производственные экскурсии способствуют установлению связи между географией и производством, знакомят с местным предприятием, его экономикой и организацией, размещением и экономическими вопросами.

Экскурсии в музеи и на выставки позволяют познакомить с культурой и бытом населения, историей развития края, воспитывают любовь к родному краю.

Школьная экскурсия — эффективная форма обучения, требующая систематического применения. Нечастые экскурсии не позволяют детям выработать необходимые навыки познания реальности и только расхолаживают учеников. Поэтому экскурсии необходимо проводить регулярно, обеспечивая их тщательно разработанными учебными заданиями, по которым ученики отчитываются наряду с другими проверочными работами.

Развитием экскурсионной формы обучения являются экспедиции — многодневные походы с целью сбора географических сведений, наблюдений за экологической обстановкой и других материалов, помогающих более глубоко изучить географию.

Список литературы:

  1. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. Москва. Просвещение, 1990.
  2. Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета. Научное обозрение 2014.
  3. Гакаев Р.А., Чатаева М.Ж. Элементы краеведения на уроках географии в современной школе. Школьная педагогика. 2015.
  4. Душина И.В. Методика преподавания географии. Пособие для учителей и студентов педагогических университетов. М.: Московский лицей 1996 г.
  5. Камерилова, Г.С., Елховская, Л.И., Родыгина, О.А. География России в Образовательной системе «Школа — 2100». География в школе», 2011, М.: «Школьная Пресса», 2011.
  6. Копылова О.Ю. «Экскурсионная работа на современном этапе преподавания географии. И.В. М.. 2002 г.
  7. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения. Москва. Просвещение,1990.
  8. Панчешникова Л.М. Методика обучения географии в школе.- Москва. Просвещение,1997.
  9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М. Народное образование, 1998.
  10. Семакин Н.К. Внеклассная работа по географии. — М.: Просвещение, 1979.

Источник: znanio.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru