Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.
Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак « + ».
Время обследования не ограничивается. Хотя, испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин.
Возможно использование методики индивидуально и в группе.
Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.
Инструкция к тесту
«Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»
Я Создал Свой Компьютер с Нуля! Он Работает!
1а. Ухаживать за животными
1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)
2а. Помогать больным
2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин
За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок
3б. Следить за состоянием, развитием растений
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)
4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи
5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)
6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)
7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)
8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище
9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10а. Лечить животных
10б. Выполнять вычисления, расчеты
11а. Выводить новые сорта растений
11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять
12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности
13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты
14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
Как ЛЕГКО и БЫСТРО создать схему данных в Microsoft Access?
156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)
15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
16а. Делать лабораторные анализы в больнице
16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий
17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов
18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.
18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания
19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада
20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
Типы профессий Номера вопросов
Человек-природа 1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а
Человек-техника 1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а
Человек-человек 2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а
Человек-знаковая система 2б, 5а, 9б, 10б, 12б,15а, 19б, 20б
Человек-художественный образ 3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.
Интерпретация результатов теста
Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков баллов. Название типов профессий:
• « человек–природа » – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
• « человек–техника » –все технические профессии;
• « человек–человек » –все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
• « человек–знак » -все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;
• « человек–художественный обра з» –все творческие специальности.
Краткое описание типов профессий
I. «Человек-природа» . Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек-природа».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа» являются:
• животные, условия их роста, жизни;
• растения, условия их произрастания.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);
• выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);
• проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).
Психологические требования профессий «человек-природа»:
• развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
• поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.
II. «Человек-техника». Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек-техника».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника» являются:
• технические объекты (машины, механизмы);
• материалы, виды энергии.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления.Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);
• эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);
• ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).
Психологические требования профессий «человек-техника»:
• хорошая координация движений;
• точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
• развитое техническое и творческое мышление и воображение;
• умение переключать и концентрировать внимание;
• наблюдательность.
III. «Человек-знаковая система». Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т. п., то знакомьтесь с профессиями типа «человек -знаковая система». Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации.
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» являются:
• тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);
• цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик);
• чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);
• звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).
Психологические требования профессий «человек-знаковая система»:
• хорошая оперативная и механическая память;
• способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
• хорошее распределение и переключение внимания;
• точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
• усидчивость, терпение;
• логическое мышление.
IV. «Человек-художественный образ».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» является:
• художественный образ, способы его построения.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);
• воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);
• размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).
Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:
• художественные способности; развитое зрительное восприятие;
• наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;
• знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек человек» являются:
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);
• медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);
• бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);
• информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);
• защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).
Психологические требования профессий «человек-человек»:
• стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
• устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
• доброжелательность, отзывчивость;
• выдержка;
• умение сдерживать эмоции;
• способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
• способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;
• способность владеть речью, мимикой, жестами;
• развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;
• умение убеждать людей;
• аккуратность, пунктуальность, собранность;
• знание психологии людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как управляться с упрямыми детьми. Статья из блога Климовой Татьяны Николаевны
Научитесь говорить «нет» и говорите это всерьез. Это может быть самым сложным, но умение отказывать своим детям является важной составляющей мира в доме. Упрямые дети могут с легкостью действовать на.

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ТЫ И ПРОФЕССИЯ» Данный курс создан на основе изучения профориентационной программы Е.А. Климова «Я и моя профессия» и личного опыта работы в школе. Эта программа позволит школьникам рассмотреть проблемы самоопределения
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ «ТЫ И ПРОФЕССИЯ».Цель курсов — подготовка учащихся к ситуациям выбора направления дальнейшего образования. Основная характеристика курсов по выбору:Избыточность.Вариативност.

Профориентационный дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова
Дифференциально-диагностический опросник Климова предназначен для определения интересов и склонностей человека. В основе методики лежит предложенная Е.А.Климовым классификация профессий по предмету тр.

Профессиональное самоопределение. Классификация профессий (по Е.А. Климову)
Профессия — это определенный вид трудовой деятельности. Каждый вид труда человека имеет компоненты: предмет труда, цель труда, средства труда и условия деятельности. В 9 классе каждый учащийся должен .

Тест по профориентации по методике академика Е. А. Климова.
Очень хороший тест! моему 10 классу помог))).

Диагностический опросник Климова
Диагностический опрос Климова (по профориентации).

Определение типа будущей профессии (методика Е.А.Климова)
Лист для диагностики «Определение типа будущей профессии» (методика Е.А. Климова).
Источник: nsportal.ru
Профессионально-диагностический опросник (на основе ДДО)
Инструкция: ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочтите и оцените, в какой мере каждое из них повлияло на ваш выбор профессии. Назовите эту профессию, специальность.
| № п/п | Утверждения | Оценка | Тип мотивации |
| Требует общения с разными людьми | И | ||
| Нравится родителям | — | ||
| Предполагает высокое чувство ответственности | С | ||
| Требует переезда на новое место жительства | + | ||
| Соответствует моим способностям | И | ||
| Позволяет ограничится имеющимся оборудованием | — | ||
| Дает возможность приносить пользу людям | С | ||
| Способствует умственному и физическому развитию | И | ||
| Является высокооплачиваемой | + | ||
| Позволяет работать близко от дома | + | ||
| Является престижной | — | ||
| Дает возможность роста профессионального мастерства | С | ||
| Единственно возможная в сложившихся обстоятельствах | — | ||
| Позволяет реализовать способности к руководящей работе | С | ||
| Является привлекательной | И | ||
| Близка к любимому школьному предмету | + | ||
| Позволяет сразу получать хороший результат труда для других | С | ||
| Избрана моими друзьями | — | ||
| Позволяет использовать профессиональные умения вне работы | + | ||
| Дает большие возможности проявить творчество | и |
Шкала оценок:
5 – очень сильно повлияло, 4 – сильно, 3 – средне, 2 – слабо, 1 – никак не повлияло
Условные обозначения:
“и” — внутренние индивидуально значимые мотивы; “с” — внутренние социально значимые мотивы; “+” – внешние положительные мотивы; “-” – внешние отрицательные мотивы.
Оценка коммуникативных и организаторских способностей (КОС) в процессе первичной профконсультации
Инструкция: “Вам нужно ответить на все предложенные вопросы. Свободно выражайте свое мнение по каждому вопросу и отвечайте так: если ваш ответ на вопрос положителен (Вы согласны), то в соответствующей клетке листа ответов поставьте плюс, если же ваш ответ отрицателен (Вы не согласны) – поставьте знак минус.
Следите, чтобы номер вопроса и номер клетки, куда Вы запишите свой ответ, совпадали. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро.
Возможно, на некоторые вопросы Вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который Вы считаете предпочтительным. При ответе на любой из этих вопросов обращайте внимание на первые слова. Ваш ответ должен быть точно согласован с ними. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление.
Нам важен не конкретный ответ, а суммарный балл по серии вопросов”.
Вопросник КОС
1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
2. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших товарищей?
4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?
6. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время дома с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?
8. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?
9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
11. Трудно ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию?
12. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
13. Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
14. Стремитесь ли Вы добиваться, что бы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязательств?
17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
19. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?
20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, что бы познакомиться с новым человеком?
24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?
28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
29. Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую компанию?
30. Принимаете ли Вы участие в общественной работе школы?
31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую Вам компанию?
34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
37. Верно ли, что у Вас много друзей?
38. Часто ли оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
39. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
При обработке результатов следует сопоставить ответы испытуемого с дешифратором и посчитать количество совпадений отдельно по коммуникативным и организаторским способностям.
Дешифратор
Коммуникативные способности: положительные ответы – вопросы первого столбца; отрицательные ответы – вопросы третьего столбца.
Организаторские склонности: положительные ответы – вопросы второго столбца; отрицательные ответы – вопросы четвертого столбца.
Затем необходимо вычислить оценочные коэффициенты коммуникативных (КК) и организаторских (КО) склонностей как отношения количества совпадающих ответов по коммуникативным склонностям (КХ) и организаторским склонностям (ОХ) к максимально возможному числу совпадений (20), по формулам
КК = КХ/20 и КО = ОХ/20
Для качественной оценки результатов необходимо сопоставить полученные коэффициенты со шкальными оценками.
Источник: infopedia.su
Дифференцированно-диагностический опросник (Е.А.Климова)
1а. Ухаживать за
животными
1б. Обслуживать машины
приборы (следить,
регулировать).
2а. Помогать больным
2б. Составлять таблицы,
схемы, программы для
вычислительных машин
За. Следить за качеством
3б. Следить за состоянием
книжных иллюстраций,
и развитием растений
плакатов, художественных
открыток.
4а, Обрабатывать
материалы (дерево, ткань,
металл, пластмассу и т.п.)
4б. Доводить товары до
потребителя,
рекламировать, продавать.
3.
5а. Обсуждать научнопопулярные книги, статьи
5б. Обсуждать
художественные книги
(или пьесы, концерты)
6а. Выращивать молодняк 6б. Тренировать
(животных какой-либо
товарищей(или младших)
породы)
в выполнении каких-либо
действий(трудовых,
учебных, спортивных)
7а. Копировать рисунки,
7б. Управлять каким-либо
изображения (или
грузовым средством настраивать музыкальные подъемным краном,
инструменты)
трактором, тепловозом и
др.
8а. Сообщать, разъяснять 8б. Оформлять выставки,
людям нужные сведения (в витрины (или участвовать
справочном бюро, на
в подготовке пьес,
экскурсии и т.д.)
концертов)
4.
9а, Ремонтировать вещи, 9б. Искать и исправлять
изделия (одежду, технику) ошибки в текстах,
, жилище
таблицах, рисунках
10а. Лечить животных
10б. Выполнять расчеты и
вычисления
11а. Выводить новые сорта 11б. Конструировать,
растений
проектировать новые
виды промышленных
изделий (машины, дома,
одежду, продукты питания
и т.п.)
12а. Разбирать споры,
12б. Разбираться в
ссоры между людьми,
чертежах, схемах,
убеждать разъяснять,
таблицах (проверять,
наказывать, поощрять
уточнять, приводить в
порядок)
5.
13а. Наблюдать, изучать
работу кружков
художественной
самодеятельности
14а. Обслуживать,
налаживать медицинские
приборы, аппараты
15а. Составлять точные
описания-отчеты о
наблюдаемых явлениях,
событиях, измеряемых
объектах и др.
16а. Делать лабораторные
анализы в больнице
136. Наблюдать, изучать
жизнь микробов
146. Оказывать людям
медицинскую помощь при
ранениях, ушибах, ожогах и
т.п.
156. Художественно
описывать, изображать,
события(наблюдаемые и
представляемые)
166. Принимать,
осматривать больных,
беседовать с ними,
назначать лечение.
6.
17а. Красить и расписывать
стены помещений,
поверхность изделий
18а. Организовывать
культпоходы сверстников
или младших в театры,
музеи, на экскурсии, в
туристические походы и т.п.
176. Осуществлять монтаж
или сборку машин,
приборов.
186. Играть на сцене,
принимать участие в
концертах.
19а. Изготовлять по
чертежам детали, изделия
(машины, одежду), строить
здания
20а. Вести борьбу с
болезнями растений
196. Заниматься черчением,
копировать чертежи, карты.
206. Работать на
клавишных машинах и др.
7. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК (Е.А.КЛИМОВА)
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
ОПРОСНИК
(Е.А.КЛИМОВА)
8.
Опросник используется, как правило,
при первоначальном исследовании
профессиональных интересов и
склонностей. В основу опросника
положена идея о делении всех
существующих профессий на пять
типов, по признаку предмета или
объекта, на который направлена
деятельность (происходит
взаимодействие человека в процессе
труда).
9.
Обработка и интерпретации
результатов
Результаты ответов подсчитываются по
каждой колонке листа ответов опросника.
Вопросы подобраны и сгруппированы
таким образом, что каждая колонка
соответствует определенному типу
профессий.
10.
Первую группу составляет профессии
типа «человек — природа» (живая и
неживая),
где
объектом
труда
являются живые организмы, растения,
животные и биологические процессы.
11.
Во вторую группу входят профессии
типа «человек — техника», в которой
объектом труда служат технические
системы, машины, аппараты,
установки, материалы и энергия.
12.
Третью группу образуют профессии
типа «человек — человек», где объектом
труда являются люди, группы,
коллективы.
13.
Четвертую
группу
составляют
профессии «человек — знаковая
система».
Объектами
являются
условные знаки, шифры, коды,
таблицы.
14.
Пятую группу образуют профессии
«человек — художественный образ», в
которых предметом труда являются
художественные образы или условия их
создания.
Источник: ppt-online.org