Составление программы деятельности учащихся на уроке физической культуры это

В практике физического воспитания применяются следующие методы организации занимающихся на уроке: фронтальный, поточный, посменный, групповой, индивидуальный и метод круговой тренировки.

1. Фронтальный метод характеризуется выполнением всем составом класса одного и того же задания независимо от форм построения учащихся (в колоннах, нескольких шеренгах, в круг). Этот метод широко используется во всех частях урока, но преимущественно в подготовительной и заключительной части. Однако нужно стремиться как можно больше использовать фронтальный метод и в основной части урока. Его преимущество – большой охват учащихся. При этом обеспечивается высокая моторная плотность (можно успеть больше сделать за счет увеличения времени непосредственно на двигательную деятельность обучающихся), что очень существенно.

Фронтальный метод успешно применяется при управлении однородной деятельностью занимающихся, не требующей страховки, например — при разучивании и совершенствовании техники выполнения высокого и низкого старта в беге на короткие дистанции, ряда простейших акробатических упражнений (кувырков перекатов и др.), при отработке технических приемов игры в волейбол в парах (передача мяча и др.).

Как отличить физрука от специалиста по физической культуре.

Важным требованием является такое расположение занимающихся, чтобы они не мешали друг другу, все видели преподавателя а он, в свою очередь, — учеников.

2. Посменный метод заключается в том, что дети выполняют упражнения сменами, по несколько человек одновременно, остальные в это время наблюдают за товарищами.

Например, если в зале 5 пролётов гимнастической стенки, а в классе 20 учеников, то образуется 4 смены для выполнения упражнений в лазанье или на осанку, и т.д.

В начале обучения, когда учитель должен контролировать действия каждого ученика, упражнения выполняются сменами по 2-3 человека.

По мере овладения движением количество детей в смене увеличивается.

Посменный способ обычно применяется при прыжках с высоты, лазанье, висах, метаниях на дальность и в цель, акробатических упражнениях.

3. Поточный метод – все дети выполняют одно и то же упражнение «потоком», когда один занимающимся ещё не закончил выполнение задание, а другой уже приступает к нему, т. е. беспрерывным потоком. Это могут быть упражнения с продвижением вперёд (например, упражнения в равновесии при ходьбе по гимнастической скамейке). При этом таких потоков может быть 2-3, в зависимости от конкретных условий. Например, при наличии двух-трёх гимнастических скамеек или брёвен.

Преимущество одного потока – в большей возможности наблюдать за индивидуальным выполнением упражнений. При 2-3 потоках увеличивается плотность урока, следовательно, и нагрузка. Поточный способ удобен при выполнении акробатических упражнений, упражнений с длинной скакалкой, в лазанье по скамейке и гимнастической лестнице, в перелезании, в равновесии, при опорных прыжках и прыжках в длину и в высоту, а также при изучении приёмов игры в баскетбол, при спусках и подъёмах на лыжах.

Что должен знать учитель о новом ФГОС ООО. Физическая культура

Разновидностью поточного способа будет поочерёдное выполнение нескольких различных упражнений. Например, вначале ученики идут по скамейке, затем перелезают через бревно, далее прыгают через планку.

Источник: studopedia.info

Организация деятельности учащихся на уроке физической культуры
методическая разработка по физкультуре на тему

Организация деятельности учащихся на уроке физической культуры. Заметки из опыта работы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Организация деятельности учащихся на уроке физической культуры

Во время организации учебной деятельности следует помнить, что задачи, связанные с обучением и развитием двигательных качеств, не всегда вызывают интерес детей, поэтому при объяснении задач урока важно связать их с интересами и стремлениями учащихся данного класса.

Важным моментом в организации учебной деятельности являются современный контроль и оценка результатов деятельности учащихся. Контроль осуществляется путем непосредственного наблюдения со стороны педагога.

Контроль можно так же осуществлять при помощи простейших предметных ориентиров и приборов – манометра, секундомера, динамометра и т.д.

Выполнения задач урока предполагает определённую организованность учащихся.

В ходе уроков педагог оценивает усвоение учащимся учебного материала при помощи текущей оценки. Текущая оценка должна иметь большое стимулирующее значение. При её становлении учитывается закономерность становления навыка. Не следует выставлять оценки слабым учащимся.

Для оценки успеваемости применяют педагогические наблюдения за учащимися в процессе выполнения ими заданий.

Учебный процесс по физической культуре в школе, как и по другим предметам, проводится в форме урока. Уроки физической культуры в расписании школы целесообразно располагать так, чтобы между ними в течение недели были приблизительно равные промежутки времени.

В настоящее время утвердилась трёхчасовая структура урока физической культуры.

Подготовительная часть (5-8мин) прежде всего начальная организация учащихся, психологическая и функциональная подготовка к предстоящей основной деятельности.

Организация учащихся начинается с обеспечения порядка в раздевалках, подготовки физкультурной одежды, построение учащихся перед началом урока. Освобожденные от занятий учащиеся в физкультурной обуви строятся на левом фланге, затем они принимают участие в уроке в роли помощников учителя. Психологическая подготовка заключается в организации направленности учащихся, формировании так называемой установки настроя на предстоящую работу. Достигается она построением учащихся, объяснением задач урока, чётким выполнением подготовительных, строевых и порядковых упражнений.

Форма объяснения должна быть краткой, чёткой, соответствовать уровню знаний учащихся, давать им представление о цели их учебной деятельности.

Одно из центральных мест подготовительной части урока занимает функциональная часть организма учащихся к предстоящей деятельности в основной части урока. Средствами решения этой задачи являются упражнения, не требующие длительного времени на подготовку и выполнение, легко дозируемые.

К ним относятся: ходьба, бег, подскоки, общеразвивающие упражнения, способствующие усилению деятельности организма, “разогреванию” его, подготовки опорно-двигательного аппарата к выполнению упражнений основной части урока. Подбор упражнений определяется также и задачами подготовки нервно-мышечного аппарата к выполнению сложных движений основной части урока. Упражнения должны соответствовать особенностям координационных механизмов, характеру механических нагрузок, которые будут выполняться на уроке. Если основная задача урока состоит в изучении движений, подготовительная часть урока максимально сокращается. Если изучаемое действие требует проявления значительного уровня двигательных качеств (быстроты, силы и др.) или на уроке предстоит выполнение упражнений, связанных с большой нагрузкой, необходимо предварительно как следует “разогреть” учащихся, причем такая разминка может по ходу урока несколько раз повторяться.

Низкая температура воздуха на площадке или в зале требует большего объёма подготовительных упражнений, более высокой интенсивности при проведении упражнений. Если учащиеся излишне возбуждены или класс не отличается организованностью и дисциплиной, потребуется несколько большее количество строевых, порядковых упражнений на внимание, к выполнению которых следует предъявить повышенную требовательность. При недостаточной активности учащихся потребуются упражнения, вызывающие положительные эмоции, переключающие внимание на учебную работу по физической культуре.

В 4-8 классах нагрузка на мальчиков и девочек дифференцируется. Интенсивность нагрузки повышается постепенно, достигая максимума к концу подготовительной части. Наряду с задачами организации и подготовки учащихся к последующей деятельности подготовительная часть урока решает и задачи, связанные с совершенствованием ходьбы, бега, строевых упражнений, умений действовать согласованно и т.д.

В основной части урока (30-35мин) решаются ведущие части урока, связанные с овладением учебного материала программы, воспитанием двигательных, моральных, волевых качеств, укреплением здоровья детей. На основную часть урока в 4-6 классах планируют 2-3 задачи, связанные с обучением и совершенствованием двигательных действий, воспитанием двигательных качеств.

Читайте также:
Что значит отсутствует vcruntime140 dll попробуйте переустановить программу

В 7-8 классах в связи с более сложным учебным материалом число задач уменьшается. В последнее время в школе широкое распространение получили смешенные или комбинированные уроки, когда на одном уроке разучиваются, совершенствуются и закрепляются двигательные действия из разных разделов программ.

Например, в 1 четверти на уроке изучается не только материал легкой атлетики, но и баскетбол, подвижные игры. На некоторых уроках наряду с лёгкоатлетическими упражнениями повторяются элементы гимнастики. Преимущество смешанных уроков заключается в том, что они отличаются большим разнообразием и вызывают большой интерес у занимающихся. Интерес достигается не только за счет смен физический упражнений, но и путём различных способов организации, построения учащихся, внешнего оформления (упражнения в движении, по разделениям, использование игры, соревнований).

Интенсивность и устойчивость внимания, яркость восприятия, активность памяти, точность координации движений, работоспособность, как правило, достигают наивысшего уровня у учащихся к началу основной части урока. Поэтому необходимо в начале основной части урока решать наиболее важные задачи. Обычно на уроке принята такая последовательность решения задач: ознакомление, разучивание и совершенствование. Однако на уроках смешенного типа, на которых одновременно изучаются и повторяются двигательные действия, иногда приходится нарушать подобную последовательность. Если изучаемое движение связанно с интенсивной нагрузкой, то его следует проводить после повторения учебного материала, связанного с проявлением ловкости, точности, сложной координации движений, равновесия.

Смешанные уроки требуют продуманного подбора разучиваемых двигательных действий. Необходимо избегать отрицательного переноса, когда изучение одного двигательного действия мешает усвоению другого. Особенно часто это бывает в тех случаях, если в двух различных двигательных действиях есть сходные фразы (например, отталкивание в прыжках в высоту и в длину с разбега).

Заключительная часть урока (3-5мин) решает задачу создания оптимальных условий для процессов восстановления: постепенное снижение нагрузки, эмоционального возбуждения, постепенный переход от активной двигательной деятельности к спокойному состоянию.

Для решения задач заключительной части урока используются легко дозируемые упражнения, ходьба, строевые и порядковые упражнения. Снижению нагрузки и возбуждения способствует применение упражнений на расслабление, на внимание. В заключении урока можно проверить заданные на кануне домашние задания и дать следующие.

Оканчивается урок подведением итогов.

Развитие двигательных качеств происходит в процессе овладения двигательными действиями. Однако эффективность воздействия их не всегда бывает высокой. В связи с этим на уроке предусматривается выполнение специальных упражнений. Упражнения на развитие гибкости могут найти место в любой части урока, на скорость и силу – в подготовительной части и основной, на выносливость – в основной части урока.

В числе упражнений домашнего задания могут быть упражнения, направленные на развитие двигательных качеств, закрепление отдельных элементов двигательных действий, исправление отклонений в физическом развитии. Задания должны быть безопасными для выполнения и соответствовать возможностям учащихся.

Деятельность учащихся на уроках физкультуры может быть организованна с помощью различных методов.

Фронтальный метод: учащиеся одновременно выполняют одно и то же задание. Это позволяет включить в работу сразу всех учащихся, повысить моторную плотность урока, дисциплину, сосредоточить внимание занимающихся. Однако фронтальный метод затрудняет учет индивидуальных особенностей учащихся.

Фронтальный метод используется во всех класса, но более распространен в 4-5, так как учащиеся этих классов еще не умеют самостоятельно овладевать движениями. Фронтальный метод применяется во время ознакомления учащихся с учебным материалом, при разучивании относительно простых упражнений, не требующих сложных снарядов, тщательной страховки и помощи во время их выполнения.

Групповой метод: предусматривает разбивку всех учащихся на несколько групп, каждая из которых выполняет свое отдельное задание. В группах учебные задания могут выполняться всеми учащимися одновременно (например, отталкивание в прыжках в длину с разбега, в другом разучивают крестный шаг в метании теннисного мяча, в третьем повторяют и совершенствуют передачу мяча в бескетболе), поочередно (например, при совершенствовании лазанья при наличии одного каната) или посменно (например, при разучивании или совершенствовании броска мяча в баскетбольное кольцо при наличии 2-4 колец).

Групповой метод организации занятий позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению и воспитанию. Группы дифференцируются, прежде всего, по полу, затем с учетом способностей учащихся в овладении движениями, их физической подготовки.

Использование группового метода позволяет широко внедрять в учебный процесс разнообразные формы самостоятельности учащихся. При подготовки к уроку, учитель предусматривает несколько вариантов учебных заданий, разных по сложности, но единых по содержанию и дидактическим целям.

Метод индивидуальных заданий можно использовать на уроках во время выполнения физических упражнений, направленных на воспитание двигательных качеств, для исправления ошибок отдельных учащихся. Обычно он применяется в работе с учащимися, отнесенными к подготовительной медицинской группе. Индивидуальные задания удобно давать в письменной, графической форме (на карточке) или устно.

Фронтально-групповой метод применяется при разучивании нескольких упражнений на гимнастических снарядах, позволяющих одновременно работать 8-10 учащимся. Обычно класс делят на 2-3смены, которые выполняют упражнения поочередно. Этот метод также можно использовать при разучивании и совершенствовании прыжков в высоты или длину с разбега при наличии большого количества гимнастических матов или удлиненной прыжковой ямы.

Поточный метод заключается в том, что учащиеся последовательно выполняют в начале одно упражнение, затем переходят к следующему.

Поточный метод может быть применен при занятиях в группе на одном снаряде.

Недостаток поточного метода – необходимость многократного перестроения учащихся, что затрудняет выполнение сложных упражнений. В связи с этим следует подбирать близкие по характеру движения.

Круговая тренировка как разновидность поточного метода применяется в целях развития двигательных качеств. Для проведения круговой тренировки подбирают 8-15 относительно простых и хорошо знакомых учащимся упражнений. На площадке или в зале размечают места “станций”. Чаще всего их ставят по кругу, что удобно для перехода от одного вида упражнений к следующему. Класс делится на равные по числу группы, количество которых равно числу “станций”.

Большое значение для эффективности урока имеет рациональная организация мест занятий. На учебных занятиях следует по возможности широко использовать оборудование повышенной пропускной способности, позволяющее одновременно выполнять двигательные действия, различные учебные задания всему классу.

Также большое значение для эффективности урока, формирование интереса к учебным занятиям имеет применение музыкального сопровождения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. М.,2009.

2. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. Для институтовтов физ.культуры – М.,2011

3. Физическая культура в школе. Методика уроков ФК в 5-6 классах. Под ред. З.И. Кузнецовой. М.,”Просвещение”, 2012

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Содержание Введение . Глава I. Теоретические основы методов стимулирования учебной деятельнос.

Критерии оценивания продуктивной деятельности учащихся на уроках физической культуры

Качественные и количественные критерии успеваемости учащихся по базовым составляющим физической подготовки и итоговая оценка.

Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках физической культуры

Спорт — это универсальный и абсолютно надежный способ укрепления здоровья и увеличения долголетия. Он не требует дорогостоящих лекарств или процедур. Спорт требует лишь воли и стремления к поставленно.

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Обычно учителя физкультуры в школе считают, что успешное преподавание уроков физкультуры зависит от наличия соответствующей спортивной базы, достаточного количества оборудования и спортивного ин.

Читайте также:
Отметьте все виды информации которые охраняются авторскими правами программы для компьютера

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физической культуры и спортивных секциях, а также передача опыта в данном направлении между учителями физической культур

Современному человеку необходимо уметь быстро искать нужную информацию, находящуюся на разных носителях. Компьютер позволяет отбирать и анализировать информацию. Для эффективного поиска информации нео.

Методы, формы и средства организации деятельности учащихся на уроках физической культуры

СодержаниеМетоды, формы и средства организации деятельности учащихся:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение.

Методы, формы и средства организации деятельности учащихся на уроках физической культуры

Основные методы, используемые на уроках физической культуры:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5.

Индивидуальный.Методы, направленные на совершенствование и развитие физических спосо.

Источник: nsportal.ru

Способы организации деятельности детей на уроке физической культуре

Формы организации деятельности — общение, реализуемое двумя сторонами дидактического взаимодействия. В связи с тем, что деятельность двух сторон обучения, реализуемого непосредственно на уроках, осуществляется во взаимосвязи, представляется целесообразным именовать данный педагогический феномен формой организации деятельности учителя и учащихся на уроке.

Конкретизация этого педагогического явления крайне важна. В педагогической литературе, отражающей точку зрения дидактов, достигнуто определенное взаимопонимание в этом вопросе. В теории и методике физического воспитания состояние несколько иное. Специалисты по-разному его интерпретируют.

В одном и том же учебном пособии авторы разных глав, освещающие одну и ту же проблему, используют различные формулировки: «организационно-методические формы организации общего порядка учебной деятельности занимающихся» и «организация деятельности занимающихся» . В настоящее время на уроках физической культуры в общеобразовательных школах учителя применяют следующие формы организации: фронтальную, групповую, индивидуальную. В то же время в теории и методике физического воспитания выделена и особая организационно-методическая форма проведения упражнений – круговая тренировка, упрочившая свои позиции в практике с начала 1970 -х гг.

Фронтальная форма организации Выполнение учащимися всего класса одинакового для всех задания под руководством учителя. Ведущее место при этом отводится совместной работе. Все учащиеся слушают объяснения учителя или наблюдают за его действиями, или выполняют физические упражнения, т. е. возникают специфические коммуникативные отношения между учителем и коллективом класса.

Учитель направляет работу учащихся непосредственно или косвенно (опосредованно). Одинаковые задания могут выполняться одновременно всем классом (рис. 4, а) поочередно, по одному, по двое, несколькими учениками (с паузами) или потоком (рис. 4, в). Потоком можно выполнять только те физические упражнения, которые прочно усвоены учащимися.

Поточная организация учебной деятельности требует хорошей дисциплины и относительной простоты выполняемых упражнений, надежную страховку. Физические упражнения можно выполнять в группах, отделениях, всем классом (рис. 4, б). Несмотря на наличие групп, форма организации остается фронтальной, т. е. учащиеся всего класса выполняют одинаковое задание, общее для всех учебное задание, в данном случае – физические упражнения у гимнастических скамеек тремя группами или с мячом в тех же трех группах под общим руководством учителя.

Разновидности фронтальной формы организации работы на уроке физической культуры в школе: а – фронтальная; б – групповая; в – индивидуальная

Групповая форма организации Временное деление коллектива класса на несколько групп (команд, звеньев, отделений) и выполнение каждой группой «своих» заданий по указанию учителя. Группы не должны быть постоянными, поскольку в их составе учащиеся разного уровня успеваемости (подготовленности), что в последующем может затруднить реализацию принципа единства обучения, равное право на образование и на развитие способностей.

Учебная деятельность учащихся при этом выполняется группами — одновременно всей группой и в группе поочередно По команде учителя начинается и заканчивается работа групп и смена заданий в группах. Групповая форма применяется преимущественно в основной части урока, когда изучаются два или более разнородных и сложных физических упражнений. Положительные моменты: стимулируется самостоятельная работа школьников, которая содействует формированию у них потребности в самообразовании, что наиболее важно на данном этапе. Учитель имеет возможность уделить больше внимания группе учащихся, выполняющих наиболее сложные упражнения, оказывать им помощь и страховать их (обеспечивать безопасность при выполнении двигательного действия).

Варианты организации деятельности учащихся с использованием групповой формы на уроке физической культуры в школе: а – одновременно всей группой; б – поочередно

По команде учителя начинается и заканчивается работа групп и смена заданий в группах. Групповая форма применяется преимущественно в основной части урока, когда изучаются два или более разнородных и сложных физических упражнений. Положительные моменты: стимулируется самостоятельная работа школьников, которая содействует формированию у них потребности в самообразовании, что наиболее важно на данном этапе. Учитель имеет возможность уделить больше внимания группе учащихся, выполняющих наиболее сложные упражнения, оказывать им помощь и страховать их (обеспечивать безопасность при выполнении двигательного действия). Групповая форма занятий активизирует учащихся, повышая их интерес к уроку, позволяет выполнять упражнения в индивидуальных темпе и ритме, подбирать упражнения, наиболее соответствующие силам и способностям состава данной группы и каждого ученика в отдельности.

На группы ученики распределяются с учетом пола, уровня физической подготовленности, состояния здоровья. Выполняется эта работа в начале учебного года. Осуществляя руководство всем классом, учитель занимается непосредственно с тем отделением, которое выполняет упражнения, требующие страховки (на кольцах, опорные прыжки), когда упражнения еще только разучиваются.

Остальными отделениями руководят специально подготовленные учащиеся-активисты. Когда на уроке повторяются ранее изученные упражнения, учитель может, наблюдая за всем классом, переходить от одного отделения к другому. Если же в классе нет подготовленного актива и коллектив учащихся все еще не приучен к самостоятельной работе, то не рекомендуется создавать более двух групп. Возможно, следует временно избегать проведение такого урока. В этом случае необходима систематическая и целенаправленная подготовка коллектива к групповой форме занятий: — постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя; — обсуждение и составление плана учебного задания в группе; — определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей; — организация работы по выполнению учебного задания; — наблюдения учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся, взаимный контроль за выполнением задания в группе; — краткие сообщения учащихся (по вызову учителя) о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение, исправление дополнительной информации и подведение итогов деятельности; — оценка работы групп и коллектива класса в целом.

Индивидуальная форма организации Каждый ученик выполняет индивидуальное задание независимо от других. Такая форма организации деятельности отвечает способностям и возможностям отдельных учащихся (и хорошо успевающих, и среднеуспевающих, и слабоуспевающих), позволяет отрегулировать темп выполнения заданий в соответствии с индивидуальными учебными возможностями учащихся при решении одних и тех же задач, например, в развитии двигательных качеств на подготовительном этапе.

При этом учитель наблюдает за деятельностью каждого учащегося, помогает определить рациональный способ достижения поставленной задачи. Педагогическая ценность данной формы в том, что она содействует активизации деятельности каждого учащегося. На уроке применяются так называемые учебные карточки, где в доступной форме предписан алгоритм индивидуального задания. Заданиям придается частично или полностью поисковый, исследовательский характер. В этом случае перед учащимися ставятся учебные задачи с определением или без определения конкретных двигательных заданий, путей решения задачи — это содействует формированию самостоятельности

Читайте также:
Что значит патчить программу

Вариант индивидуализированной формы организации работы учащихся на уроке физической культуры в школе

Индивидуальная форма может быть применена на уроках физической культуры всех типов. Особую ценность они представляют на подготовительном этапе, когда в процессе самостоятельных занятий формируются двигательные и инструктивно -методические умения.

В структуре школьного урока физической культуры индивидуальная форма организации используется во всех трех его частях, чаще всего в IX–XI классах. Однако это не исключает ее применения в младших и средних классах. Задания учителя могут быть выполнены: — одновременно всеми учащимися, получившими разрешение (или задание) в течение определенного времени (30 с — 1, 5 мин) свободно бегать, прыгать, лазать, бороться, играть и т. д. ; — одновременно всеми учащимися, получившими разрешение (или задание) в течение определенного времени заняться любым из предложенных учителем физических упражнений; — отдельными учениками по особым заданиям (облегченным или усложненным с учетом индивидуальных особенностей детей) учителя Выполнение индивидуальных заданий начинается и заканчивается по команде учителя. Используя индивидуальную форму на уроках, учитель полнее удовлетворяет запросы и интересы учащихся, создает оптимальные возможности для их физической подготовки, предлагая упражнения-задания, наиболее соответствующие их учебным возможностям и потребностям, целенаправленно организуя педагогический процесс.

Круговая тренировка Наиболее развитая ступень групповой формы организации. Возникла данная форма в нашей стране в 1960 -х гг. , но теоретическое обобщение и описание получила в трудах специалистов Германии как разновидность «крайстреннинга» . Занятия физической культурой и спортом проходят одновременно в группе и как индивидуальная форма организации взаимодействия педагога (тренера, учителя) и занимающихся.

Круговая тренировка в настоящее время приобрела такую популярность, что она рекомендована для систематического использования на школьных уроках физической культуры с IV–V классов. В литературе описаны несколько разновидностей круговой формы, наибольшей популярностью пользуются «станционные занятия» и круговая тренировка. Круговая тренировка дает возможность самостоятельно получать знания, формировать физические качества, совершенствовать отдельные умения и навыки. Для школьного урока физической культуры эта форма приобретает особое значение, так как позволяет организовать учебную деятельность одновременно всего коллектива класса с относительной самостоятельностью и использованием большого количества оборудования и инвентаря.

Вариант круговой тренировки на уроке физической культуры в школе: 1. . . 8 – «станции»

Круговая форма организации требует предварительной подготовки учащихся. После того, как учащиеся прочно усвоили используемые в комплексах круговой формы физические упражнения, их знакомят с организацией работы (деятельности) на «станциях» (их расположение, последовательность выполнения физических упражнений, порядок перехода к очередным «станциям» , формы учета результатов деятельности и представление их учителю).

На следующем уроке учащиеся вместе с учителем определяют максимальный тест (МТ) выполнения упражнений на каждой «станции» . Физическая нагрузка регулируется по схеме МТ/2 или МТ/4 в зависимости от уровня развития учебных возможностей учащихся, в частности, их важного компонента — физической подготовленности. В цикле уроков (3– 6) объем нагрузки устанавливается по схеме МТ/4 + 1 или МТ/2 + 1 с последующим его увеличением на каждом уроке на одно или несколько повторений.

Уже на седьмом или восьмом уроке определяется новый МТ с повторением предыдущего цикла. Переход к новому циклу может быть и раньше, если комплекс, подобранный для учащихся, исчерпал себя или, наоборот, будет продолжен.

Использование круговой формы организации возможно почти по всем разделам школьной программы: гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке, плаванию, борьбе, спортивным играм. Круговая тренировка, организованная по методу интервального упражнения, с четко определенными интервалами отдыха, так называемыми действенными паузами как между упражнениями, так и между кругами.

В последней разновидности также выделены три варианта. В первом и втором из них упражняются на «станциях» по 15 с (отдых 30 с). Физические упражнения должны быть хорошо знакомы учащимся, не требовать подстраховки, избирательно воздействовать на определенные системы организма, соответствовать возрасту и подготовленности занимающихся. При составлении комплексов упражнений учитель должен стремиться к тому, чтобы каждое последующее было «разгрузочным» по отношению к предыдущему и в работу поочередно включались основные мышечные группы. Программа ориентирует учителя на то, чтобы уроки физической культуры проводились по возможности на открытом воздухе. В этом случае целесообразно использовать мишени для метания в цель, прыжковую яму, оборудование гимнастического городка школы, полосу препятствий и другие специальные сооружения и особенности рельефа местности

Дополнительные упражнения Применение дополнительных заданий объясняется тем, что при групповой форме организации приходится ждать своей очереди, чтобы выполнить упражнение, поэтому используются, в частности, подвижные игры, которые можно проводить уже начиная с I–II класса. Простейшие варианты таких заданий представляют собой как бы цепочки, составленные из тематически оформленных, регламентированных двигательных действий, например: «Пожарные» , «Космонавты» , «Пограничники» . Более сложный по содержанию и условиям проведения игровой вариант представляет собой комплекс из 3– 4 подвижных игр.

Характер и число основных движений в каждой игре довольно точно оговаривается правилами. Устанавливается желательное чередование нагрузки и отдыха. Выделенные ученики подсчитывают очки, следят за порядком. Такой вариант приемлем начиная с IV класса — игровые действия с мячами разных размеров: бег, прыжок, метание, броски, т. е. с использованием элементов спортивных и подвижных игр. Например, в такой комплекс могут войти игры со специально разработанными для них правилами: «Бег вдоль волейбольной сетки с отбиванием мяча» , «Удочка» , «Гонка мячей» , повторная эстафета с бегом.

Игровые варианты применяются в основной части урока с установкой на развитие ловкости, быстроты двигательной реакции, скорости передвижения. Они приобретают особое воспитательное значение: приучают детей к взаимоответственности и взаимоподдержке в команде, способствуют проявлению творческой активности и инициативы, вызывают яркие положительные эмоции.

Группы учеников играют в эти игры на разных местах площадки, начиная и заканчивая их по сигналу учителя. Играющие последовательно переходят от одной игры к другой. Дополнительные упражнения должны быть хорошо знакомы, доступны для самостоятельного выполнения, разнообразны по воздействию, родственны по структуре движений основному физическому упражнению. Качество урока физкультуры во многом зависит от того, насколько он интересен для занимающихся. Опыт работы лучших преподавателей показывает: для того, чтобы урок был интересным, учитель должен знать подход к детям, понимать их запросы, учитывать силы и возможности. Один из основоположников советской системы физического воспитания профессор В. В. Гориневский важным условием для проведения интересного школьного урока считал «сочетание воли педагога со стремлением учеников к достижению желаемого» .

Приемы, способствующие повышению интереса учащихся к уроку физкультуры: — использование элементов новизны; — умелое варьирование (взаимосочетание) физических упражнений; — подвижные игры (до IX класса включительно) с последовательным усложнением их правил; — применение разнообразных форм организации занятий; — создание проблемно-поисковых ситуаций; — использование ТСО, упражнений максимальной, но обязательно выполнимой трудности; — включение элементов состязаний при выполнении физических упражнений (например, соревнования между отделениями, группами на лучшую осанку, на качество выполнения физических упражнений, демонстрацию лучших количественных и качественных показателей). Кроме того, урок может быть интересным, если использовать музыкальное сопровождение, что в настоящее время не является проблемой в связи с развитием радиотехники и ее доступностью. Во многих случаях на эмоциональность урока влияют показ упражнения учителем, его объяснения, манеры, команды, внешний вид, окружающая среда и др.

Источник: present5.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru