Планирование аудита — один из обязательных этапов аудита; на этом этапе определяются стратегия и тактика аудита, объем аудиторской проверки, составляется общий план аудита, разрабатываются программы и конкретные аудиторские процедуры.
Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были идентифицированы потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать эту работу.
Планирование аудиторской проверки производится в три этапа:
1) предварительное планирование; производится на этапе выбора клиента; по результатам этой работы аудиторская проверка может вообще не состояться, если обнаружится высокий уровень неотъемлемого риска;
2) разработка общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита;
Что такое аудит? Какие виды аудита существуют? Зачем нужен аудит информационной безопасности?
3) составление программы аудита, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур.
Процесс планирования достаточно трудоемок, его 2-й и 3-й этапы могут занимать до 30% времени, затраченного на аудит.
Поэтому время на его проведение должно предусматриваться бюджетом работ. При планировании аудита аудитор должен сделать необходимые запросы руководству аудируемого лица, цель которых:
• понять, как руководство оценивает риск существенных искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности в результате недобросовестных действий или ошибки, а также выяснить особенности системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
• получить представление о том, как организована система бухгалтерского учета и внутреннего контроля для предотвращения и нахождения ошибок;
• определить, известно ли руководству аудируемого лица о недобросовестных действиях, оказавших отрицательное влияние на аудируемое лицо, или об имеющихся подозрениях в совершении недобросовестных действий, возникших в результате служебного расследования, проведенного до начала аудита;
• определить, были ли руководством аудируемого лица в отчетном периоде обнаружены существенные ошибки. Наряду с этим аудитор должен решить, существуют ли вопросы, которые следует обсудить с представителями собственника, например:
• характер, объем и периодичность оценки руководством аудируемого лица имеющейся системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля по предотвращению и обнаружению недобросовестных действий и ошибок, а также риска искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности;
• ненадлежащее реагирование руководства аудируемого лица на существенные недостатки средств внутреннего контроля, обнаруженные во время проведения предыдущего аудита;
• оценка аудитором надежности контрольной среды аудируемого лица, включая вопросы компетентности и порядочности руководства аудируемого лица;
• влияние указанных вопросов на общий подход к проведению аудита и его объем, включая дополнительные процедуры, которые могут потребоваться аудитору.
Методика проведения аудита по МСА в программе AuditXP. Основная часть. Вебинар СРО ААС 29.04.2020
В ходе аудита общий его план и программа должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с изменением обстоятельств или появлением неожиданных результатов, полученных в ходе выполнения аудиторских процедур.
Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.
Общий план аудита. Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки.
Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита.
При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:
1) деятельность аудируемого лица, в том числе
• общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;
• особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;
• общий уровень компетентности руководства;
2) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе
• учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;
• влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;
• планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;
3) риск и существенность, в том числе
• ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;
• установление уровней существенности для аудита;
• возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или недобросовестных действий;
• выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например при подготовке оценочных показателей;
4) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе
• относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;
• влияние на аудит наличия и специфических особенностей компьютерной системы ведения учета;
• существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;
5) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе
• привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;
• число территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;
• численность и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;
6) прочие аспекты, в том числе
• возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под сомнением;
• обстоятельства, требующие особого внимания, например существование аффилированных лиц;
• особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;
• срок работы сотрудников аудитора, их участие в оказании аудируемому лицу сопутствующих услуг;
• форма и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.
1) вводную часть, в которой отражаются общие параметры проверки по срокам проведения, составу аудиторской группы, существенности и аудиторским рискам;
2) организационный план проверки, в котором отражается календарный план — график мероприятий по организации и проведению проверки;
3) план аудита по объектам и исполнителям, в котором планируемые виды работ закрепляются за конкретными исполнителями и по срокам их проведения.
Исходя из существующей практики на втором этапе планирования (при разработке общего плана аудита) аудитор подготавливает следующие документы:
• описание бизнеса проверяемой организации;
• описание системы бухгалтерского учета;
• описание системы внутреннего контроля;
• материалы экспресс-анализа отчетности проверяемой организации.
Первые три позиции требуются для обоснования аудиторского риска (неотъемлемого риска и риска системы внутреннего контроля), необходимость последней позиции связана со следующим.
После проведенных за рубежом специальных исследований ошибок, обнаруженных в ходе аудиторских проверок и потребовавших корректировки финансовой отчетности, было установлено, что аналитические процедуры помогают обнаружить 27,1% ошибок, а прогноз деятельности фирмы и его обсуждение аудиторами — еще 18,5%, или суммарно 45,6%. Анализ важен не только потому, что ошибки обнаруживаются в самом начале проверки, что может сократить ее продолжительность. Иногда тщательность процедуры сбора данных не гарантирует обнаружения тех ошибок, которые могут быть найдены в ходе аналитических процедур. Это может быть связано с недостаточной компетентностью аудиторов или с тем, что клиент попросил у своих контрагентов дать ложные сведения, о чем аудитор никогда не узнает.
Описание бизнеса проверяемой организации базируется на перечне факторов, отражающих состояние конкретной отрасли финансово хозяйственной деятельности экономического субъекта и экономики страны в целом, влияющих на увеличение риска искажений.
Изучая эти факторы, аудитор должен указать, в каком состоянии находится отрасль бизнеса клиента (кризиса, депрессии, подъема), как на нее влияет общее состояние экономики страны, возможность несостоятельности (банкротства) клиента, если отрасль находится в кризисном состоянии. Аудитор должен сделать вывод о том, достаточно ли он компетентен в решении проблем данной отрасли (строительства, торговли, сельского хозяйства и т.д.), потребуется ли ему привлечение специалистов для решения специфических для этой отрасли проблем. Ему следует изучить условия конкуренции в отрасли (составить список основных конкурентов с указанием цен на продукцию, работы, услуги), проанализировать колебания цен. Следует также разобраться в причинах, вызвавших спад в отрасли, если он происходит.
После этого надо описать особенности бизнеса клиента. Целесообразно начать с формы и структуры собственности, составив список крупнейших собственников, а также филиалов, дочерних, зависимых предприятий и других объектов возможного инвестирования. Далее следует описать структуру управления, представив схему управления, данные о функциях руководящих, исполнительных и контрольных органов, обязанностях и разграничении ответственности, указав факторы, определяющие заработную плату руководства. Аудитору следует указать цель создания фирмы, ближайшие перспективы ее развития. Например, собственники могут ожидать ликвидации фирмы.
Изучая факторы внутрихозяйственной деятельности, следует, в частности, проанализировать налоговый статус фирмы, наличие налоговых льгот, типичность учетной политики для данной отрасли.
Следует выяснить, застраховано ли имущество фирмы и ее ответственность, существуют ли судебные разбирательства по искам фирмы или против нее, возможно ли появление таких исков. Описание системы бухгалтерского учета должно включать схему документооборота, состав бухгалтерии, распределение обязанностей и ответственности между ее работниками, форму бухгалтерского учета с описанием особенностей ее применения, использование компьютеров с указанием применяемой бухгалтерской программы.
В описании системы внутреннего контроля следует указать наличие контролирующего органа (ревизионной комиссии, службы внутреннего аудита и т.д.) и их функции, обязанности руководства организации по обеспечению контроля (ведение учета в соответствии с действующим законодательством, включая проведение инвентаризации, создание системы материальной ответственности в соответствии с трудовым законодательством, ведение делопроизводства, включая кадровый учет). Аудитор должен обратить внимание на совмещение должностей, которое ведет к утрате контроля (например, кассир и бухгалтер).
Экспресс-анализ отчетности проверяемой организации включает:
• описание необычных сумм для данного типа статей отчетности и неожиданных соотношениях между ними (например, баланс торгового предприятия без остатка по статье «товары» может быть искусственно списан на реализацию в целях сокрытия прибыли);
• изучение статей отчетности в динамике;
• расчет основных финансовых показателей;
• заключение о возможности предприятия продолжать работу в будущем.
Программа аудита. Общий план должен служить руководством в осуществлении программы аудита, которая определяет характер, временные рамки и объем аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита содержит набор инструкций для аудитора, выполняющего проверку, и служит средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.
Программа аудита должна быть документально оформлена. При составлении программы следует установить наиболее важные участки проверки, имеющие определяющее значение для финансово-хозяйственной деятельности фирмы и для формирования результатов ее деятельности. Например, для предприятия оптовой торговли надо сконцентрировать внимание на участках, на процессах реализации, формирования издержек, налогообложения, организации складского учета. Следует обосновать в программе применение выборки. Кроме того, есть участки, проверка которых проводится в любой организации (кассовые и банковские операции, расчеты по заработной плате).
На них также следует выделить время, поскольку они взаимосвязаны с определяющими участками. Например, без проверки банковских операций нельзя начать проверку процесса реализации. Здесь также надо предусмотреть возможность применения выборки (например, при проверке расчетов по заработной плате).
В программу аудита включаются тесты внутреннего контроля и процедуры проверки по существу. При планировании процедур проверки по существу аудитор должен учитывать обнаруженные им факторы риска недобросовестных действий. Реагирование аудитора на эти факторы будет зависеть от их характера и значимости. В некоторых случаях, несмотря на наличие факторов риска недобросовестных действий, аудитор может выразить профессиональное суждение, что ранее запланированные процедуры аудита, в том числе тесты средств контроля и процедуры проверки по существу, достаточны для реагирования на указанные факторы. В других обстоятельствах аудитор может сделать вывод о необходимости изменения характера, временных рамок и объема процедур проверки по существу для учета существующих факторов риска недобросовестных действий.
Источник: kazedu.com
Подготовка и составление программы аудита
Программа аудита представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для реализации аудита. Она служит подробной инструкцией аудиторам и является средством контроля качества работы.
Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В нее также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности но каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.
Программа может быть составлена в виде тестов средств контроля и виде программы аудиторских процедур но существу.
Программа тестов средств контроля — это перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. С помощью тестов выявляют существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.
Аудиторские процедуры по существу включают в себя проверку правильности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Аудитору следует определить, какие разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составить программу аудита но каждому разделу бухгалтерского учета. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора, выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, которые являются материалом для составления аудиторского отчета и аудиторского заключения.
По окончании процесса планирования аудита план и программа аудита должны быть оформлены документально и завизированы в установленном порядке.
Общий план аудита и программа аудита должны уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.
Программа является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита.
Рассмотрим планирование аудиторской деятельности на примере формирования показателей выручки предприятия.
Цель аудита показателей выручки от реализации продукции, работ, услуг — установление соответствия применяемого порядка учета и налогообложения операций но отгрузке и реализации продукции (работ, услуг) нормативным документам, действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде.
В ходе проведения аудита для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- ? проверка полноты оприходования готовой продукции;
- ? подтверждение объемов отгруженной и реализованной продукции (работ, услуг);
- ? оценка полноты и правильности отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности;
- ? проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям отгрузки и реализации продукции (работ, услуг).
Объектами аудита при проверке операций но учету реализации продукции (работ, услуг) являются:
- ? готовая продукция;
- ? товары, отгруженные или предъявленные покупателю;
- ? выручка от реализации продукции (работ, услуг).
При разработке программы аудиторской проверки показателей выручки от реализации целесообразно рассмотреть следующие вопросы:
- ? проверка тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета;
- ? проверка данных регистров учета выпуска и реализации готовой продукции и сверка их со счетами Главной книги;
- ? выборочный контроль движения готовой продукции на складе;
- ? выборочная проверка отгрузочных документов на предмет правильности оформления и ошибочности подсчета количества, суммы;
- ? проверка правильности корреспонденции счетов по учету отгрузки и реализации продукции (работ, услуг);
- ? проверка полноты и своевременности отражения в бухгалтерском и налоговом учете выручки от реализации продукции (работ, услуг);
- ? проверка организации аналитического учета отгрузки и реализации продукции (работ, услуг);
- ? проверка правильности отражения в учете продукции, выработанной из давальческого сырья;
- ? проверка правильности и своевременности отражения в учете выручки от реализации, полученной в рамках выполнения обязательств по договорам мены;
- ? проверка правильности отражения сумм, указанных в актах о взаимозачетах с контрагентами, на счетах бухгалтерского учета;
- ? проверка правильности учета продукции, переданной другим организациям для реализации на комиссионных началах;
- ? проверка правильности отражения в учете результатов инвентаризации готовой продукции и расчетов с покупателями и заказчиками.
Источниками информации для проверки операций, отражающих отгрузку и реализацию продукции (работ, услуг), являются:
- 1) первичные документы:
- ? приказ об учетной политике организации,
- ? договоры на реализацию продукции,
- ? приказ-накладная (комбинированный документ, совмещающий распоряжение складу на отпуск готовой продукции и накладную, являющуюся сопроводительным документом, фиксирующим отпущенное количество продукции),
- ? счет-фактура,
- ? товарно-транспортная накладная,
- ? карточки складского учета,
- ? приемо-сдаточная накладная по сдаче на склад готовой продукции,
- ? акт сдачи на склад готовой продукции,
- ? инвентарные описи,
- ? накладные на реализацию готовой продукции, коносаменты.
- ? Главная книга,
- ? ведомость выпуска готовой продукции,
- ? ведомость отгрузки и реализации готовой продукции,
- ? количественно суммовые карточки, оборотные ведомости;
- ? бухгалтерский баланс, включающий в себя, в частности, строки: «Запасы», «Дебиторская задолженность» и «Прочие оборотные активы»,
- ? отчет о прибылях и убытках.
Проведение аудиторской проверки показателей выручки от реализации продукции, работ, услуг можно разделить на три этана: ознакомительный, основной и заключительный.
На первом, ознакомительном этане проведения аудиторской проверки отгрузки и реализации готовой продукции следует ознакомиться с учетной политикой организации в части:
- ? порядка оценки незавершенного производства и готовой продукции;
- ? способа ведения бухгалтерского учета готовой продукции;
- ? порядка признания выручки от продажи продукции для целей налогообложения.
Необходимо также проверить наличие приказа на утверждение материально-ответственных лиц организации и договоров на полную материальную ответственность с работниками компании, проконтролировать наличие и отражение в бухгалтерском учете результатов инвентаризации готовой продукции и расчетов с покупателями. Кроме того, целесообразно ознакомиться с договорами на реализацию готовой продукции.
Необходимо также получить ответы на следующие вопросы:
- ? применяются ли цены реализации ниже себестоимости;
- ? проводятся ли на предприятии товарообменные операции;
- ? осуществляются ли предприятием операции с давальческим сырьем;
- ? применяется ли на предприятии счет 45 «Товары отгруженные»;
- ? проводится ли отгрузка продукции на комиссионных началах.
Основной этап включает в себя проверку правильности:
- ? оценки, отражения в учете в полном объеме готовой продукции и реальность ее существования;
- ? учета отгруженной продукции в полном объеме;
- ? отражения и полноты оприходования выручки от реализации продукции (работ, услуг);
- ? проведения инвентаризации готовой и отгруженной продукции и расчетов с покупателями и заказчиками, отражения ее результатов в учете.
Прежде всего, аудитору необходимо проконтролировать полноту оприходования произведенной продукции. Поскольку неучтенная продукция не отражается в бухгалтерских документах, то во многих случаях ее наличие определяется на основании документации, свидетельствующей о технологических процессах производства этой продукции (документы на выплату заработной платы, данные оперативного учета о закладке сырья и выпуске готовой продукции и др.), а также подтверждающей вывоз продукции с предприятия (пропуска, счета- фактуры, накладные и т.д.).
Это может быть проверено путем составления альтернативного баланса расхода сырья и материалов и оприходованной продукции исходя из нормативных затрат. Для проверки объема производства продукции используются данные складских документов и производственных отчетов, актов инвентаризации незавершенного производства, регистров аналитического и синтетического учета. При этом показатели фактического выпуска на склад готовой продукции, учитываемые по дебету счета 43 «Готовая продукция», сравниваются с оборотами по кредиту счетов 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательное производство». Себестоимость выполненных работ и оказанных услуг проверяется путем сопоставления кредитовых оборотов по счетам 20 и 23 и дебетовых оборотов но счету 90 «Продажи».
В отдельных случаях неучтенная продукция может быть выявлена путем сопоставления данных инвентаризаций складов готовой продукции предприятия и данных учета в местах хранения (обнаружения при этом излишков продукции собственного производства, образование которых за счет недогруза потребителям исключается, подтверждает, что вся продукция на предприятии учитывается, если при этом отсутствуют ошибки в учете). Также она выявляется с помощью сличения документов, подтверждающих вывоз с предприятия готовой продукции (товарнотранспортные накладные, пропуска, путевые листы, железнодорожные и другие документы), с документами бухгалтерского и оперативного учета продукции на складах. В результате такого анализа могут устанавливаться случаи вывоза не оприходованной по складу продукции, которая не была списана в расход и которой не оказалось в недостаче.
Также необходимо проконтролировать соблюдение конкретного варианта оценки готовой продукции и соответствующего ему порядка отражения операций но выпуску в учете, что осуществляется путем анализа применяемых схем корреспонденции счетов.
Далее необходимо проконтролировать правомерность применения счета 45 «Товары отгруженные». Целесообразно также провести анализ договоров предприятия па предмет установления случаев неприменения счета 45 и, следовательно, несвоевременного отражения в учете выручки от реализации.
Особое внимание следует обратить на случаи частичного отражения выручки, предусмотренной счетом-фактурой, выставленным покупателю, платежным требованием, поручением, договором и т.п.
Изучая операции но реализации продукции, аудитор должен проверить наличие договоров па поставку продукции и правильность их оформления, полноту регистрации выписанных счетов-фактур, соблюдение сроков оплаты покупателями за поставленную продукцию.
Особое внимание аудитор должен уделить формированию счета 90. При этом производится проверка правильности и своевременности отражения выручки путем сравнения на основе выборки отраженных по кредиту счета 90 сумм с первичными документами и договорами с покупателями.
При проведении проверки учета выручки от реализации продукции, работ, услуг аудитор должен проверить, соблюдается ли принцип начисления.
Аудитор но данным учетных регистров по счетам 90 «Продажи», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и др. должен удостовериться в правильности применяемых корреспонденций счетов и отражения в учете выручки от реализации продукции «по отгрузке» с учетом требований нормативных документов, а также определения выручки для целей налогообложения. Также необходимо проверить цены, используемые при реализации продукции, работ, услуг и удостовериться в наличии документов, подтверждающих их уровень.
Особое внимание необходимо уделить проверке документального подтверждения и применяемых схем корреспонденции счетов в случае выявления расчетов, осуществляемых путем зачета взаимных требований или при помощи векселей.
В случае осуществления аудируемым предприятием операций с давальческим сырьем необходимо удостовериться, что изготовление продукции из давальческого сырья рассматривается и оформляется как услуги, оказанные стороннему потребителю, и отражается на счетах учета затрат с последующим списанием их на себестоимость реализованных услуг без отражения но счету 43 «Готовая продукция».
Особое внимание следует также уделить проверке правильности применения счета 43. Необходимо проконтролировать отсутствие таких нарушений, как использование этого счета предприятиями, оказывающими услуги, выполняющими работы; отражение как готовой продукции товаров, приобретенных для продажи, отражение в учете готовой продукции собственного производства, реализуемой в розницу, как товара. Данное положение особенно актуально для предприятий, осуществляющих свою деятельность в регионах, в которых действуют специальные налоговые режимы, в частности единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Так, согласно региональным законам отдельных субъектов Российской Федерации, не признаются плательщиками ЕНВД организации в отношении деятельности в сфере розничной торговли товарами собственного производства.
Организации, осуществляющие розничную торговлю как товарами собственного производства, так и приобретенными товарами (в том числе полученными но бартеру) признаются плательщиками ЕНВД в отношении торговли приобретенными товарами. В связи с этим необходимо проконтролировать наличие раздельного учета операций по реализации в отношении розничной торговли товарами собственного производства и приобретенными товарами.
Также пристальное внимание следует уделить проверке правильности оформления и проведения инвентаризаций готовой и отгруженной продукции, расчетов с покупателями и заказчиками и отражения в учете ее результатов.
Необходимо убедиться в наличии на аудируемом предприятии приказов (распоряжений) руководителя организации о проведении инвентаризации, приказов о составе комиссии, инвентаризационных описей готовой продукции, сличительных ведомостей результатов инвентаризации.
Путем опроса работников организации следует выявить, не допускаются ли случаи внесения в описи данных об остатках готовой продукции со слов материально-ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.
Необходимо удостовериться в наличие описей на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями, находящиеся на складах других организаций.
В ходе проведения проверки составляются рабочие документы аудитора. По выявленным в период проверки нарушениям данные из рабочего документа переносятся в соответствующий отчетный документ аудитора.
На третьем заключительном этапе аудиторской проверки осуществляются формирование пакета документов, передаваемых другим аудиторам для последующей обработки; анализ основных ошибок, выявленных в ходе проведения аудита.
Типичными ошибками, выявляемыми при аудите показателей выручки продукции, работ, услуг, являются:
- ? несоответствие данных регистров бухгалтерского учета выпуска и реализации готовой продукции и показателей бухгалтерской отчетности;
- ? отсутствие обязательных реквизитов первичных документов: дата, номер, подписи материально ответственных лиц, руководителя организации и т.п.;
- ? оценка готовой продукции не соответствует методу оценки, установленному учетной политикой организации, либо выбран неэффективный метод оценки;
- ? неприменение счета 45 либо некорректное его применение;
- ? оценка отгруженной продукции не соответствует методу оценки, установленному учетной политикой организации;
- ? неправильный расчет и отражение в учете отклонений фактической производственной себестоимости готовой продукции от стоимости ее по учетным ценам (при учете готовой продукции по учетным ценам);
- ? отражение в учете как собственной готовой продукции продукции, выработанной из давальческого сырья;
- ? неполное отражение в учете выпущенной продукции;
- ? неполное отражение выручки от реализации продукции (работ, услуг);
- ? несвоевременное отражение в учете отгруженной и реализованной продукции. При этом возможны два варианта ошибки: во-первых, отражение в учете продукции как реализованной, в то время как в соответствии с договором она еще не может быть признана реализованной, а должна быть отражена в учете и отчетности как отгруженная; во- вторых, отражение в учете продукции как отгруженной, в то время как в соответствии с договором она уже реализована, т.е. момент перехода права собственности от продавца к покупателю уже состоялся;
- ? отсутствие налаженного аналитического учета готовой продукции но местам хранения и отдельным видам готовой продукции и расчетов с покупателями и заказчиками;
- ? несоответствие данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;
- ? отсутствие или неправильное оформление и отражение в учете инвентаризации готовой и отгруженной продукции, расчетов с покупателями и заказчиками;
- ? неверное представление деятельности с изготовлением продукции из давальческого сырья у давальца-заказчика как торговой деятельности;
- ? неверное отражение в бухгалтерском учете различных товарноматериальных ценностей как готовой продукции.
В заключение составляется отчет но проведению аудита показателей выручки от реализации продукции, работ, услуг, который совместно с рабочей документацией представляется руководителю группы.
Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения данных процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы (и. 12 ПСАД № 3).
Источник: bstudy.net
Программа аудита
программа аудита определяет характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимые для выполнения общего плана аудиторской проверки.
Поделиться
- Telegram
- Вконтакте
- Одноклассники
Научные статьи на тему «Программа аудита»
Разработка программы аудита
Определение 1 Программа аудита — это документ, которым планируется проведение аудитов в течение.
В программу аудитов включают цели и объекты этих аудитов, а также действия и ресурсы, которые необходимы.
Далее подробнее рассмотрим вопросы, связанные с разработкой программы аудита качества.
Содержание деятельности по разработке программы аудита Программа аудита качества обычно разрабатывается.
Разработка программы аудита качества представляет собой первый этап управления программой аудита, в рамках
Автор Дмитрий Александрович Каштанов
Источник Справочник
Категория Управление качеством
Статья от экспертов
ПРИНЦИПЫ АУДИТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ
В настоящее время формируется общемировая тенденция перехода на программный формат представления финансового плана государства, что позволяет достаточно точно оценить результативность и эффектив- ность расходов. При этом возникает необходимость финансового аудита эффективности бюджетных расходов.
Автор(ы) Рагулина Ю.В.
Источник Вестник Академии права и управления
Научный журнал
Документы по аудиту, процедуры разработки и отчетности
Описание программы аудита Обязательным признаком аудита качества является его документированный характер.
Основным документом планирования деятельности по проведению аудитов является программа аудита.
Объем программы аудита определяется размером, типом и сложностью процессов организации.
программы аудита.
из которых считаются программа аудита, документированная процедура и отчет (акт) о результатах аудита
Автор Ксения Вадимовна Дерюгина
Источник Справочник
Категория Управление качеством
Статья от экспертов
Программа аудита экспортных операций
В процессе происходящей в настоящее время активной интеграции России в мировое сообщество все большее количество отечественных предприятий самостоятельно выходит на внешний рынок, устанавливая тесные контакты с иностранными партнерами. Специфика законодательства, регулирующего экспортные операции, повышенное внимание государства к деятельности организаций-экспортеров, а также разнообразные формы экспортных операций требуют разработки специального инструментария аудитора, основу которого составляет методика аудита экспортных операций. Однако на сегодняшний день такого инструментария нет. Большинство авторов предлагает пообъектный подход в аудите, поэтому рассматривают данный участок работ как подраздел проверки процесса реализации продукции или расчетов с покупателями и заказчиками, но не как самостоятельную область. Авторы в статье рассматривают одну из схем проведения аудита экспортных операций, которая, по их мнению, позволяет избежать дублирования работ, сократить время на провер.
Источник: spravochnick.ru