Составление программы аудита что это

Составление общего плана и программы аудита

Аудиторская организация должна начинать планировать аудит до написания письма-обязательства и заключения договора с экономическим субъектом на проведение аудита. Она должна составить общий план аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и фонов проведения аудита, разработать аудиторскую программу, определяющую объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации. При планировании должны соблюдаться частные принципы комплексность, непрерывность, оптимальность.

При подготовке общего плана и программы аудита аудиторской организации следует установить приемлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной.

Отдельные положения общего плана и программы аудита аудиторская организация может согласовать с руководством проверяемого экономического субъекта. При этом аудиторская организация независима в выборе приемов и методов аудита, отраженных в общем плане и программе, но несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с данным планом и данной программой.

Простая методика внутреннего аудита за 7 шагов

В общем плане рекомендуется указывать:

  • — информацию о составе аудиторской группы, численность и квалификацию привлекаемых аудиторов;
  • — распределение обязанностей между членами группы в ходе проверки;
  • — инструктирование всех членов группы об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью клиента, а также с положениями общего плана аудита;
  • — контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы подчиненных аудиторов, за ведением ими рабочей документации и оформлением результатов аудита;
  • — документальное оформление общего мнения аудиторской группы при возникновении разногласий в оценке отдельных фактов между руководителем группы и рядовым исполнителем.

Общий план служит руководством в осуществлении программы аудита, которая представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации общего плана. В соответствии с правилом (стандартом) программа аудита должна формироваться из тестов средств контроля и аудиторских процедур по существу. В программе аудита также указываются характер проверки однородных операций, сроки выполнения работ и состав оформляемых документов.

Общий план аудита

Проверяемая организация Закрытое акционерное общество «Строй-комплект»

Период аудита 20.02.09 — 25.03.09

Количество человеко-час 80 ч.

Руководитель аудиторской группы Лашкин В.В.

Состав аудиторской группы Серов Н.П., Фролова Т. П.

Планируемый аудиторский риск

Планируемый уровень существенности

Источник: vuzlit.com

Кто такой аудитор и чем занимается каждый день | задачи ассистента и супервайзера

Планирование аудита

Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности.

При планировании аудита выделяют следующие этапы:

  • предварительное планирование аудита;
  • подготовка и составление общего плана аудита;
  • разработка программы аудита.

Общий план аудита

При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:

  • общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;
  • особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;
  • общий уровень компетентности руководства;
  • учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;
  • влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;
  • планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;
  • ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;
  • установление уровней существенности для аудита;
  • возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или недобросовестных действий;
  • выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей;
  • относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;
  • влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;
  • существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;
  • привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;
  • привлечение экспертов;
  • количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;
  • количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;
  • возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;
  • обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц;
  • особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;
  • срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;
  • форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.

Получение информации о деятельности аудируемого лица

Аудитор должен обладать соответствующими знаниями и получить информацию о деятельности клиента в объеме, достаточном для выявления и понимания событий, хозяйственных операций и методов работы, которые могут оказать существенное влияние на отчетность, подходы к аудиту либо аудиторское заключение. Требования к пониманию деятельности аудируемого лица определены в Федеральном правиле (стандарте) № 15 «Понимание деятельности аудируемого лица», утвержденном постановлением Правительства РФ от 07.10.2004 № 532.

Читайте также:
Paradox что за программа

Понимание деятельности клиента также используется аудитором при оценке неотъемлемого риска и риска средств контроля, определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур. Уровень знаний аудитора, необходимый для выполнения задания, включает в себя: общее знание экономики и отрасли, в которой действует субъект; конкретные знания о том, каким образом субъект функционирует. Уровень знаний, необходимый аудитору, как правило, ниже уровня знаний руководства клиента.

В Федеральном правиле (стандарте) № 15 раскрыты положения в отношении получения знаний деятельности клиента и их применения. До заключения договора аудитор должен иметь предварительные сведения об отрасли, структуре собственности, руководстве и собственниках клиента, необходимые для проведения аудита.

После заключения договора следует расширить объем и степень детализации информации, получив ее в начале аудита. В ходе аудита эта информация оценивается, обновляется, пополняется.

Приобретение знаний о деятельности клиента осуществляется на всех стадиях аудита и представляет собой непрерывный процесс сбора и оценки информации, а также соотнесения ее с аудиторскими доказательствами. При повторяющемся аудите выполняют процедуры, позволяющие выявить значительные изменения в деятельности клиента, произошедшие после предыдущего аудита. Сведения о деятельности клиента можно получить из различных источников, например рабочих документов, нормативно-правовых актов, официальных публикаций, относящихся к данной сфере деятельности, внутренних документов клиента, от сотрудников аудируемого лица, других аудиторов, юристов, третьих лиц. Применение знаний о деятельности клиента помогает оценивать риски и выявлять проблемы, эффективно планировать и осуществлять проверку, анализировать аудиторские доказательства, обеспечивать высокое качество аудита и обоснованность выводов.

Программа аудита

Аудитор должен проконтролировать, чтобы сотрудники, назначенные выполнять аудиторское задание, получили достаточный объем информации о деятельности аудируемого лица, позволяющий выполнить порученную работу. Кроме того, надо добиться осознания этими сотрудниками необходимости запрашивать дополнительную информацию и обмениваться ею с аудитором и членами аудиторской группы.

Программа аудита является набором инструкций для аудитора, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы.

В соответствии с аудиторскими стандартами различают программу тестов средств контроля и программу сальдо счетов и групп однотипных операций. При разработке программы аудита необходимо принимать во внимание вопросы, аналогичные возникающим при подготовке общего плана аудита.

Изменения в общем плане и программе аудита

Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.

Важно заметить, что аудиторская организация является независимой в выборе приемов и методов аудита, отраженный в общем плане и программе и несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с данным общим планом и данной программой, но аудиторская организация при возникшей необходимости может согласовать с руководством проверяемого экономического субъекта отдельные положения общего плана и программы аудита.

Этапы и принципы планирования аудита

Планирование — подготовительный этап аудита, на котором вырабатывается оптимальная стратегия и тактика проведения аудита с учетом индивидуальных особенностей аудируемого лица.

Цель планирования состоит в разработке общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур для эффективного проведения аудита.

Можно выделить следующие принципы планирования аудита:

  • Комплексность, то есть обеспечение взаимосвязи и согласованности всех этапов планирования.
  • Непрерывность — установление сопряженных заданий группе аудиторов и увязка этапов планирования по срокам и хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, филиалам, представительствам).
  • Оптимальность — выбор наиболее благоприятного варианта общего плана и программы аудита.

Принцип непрерывности деятельности организации состоит в том. что она будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, т.е. руководство не намерено в течение, по крайней мере, ближайших 12 месяцев ликвидировать организацию или существенно сократить ее деятельность. Гарантия соблюдения этого принципа очень важна для пользователей аудиторской информации.

Процесс планирования подразделяется на два этапа.

1. Этап предварительного планирования, включающий в себя знакомство аудитора с аудируемым лицом, составление и направление ему письма-обязательства, а также заключение договора.

При знакомстве с организацией уделяется внимание вопросам:

  • понимания ее бизнеса и его организации, масштабов, надежности;
  • проверки соблюдения принципа непрерывности деятельности;
  • тестирования системы внутреннего контроля.

2. Этап непосредственного планирования, состоящий из процессов составления общего плана и программы аудита.

Целью предварительного планирования является оценка возможности проведения аудита, объема (длительности, стоимости) предстоящих работ, а также подготовка информационной базы для последующего этапа планирования.

Процесс предварительного планирования начинается с общего знакомства проверяемого субъекта и заканчивается заключением с ним договора.

Для понимания бизнеса экономического субъекта аудитору необходимо изучить:

  • организационно-правовую форму, структуру и его организационно-управленческую иерархию;
  • виды осуществляемой деятельности, выпускаемой продукции, специфику отрасли:
  • организацию и технологию производства;
  • требования к персоналу, принципы оплаты труда работникам;
  • соблюдение действующего законодательства при осуществлении финансовых и хозяйственных операций;
  • формы ведения учета, степень его автоматизации;
  • структуру и организацию работы бухгалтерской службы;
  • состояние учетной документации (полнота, систематизация и т.д.);
  • состав и качество организационно-распорядительной документации, определяющей деятельность бухгалтерии (приказ об учетной политике организации, положение о документообороте, рабочий план счетов, должностные инструкции и т.д.);
  • организацию работы с нормативно-справочной литературой;
  • участие главного бухгалтера в вопросах заключения сделок, налогового планирования.
Читайте также:
Традос что это программа

Аудитор собирает данную информацию об аудируемой организации с помощью опроса в виде анкетирования, собеседования с ее руководством, анализирует экономические показатели финансовой (бухгалтерской) отчетности и основные положения приказа об учетной политике.

Источники информации о деятельности аудируемого лица

К источникам информации о деятельности аудируемого лица относятся:

  • результаты предыдущих проверок;
  • информация, полученная от внутренних аудиторов;
  • учредительные и регистрационные документы;
  • приказы об учетной политике организации;
  • бухгалтерская отчетность, регистры учета;
  • контракты (договоры) на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг;
  • результаты осмотра организации, его производственных площадей, офисных помещений;
  • результаты бесед и переговоров с руководством, главным бухгалтером, работниками организации;
  • результаты наблюдения за производственным процессом;
  • информация, полученная от юристов, консультантов и прочих специалистов (заказчиков, поставщиков).

Результаты предварительною планирования следует документировать. Федеральные стандарты не содержат указаний об этом, но, учитывая ответственность принимаемых решений на основе предварительного планирования, сведения о форме и содержании рабочих документов предварительного планирования должны раскрываться во внутрифирменных стандартах.

Общий план и программа аудита

На следующем этапе планирования составляется общий план и программа аудита.

Общий план аудита представляет собой документ, утвержденный руководителем аудиторской организации, и содержащий следующие элементы:

  • объем аудита;
  • затраты времени по видам запланированных работ на каждом этапе проверки (подготовительного, основного, заключительного);
  • сроки выполнения работы каждым аудитором:
  • размер уровня существенности;
  • величину аудиторского риска.

Руководитель аудиторской группы доводит до сведения всех ее членов о возложенных на них обязанностях и знакомит их с результатами финансово-хозяйственной деятельности клиента, общим планом и программой аудита.

Затраты времени на весь процесс планирования составляют до 20% от времени, затраченного на аудит. Основная причина столь значительных затрат времени на планирование заключается в тщательном изучении особенностей деятельности и условий экономической среды, окружающей клиента.

При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:

  • общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;
  • эффективность работы систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
  • размер аудиторского риска и значение уровня существенности;
  • влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета;
  • существование подразделения внутреннего аудита;
  • возможность привлечения экспертов и других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;
  • возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;
  • существование аффилированных лиц;
  • сроки подготовки и представления аудиторских заключений.

Программа аудита представляет собой документ, подробно детализирующий виды работ, запланированные в общем плане аудита. В программе приводятся аналитические процедуры, каждая из которых выполняется аудитором в зависимости от его квалификации.

Программа аудита подписывается руководителем аудиторской группы и утверждается руководителем аудиторской организации.

При подготовке общего плана и программы аудита рассчитывается уровень существенности и аудиторский риск.

Общий план и программа аудита по мере необходимости уточняются и пересматриваются в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.

Источник: www.grandars.ru

Подготовка и разработка программы аудита

Аудитору нужно составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита.

Программа аудита представляет собой набор инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средство контроля и проверки надлежащего выполнения работы, поскольку содержит детальное описание сути процедур аудита.

Основные цели разработки программы аудита сводятся к следующим:

  • 1) Дать детальное представление аудиторских процедур, необходимых для выполнения проекта;
  • 2) Распределить ответственность между членами рабочей группы;
  • 3) Установить взаимосвязи между разными этапами проверки;
  • 4) Задокументировать факт выполнения определенных аудиторских процедур.

На этапе разработки аудиторской программы руководитель проекта обязан принимать во внимание:

  • 1) Полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля;
  • 2) Требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу;
  • 3) Временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;
  • 4) Координацию любой помощи, которую предполагается получить от организации — клиента, а также в ходе привлечения других аудиторов и экспертов.

В процессе формирования программы аудита следует учитывать условия, принимаемые во внимание при разработке общего плана аудита. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из области аудита и время, запланированное на разные области или процедуры аудита.

Каждая процедура проверки должна быть обозначена номером или кодом, чтобы аудитор в процессе работы имел возможность делать ссылки на них в своих рабочих документах.

При разработке программы аудита необходимо дать оценку риска средств контроля, которую проводят трижды на стадиях:

  • 1) Разработка общего плана аудита — в целом по системе внутреннего контроля;
  • 2) Подготовки и разработки программы аудита — оценка руководителя проекта как его профессиональное суждение на основе всей полученной раннее по данному разделу информации, выявленных критических областей, общей оценки контрольной среды, оценки системы внутреннего контроля в целом, установленного уровня существенности;
  • 3) Самого аудита — оценка исполнителя на основе оценки средств контроля по данному разделу.
Читайте также:
Летс ворк программа что это

Решения, принятые в ситуации разных оценок внутреннего риска и риска средств контроля, должны сопровождаться достаточными аудиторскими доказательствами: например описанием (в обзоре внутреннего контроля) суперэффективной организации системы внутреннего контроля. В этом случае руководитель проекта планирует выполнение аудитором на этапе непосредственного аудита процедур подтверждения оценки внутреннего контроля, данной ранее по системе внутреннего контроля в целом, — по средствам контроля, обеспечивающим полноту учета основных средств.

Форму программы аудита и технологию её использования каждая аудиторская фирма разрабатывает самостоятельно. Программа по разделу аудита (учета) состоит из листов, число которых определяется общим количеством аудиторских процедур по данному разделу аудита, т.е. объёмом программы.

По каждому разделу аудиторской программы документально отражаются выводы, которые служат основанием для формирования мнения аудитора и представления его сначала в отчете аудитора, затем и в аудиторском заключении, а также для формирования объективного мнения о бухгалтерской отчетности клиента.

Источник: studwood.net

Составление программы аудита что это

Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы средством контроля качества работы.

Аудитору следует документально оформить программу аудита, обозначить номером или кодом каждую проводимую аудиторскую процедуру, чтобы аудитор в процессе работы имел возможность делать ссылки на них в своих рабочих документах.

Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.

Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Назначение тестов средств контроля в том, что они помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.

Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для таких детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составить программу аудита по каждому разделу бухгалтерского учета.

В зависимости от изменений условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать.

Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены документально и завизированы в установленном порядке. Программа проверки оформляется в виде таблицы (таблица 6).

Программа аудиторской проверки

Рабочие документы аудитора

Оценка организации синтетического и аналитического учета основных средств в бухгалтерии организации и по материально ответственным лицам в местах эксплуатации основных средств.

Первичные учетные документы, учетные регистры, учетная политика.

Проверка и оценка действующего в организации порядка учета затрат на ремонт основных средств

Учетная политика, приказы, сметы, отчеты.

Проверка результатов произведенной переоценки основных средств.

Приказы, акты, инвентаризационные документы, учетные регистры.

Проверка результатов последней инвентаризации основных средств

Инвентаризационные документы, первичные документы, учетные регистры.

Ознакомление с порядком ведения картотеки основных средств и инвентарных списков по конкретным материально ответственным лицам в бухгалтерии организации.

Картотека, инвентаризационные документы, приказы, договоры о материальной ответственности.

Проверка обеспеченности бухгалтерии организации действующими нормативными документами.

Проверка отражения в бухгалтерской отчетности наличия основных средств.

Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете взносов в уставный капитал.

Приказы, акты приемки, регистры бухгалтерского учета.

Проверка правильности оценки вносимых в уставный капитал основных средств.

Методики оценки протоколы собраний учредителей.

Проверка фактического поступления в качестве вкладов учредителей в уставный капитал основных средств.

Приказы, акты, счета, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерский баланс.

Проверка фактического выбытия основных средств в результате расчетов с учредителями.

Протоколы, приказы, регистры бухгалтерского учета, акты, бухгалтерский баланс.

Проверка отражения в бухгалтерской отчетности движения основных средств.

Формы бухгалтерской отчетности.

Проверка правильности ежемесячного начисления амортизации по основным средствам.

Справки, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерский баланс.

Проверка объектов основных средств, по которым не начисляется амортизация.

Справки, расчеты, регистры бухгалтерского учета, первичные учетные документы.

Проверка объектов основных средств, по которым начисляется ускоренная амортизация.

Расчеты, справки, регистры бухгалтерского учета, сметы.

Проверка документов по начисленной амортизации основных средств, которые вносятся в качестве вклада в уставный капитал.

Решение Совета директоров, решение годового собрания акционеров.

Проверка срока, с которого начинается и заканчивается начисление амортизации основных средств.

Протоколы, справки, расчеты, акты, бухгалтерский баланс, регистры бухгалтерского учета, данные о движении основных средств.

Источник: studbooks.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru