Составление плана и программы исследования является этапом

Цель занятия: изучить основные этапы статистического исследования, правила, порядок и особенности проведения статистического исследования, программу статистического исследования, возможные варианты формирования выборки, определение единицы совокупности, понятие репрезентативности, виды статистических таблиц.

Основные теоретические положения темы:

В современной науке общественного здоровья и здравоохранения существует целый ряд определений статистики. Сейчас используются два основных:

1. Статистика – наука, изучающая закономерности массовых явлений методом обобщающих показателей;

2. Статистика – самостоятельная общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной, позволяющая методом обобщающих показателей изучить закономерности этих явлений;

Санитарная статистика – количественное и качественное изучение массовых явлений, связанных с оценкой показателей здоровья и организацией медицинской помощи.

Классификация, задачи и методика экспериментальных исследований

Являясь основным методом исследования общественного здоровья и здравоохранения, медицинская статистика в то же время представляет одну из отраслей статистики как науки о количественных изменениях в развитии общества и экономики.

В здравоохранении статистические методы исследования используют для:

1) Изучения здоровья населения и факторов его определяющих;

2) Анализа, оценки и планирования медицинской помощи;

3) Специальных научных исследований.

Таким образом, можно выделить следующие разделы медицинской статистики:

— общетеоретические и методологические основы статистики;

— статистика здоровья населения;

Здоровье населения зависит от комплекса различных по своему характеру, направленности и силе влияния факторов. Эти факторы взаимодействуют друг с другом, меняются во времени, имеют региональные особенности. С целью изучения этих причинно-следственных закономерностей проводятся специальные медико-социальные исследования. При проведении исследований необходимо различать факториальные признаки, то есть причины, и результативные признаки, то есть следствия. Результативные признаки зависят от факториальных, то есть являются их функцией.

В зависимости от полноты охвата факториальных и результативных признаков можно выделить четыре типа медико-социальных исследований:

— изучение влияния одного фактора на один результативный признак;

— изучение влияния комплекса факторов на один результативный признак;

— изучение влияния одного фактора на комплекс результативных признаков;

— изучение влияния комплекса факторов на комплекс результативных показателей.

Независимо от типа медико-социальных исследований их проводят в определенной последовательности в соответствии с исторически сложившимися этапами, которые, в свою очередь, состоят из отдельных операций.

Основными этапами статистического исследования являются следующие:

1 ЭТАП – составление программы и плана статистического исследования;

Практическое руководство по созданию психологических программ

2 ЭТАП – организация и проведение сбора необходимых данных, предусмотренных программой исследования;

3 ЭТАП — обработка полученной информации (контроль, группировка, шифровка, вычисление показателей, сводка в таблицы);

4 ЭТАП — анализ полученных данных, их литературное и графическое оформление;

5 ЭТАП — разработка рекомендаций и управленческих решений, внедрение в практику и оценка эффективности.

В процессе социально-гигиенического исследования обычно решаются следующие статистические задачи:

— Выясняется частота и распределение факторных и
результативных признаков в изучаемой статистической совокупности;

— Изучается изменение признаков во времени и в пространстве; ­

— Сравниваются обобщенные характеристики признаков
(относительные величины, средние и др.) в различных статистических совокупностях;

— Оценивается достоверность статистических величин;

— Выясняется влияние факторов на результативные признаки; ­

— Выявляется взаимодействие факторов между собой;

— Выявляется взаимодействие результативных признаков
между собой.

1 этап: Составление программы и плана исследования.

Первый этап является определяющим в отношении всего исследования. Социально-гигиенические исследования должны быть ориентированы на изучение актуальных проблем здраво­охранения. Подготовка исследования начинается с составления программы и плана. Они включает в себя:

— формулировку цели исследования;

— определение объема исследования;

— выбор единицы наблюдения;

— уточнение понятий и используемых терминов;

— описание методов и техники сбора первичной информации;

— порядка проведения пробного исследования;

— сроки проведения исследования, виды и способы наблюдения и сбора материала;

— характеристику исполнителей, технического оснащения и материальных средств.

Цель определяет преимущественную ориентацию исследования (прикладную или теоретическую), о которой зависит вся логика его проведения.

Целью социально-гигиенического исследования может быть
изучение различных сторон здоровья населения, деятельности
системы здравоохранения для обоснования конкретных управленческих решений. Цель должна быть сформулирована четко и однозначно, должна быть ясной не только автору, но и представителям других специальностей и профессий. Название темы должно соответствовать цели исследования. Тема формулируется одним предложением.­ Для раскрытия поставленной цели необходимо определить задачи исследования. Для небольших социально-гигиеничес­ких исследований намечают обычно несколько задач. Большую­
помощь при формулировании цели и задач исследования
могут оказать гипотезы — предвидение ожидаемых резуль­татов. Гипотезу следует формировать ясно, лаконично. Рабочая гипотеза – это обоснованное предложение о результатах исследования. В случае несовпадения полученных результатов с рабочей гипотезой исследователь должен убедиться в отсутствии ошибки в расчетах или адекватности выбранной методики исследования поставленным целям и задачам.

До начала сбора материала следует определить объект и единицу наблюдения.

Под объектом медико-социального исследования понимают статистическую совокупность, состоящую из относительно однородных отдельных предметов или явлений (единиц наблюдения), взятых вместе в известных границах времени и пространства.

Единица наблюдения – первичный элемент статистической совокупности, наделенный всеми признаками, подлежащими изучению и регистрации.

Программа сбора материала представляет собой последовательное изложение учитываемых признаков – вопросов, на которые необходимо получить ответы при проведении данного исследования. Это может быть специально составленный исследователем опросный лист, анкета, карта. Документ должен иметь четкое название. Вопросы должны быть четкими, краткими, соответствовать целям и задачам исследования; на каждый вопрос следует предусмотреть варианты ответов.

При составлении плана и программы наблюдения необхо­димо определить вид статистического наблюдения. Различают два вида статистического наблюдения: текущее и единовре­менное.

При текущем наблюдении регистрация проводится систе­матически, непрерывно или через короткие промежутки вре­мени. Так учитываются быстроменяющиеся явления: рождае­мость, заболеваемость, смертность, обращаемость в лечебные учреждения. При единовременном или одномоментном наблю­дении состояние изучаемого явления фиксируется в какой-либо день, например перепись населения, характеристика кад­ров. К этому же виду относятся все профилактические ос­мотры и их результаты, изучение физического развития.

Важнейшее место принадлежит выбору метода формиро­вания статистической совокупности.

В зависимости от степени охвата объекта исследования принято различать сплошное и несплошное статистическое исследование.

1. Сплошным называют такое статистическое наблюдение, при котором изучаются все единицы наблюдения объекта ис­следования, несплошным — изучение лишь части объекта ис­следования. Широко используется комбинация сплошного и несплошного исследования. Перепись населения — сплошной метод сбора сведений по определенной программе (переписному методу), но во время переписи каждая десятая семья опрашивается по более широкой программе (выборочное ис­следование).

2. Несплошное (выборочное) – изучается лишь часть объекта. Выводы, полученные на его основе (при наличии допустимой погрешности), могут быть распространены на генеральную совокупность.

Генеральная совокупность – это группа, состоящая из всех относительно однородных элементов в соответствии с поставленной целью. Выборочная совокупность – отобранная для исследования часть генеральной совокупности и предназначенная для характеристики всей генеральной совокупности. Однако при этом необходимым условием является репрезентативность выборки, то есть ее способность отражать свойства генеральной совокупности. Репрезентативность должна быть количественной и качественной.

Читайте также:
Driver booster отзывы о программе

Репрезентативность количественная основана на законе больших чисел и означает достаточную численность элементов выборочной совокупности, рассчитываемую по специальным формулам и таблицам.

Репрезентативность качественная основана на законе вероятности и означает соответствие (однотипность) признаков, характеризующих элементы выборочной совокупности по отношению к генеральной.

Виды выборочного наблюдения:

— метод основного массива: (“несовершенный, сплошной”). Статистическому изучению подвергаются те объекты, в кото­рых сосредоточено большинство изучаемых явлений. С орга­низационных позиций значительно легче провести исследова­ние на нескольких крупных объектах, чем на сотне местных.

Недостатком этого метода является то, что не охвачен­ная исследованием часть общей совокупности, хотя и малая по размерам, может значительно отличаться от основного массива.

— Анкетный метод: сбор статистических сведений с помощью специальных анкет, адресованных определенному кругу лиц. Ответы на поставленные вопросы нередко субъективны, при­страстны и случайны. Анкетный метод может применяться в случаях, когда не требуется получения точных статистических данных, а нужны лишь приблизительные характеристики. Анкеты медико-социального исследования должны носить ориентированный характер, обеспечивать надежность, достоверность и репрезентативность регистрируемых в них данных. Основные правила построения анкеты:

1. В анкету необходимо включать только наиболее значимые вопросы, ответы на которые помогут получить информацию, необходимую для решения основных задач исследования, которую нельзя получить другим путем, не проводя анкетного исследования;

2. Формулировка вопросов и все слова в них должны быть понятны респонденту и соответствовать его уровню знаний и образования;

3. В анкете не должно содержаться вопросов, вызывающих нежелание ответить на них. Следует стремиться к тому, чтобы все вопросы вызывали положительную реакцию опрашиваемого и его желание дать полную и истинную информацию;

4. Организация и последовательность вопросов должна быть подчинена получению самой необходимой информации для достижения цели и решения задач, поставленных в исследовании.

Варианты формирования выборки:

— случайная выборка: формируется путем отбора единиц наблюдения наугад.

— Механическая выборка: формируется с помощью механического (арифметического) подхода к отбору единиц наблюдения;

— Типическая (типологическая) выборка: при формировании генеральная совокупность предварительно разбивается на типы с последующим отбором единиц наблюдения из каждой типической группы. При этом число единиц наблюдения можно отобрать пропорционально численности типической группы (пропорциональный типологический отбор) и непропорционально (непропорциональный типологический отбор). Например: При изучении закономерности смертности среди городского населения следует сгруппировать изучаемые города по численности населения в них.

— Серийная выборка (гнездовой отбор): формируется с помощью отбора не отдельных единиц наблюдения, а целых групп, серий, или гнезд, в состав которых входят организованные отдельным образом единицы наблюдения; Например: Для изучения заболеваемости сельского населения Н-ской области изучается заболеваемость сельского населения одного, наиболее типичного пункта. Результаты распространяются на все сельское население.

— Метод многоступенчатого отбора: по количеству этапов различают одноступенчатый, двухступенчатый, трехступенчатый отбор и т.п.

— Метод направленного отбора: позволяет выявить влияние неизвестных факторов при устранении влияния известных;

Источник: studopedia.info

Организация статистического исследования

Чтобы получить представление о том или ином явлении, сделать выводы, необходимо провести статистическое исследование. Статистические исследования позволяют определить размер, уровень изучаемого явления, выявить его закономерности. Предметом статистического исследования в здравоохранении и медицине могут быть здоровье населения, организация медицинской помощи, различные направления деятельности лечебно-профилактических учреждений, факторы внешней среды, оказывающие влияние на состояние здоровья, различные профилактические и оздоровительные мероприятия.

Методическая последовательность проведения статистического исследования складывается из определенных этапов :

ü первый этап — составление плана и программы исследования;

ü второй этап — сбор материала (статистическое наблюдение);

ü третий этап — разработка материала, статистическая группировка и

ü четвертый этап —анализ полученных данных, формулировка выводов

ü пятый этап — литературная обработка, оформление полученных

результатов, внедрение в практику здравоохранения.

В повседневной практике учреждений здравоохранения осуществляются все перечисленные этапы. К элементам статистического исследования относятся заполнение медицинской документации, таблиц, оформление цифровой части отчетов о деятельности лечебно-профилактических учреждений и т. д.

В проведении статистического исследования важнейшим элементом является соблюдение строгой последовательности выполнения названных этапов.

Первый этап статистического исследования — составление планаи программы — является подготовительным, на котором определяются цель и задачи исследования, составляются план и программа исследования, разрабатывается программа сводки статистического материала и решаются организационные вопросы.

Приступая к статистическому исследованию, следует четко сформулировать его цель и задачи, изучить литературу по данной теме.

Организационный план исследования предусматривает определение места (административно-территориальные границы наблюдения), времени (конкретные сроки осуществления наблюдения, проведения разработки и анализа материала) и субъекта (организаторы, исполнители, методическое и организационное руководство, источники финансирования) исследования.

Составление плана наблюдения включает определение объекта (статистическая совокупность), объема (сплошное, несплошное), видов (текущее, единовременное) исследования и способов сбора статистического материала.

Программа наблюдения включает определение единицы наблюдения и перечень вопросов (учетные признаки), подлежащих регистрации в отношении каждой единицы наблюдения для достижения цели и решения задач исследования. Например, краткая программа наблюдения при изучении перинатальной смертности может включать следующие данные: пол; дата рождения; место рождения; место смерти; возраст матери; какие по счету роды; масса ребенка при рождении; доношенность; причина перинатальной смерти и т. д.

Программа реализуется в виде заполнения индивидуального учетного (регистрационного) бланка с перечнем вопросов и признаков, подлежащих учету. На каждую единицу наблюдения заполняется отдельный бланк (паспортная часть, ответы на четко сформулированные, поставленные в определенной последовательности вопросы программы и дата заполнения документа).

В качестве учетных бланков могут быть использованы применяемые в практике лечебно-профилактических учреждений учетные медицинские формы: карта выбывшего из стационара; экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении; статистический талон для регистрации заключительных (уточненных) диагнозов; листок нетрудоспособности, контрольная карта диспансерного наблюдения и т. д. Многие учетные документы заполняют средние медицинские работники самостоятельно или под контролем врача. Как правило, средние медицинские работники заполняют паспортную часть всех учетных документов. В фельдшерско-акушерском пункте (ФАПе), фельдшерском здравпункте, медпункте в детском учреждении они ведут всю учетную документацию.

В настоящее время в связи с машинной обработкой результатов наблюдения (с использованием ЭВМ) вопросы программы могут быть формализованы — ставятся в виде альтернативы (да, нет) или предлагаются на выбор готовые ответы.

Программа наблюдения является очень ответственным моментом подготовки статистического исследования. Разработаны определенные правила для составления программы, основными из которых являются:

Ø в программу наблюдения следует включать только необходимые вопросы, не перегружая ее второстепенными данными;

Ø формулировка вопросов должна быть четкой, исключать двусмысленное толкование;

Ø каждый учетный бланк должен содержать некоторые обязательные вопросы: порядковый номер, название учреждения, дату регистрации, подпись регистрировавшего.

На первом этапе статистического исследования наряду с программой наблюдения составляется программа сводки полученных данных, которая включает установление принципов группировки, выделение группировочных признаков, определение комбинаций этих признаков, составление макетов статистических таблиц.

Читайте также:
Программа которая устанавливает драйвера без интернета

Второй этап — сбор статистического материала (статистическое наблюдение) — заключается в регистрации отдельных случаев изучаемого явления и характеризующих их учетных признаков в специальные бланки. Перед выполнением этой работы и в ходе ее проводится инструктаж (устный или письменный) исполнителей наблюдения, они обеспечиваются формами регистрации.

По времени статистическое наблюдение может быть текущим и единовременным (схема 5).

При текущем наблюдении явление изучается за какой-то отдельный период времени (неделя, квартал, год и т. д.) путем повседневной регистрации его проявлений. Примером текущего наблюдения является учет числа родившихся, умерших, заболевших, выписанных из стационара и т. п. Так учитываются быстро меняющиеся явления.

При единовременном наблюдении статистические данные собираются на определенный (критический) момент времени. Примерами единовременного наблюдения являются перепись населения, изучение физического развития детей, учет больничных коек на конец года, паспортизация лечебно-профилактических учреждений и т.д. К этому же

виду относятся профилактические осмотры населения. Единовременная регистрация отражает состояние явления на момент изучения. Этот вид наблюдения используется для изучения медленно меняющихся явлений.

Выбор вида наблюдения по времени определяется целью и задачами исследования. Например, характеристику госпитализированных больных можно получить в результате текущей регистрации выбывших из стационара (текущее наблюдение) или путем однодневной переписи больных, находящихся в стационаре (единовременное наблюдение).

В зависимости от полноты охвата изучаемого явления различают сплошное и несплошное исследование (см. схему 5).

При сплошном исследовании изучаются все входящие в состав совокупности единицы наблюдения, т. е. генеральная совокупность. Сплошное исследование проводят в целях установления абсолютных размеров явления, например общей численности населения, общего количества родившихся или умерших, числа лечебно-профилактических учреждений, числа больничных коек, численности медицинского персонала, а также в тех случаях, когда сведения необходимы для оперативной работы (учет инфекционной заболеваемости, нагрузка врачей, временная нетрудоспособность, диспансеризация).

При несплошном исследовании изучается лишь часть генеральной совокупности. Оно подразделяется на несколько видов: анкетное, монографическое, основного массива, выборочное. Самым распространенным в медицинских исследованиях является выборочный метод.

Монографический метод позволяет получить детальное описание отдельных характерных в каком-либо отношении единиц совокупности и глубокое, всестороннее описание объектов. Он применяется для выявления тенденций развития явления, показа передового опыта работы и определения неиспользованных резервов.

Метод основного массива предполагает изучение тех объектов, в которых сосредоточено большинство единиц наблюдения. Например, при изучении заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ВУТ) работающих на производственном объединении «Минский тракторный завод» в качестве объекта наблюдения может быть взято головное предприятие, на котором трудится большая часть коллектива. Недостатком этого метода является то, что остается неохваченной исследованием часть совокупности. Хотя она и небольшая по размерам, но может значительно отличаться от основного массива.

Анкетный метод — это сбор статистических данных c помощью специально разработанных анкет, адресованных определенному кругу лиц. Данное исследование основано на принципе добровольности, поэтому возврат анкет зачастую бывает неполным. Нередко ответы на поставленные вопросы имеют субъективный, случайный характер. Этот метод применяется для получения приблизительной характеристики изучаемого явления.

Выборочный метод сводится к исследованию некоторой специально отобранной части единиц наблюдения для характеристики всей генеральной совокупности. Преимуществами этого метода являются получение результатов высокой степени надежности, более низкая стоимость. В исследовании занято меньшее число исполнителей, кроме того, оно требует меньше времени.

В медицинской статистике роль и место выборочного метода особенно велики, поскольку медицинские работники имеют дело обычно только с частью изучаемого явления: исследуют группу больных с тем или иным заболеванием, анализируют работу отдельных медицинских учреждений или их подразделений, оценивают качество определенных мероприятий и т. д. В тех случаях, когда проводятся массовые исследования, охватывающие большое число наблюдений, рекомендуется вначале провести пробное выборочное исследование на более ограниченном материале.

По способу получения сведений в ходе статистического наблюдения и характеру его проведения выделяют:

Ø непосредственное наблюдение (клинический осмотр больных, проведение лабораторных, инструментальных исследований, антропометрические измерения и т. п.);

Ø опрос (социологические методы): интервьюирование, анкетный опрос — анонимный или неанонимный;

Ø документальное исследование (выкопировка сведений изучетно-отчетных медицинских документов, сведения государственного учета и отчетности).

Третий этап — группировка и сводка материала — начинается с проверки и уточнения числа наблюдений, полноты и правильности полученных сведений, выявления и устранения ошибок, дубликатов записей и т. д. Для правильной разработки материала применяется шифровка первичных учетных документов, т. е. обозначение каждого признака и его группы знаком — буквенным или цифровым. Шифровка — это технический прием, облегчающий и ускоряющий разработку материала, повышающий ее качество. Шифры — условные обозначения — вырабатываются произвольно. При шифровке диагнозов рекомендуется пользоваться международной номенклатурой и классификацией болезней, при шифровке профессий — словарем профессий.

Преимуществом шифровки является то, что при необходимости после окончания основной разработки можно вернуться к материалу для разработки с целью выяснения новых связей и зависимостей. Зашифрованный учетный материал позволяет сделать это легче и быстрее, чем незашифрованный. После проверки проводится группировка признаков.

Группировка — это разделение совокупности изучаемых данных на однородные, типичные группы по наиболее существенным признакам. Группировка может проводиться по качественным и количественным признакам. Выбор группировочного признака зависит от характера изучаемой совокупности и задач исследования.

Типологическая группировка проводится по описательным (типологическим, атрибутивным) признакам, например по полу, профессии, группам болезни, тяжести течения болезни, послеоперационным осложнениям и т. д.

Вариационная группировка проводится по количественным (вариационным) признакам на основании числовых размеров признака, например по возрасту, длительности заболевания, продолжительности лечения и т. д.

Количественная группировка требует решения вопроса о величине группировочного интервала: интервал может быть равным, а в ряде случаев — неравным, даже включать так называемые открытые группы. Например, при группировке по возрасту могут быть определены открытые группы: до 1 года, 50 лет и старше.

При определении числа групп исходят из цели и задач исследования. Необходимо, чтобы группировки могли вскрыть закономерности изучаемого явления. Большое число групп может привести к чрезмерному дроблению материала, ненужной детализации. Малое число групп приводит к затушевыванию характерных черт, затрудняет анализ.

Рекомендуется следующее число групп:

Число наблюдений Число групп

200 и более 10-15

Закончив группировку материала, приступают к сводке.

Сводка это обобщение единичных случаев, полученных в результате статистического исследования, в определенные группы их подсчет и внесение в макеты таблиц.

Четвертый этап — статистический анализ — являтся очень ответственным. На этом этапе вычисляются статистические показатели (частота, структура, средние размеры изучае­мого явления), строятся графики, изучаются динамика, тенденции, устанавливаются связи между явлениями, даются прогнозы и т д. Анализ предполагает интерпретацию полученных данных, оценку достоверности результатов исследования. В заключение исследования делаются выводы и вносятся предложения. Эта работа проводится в основном врачами с привлечением к выполнению отдельных операций (расчет показателей, построение графиков и т. п.) средних медицинских работников.

Читайте также:
Лучшая программа для звукорежиссера

Пятый этап — литературная обработка — заключительный. Он предполагает окончательное оформление результатов статистического исследования. Результаты могут быть оформлены в виде статьи, отчета, доклада, диссертации и др. Для каждого вида оформления существуют определенные требования, которые должны соблюдаться при литературной обработке результатов статистического исследования.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

39-77 озз. 39. Первым этапом статистического исследования является составление плана и программы исследования

Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

Скачать 29.18 Kb.

39. Первым этапом статистического исследования является

организация и проведение сбора данных

контроль, группировка, шифровка

анализ, выводы и рекомендации
40. Заключительным этапом статистического исследования является

анализ, выводы и рекомендации

постановка цели и задач исследования

организация и проведение сбора данных

контроль, группировка, шифровка
41.Чтобы уменьшить ошибку выборки, число наблюдений необходимо

число наблюдений не влияет на ошибку

умножить на 2
42.К единовременному наблюдению относится

наблюдение, приуроченное к одному какому-либо моменту

наблюдение, охватывающее часть единиц совокупности для характеристики целого

наблюдение в порядке текущей регистрации

обследование всех без исключения единиц изучаемой совокупности
43. Текущее наблюдение представляет собой

наблюдение в порядке текущей регистрации

наблюдение, охватывающее часть единиц совокупности для характеристики целого

наблюдение, приуроченное к одному какому-либо моменту

обследование всех без исключения единиц изучаемой совокупности
44.Основным учетным документом поликлиники является

форма № 025-1/у «Талон пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях»

форма № 025/у «Медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях»

форма № 047/у «Карта учета дополнительной диспансеризации работающего гражданина»

форма № 030/у «Контрольная карта диспансерного наблюдения»
45. Для определения типа возрастной структуры населения необходимо знать численность в следующих возрастных группах

от 0 до 15 лет и 50 лет и старше

от 1 до 10 лет и от 10 до 15 лет

от 19 до 59 лет и 50 лет и старше

от 15 до 49 лет и 60 лет и старше
46. Методами учёта при изучении заболеваемости по данным обращаемости населения за медицинской помощью являются

сплошной и текущий

сплошной и единовременный

текущий и выборочный

непосредственный и специальный
47. Результаты исследования при изучении состава госпитализированных детей по отделениям стационара должны быть представлены в показателях

наглядности
48. Результаты исследования при изучении распространенности миопии у детей разного возраста должны быть представлены в показателях

наглядности
49. К интенсивным статистическим показателям относятся

уровень заболеваемости, смертности

структура больных по полу и возрасту

структура заболеваний по нозологическим формам

обеспеченность населения врачами
50. Выборочная совокупность по отношению к генеральной должна быть

типовой
51. Средняя арифметическая наиболее точно характеризует средний уровень варьирующего признака при условиях

в нормальном распределении при достаточно большом числе наблюдений и однородности изучаемого явления

при условии симметричности совокупности, полном представлении в выборочной совокупности специфических особенностей генеральной совокупности

при условии симметричности совокупности, числа наблюдений в ней не менее 100

только в генеральной совокупности
52. Малая выборка включает число наблюдений

при использовании различных статистических методов минимальное число наблюдений может варьировать
53. В каких пределах может колебаться значение коэффициента корреляции

от 0,5 до 1
54. Степень разнообразия признака характеризуют критерии

лимит, амплитуда, среднее квадратичное отклонение, коэффициент вариации

коэффициент вариации, мода, медиана

коэффициент вариации, среднее квадратичное отклонение

лимит, коэффициент вариации, средняя арифметическая
55. Варианта, делящая вариационный ряд пополам по числу наблюдений, называется

средним квадратическим отклонением
56. Типичность средней арифметической величины определяет

среднее квадратическое отклонение

средняя ошибка средней арифметической
57. При сравнении интенсивных показателей, полученных на однородных по своему составу совокупностях, необходимо применять

оценку достоверности разности показателей

оценку показателей соотношения

определение относительной величины

стандартизацию
58. При сравнении интенсивных показателей, полученных в неоднородных по своему составу совокупностях, необходимо применять

оценку достоверности разности показателей

критерии разнообразия признака
59. Для расчета показателя контингента больных, выявленных по данным медицинских осмотров (патологическая пораженность) необходимы данные о числе случаев

заболеваний, выявленных при медосмотре, и числе лиц, прошедших медицинский осмотр

конкретного заболевания и числа случаев всех заболеваний

всех заболеваний в данном году и числе случаев заболеваний в предыдущие годы
60. Изменение численности и состава населения, обусловленное миграциями, характеризует движение населения

маятниковое
61. Компонентом статики населения является

состав населения по возрасту

младенческая смертность
62. Компонентом динамики населения является

состав населения по полу

состав населения по возрасту

плотность населения
63. Согласно российским критериям дети первого года жизни включаются в группу часто болеющих при частоте эпизодов острых респираторных заболеваний ______

4 и более раз в год

6 и более раз в год

8 и более раз в год
64. Согласно российским критериям дети от 1 года до 3 лет включаются в группу часто болеющих при частоте эпизодов острых респираторных заболеваний ______

6 и более раз в год

8 и более раз в год

4 и более раз в год

2 и более раз в год
65. К критериям, характеризующим здоровье, относят

наличие или отсутствие функциональных нарушений

факторы риска биологического анамнеза

факторы риска генеалогического анамнеза

факторы риска социального анамнеза
66. После выявления инфекции необходимо отправить экстренное извещение в течение

1 час.
67. В структуре гинекологической заболеваемости девочек-подростков ведущее место занимают

нарушение менструальной функции

нарушение полового созревания

аномалии гениталий, опухоли
68. В РФ первое место в структуре первичной инвалидности в трудоспособном возрасте занимают

болезни системы кровообращения

болезни нервной системы

несчастные случаи, отравления и травмы

болезни органов дыхания
69. К категории отдельных «социально значимых болезней», подлежащих специальному учету, относится

муковисцидоз
70. Наиболее точно характеризует заболеваемость с временной утратой трудоспособности по методе полицевого учета показатель

процент больных лиц

число случаев, дней с временной утратой трудоспособности на 100 работающих

средняя длительность одного случая с временной утратой трудоспособности

индекс здоровья работающих
71. Комплексную оценку здоровья детей определяют показатели

распределение по группам здоровья

физическое развитие
72. Наибольшая разница в продолжительности жизни среди мужчин и женщин наблюдается в стране

Германия
73. Ожидаемая продолжительность предстоящей жизни – это число лет, которое предстоит прожить данному поколению родившихся при условии

что на протяжении всей жизни повозрастные показатели смертности останутся неизменными

что на протяжении всей жизни повозрастные показатели рождаемости останутся неизменными

что на протяжении всей жизни повозрастные показатели заболеваемости останутся неизменными

что на протяжении всей жизни показатели общей смертности останутся неизменными
74. По решению ВОЗ дети считаются подростками с возраста

10 до 18 лет
75. Единицей наблюдения при изучении инфекционной заболеваемости детей является

каждый случай заболевания

каждый случай посещения

каждый случай обращения
76. Характерным примером для единовременного наблюдения является

смертность
77. В структуре общей смертности населения травмы занимают

Источник: topuch.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru