Картоведение
Раздел 5. Картографическая генерализация. Санкт-Петербург
Рецензент: преподаватель картографии Песина В.П.
Рассмотрена и утверждена на заседании ПМК черчения, картографии и физической географии.
Протокол №____ от «____»_____________20___г.
Программа
Раздел 4. Составительские работы.
3.3. Составительские работы, порядок выполнения составительских работ. Технические способы составления карт.
3.4. Картографическая генерализация. Сущность картографической генерализации. Виды генерализации. Отбор картографируемых объектов и явлений. Цензы и нормы отбора. Обобщение изображения объектов, их количественных и качественных характеристик.
Замена отдельных объектов их собирательным обозначением.
Руководящие документы при проведении генерализации (руководства, наставления, инструкции, редакционные планы, макеты нагрузок, образцы составления карт).
Методика и техника генерализации.
Лабораторная работа № 1
Технология разработки учебной программы
«Упражнение в генерализации отдельных элементов содержания карты» (гидрографии и гидротехнических сооружений, населённых пунктов, рельефа).
- Берлянт А.М. Картография: учебник для вузов – М.Аспект Пресс, 2002 г.
- Гараевская Л.С. Картография – М., изд-во «Недра», 1971 г.
- Гараевская Л.С., Малюсова Н.В. Практическое пособие по картографии –М., 1990 г.
- Билич Ю.С.,Васмут А.С. Проектирование и составление карт «Недра» 1984 г.
- Вахрамеева Л.А. Картография «Недра» 1981 г.
- Салищев К.А. Проектирование и составление карт М. МГУ, 1978 г.
- Салищев К.А. Картография – М., 1982 г.
- Салищев К.А. Картоведение – М., 1982 г.
- Руководство по картографическим и картоиздательским работам ч.1.2.3.4-М.1978-85
- Никонова Н.Г. Методические указания по составлению элементов содержания в масштабе 1:25000.
- Никонова Н.Г. Методические указания «Упражнение в генерализации отдельных элементов содержания карты».
- математические элементы карты;
- гидрография и гидротехнические сооружения
- населенные пункты, промышленные, с/х, соц.культурные объекты;
- дорожная сеть и дорожные сооружения;
- рельеф;
- Что называется составительским оригиналом карты? Основные требования, предъявляемые к нему. Виды составительских оригиналов.
- Какова роль редакционного плана при создании составительского оригинала карты? Перечислите приложения к редакционному плану.
- В какой последовательности наносят элементы содержания на общегеографических картах? Цветовая шкала составителького оригинала.
- Фотомеханический способ переноса картографического изображения. Всегда ли при составлении карт его можно использовать?
- Цифровой способ, в чём его сущность.
- Подготовка исходных картографических материалов к использованию, в чём она состоит?
- Содержание картосоставительских работ и их краткая характеристика.
- Что называется картографической основой, принцип получения, что её составляет?
- Определение картографической генерализации. Основные факторы картографической генерализации.
- Отбор объектов на картах. Виды отбора.
- Обобщение формы объекта, в каких случаях применяется это направление генерализации?
- Обобщение качественных и количественных характеристик, когда используется это направление генерализации?
- Замена индивидуального показа объектов их собирательным значением. При составлении каких элементов содержания используется это направление генерализации?
- Технические способы составления карты. Достоинства и недостатки каждого способа.
- Надписи на составительском оригинале. Правила размещения надписей для различных объектов.
- Что называется составительским оригиналом карты и каковы основные требования, предъявляемые к нему?
- Картографическая генерализация: виды отбора, при составлении каких элементов содержания используется это направление?
- Выполнить лабораторную работу № 1.
- Сущность фотомеханического способа. Применение способа. Точность.
- Картографическая генерализация: обобщение качественных характеристик. При составлении каких элементов используется? Дайте графические примеры на восковке.
- Выполнить лабораторную работу № 1.
- Картографическая генерализация: обобщение очертаний. При составлении каких элементов содержания используется этот способ. Приведите примеры на восковке.
- Цвета штриховых и фоновых элементов на составительском оригинале. Последовательность составления элементов содержания.
- Выполнить лабораторную работу № 1.
- Сущность цифрового способа. Что используется в качестве основного исходного материала?
- Факторы картографической генерализации: назначение карты.
- Выполнить лабораторную работу № 1.
- Содержание составительских работ. Способ изготовления составительских оригиналов, их виды, преимущества и недостатки способов.
- Картографическая генерализация: обобщение количественных характеристик. При составлении каких элементов используется? Дайте графические примеры на восковке.
- Выполнить лабораторную работу № 1.
- Подготовка исходного картографического материала к использованию. Требования к синим копиям, их монтаж на математическую основы.
- Факторы картографической генерализации: особенности картографической территории.
- Выполнить лабораторную работу № 1.
- Разграфка и номенклатура крупномасштабных топографических карт. Размеры листов по сторонам и диагоналям.
- Факторы картографической генерализации: масштаб карты.
- Выполнить лабораторную работу № 1.
- Картографическая генерализация: замена индивидуального показа объектов их собирательным значением. При составлении каких элементов используется. Дайте графические примеры на восковке.
- Классификация картографических источников по значению.
- Выполнить лабораторную работу № 1.
- Надписи на составительском оригинале, их значение. Виды надписей, требования к их размещению. Правила размещения надписей для различных объектов.
- Классификация картографических источников по содержанию.
- Выполнить лабораторную работу № 1.
- Редакционный план и его основные разделы. Дайте их краткую характеристику. Приложения к редакционному плану.
- Замена масштабного способа изображения, внемасштабным. Его сущность и применение. Дайте графические примеры на восковке.
- Выполнить лабораторную работу № 1.
Источник: studfile.net
Что такое функциональный анализ?
Сущность составительских работ и способы создания составительских оригиналов.
Изготовление составительских оригиналов наиболее сложный этап по созданию карты, он включает в себя:
1) подготовительские к изготовлению работы
2) составление элементов и объектов содержания карты
3) корректура или редакционный просмотр и приемка оригинала службой контроля
При составлении составительского оригинала необходимо в соответствии с требованием редакционных документов правильно и точно и с высоким графическим качеством воспроизвести все элементы содержания карты в установленных условных знаках с одновременным выполнением генерализации исходного изображения в соответствии с назначением карты.
Существуют различные способы и приемы составления оригиналов карт. Выбор наиболее рационального способа создания составительского оригинала, определяется как правило редактором и зависит от:
1) математической и геодезической основы исходного картматериала
2) виды основных картматериалов
3) технологии подготовки карты
4) сроков создания карты
5) характеристика картографируемой территории
6) наличия оборудования, инструментов квалификации исполнителей
Во всех случаях выбранный способ должен обеспечить полное соответствие создаваемой карты требованиям редактированных и других нормативных документов.
Наибольшее распространение при составлении общегеографических карт и географических основ тематических карт на производстве получил способ создания составительского оригинала по голубым светокопиям, изготовленных с основного картографического источника фотомеханическим способом. Этот способ применим в тех случаях, когда основные источники могут быть приведены при фотографировании к масштабу создаваемой карты с сохранением четкого изображения содержания на измененных копиях (синюшки0
Основными картографическими материалами служат:
-при составлении первичных картматериалов – аэрофотосъемки
-последующих масштабов – эти же карты, но более крупного масштаба
-при составлении общегеографических карт – топокарты или карты, но в более крупном масштабе
-при составлении тематических карт для создания географической основы служат топокарты или общегеографические карты, а для специального содержания используют тематические карты и размещают другие материалы
Составление по голубым копиям выполняется как правило в масштабе издания. Это позволяет получать наглядные представления о нагрузке карты. Если масштаб основного картографического материала в 4 раза и более крупнее масштаба издания, составление выполняется в масштабе данного картматериала или в промежуточном масштабе. Вызвано это тем, что получит качественное голубое изображение при таком уменьшении почти невозможно.
Составление в масштабе основного картматериала выполняется на прозрачной основе с предварительной генерализацией. Коэффициент увеличения размеров условных знаков обычно определяется как отношение знаменателей масштаба исходного картматериала и составляемой карты. Составление в промежуточном составе применяется редко с увеличением дополнительного объема работ с необходимостью картматериалов.
Данный способ применяется в редких случаях, когда фотокамера не позволяет выполнять работы с большим уменьшением. Достаточно редко производится составление карты в масштабе меньше, чем масштаб издания – этот способ целесообразно использовать при составлении стенных карт. Такие карты имеют небольшую нагрузку и предназначены для чтения с большого расстояния.
Составление по голубым копиям макета с полной или частичной отработкой элементов и объектов на составительском оригинале. При полной отработке оригинала происходит значительная трата времени на простое картографическое воспроизведение части содержания карты без всякого обобщения.
И этот же недостаток присутствует при применении частичного составления, когда составляются только сложные учебные карты, а остальные участки при подготовке карты к изданию. Частичное составление выполняется на пластике с двухсторонним изображением, полученного с основного картматериала, а техническое создание материала заключается в том, что составляются только элементы и объекты, требующие генерализации, а остальные отрабатываются при подготовке карты к изданию.
На лицевой стороне пластика получают изображение основного картматериала голубым цветом, а глянцевой стороны – красным цветом. И в местах где необходимо произвести составление или исключение того или иного объекта, то красный цвет удаляется. Составление выполняют на матовой стороне по оставшемуся синему изображению, там где не требуется масштаб.
В результате на составительском оригинале будем иметь вновь составленные участки в соответствующих цветах. Объекты будут выглядеть насыщенным серым или коричневым цветом. Возможно частичное составление на бумаге с исполнением коричневого изображения, которое в местах составления или исправления с помощью химических препаратов меняет цвет на голубой.
В связи с тем, что в качестве основы применяют не деформированные пластики, широкое применение получило раздельное или расчлененное составление, т.е. составление на нескольких оригинальных одновременно. Количество оригиналов будет зависеть от красочного оформления карты, а так же сложности района картографирования и технокопии подготовки карты к изданию. В большинстве случаев на одном оригинале составляют штриховки элементов карты в одном цвете. В практике на одном оригинале иногда составляют несколько элементов, не больше 3.
Большое распространение при создании топокарт, а также учебных карт получил способ одновременного составления и подготовки к изданию. В этом случае составительский оригинал одновременно будет являться издательским. При обеспечении высокого графического качества – способ наиболее рациональный.
По мере развития методов создания карты с использованием цифровой информации, потребность в составительских оригиналах практически отпадает. Исходя от информации о местности выбирается из банка данных. Обрабатывается по специальным программам, редактируется и выводится на печать.
Источник: infopedia.su
Авторско-составительская программа «Игрушка»
Программный материал рассчитан на 4 года обучения, Актуальность , Новизна программы,
Цель программы, Задачи: 1.Обучающие,2.Развивающие,3.Воспитывающие,
Особенностью построения образовательной программы, Ожидаемые результаты, Механизм оценки результативность реализации программы, Тематический план, Содержание тем, Методическое обеспечение, Правила безопасного труда.
Оценить 1077 0
Содержимое разработки
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Детско-юношеский центр»
Авторско-составительная программа
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Ванцеровская Татьяна Ивановна
творческое объединение «Игрушка»
Пояснительная записка
Формирование опыта творческой деятельности детей является неотъемлемой составляющей любого образовательного предмета.
Программный материал представляет большие возможности для развития мелкой моторики рук. Это и наклеивание деталей из бумаги и работа с иглой и ножницами, выполнение поделок из природных материалов и многие другие виды работ. Обучающиеся нуждаются также в поэтапной помощи при обучении тому, как правильно держать тот или иной инструмент, при овладении определенным приемом труда с тщательной обработкой отдельных движений и многократным закреплением формируемых навыков работы.
Например, в теме «Аппликация» изучаются приемы выполнения аппликации разных видов. Аппликация может быть: предметной, сюжетной, плоской или объемной.
Ребята знакомятся со способами изготовления подарков и сувениров из материалов, которые дает нам природа. Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитание бережного, заботливого отношения к ней.
Изделия из ткани, меха, бросового материала также несут в себе немаловажную роль при развитии каждого ребенка, как способного и талантливого творца.
Работа с различным материалом — это не только интересная и увлекательная деятельность, но и возможность наиболее широко и ярко проявить свои таланты и способности, развивать фантазию, воображение и чувство прекрасного.
Актуальность данной программы состоит в том, что игрушки нравятся всем и взрослым, и детям. Но если у взрослого забавная игрушка вызывает добрую улыбку, перенося его в мир детства, то для ребенка игрушка – его неизменный спутник, его друг. Она знакомит с окружающим миром, будит фантазию, воспитывает чувства.
Новизна программы заключается в том, что я постоянно корректирую свою программу, внося в нее новейшие техники изготовления различных игрушек, сувениров, которые я выбираю из книг и журналов.
Целью программы:
— создание условий для развития художественно-творческих способностей обучающихся посредством изготовления игрушки.
— научить критически, оценивать качество изготовленной игрушки;
— научить правильно, пользоваться инструментами и приспособлениями, тканью;
— научить детей изготавливать игрушки от начала до конца;
— научить подбирать цветовую гамму;
— научить выполнять правила техники безопасности;
2.Развивающие:
— развивать моторику рук;
— развивать художественный вкус;
— развивать воображение и фантазию;
— развивать эстетическую культуру ребёнка;
— развить потребность в созидании;
— развивать жизненно необходимые навыки.
3.Воспитать личностные качества ребёнка:
-знакомство ребенка с эмоциональным миром человека;
-построение продуктивных отношений детей друг с другом;
-познания состояний «вместе»;
-рождения дружбы, товарищества, братства;
-формирование умения замечать и различать эмоциональные состояния свои и других людей; адекватно реагировать на них;
— помощь в преодолении эмоциональной замкнутости, развитие эмоциональной отзывчивости.
— развитие социальных эмоций;
-воспитывать терпимость, дружелюбие, умение открыто, но интеллигентно выражать свои чувства.
Особенностью построения образовательной программы является изучение в ряде случаев одних и тех же тем на разных этапах обучения с различной глубиной погружения в материал.
Реализуется дидактическим приёмом «От простого к сложному».
Набор группы проходит в свободной форме:
— форма занятий групповая, иногда индивидуальная в зависимости от темы и цели занятий.
В основном атмосфера в коллективе носит доверительный, дружественный характер, отношения построены на демократической основе: взаимопомощь и выручка.
Недельная нагрузка — 18 часов. Каждая группа занимается 3 раза в неделю по 2 часа, за год количество часов — 216.
Ожидаемые результаты первого года обучения:
К концу первого года обучения, обучающиеся должны знать:
-правила техники безопасности при работе с ножницами, иголками;
-«Игрушки из подручного материала»;
-ровно складывать бумагу;
-вырезать по контуру;
-выполнять ручные швы;
-сметочный, шов иголка через край.
Ожидаемые результаты второго года обучения.
К концу второго года обучения, обучающиеся должны знать:
-получают представления о пропорциях;
-правила техники безопасности;
-правила пожарной безопасности;
-«Игрушки из подручного материала»;
-«Игрушки из бус и бисера».
-выполнять ручные швы;
-петельный шов, шов назад иголку;
-делать петельки из нитки, пришивать пуговицы;
-правильно выкраивать детали игрушки и сшивать их.
Ожидаемые результаты третьего года обучения.
К концу третьего года обучения, обучающиеся должны знать:
-о декоративных свойствах материалов;
-«Цветы из ткани и кожи»;
-«Игрушки из подручного материала»;
-«Объёмные игрушки из ткани и меха»;
-«Куклы для кукольного театра»;
-выполнять все ручные швы;
-правильно подбирать ткани для поделки и в цвет подбирать нитки;
-самостоятельно выкраивать игрушку;
-правильно оформлять сшитую игрушку.
Очень важно, чтобы в кружках проявлялись фантазия детей, выдумка, чувство юмора.
Ожидаемые результаты четвёртого года обучения.
К концу четвёртого года обучения, обучающиеся должны знать:
-правила техники безопасности работы на швейной машине.
— правила техники безопасности работы при выжигании по дереву
должны уметь:
-работать на швейной машине;
-работать на ткацком станке.
-резьба по бумаги;
-аппликация из бумаги и ткани;
-выжигание по дереву.
Работа в кружке «Игрушка» должна быть направлена на трудовое, эстетическое воспитание обучающихся, способствовать развитию творческой активности и художественных способностей кружковцев.
На занятиях кружка обучающиеся знакомятся с историей русской народной игрушки, с художественными промыслами, с народными традициями отдельных областей, а также с образцами современной производственной игрушки и творчеством художников, работающих в этой отрасли.
Механизм оценки результативность реализации программы.
Контроль и оценка результатов деятельности осуществляется на каждом занятии в таких формах, как:
-работа с карточками (после пройденной какой либо темы);
-выставки работ для родителей;
-участие в районных выставках.
В начале сентября проводится нулевой этап по выявлению знаний, умений и навыков обучающихся на начало года, в декабре – промежуточный, в мае итоговая аттестация.
Результативность проверяется через такие формы: опрос, тестирование, выставки.
Результаты отражаются — вручением благодарностей, дипломов и грамот.
На каждого ребёнка заведена индивидуальная карточка учёта результатов обучения, по данной программе с такими показателями:
-общеучебные умения и навыки;
-предметные достижения обучающегося: на уровне детского объединения, на уровне Дома детского творчества, на уровне района, села; на краевом уровне.
По окончании курса обучения, обучающиеся получают свидетельства о прохождении полного курса обучения, по программе «Игрушка».
При оценке результатов работы учитываются разные уровни усвоения материала, что позволяет дифференцированно подходить к оценке достижений каждого ребёнка в зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей.
Источник: www.prodlenka.org
Составительская программа что это
Сообщество тех, кто повышает качество преподавания, интересуется психологией, применяет ИКТ и зарабатывает
Цитата Natalie ( )
Как могли прислать готовую? Ну, назвали бы они шаблоном, что ли.
Полностью готовая программа, осталось подписать ФИО составителя и КТП разработать.
Цитата Natalie ( )
Что именно не совпадает?
1. Не совпадает порядок тем.
2. Есть темы, которых нет в учебнике.
3. Наоборот, нескольких тем, которые есть в учебнике, нет в содержании программы.
4. Темы написаны другими словами. Ну, например, у Пасечника «Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов» А в примерной программе » Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде.
Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами»
Цитата ПСВ0877 ( )
Она утверждает, что примерная программа более важный документ
Завуч слово «примерная» вообще понимает? Как примерная может быть «уже полностью готовой»?
Цитата ПСВ0877 ( )
Темы написаны другими словами. Ну, например, у Пасечника «Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов» А в примерной программе » Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе.
Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами»
Насколько понимаю я, тема в программе может не совпадать с учебником и в этом ничего страшного нет. Вы имеете право и поменяпри составлении КТП главное — чтобы все темы программы были на месте. А вот уж в каком Вам порядке удобнее, в таком и ставьте. Также нет ничего страшного в том, что не совпадает порядок или названия.
P.S Я тоже биолог и только после педвуза. Нас учили так)
Цитата Ileo ( )
Как примерная может быть «уже полностью готовой»?
Когда достаточно одной итерации. Угадали ответ и точка.
Цитата ПСВ0877 ( )
Кто-нибудь так составлял рабочую программу?
С большой охотой поделюсь Великой школьной тайной: никто до конца не понимает, что такое рабочая программа и как ее правильно писать. А потому пишут-переписывают — и опять переписывают в зависимости от пожеланий завучей и иных вышестоящих. В особо «продвинутых» случаях в школах есть локальный акт, который регулирует этот вопрос, но (тс-с-с!) завуч может и не знать о его существовании.
А завучу можете сказать, ну если хотите, конечно, что и авторская программа, и та, что Вам прислали, в любом случае только примерные. А превратить их в рабочие, учтя все реалии именно вашей школы и конкретных детей, можете только Вы ..ну или она сама. . ))))
Цитата Ileo ( )
С большой охотой поделюсь Великой школьной тайной: никто до конца не понимает, что такое рабочая программа и как ее правильно писать.
И я тоже пришла к такому выводу: все пишут, кто во что горазд. Как же все таки правильно? Неужели нет единых требований?
В, общем, я поставила перед собой задачу: найти правила составления рабочей программы. Если они существуют, я их найду
Помогите ссылками, если кто знает
Цитата ПСВ0877 ( )
я поставила перед собой задачу: найти правила составления рабочей программы.
Удачи! Поделитесь потом.
Я не шмогла. ))))
• Из Примерных программ Вы берете материал для пояснительной записки; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
В связи с многочисленными вопросами учителей-предметников о рабочих программах, их разработке и оформлению, предлагаем Вам, для ознакомления, информацию по этому вопросу.
В пункте 7 статьи 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» Закона РФ « Об образовании» (1996) сказано, что к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин».
Основными документами, содержащим требования к уровню подготовки учащихся и минимуму содержания образования, является:
государственный образовательный стандарт (федеральный и национально-региональный компонент).
базисный учебный план школ РФ, который содержит:
1) распределение содержания образования по образовательным областям, учебным дисциплинам, годам и неделям.
2) по каждой учебной дисциплине базисного учебного плана разрабатываются типовые (примерные) учебные программы.
3) на основе этих документов образовательное учреждение составляет свою образовательную программу, учебный план.
4) каждый же учитель, опираясь на все вышеперечисленные источники, на основе типовой учебной программы составляет свою рабочую программу, т.е. рабочая программа является локальным (созданным для определенного образовательного учреждения) и индивидуальным (разработанным учителем для своей деятельности) документом.
«Рабочая программа» — нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.
Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условии, образовательных потребностей и особенностей развития, обучающихся педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ГОСа».
Таким образом, рабочая программа по предмету — это документ, который составляется с учетом особенностей образовательного учреждения, особенностей учащихся конкретного класса.
При составлении рабочей программы учитываются такие факторы как:
целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения;
состояние здоровья учащихся;
уровень их способностей;
характер учебной мотивации;
качество учебных достижений;
образовательные потребности;
возможности педагога;
состояние учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного учреждения.
Понятия о программах и требования к их оформлению
Образовательные программы в РФ подразделяются на:
общеобразовательные (основные и дополнительные);
профессиональные (основные и дополнительные).
3. «Рабочая программа» — нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.
Требования к оформлению образовательных и учебных программ
Текст ОП (УП) включает 8 основных структурных элементов:
Титульный лист (название программы).
Пояснительная записка.
Учебно-тематический план.
Содержание курса.
Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Список литературы.
Данные об авторе (авторах).
Аннотация.
Каждый раздел ОП (УП) строго обязателен, все структурные элементы программы должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.
Пояснения к элементам структуры
3. Учебно-тематический план — структурный элемент программы, содержащий наименование темы, общее количество часов (в том числе на теоретические и практические занятия),
составляется в виде таблицы:
N
п/п Название темы Количество часов
Общее количество часов Теория Практика
1. . 10 4 6
2. . 2 — 2
. . 4 2 2
. Итого 52 36 16
4. Содержание курса — структурный элемент программы, включающий толкование каждой темы, согласно нумерации в учебно-тематическом плане.
5. Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе — структурный элемент программы, определяющий основные знания, умения в навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения данного курса.
6. Перечень учебно-методическое обеспечения — структурный элемент программы, который определяет необходимые для реализации данного курса методические и учебные пособия, оборудование и приборы, дидактический материал.
7. Список литературы — структурный элемент программы, включающий перечень использованной автором литературы. Элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.
Пример: Горский Д. Ивин А.А. Краткий словарь по физкультуре. М: Просвещение. 2006.
Материал подготовил заместитель директора по НМР к.п.н. Белоусов А.И.
Источник: http://62school.ru/content/view/112/52/
13.11.2008
Да, я ни в коей мере не умаляю того факта, что администрация — люди темные, к маразму готовые. Могут и заставить всех по типовой писать, вставив свою фамилию. Ну а че. Я начальников много видела. Но была бы веселуха конкретная. если бы мы всей кафедрой к ней с одинаковыми программками пришли.
Причем, опять же, трудно скрыть, что люди берут программу и приводят в удобный для себя вид. Но одинаковые. хихи. истерика.
Источник: pedsovet.su
Дополнительная образовательная программа социально-гуманитарной направленности «Деловая речь. Деловое письмо»
Нажмите, чтобы скачать публикацию
в формате MS WORD (*.DOC)
Размер файла: 54.14 Кбайт
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Дополнительная образовательная программа
социально- гуманитарной направленности
«Деловая речь. Деловое письмо»
на 2021-2022 учебный год.
Учитель русского языка и литературы
Гончарова И.В.
ст. Григорополисская
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа социально-гуманитарной направленности «Деловая речь. Деловое письмо» разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, (Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»с изменениями и дополнениями от: 3 июня 2008 г., 31 августа, 19 октября 2009 г., 10 ноября 2011 г., 24, 31 января 2012 г., 23 июня 2015 г., 7 июня 2017 г.)
Образовательной программы МОУ СОШ №2;
Примерной государственной программы по русскому языку для 10-11 классов (базовый уровень);
Программа составительская, составлена на основе элективного курса автора–составителя И.Н. Кривенцовой «Деловая речь. Деловое письмо».- Профильное образование. Русский язык. Деловая речь, деловое письмо. 10-11 классы. Элективный курс.
Волгоград: Учитель, 2007.
Учебного плана МОУ СОШ №2 на 2021 – 2022 учебный год.
До сих пор школа мало занималась проблемами социализации личности, ее социально-речевой подготовки к жизни вне школьных стен.
Ученики практически ничего не знают о нормах и правилах поведения в трудовом коллективе, об этике служебных отношений в деловом общении. Между тем такие знания, владение навыками культуры служебных отношений и культуры общения остро необ-ходимы выпускнику, вступающему во взрослую жизнь. Оканчивая школу, учащиеся зачастую не способны самостоятельно написать автобиографию, заявление в приемную комиссию какого-либо учебного заведения. Составление такого документа, как апелляция, становится для большинства из них мучительным написанием еще одного сочинения. Каждый человек сталкивается с необходимостью написать характеристику, докладную и объяснительную записку, доверенность, расписку.
Цель элективного курса — познакомить с правилами служебного этикета, этикета деловой речи, видами делового общения; совершенствовать умения составлять деловые бумаги в соответствии с нормами и правилами.
в рамках коммуникативной компетенции овладеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи в разных ситуациях общения, для чего:
• научить учащихся общению в учебной, учебно-научной и деловой сферах деятельности;
• научить практическому применению официально-делового стиля в необходимых жизненных условиях, связанных с представлением себя как личности.
в рамках языковой (лингвистической) компетенции обогатить словарный запас и грамматический строй речи, овладеть способностью к анализу и оценке языковых явлений
фактов в сфере делового письма и общения, для чего:
показать на примерах сущность делового общения и его виды, дать понимание сути делового письма;
вывести учащихся к осознанию содержательной роли различных компонентов и параметров делового письма;
развить умение ориентироваться в структуре текста официально-делового стиля,
отличать его от текстов других функциональных стилей;
сформировать умение составлять собственные тексты официально-делового стиля, применяя знания и умения в практике правописания, лексических норм современного русского языка, оценки своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
3) в рамках культуроведческой компетенции осознать язык как форму выражения национальной культуры, речевого этикета и культуры делового общения, для чего:
сформировать познавательный интерес учащихся к изучению русского языка;
выявить единицы языка, обеспечивающие формирование устной монологической речи и навыков делового письма.
Для реализации рабочей программы используются учебное пособие:
Кривенцева И.Н. Русский язык. Деловая речь, деловое письмо. – Волгоград: Учитель, 2007.
Согласно учебному плану МОУ СОШ №2 на 2021-2022 уч. год на изучение курса «Деловая речь. Деловое письмо» в 11 классе выделяется 56 часов в год
(2 часа в неделю, кроме сентябрь, май).
Программа предусматривает отбор методов и приемов, активизирующих самостоятельную работу учащихся: наблюдение за использованием языковых средств в различных ситуациях общения, анализ текста, моделирование (создание) текста, беседа, ролевые игры.
Учебный материал курса направлен на поддержание изучения предмета, русского языка, позволяет изучить, обобщить и систематизировать компетенцию учащихся при официально-деловом общении как в устной, так и в письменной формах.
Планирование занятий по данному курсу воспитывает стремление учащихся к самосовершенствованию, самообразованию, желанию реализовать свои творческие возможности. Особое внимание уделяется развитию практических умений делового письма, оформлению деловых документов, которое ведет к раздумьям над окружающей действительностью, способствует социализации личности, стремлению занять достойное место в обществе.
Программа представляет собой цикл занятий, определяющих специфику делового письма, его основные признаки, роль выразительных средств языка в создании деловых документов.
Формы контроля : презентация деловой беседы, деловых переговоров по указанной теме, составление деловых бумаг, тест.
Требования к уровню подготовки выпускников Учащиеся, изучающие данный курс, должны знать :
нормы и правила поведения среди сверстников и преподавателей в учебном коллективе, среди людей, с которыми предстоит работать (служебный этикет);
нормы и правила делового общения;
структурные элементы деловой беседы; деловых переговоров; требования к разговору по телефону;
основные функции делового письма, его жанры; композиционные модели деловых бумаг;
— основные требования к языку деловых бумаг и документов;
вести деловую беседу, деловые переговоры, телефонный разговор;
оформлять в соответствии с нормами русского языка деловые бумаги;
редактировать и устранять типичные ошибки в языке деловых бумаг.
Содержание программы
Служебная этика и служебный этикет.
Определение понятий «этика» и «этикет», «служебная этика» и «служебный этикет». Функция этикета. Нормы служебного этикета. Искусство вежливости. Преодоление конфликтной ситуации.
Стиль общения.
Этикет деловой речи. Особенности делового общения.
Речевой этикет как правило речевого общения. Важность владения деловым этикетом. Этикетные формы общения: приветствие, прощание, просьба, благодарность, поздравление, приглашение.
Особенности делового общения: партнѐрские отношения, регламентированность, соблюдение принципов и условий эффективного слушания. Невербальные средства общения.
Виды делового общения.
Деловое общение как основная функция официально-делового стиля. Деловая беседа. Соблюдение условий и правил поведения продуктивного диалога. Характерные особенности деловой беседы.
Рекомендации по ведению деловой беседы. Деловые переговоры. Переговоры – форма
коллективного делового общения. Структура переговоров. Телефонный разговор.
Разговор по телефону – форма
дистанционного делового общения. Общепринятые правила ведения телефонного
Деловой стиль письменной речи.
Подстили официально-делового стиля: законодательный, дипломатический, деловой.
Синтаксис делового стиля. Языковые средства официально-делового стиля речи.
Деловые бумаги: жанры деловых бумаг, композиционные модели, языковое оформление и редактирование.
Законодательные, дипломатические документы, административно-канцелярские бумаги.
Документирование информационно-справочных материалов.
Справки, доклады, объяснительные записки. Акты. Телеграммы. Планы. Отчѐты.
Требования к оформлению частных деловых бумаг.
Автобиография. Заявление. Доверенность. Расписка. Счѐт.
Характеристика. Резюме.
Современное деловое письмо.
Виды деловых писем по функциональному признаку, по аспектам (письмо-напоминание, гарантийное письмо, письмо-подтверждение, сопроводительное письмо). Деловая и коммерческая корреспонденция (письмо-запрос, письмо-извещение, письмо-предложение, письмо рекламация).
Основные требования к языку деловых бумаг и документов .
Точность. Языковой стандарт. Использование корректирующих знаков при редактировании.
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai