Составить программу самовоспитания для самого себя

Большинство людей, в целом, довольно собой и своей жизнью. Однако в жизни каждого наступает время, когда он осознает, чтобы добиться большего или просто остаться наплаву, нужно измениться – развить в себе новые качества, снизить остроту других. Самый эффективный и, наверное, единственно возможный способ, – самовоспитание. Если и у тебя назрела необходимость измениться, что-то исправить в жизни, предлагаем рассмотреть, что входит в процесс самовоспитания, требует ли он дополнительных усилий и знаний.

Цель самовоспитанияПроцесс самовоспитанияПринципы самовоспитанияМетоды самовоспитания

Способы

Я отмечу несколько эффективных методов, которые направляют, корректируют и контролируют работу над собой:

  • Самоубеждение. Это способствует сохранению мотивации и повышает стремление завершать важные задачи. Для этого необходимо просто убедить себя в том, что нужно выполнить определенную вещь. К примеру, если вы ходите на профессиональные курсы, то распишите себе все плюсы от их посещения. Помните, насколько заинтересовало вас это направление и какие положительные эмоции вы получали. К этому упражнению следует прибегать тогда, когда стремление начинает затухать.
  • Самообязательство. Установите для себя обязательства, связанные с конкретными обязанностями и постарайтесь от них не отказаться.
  • Самовнушение. Игнорируйте неприятные мысли о себе, своих навыках, умениях и опыте. Не стоит думать о том, что у вас ничего не получится. Лучше напоминайте себе каждый раз о собственной значимости, а также о том, что неудачи бывают у всех и важно лишь то, как люди с ними справляются.
  • Самокритика. Постарайтесь максимально адекватно оценивать свой труд и результаты, а также разграничивать позитивные и негативные черты как в характере, так и в работе. Это намного ускорит самосовершенствование и сделает его качественнее. Главное, не переступайте границу и не углубляйтесь в самообвинение.
  • Самопринуждение. Часто случается так, что мотивация появляется именно в процессе деятельности, но не перед ней. Соответственно, чтобы возникло желание трудиться, надо заставить себя это сделать. Даже если это будет довольно сложно.
  • Эмпатия. Коммуницирование – основополагающий элемент воспитания, но без этого свойства он становится неполноценным. Поэтому необходимо чаще ставить себя на место других, наблюдать и анализировать их действия и пытаться почувствовать их эмоции.
  • Самонаказание. Если вы вместо того, чтобы выполнять важную задачу, решили полениться, то полезно себя наказать: запретить себе сделать нечто приятное или более серьезно ограничить. К тому же времени на работу станет больше.

Но в этом деле рекомендуется не только следовать поставленному плану, но и читать литературу (в том числе и художественную), смотреть фильмы и анализировать поведение героев, делать из этого собственные выводы.

«От воспитания – к самовоспитанию»

Очная консультация Каковы особенности и преимущес

Самодисциплина. Развитие личности. Майкл Уилсон. [Аудиокнига]

Очная консультация Каковы особенности и преимущества очной консультации? Узнать подробнее

Основные этапы совершенствования

Процедура включает несколько взаимосвязанных между собой ступеней:

  • Принятие решения. Вы должны точно решить для себя, что готовы самосовершенствоваться. Ведь без этого целенаправленный процесс развития не будет осуществлен. Уже после следует изучить свои возможности и оценить перспективы работы, а также выработать некий идеал для стремления. Это может быть абстрактный образ или конкретный индивидуум.
  • Самопознание. В соответствии с выбранным примером для подражания стоит попробовать узнать себя получше. На этой фазе мы выявляем уровень прогресса определенных качеств или характеристик. Точность такого анализа зависит от самого человека и его целей, но для получения хороших результатов впоследствии в приоритете должна стоять честность.
  • Планирование. Выбираем пути и методы для собственного воспитания. Желательно максимально приблизить их к своим особенностям. Формируем самоустановки, способствующие достигнуть поставленных стремлений. Это могут быть правила или принципы, определяющие поведение индивида при разных обстоятельствах. Затем составляем программу, где будет отображено то, над чем следует поработать и какие средства для этого применять.
  • Выполнение планов. Это непосредственная практическая и, главное, активная деятельность. Она направлена на ценностные ориентиры и занимает довольно много времени.

Примеры

Примеры самовоспитания из реальной жизни:

  1. А. В. Суворов. Легендарный российский полководец, который ни разу не потерпел поражения на поле боя, в детстве был слабым, болезненным мальчиком, и отец предполагал, что жизнь сына не будет связана с военным делом. При этом сам Александр с раннего возраста активно интересовался всем, что связано с войной, читал тематические книги, которых было немало в библиотеке, позднее начал закаляться и заниматься физической активностью, что дало ему возможность начать военную карьеру.
  2. Демосфен. Этот известный древнегреческий оратор до начала упорных тренировок имел массу серьезных проблем: его голос был слаб, дыхания не хватало на продолжительные выступления, он не умел достойно и красиво высказывать свои мысли.
    Упорные многолетние тренировки помогли Демосфену справиться с трудностями.
  3. Ник Вуйчич. Это современный христианский оратор, родившийся без ног и рук, который написал несколько книг и стал всемирно известным. Его детство было крайне тяжелым, он задумывался о суициде, но смог найти себя в ораторстве и благодаря долгим тренировкам научился хорошо использовать единственную крошечную конечность (частичную стопу).
Читайте также:
Восстановите последовательность этапов математического моделирования модель алгоритм программа

В художественной литературе, в фильмах, сериалах, мультфильмах существует множество образов героев, которые воспитывали себя, упорно преодолевали трудности и добивались успеха: к примеру, каждый супергерой, созданный компанией Марвел, проходил сложный путь, учился справляться с трудностями, воспитывал себя в той или иной мере.

Как составить программу?

Одна из основ самовоспитания — это планирование. Оно помогает разумнее распределять ресурсы, рационально подходить к каждому занятию и в целом вести более осознанную жизнь.

Наличие четкого плана способно подстегнуть мотивацию и удержать от совершения необдуманных поступков.

Планы самовоспитания можно разделить на:

  1. Долговременные. Они затрагивают более значительный промежуток времени: месяцы, годы, даже десятилетия. При этом они более расплывчаты, чем кратковременные, и в этом их проблема: сложно последовательно двигаться к долгосрочной цели, если сохраняется ощущение, что еще есть много времени, ведь можно все отложить и заняться чем-то менее полезным.
  2. Кратковременные. Касаются коротких временных отрезков: например, ежедневные планы, еженедельные, ежемесячные. Они более конкретны, ставят четкие задачи и в целом могут оказаться более полезными, чем долговременные, особенно для людей с не слишком крепкой волей.

Для лучшего результата стоит составлять и долговременные, и кратковременные планы.

При составлении плана важно находиться в состоянии психической устойчивости, чтобы было легче концентрироваться.

Перед составлением плана необходимо определить для себя цели.

Чтобы план был более гармоничным, важно прочесть материалы, связанные с теми или иными трудностями, зависимостями, с которыми Вы хотите справиться. Так Вы поймете, какие методы необходимо использовать, чтобы был положительный результат.

К примеру, если Вы хотите бросить курить, важно прочитать статьи с рекомендациями психологов о том, как справиться с этой зависимостью, и на основании полученной информации составлять программу.

При необходимости пункты можно расширять: например, делать сноски, подпункты, в которых Вы распишете суть методов, которые будете использовать, и примеры использования этих методов, тесно связанные с Вашей реальной жизнью (к примеру, в программе по борьбе с зависимостью от сигарет Вы можете упомянуть, что будете во время перерыва разговаривать с некурящими коллегами и прогуливаться на свежем воздухе, а не курить).

Когда Вы только начали процесс самовоспитания, необходимо составлять планы ежедневно, чтобы учиться держать себя в узде и привыкать к новым правилам. Позднее можно составлять планы на более длительные периоды.

Не забывайте хвалить себя. Можно завести блокнот и записывать в него информацию об успехах: например, можно рассказать, что Вы начали лучше ощущать запахи после отказа от сигарет и теперь наслаждаетесь чудесными ароматами, которых раньше не замечали.

Перечитывание этих записей может помочь Вам поддержать мотивацию в трудные моменты.

С чего начать самовоспитание и работу над собой

Вопросу – что такое самовоспитание – родители должны уделять внимание с раннего детства. Основные составляющие педагогики – воспитание, самовоспитание и перевоспитание. Следует отметить, что перевоспитание необходимо в том случае, когда у ребенка формируются ошибочные суждения и неправильное восприятие мира. Психолог работает над преобразованием негативных черт характера и неправильного поведения ребенка, которые осложняют дальнейший процесс формирования личности.

Компоненты самовоспитания для ребенка заключаются в установке норм и правил. Однако, учитывая, что осознанный процесс начинается только в подростковом возрасте, именно в эти годы человек способен самостоятельно развивать личностные характеристики.

Если речь идет о подростке, для него формирование личности начинается с конкретных шагов:

  • осознание, что перемены в себе необходимы;
  • достаточная решимость, чтобы ежедневно меняться;
  • мотивация и вера в собственные силы и успех;
  • правильный выбор методов.

Задача родителей на данном этапе отслеживать – какую реакцию у подростка вызывают определенные формы самовоспитания (воспитательного процесса). Если реакция отрицательная или нейтральная, необходимо своевременно внести коррективы, в противном случае у подростка не будет достаточной мотивации для работы над собой.

Родителям необходимо понимать, что составляющие факторы гармоничного развития ребенка – наследственность, среда, воспитание. Именно поэтому важно контролировать все элементы процесса и своевременно корректировать их.

Роль в социализации личности

Значение любого вида самовоспитания сводится к улучшению личных качеств и социальной адаптации. Выбрав интеллектуальную форму саморазвития, индивид повышает уровень познаний, эрудицию. Значение эстетического саморазвития связано с возможностью эстетически относиться к окружающему миру, воспринимать его красоту.

Роль нравственного самовоспитания человека заключается в повышении моральных качеств, развитию эмпатии, что способствует проявлению доброты, сострадания и соответственно облегчает взаимодействие с окружающими людьми. Значение физического саморазвития проявляется в укреплении здоровья, улучшении общего самочувствия.

С чего начать самовоспитание?

Самообразование и самовоспитание личности начинается с раннего детства в процессе воспитания ребенка родителями, через усвоение норм, правил, при оценке деятельности детей взрослыми. Осознанно процесс запускается с подросткового возраста. Человек, не получивший должного внимания и раскрытия своего потенциала в семье, может сам развивать все те качества, которые ему важны.

Путь самовоспитания начинается с маленьких шагов:

  • понимание и осознание необходимости перемен в себе;
  • решимость совершать шаги на пути самоизменения;
  • положительная внутренняя мотивация и вера в успех;
  • постановка (прописывание) целей и задач;
  • выбор средств и методов.
Читайте также:
Что значит адаптированная программа обучения

Теги

Самовоспитание помогаетнеобходимо самовоспитание личности.Каждый человек мечтаетсамообладание человек сможетвзрослый человек.самосовершенствовании человек стремитсяимпульсивный человек срассеянный человек приучаетуниверситета человек получаетк воспитанию имеетсамостоятельного воспитания внравственным воспитанием стремлениесамостоятельное воспитание.самостоятельного воспитания иНравственное воспитание способствуетсобственного воспитания.жизнью. Воспитание исамовоспитание личности.А личностное самовоспитаниеРазвитие личности невозможноструктура личности человекаразвитие личности. Личность осознанно

Поговорим немного о методах самовоспитания

Намечая собственный план, необходимо определиться с методами:

  1. Самоубеждение. Метод заключается в выявлении недостатков и убеждении себя в их устранении. Причем найденную отрицательную черту характера, над которой ведется работа, нужно проговаривать вслух. Самовнушение. Ученик самостоятельно обязуется воздействовать на свою психику и чувства. Закрепившись в сознании эти установки, будут определять его действия.
  2. Самообязательство. Метод схож с предыдущим. Его суть в том, чтобы взять на себе определенные обязательства в достижении цели по устранению недостатка.
  3. Самокритика. Ученик в работе над собой подвергается самокритике, чтобы активировать целеустремлённость к скорейшему преодолению.
  4. Эмпатия. Это умение сопереживать, ставить себя на место другого человека. Видя, как люди с враждебностью воспринимают бездушность, злобу, чёрствость, сопереживая им, ребенок задумывается над тем, чтобы искоренить их у себя.
  5. Самоприказ. Эффективный метод, позволяющий воспитывать волевые качества, которые помогают, заставляют прорабатывать и выполнять написанные правила.
  6. Самонаказание. Тут все ясно, в случае невыполнения или отступления от намеченных правил поведения, по отношению к себе необходимо подобрать и применить определенное наказание.

Наличие педагога, который будет следить за правильностью выполнения составленной программы, конечно, облегчит процесс самовоспитания личности. Но самостоятельная работа приносит все же больше плодов, потому что воспитывается сила воли. Итак, мы рассмотрели примеры самовоспитания из жизни великих людей, его методы и этапы.

Что поможет воспитать сильный характер?

Сильный характер характеризуется следующими навыками:

  1. Умение давать адекватную оценку своим действиям. Научится требовать от себя результат, уметь перебороть недовольство собой, при этом, не опустив руки.
  2. Уметь ставить конкретную цель. Что именно вы хотите изменить в характере, какой навык развить и от чего отказаться?
  3. Развивать свою мораль, помогать ближним и нуждающимся.
  4. Самостоятельно составить план работы, предположим на один месяц и четко выполнять предписания.
  5. Искоренить лень и другие пороки, которые мешают на пути к достижению цели.
  6. Чтение литературы, посещение тренингов по личностному развитию.

Здоровый образ жизни

Невозможно заниматься физическим совершенствованием, если не сформирован здоровый образ жизни. Он включает:

  1. Режим дня. Человек должен отводить 8 часов на сон, вставать и ложиться в одно и то же время. Необходимо каждый день уделять время отдыху.
  2. Полноценное питание. Диета не является лучшим вариант для человека, занимающегося спортом. Необходимо включать в рацион те продукты, которые удовлетворят суточную потребность в энергии, витаминах и микроэлементах. Меню должно быть сбалансированным, включать натуральные продукты.
  3. Закаливание. Процесс укрепления организма должен проводиться постепенно с применением разных методов.

Поговорим об известных людях, занимающихся самовоспитанием

Гениальный русский путешественник В. К. Арсеньев также занимался самовоспитанием себя и сына. Чтобы развить силу воли он прописал ребенку такие рекомендации:

  • Не откладывать дела на следующий день.
  • Никогда не медлить.
  • Не ждать подходящего времени, действовать.
  • Необходимо постоянно упорно трудиться.
  • Быть смелым в принятии решения.
  • Не тратить силы понапрасну.
  • Избавляться от вредных привычек нужно сегодня, а не завтра.
  • Уважать себя и другие.

Примеры самовоспитания из жизни известных людей – это некая памятка для создания собственной программы самосовершенствования. И только каждодневная упорная работа над собой позволит добиться цели.

Источник: psihologpenza.ru

Как воспитать в себе личность: методы и примеры самовоспитания

Как воспитать в себе личность: методы и примеры самовоспитания

В развитии личности непременным условием является самостоятельное развитие и самоконтроль. Для каждого человека наиболее ценными достижениями являются его личные достижениям и успехи.

Именно поэтому первоочередное значение в самовоспитании имеет раскрытие индивидуальных умений и талантов личности. Мотивом к действию являются примеры самовоспитания из жизни великих людей. Например: Михаил Ломоносов.

В этом случае человек раскроется наиболее полно и проявит свой индивидуальный внутренний мир.

Понятие — самовоспитание

Чтобы организовать процесс формирования личности максимально профессионально, необходимо разобраться – что такое самовоспитание.

Источник: psycholog-kopylova.ru

Самовоспитание детей в семье

Самовоспитание вторично, оно возникает тогда, когда человек на основе воспитания и жизненного опыта начинает осознавать себя личностью, начинает задумываться над своими собственными личностными чертами.

Для чего нужно самовоспитание?
Вот что писал по этому поводу К. Д. Ушинский:

Потребность в самовоспитании возникает как естественная необходимость в самосовершенствовании отдельных личностных черт.
Самовоспитание может включать в себя различные стороны человеческого развития. Оно может быть направлено на воспитание нравственных или физических качеств, может касаться интеллектуальной или эстетической стороны развития. В зависимости от своих планов, жизненной направленности, конкретной цели человек воспитывает у себя определённые свойства и качества. Важно, каким себя хочет видеть человек, что он считает значимым для себя.
Если сын, например, желает стать физически сильным, он закаляется, если он хочет заниматься наукой, он развивает наблюдательность, память, свой ум. Направленность самовоспитания зависит также от тех трудностей, с которыми человек сталкивается в жизни. Это излишняя застенчивость, неумение сдерживать себя, нерешительность, лень и т.д.

Читайте также:
Программа чтобы ПК не лагал

Например, часто излишняя застенчивость, неумение держать себя могут затруднять общение ребёнка со своими сверстниками, а недостаточная самостоятельность затрудняет исполнение поставленной цели. Многие выдающиеся люди уделяли огромное значение самовоспитанию: Ленин, Дзержинский, А.С. Макаренко, Л. Н. Толстой.
На основе анализа своих личностных качеств Л. Н. Толстой наметил большую программу исправления.

Исследования показывают, что наибольшее число случаев осознания школьниками потребности в самовоспитании падает на 6 – 8 классы. Подросток хочет уже не играть во взрослого, не называться взрослым, а быть им. И главное – хочет, чтобы другие признали его взрослым.
Я привожу примеры письменных высказываний подростков:
1. «Я ставлю перед собой задачу воспитать крепкую волю, упорство и настойчивость. Каждый день занимаюсь музыкой по три часа в день, но иногда не хватает усидчивости…»
2. «Решил закалять тело, стать сильным и ловким. Собираюсь стать спортсменом, как мой отец. Утром делаю зарядку, посещаю гимнастический кружок. Это улучшило моё здоровье».
3. «Воспитываю в себе силу воли и физическую силу. Хочется стать сильным и смелым. Выполняю режим, встаю рано. Хочется спать, но я встаю, хотя мать ругает, что я всю квартиру бужу».
(Почему же мать ругает мальчишку? Да потому, что она не понимает тех усилий и стараний, которые предпринимает её сын, чтобы стать лучше. Знала бы мать, что существует не только воспитание, но и самовоспитание, вряд ли она стала бы ругать его за это.)
4. «Ставлю перед собой задачу хорошо кончить школу. Понимаю, что для этого нужна воля, и стремлюсь воспитать её. Если возьмусь за одно дело, стараюсь довести его до конца. Однако не всегда это у меня выходит. Иногда отвлекаюсь. Трудно перевоспитать себя. Не всегда приходится считаться со своими желаниями».

Эти примеры говорят сами за себя. Дети стремятся к самовоспитанию, ставя перед собой определённые задачи».
Самовоспитание требует контроля за его результатами, и эти результаты ребята сами устанавливают.
Вот как они оценивают свои результаты:
1. «Трудно говорить о себе, о мне кажется, что результаты неплохие. Я стала более живой и общительной, научилась понимать и уважать чувства других, научилась любить людей».
2. «В результате самовоспитания у меня появилась сила воли. Я теперь могу заставить себя сделать то, что надо, а не то, что хочется. Утром теперь всегда встаю в семь часов, даже в воскресенье. По – моему, это очень здорово. Я совершенно перестала бояться темноты и по кладбищу даже ночью проходила. Да, результат есть. Но я понимаю, что этого мало.

Я продолжаю работать над собой и никогда этого не брошу».
3. «Хотел воспитать, выработать в себе сдержанность, быть менее вспыльчивым. К концу девятого класса я добился умения владеть собой».
4. «Я решительно боролась со своей раздражительностью и резкостью. Постоянно следила за своими поступками, за тем, что и как говорю. Ну, а теперь окружающие считают меня человеком выдержанным, со спокойным характером».
Как видим, в результате самовоспитания ребята становятся лучше.
Большую роль в побуждении детей к самовоспитанию играют правильные требования родителей, подкрепляемые разумной организацией жизни ребёнка в семье.

Занятия по самовоспитанию:
(музыка, спорт)
А. С. Макаренко говорил, что с самого раннего возраста дети должны быть приучены к точному времени и точным границам поведения.
Важным средством самовоспитания ребёнка является пример яркого литературного героя. Жизнь замечательных людей показывает, как они вели борьбу со своими собственными недостатками.
Дети должны знать некоторые способы и приёмы воздействия на себя. Такими способами могут быть: самовнушение, самоубеждение и упражнения.
Самовнушение – это такое воздействие на самого себя, которое осуществляется при помощи слова. Слова самовнушения рекомендуется произносить от своего имени в утвердительной форме и в настоящем, а не в будущем времени, например: «Я не курю».
Самоубеждение – это доказательство самому себе истинности или ложности определённого положения, правильности или неправильности своего поступка, отношения к кому –либо или чему – либо.
Упражнения: это повторение поступков и действий, направленное на формирование определённого стиля поведения. Л.Н. Толстой рекомендовал разоблачать собственную лень и безволие.
Это можно сделать в форме внутреннего самоубеждения:
«Я увиливаю от работы потому, что одолела лень»
Стыдно, а ещё хвастаю, что я сильный».
«Я должен работать»
«За дело!»
Если у сына или дочери план намеченных упражнений не выполняется, они могут сами себя наказывать. Например, лишать себя удовольствия посещать кино в течение недели, месяца, отказаться от участия в играх и т. д. Если же намеченная ими программа выполняется успешно, они могут поощрять себя внеочередным посещением кино, театра и т. п.
Вспомните Гулю Королёву, главную героиню книги Елены Ильиной «Четвёртая высота». Она преодолевала свои «высоты» благодаря своему упорству и силе воли. Если ей не давался предмет в школе, она учила материал, кропотливо разбиралась в темах предмета.
Вывод:

Источник: kladraz.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru