Состав и структура программы по литературному чтению

4. Тематическое планирование по учебному предмету «Литературное чтение».

5. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 1-4 классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее — ФГОС НОО), утверждённым приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373, Примерной основной образовательной программой начального общего образования (далее – ООП НОО), одобренной Федеральным научно-методическим объединением по общему образованию (протокол № 1/15 от 08.04.2015), а также с учетом концептуальных положений программы УМК «Начальная школа XXI века» авторов Л.А. Ефросининой и М.И. Омороковой «Литературное чтение» (М.: Вентана-Граф, 2015 год).

Общая характеристика учебного предмета.

Учебный предмет «Литературное чтение» построен с учетом следующих концептуальных положений:

— изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);

Структура презентации и основные программы для создания презентации. Мастер-класс Евгении Марковой

— в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;

— дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Основная цель — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

— обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

— научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);

— систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);

— включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;

— формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;

— расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий. Читательское пространство формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).

В 1 классе изучение предмета «Литературное чтение» начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте».

В дальнейшем программа по учебному предмету «Литературное чтение» состоит из пяти разделов: «Виды речевой и читательской деятельности», «Круг чтения», «Литературоведческая пропедевтика», «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)», «Чтение: работа с информацией». В разделы программы входят основные содержательные линии: круг чтения, примерная тематика, жанровое разнообразие произведений, ориентировка в литературоведческих понятиях, развитие навыка чтения, восприятие литературного произведения, творческая деятельность, межпредметные связи.

Основные содержательные линии программы

Процесс обучения грамоте начинается с формирования общих представлений о слове и предложении: дети работают над их различением, выделяют слово из предложения, осознают, что слово имеет значение.

Читайте также:
Полезные программы для LG

Важнейшей линией курса является формирование у первоклассников действий звукового анализа, то есть умения назвать звуки слова в той последовательности, в которой они в нём находятся, дать качественную характеристику каждому звуку. Звуковой анализ закладывает основы лингвистического образования и будущего грамотного письма, предупреждая возможности пропуска букв, их перестановки и т.д. Звуковой анализ помогает также осознать первоклассникам основные принципы русской графики, что способствует формированию навыка слогового чтения. Программой предусматривается сначала знакомство со всеми гласными буквами, причём они вводятся парами: а-я, о-ё, и т.д. При такой подаче материала ещё до знакомства с согласными буквами ученик осознаёт принцип позиционного чтения и легко овладевает в дальнейшем общим способом чтения любых слогов.

Работа по формированию навыка чтения строится не только на отработке механизма чтения, но и прежде всего на осмыслении текста с учётом речевого опыта ребёнка как носителя языка. Отбор текстов и произведений для чтения учитывает в первую очередь интересы современного ребёнка, что облегчает понимание основного содержания художественного текста.

Требования к скорости чтения к детям не предъявляются, что связано с достаточно большими индивидуальными различиями первоклассников в темпе их работы. Однако учитель должен иметь в виду, что начинающий читатель затрудняется в осмыслении читаемого текста при скорости чтения 20-25 слов в минуту. При работе над индивидуальным продвижением в скорости чтения каждого ребёнка основное внимание уделяется формированию осознанности чтения.

Важное место на первом году обучения чтению отводится развитию восприятия художественного произведения.

Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению и с учётом принципа координации устной и письменной речи. Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного написания букв, рационального соединения, достижение ритмичности, плавности письма – всё это задачи становления графического навыка при обязательном соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.

Ещё одна содержательная линия – развитие речи. Первоклассники в процессе практической деятельности осваивают умения участвовать в учебном диалоге, учатся составлять рассказы разного вида (описание, повествование), работать с текстом.

Содержательные линии учебного предмета «Литературное чтение»:

Развитие навыков чтения

Развитие навыков чтения идёт от громко — речевой формы чтения вслух до чтения молча. В 3 -4 классах — наращивание темпа чтения молча и использование приёмов выразительного чтения (понимание задачи чтения и умение отобрать в соответствии с ней интонационные средства выразительности). Учитывая разный темп обучаемости детей, необходимо организовать индивидуальную работу с детьми, как с теми, кто пришёл в школу хорошо читающими, так и с теми, кто отстаёт в овладении процессом чтения. Для этого в средствах обучения представлены задания разной степени сложности.

Развитие восприятия произведения

Литература не может выполнять только иллюстративную роль и не должна использоваться только как наглядный пример к какому-то понятию или учебной теме. Она самоценна, и эту присущую литературе ценность ребёнок-читатель постепенно осознаёт, развивая свой духовный мир. Именно поэтому характер и полнота восприятия произведения зависят от читательского опыта, сформированности умения воссоздать словесные образы, соответствующие авторскому замыслу. Формирование полноценного читательского восприятия является одной из важнейших задач данного курса литературного чтения.

Во всех классах один раз в неделю в рамках изучаемого раздела проводятся уроки слушания и обучения работе с детскими книгами, что позволяет расширять читательское пространство и обогащать читательский опыт учащихся, формировать полноценное читательское восприятие и читательскую компетентность. Главной задачей уроков литературного слушания является обучение искусству слушать – сказку, рассказ, стихотворение. Уроки слушания – это школа обогащения нравственного и эмоционального опыта, духовного и эстетического развития.

Знакомство с литературоведческими понятиями

В 3-4 классах на пропедевтическом уровне вводятся литературоведческие понятия, выделяются особенности произведений разных жанров, в соответствии с этим расширяется круг детского чтения, усложняются произведения. Знакомство с литературоведческими понятиями и представлениями в данном учебном предмете «Литературное чтение» носит практико-ориентированную направленность.

Развитие речевых умений

В программе обращается внимание на развитие умения «видеть» слово в тексте, пони мать его значение (в контексте произведения), выявлять оттенки значений, понимать, почему данное слово (а не другое) выбрал писатель (поэт), как оно характеризует героя и выражает отношение автора. Далее важно научить детей не только замечать и понимать слово, но и различать его прямое и переносное, образное значение, а затем использовать в собственной речи.

Читайте также:
Настройка программы ivms 4200

Развивается один из основных видов речевой деятельности — говорение (устная речь). Практическое знакомство с диалогом и монологом (выделение в тексте, чтение в лицах, ведение диалога о прочитанном). Формулирование высказываний о своём отношении к произведению, героям и их поступкам. Обучение пересказам и рассказыванию, чтению наизусть стихотворных произведений и небольших отрывков из прозаических произведений.

Развитие творческой деятельности

Добиться хорошего уровня литературного развития учащихся, научить их выразительно читать и понимать прочитанное можно, только вовлекая детей в самостоятельную творческую деятельность. Необходимо вводить такие виды работы с произведением (книгой), которые побуждают ребёнка вносить элементы творчества, выражать своё отношение к герою (произведению), по-своему интерпретировать текст. Методы и приёмы, используемые на уроках литературного чтения, имеют широкий спектр: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. В данном курсе широко используются: практические действия учащихся при выполнении заданий к изучаемому произведению в тетради (подчёркивание, пометы, перегруппировка текста); изобразительная деятельность (рисование, раскрашивание, оформление обложек); игровые приёмы (работа с кроссворда­ми, дидактические литературные игры); письмо (дописывание, списывание, сочинения); различные формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах).

Все творческие работы проводятся в классе под руководством учителя, так как носят обучающий характер. Формы организации творческих работ могут быть разные: индивидуальные, парные, групповые.

На начальном этапе (в 1 и 2 классах) используются тематический и жанрово-тематический принципы систематизации материала, информация об изучаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), об их авторах.

На основном этапе (3–4 классы) произведения группируются по жанровому и авторскому принципу. В учебники включены произведения, вошедшие в «золотой фонд» классической детской литературы, а также произведения народного творчества, современных детских отечественных и зарубежных писателей.

Использование жанрового и авторского принципов позволяет сравнить произведения одного жанра, но разных авторов; произведения разных жанров одного автора. Например, разделы, посвященные творчеству Л.Н. Толстого помогут детям увидеть, насколько богата палитра писателя: художественные сюжетные рассказы, рассказы-описания природы, рассказы о животных, сказки, былины, басни, научно-популярные произведения, а жанровый раздел «Басни» поможет понять особенности басен разных авторов, в том числе со схожим сюжетом.

В программе заложены принципы эмоционально-эстетического восприятия произведения и духовно-нравственного воспитания. Они реализуются в том, что произведение (книга) воздействует на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развивает у него эмоциональную отзывчивость на литературное произведение (переживания, эмоции и чувства), формирует представления о нравственности. Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности.

В 3 классе формирование читателя продолжается уже на более сложных (но доступных) текстах, углубляются литературные познания ученика, обогащается его читательский опыт. Читательское развитие школьника приобретает большую глубину, а чтение становится более самостоятельным.Дети знакомятся с новыми литературоведческими понятиями (средства выразительности), выделяют особенности жанров.

В 4 классе расширяется круг детского чтения. Учащиеся знакомятся с новыми жанрами, новыми именами писателей и поэтов. Продолжается работа над структурой художественного произведения (компонентами сюжета) и сравнением произведений разных жанров. Усложняются сами произведения и способы работы с ними.

Особенностью данного учебного предмета является условно-символическое моделирование – включение каждого ребёнка в активный познавательный процесс для формирования специальных читательских умений. С первого по четвертый класс проводятся уроки литературного слушания и обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела,

Особенности изучения учебного предмета.

1.Обучение чтению

Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai

Состав и структура программы по литературному чтению

Дисциплина «Литературное чтение», согласно ФГОС НОО, входит в образовательную область «Филология» [1] .

Курс литературного чтения призван решать следующие задачи:

  • 1) формирование метапредметного (общеучебного, общекультурного) навыка чтения и умения понимать текст, воспитание интереса к чтению и книге;
  • 2) овладение навыками коммуникативной культуры, которая проявляется в речевых (устных и письменных) формах;
  • 3) всестороннее эстетическое воспитание учащихся, которое проявляется в умении определять эстетическую ценность литературных произведений как произведений особого вида искусства, а также в умении сравнивать разные виды искусства;
  • 4) формирование нравственного сознания и эстетического вкуса учащихся начальной школы.
Читайте также:
Зачем нужна программа mba

Эти задачи представлены в пояснительной записке «Примерная программа по литературному чтению» [2] .

Основные разделы программы по литературному чтению

Обратимся к разделу «Литературоведческая пропедевтика», где уточняется, что формирование литературоведческих представлений происходит исключительно на практическом уровне, что видно уже из самого названия этого содержательного раздела, — «Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)». Учащиеся должны получить общее представление о функционально-смысловых типах речи и композиционных особенностях соответствующих текстов; они должны уметь практически различать прозаическую и стихотворную речь. Младшие школьники должны научиться ориентироваться в литературных и историко-литературных понятиях, т.е. практически определять жанры читаемых произведений (сказка, рассказ, пьеса, стихотворение, басня и т.д.). Освоение изобразительно-выразительных средств также происходит на практическом уровне: находить в тексте изобразительно-выразительные средства, например синонимы, антонимы, сравнения, эпитеты, метафоры, гиперболы, олицетворения, а также определять их значение в художественной речи учащиеся могут с помощью и под руководством учителя.

В программе дается три варианта тематического планирования, приведено распределение учебных часов по крупным разделам курса. Выбор варианта тематического планирования зависит от типа школы: первый вариант ориентирован на обучение в школах с русским (родным) языком обучения; второй — составлен для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения; третий — предназначен для классов гуманитарной направленности, с расширенным литературоведческим компонентом.

На основе примерной программы разрабатываются авторские программы различных учебно-методических комплектов по литературному чтению.

  • [1] См.: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2010. С. 1.
  • [2] См.: Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа : 2 ч. Ч. 1. С. 97.
  • [3] См.: Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа.

Источник: studme.org

Анализ программ по литературному чтению в начальной школе

Эта разработка поможет учителям глубже узнать суть каждой образовательной программы по литературному чтению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Анализ программ по литературному чтению в начальной школе»

Колотовкиной Анастасии, 2А группа

Анализ программ по литературному чтению в начальной школе

Название программы

Название УМК, автор

Особенность программы

«Литературное чтение для II-IV классов»

Учебник по чтению «Родная речь»

Предмет: Начальные классы Категория: Прочее Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) < [«storage»:»ArrayObject»:private] =>array(6) < [«title»] =>string(73) «Рабочая программа. Литературное чтение.» [«seo_title»] => string(42) «rabochaiaproghrammalitieraturnoiechtieniie» [«file_id»] => string(6) «302878» [«category_seo»] => string(10) «literatura» [«subcategory_seo»] => string(12) «planirovanie» [«date»] => string(10) «1457340020» > >

object(ArrayObject)#886 (1) < [«storage»:»ArrayObject»:private] =>array(6) < [«title»] =>string(143) «Рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК «Начальная школа 21 века» » [«seo_title»] => string(90) «rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-3-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka-1» [«file_id»] => string(6) «112889» [«category_seo»] => string(16) «nachalniyeKlassi» [«subcategory_seo»] => string(12) «planirovanie» [«date»] => string(10) «1408973149» > >
object(ArrayObject)#864 (1) < [«storage»:»ArrayObject»:private] =>array(6) < [«title»] =>string(74) «Рабочая программа «Литературное чтение» » [«seo_title»] => string(45) «rabochaia-proghramma-litieraturnoie-chtieniie» [«file_id»] => string(6) «110738» [«category_seo»] => string(16) «nachalniyeKlassi» [«subcategory_seo»] => string(12) «planirovanie» [«date»] => string(10) «1406538167» > >
object(ArrayObject)#886 (1) < [«storage»:»ArrayObject»:private] =>array(6) < [«title»] =>string(74) «Рабочая программа по чтению УМК Школа-2100» [«seo_title»] => string(49) «rabochaia_proghramma_po_chtieniiu_umk_shkola_2100» [«file_id»] => string(6) «381501» [«category_seo»] => string(16) «nachalniyeKlassi» [«subcategory_seo»] => string(5) «uroki» [«date»] => string(10) «1484882847» > >
object(ArrayObject)#864 (1) < [«storage»:»ArrayObject»:private] =>array(6) < [«title»] =>string(97) «Рабочие программы 4 класс УМК «Начальная школа 21 века»» [«seo_title»] => string(60) «rabochiie-proghrammy-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka» [«file_id»] => string(6) «116147» [«category_seo»] => string(16) «nachalniyeKlassi» [«subcategory_seo»] => string(12) «planirovanie» [«date»] => string(10) «1412271220» > >

Источник: kopilkaurokov.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru