Соответствовало ли содержание каждого вида труда программе данной группы

Методист организует в ДОУ проведение воспитателями труда с детьми. Студенты с методистом наблюдают разные виды труда и формы организации в разных возрастных группах.

Вопросы для анализа наблюдения трудовой деятельности детей

Коллективная трудовая деятельность

2. Оборудование коллективного труда.
Были ли все необходимые предметы для данного труда в нужном количестве?
Каковы эстетические качества трудового оборудования?

3. Организация обстановки для коллективного труда.
Удобно ли были расставлены столы и расположено оборудование?
Принимали ли участие дети в подготовке обстановки для коллективного труда? Правильно ли поступил воспитатель, что основную заботу по подготовке обстановки взял на себя (переложил на детей)?
Соблюдались ли гигиенические условия:
хорошо ли освещены рабочие места детей?
сохраняли ли дети во время труда правильную позу или она была напряженной?
поддерживались ли в обстановке порядок и чистота?

Рабочая программа воспитания в детском саду: от теории к реализации


соответствовали ли размеры оборудования силам и возможностям детей?
посильной ли была трудовая нагрузка детей по объе­му работы и ее деятельности, длительность во вре­мени?
4. Организация и методика проведения коллективного труда.

·
Как была организована работа с детьми (объяснение: посадили их на стулья или слушали объясненье воспитателя стоя)? Как правильно?
Четко ли были даны воспитателем все объяснения и указания в работе?
Имел ли место показ приемов работы? Правильно ли поступил воспитатель, что ограничился только словесными объяснениями и указаниями (или правильно ли поступил воспитатель, что одновременно со словесными объяснениями использовал наглядный показ приемов работы? Почему да, нет)?
Подтверждалось ли в объяснении к работе ее значение? В чем это конкретно выразилось?
Имело ли место разделение между детьми общей работы на отдельные операции, или все дети выполняли одинаковую работу? Чем вы можете объяснить, что разделения работы на отдельные операции не было (или, что оно было).
Достаточно ли активно было руководство воспитателя детьми во время работы? В чем это конкретно выражалось

· 6. Как закончился коллективный труд?
Одновременно ли дети закончили работу или нет, правильно ли это?
Привлекались ли или не привлекались дети к уборке оборудования? (в обоих случаях дать оценку, правильно ли это).
Оценил ли воспитатель работу детей? Насколько методически правильно это было сделано? (какие оценки преобладали — положительные или отрицательные, что оценивалось — поведение, трудовые умения, трудовые условия, старательность, самостоятельность, результаты труда, взаимопомощь).

7. Имеются ли эмоциональные моменты в проведении коллективного труда? В чем они выразились?

8. Наблюдалось ли усложнение в содержании и организации коллективного труда младших и старших детей? В чем конкретно это выразилось?

9. Как подводился итог трудовой деятельности детей? Какие методы и приемы использовала воспитатель при проведении анализа. Участие детей в анализе.

Краткая запись задачи. Как сделать краткую запись к задаче?

Ручной труд
Организация детей на занятие. Где оно проходило, как сидели дети.
Оборудование и материал, используемый в работе с детьми.
Тон воспитателя, его речь.
Какие формы работы использовались: коллективные или индивидуальные.
Каков уровень умений и навыков у детей по ручному труду. Все ли дети умеют правильно работать с пред­лагаемым материалом? Как развиты у детей мелкие мышцы рук, самостоятельная работа с мелкими деталями на занятии?
Был ли материал, даваемый детям трудным или наобо­рот, не достаточно трудным?
Сколько детей обращалось за помощью к воспитателю.
Как и в какой форме оказывал воспитатель помощь детям в работе?
Как дети слушали объяснения воспитателя в начале занятия? Все ли усвоили объяснение?
Какие методы и приемы использовал воспитатель в работе с детьми?
Побеседовать с детьми о том, какой материал в работе по ручному труду они используют, с каким любят работать больше всего и почему.

Хозяйственно- бытовой труд.

1.
Эффективность организации труда.

2.
Методы стимулирования детей.

4.
Мотивация труда, его эффективность и соответствие возрасту.

5.
Планирование работы.

6.
Уровень умений и навыков у детей в хозяйственно-бытовом труде.

7.
Выполнение работы (самостоятельность, помощь воспитателя).

8.
Оценка труда воспитателем.

Труд в природе.

1.
Организация условий труда (объекты труда, оборудование, инструменты, их размещение), их рациональность.

2.
Реализация поставленной цели в процессе труда.

3.
Организация детского коллектива.

4.
Приемы постановки и объяснения трудового задания, закрепления материала.

5.
Взаимодействие детей в процессе труда.

6.
Результативность трудовых действий детей, качество навыков и умений, значимость для жизни живого.

7.
Отношение к труду (с интересом, безразлично).

8.
Уровень умений и навыков у детей по уходу за животными и растениями.

9.
Экологическая направленность труда детей.

10.
Оценка деятельности, самооценка.

Самообслуживание.
Организация условий труда, их рациональность
Уровень умений и навыков у детей по самообслуживанию.

1.
Организация детей, соблюдение поочередности в выполнении режимных моментов.

Читайте также:
Как вызвать резидентную программу

2.
Приемы обучения детей навыкам самообслуживания (в процессе труда и вне него)

3.
Самостоятельность и прочность в выполнении навыков самообслуживания.

4.
Эффективность выбранных методов и приемов организации труда.

5.
Эффективность анализа и оценки деятельности.

Организация и проведение студентами труда в дошкольных группах.

Методические рекомендации для студентов

Зная программу и уровень сформированности трудовых умений и навыков, самостоятельно выбрать вид труда и форму его организации. Продумайте свое участие в выполнении выбранного труда, учитывая интересы детей. Составить конспект по организации и проведению труда, заверить его у методиста и воспитателя. Организация труда возможна по подгруппам.

1.
Козлова С.А. Дошкольная педагогика /С.А.Козлова, Т.А.Куликова – М.: Изд.ц. «Академия», 2004. – 416 с.

2.
Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника. – М.: Владос,2004.-144 с.

3.
Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / под ред. С.А..Козловой. — М.: Академия, 2002.-192 с.

Источник: studopedia.info

Коллективная трудовая деятельность.

2. Оборудование коллективного труда.

— Были ли все необходимые предметы для данного тру­да в нужном количестве?

— Каковы эстетические качества трудового оборудова­ния?

3. Организация обстановки для коллективного труда.

— Удобно ли были расставлены столы и расположено оборудование?

— Принимали ли участие дети в подготовке обстановки для коллективного труда? Правильно ли поступил вос­питатель, что основную заботу по подготовке обстанов­ки взял на себя (переложил на детей)?

— Соблюдались ли гигиенические условия:

• хорошо ли освещены рабочие места детей?

• сохраняли ли дети во время труда правильную позу или она была напряженной?

• поддерживались ли в обстановке порядок и чисто­та?

• соответствовали ли размеры оборудования силам и возможностям детей?

• посильной ли была трудовая нагрузка детей по объе­му работы и ее деятельности, длительность во вре­мени?

4. Организация и методика проведения коллективного труда.

— Как была организована работа с детьми (объяснение: посадили их на стулья или слушали объясненье воспи­тателя стоя). Как правильно?

— Четко ли были даны воспитателем все объяснения и указания в работе?

— Имел ли место показ приемов работы? Правильно ли поступил воспитатель, что ограничился только словес­ными объяснениями и указаниями или правильно ли по­ступил воспитатель, что одновременно со словесными объяснениями использовал наглядный показ приемов работы? Почему да, нет?

— Подтверждалось ли в объяснении к работе ее значе­ние? В чем это конкретно выразилось?

— Имело ли место разделение между детьми общей ра­боты на отдельные операции, или все дети выполняли одинаковую работу? Чем вы можете объяснить, что раз­деления работы на отдельные операции не было (или, что оно было),

5. Достаточно ли активно было руководство воспитателя детьми во время работы? В чем это конкретно выражалось?

6. Как закончился коллективный труд?

— Одновременно ли дети закончили работу или нет, пра­вильно ли это?

— Привлекались ли или не привлекались дети к уборке оборудования? (в обоих случаях дать оценку — правильно ли это).

— Оценил ли воспитатель работу детей, насколько ме­тодически правильно это было сделано? (какие оценки преобладали — положительные или отрицательные, что оценивалось — поведение, трудовые умения, трудовые ус­ловия, старательность, самостоятельность, результаты труда, взаимопомощь).

7. Имеются ли эмоциональные моменты в проведении коллективного труда? В чем они выразились?

8. Наблюдалось ли усложнение в содержании и органи­зации коллективного труда младших и старших детей? В чем конкретно это выразилось?

9. Как подводился итог трудовой деятельности детей? Ка­кие методы,и приемы использовала воспитатель при про­ведение анализа. Участие детей в анализе.

Ручной труд.

1. Организация детей на занятие. Где оно проходило, как сидели дети.

2. Оборудование и материал, используемый в работе с детьми.

3. Тон воспитателя, его речь.

4. Какие формы работы использовались: коллективные или индивидуальные.

5. Каков уровень умений и навыков у детей по ручно­му труду. Все ли дети умеют правильно работать с пред­лагаемым материалом? Как развиты у детей мелкие мыш­цы рук, самостоятельная работа с мелкими деталями на занятии?

6. Был ли материал, даваемый детям трудным или наобо­рот, не достаточно трудным?

7. Сколько детей обращалось за помощью к воспитателю.

8. Как и в какой форме оказывал воспитатель помощь детям в работе?

9. Как дети слушали объяснения воспитателя в начале занятия? Все ли усвоили объяснение?

10. Какие методы и приемы использовал воспитатель в работе с детьми?

11. Побеседовать с детьми о том, какой материал в ра­боте по ручному труду они используют, с каким любят ра­ботать больше всего и почему.

ПЛАНИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

При планировании важно отметить следующие моменты:
1) указать цель труда (что должен делать и сделать ребенок);

2) определить задачи, которые будут решаться взрослым (обучение действиям, закрепление у детей ряда последовательных действий, упражнение, воспитание положительных взаимоотношений, интереса к труду, умения прилагать усилие, делать работу самостоятельно, правильно и пр.);

3) продумать форму организации труда ребенка (повседневный труд по самообслуживанию, совместный труд со взрослым, поручение, дежурство, труд рядом, общий или совместный труд);

Читайте также:
Как называется программа для восстановления флешки

4) наметить основные методические приемы, которые позволят решить образовательную или воспитательную задачу (положительный пример взрослого, ребенка; показ действий; положительная оценка; привлечение ребенка для помощи другому; место педагога в процессе труда и пр.);

5) указать оборудование, которое понадобится ребенку в процессе работы;

6) наметить виды индивидуальной работы по трудовому воспитанию, указать, с кем из детей он будет проводить ее конкретно.

Источник: cyberpedia.su

АНАЛИЗ, ДИАГНОСТИКА И ПЛАНИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОУ
методическая разработка по теме

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.

Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.

Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

В соответствии с программой, трудовое воспитание включает основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации — поручения, дежурства, общий, совместный и коллективный труд детей.

В соответствии с программой, трудовое воспитание включает основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации — поручения, дежурства, общий, совместный и коллективный труд детей.

Скачать:

Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ, ДИАГНОСТИКА И ПЛАНИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ

  1. Диагностика трудовых умений и навыков детей дошкольного возраста.

Список рекомендуемой литературы

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.

Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.

Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

В соответствии с программой, трудовое воспитание включает основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации — поручения, дежурства, общий, совместный и коллективный труд детей.

В соответствии с программой, трудовое воспитание включает основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации — поручения, дежурства, общий, совместный и коллективный труд детей.

Краткая характеристика видов труда:

Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, умывание).

Хозяйственно-бытовой труд – труд по уборке помещения, мытье посуды, стирка и др. В отличие от самообслуживания, имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую среду. Навыки хозяйственно — бытового труда ребенок может использовать и в самообслуживании и в труде на общую пользу.

Труд в приро де – уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др.

Ручной и художественный труд – труд, направленный на удовлетворение эстетичных потребностей человека (изготовление поделок).

Краткая характеристика форм организации труда:

Поручения – это обращенная к ребенку просьба взрослого, выполнять какое либо трудовое действие. Трудовое поручение по форме организации может быть: индивидуальным, подгрупповым,

Общим. По продолжительности: кратковременным, постоянным. По содержанию – соответствовать видам труда.

Дежурства – труд одного или нескольких детей в интересах всей группы (по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям).

Общий труд – предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.

Совместный труд – предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы другого. Цель – единая (по цепочке).

Коллективный труд – форма организации труда, при которой дети наряду с трудом решают и нравственные задачи: договориться о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей совместной работы.

Данные методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи воспитателям в организации трудовой деятельности дошкольников.

В целях продуктивной организации образовательного процесса в помощь воспитателям предложены различные стандартизированные формы диагностики трудовых умений, схемы анализа трудовой деятельности, формы конспектов организации трудовой деятельности и примерные конспекты организации разных видов и форм организации труда.

  1. ДИАГНОСТИКА ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Читайте также:
Программа действий по формированию исследовательского умения

Чтобы наиболее целесообразно наметить основные направления своей педагогической деятельности при организации труда детей, воспитатель должен хорошо представлять себе уровень развития трудовой деятельности каждого ребенка и группы воспитанников в целом.

Диагностика проводится в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду и содержит критерии оценки трудовых навыков у детей дошкольного возраста по следующим видам труда: труд в природе; хозяйственно-бытовой труд; ручной труд; самообслуживание.

Выделяются следующие критерии оценки трудовых умений:

  • НИЗКИЙ — Н
  • СРЕДНИЙ — С
  • ВЫСОКИЙ – В

Примерный перечень умений и навыков в образовательной области «ТРУД»:

Овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Труд»

Развитие трудовой деятельности:

  • способен к элементарному самообслуживанию (самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается, с помощью взрослого застегивает пуговицы, завязывает шнурки)
  • выполняет простейшие трудовые действия с помощью педагогов.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:

  • стремится соответствовать требованиям близких взрослых;
  • помогает в ответ на просьбу.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:

  • знает и называет некоторые трудовые действия взрослых (моет, стирает, гладит, убирает и т.д.);
  • имеет элементарные представления о работе мамы, папы, других близких (мама работает в магазине, папа работает шофёром и т.п.).

Развитие трудовой деятельности:

  • самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается в определенной последовательности;
  • самостоятельно выполняет простейшие трудовые действия (убирает на место игрушки, раскладывает столовые приборы и т.п.).

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:

  • способен довести начатое дело до конца: убрать игрушки, соорудить конструкцию и т.д.;
  • испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:

  • проявляет знания о разных процессиях (повар, парикмахер, водитель и пр.);
  • знает, кем работают близкие люди.

Развитие трудовой деятельности:

  • самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается в определенной последовательности, складывает и убирает одежду, с помощью взрослого приводит ее в порядок;
  • самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, по занятиям.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:

  • доводит начатое дело до конца;
  • испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:

  • владеет знаниями о разных профессиях, опирается на них в играх (врач, шофёр, продавец, воспитатель и.т.д.);
  • имеет представление о значимости труда родителей, других близких людей.

Развитие трудовой деятельности:

  • соблюдает последовательность в одевании и раздевании, складывает и убирает одежду, приводит ее в порядок, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью;
  • самостоятельно чистит зубы, умывается по мере необходимости;
  • самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол, выполняет поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:

  • доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада;
  • может оценить результат своей работы;
  • испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:

— владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов;

— имеет представление о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд;

— бережно относится к тому, что сделано руками человека.

Развитие трудовой деятельности:

  • самостоятельно ухаживает за одеждой, устраняет непорядок в своем внешнем виде;
  • умеет планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы, необходимые для занятий, игр;
  • ответственно выполняет обязанности дежурного;
  • умеет создавать игрушки из природного, бросового материала, из бумаги.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:

  • старательно доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада;
  • оценивает результат своей работы;
  • испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности;
  • радуется результатам коллективного труда.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человек:

  • владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов;
  • имеет представление о профессиях, связанных со спецификой родного города (села), о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд;
  • бережно относится к тому, что сделано руками человека.

Диагностика трудовой деятельности по уходу за растениями

Фамилия, имя ребёнка

1. Умение принять цель труда

2. Умение выделить предмет труда

3. Умение предвидеть результат труда

4. Умение спланировать трудовой процесс

отобрать необходимое оборудование

6. Освоение трудовых навыков и умений

Источник: nsportal.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru