Проектирование в образовании может осуществляться на разных уровнях. Под уровнем в данном случае понимается степень обобщенности (универсальности) проектных процедур и результата, которая используется в рамках проектных действий. Представляется, что в зависимости от требований к результату и формам представления продукта педагогическое проектирование может быть выполнено на концептуальном, содержательном, технологическом, процессуальном уровнях (табл. 2).
Табл. 2. Соотношение уровней и продуктов педагогического проектирования
Концептуальный уровень проектирования ориентирован на создание концепции объекта или на его прогностическое модельное представление (модель образовательного стандарта, концепция программы, проект учебного плана). Продукт, полученный на этом уровне, носит универсальный характер и может служить методологической основой для создания аналогичных продуктов следующего уровня. Например, модельный закон «Об образовании взрослых», принятый для стран СНГ, служит основой для разработки соответствующих законов в каждой из стран.
3. Актуальность, цели и задачи проекта
Содержательный уровень проектирования предполагает непосредственное получение продукта со свойствами, соответствующими диапазону его возможного использования и функционального назначения (стандарт начального образования, программа развития гимназии, учебный план гуманитарного факультета института экономики и финансов).
Источник: pedlib.ru
Основные признаки проекта
По содержанию понятия Программа и Проект – синонимы, НО есть отличие.
Программа состоит из совокупности проектов и различных мероприятий объединенных общей целью и условиями их выполнения и необязательно ограниченных во времени.
Проекты могут выполняться изолированно и каждый из них выступает как самостоятельный объект управления. Проекты, входящие в программу, представляют собой средства для достижения целей программы.
П., входящие в ПР. в отдельности каждый могут не дать ощутимого экономического эффекта в виде прибыли, а осуществление же ВСЕЙ ПР. обеспечивает эффективность конечного результата.
Любая деятельность организации, включает такие понятия как «операция и проект», которые совпадают по следующим параметрам:
— осуществляются людьми (человеческий ресурс)
— ограничены всеми видами ресурсов
— имеют определенные цели
— планируются, выполняются и контролируются
Отличия операции и проекта:
— О. постоянны и регулярно повторяются
— П. носят единичный характер, никогда не повторяются и уникальны по своему содержанию.
1. Признак изменения – реализация проекта всегда является изменением некоторой системы
2. Признак временной ограниченности – любой проект имеет дату начала и окончания, которое определяет общую продолжительность проекта.
3. Признак ограниченности требуемых ресурсов.
4. Признак неповторимости проекта – каждый проект никогда не повторяется дважды.
Я УШЛА ИЗ СЕКТЫ. К ним попадает один конкретный тип людей.
5. Признак новизны и уникальности
6. Признак правого и организационного обеспечения – любой проект реализуется в рамках правового и законодательного поля.
7. Признак разграничения – каждый проект рассматривается как целостная система и отделен от других проектов предметной областью проекта.
8. Признак соотношения числа участников проекта – зависит от масштабов проекта, сложности, длительности, класса и т.д.
9. Признак комплексности – предполагает учет факторов внешнего и внутреннего окружения.
10. Признак цели, который предполагает, что для решения любой проблемы формулируется цель.
Основные факторы успеха проекта:
1. Правильно сформулированная миссия проекта
2. Поддержка проекта руководством компании
3. Наличие четких планов проекта (за счет каких ресурсов, работ, в какие сроки)
4. Оптимальное взаимодействие заказчиков проекта
5. Учет требований, предъявляемых будущими потребителями к конечному результату проекта.
6. Наличия квалифицированных исполнителей для исполнения проекта.
7. Создание эффективной системы контроля и мониторинга позволяющей отслеживать текущее состояние П. и своевременно реагировать на отдельные препятствия, возникающие в ходе осуществления проекта.
8. Наличие эффективной коммуникации между всеми участниками проекта и командой проекта.
9. Завершение проекта в рамках установленного бюджета (не должны превышать).
10. Завершение проекта в рамках выделенных ресурсов.
11. Завершение проекта с минимальными изменениями предметной области проекта.
Основные определения Управления Проектом:
1. УП – это профессиональная творческая деятельность, основанная на использовании современных научных знаний, навыков, методов, средств, технологий, ориентированных на получение эффективных результатов проекта путем воздействия на работников для успешного осуществления проекта.
2. УП – это наука и искусство руководства людскими и материальными ресурсами на протяжении всего жизненного цикла проекта на основе применения техники и технологии.
3.* УП – это особый вид управленческой деятельности, базирующийся на предварительной коллегиальной разработке комплексной системной модели действий по достижении оригинальной цели – определение ГУУ.
Дисциплина УП позволяет:
— определить цели проекта и провести их обоснование
— выявить структура проекта по целям и основным этапам работы
— определить бюджет проекта и источники его финансирования
— определить исполнителя проекта на основе подрядных торгов и конкурсов
— подготовить договора и контракты на осуществление проекта
— определить сроки выполнения проекта
— составить графики производственных работ (план работ и сетевые графики)
— произвести калькуляцию всех видов затрат и расчет необходимых ресурсов
— определить все риски и мероприятия по их снижению
— подобрать и сформировать команду проекта
— обеспечить контроль и мониторинг проекта
Предмет и задачи изучения УП:
Предметы: процессы, функции, задачи, методы и средства УП.
1. Передать современную концепцию УП
2. Объединить в себе наиболее эффективные методы и механизмы УП
3. Определить влияние УП на становление и развитие экономики страны и общества в целом
4. Изучить историю УП и зарубежный опыт УП
5. Иметь представление о профессиональных организациях по УП (в частности СОВНЕТ)
6. Раскрыть тенденции и перспективы развития УП
Связь с УП с другими дисциплинами:
I – Общая теория управления
II – Управление производством
III – Социально-психологические дисциплины
Процессы УП:
Инициация | Планирование | Выполнение | Контроль | Завершение |
-разработка концепции П. — технико-эконом. обоснование П -опред-ие цели П | -план. предметной области П — опред-ие затрат всех видов ресурсов — структурная декомпозиция работ — опред-ие методов производства работ -опред-ие бюджета П -планир-ие кач-ва работ -формир-ие команды П | -организация и коорд-ия работ в П — заключ-ие договор с МТР и подрядными орган-циями -развитие команды П | -мониторинг работ по П -отчеты о ходе работ -контроль за выполн-ем работ -контроль за кач-вом работ — контроль по снижению рисков | -завершение по контрактам и договорам -приемочные работы — сдача всех документов в архив |
1. Инициация – начало работы заказчика над проектом
2. Планирование – разработку плана по осуществлению проекта для достижения конечного результата и предполагает определение всех работ по проекту и взаимосвязей между ними и методов производства работ (последовательный, поточный, параллельный).
Процесс – это совокупность определенных действий, позволяющих обеспечить определенный промежуточный результат.
Планирование включает:
— календарное и сетевое планирование
Источник: studopedia.ru
Взаимосвязь социальных программ и социальных проектов (стр. 1 из 2)
Социальный проект – это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы (объекта) с установленными требованиями к качеству результатов, с возможными ограничениями расходов средств и ресурсов, а также со специфической организацией деятельности. Проектирование социальное – процесс создания прообраза (прототипа) предполагаемого социального объекта, социального явления или социального процесса посредством научно обоснованного определения вариантов их планового развития и с целенаправленным изменением конкретных социальных институтов.
Исходя из ситуации перехода нашей страны к новым условиям функционирования как государства, так и рынка, система хозяйственных механизмов должна включать в себя масштабные, четко скоординированные социальные программы и быть ориентирована не на все население страны, но прежде всего на менее защищенные контингенты населения. Например, в настоящее время в России финансируются такие программы федерального значения, как «Дети-инвалиды», «Дети России», «Социальная защита пожилых людей» и т.д.
В данной работе, пользуясь соответствующей литературой, постараюсь раскрыть понятия социальных программ и социальных проектов и выделить их взаимосвязь.
1. Социальные проекты
Проект социальной работы понимается как система: сформулированных проектных целей; создаваемых для этих целей социальных учреждений, физических объектов, систем социальной защиты; разрабатываемых и утверждаемых соответствующих документов — программ, планов, расчетов, смет и др.; рассчитываемых необходимых ресурсов — материальных, финансовых, трудовых, временных; комплекс управленческих решений, мероприятий (мер) по достижению целей.
Все виды проектов классифицируются по трем признакам, каждый из которых дает представление об определенной грани, или стороне, проекта. (см. приложение А).
Для любого вида проекта характерен жизненный цикл, т.е. период времени с момента его появления до окончания практической реализации. Жизненный цикл проекта можно разделить на фазы, представляющие собой определенные микроциклы: замысел; анализ; проблемы; разработка концепции; разработка проекта; оценка результатов; подведение итогов.
Выполнение (реализация) социального проекта требует определенной совокупности работ, которые делятся на основные и обеспечивающие. К основным работам относятся: предпроектный анализ; определение главной (главных) цели (целей); планирование социального проекта; разработка социального проекта, результатом которой являются документы, решения, сметы и т.д.; принятие и утверждение социального проекта; его выполнение (реализация) и внесение по ходу необходимых корректив; подведение итогов выполнения проекта.
Рассмотрим каждую стадию.
Предпроектный анализ включает изучение (исследование, анализ, диагностику) соответствующей социальной проблемы, решение которой предполагается осуществить в «проектном» варианте, например с помощью разработки и реализации какой-то программы. Результаты анализа находят выражение в виде описания ситуации, характеристики условий, социальной «фотографии», паспорта и др. Главная цель определяется на основе предпроектного анализа и отражается в формулировке цели (целей).
Планирование социального проекта состоит в определении конкретных разработчиков с установлением заданий и сроков предстоящей разработки проекта. Разработка социального проекта состоит в определении перечня мер (мероприятий) и ответственных исполнителей, производстве необходимых расчетов по ресурсам, заключении договоров на выполнение работ, поставку материалов, оборудования и др. Результатом разработки являются, например, конкретная социальная программа или план, а также соответствующие расчеты на календарные периоды.
Принятие и утверждение социального проекта происходит по специальной процедуре с фиксацией в официальном документе. Выполнение социального проекта, как правило, обеспечивается существующей структурой. При необходимости могут создаваться специальные управленческие структуры, подразделения, звенья (должности). С учетом каких-либо значимых факторов в проект «по ходу» могут вноситься коррективы в сторону его расширения или «ужимания».
Подведение итогов выполнения социального проекта основывается на учете отчетной и контрольной информации и отражается в соответствующем документе, закрывающем данный проект. Работы, обеспечивающие социальный проект, группируются по следующим видам: информационные, аналитические, экспертные, организационные, координационные, правовые, финансовые, кадровые, мотивационные, материально-технические, снабженческие, коммерческие, учебно-обучающие, прогнозные, пропагандистские.
Важное условие в обеспечивающей организационно-управленческой работе — назначение руководителя реализуемого социального проекта, который наделяется полномочиями, обязанностями и правами. Руководитель проекта может наделяться правом формирования «своей команды» (временного коллектива), выполняющей обеспечивающие работы.
2. Социальные программы
В процессе управления возникают ситуации, когда то или иное направление деятельности необходимо выделить особо. Тогда оно приобретает форму целевой программы, которая «вписывается» в существующую оргструктуру управления или для ее реализации создается специальная структура или происходит то и другое. Целевая программа и система управления, обеспечивающая ее реализацию (выполнение), называется программно-целевым управлением (ПЦУ). Если у программы нет или слабо работает обеспечивающая структура, то она «зависает», т.е. ее выполнение проблематично. Это — одна из распространенных «программных болезней».
Большим преимуществом программ вообще и социальных в частности является специальное выделение «программных ресурсов» и их концентрация на достижении подцелей, задач, мероприятий и, в конечном счете, цели программы. Классификация целей (см.приложение В). Программно-целевое управление по-своему подтверждает важность определения приоритетов в практической деятельности на любом уровне.
Ресурсное обеспечение – для выполнения программы необходимы технические средства — компьютер, копировальный аппарат, видеоаппаратура для психолога, оборудование для отделения реабилитации детей-инвалидов.
3. Принципы, приоритеты и классификация социальных программ
При разработке социальных программ необходимо соблюдать следующие принципы: принцип научного обоснования; принцип целесообразности и целеобусловленности; принцип социально воспроизводственной ценности; принцип комплексности; принцип реалистичности и реализуемости.
При разработке социальной программы необходимо также придерживаться следующих приоритетов: приоритетность личностного начала над групповым; ориентация процессов управления в программировании на повышение качества жизни населения; детальное определение основных видов социальных услуг предусмотренных программой; активное использование местного самоуправления в выработке и реализации социальных программ на локальном уровне; необходимость непрерывного повышения квалификации участников процесса социального программирования.
Большое многообразие социальных программ вызывает необходимость их классификации по разным основаниям (признакам).
По классу: монопрограммы – это простые программы, содержащие одну цель и одно направление деятельности; мультипрограммы – это комплексные программы, содержащие несколько целей и направлений деятельности; мегапрограммы – это целевые программы, содержащие большое количество взаимосвязанных простых и комплексных программ объединенных общей целью, ресурсами и временем выполнения. Мультипрограммы содержат в себе монопрограммы. Мегапрограммы содержат в себе моно — и мультипрограммы.
По типу: социальные – программы, предназначенные для решения социально значимых задач; экономические – программы, применяемые в сфере экономического регулирования; организационные – программы, реализуемые в сфере управления персоналом и в менеджменте организаций; технические – программы, используемые в области внедрения результатов научно-технического прогресса; смешанные – программы, содержащие элементы вышеперечисленных видов.
Источник: smekni.com