Соотношение обязательной части программы и части формируемой участниками

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

  • Обратная связь
  • Правила сайта

Источник: www.soloby.ru

Основные характеристики ООП в условиях реализации ФГОС НОО ( части ООП формируемые участниками образовательных отношений)

Требования к структуре программы НОО 2021 Trim


статья на тему

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) представляет совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями.

ФГОС НОО предъявляет требования к структуре ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (далее— ООП) начального общего образования, которые должны быть реализованы в каждом общеобразовательном учреждении. Данный раздел ФГОС содержит характеристику обобщенной ООП, которая должна быть в каждом образовательном учреждении. По сути дела в этом разделе представлена структура ООП НОО образовательного учреждения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Гаврилова Татьяна Владимировна

Учитель начальных классов

1 К.К. МБОУ СОШ № 61

Основные характеристики ООП в условиях реализации ФГОС НОО

( части ООП формируемые участниками образовательных отношений)

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) представляет совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями.

ФГОС НОО предъявляет требования к структуре ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (далее— ООП) начального общего образования, которые должны быть реализованы в каждом общеобразовательном учреждении. Данный раздел ФГОС содержит характеристику обобщенной ООП, которая должна быть в каждом образовательном учреждении. По сути дела в этом разделе представлена структура ООП НОО образовательного учреждения.

Таким образом, ООП НОО, которая должна быть разработана и реализована в каждом образовательном учреждении, содержит компоненты, которые относятся именно к образовательному учреждению. Это в полной мере соответствует п. 6 ст. 9 Закона: «Основные общеобразовательные программы начального общего, основного обще го и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федеральной государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательной учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».

Основные вопросы формирования и реализации ООП СОО в соответствии с ФГОС СОО

На основе ФГОС НОО разрабатывается примерная основная образовательная программа начального общего образования, которая по своему формату представляет обобщенную модель ООП НОО образовательного учреждения. Примерная основная образовательная программа начального общего образования призвана помочь образовательным учреждениям в самостоятельной разработке ООП НОО.

И уже на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования, должно самостоятельно разработать с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников основную образовательную программу начального общего образования КОНКРЕТНОГО образовательного учреждения.

Что необходимо читывать при разработке ООП НОО школы?

В п. 15 ФГОС НОО фиксируется, что «обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, — 20% от общего объема основной образовательной программы начального общего образования».

Данное соотношение при разработке школой ООП НОО на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования может быть реализовано различными способами.

1. Соотношение 80%: 20% имеет место для всех структурных компонентов ООП

начального общего образования. Причем подразумевается, что это процентное соотношение может быть выражено как в конкретных цифрах (часах), например’ относительно БУП, так и в содержательном смысле. То есть имеется в виду соотношение содержательных блоков в каждой отдельной программе, которая входит в ООП начального общего образования как составная часть (задачи, направления работы и др., определяемые участниками образовательного процесса именно с учетом региональных, этнокультурных и местных особенностей).

2. Соотношение 80% : 20% относится к ООП НОО как к целостности, то есть образовательное учреждение, условно, из девяти разделов может полностью без изменений и дополнений взять семь, а два компонента ООП НОО определить полностью самостоятельно (например, полностью из примерной основной образовательной программы взяты семь структурных компонентов, а два компонента школа разрабатывает полностью самостоятельно).

3. Соотношение 80%: 20% обеспечивается суммированием неравноценных по отношению друг к другу частей различных компонентов ООП НОО (например, часть, формируемая участниками образовательного процесса, составляет: в пояснительной записке—10%, в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования — 10%, в учебном плане — 30%, в программе формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования – 10%, в программах учебных предметов, курсов – 20%, в программе духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования – 30%, в программе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни – 30%, в программе коррекционной работы – 30%, в системе оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования – 10%).

Очень важным при разработке ООП НОО школы на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования является необходимость четкого понимания, что входит в ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ часть ООП НОО, а что входит в часть, ФОРМИРУЕМУЮ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (таблица 1).

Структурные компоненты ООП НОО

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

Источник: nsportal.ru

Соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений

АООП включает три раздела: целевой, содержательный и организационный. Рассмотрим каждый из этих разделов.

Кроме указанных разделов АООП школы может иметь и дополнительные разделы, которые учитывают специфические особенности и возможности региона и школы. Например, в качестве дополнительных разделов в программу могут быть включены паспорт программы, основные понятия, детальная характеристика контингента обучающихся по различным параметрам, имеющим значение для дальнейшей организации обучения (например, особенности контингента по различным сопутствующим заболеваниям, требующим существенного медицинского сопровождения, или большое количество детей-инвалидов, для которых предусматривается программа реабилитации)

4.1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ включает в себя: пояснительную записку, планируемые результаты освоения АООП, систему оценки достижения планируемых результатов.

4.1.1.Пояснительная записка. Цель пояснительной записки представить и описать концептуальные основы и особенности образовательной программы, в ней определяется цель АООП, которая должна быть конкретной, не противоречить цели, заложенной в Стандарте. Сформулировать цель и определить задачи рекомендуется только те, которые решаются через образовательный процесс. Необходимо помнить, что цель является образом желаемого результата, который предполагает:

− фиксированное время его получения;

− соответствие потребностям и возможностям конкретного образовательного учреждения;

− мотивацию педагогического коллектива на деятельность в направлении его достижения;

− операциональную определенность, контроль.

Принципы и подходы к формированию Программы должны включать как основные методологические положения, обще дидактические принципы, подходы, так и специальные, являющиеся основополагающими в работе с конкретной категорией детей с ограниченными возможностями здоровья.

В пояснительной записке обосновывается системно­деятельностный подход, который лежит в основе реализации основной образовательной программы.

В пояснительной записке прописываются принципы реализации программы,относительно каждой нозологической группы. Например, программа опирается на следующие развивающие принципы:

а) личностно ориентированные (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности);

б) коррекционно-развивающей направленности процесса обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, который предусматривает отбор специальных методов и приёмов педагогического воздействия на личность обучающегося, направленных на преодоление недостатков ее развития и др.

Общая характеристика АООП включает информацию о периоде освоения Программы, с указанием контингента детей.

В пояснительной записке к АООП необходимо дать краткую психолого-педагогическую характеристику детей, воспитывающихся в образовательном учреждении, раскрыть особенности их развития, указать особенности осуществления образовательного процесса с учетом контингента. Кроме того, в пояснительной записке указывается, что в случае невозможности комплексного усвоения воспитанником АООП из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтвержденных в установленном порядке психолого-медико-педагогической комиссией, ему может быть рекомендован другой вариант обучения.

Описание особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ включают определение потребностей обучающихся в условиях, программно-методическом обеспечении, степени индивидуализации процесса.

Существует принципиальная разница между психолого-педагогической характеристикой (она описывает общие особенности детей определенной нозологической группы) и особыми образовательными потребностями, которые указывают на то, чем надо обеспечить ребенка для успешного освоения АООП.

Для АООП обучающихся с умственной отсталостью (2 вариант) обязательным является описание структуры и общей характеристики СИПР.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru