Сольная программа это что

Как быстрее придумывать гитарные соло: простой и эффективный метод

Одной из самых распространённых проблем гитаристов при сочинении соло является нехватка идей. Непонятно, что именно играть дальше, ведь хочется сделать соло ярким и запоминающимся. Преподаватель Том Хесс на своём сайте рассказал, как легко и быстро придумывать гитарные соло и улучшить навыки импровизации, отказавшись от вопроса «Что играть?». С разрешения автора SAMESOUND приводит адаптированный перевод заметки.

Очень часто гитаристы, придумывающие гитарные соло, сталкиваются с нехваткой идей для сочинения партии. Причин тому, как мне кажется, две:

  1. Гитаристы думают, что гитарное соло должно состоять из большого количества фрагментов и разнообразных фраз. Это миф.
  2. Сильная зацикленность на установке «Что играть?» вместо «Как играть?». Корень проблемы здесь в недостаточном развитии навыков фразировки у большинства гитаристов.

Долгосрочное решение проблемы поиска идей для сочинения соло требует смены мышления. Для начала перестаньте думать о том, как вы запилите что-то дикое и невероятное, что запомнится всем и каждому. Соло далеко не всегда история про скорость и сложность.

Первый сольный концерт Турсынбека Кабатова на русском языке (31.12.2019)

Примите тот факт, что яркое и запоминающееся соло ≠ сложное и насыщенное соло. Всё-таки исполнение важнее содержания.

Перестроить мышление поможет принцип получения большего от каждого известного вам гитарного соло. Благодаря этому принципу можно придумывать более интересные партии и улучшить общее звучание без глубокого изучения нового материала.

Чтобы выжать максимум пользы из уже изученного материала, достаточно соблюдать простой алгоритм:

1 Найти бэк-трек

Найдите бэк-трек в любой тональности. Главное правило здесь — комфортность игры. В качестве бэк-трека можно придумать свою минусовку или скачать готовый бэк-трек в одном из соответствующих каталогов.

2 Вспомнить любую известную фразу

Вспомните любой отрывок из гитарного соло, которое вы изучали ранее. Желательно, чтобы отрывок был коротким и несложным для игры. Не прыгайте выше головы, пусть фраза будет в пределах ваших технических возможностей игры на гитаре.

3 Исполнить фразу с умом

Включите бэк-трек и играйте выбранную ранее гитарную фразу. Сыграв отрывок в первый раз под минус, не спешите изобретать совершенно новый пассаж. Для начала повторите фразу ещё несколько раз, а затем сыграйте её вариацию. Именно вариацию — фраза должна содержать небольшие изменения в нотах, но при этом оставаться собой.

Создать вариацию можно одним из следующих способов:

Придумайте как минимум десять вариантов оригинального отрывка соло. Понятно, что в настоящем соло вы вряд ли когда-либо будете играть одну и ту же фразу в десяти вариациях, но цель здесь в другом. Я хочу, чтобы вы прошли через процесс исследования возможностей, доступных вам прямо сейчас.

Конечно, в реальном гитарном соло вы вряд ли будете играть один и тот же лик 10-ю похожими способами, но здесь я хочу, чтобы вы прошли через этот процесс намеренно и исследовали больше возможностей для импровизации, доступных вам на данный момент.

4 Выбрать новую фразу

После того, как одна из фраз будет сыграна во всех возможных и доступных вам вариациях, переходите к следующей. Можно взять ещё одну фразу из того же соло, откуда взялся первый отрывок, можно вспомнить другую партию.

5 Повторить с новой фразой

Повторите все действия, начиная с третьего шага. Играйте оригинальную партию, придумывайте вариации, используя новую ритмику или различные украшательства.

Гитарное соло

Предложенный алгоритм отличается от того, как большинство гитаристов придумывают партии соло-гитары или импровизируют. Вариации — один из самых действенных способов украсить партии, сделать их интереснее. Вместо того, чтобы впихнуть в свою импровизацию как можно больше разнообразных и несвязанных по смыслу фраз, можно обыгрывать основные идеи партии с помощью ритма, других интервалов или приёмов звукоизвлечения.

Предложенный мной метод позволяет получить больше из меньшего. Чтобы соло заиграло новыми красками и при этом не распухло от ненужных нот, достаточно чаще думать о том, как именно извлечь тот или иной звук. Можно не быть самым быстрым гитаристом в мире, но при этом придумывать и исполнять великолепные соло и яркие запоминающиеся импровизации только за счёт знания приёмов звукоизвлечения и умения грамотно их применить.

Кто-то решит, что описанный метод слишком прост, чтобы быть эффективным. Судить вам, но моя практика показывает, что он и прост, и эффективен одновременно. Я рассказывал его многим своим ученикам и спустя некоторое время все они значительно улучшили свои навыки импровизации и стали придумывать более интересные соло. Попробуйте и вы.

Источник: samesound.ru

УМК «Сольное пение»
учебно-методический материал на тему

Утверждено на заседании научно — методического совета.

Протокол №______от «____»____________2010г.

Заместитель директора по УР ______________ А.Х. Кан-оол

Читайте также:
Программа информационной безопасности что это

Заместитель директора по НМР _____________ Е. К. Карелина

Рецензенты: Чалова Ж.В., Заслуженный деятель искусств РТ, доцент Новосибирской Государственной К онсерватории (академии) имени М.И.Глинки.

Докулак Э.Д., заслуженный артист РТ, преподаватель первой категрии.

Составитель: Ондар-Салчак А.Г., преподаватель специальных дисциплин.

Сольное пение: учебно-методический комплекс для студентов по специальности 070104.52. «Вокальное искусство», специализация 070104.52.01 «академическое пение» /составитель Ондар-Салчак А.Г. –Кызыл, 2010.- 73 стр.

Учебно-методический комплекс «Сольное пение» включает учебную программу и методические рекомендации по изучению курса на практических занятиях, контролирующие материалы к зачету и экзамену.

Содержание УМК предназначено для практической подготовки студентов, будущих артистов хора, преподаватель и руководителя вокального коллектива.

Тематический план курса

Самостоятельная работа студента

Требования усвоения курса

Примерные экзаменационные программы

Учебно-методическое обеспечение курса

Перечень ключевых слов

Учебно-методический комплекс дисциплины «Сольное пение» составлен в соответствии с Государственным стандартом среднего профессионального образования по специальности 070104.52.01 «Вокальное искусство».

Сольное пение в музыкальном колледже по специальности 070104.52.01 «Вокальное искусство» является одним из основных предметов, который предусматривает профессиональную подготовку студентов, развитие у них вокально-технических навыков в объеме, необходимом для дальнейшей работы будущих специалистов в различных профессиональных хоровых коллективах и ансамблях.

В основу данного учебно-методического комплекса положена учебная (рабочая) программа «Сольное пение». Данная программа курса рассчитана на — 572 часов. Основная форма организации учебной работы со студентами – индивидуальное обучение.

Цель курса «Сольное пение» студент будет уметь:

Наряду с практическим обучением сольному пению, исполнению вокальных произведений, чтению с листа в задачи предмета входит:

  • освоение практических навыков сольного пения; на правильную корпусную установку учащегося, свободное положение гортани, естественную артикуляцию, использование резонаторной функции голосового аппарата и особенно на певческое дыхание (нижнерёберно — диафрагмальное) с глубоким, бесшумным, не перегруженным вдохом и постепенным экономным расходованием воздуха при фонации.
  • выявление певческих недостатков и устранение их с помощью различных вокально-технических приемов;
  • формирование умение самостоятельно заниматься академическим пением (распевание, подбор упражнений и репертуар).
  • воспитание у учащихся творческой воли, стремления к самосовершенствованию; формирование художественного вкуса, чувства стиля, широкого кругозора и др.

Решение поставленных задач осуществляется в процессе ознакомления студентов с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки разных исторических эпох. В процессе организации обучения уделяется внимание развитию техники пения, беглости, совершенствованию технических возможностей голоса студента

Методические рекомендации по организации обучения сольному пению

С первых же уроков по постановке голоса у начинающих студентов необходимо развивать чувство самоконтроля, умение слышать и анализировать свои недостатки в звукообразовании с целью преодоления, а также активизировать их стремление к чистой интонации, к точности ритма и осмысленности в пении.

Как правило, при пении рекомендуется мягкая атака звука, точная, «без подъездов». Не допускается форсирование подача звука. С самого начала обучения следует вести систематическую работу по формированию правильного певческого звучания средней части диапазона голоса. Особое внимание необходимо уделять правильной певческой артикуляции, ясной и четкой дикции, добиваясь чистоты интонации в звучании голоса.

Необходимо помнить, что певческое дыхание является не только одной из основ правильного звукообразования и условием развитие вокальной техники, но также важным средством художественной выразительности. Развитое, эластичное певческое дыхание помогает певцу свободно владеть музыкальной фразой, цезурами, динамикой звука и другими элементами выразительности в пении.

Упражнения приобретают особую важность на начальном этапе развития и формирования голоса певца. Они необходимы для того, чтобы привести голос в состояние, устранить имеющиеся недостатки. В то же время работа над упражнениями способствует овладению дыханием, резонаторами, достижению ровности звучания на всем диапазоне, подвижности голоса, а также нахождению его наилучшей тембральной окраски.

Вырабатывая с первых шагов правильный певческий тон на легато, рекомендуется следить за тем, чтобы учащийся пел свободно, естественно, без всякого напряжения: вначале на небольшом ограниченном диапазоне, ведя звук плавно, без портаменто («подъездов»), постепенно удлиняя и разнообразя упражнения с учетом возрастающих возможностей обучаемого.

Вокальные упражнения желательно подбирать индивидуально для каждого голоса в соответствии с уровнем развития студента в процессе обучения с тем, чтобы они постоянно сопутствовали всей певческой деятельности вокалиста.

Вокализы входят в экзаменационные требования на протяжении двух с половиной лет обучения певца. На начальном этапе работа над вокализами должна предшествовать разучиванию произведения с текстом, а на старших курсах эта работа идет параллельно.

Вокализы в профессиональной подготовке певца играют очень важную роль: они являются наряду с упражнениями основной базой для формирования профессионального звучания голоса. С самого начала обучения певцов большое внимание нужно уделять простым по мелодии и ритму вокализам с небольшим диапазоном, в основном охватывающим средний регистр голоса.

Исключение может быть допущено в том случае, если ученик достаточно подготовлен – владеет большим диапазоном, верхним и нижним регистрами, чистой интонацией. Пение различных вокализов необходимо для выработки у певцов: основных певческих навыков, певческого дыхания; ровного, плавного, свободного звучания голоса (кантилены). Сглаживания регистров, владения переходными нотами; развития подвижности, гибкости голоса; постепенного расширения диапазона; достижения высокой позиции звучания, выравнивания гласных и т.д. Вокализы являются не только материалом для отработки хорошей техники в пении, но и основной для выявления тембральных особенностей голоса, развития умения использовать динамику звучания. В дальнейшем это подводит певца к художественно — выразительному пению произведений с текстом.

Читайте также:
Aucdtect task manager что это за программа

Вокализы полезно петь как сольфеджируя, так и на различные гласные или сочетания гласных с согласными. Их можно транспонировать в удобную тональность в зависимости от вокальных возможностей учащихся, чтобы не вызвать перенапряжения голоса, тем самым способствуя нахождению наиболее свободного и тембра голоса.

Изучение произведений с текстом

Работа над произведениями с текстом ставит перед учащимися новые, более сложные задачи. С самого начала обучения надо стремиться к осмысленной и выразительной передаче содержания произведения. Для этого необходимо, чтобы вокально-техническая сторона исполнения была подчинена с художественной стороны. Одна только вокализация, какой бы хорошей она ни была, сама по себе современного слушателя удовлетворить не может. Даже совершенная техника не должна быть самоцелью, её следует подчинять творческим задачам.

Раскрытие содержания произведения невозможно без хорошо развитого слуха, чувства ритма и фразировки, поэтому воспитанию этих элементов придается очень большое значение. Упражнения и вокализы, предшествующие работе над произведениями с текстом, являются необходимым материалом для воспитания этих качеств.

В самом начале обучения исполнительские задачи, стоящие перед учащимся, должны быть ему доступны. По мере совершенствования навыков голосообразования на протяжении всего обучения эти задачи следует постепенно усложнять, но в соответствии с возможностями учащегося.

Индивидуальный план учащегося является документом перспективного планирования учебного планирования учебного процесса по специальности, обеспечивающим последовательность и систематичность в развитии его профессиональных навыков, с учетом индивидуально-личностных особенностей.

Учащихся-вокалистов следует воспитывать на лучших образцах мирового вокально-исполнительского искусства различных исторических эпох, пробуждая у них чувство глубокого уважения к классическому наследию прошлого, настоящего и прежде всего отечественному.

Основной репертуара являются, в первую очередь, многообразные, разнохарактерные и доступные начинающим певцам народные песни, а также классические произведения русских и зарубежных композиторов.

Выбор репертуара должен способствовать правильной постановке голоса учащегося. В индивидуальном плане отражены те задачи по овладению вокально-техническими и исполнительскими навыками, которые поставлены преподавателем перед учеником в ближайший период обучения.

Индивидуальный план содержит краткую характеристику учащегося, определение качества его голоса на данном этапе обучения с указанием основных недостатков в звукообразовании и путей их устранения.

Индивидуальные планы рассматриваются, обсуждаются и утверждаются предметно-цикловой комиссией. На итоговом заседании комиссии в конце каждого семестра преподаватель должен отчитаться в выполнении плана каждым учащимся, дав характеристику его работы за прошедший период.

В соответствии с учебным планом, два раза в неделю учащиеся третий и четвертый курса занимаются в классе вокального ансамбля и хора должны быть согласованы с преподавателем по специальности и также утверждены на общем заседании вокального отдела.

В начале обучения, на протяжении первого курса, не допускаются занятия с концертмейстером без наблюдения педагога. Со второго курса учащиеся начинают работу с концертмейстером, которая проходит как в классе с преподавателем, так и самостоятельно без него (концертмейстерские уроки).

Концертмейстер – первый помощник преподавателя по специальности, поэтому он всегда должен быть в тесном контакте с преподавателем, внимателен ко всем указаниям, которые даются в классе с тем, чтобы их выполнять в самостоятельной работе с учащимися.

Концертмейстеру необходимо знать индивидуальные требования преподавателя по специальности к каждому учащемуся. Перед началом изучения произведений концертмейстер должен дать учащемуся несколько упражнений для распевания, соответствующие тем упражнениям, которые преподаватель сольного пения предлагает в классе. Важно следить, чтобы при пении вокализа соблюдались все правила и приемы звукообразования (чистая интонация, точный ритм и т.д.). При разучивании произведения со словами нужно помочь учащемуся разобраться в его характере и форме, следить за логическим ударением в тексте, за правильным пониманием соблюдением его содержания, соблюдением всех авторских указаний и т.д.

Иногда преподавателю приходится менять тональность произведения, выбирая наиболее удобную для голоса учащегося, поэтому концертмейстеру важно уметь свободно транспонировать.

Совместно с преподавателем концертмейстер прививает учащимся навыки самостоятельной работы над музыкальным материалом.

Основная форма обучения вокалу по предмету «Сольное пение» — индивидуальные занятия.

На индивидуальных занятиях по постановке голоса выявляются и определяются природа и тембр голоса, степень музыкально-теоретической и вокально-технической подготовленности студента, психофизические особенности его характера, особенности природных данных.

В результате изучения курса «Сольное пение» студент должен овладеть:

-принципом звукообразования академическим пением;

-особыми вокально-техническими приёмами классической манеры;

-фразировкой и необходимой для этого гибкостью голоса;

-навыками правильно певческого дыхания;

— навыками использования разных певческих атак;

-навыками высокой певческой позиции звука и точности музыкальной интонации;

-навыками соединения регистров путём их естественного смещения на каждом звуке;

-умением исполнять произведения с различным музыкальным сопровождением;

-навыками исполнения solo в хорах и смешанных составах ансамблей;

Источник: nsportal.ru

Сольный концерт как форма самовыражения музыканта

сольный концерт

Сольный концерт моего выпускника Лойко Александра в Большом зале Одесской Национальной академии музыки вы можете послушать и посмотреть в конце статьи. Этот пианист — предмет моей гордости и даже немного хвастовства, хотя в данном случае роль главного учителя принадлежит, разумеется, Богу!
Сольный концерт для пианиста – это вечер, проведённый один на один с роялем перед публикой, которая пришла, чтобы получить удовольствие от исполняемой музыки.

Читайте также:
Дебет что это за программа

Не менее часто главная цель – оценить уровень мастерства исполнителя, создать своё мнение, а затем и распространить его среди знакомых и коллег.

От того, какое впечатление произведёт музыкант на публику сегодня, зависит: придут ли на его концерт завтра. Да и перед самим собой неловко, если что-то пойдёт не так.

Короче, психологическое испытание не из лёгких. К тому же и физически это выдержать совсем не просто.

В вузах существует норма для сольного концерта. «Взрослый» вариант предполагает два отделения: первое по продолжительности на сорок-пятьдесят минут, второе немного короче – тридцать-сорок.

Довольно распространена форма сольного концерта под названием «половинка», когда два участника играют по одному отделению. Это очень удобно для начинающих.

В училищах часто играют такие концерты выпускники, обыгрывающие свои государственные программы. В ДМШ сольные концерты бывают совсем не часто. На это способны только очень продвинутые: талантливые и одновременно очень трудоспособные дети. (Примеры сольных концертов учащихся ДМШ слушать и смотреть здесь. )

Здесь нужна огромная выдержка, физическая и психическая выносливость, прекрасная память, умение сохранять естественность в выражении эмоций перед публикой, а также очень многое другое. Объявление о сольном концерте – это очень серьёзная заявка на незаурядность.

Если ученику школы «грозит» такое событие, как сольный концерт – воспринимайте это, как большую радость и обставьте событие празднично. Красивое платье (костюм), нарядно украшенный зал, приглашённые друзья, цветы и подарки виновнику события.

Пусть всё запомнится надолго. И не надо страдать из-за того, что что-то вышло не так, как планировалось! Жизнь для того и дана, чтоб что-то не всегда получалось, и мы бы имели возможность потом это улучшать.

Да, чуть не забыла: пусть ребёнок не делится с друзьями своим недовольством; не надо рассказывать никому о том, что у вас что-то не получилось или вышло не так, как надо! Не стоит облегчать задачу друзьям-соперникам. Они и без вас найдут, что сказать. А искренние друзья всё понимают и просто будут радоваться вашим достижениям.

Что касается рекомендаций по поводу проведения самого дня концерта, то они описаны мной подробно в главе: «Академический концерт» (в данном случае нет разницы — сольный это концерт или академический).

Приглашаю вас к просмотру и, конечно, внимательному прослушиванию первого вузовского Сольного Концерта одного из моих любимейших и талантливейших учеников (а ныне это — ученик профессора Сухомлинова И.И.). Играет Александр Лойко!


Подпись
Жду ваших комментариев

Рубрика: Уроки музыки Метки: сольный концерт Постоянная ссылка

Об авторе Татьяна Зильберт

Очень рада, что вас заинтересовал мой блог. Я педагог-музыкант с 30-летним опытом работы. Хочу помочь родителям и учителям Детских Музыкальных Школ в воспитании и развитии детей через музыку.

Источник: tatzilbert.ru

Сольная программа Сергея Жилина
«Упоение джазом»

Программа:
1. Christmas medley (К. Акимова)
2. The Entertainer (S. Joplin)
3. Ragtime dance (S. Joplin)
4. Птички на окне (Г. Гаранян)
5. Стрелки (И. Дунаевский)
6. Blues for Newport (D. Brubeck)
7. Thank You (D. Brubeck)
8. St. Louis Blues (W. Handy)
9. Georgia (H. Carmichael)
10. Fiesta (C. Coria)
11. Caravan (D. Ellington)
12. Place St. Henry (O. Peterson)

Средняя продолжительность: 60 минут

Сольная программа Сергея Жилина из цикла Упоение джазом

На счету Сергея Жилина — заслуженного артиста России, пианиста, дирижера, бэнд-лидера, аранжировщика и композитора — множество замечательных концертных программ, завоевавших признание и любовь слушателей. Его оркестр «Фонограф-Симфо-Джаз» — единственный коллектив России, способный исполнять музыку во всех возможных направлениях. На этот раз Сергей предстанет со своей сольной фортепианной программой из цикла «Упоение джазом».

Музыкальные критики пишут, что по самому строгому «гамбургскому счету» Сергей Жилин сегодня — один из лучших джазовых пианистов России. Своей сольной программой он подтвердит это громкое звание.

Сергей не ограничится каким-либо одним музыкальным стилем: будут представлены все возможные образы джазового рояля. «Вечнозеленая» классика, из которой вырос практически «весь этот джаз». «Сент Луис блюз» Уильяма Хэнди. Свинг в духе Эрла Хайнса и Дюка Эллингтона. Альфа и омега ритм-энд-блюза — знаменитая «Джорджия». Вы услышите современный джаз — по мотивам Дэйва Брубека и Чика Кориа.

И все — в одном концерте!

Но самое главное — как это будет сыграно. Обычно, когда говорят о фирменном стиле Жилина-пианиста, критики отмечают колоссальную исполнительскую энергию, драйв и мощь его манеры.

Но Сергею сегодня присуще и другое: смелая игра тембрами, отточенная фразировка, красивое — почти классическое — звукоизвлечение. И здесь он совершенно не уступает своим коллегам из мира «академического рояля».

После этого концерта зрители еще раз убедятся в том, что джаз — заразителен, а «Упоение джазом» — бесконечно!

Источник: fonograf.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru