РЕАЛИЗАЦИИ СОКРАЩЕННЫХ И УСКОРЕННЫХ ОСНОВНЫХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ СРЕДНЕГО
Настоящий Порядок разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.1996 N 12-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150), Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2001 N 160 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1034).
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок регламентирует условия реализации сокращенных и ускоренных основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования (далее — образовательные программы среднего профессионального образования) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, а также в негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию (далее — образовательные учреждения).
Обзор законодательства по вопросам обеспечения учебной литературой образовательного цикла СПО
2. Обучение по сокращенным или ускоренным образовательным программам среднего профессионального образования допускается для лиц, имеющих начальное профессиональное образование соответствующего профиля, среднее профессиональное или высшее профессиональное образование или иной достаточный уровень предшествующей подготовки и (или) способностей.
3. Сокращенная образовательная программа среднего профессионального образования реализуется в сокращенный срок по сравнению с полным сроком освоения образовательной программы, установленным учебным планом данного образовательного учреждения по данной специальности и форме обучения (рабочим учебным планом). Сокращение срока освоения образовательной программы среднего профессионального образования осуществляется на основе знаний и умений, полученных студентом в процессе предшествующего обучения в системе профессионального образования.
4. Ускоренная образовательная программа среднего профессионального образования осваивается студентом в ускоренном темпе по сравнению с темпом освоения образовательной программы среднего профессионального образования при реализации ее в соответствии с рабочим учебным планом при полном сроке обучения. Ускорение темпа освоения образовательной программы среднего профессионального образования осуществляется в соответствии с предшествующей подготовкой студента (в том числе полученной на производстве, в рамках дополнительного образования и т.д.) и (или) его способностями.
5. Сокращенная образовательная программа среднего профессионального образования может реализовываться как ускоренная (сокращенная ускоренная образовательная программа среднего профессионального образования).
6. Обучение по сокращенной или ускоренной образовательной программе среднего профессионального образования осуществляется на добровольной основе в соответствии с заявлением лица, желающего обучаться по указанной образовательной программе.
Готовим дипломы СПО по новым требованиям. Ответы на вопросы [Повтор]
Желание обучаться по сокращенной или ускоренной образовательной программе среднего профессионального образования может быть изложено при подаче документов для поступления в образовательное учреждение (в заявлении о приеме) или после зачисления путем подачи заявления на имя руководителя образовательного учреждения.
7. Прием на обучение по сокращенным или ускоренным образовательным программам среднего профессионального образования осуществляется в соответствии с Порядком приема в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения) Российской Федерации, утвержденным Приказом Минобразования России от 05.03.99 N 573 (зарегистрирован Минюстом России 16.04.99, регистрационный N 1753).
При этом для лиц, имеющих начальное профессиональное образование соответствующего профиля, среднее профессиональное или высшее профессиональное образование и поступающих на обучение по сокращенным образовательным программам среднего профессионального образования, образовательное учреждение может изменять количество, перечень, формы проведения и систему оценок вступительных испытаний.
II. Регламентация реализации сокращенных
и ускоренных образовательных программ
8. Решение о возможности обучения студента по сокращенной образовательной программе среднего профессионального образования принимается образовательным учреждением на основе перезачета учебных дисциплин и (или) их разделов, изученных в процессе предшествующего обучения, и этапов производственной (профессиональной) практики, пройденных в процессе предшествующего обучения.
Перезачет осуществляется после зачисления в образовательное учреждение в соответствии с учебно — программной документацией по специальности на основании документа о начальном профессиональном, среднем профессиональном или высшем профессиональном образовании (в том числе незаконченном среднем профессиональном или высшем профессиональном образовании).
Перезачет осуществляется путем аттестации студента в форме собеседования, тестирования или в иной форме, определяемой образовательным учреждением.
9. Результаты аттестации студента и решение о возможности его обучения по сокращенной образовательной программе среднего профессионального образования оформляются распорядительным документом образовательного учреждения.
В распорядительном документе указываются перечень и объемы аттестованных учебных дисциплин и (или) их разделов и этапов производственной (профессиональной) практики, полученные оценки, а также формы промежуточной аттестации (экзамен, зачет) в соответствии с рабочим учебным планом при полном сроке обучения. В распорядительном документе на основании результатов аттестации устанавливается срок обучения по сокращенной образовательной программе среднего профессионального образования.
10. Записи об аттестованных учебных дисциплинах и (или) их разделах и этапах производственной (профессиональной) практики вносятся в зачетную книжку студента. При переводе или отчислении студента указанные записи вносятся в академическую справку, а по окончании образовательного учреждения — в приложение к диплому о среднем профессиональном образовании. При этом наименования и объемы аттестованных учебных дисциплин и этапов производственной (профессиональной) практики должны указываться в соответствии с рабочим учебным планом при полном сроке обучения.
11. Допускается принятие положительного решения о возможности обучения студента по сокращенной образовательной программе среднего профессионального образования при неполном перезачете необходимого учебного материала. В этом случае распорядительный документ должен определять график ликвидации академической задолженности, возникшей при переходе к обучению по сокращенной образовательной программе среднего профессионального образования.
12. Решение о возможности обучения студента по ускоренной образовательной программе среднего профессионального образования принимается образовательным учреждением по итогам промежуточной аттестации на основании заявления студента и оформляется распорядительным документом образовательного учреждения.
В распорядительном документе устанавливается срок обучения по ускоренной образовательной программе среднего профессионального образования.
13. При реализации сокращенной ускоренной образовательной программы среднего профессионального образования оформление распорядительного документа осуществляется так же, как при реализации сокращенной образовательной программы среднего профессионального образования, с указанием о том, что образовательная программа будет реализовываться как ускоренная.
14. Если студент, обучающийся по сокращенной или ускоренной образовательной программе среднего профессионального образования, не может продолжать обучение по указанной образовательной программе (в связи с недостаточностью предшествующей подготовки и (или) способностей или по другим причинам), то он переводится на обучение по соответствующей образовательной программе с полным сроком освоения (при наличии в образовательном учреждении такого варианта реализации образовательной программы).
III. Формирование сокращенных и ускоренных
образовательных программ среднего
15. Реализация сокращенной или ускоренной образовательной программы среднего профессионального образования осуществляется на основе индивидуального учебного плана, который разрабатывается образовательным учреждением для студента или группы студентов на основе результатов перезачета (при формировании сокращенной образовательной программы среднего профессионального образования) и (или) результатов анализа предшествующей подготовки и способностей студента (при формировании ускоренной образовательной программы среднего профессионального образования). Индивидуальный учебный план утверждается руководителем образовательного учреждения.
Индивидуальный учебный план должен предусматривать объем учебного времени на все необходимые компоненты образовательной программы среднего профессионального образования (в том числе на дисциплины по выбору студента) в соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования в части Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности.
Количество экзаменов и зачетов в процессе промежуточной аттестации студентов при обучении по сокращенным или ускоренным образовательным программам среднего профессионального образования устанавливается образовательным учреждением.
16. Получение среднего профессионального образования по сокращенной образовательной программе на базе начального профессионального образования осуществляется при наличии у студента законченного начального профессионального образования соответствующего профиля и среднего (полного) общего образования. Рекомендуемое сокращение срока освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе начального профессионального образования соответствующего профиля составляет не более 1 года.
17. Получение среднего профессионального образования по сокращенной образовательной программе при наличии у студента профильной подготовки, полученной параллельно с обучением в общеобразовательном учреждении, осуществляется при соответствии профессиональной направленности профильной подготовки и специальности среднего профессионального образования. Рекомендуемое сокращение срока освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе профильной подготовки составляет не более 1 года.
18. Получение среднего профессионального образования по сокращенной образовательной программе при наличии у студента среднего профессионального или высшего профессионального образования (в том числе незаконченного среднего профессионального или высшего профессионального образования) осуществляется как при соответствии, так и при несоответствии профилей предшествующего и получаемого образования. Сокращение срока освоения образовательной программы среднего профессионального образования зависит от степени родственности предшествующего и получаемого образования и законченности предшествующего образования и устанавливается образовательным учреждением самостоятельно.
19. При формировании ускоренной образовательной программы среднего профессионального образования рекомендуемое уменьшение срока обучения составляет не более 1 года.
Судебная практика и законодательство — Приказ Минобразования РФ от 14.11.2001 N 3654 Об утверждении Порядка реализации сокращенных и ускоренных основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образованияСудебная практика высших судов РФ
Приказ Минобразования России от 14 ноября 2001 г. N 3654, зарегистрирован Минюстом России 26 декабря 2001 г. N 3132.
Таким образом, лицо, поступившее в образовательное учреждение НПО или СПО на базе основного общего образования, имея справку об обучении в образовательном учреждении, реализующем основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, может подать заявление об аттестации по общеобразовательным предметам, изучавшимся в рамках образовательной программы среднего (полного) общего образования, в течение первого и второго семестров первого года обучения и о переходе, в случае успешной аттестации, на индивидуальный план обучения.
Для лиц, имеющих начальное профессиональное образование соответствующего профиля, среднее профессиональное или высшее профессиональное образование или иной достаточный уровень предшествующей подготовки и (или) способностей, допускается обучение по сокращенным или ускоренным образовательным программам среднего профессионального образования, порядок реализации которых устанавливается федеральным органом управления образованием.
Источник: legalacts.ru
Сибирская Региональная Школа Бизнеса (колледж)
+7(3812)26-54-99 (приемная комиссия)
+7(3812)62-59-89 (приемная)
- Главная
- Сведения об образовательной организации
- Абитуриенту
- Студенту
- Внутренняя система оценки качества
- Блог о колледже
- Как поступить в Сибирскую региональную школу бизнеса (колледж)?
- Дистанционное обучение как один способов самообразования студентов
- Timetable программа позволит быстро и удобно составить расписание занятий
- Современный конспект. XMind — это приложение для составлять когнитивных карт.
- SpeechPad — диктофон для записи лекций
- Microsoft OneNote — отличное приложение для ведения конспектов
- Как написать реферат, курсовую работу, эссе
- Что подарить студенту?
- Что едят учащиеся колледжей?
- Колледжи США для иностранных студентов
- Куда пойти учится в колледж в Омске? Как выбрать профессию?
- Дистанционное обучение. Омск. 2021, 2022
- Теория алгоритмов в колледже в Омске
- Экономия по студенческому билету. Об омских местах, в которых не стоит забывать про свой студенческий.
- Что снится студентам?
- «Архитектура компьютерных систем» в колледже в Омске
- Теория вероятностей и математическая статистика в колледже в Омске
- Преимущества знака отличия ГТО и как его получить
- Российская национальная премия «Студент года»
- Как заработать студенту
- Обучение 1C с нуля в Омске после 9 и 11 класса
- Язык программирования Python: Обучение с нуля в Омске после 9 и 11 класса.
- Обучение Bootstrap с нуля в Омске после 9 и 11 класса.
- Практическое занятие в Ленинском районном суде.
- Сколько зарабатывает Менеджер по продажам
- Куда пойти учиться после 9 класса: лучшие профессии в России в 2021 году
- Новые правила приема в колледжи в 2021
- Саморазвитие личности
- Выпускники колледжей помимо диплома будут получать ещё один документ
- В колледжах можно будет получить новые профессии
- Четыре мифа о колледжах и техникумах
- Топ вопросов, которые нужно задать работодателю на собеседовании
- 38.02.07 Банковское дело: как построить карьеру банкира после колледжа
- На портале госуслуг появится функция подачи документов в колледжи
- В России проведут реформу среднего профессионального образования
- Не хочу сдавать ЕГЭ: куда пойти после школы
- Как связаны профессия и образование
- Прием в колледж — 2021
- Как помочь ребенку с выбором профессии
- 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.
- Назначены даты проведения ОГЭ в 2021 году
- Профориентационный ролик
- Какие профессии будут самыми востребованными в 2021 году
- Специальности в колледжах, куда берут только отличников
- Выбираем работу и работодателя: 4 основных правила для молодых специалистов
- 100 Лучших компаний
- Первая работа до 18 лет? Результаты опроса
- Аналитики назвали самые престижные профессии в России
- Министерство просвещения опубликовало порядок приема в колледжи в 2021 году
- Форум карьеристов: новый формат вашей карьерной помощи
- Минтруд опубликовал новый ТОП-50 самый востребованных профессий
- Как студентам учиться удаленно: 5 советов, чтобы всё получилось
- Выпускников колледжей обяжут сдавать демонстрационный экзамен
- В этом году демонстрационный экзамен сдали более 35-ти тысяч учеников
- Топ-10 лайфхаков для дистанционного обучения
- Минобр предупреждает: за что отчисляют из вузов или колледжей?
- КАК МОЛОДОМУ СПЕЦИАЛИСТУ НАЙТИ РАБОТУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ?
- Колледж после 11 класса: плюсы и минусы
- Выпускникам колледжей помогут найти работу
- Выбираем колледж: ответы на вопросы Если вы думаете о поступлении в колледж после 9 или 11 класса.
- Как выбрать будущую профессию: тесты для школьников
- Как добиться успехов в учебе
- В колледжах завершается прием документов.
- Минтруд назвал топ-50 профессий, требующих профобразования
- Названы самые популярные специальности в омских колледжах и техникумах
- Стали известны минимальные баллы ЕГЭ в 2021 Их обнародовало Минобрнауки.
- Всероссийский проект «Мечтай со мной» запустил онлайн-платформу для обучения волонтеров
- Каждый десятый 11-классник принял решение не поступать в вуз.
- Как составить резюме без опыта работы и подготовиться к собеседованию?
- Названы самые популярные специальности в колледжах
- Отсрочка от армии в колледже: всё, что нужно знать
- Как поступить в колледж в 2020 году Актуальные даты и правила с учетом изменений в порядке приема.
- Демонстрационный экзамен повышает чувство собственной профессиональной уверенности – Глушко
- Специальности в колледжах с самым высоким конкурсом
- АНПОО «Сибирская региональная школа бизнеса (колледж)» объявляет о начале приема документов от абитуриентов.
- Колледжи должны начать работу 1 сентября
- Опрос: Большинство студентов довольны дистанционным образованием
- Плюсы и минусы поступления в колледж в 2020 году
- Прошли первые демонстрационные экзамены в дистанционном формате для студентов колледжей и техникумов
- Самые востребованные профессии колледжей
- Для выбора профессии важно понимать себя и знать, что происходит в мире
- Подать документы в колледж можно будет дистанционно
- Сколько получают выпускники колледжей
- Минобрнауки продлило дистанционное обучение студентов на 6–8 мая
- Как будет проходить приемная кампания в колледжах в 2020 году
- Экзамены в колледжах и техникумах могут пройти дистанционно
- Ученые назвали 25 профессий будущего
- 10 Лайфхаков по дистанционному обучению.
- Минпросвещения: Колледжи и техникумы завершат учебный год по графику
- Прием в колледж — 2020
- 4 мифа о поступлении в колледж
- Бесплатные онлайн-курсы во время карантина
- Школы и вузы переходят на дистанционное обучение из-за коронавируса
- 10 навыков, которые нужны всем выпускникам
- Колледжи с 2021 года прекратят прием на 30 специальностей – Басюк
- Будущее образования и востребованные профессии
- Какие навыки следует развивать студентам по мнению работодателей
- Почему подростки все чаще выбирают колледж
- Можно ли поступить в колледж после девятого класса без аттестата?
- Как выжить ответственному студенту
- Аргументы за поступление в колледж после 9 класса
- 7 причин идти учиться в колледж после девятого класса
- Книги для подготовки к студенческой жизни
- 7 подкастов о профессиях. ПРОФОРИЕНТАЦИЯ, ПОМОГАЛОЧКИ, ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
- Как помочь школьнику стать IT-специалистом?
- 10 подкастов для саморазвития
- ЕГЭ, отсрочка от армии и перезачёт экзаменов: как поступить в вуз после колледжа?
- Техникум, колледж или 10-й класс: плюсы и минусы СПО
- 14 способов заставить себя серьёзно взяться за учёбу
- Как полюбить учиться: правила мотивации
- 12 навыков, за которые вам будут платить больше
- О чем спросить на собеседовании, чтобы потом не жалеть
- Эксперты назвали востребованные профессии ближайшего будущего
- Как выбрать профессию, чтобы не разочароваться? 4 шага к осознанному выбору профессии
- Минпросвещения России обновит перечень специальностей СПО
- 5 преимуществ образования в колледже
- В сентябре проект «Билет в будущее» запустит приложение для школьников, помогающее выбрать профессию
- В России разработают глобальный рейтинг колледжей
- Как выжить первый год в колледже
- Колледж «Сибирская региональная школа бизнеса (колледж)» сообщает абитуриентам о доборе абитуриентов до 25-10-2019
- ОБНОВЛЕНИЕ ПЕРЕЧНЯ ПРОФЕССИЙ СПО
- КАКИЕ ВОПРОСЫ НУЖНО СЕБЕ ЗАДАТЬ, ЧТОБЫ ВЫБРАТЬ «ПРАВИЛЬНУЮ» ПРОФЕССИЮ
- Более 60% выпускников подмосковных колледжей трудоустраиваются по профессии
- Установлены минимальные баллы ЕГЭ для получения аттестата в 2020 году
- Продолжает работу горячая линия по приему на обучение по программам СПО в этом году
- Около 60% выпускников 9-х классов выбирают колледжи
- Большинство родителей уверены, что колледж готовит к вузу лучше школы
- Пять преимуществ колледжа перед школой
- Прием в колледж — 2019
- IT-специалисты не считают высшее образование обязательным
- Для выпускников колледжей изменят порядок выдачи дипломов
- В какие сроки будет осуществляться прием документов в колледжи в 2019 году
- КУДА ПОСТУПИТЬ ПОСЛЕ 9 КЛАССА
- Каким будет российский колледж ближайшего будущего
- Во сколько колледжей можно подать документы после окончания 9 класса?
- Зачем нужна и как получить медицинскую справку 086/у
- Правила поступления в колледжи в 2019 году
- Даты подачи документов в колледжи в 2019 году
- 3 проверенные техники для достижения целей Полезно для выпускников и студентов
- 5 вопросов, которые помогут выбрать профессию
- Колледжи не для троечников: конкуренция стимулирует развитие системы СПО
- ИТ: обзор рынка вакансий и топ-15 специальностей
- Специальность «Коммерция (по отраслям)». Квалификация – менеджер по продажам
- Слова, из-за которых резюме могут отложить в сторону
- Ключевые точки в резюме бухгалтера: что забывают уточнить
- Резюме юриста: как рассказать про свои успехи понятным языком
- 7 советов молодым специалистам
- 5 простых профессий, без которых ваш офис не будет работать
- На 5% больше подростков выбирают среднее профессиональное образование
- Путь к работе мечты: 5 секретов эффективности для выбора профессии
- 5 причин поступать в колледж вместо вуза
- 7 причин идти учиться в колледж после девятого класса
- Что написать в резюме без опыта работы
- Календарь абитуриента: сроки приема документов в колледжи и техникумы в 2019 году
- Школьники смогут выбрать профессию через соцсеть
- В вуз после колледжа: нужно ли сдавать ЕГЭ?
- Специалист в области коммерции и торговли
- Специалист в области банковского дела
- Какие профессии оказались самыми востребованными в 2018 году?
- Внимание, выпускники НОУ СПО «Сибирская региональная школа бизнеса (колледж)»!
Обучение после колледжа в вузе по сокращенной программе
Выпускники колледжей Российской Федерации имеют право продолжать профессиональное образование в высших учебных заведениях по сокращенным программам.
Рассмотрим особенности поступления в вуз после колледжа.
Кто попадает в программу
Поступить сразу на старшие курсы университета и потратить на высшее образование меньше времени могут не все. Если вы получили только среднее образование, то есть окончили школу, лицей, гимназию в узкопрофильном классе, пусть даже с золотой медалью, это не дает права быть зачисленным в вуз на учебу по ускоренной программе.
Сокращенное обучение доступно только в том случае, если есть диплом об окончании колледжа или техникума. Полное окончание среднего специального заведения и наличие свидетельства об успешной сдаче всех предметов по специальности — обязательное условие.
Второе требование — это поступление после колледжа или техникума именно в профильное высшее учебное заведение по вашей специальности или смежной с ней.
Например, если вы получили в колледже диплом школьного преподавателя английского языка, то можете поступить только на эту специальность, чтобы повысить профессиональный уровень до магистра. Альтернатива — выбрать специализацию «переводчик английского языка». По каждому отдельному случаю нужно наводить справки непосредственно в приемной комиссии того вуза, в который вы намерены подавать документы. Важно: если вы получили диплом начального профессионального училища, программа на вас не распространяется.
Причины сокращения времени обучения
Каждое направление имеет свой стандартный набор общеобязательных дисциплин. Например, все представители технических профессий изучают высшую математику, специалисты банковского дела – экономику, будущие учителя и преподаватели — языки и основы педагогического мастерства.
В колледже вы уже получили навыки и теоретические знания по обязательным для каждой профессии дисциплинам, сдали государственные экзамены и подтвердили профессиональное овладение специальностью.
Вузовская программа обучения построена таким образом, что почти все эти предметы изучаются на первых двух курсах. Нет необходимости повторно осваивать и общеобразовательные дисциплины 10-го и 11-го классов школы.
Для гуманитариев это русский и иностранный язык, физкультура, всемирная и российская история, философия, психология, этика/эстетика, религиоведение, логика, педагогика. Для разных направлений список отличается, но сути это не меняет. Именно поэтому: выпускникам колледжей доступно сокращенное образование в вузе при условии продолжения обучения по полученной или смежной специальности; необходимо выбирать вуз, который сотрудничает с вашим средним специальным учебным заведением, или самостоятельно подбирать заведение, предлагающее сокращенную форму обучения для обладателей дипломов колледжей.
О вступительных экзаменах
Выпускникам колледжей и техникумов так же, как и окончившим школу, приходится сдавать вступительные экзамены в вуз. Но у них есть два варианта, оба требуют наличия качественных знаний, однако отличаются по форме проведения: Можно сдавать профильные вступительные экзамены в конкретный вуз, цель которых — подтвердить способность продолжать обучение в его стенах.
Специфика: узкопрофильные знания и программа экзамена, которую вузы обычно держат в тайне. Альтернатива — сдать общий для всех абитуриентов ЕГЭ. По его результатам тоже можно попасть на сокращенную форму обучения после окончания учреждений СПО.
Специфика: общеобразовательный экзамен по широкому кругу знаний, полученных еще в школе, требует серьезной подготовки. Плюс: программа известна заранее, и можно основательно подготовиться. Выбор вида экзаменов за вами, но взвешенно оценивайте свои знания, плюсы и минусы каждого из вариантов.
Какая форма сокращенного обучения лучше
Сегодня для выпускников колледжей и техникумов доступны две формы обучения: дневная и заочная.
Последнюю выбирают чаще, руководствуясь желанием начать работу по специальности. Плюсы дневной формы: полнота полученных знаний; регулярные практические и теоретические занятия с лучшими преподавателями университета или института; шанс продолжить научную карьеру; большее количество бюджетных мест на каждом потоке.
Плюсы заочной формы: экономия времени; возможность обучаться самостоятельно в удобное время; совмещение учебы и работы. Будьте внимательны, уточняйте в приемной комиссии, какая форма обучения доступна для вас в конкретном вузе.
На какой курс вы попадете
Обновленное законодательство подразумевает зачисление выпускников техникумов и колледжей на первый курс. Ранее зачисление проводилось сразу на третий курс, однако в связи со сложностью совмещения двух программ – колледжа и вузовской — это положение было отменено. Теперь разработаны новые методики ускоренного обучения.
Преимущества: обучение в кругу таких же выпускников, как и вы; постепенное и размеренное освоение предметов без пробелов и сложностей, которые возникают при присоединении к группе студентов-третьекурсников, освоивших больший или меньший объем знаний.
Сейчас из поступивших на сокращенную программу обучения формируют специальные ускоренные группы, раньше их включали в уже существующие.
График сокращенного обучения
Студентам ускоренных групп вузы предлагают несколько различных графиков: полный учебный день (дневная форма); вечерняя форма; занятия по выходным дням; сессионный график (заочная форма). Наиболее распространен вечерний график занятий, при котором студенты отдельно от общего потока обучаются по вечерам будних дней.
В зависимости от специальности длительность сокращенного обучения варьируется от двух с половиной до трех с половиной лет. Например, из-за большей сложности программы обучаться медицинским специальностям нужно дольше, чем гуманитарным.
Источник: srshb.ru
Законодательная база Российской Федерации
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ СОКРАЩЕННЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ С ВЫСШИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ НА БАЗЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПРОФИЛЯ И ОФОРМЛЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЛИЦ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СОКРАЩЕННЫМ ПРОГРАММАМ
1. Под соответствующими профилями подготовки в высшем (ВПО) и среднем профессиональном образовании (СПО) понимаются такие основные образовательные программы ВПО и СПО, по которым осуществляется подготовка специалистов к схожим видам деятельности с одинаковым объектом труда, но для решения разных классов профессиональных задач.
Такие основные образовательные программы СПО и ВПО имеют близкие или одинаковые по наименованию некоторые общепрофессиональные и специальные дисциплины и учебные элементы в программах дисциплин.
2. Сокращенными программами называются такие основные образовательные программы подготовки специалистов с ВПО, которые реализуются в сокращенные сроки на основе имеющихся знаний, умений и навыков студента, полученных на предыдущем этапе профессионального образования.
В целях реализации сокращенной программы для лиц, имеющих среднее профессиональное образование, вузом разрабатывается индивидуальный учебный план (для студента или группы студентов), который утверждается руководителем образовательного учреждения. Сокращенная программа формируется на основе преемственности с основной образовательной программой по соответствующей специальности СПО.
3. Основой для формирования сокращенных программ для лиц, имеющих среднее профессиональное образование, являются государственные образовательные стандарты (ГОС) высшего и среднего профессионального образования в части Сосударственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям СПО и ВПО соответствующего профиля, а также учебные планы вузов.
Формирование сокращенных программ подготовки бакалавров в связи со спецификой подготовки научных и научно-педагогических кадров нецелесообразно.
4. Разработка сокращенных программ ВПО должна включать в себя:
4.1. Сравнительный анализ профессиональных функций (квалификационных характеристик) специалистов с СПО и ВПО соответствующего профиля.
4.2. Сравнительный анализ Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям СПО и ВПО и действующих учебных планов и программ дисциплин по ним в системе среднего и высшего профессионального образования.
При этом необходимо иметь в виду, что одинаковые по наименованию учебные дисциплины (как правило, это общепрофессиональные и специальные дисциплины) образовательных программ СПО и ВПО могут иметь разное назначение, а их внешне одинаковые объемы в учебных часах имеют принципиально различную реализацию в вузе и среднем специальном учебном заведении.
4.3. Формирование содержания высшего профессионального образования на основе преемственности со средним профессиональным образованием.
а) соотношением теоретической и практической подготовки (в СПО практическая и теоретическая подготовка либо равны друг другу, либо теоретическая несколько превышает практическую и составляет до 60%; в условиях ВПО теоретическая подготовка преобладает над практической — до 80%);
б) соотношением общенаучной, общепрофессиональной и специальной подготовки (общенаучные дисциплины: гуманитарные, социально-экономические, математические и общие естественнонаучные в системе высшего образования занимают значительное место — около 50%; в средних специальных учебных заведениях студенты получают некоторые общенаучные знания, базирующиеся на среднем (полном) общем образовании, как правило, это только основы наук, имеющие прикладное значение, при этом основы естественных наук чаще всего интегрируются с общепрофессиональными или специальными предметами);
в) особенностью организации учебного процесса, под которой имеется в виду соотношение аудиторной и самостоятельной работы, соотношением обязательных и элективных курсов (в ВПО доля самостоятельной работы составляет до 50% и более, а объем элективных курсов — до 30% и более; в СПО эти показатели значительно ниже).
4.4. Разработка индивидуального учебного плана.
Индивидуальный учебный план должен обязательно предусматривать объем учебного времени на дисциплины, устанавливаемые вузом по выбору студента.
Сокращение сроков подготовки в вузе должно осуществляться прежде всего за счет уменьшения объема практики (учебной, технологической и, частично, преддипломной). При этом с целью обеспечения качественного освоения ГОС ВПО сокращение сроков обучения рекомендуется для выпускников средних специальных учебных заведений не более чем на 1,5-2 года независимо от формы обучения.
Сокращенные программы подготовки специалистов в вузах должны отличаться от обычных основных образовательных программ большей долей самостоятельной работы, особенно по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.
В индивидуальных учебных планах рекомендуется предусматривать учебное время на учебную научно-исследовательскую работу студентов, которая оказывает значительное влияние на формирование профессионального мышления на более высоком уровне.
5. Прием лиц, имеющих среднее профессиональное образование, в образовательные учреждения высшего профессионального образования на программы соответствующего профиля для обучения в сокращенные сроки осуществляется на первый курс в соответствии с действующим Порядком приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации.
В случае, если вуз формирует группу студентов для обучения по сокращенной программе, для зачисления в нее организуется отдельный конкурс.
6. После зачисления лица (или группы лиц) на обучение по сокращенной программе производится перезачет отдельных разделов дисциплин (или дисциплин в целом) на основе аттестации знаний, полученных в среднем специальном учебном заведении, в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и оформляется приказом (распоряжением) по вузу (факультету).
Аттестация может проводиться путем собеседования или в иной форме, определяемой вузом. Не допускается механический перезачет дисциплин и оценок по ним из приложения к диплому о среднем профессиональном образовании.
7. Приказ (распоряжение) о перезачете должен содержать перечень и объемы аттестованных дисциплин (разделов) и практик с оценкой, форму промежуточного или итогового контроля знаний (экзамен или зачет) в соответствии с учебным планом по данной специальности с нормативным сроком обучения.
В приказе (распоряжении), на основании аттестации ранее полученных знаний, объявляется срок обучения по индивидуальному учебному плану сокращенной подготовки.
8. Для студентов заочной формы обучения в приказе (распоряжении) должно быть указание об освобождении их от выполнения соответствующих контрольных работ по разделам дисциплин и об установлении продолжительности лабораторноэкзаменационных сессий в каждом учебном году по сокращенной программе.
9. Записи о перезачтенных дисциплинах или их разделах, как изученных, вносятся в зачетные книжки студентов. При переводе или отчислении они вносятся в академические справки, а при окончании вуза — в приложение к диплому.
Приложение 2
к письму Минобразования РФ
от 30 марта 1999 г. N 14-55-156ин/15
- Главная
- ПИСЬМО Минобразования РФ от 30.03.99 N 14-55-156ин/15 «О ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОКРАЩЕННЫМ ПРОГРАММАМ»
Источник: zakonbase.ru