Минфин предложил отказаться от 1,6 трлн рублей расходов по госпрограммам в 2023–2025 годах
Минфин предложил снять более 500 млрд руб. расходов бюджета с госпрограмм и непрограммных направлений в следующем году. План оптимизации для «обеспечения сбалансированности» казны приведен в методике расчета предельных базовых бюджетных ассигнований федерального бюджета на следующие три года («Ведомости» ознакомились с материалами). Расходы планируется сокращать на аналогичную в целом величину также в 2024 и 2025 гг.
По сравнению с утвержденными на 2022–2024 гг. планами в следующем году траты могут уменьшить на 557 млрд руб., в 2024 г. – на 539 млрд руб. На 2025 г. конкретных проектировок в действующем законе о бюджете нет, но на следующий после текущей трехлетки период Минфин закладывает расходы, исходя из долгосрочного бюджетного прогноза, учитывающего различные коэффициенты индексации. Относительно такого инерционного сценария в 2025 г. ведомство предлагает отказаться еще от 534 млрд руб. Секвестр коснется практически всех блоков: оптимизация для обеспечения сбалансированности бюджета затронет 59 госпрограмм и непрограммных направлений из 62.
Лекции для взрослых — Ольга Чуворкина
Как объясняет оптимизацию Минфин
Представитель Минфина сообщил, что «недоведение бюджетных ассигнований» (отказ от части расходов. – «Ведомости») – дополнительный фактор, который был учтен в ходе проектировок для обеспечения сбалансированности федерального бюджета. Величина «недоведения» рассчитана исходя из структуры расходов на каждую госпрограмму, при этом таких трат, как исполнение социальных обязательств, оплата труда или денежное довольствие, сокращение не коснется.
Куратор госпрограммы сам должен будет определить, от каких расходов отказаться, исходя из общей суммы снятых расходов, подчеркнул представитель Минфина. Решение призвано обеспечить приоритизацию расходов федерального бюджета и позволит сконцентрировать их на наиболее важных и актуальных направлениях, резюмировал собеседник «Ведомостей».
При этом «недоведение ассигнований» – дополнительный к иным факторам, определяющим расходы бюджета. Итоговая сумма по каждой из государственных программ является результатом совокупности всех задействованных факторов, включая, например, индексацию социальных обязательств.
В последний раз Минфин проводил оптимизацию расходов для сбалансированности трехлетнего бюджета в пандемийном 2020 году. Тогда министерство сокращало расходы по «незащищенным» статьям на 10%, госпрограмму вооружений – на 5%, а также отказалось от индексации зарплат чиновников, в результате чего в 2021 г. было сэкономлено 927 млрд руб., в 2022 г. – 970 млрд, в 2023 г. – около 900 млрд. «Без этих оптимизаций, без сокращения, мы бы не вышли на общие принципы, сбалансированные принципы бюджетной политики в 2022 г.», – пояснял министр финансов Антон Силуанов.
И снимут, и добавят
Больше всего расходов планируется снять с госпрограмм «Развитие транспортной системы» (390 млрд руб. в сумме за 2023–2025 гг., примерно по 130 млрд ежегодно), «Научно-технологическое развитие» (150 млрд за весь период), «Обеспечение обороноспособности страны» (120 млрд за следующие три года). Отказ от части расходов по тем или иным направлениям в составе специального плана оптимизации не всегда совпадает с абсолютным изменением трат. По ряду направлений одновременно с секвестром по одним подразделам может производиться как уменьшение, так и увеличение финансирования по другим. Например, по госпрограмме «Обеспечение обороноспособности страны» планом секвестра предполагается снять 42 млрд руб. расходов в 2023 г. Но из-за роста трат, связанных с индексацией выплат военнослужащим, незапланированных ранее закупок общая стоимость госпрограммы даже увеличивается – на 27 млрд до 1,89 трлн руб.
Сокращение персонала в 2022. Только новые позиции суда. В целом про ПРОЦЕДУРУ сокращения-в др.лекции
А стоимость госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» в общей сложности сокращается на 200 млрд руб. в 2023 г., тогда как планом оптимизации предлагается снять с нее лишь 14 млрд. Снижение связано прежде всего с сокращением особых доходов, которые собираются на специальные цели, на 186 млрд руб., поясняется в материалах Минфина.
По всем госпрограммам и непрограммным направлениям в общей сложности расходы растут примерно на 1,6 трлн руб. ежегодно – в 2023–2025 гг. на них планируется направить 22,6 трлн, 23 трлн и 24 трлн руб.
Больше всего расходы планируется нарастить по госпрограмме «Социальная поддержка граждан»: в 2023 г. на 936,4 млрд руб. до 3,4 трлн руб., в 2024 г. на 1 трлн до 3,6 трлн, в 2025 г. на 1,2 трлн до 3,9 трлн.
Согласно действующему закону о бюджете Минфин планировал доходы в 2022 г. на уровне 25 трлн руб., в 2023 г. – 25,5 трлн, в 2024 г. – 25,8 трлн, а расходы – 23,7 трлн, 25,2 трлн и 26,4 трлн руб. соответственно. Таким образом, в 2022 г. ожидался профицит бюджета в 1,3 трлн руб. (1% ВВП), в 2023 г. – 299 млрд (0,2% ВВП), в 2024 г. – дефицит на уровне 523 млрд руб. (0,3% ВВП).
Теперь министерство прогнозирует исполнение федерального бюджета в 2022 г. с дефицитом на уровне 1,7 трлн руб. (1,2% ВВП): доходы должны составить 25,5 трлн руб., расходы – 27,2 трлн руб., следует из проекта Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики (документ есть у «Ведомостей»). Минфин закладывает бюджетный дефицит и на следующую трехлетку: в 2023 г. на уровне 1,6 трлн руб., или 1,1% ВВП (доходы – 24,8 трлн, расходы – 26,4 трлн), в 2024 г. – 1,4 трлн руб., или 0,9% ВВП (доходы – 25,4 трлн, расходы – 26,8 трлн), в 2025 г. – 1,4 трлн руб., или 0,8% ВВП (доходы – 25,7 трлн руб., расходы – 27,1 трлн). Окончательный вариант проекта бюджета правительство должно внести в Госдуму не позднее 15 сентября.
Для чего нужна оптимизация
Бюджетные ассигнования, которые Минфин предлагает сократить (около 550 млрд руб. в год), небольшие относительно всей расходной части федерального бюджета (около 27 трлн руб. в год), отметил профессор НИУ ВШЭ Мстислав Афанасьев. Речь здесь идет о сбалансированности бюджета, сокращении расходов по тем контрактам госпрограмм и нацпроектов, которые не были востребованы бюджетополучателями, а также повышении финансовой дисциплины органов власти, считает он. Например, по итогам 2021 г. объем неиспользованных бюджетных средств составил 635 млрд руб., большая часть из них, согласно отчетам Федерального казначейства и Счетной палаты, приходилась на четыре раздела классификации расходов: «Общегосударственные расходы», «Национальная оборона», «Здравоохранение» и «Национальная экономика», добавил эксперт.
Грядущая оптимизация бюджетных расходов в первую очередь может коснуться «провальных» в части освоения средств нацпроектов, считает доцент кафедры статистики РЭУ им. Г. В. Плеханова Ольга Лебединская. Хотя они и важны для развития экономики, но их исполнение сопряжено не только с рядом объективных трудностей, но и с административной рассогласованностью, отметила она. Например, по ее словам, рост цен на стройматериалы обострил проблему строительства школ в рамках нацпроекта «Образование».
О новых приоритетных направлениях расходов говорить пока сложно, поскольку бюджетная политика является следствием того, как правительство оценивает и прогнозирует макроэкономическую ситуацию на трехлетний период, отметил Афанасьев. Монетарные власти еще не определились с тем, в какой макроэкономической среде сейчас оказалась российская экономика: например, Минэкономразвития полагает, что экономика входит в дефляционную спираль, а Банк России не видит оснований для этого, напомнил он. А это принципиально разные типы бюджетной политики, заметил эксперт.
Последствия беспрецедентных изменений макроэкономической ситуации, как внутренней, так и внешней, полностью себя еще не проявили, добавил он. По мере их проявления будут вноситься изменения в федеральный бюджет, насколько они будут значительными, зависит от выбранной правительством экономической стратегии, указал эксперт.
Источник: www.vedomosti.ru
Сокращение тех или иных социальных программ или их столь существенное изменение, что эти программы перестают быть частью институциональной
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
- Обратная связь
- Правила сайта
Источник: www.soloby.ru
Госпрограммы могут пустить под нож
Анна Королева
корреспондент Expert.ru
4 июля 2022, 14:43
Минфин предложил правительству сократить расходы бюджета по госпрограммам на 1,6 трлн рублей в 2023-2025 годах. Деньги планируется снять с транспортных, научных и оборонных программ. Шаг будет оправданным, если средства будут потрачены на более актуальные задачи в тех же областях.
Коллаж: Тамара Ларина
Объем средств, выделенных на выполнение государственных программ в 2023-2025 годах, может быть сокращен на более чем 1,6 трлн рублей. Расходы из бюджета, направленные на реализацию госпрограмм, могут быть снижены на 557 млрд рублей в 2023 году, на 539 млрд рублей в 2024 году и на 534 млрд рублей в 2025 году.
Такие предложения содержатся в материалах Министерства финансов, на которые ссылаются «Ведомости». По информации издания, больше всего расходов планируется снять с государственной программы «Развитие транспортной системы» — 390 млрд рублей за период с 2023 по 2025 год. Также за следующие три года около 150 млрд могут снять с госпрограммы «Научно-технологическое развитие». Еще 120 млрд рублей за аналогичный период — с программы «Обеспечение обороноспособности страны».
Минфин задумал приоритизацию
Представитель министерства сообщил изданию, что, согласно проекту, исходя из общей суммы снятых расходов куратор государственной программы должен будет самостоятельно определить расходы, от которых нужно отказаться. Источник в Минфине добавил, что такое решение было принято с целью приоритизации расходов бюджета и концентрации оставшихся средств на наиболее важных направлениях.
Деньги у России были и будут, уверен Никита Донцов, руководитель коммуникационной группы «Влияние», но в моменте их может не хватать, поэтому и принимается решение частично сократить расходы, чтобы обеспечить финансирование наиболее актуальных для государства задач: Россия сейчас проводит специальную операцию, поддерживает солдат и офицеров, их раненных товарищей и семьи погибших героев, помогает более чем миллиону беженцев с Донбасса, эвакуированных на территорию РФ, купирует воздействие антироссийских санкций. Все это подразумевает большие расходы бюджетных денег.
Это нормальная практика, хотя обычно «срочные деньги» берут из резервных фондов правительства или фонда национального благосостояния, пояснил «Эксперту» политолог. Но, сейчас и суммы заимствований крупнее, и сроки урегулирования ситуации не совсем понятны. Поэтому зарезервировать эти деньги в бюджете на будущие расходы — мудрое и дальновидное решение.
Расходы на госпрограммы можно урезать, но люди этого не заметят. Обычно через программы финансируются важные, но не первостепенные работы. А значит, когда свободных денег станет больше, их можно будет включить в план вновь, считает Никита Донцов.
Обороноспособность не должна пострадать
Предложения Министерства финансов о сокращении расходов по госпрограммам в 2023-2025 годах обусловлены необходимостью корректировки расходов бюджета в связи с проведением специальной операции и последствиями введения санкций со стороны США и стран ЕС для экономики России, уверен преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами Валерий Корнейчук. Речь идет о переориентации финансовых потоков на наиболее важные направления развития экономики страны при сохранении взятых на себя социальных обязательств.
Изменение логистических схем, вызванных введенными санкциями, требует пересмотра госпрограмме «Развития транспортной системы» в той трактовке, в которой она была сформулирована до начала спецоперации, и позволяет снять часть средств с ее реализации. Программа «Научно технологического развития» требует большей ориентации на разработки с практическим выходом, которые смогут обеспечить технологический приоритет России в ближайшее десятилетие.
Как отметил Виталий Корнейчук в беседе с корреспондентом «Эксперта», снижение расходов на реализацию данной программы с точки зрения упора на результат оправдано. Сокращение госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» обусловлено необходимость развития промышленности в новой реальности с учетом принятых санкций.
Средства из программы «Обеспечение обороноспособности страны», высвободившиеся в результате сокращения, в первую очередь, будут направлены на индексацию социальных обязательств и социальную поддержку граждан, экономическую поддержку освобожденных территорий, увеличение выплат военнослужащим и на незапланированные ранее для армии закупки. По всем госпрограммам и непрограммным направлениям расходы вырастут растут примерно на 1,6 трлн рублей ежегодно.
В условиях введенных санкций и укрепившегося рубля это требует значительных усилий со стороны федерального бюджета в объеме порядка 1 трлн рублей ежегодно, указал Валерий Корнейчук. Этими обстоятельствами и вызваны предложения Минфина России о снятии более 500 млрд рублей расходов бюджета с госпрограмм и непрограммных направлений в следующем году и последующие два года и направлении их на решение вышеназванных задач.
Секвестр затронет 59 госпрограмм и непрограммных направлений из 62. Аналогичная оптимизация бюджета уже проводилось Минфином в пандемийном 2020 году, когда в условиях распространения коронавируса потребовалось провести перераспределение расходов бюджета и изыскать дополнительные средства для поддержки российской экономики. Как показало время, говорит Валерий Корнейчук, этот опыт оказался удачным. Оптимизация бюджетных расходов в первую очередь коснется тех национальных проектов, по которым Счетная палата обнаружила недорасход денежных средств по итогам аудиторских проверок, вызванных рассогласованностью действий администраций региональных и местных властей при освоения выделенных им ранее бюджетных ассигнований.
Источник: expert.ru
Юридическая социальная сеть
13.6М
Подписаться
Публикации
Юридическая публикация
Вопрос дня
Астрология
Государство
Жалоба на действия или бездействие
Мнение о специалистах и организациях
Образ жизни
Образование
Отзывы от товарах и услугах
Светская жизнь
Технологии
Курьёзные вопросы
Социальные сети
14 052 270
Актуальные темы
Законы и кодексы
Сообщества
Минфин предложил сократить расходы по госпрограммам на 1,6 трлн рублей. Как пишет газета «Ведомости» со ссылкой на материалы министерства, меры в 2023-2025 годах коснутся 59 программ из 62.
Больше всего расходов планируется снять с госпрограммы «Развитие транспортной системы» — 390 млрд рублей за три года. Госпрограмма «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» сократится на 200 млрд рублей. Среди других направлений под сокращение — «Научно-технологическое развитие» и «Обеспечение обороноспособности страны»: на 150 млрд и 120 млрд рублей соответственно.
Оценить сумму сокращения Business FM попросила главного экономиста ПФ «Капитал» Евгения Надоршина:
Политолог, директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников считает, что оптимизация бюджета ожидаема:
Дмитрий Солонников политолог, директор Института современного государственного развития «В том, что будет сокращение бюджета, ни у кого сомнений не было, нынешняя ситуация говорит о том, что и федеральный, и региональный бюджет будут менять. Бюджет, который планировался на 2022 год с перспективой до 2024 года, давался в ощущениях активного экономического роста, а теперь мы видим заметное падение.
Дальше вопрос, за счет чего проводить секвестирование бюджета. Основная задача — это социальная поддержка населения, что, в общем, логично. Другой вопрос, сокращение других статей, нужно внимательно смотреть, за счет чего происходит сокращение предприятий, сокращение госзаказов, там тоже будет сокращаться заработная плата, которую получают специалисты. А статьи, которые сокращаются, наверное, логичные, не все нужно здесь и сейчас, могут подождать год-другой, при позитивном развитии экономики в них необходимо вкладываться, имея в виду стратегию развития, при нынешней ситуации, да, можно отложить до лучших времен, видимо, эти направления нашли в тех отраслях, которые сейчас идут под сокращение».
В Минфине планируют сосредоточить средства на наиболее приоритетных направлениях. Так, больше всего, на 1,2 трлн рублей, расходы планируется нарастить по госпрограмме «Социальная поддержка граждан», чтобы к 2025 году расходовать на это до 3,9 трлн рублей. Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович:
Георгий Остапкович директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ «Минфин предлагает 1,6 трлн рублей убрать из национальных программ, и в то же время первые лица говорят, что 2 трлн рублей будет направлено на помощь луганской территории. Думаю, что здесь не только помощь Украине заложена в счет сокращения некоторых национальных программ, видимо, отдается преимущество на социальные программы.
Наверное, они сейчас пересматривают этот бюджет с точки зрения социальной ориентации и с точки зрения помощи новым территориям. Я уверен, что национальные проекты, которые будут урезаться, это не очень большая потеря, потому что, в принципе, можно найти источники финансирования дополнительные не только за счет бюджета. Пока формирование бюджета со стороны Минфина — это риторика. Когда мы увидим хотя бы первое чтение бюджета, тогда можно делать какие-то выводы».
Оптимизация расходов в первую очередь может коснуться «провальных» в части освоения средств национальных проектов, отмечают эксперты.
Источник: www.bfm.ru