Методическая работа представляет собой целостную, основанную на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений педагогов, систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на обобщение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете — на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития конкретных детей.
Цель: повышение педагогического мастерства каждого воспитателя и педагогического коллектива в целом; формирование индивидуальных методических систем отдельных воспитателей; освоение новых педагогических технологий и др.
Задачи : выявить исходный уровень педагогического мастерства каждого воспитателя, т.е. уровень его знаний, педагогических способностей и умений; выработать у воспитателей потребность в саморазвитии, самообразовании, самовоспитании; развить гуманистическую направленность личности каждого воспитателя; развить педагогическую технику, т.е. организаторские, коммуникативные и другие умения.
Назначение, проектирование, структура, содержание и функции рабочей программы воспитателя ДОУ
Содержанием методической деятельности воспитателя является создание рабочих программ; планирование воспитательно -образовательной работы с детьми; создание наглядных, дидактических материалов и материалов контроля; создание педагогического опыта; обобщение «собственного» опыта работы по направлениям профессиональной деятельности ; участие в работе научно-практических конференций и семинарах.
Ведущие направления методической деятельности Это направления, которые напрямую способствуют формированию у педагогов профессиональной компетенции, являются : повышение квалификации; накопление и обобщение «собственного» опыта работы по направлениям профессиональной деятельности.
Методические формы повышения квалификации воспитателей Индивидуальные Групповые Фронтальные — Индивидуальное шефство — Наставничество — Консультирование заведующей, старшего воспитателя. — Самообразование (самовоспитание) — Моделирование индивидуальных вариантов методической работы для каждого воспитателя — Проблемные консультации — Творческие микрогруппы — Тематические семинары — Психологический тренинг — Школа педагогического мастерства — Организационно — деятельностные , ролевые игры — Коллоквиумы — Психолого-педагогический практикум — Школа молодого воспитателя — АКС (анализ конкретных ситуаций) — Взаимопосещение занятий — Методические посиделки — Творческие мастерские — Педсовет — Методсовет — Психолого — педагогические семинары — Аукционы знаний, методических находок, идей — Педагогические и методические ринги — «Круглый стол» — «Час защиты позиций» — Теоретические, методические и практические конференции — КМН (конкурс методических находок) — Фестиваль методических идей
Самообразование это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.
Почему педагогу необходимо постоянно работать над собой, пополнять и расширять свои знания? Педагогика , как и все науки, не стоит на месте, а непрерывно развивается и совершенствуется. Объем научных знаний с каждым годом увеличивается. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые десять лет. Это обязывает каждого специалиста независимо от полученного образования заниматься самообразованием.
Организация методической работы в образовательной организации
Ф ормы самообразования: работа в библиотеках с периодическими изданиями, монографиями, каталогами; участие в работе научно-практических семинаров, конференций, тренингов; получение консультаций специалистов, практических центров, кафедр психологии и педагогики высших учебных заведений; работа с банком диагностических и коррекционно-развивающих программ в районных методических центрах и др.
Результатом этих и других видов работ педагога является процесс рефлексии полученного опыта и на его основе — построение нового опыта. В современных условиях воспитатель прежде всего исследователь, обладающий научным психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательской смелостью, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, потребностью в профессиональном самовоспитании и разумным использованием передового педагогического опыта, т.е. формирующий свой инновационный потенциал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста
Методические разработки совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста по развитию речи с использованием русских народных сказок.

Методическая разработка для совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста
Методическая разработка для совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста по развитию речи с использованием русской народной сказки «Теремок».

Педагогический совет «Модель методической деятельности воспитателя в условиях введения ФГОС ДО»
Цель: Утверждение модели методической деятельности воспитателя в условиях введения ФГОС ДО.Задачи:Обозначить функции методической работы педагогов.Создать условия для повышения педагогического м.

Подборка методической деятельности воспитателя
Здесь содержится картотека подвижных игр.

Методические рекомендации для воспитателей «Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации
Методический материал содержит рекомендации по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет. Раскрываю.

Самостоятельная работа № 8 по учебной дисциплине: «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста» На тему: «Анализ деятельности старшего воспитателя».
Формы методической работы: все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консуль.

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: Беседа с детьми «Наш младший воспитатель»(Представлено на районном методическом объединении воспитателей младших групп)
Цель: формировать первичные представления об окружающем мире, профессии младший воспитатель.Задачи:Формирование позитивных установок к различным видам труда.Формирование первичных представлений .
Источник: nsportal.ru
Методическая деятельность воспитателя ДОУ
Методическую деятельность обычно определяют как деятельность по обобщению, распространению педагогического опыта. В книге «Управление современной школой» под редакцией М.М. Поташника (М., 1992) дается определение:
Методическая работа представляет собой целостную, основанную на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений педагогов, систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на обобщение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете — на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития конкретных детей.
В связи с выделением в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования основных направлений развития детей (физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое), требуется наличие в ДОУ специалистов, способных оказать помощь воспитателям и родителям в их реализации с учетом возраста, индивидуальных особенностей ребенка, обеспечивая комплексный подход к освоению образовательных областей, доступных дошкольнику. В должностные обязанности таких специалистов (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учителя-дефектологи и др.) включены методические функции по отдельным направлениям. Все эти специалисты включены в состав методической службы ДОУ.
Методическая служба ДОУ – подразделение, обеспечивающее комплекс условий, развивающих профессиональную компетентность педагогов в реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на уровне современных требований.
Цель методической службы:
· создавать в образовательном учреждении организационно-педагогические условия для выполнения основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
· осуществлять непрерывное образование педагогов;
· развивать их творческий потенциал.
Основные задачи методической службы:
· оказывать методическую поддержку участникам педагогического процесса по вопросам воспитания, обучения и развития детей;
· планировать и организовывать повышение квалификации, аттестации педагогических кадров;
· выявлять, изучать, обобщать, распространять и внедрять передовой педагогический опыт;
· обеспечивать педагогических работников необходимой информацией об основных направлениях развития дошкольного образования, современных требованиях к организации педагогического процесса, учебно-методической литературе по проблемам обучения, воспитания и развития детей;
· проводить педагогический мониторинг.
Методическая служба осуществляет взаимодействие с психологической, медицинской службами, другими подразделениями, органами самоуправления ДОУ и работает в тесной взаимосвязи с муниципальной методической службой.
В педагогической практике сложилась целая система методических служб разных уровней. Например: городская, окружная (районная) методические службы и методическая служба учреждения образования (школа, детский сад). В дошкольном образовательном учреждении методическую работу осуществляет старший воспитатель или заместитель заведующего по воспитательной и методической работе.
Задача методической деятельности заключается в создании такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива.
Опыт показывает, что большинству педагогов, особенно начинающих, всегда необходима помощь — со стороны более опытных коллег, руководителей, старших воспитателей ДОУ, со стороны профессионального методического сообщества. В настоящее время эта потребность многократно усилилась в связи с переходом на вариативную систему образования. Педагогам стали необходимы специальная дополнительная подготовка и постоянная методическая поддержка, чтобы грамотно и осознанно строить целостный учебно-воспитательный процесс, учитывая на практике обучения и воспитания многообразие интересов и возможностей детей.
В августе 1994 года Министерство образования выпускает письмо «О формах организации, направлениях деятельности методических служб в системе образования РФ» № 90-М. В письме выделяются основные направления в деятельности методических служб, реализуемые в таких областях, как информационная, диагностическо-прогностическая. инновационная и экспериментальная, области содержания образования, повышения квалификации, аттестации.
Таким образом, методическая деятельность является важнейшим компонентом образовательной инфраструктуры (наряду с научным обеспечением, подготовкой и переподготовкой кадров, формированием образовательной среды и т. д.). Она призвана поддерживать нормальный ход образовательного процесса — содействовать его обновлению.
Содержанием методической деятельности воспитателя является создание рабочих программ; планирование воспитательно-образовательной работы с детьми; создание наглядных, дидактических материалов и материалов контроля; создание педагогического опыта; обобщение «собственного» опыта работы по направлениям профессиональной деятельности; участие в работе научно-практических конференций и семинарах.
Ведущими направлениями методической деятельности, которые напрямую способствуют формированию у педагогов профессиональной компетенции, являются: повышение квалификации, накопление и обобщение «собственного» опыта работы по направлениям профессиональной деятельности.
Система непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДОУ предполагает разные формы: обучение на курсах, изучение опыта педагогов, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада. Систематическое совершенствование психолого-педагогических умений воспитателя осуществляется на курсах повышения квалификации через каждые пять лет. В межкурсовой период активной педагогической деятельности идет постоянный процесс переструктурирования знаний, т. е. происходит поступательное развитие самого субъекта. И здесь решающая роль отводится самообразованию педагога. Оно выполняет следующие функции: расширяет и углубляет знания, полученные в предшествующей курсовой подготовке, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне, совершенствует профессиональные умения.
Самообразование — это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.
В современных условиях воспитатель прежде всего исследователь, обладающий научным психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательской смелостью, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, потребностью в профессиональном самовоспитании и разумным использованием передового педагогического опыта, т.е. формирующий свой инновационный потенциал.
Мотивами для самообразования могут быть следующие:
· быть в курсе последних изменений в науке и практике своей профессиональной деятельности;
· конкурентоспособным специалистом, имеющим возможности для карьерного роста.
Источники, используемые в процессе самообразования:
· литература (методическая, научно-популярная, художественная и др.;
· видео-, аудиоинформация на различных носителях, дистантное обучение;
· курсы, семинары и конференции;
· дискуссии, тренинги, брифинги, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом;
· проведение исследовательской, поисковой деятельности;
· участие в олимпиадах, проектах;
· изучение информационно-компьютерных технологий;
· включение в работу интернет-сообщества по интересующему направлению в своей профессиональной деятельности.
Перечисленные источники знаний могут способствовать одновременному развитию личностного и профессионального роста.
В личном плане самообразования педагога обязательно должны быть спрогнозированы желаемые результаты работы.
· подготовка статей, докладов, сценариев;
· участие в научно-практических и интернет-конференциях, педагогических фестивалях и т.д.
· разработка новых организационных форм, методов работы;
· подготовка авторской парциальной программы;
· проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
· разработка методических пособий по одному или нескольким направлениям работы;
· разработка комплекта электронных занятий, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания;
· разработка комплекта дидактики по направлению (наглядный материал, дидактические игры и пособия);
· создание банка данных игр, загадок, стихов;
· разработка комплекта тематических родительских собраний и мероприятий;
· проект личной методической веб-страницы;
· разработка конспектов занятий с применением информационных технологий и т.д.
Самый эффективный способ показать результаты педагогической деятельности – разместить материалы в Интернете. Это позволяет педагогу аккумулировать свои работы в виртуальной педагогической библиотеке, где его коллеги могут ее посмотреть, воспользоваться ее результатами, доаолнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и пространства.
Рейтинговая оценка методической деятельности педагога:
· наличие и выполнение плана самообразования;
· внедрение новых педагогических технологий; обобщение собственного опыта;
· подготовка и проведение открытого мероприятия (в традиционной форме или с использованием инновационных технологий);
· посещения и анализ открытых мероприятий коллег;
· участие в работе методических объединений, педагогического совета;
· участие в работе временного творческого коллектива или научно-исследовательской лаборатории;
· выступления на научной, научно-практической конференции, на педагогических чтениях;
· публикации тезисов и статей; учебных пособий, учебно-методических материалов (разработок, рекомендаций;
· рецензирование методических разработок;
· участие в конкурсах педагогического и профессионального мастерства, в методических выставках;
· подготовка воспитанников к конкурсам;
· разработка авторской программы, дидактических средств, компьютерных программ;
· курсовая подготовка, стажировка;
· участие в региональных, всероссийских, международных программах.
Источник: infopedia.su
«Методическая работа в ДОУ» — методическое обеспечение материал по теме
Сущность и цели методической работы воспитателя ДОУ
Методическая работа воспитателя в ДОУ является одним из важнейших условий повышения качества воспитательно-образовательного процесса. Проходя через разнообразные формы методической работы, которые организуются методистом ДОУ, в виде определенной системы, воспитатель имеет возможность не только повысить собственный профессиональный уровень, но формируют у себя потребность в постоянном совершенствовании своих знаний и умений, посредством самовоспитания и самообучения.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста 430 руб.
- Реферат Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста 230 руб.
- Контрольная работа Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста 220 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Сущность методической работы воспитателя детей дошкольного возраста заключается в том, что она направлена на осуществление практического обучения воспитателей современным и актуальным методам, средствам и приемам работы с детьми дошкольного возраста. В этой связи методическая работа воспитателя является одним из элементов по повышению эффективности и качества реализуемого педагогического процесса.
Цель методической работы воспитателя – создание оптимальных условий для повышения собственного уровня педагогической культуры и профессиональных умений.
В этой связи основной задачей методиста ДОУ является выработка системы, включающей в себя наиболее доступные и эффективные методы повышения профессионального мастерства и педагогической культуры воспитателей ДОУ.
Методическая деятельность воспитателя ДОУ
В этом параграфе вы получите ответы на следующие вопросы:
· что в ходит в понятие «методическая деятельность»?
· из чего состоит методическая деятельность воспитателя?
· что такое «методическая служба» ДОУ?
· какие функции у методической службы ДОУи какие задачи она призвана решать?
Методическую деятельностьобычно определяют как деятельность по обобщению, распространению педагогического опыта. В книге «Управление современной школой» под редакцией М.М. Поташника (М., 1992) дается определение:
Методическая работа представляет собой целостную, основанную на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений педагогов, систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на обобщение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете — на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития конкретных детей.
В связи с выделением в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования основных направлений развития детей (физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое), требуется наличие в ДОУ специалистов, способных оказать помощь воспитателям и родителям в их реализации с учетом возраста, индивидуальных особенностей ребенка, обеспечивая комплексный подход к освоению образовательных областей, доступных дошкольнику. В должностные обязанности таких специалистов (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учителя-дефектологи и др.) включены методические функции по отдельным направлениям. Все эти специалисты включены в состав методической службы ДОУ.
Методическая служба ДОУ – подразделение, обеспечивающее комплекс условий, развивающих профессиональную компетентность педагогов в реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на уровне современных требований.
Цель методической службы:
· создавать в образовательном учреждении организационно-педагогические условия для выполнения основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
· осуществлять непрерывное образование педагогов;
· развивать их творческий потенциал.
Основные задачи методической службы:
· оказывать методическую поддержку участникам педагогического процесса по вопросам воспитания, обучения и развития детей;
· планировать и организовывать повышение квалификации, аттестации педагогических кадров;
· выявлять, изучать, обобщать, распространять и внедрять передовой педагогический опыт;
· обеспечивать педагогических работников необходимой информацией об основных направлениях развития дошкольного образования, современных требованиях к организации педагогического процесса, учебно-методической литературе по проблемам обучения, воспитания и развития детей;
· проводить педагогический мониторинг.
Методическая служба осуществляет взаимодействие с психологической, медицинской службами, другими подразделениями, органами самоуправления ДОУ и работает в тесной взаимосвязи с муниципальной методической службой.
В педагогической практике сложилась целая система методических служб разных уровней. Например: городская, окружная (районная) методические службы и методическая служба учреждения образования (школа, детский сад). В дошкольном образовательном учреждении методическую работу осуществляет старший воспитатель или заместитель заведующего по воспитательной и методической работе.
Задача методической деятельности заключается в создании такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива.
Опыт показывает, что большинству педагогов, особенно начинающих, всегда необходима помощь — со стороны более опытных коллег, руководителей, старших воспитателей ДОУ, со стороны профессионального методического сообщества. В настоящее время эта потребность многократно усилилась в связи с переходом на вариативную систему образования. Педагогам стали необходимы специальная дополнительная подготовка и постоянная методическая поддержка, чтобы грамотно и осознанно строить целостный учебно-воспитательный процесс, учитывая на практике обучения и воспитания многообразие интересов и возможностей детей.
В августе 1994 года Министерство образования выпускает письмо «О формах организации, направлениях деятельности методических служб в системе образования РФ» № 90-М. В письме выделяются основные направления в деятельности методических служб, реализуемые в таких областях, как информационная, диагностическо-прогностическая. инновационная и экспериментальная, области содержания образования, повышения квалификации, аттестации.
Таким образом, методическая деятельность является важнейшим компонентом образовательной инфраструктуры (наряду с научным обеспечением, подготовкой и переподготовкой кадров, формированием образовательной среды и т. д.). Она призвана поддерживать нормальный ход образовательного процесса — содействовать его обновлению.
Содержанием методической деятельности воспитателя является создание рабочих программ; планирование воспитательно-образовательной работы с детьми; создание наглядных, дидактических материалов и материалов контроля; создание педагогического опыта; обобщение «собственного» опыта работы по направлениям профессиональной деятельности; участие в работе научно-практических конференций и семинарах.
Ведущими направлениями методической деятельности, которые напрямую способствуют формированию у педагогов профессиональной компетенции, являются: повышение квалификации, накопление и обобщение «собственного» опыта работы по направлениям профессиональной деятельности.
Система непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДОУпредполагает разные формы: обучение на курсах, изучение опыта педагогов, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада. Систематическое совершенствование психолого-педагогических умений воспитателя осуществляется на курсах повышения квалификации через каждые пять лет. В межкурсовой период активной педагогической деятельности идет постоянный процесс переструктурирования знаний, т. е. происходит поступательное развитие самого субъекта. И здесь решающая роль отводится самообразованию педагога. Оно выполняет следующие функции: расширяет и углубляет знания, полученные в предшествующей курсовой подготовке, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне, совершенствует профессиональные умения.
Самообразование — это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.
В современных условиях воспитатель прежде всего исследователь, обладающий научным психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательской смелостью, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, потребностью в профессиональном самовоспитании и разумным использованием передового педагогического опыта, т.е. формирующий свой инновационный потенциал.
Мотивами для самообразования могут быть следующие:
· быть в курсе последних изменений в науке и практике своей профессиональной деятельности;
· конкурентоспособным специалистом, имеющим возможности для карьерного роста.
Источники, используемые в процессе самообразования:
· литература (методическая, научно-популярная, художественная и др.;
· видео-, аудиоинформация на различных носителях, дистантное обучение;
· курсы, семинары и конференции;
· дискуссии, тренинги, брифинги, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом;
· проведение исследовательской, поисковой деятельности;
· участие в олимпиадах, проектах;
· изучение информационно-компьютерных технологий;
· включение в работу интернет-сообщества по интересующему направлению в своей профессиональной деятельности.
Перечисленные источники знаний могут способствовать одновременному развитию личностного и профессионального роста.
В личном плане самообразования педагога обязательно должны быть спрогнозированы желаемые результаты работы.
· подготовка статей, докладов, сценариев;
· участие в научно-практических и интернет-конференциях, педагогических фестивалях и т.д.
· разработка новых организационных форм, методов работы;
· подготовка авторской парциальной программы;
· проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
· разработка методических пособий по одному или нескольким направлениям работы;
· разработка комплекта электронных занятий, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания;
· разработка комплекта дидактики по направлению (наглядный материал, дидактические игры и пособия);
· создание банка данных игр, загадок, стихов;
· разработка комплекта тематических родительских собраний и мероприятий;
· проект личной методической веб-страницы;
· разработка конспектов занятий с применением информационных технологий и т.д.
Самый эффективный способ показать результаты педагогической деятельности – разместить материалы в Интернете. Это позволяет педагогу аккумулировать свои работы в виртуальной педагогической библиотеке, где его коллеги могут ее посмотреть, воспользоваться ее результатами, доаолнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и пространства.
Рейтинговая оценка методической деятельности педагога:
· наличие и выполнение плана самообразования;
· внедрение новых педагогических технологий; обобщение собственного опыта;
· подготовка и проведение открытого мероприятия (в традиционной форме или с использованием инновационных технологий);
· посещения и анализ открытых мероприятий коллег;
· участие в работе методических объединений, педагогического совета;
· участие в работе временного творческого коллектива или научно-исследовательской лаборатории;
· выступления на научной, научно-практической конференции, на педагогических чтениях;
· публикации тезисов и статей; учебных пособий, учебно-методических материалов (разработок, рекомендаций;
· рецензирование методических разработок;
· участие в конкурсах педагогического и профессионального мастерства, в методических выставках;
· подготовка воспитанников к конкурсам;
· разработка авторской программы, дидактических средств, компьютерных программ;
· курсовая подготовка, стажировка;
· участие в региональных, всероссийских, международных программах.
Источник: portfolio-sadik.ru