Содержание учебной программы это

2.2. Содержание образовательного процесса

Обоснование принципов и механизмов формирования содержания обучения и воспитания всегда являлось и является актуальной задачей педагогической науки. В истории педагогики запечатлены имена многих ученых, выдвигавших оригинальные теории, относящиеся к данной проблеме (Д. Локк, И.Г. Песталоцци, И.-Ф. Гербарт, Г. Спенсер, Д. Дьюи, У. Килпатрик и др.).

Анализ этих теорий показывает, что их различия определяются теми обобщенными целями, которые ставили перед образованием их авторы. Так, например, Д. Локк и И.Г. Песталоцци полагали важнейшей задачей образования развитие ума учащихся, а Г. Спенсер исходил из утилитарной пригодности полученных учащимися знаний для их практической деятельности в будущем.

Таковы истоки различий многих современных воззрений на данную проблему. В концепциях развивающего обучения, программированного обучения, проблемного обучения и других в первую очередь решаются вопросы отбора и структурирования содержания учебного материала в зависимости от желаемого конечного результата процесса обучения и воспитания, его направленности, акцентах на тех или иных сторонах развития личности.

Стратегия выбора вуза и учебной программы в Канаде, прямой эфир

Не случайно Закон Российской Федерации «Об образовании» в ст. 14 «Общие требования к содержанию образования» определяет именно его направленность, ориентированность на конкретные цели (глобальные, согласно принятой нами классификации). Учитывая важность целеполагания в структуре образовательного процесса, приведем текст статьи почти полностью.

«Статья 14. Общие требования к содержанию образования.

1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

• обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации;

• укрепление и совершенствование правового государства.

2. Содержание образования должно обеспечивать:

• адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

• формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

• интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

• формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

• воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

3. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.

4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Ток шоу BILIM Обновленное содержание учебной программы

Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ.

8. Образовательное учреждение при реализации образовательных программ использует возможности учреждения культуры».

Таким образом, если цели обучения и воспитания по конкретной программе определены, отбор содержания образовательного процесса приобретает объективную основу. (Мы здесь не затрагиваем проблем определения источников для формирования конкретного содержания ОП.)

Первое и основное требование к содержанию ОП состоит в том, что оно должно соответствовать поставленным целям, быть необходимым и достаточным (по полноте и уровню отраженного объективизированного опыта) для их достижения.

Вице-президент Академии педагогических наук СССР Ю.К. Бабанский еще в 1980-е гг. предложил ряд критериев отбора содержания образования[11], которые корреспондируются с указанными требованиями:

1) целостное отражение в содержании образования потребностей общества, уровня современной научной, производственно-технической, культурной и общественно-политической информации, а для профессионального образования еще и профессиональных и производственных требований;

2) высокая научная и практическая значимость отбираемого содержания;

3) соответствие отбираемого содержания возможностям учащегося;

4) соответствие объема учебного материала времени, отводимого на изучение данного предмета;

5) учет международного опыта построения содержания образования по данному предмету;

6) соответствие содержания образования возможностям учебно-материальной и методической базы учебного заведения.

Очевидно, что в приведенной обобщенной формулировке оба требования и данные критерии являются скорее направлениями (принципами), чем инструментом непосредственного формирования содержания конкретного образовательного процесса. Ниже мы постараемся, насколько это возможно, детализировать некоторые механизмы отбора содержания, привести примеры такой проектной деятельности. Однако прежде затронем еще один аспект содержания ОП с позиций его проектирования – это вопрос структуризации содержания, т. е. представления его в каких-то единицах, «кирпичиках», из которых оно складывается. Из изложенного ранее можно сделать вывод, что логичнее связать такую структуризацию с требованиями к содержанию образовательного процесса.

Единицей содержания образовательного процесса будем считать фрагмент, направленный на обеспечение какого-либо требования. Это значит, что за счет фрагмента либо обеспечивается достижение одной из заданных целей ОП (первое требование), либо удовлетворяется условие технологичности учебного процесса (второе требование).

Рассмотрим первый случай. Поскольку цели образовательного процесса могут формулироваться на разных уровнях системы образования и иметь различную степень обобщенности, единицы содержания будут иметь различную масштабность. Например, если одна из проектируемых целей подготовки специалиста – владение иностранным языком, то адекватная единица содержания образовательного процесса – учебная дисциплина «Иностранный язык». Если современный инженер должен уметь использовать в своей деятельности современные информационные технологии, то в состав единицы содержания, обеспечивающей достижение этой цели, необходимо включить фрагменты различных дисциплин, т. е. она будет носить междисциплинарный характер. Более того, если мы рассмотрим такую цель образовательного процесса (что определена законодательством), как интеграция личности в национальную и мировую культуру, то наряду с учебными дисциплинами, например, культурологией, в состав единицы содержания войдут планируемые внеучебные мероприятия соответствующей направленности.

Назовем единицу содержания проектируемого образовательного процесса по специальности образовательным модулем (ОМ).

Единицу содержания при проектировании образовательного процесса по дисциплине назовем учебным элементом (УЭ). Очевидно, что по объему УЭ может включать в себя раздел или тему дисциплины, в зависимости от поставленных целей.

В аспекте второго требования ОМ или УЭ могут быть выделены по психолого-педагогическим признакам, т. е. единица содержания в этом случае представляет фрагмент, который необходим, например, для изучения последующего материала. Он может не иметь «прямого выхода» на реализацию цели, а обеспечивать ее лишь имплицитно.

Учебными модулями при рассмотрении всего содержания образовательной программы подготовки специалистов могут выступать дисциплины, создающие фундамент для изучения специальных дисциплин. В рамках учебного процесса по дисциплине таким элементом является, например, введение. Отметим, что в трудах И.Б. Моргунова, В.П. Соловьева, В.А.

Роменца эти признаки выделения единиц содержания (учебных модулей) получили название внешней и внутренней значимости. Внешняя значимость – для (непосредственного) достижения установленных целей, внутренняя – для обеспечения условий освоения других учебных модулей [39]. Вернемся к детализации выдвинутых психолого-педагогических требований.

В связи со сказанным рассмотрим, такие характеристики учебного материала, как его сложность и трудоемкость.

Сложность учебного материала – понятие относительное, субъективное. Если сравнение осуществляется с опытом конкретного обучающегося то, что для одного студента представляется сложным, может казаться достаточно простым другому, одновременно с первым изучающему данную дисциплину.

При сравнении в этом плане различных учебных дисциплин или учебников по одной и той же дисциплине сложность можно считать понятием объективным. Условие такой объективности – наличие критерия оценки сложности как ступени абстракции (в в описании учебного материала.

По мере проникновения научного знания в сущность объектов и явлений природы человек все более точно отражает в своих описаниях законы, управляющие их функционированием и развитием. При этом для более точных описаний необходимо всякий раз пользоваться адекватным языком. Последовательный перечень таких описаний в порядке возрастания ступени абстракций приведен в [6]. Повторим с некоторой коррекцией этот текст.

Ступень А (феноменологическая: (β = l) – внешнее, описательное изложение фактов и явлений; каталогизация объектов, констатация их свойств и качеств (известен определенный ряд однородных факторов). Используется преимущественно естественный язык и житейские понятия.

С естественного языка и житейских понятий начинается всякий акт научного познания, но уровень достижимого понимания процессов и явлений на этой ступени развития науки часто бывает недостаточным для разумной и продуктивной деятельности в изучаемой области, особенно когда речь идет о подготовке специалистов с высшим образованием.

Ступень Б (аналитико-синтетическая: (β = 2) – элементарное объяснение природы и свойств объектов и закономерностей явлений, часто качественное или частично количественное: известны сущность и свойства механизмов, управляющих функционированием анализируемых процессов и явлений. Создаются возможности для предсказания направленности и возможных исходов явлений и процессов. Образуется язык науки с присущими ей понятиями и выражениями, символами и обозначениями.

Ступень В (прогностическая: (β = 3) – объяснение явлений данной области с созданием их количественной теории, моделированием основных процессов, аналитическим представлением законов и свойств (известны закономерности функционирования объектов конкретного вида). Создаются условия для прогноза сроков и количеств в исходах процессов и явлений. Разработан развитый язык данной науки.

Читайте также:
Как удалить программу Microsoft Edge

Ступень Г (аксиоматическая: (β = 4) – объяснение явлений с использованием высокой степени общности описания как по ширине охвата материала и используемому научному языку, так и по глубине проникновения в сущность явлений (известны общие законы функционирования объектов любой природы). Возможен точный и долгосрочный прогноз и объяснения. Создан междисциплинарный язык науки (например, кибернетика, теория информации и систем и др.), с помощью которого переосмысливаются основы прикладных областей научного знания.

Не все области человеческого знания достигли в настоящее время такой степени развития, когда можно выделить все названные ступени абстракции в описании явлений. Но дидактический принцип научности требует изложения в высшей школе каждого явления данного круга действительности на возможно более высокой ступени абстракции. (Очевидно, что другие принципы, например, принцип практикоориентированности профессиональной подготовки, могут не требовать подобного максимализма в отношении абстракции.)

Вместе с тем, опросы обучающихся, в том числе студентов, показывают, что именно дисциплины или разделы дисциплин, изложенные на высоких ступенях абстракции, представляются им наиболее сложными. Причем объем материала или его рецептурный характер не принимались ими во внимание при оценке сложности.

Таким образом, различные учебные дисциплины, изложенные на одном уровне абстракции, могут считаться равно сложными. Учебная дисциплина является более сложной по отношению к другой, если она изложена на языке более высокой ступени абстракции.

Наконец, учебная дисциплина представляется обучающемуся тем более сложной, чем больше разница в ступенях абстракции ее изложения (например, в учебнике) и опыта учащегося.

Трудоемкость учебного материала эквивалентна объему той учебной деятельности, которую необходимо осуществить учащемуся для усвоения материала на заданном уровне. Очевидно, что трудоемкость освоения содержания учебного модуля возрастает как с повышением оценки сложности (в, так и с повышением необходимого уровня его освоения б, поскольку каждый следующий уровень освоения того же материала требует от обучающегося дополнительных усилий.

Не нуждается в специальных доказательствах и тезис о том, что затраты времени студента на овладение учебным материалом прямо зависят от дидактического объема. Учитывая, что в отечественной системе высшего образования на сегодня существуют временные ограничения как на длительность обучения в вузе, так и на изучение отдельной дисциплины. В высокая трудоемкость освоения содержания образовательной программы может привести к перегрузке студентов (напомним, что предельно допустимая норма учебной нагрузки студента без учета практических занятий физической культурой, установленная ГОС ВПО, составляет 54 ч в неделю).

Существуют различные подходы к количественной оценке объема учебной информации. Большинство из них основаны на подсчете объема формальной информации, выраженной в двоичных единицах (битах). Однако мнение ученых о количественной мере восприятия или переработки человеком информации, выраженной в битах, настолько различны (А.Н. Лук приводит значение 25–100 дв. ед./с, У. Вудсон и Д. Конновер – 2 дв. ед./с, а X. Франк и того меньше – около 0,1 дв. ед./с), что подобные расчеты вряд ли следует употреблять на практике.

Предпочтительнее выглядят методики, основанные на оценке учебной информации по числу единиц (или элементов), подлежащих усвоению. Как правило, за единицу усвоения в этом случае принимается определение понятия, обоснование утверждения, соответствующее им по сложности описание. Здесь мы имеем дело уже не просто с объемом, а с дидактическим объемом учебного материала.

Профессор Ю.Г. Фокин предлагает оценивать объем учебного материала в элементах усвоения, определяя последние как «любое логически завершенное утверждение или описание, содержащее около 20 слов русского языка». Он же выдвигает гипотезу, согласно которой на 2-часовое занятие не следует выносить более 20 элементов усвоения [46].

Для примера приведем два элемента подобного объема. Один из Евангелия от Матфея, представленного, как и большинство священных книг различных религий, в виде подлежащих усвоению пронумерованных законченных текстов (стихов):

Иную притчу сказал Он им:
Царство Небесное подобно закваске,
Которую женщина, взявши, положила
В три меры муки, доколе не вскисло все (33, гл. 13).

В обеих методиках за основу взят информационный подход к оценке объема учебной информации. Такой подход может быть оправданным, если усвоение учебного материала задано на первом (по В.П. Беспалько) уровне. В этом случае от студента требуется только запоминание информации, т. е. функционирует «школа памяти».

Совершенно очевидно, что современная парадигма высшего образования, основанная на личностно-деятельностном подходе, не позволяет ограничиваться таким уровнем. Цель высшего профессионального образования – овладение студентом социально значимой и одобряемой деятельностью, наличие у него соответствующих готовности и мотивации для ее эффективного осуществления. Такой подход к формулировке цели при определении объема учебного материала и его трудоемкости (наряду с информационной емкостью) требует учитывать заложенное в нем время на перевод знаний студента в умение действовать на их основе, решая профессиональные и социальные задачи.

Выводы из изложенного мы сделаем в последующих главах, когда будем формировать цели подготовки специалиста. Здесь лишь уточним, что оценивая трудоемкость учебного материала и его преемственность, необходимо исходить не из знаниевой, а из деятельностной модели специалиста. В последнее время все чаще эту модель строят, используя понятие компетентности (компетентность определена в толковых словарях русского языка как познания, авторитетность, опыт в той или иной области). Более подробно, учитывая важность подобного подхода, мы рассмотрим понятие компетентности, когда будем формировать цели образовательной программы подготовки специалистов (гл. 4).

Рассмотрим еще одну общую характеристику содержания образования. Как отмечалось в Законе «Об образовании», одним из общих требований к содержанию образования является его направленность на саморазвитие личности. Студент, следовательно, должен иметь (как это вытекает из принципа саморазвития) нормативно закрепленную и мотивированную возможность активно участвовать в процессе выбора осваиваемого им содержания образования.

Это требование определяется также тем, что реализация такой возможности безусловно приближает студента к овладению одним из жизненно необходимых видов деятельности, определяемых целью образования, – умению учиться. (А для будущих педагогов формирование содержания своего образования в ходе обучения имеет и чисто профессиональную значимость.)

Таким образом, необходимо зафиксировать еще одну характеристику проектируемого содержания образовательного процесса – это его вариативность, т. е. наличие не одного, а нескольких возможных вариантов его представления, каждый из которых отвечает первым двум требованиям. Естественно, подобные варианты должны иметь инвариантную часть, обеспечивающую неизменность профиля подготовки специалиста.

• по полноте и уровню отраженного в нем опыта быть необходимым и достаточным для достижения целей воспитания и обучения;

• по дидактическому объему и последовательности развертывания во времени соответствовать психолого-педагогическим закономерностям обучения и развития;

• по своей структуре представлять собой совокупность взаимосвязанных единичных элементов содержания, обособление которых из общего содержания (в виде ОМ или УЭ) определяется наличием у них внешней и/или внутренней значимости;

• включать детерминированную, неизменную составляющую и вариативную составляющую; последняя предоставляет студенту возможность выступать в качестве активного субъекта формирования своего образования.

Итак, мы рассмотрели общие требования к проектированию двух первых элементов образовательного процесса, составляющих вместе существо педагогической задачи. Следующим рассмотрим четвертый элемент образовательного процесса, характеризующий совместную деятельность преподавателя и студента по решению этой задачи, – образовательные технологии.

Источник: rulibs.com

Понятие содержания педагогического процесса. Структура содержания обучения. Структура и основные направления содержания воспитания.

Содержание -часть опыта поколений,которая передается учащемся для достижения поставленной цели.

Обучение — самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на гармоничное развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфически — качественные отличия.

Функции содержания образования:

— предмет познавательной деятельности педагогов и учащихся;

— средство практической деятельности педагогов и учащихся;

— средство управления развитием педагогов и учащихся;

— использование опыта в практической деятельности.

Структура содержания:

— опыт физического развития;

— опыт эстетического отношения;

— опыт трудовой и профессиональной деятельности,

— опыт познавательной деятельности,

— опыт нравственных отношений.

Содержание обучения – включает то, что подлежит усвоению учщимися для реализации заданных целей обучения.

Структура: 1) цель, 2) учебная информация, 3) средства пед. коммуникации педагога и учащихся, 4) формы их деят-ти, 5) способы осуществления пед. руководства учебной и др. видами деят-ти и поведения учащихся.

Функции: 1) образовательная; 2) развивающая, 3) воспитательная.

Составные части каждого из направлений: знания, умения, навыки, отношения, творческая деятельность.

Содержание воспитания- определяется в соответствии со структурой общественного опыта (знания, умения, навыки, отношения, творческая деятельность, отношения). В общественном опыте выделяют опыт разностороннего развития человека.

Закон РФ «Об образовании» определяет наиболее общие правовые нормы в сфере образования:

· расширены формы получения образования, включающие обучение в образовательных учреждениях – в очной, очно-заочной, заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната; допускается сочетание различных форм получения образования;

Читайте также:
Как формируются педагогические способности при освоении профессиональных программ в вузе

· установлены общие требования к содержанию образования;

· установлены общие требования к организации образовательного процесса (Напр. образовательным учреждениям предоставлено право самостоятельно выбирать систему оценок, форму, порядок и периодичность промежуточной аттестации обучающихся; предусмотрено, что освоение образовательных программ (основного и пол­ного общего, а также всех видов профессионального образования) завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников, которая должна проводиться государственной аттестационной службой, независимой от органов управления образованием; введение аттестации, лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений);

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» в нашей стране введены образовательные стандарты, в т. ч. Госстандарт проф. образования.

Государственный образовательный стандарт – совокупность требований к уровню, содержанию и качеству образования, отраженных в соответствующих нормативных документах.

Государственный образовательный стандарт является единой нормой: содержания и организации образования, результатов образования по ступеням обучения, обязательного уровня содержания и освоения образовательных программ для каждого образовательного учреждения, а также уровня их материального обеспечения.

Государственный образовательный стандарт призван:

· сформировать фонд научно-технической документации, регулирующей отношения на рынке образовательных услуг;

· определить номенклатуру показателей качества образовательных услуг,

· установить прогрессивные требования к образовательным услугам и их результатам;

· определить требования к условиям функционирования образовательных учреждений.

Основные функции Государственного образовательного стандарта:

6. формирование и закрепление «регионального содержания» как компонента государственной политики и практики работы системы образования и образовательных учреждений региона;

7. определение оптимального объема содержания, подлежащего обязательному усвоению обучающимися региона;

8. установление единых научно-методических подходов к наполнению регионального компонента стандарта и создание, таким образом, базы для разработки соответствующих учебно-методических комплексов;

9. обеспечение вариативности учебных планов образовательных учреждений региона и преемственности обучения на различных ступенях;

10. оптимизация и унификация с учетом федерального компонента средств контроля и оценки качества результатов обучения;

11. повышение уровня общего образования путем дальнейшего углубления и расширения федерального компонента.

Таким образом, основная цель Государственного образовательного стандарта «заключается в повышении качества профессиональной подготовки, обеспечении конвертируемости профессионального образования внутри страны и за ее пределами для участия Российской Федерации в международном рынке труда».

Основными составляющими Государственного стандарта профессионального образования являются: квалификационная структура, перечень профессий и номенклатура специальностей, профессиональная характеристика, учебный план среднего проф. образования по специальности, требования к разработке и условиям реализации основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности.

В связи с этим образовательные стандарты всех звеньев системы непрерывного образования должны быть преемственны, хорошо взаимодействовать в пограничных содержательных областях. Кроме того, государственный стандарт профессионального образования должен служить основой для последующей разработки профессиональных образовательных программ, комплектов методического обеспечения учебного процесса, организации аттестации учебных заведений и т.д.

Учебный план — это составная часть государственного стандарта данного уровня образования, основной государственный нормативный документ, содержащий перечень предметов подлежащих обязательному изучению, последовательность и сроки их изучения и минимальное недельное количество часов на каждый учебный предмет.

Учебный план состоит из трех компонентов: федерального, национально-регионального и местного.

Федеральный компонент — инвариантная (неизменяемая, обязательная) часть учебного плана. В него входят предметы, подлежащие изучению во всех образовательных учреждениях (по уровням образования) Российской Федерации.

Национально-региональный компонент — вариантная часть учебного плана, перечень учебных предметов в составе данного компонента, который определяется региональными органами управления образованием с учетом национальных и региональных традиций, особенностей экономического и социально-культурного развития региона,

Местный компонент — вариантная часть учебного плана, которая формируется образовательным учреждением с учетом потребностей и интересов обучающихся, мнения их родителей, возможностей образовательного учреждения.

Виды учебного плана:

1. Типовой (базисный) (основной гос. нормативный документ, являющийся частью ГОС) – это документ рекомендательного характера, устанавливающий перечень и объем учебных циклов и предметов применительно к профессии и специальности с учетом ступени квалификации.

2. Рабочий – разработанный для конкретного проф. образовательного учреждения с соблюдением нормативов типового.

Учебный план включает три основных вида учебных занятий:

• обязательные занятия, составляющие базовое ядро образования;

• обязательное занятие по выбору;

• факультативные, индивидуальные и групповые занятия.

Структура учебного плана:

2.График учебного процесса;

3.Сводные данные по бюджету времени;

4.План учебного процесса (даются учебные циклы);

7.Итоговая гос. аттестация;

8.Перечень учебных лабораторий, кабинетов и мастерских;

9.Пояснения к учебному плану.

Учебный предмет – это система научных знаний, практических умений и навыков, которая позволяет учащимся (студентам) усвоить с определенной глубиной и в соответствии с их возрастными познавательными возможностями основные исходные положения науки либо те или иные стороны культуры, труда, производства.

Учебный цикл – это совокупность предметов одной образовательной направленности.

Родственные (близкие по содержанию) предметы в базисном учебном плане объединены в образовательные области. На всех ступенях обучения в изучаются следующие образовательные области и учебные предметы:

1. гуманитарные и и социально-экономические дисциплины;

2. математические и общие естественно-научные дисциплины;

3. общепрофессиональные дисциплины;

4. специальные дисциплины

Виды учебных программ:

1. Типовые – разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта по определенной дисциплине. Они имеют рекомендательный характер.

2. Рабочие – составляются непосредственно в учебном заведении, в них отражены и конкретизированы все требования к знаниям и умениям выпускника, а также все дидактические единицы, относящиеся к данной учебной дисциплине. Создаются на основе типовых учебных программ. Они отражают требования образовательного стандарта и возможности конкретного учебного заведения. Рабочая программа учебной дисциплины является единой для всех форм обучения: очной, вечерней, заочной, экстерната.

3. Авторские – это программы, разработанные на основе государственного образовательного стандарта высококвалифицированными педагогами. Основное требование к ним – обеспечение уровня подготовки специалистов не ниже стандарта. В то же время нельзя допускать и перегрузку обучающихся.

Структура учебной программы:

— титульный лист (наименование образовательного учреждения, дисциплины, специальность, год разработки, автор и рецензенты);

— пояснительную записку (краткое описание, роль этой дисциплины в подготовке специалиста);

— тематический план (перечень разделов и тем, последовательность их изучения, аудиторные занятия, количество часов на занятие);

— перечень курсовых проектов (работ) (при наличии);

— перечень литературы и средств обучения (основная и дополнительная литература, учебные и справочные пособия).

Деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Нормы типовых положений могут ограничивать права граждан и образовательных учреждений не более чем в рамках закона. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения выполняют функции примерных.

На основе примерного положения разрабатывается устав образовательного учреждения, в котором указываются:

• наименование, место нахождения, юридический и фактический адрес, статус, учредитель, организационно-правовая форма образовательного учреждения;

• цели образовательного процесса; типы, виды реализуемых образовательных программ; основные характеристики организации образовательного процесса; язык или языки, на которых ведется обучение и воспитание; порядок приема обучающихся (воспитанников); продолжительность обучения на каждом этапе обучения; порядок и основания отчисления обучающихся (воспитанников); система оценок при промежуточной аттестации, ее формы; порядок, режим занятий; наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления, порядок регламентации и формирования отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников, родителей или лиц, их заменяющих;

• структура финансовой и хозяйственной деятельности (использование объектов собственности, финансирование, материально-техническое обеспечение, источники и порядок формирования собственности, предпринимательская деятельность);

• порядок управления образовательным учреждением (компетенция учреждения, структура, порядок формирования органов управления, их компетенция, организация деятельности, порядок комплектования персонала и условия оплаты труда, изменения устава, реорганизации и ликвидации образовательного учреждения, права и обязанности участников образовательного процесса, перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и др.), регламентирующих деятельность образовательного учреждения).

Устав принимается коллективом образовательного учреждения и утверждается учредителем.

Источник: cyberpedia.su

Сущность основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения

Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных учебных программ, результатам и результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров.

Публикация «Сущность основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах

  • Основная образовательная программа ДОУ
  • Темочки

Следовательно, объективно к учреждениям образования предъявляются новые требования к обеспечению их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошкольного образовательного учреждения по разработке и реализации своей образовательной программы.

1. Сущность основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения

Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его жизнедеятельность. Она наряду с Уставом служит основой для лицензирования, аттестации, аккредитации, изменения бюджетного финансирования, организации платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей (законных представителей).

Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения разрабатывается в соответствии с требованиями основных нормативных документов: Закона Российской Федерации «Об образовании»[1] и Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, в соответствии с временными государственными стандартами в области дошкольного воспитания и образования и является обязательным нормативным документом, разрабатываемым и реализуемым, согласно п. 5, ст. 14 Закона РФ «Об образовании» [1], «каждым образовательным учреждением самостоятельно».

Читайте также:
Как найти человека в программе скайп

В соответствии с п. 6 часть 1 ФЗ от 29.12.2013года №273-ФЗ был утверждён Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [2].

Настоящий ФГОС дошкольного образования (Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Стандарт регулирует отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.

Образовательную деятельность осуществляют дошкольные организации, индивидуальные предприниматели, а так же и родители (законные представители).

В основе Стандарта заложены принципы сохранения уникальности и самоценности детства, гуманистический характер отношений взрослых и детей, уважение к личности ребёнка, реализация Программы в форме игры. Взрослый и ребёнок являются равноправными участниками образовательного процесса.

В Стандарте учитываются индивидуальные потребности ребёнка, возможности освоения Программы на разных этапах её реализации. Стандарт включает в себя требования к структуре Программы и её объёму.

Новый Стандарт обеспечивает равные возможности получения дошкольного образования для каждого ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей.

Образовательная программа определяет : цели и приоритетные направления образования в конкретном учреждении; конкретные задачи на определенном этапе деятельности учреждения; набор программ воспитания и образования – комплексных и парциальных; набор программ дополнительного образования, взаимосвязанных с обязательными и вариативными учебными программами; особенности организации учебно-воспитательного процесса и режима работы дошкольного образовательного учреждения; применение нетрадиционных форм воспитания и образования детей и новых педагогических технологий; учебно-методическую базу, обеспечивающую введение нетрадиционных дисциплин; систему аналитических и диагностических методик, обеспечивающих обоснованность программы.

Основная общеобразовательная программа состоит из двух разделов: «Обязательная часть» и «Часть, формируемая участниками образовательного процесса», каждый из которых включает в себя целевой, содержательный и организационный компонент [5].

Структура Образовательной программы ДОУ, выглядит следующим образом [6] :

I раздел: Предназначение дошкольного образовательного учреждения исредства его реализации. В данном разделе отражаются приоритетные направления деятельности дошкольного учреждения. А также раскрываются основные средства реализации дошкольного образования, среди которых мы считаем следующие: Устав ДОУ, образовательная деятельность согласно лицензии ДОУ, освоение воспитанниками «Обязательного минимума содержания дошкольного образования», освоение воспитанниками основной общеобразовательной программы и комплекса парциальных программ, освоение воспитанниками позиции субъекта в детских видах деятельности, предоставление родителям воспитанников возможности выбора режима пребывания в ДОУ и оказание консультативной помощи по вопросам образования и воспитания дошкольников, обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ, развитие и совершенствование предметно-развивающей среды, высокий профессионализм педагогов, развитие методической службы в ДОУ.

II раздел: Описание «модели» выпускника дошкольного образовательного учреждения. Данный раздел определяет особенности развития личности ребенка – выпускника дошкольного учреждения. Раскрывает приобретенные навыки, умения в течение всего периода пребывания в ДОУ.

III раздел: Цель и задачи воспитательно-образовательного процесса. В данном разделе раскрывается миссия, цели, задачи дошкольного учреждения, также ожидаемые результаты деятельности ДОУ.

IV раздел: Общеобразовательные программы дошкольного образовательного учреждения и их методическое обеспечение. В данном разделе перечисляются комплексные и парциальные программы дошкольного образования, а также используемые педагогические технологии в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

V раздел: Особенности организации воспитательно-образовательного процесса. Данный раздел содержит учебный план, особенности учебной деятельности в соответствии с приоритетными направлениями ДОУ, режим дня, а также традиции ДОУ в работе с детьми, педагогами и родителями. Данный раздел подвергается большим изменениям, поэтому каждый год на педагогическом совете принимаются изменения к Образовательной программе, в которой утверждаются изменения в учебном плане на текущий год.

VI раздел: Критерии и показатели реализации образовательной программы. Для оценки результативности воспитательно-образовательного процесса у педагогов должны быть четкие ориентиры. Поэтому шестой раздел сдержит систему показателей развития детей всех возрастных групп по всем разделам комплексной программы.

3. Цели и задачи программы в соответствии с ФГОС

Цель основной общеобразовательной программы — обеспечение социальной успешности ребенка с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Исходя из цели программы, педагогический коллектив ДОУ основной целью своей работы видит в создании благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формировании основ базовой культуры личности, всестороннем развитии психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовке к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечении безопасности жизнедеятельности дошкольника [4].

— развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка;

— сохранение и укрепление здоровья детей;

— формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни;

— подготовка ребенка к жизни в современном обществе;

— формирование универсальных предпосылок учебной деятельности,предусматривающих обеспечение готовности ребенка к школе, необходимой и достаточной для освоения основной образовательной программы начального общего образования;

— взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

— осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

— формирование у ребёнка осознанно правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве;

— создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

Цели и задачи программы принципы и подходы к формированию программы значимые для разработки программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста описывают в пояснительной записке.

Итак, образовательная программа дошкольного образовательного учреждения является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его жизнедеятельность. Она наряду с Уставом служит основой для лицензирования, аттестации, аккредитации, изменения бюджетного финансирования, организации платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей (законных представителей).

Практика работы дошкольных образовательных учреждений, анализ литературы по этому вопросу позволили обозначить проблему неоднозначного понимания назначения, структуры и содержания данного документа. Наиболее распространенное заблуждение заключается в том, что образовательную программу зачастую отождествляют с учебной программой, реализуемой в том или ином дошкольном учреждении.

1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, с изм. и доп. (ред. от 4 июня 2014 года N 148-ФЗ)

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» с приложением ФГОС ДО

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» от 30 августа 2013 г. № 1014

4. Бахолдина О. И. Воспитатель в условиях введения ФГОС ДО. / О. И. Бахолдина. – г. Острогожск. – 2014. – 176с.

5. Макарова А. Основная образовательная программа дошкольного учреждения : краткая справка // Ресурсы образования. – № 2. – 2015. – С. 2-6

6. Скоролупова О. А. «Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения» – М. : ООО «Издательство Скрипторий», 2014.

Публикации по теме:

Формирование положительного имиджа дошкольного образовательного учреждения Уважаемые коллеги. Вашему вниманию предлагается результаты работы воспитателя МАДОУ №3 Сапуновой Натальи Владимировны. Тема: «Формирование.

«Проектный метод в деятельности дошкольного образовательного учреждения» Становление новой системы образования держит ориентир на мировое пространство и требует существенных изменений в педагогической теории и.

Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 29» ДОКЛАД на семинар для.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников СЛАЙД1 Я Хочу представить свой опыт работы по теме: Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников.

Дорожная карта действий по обновлению содержания основной образовательной программы (ООП ДО Дорожная карта действий по обновлению содержания основной образовательной программы (ООП ДО) муниципального бюджетного дошкольного образовательного.

Отчет о выполнении основной образовательной программы детского сада Работаю в младшей группе МБДОУ «Детский сад «Звездочка» п. Школьное», с применением примерной основной образовательной программы «От рождения.

Повышение качества дошкольного образования в структуре основной образовательной программы Доклад Повышение качества дошкольного образования в структуре основной образовательной программы Дошкольный возраст — яркая, неповторимая.

«У Лукоморья дуб зеленый». Создание условий для реализации основной образовательной программы на территории ДОУ

«У Лукоморья дуб зеленый». Создание условий для реализации основной образовательной программы на территории ДОУ ГОС ДО обращает внимание педагогов на то, что развивающую предметно –пространственную среду необходимо обогащать и создавать не только.

Развивающая педагогика оздоровления дошкольного образовательного учреждения Развивающая педагогика оздоровления дошкольного образовательного учреждения (слайд1) Состояние здоровья детей постоянно становится главной.

Занимательные картотеки в работе с детьми старшего дошкольного возраста по освоению основной образовательной программы ДО

Занимательные картотеки в работе с детьми старшего дошкольного возраста по освоению основной образовательной программы ДО Что такое картотека? Значение слова картотека в толковом словаре русского языка Ожегова – это систематизированное собрание карточек с какими-нибудь.

  • Основная образовательная программа ДОУ
  • Темочки

Источник: www.maam.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru