Содержание методы и средства развития речи в разных программах

Содержание

Методика развития речи дает ответ на
такие основные вопросы:
1) чему учить (какие речевые умения
воспитывать у детей);
2) как учить (какие методы и приемы следует
использовать при формировании детской речи,
при каких условиях);
3) почему именно так учить (какими данными
теории и практики обосновываются
предлагаемые способы развития
речи).

4. Семь основных компонентов языка и речи

1) Развитие словаря.
2)
3)
4)
5)
6)
7)
Формирование грамматической стороны речи.
Воспитание звуковой культуры речи.
Формирование разговорной (диалогической) речи.
Обучение рассказыванию (монологической) речи.
Ознакомление с художественной литературой.
Подготовка детей к обучению грамоте.

5. Средства осуществления программы развития речи в детском саду:

Обучение;
Игра;
Труд;
Бытовая или повседневная
деятельность;

Средства и методы развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста


Восприятие произведений искусства;
Любая деятельность, если ею
руководит и ее направляет взрослый.

6. Типы занятий по развитию речи

По дидактическим целям можно выделить:
Занятие по усвоению новых знаний;
Занятие на повторение пройденного
материала;
Занятие на закрепление и развитие
знаний, умений и навыков;
Обобщающее, итоговое по теме занятие;
Комплексное (несколько дидактических
целей) или интегрированное занятие.

7. Методы и приемы развития речи:

Наглядные методы;
Словесные методы;
Практические методы (игровые);
Игровые методы.
Каждый метод представляет собой совокупность
приемов, служащих для решения дидактических задач
(ознакомить с новым, закрепить умение или навык,
творчески переработать усвоенное).
Прием — это элемент метода.

8. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

Приучать детей проявлять инициативу с целью получения новых
знаний.
Совершенствовать речь как средство общения.
Развивать построение высказывания, помогать детям более точно
характеризовать объект, ситуацию.
Учить высказывать предположения и делать простейшие выводы,
излагать свои мысли понятно для окружающих.
Формировать умение отстаивать свою точку
зрения. Помогать осваивать формы речевого этикета.
Развивать умение содержательно, эмоционально
рассказывать сверстникам об интересных фактах
и событиях.
Приучать детей к самостоятельности суждений.

9. Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи.

Формирование словаря
Организовать работу по обогащению бытового,
природоведческого, обществоведческого словаря.
Побуждать детей интересоваться смыслом слов.
Развивать умение использовать разные части речи
в точном соответствии с их значением и
целью высказывания.

Методы и приемы развития речи детей дошкольного возраста


Помогать детям осваивать
выразительные средства языка.

10. Звуковая культура речи

Совершенствовать умение различать на слух и в
произношении все звуки родного языка. Отрабатывать
дикцию: развивать умение внятно и отчетливо
произносить слова и словосочетания с естественными
интонациями.
Совершенствовать фонематический слух: учить
называть слова с определенным звуком, находить слова
с этим звуком в предложении, определять место звука в
слове.
Отрабатывать интонационную выразительность речи.

11. Грамматический строй речи

Упражнять детей в согласовании слов в предложении.
Совершенствовать умение образовывать (по образцу)
однокоренные слова, существительные с суффиксами,
глаголы с приставками, прилагательные в
сравнительной и превосходной степени.
Помогать правильно строить сложноподчиненные
предложения, использовать языковые средства для
соединения их частей (чтобы, когда потому что, если,
если бы).

12. Связная речь

Развивать диалогическую и монологическую формы речи.
Формировать умение вести диалог с воспитателем, со
сверстниками. Быть доброжелательным и корректным
собеседником. Воспитывать культуру речевого общения.
Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать
литературные тексты, драматизировать их.
Учить составлять рассказы о предметах, о содержании картины,
по набору картинок с последовательно развивающимся действием.
Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.
Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.
Учить сочинять короткие сказки на заданную тему.

13. Понятие связной речи

Связная речь – смысловое развернутое высказывание
(ряд логических сочетающихся предложений).
Единое смысловое и структурное целое, включающее
связанные между собой и тематически объединенные,
законченные отрезки.
Основная характеристика связной речи – понятность для
собеседника.
Развитие происходит постепенно вместе с развитием
мышления и связано с усложнением детской
деятельности и формами общения с
окружающими людьми.

Читайте также:
Знаете что полезная программа

14. Ситуативная и контекстная речь

15. Две основные формы связной речи

Диалогическая речь
Монологическая речь

16. Диалог

Главная особенность диалога – чередование говорения одного
собеседника с прослушиванием и последующим говорением
другого.
В диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь и не
нуждаются развертывании мысли и высказывания.
Устный диалог сопровождается жестами, мимикой, интонацией.
Для диалога характерны разговорная лексика и фразеология,
краткость, обрывистость.
Речь в нем может быть неполной сокращенной, иногда
фрагментарной.
Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками.
Типично использование речевых стереотипов, устойчивых форм
общения, шаблонов и клише.

17. Методы и приемы обучения диалогу

Основной метод в повседневном общении –
разговор воспитателя с детьми.
Беседа – целенаправленное обсуждение чеголибо, организованный подготовленный диалог
на заранее выбранную тему.
Используется прием словесных поручений.
Эффективный метод – дидактическая игра.
Полезно использовать подвижные игры,
которые содержат диалоги.

18. Монолог

Монолог – связное, логическое последовательное высказывание,
протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на
немедленную реакцию слушателей.
Выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям.
Высказывание содержит более полную формулировку информации,
оно более развернуто.
В монологе важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация).
Характерны литературная лексика, развернутость высказываний,
законченность, логическая завершенность.
Связность монолога обеспечивается одним говорящим.
Монологическая речь – более сложный, произвольный, более
организованный вид речи и требует специального речевого
воспитания.

19. Типы монолога (по функции)

Описание – характеристика предмета в статике.
Повествование – связный рассказ о каких-нибудь событиях.
Рассуждение – логическое изложение материала в форме
доказательства.
Контаминация – смешанный тип,
с элементами остальных типов.

20.

Типы монолога
(по источнику высказывания)
Рассказывание по игрушкам и картинам – дети
передают определенный сюжет, подсказанный
картиной, готовой игровой ситуацией.
Рассказывание из опыта – опирается на представления
ребенка, полученные в процессе наблюдений,
различной деятельности.
Творческое рассказывание – рассказы
о вымышленных событиях.

21. Типы монолога (по ведущей психической деятельности)

Рассказывание по зрительному, осязательному, или
слуховому восприятию – носит описательный характер,
дети рассказывают о предметах и явлениях, которые
видят в данный момент.
Рассказывание по памяти – рассказывание из
опыта, о пережитом, воспринятом ранее.
Рассказывание по воображению –
творческие рассказы детей.

22. Подготовка к обучению грамоте

Дать представления о предложении (без
грамматического определения).
Упражнять в составлении предложений, членении
простых предложений (без союзов и предлогов) на
слова с указанием их последовательности.
Формировать умение делить двусложные и
трехсложные слова с открытыми слогами
(на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части.
Учить составлять слова из слогов (устно).
Учить выделять последовательность звуков в
простых словах.

23. Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Содержание образовательной области
«Чтение художественной литературы»
направлено на достижение цели формирования интереса и
потребности в чтении (восприятии) книг через решение
следующих задач:
формирование целостной картины мира, в том числе
первичных ценностных представлений;
развитие литературной речи;
приобщение к словесному искусству, в том числе
развитие художественного восприятия и
эстетического вкуса».

Источник: ppt-online.org

Содержание, методы и средства работы по развитию речи дошкольников.
статья по развитию речи на тему

Главное в работе по развитию речи дошкольников – формирование правильной устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Ленкова А.А., воспитатель ГКУЗ СПНДР № 13

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Содержание, методы и средства работы по развитию речи дошкольников

Главное в содержании работы по развитию речи дошкольников – формирование правильной устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

ФГОС дошкольного образования определяет задачи речевого развития следующим образом:

  • Обогащение активного словаря;
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • Овладение речью как средством общения и культуры;
  • Развитие речевого творчества;
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • Знакомство с художественной литературой, культурой, различными жанрами детской литературы;
  • Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Предпосылки для овладения речью – врожденные. Но чтобы овладеть языком – понимать язык и общаться на нем – необходимо иметь возможность слышать окружающую речь, т.е. находиться в языковой среде, иметь возможность общаться.

Средства развития речи:

  • Общение, в младенчестве это эмоциональное общение «взрослый – ребенок»;
  • Культурная языковая среда;
  • Виды искусства: музыка, театр, произведения изобразительного искусства;
  • Занятия по всем разделам программы;
  • Детская и художественная литература;
  • Занятия по развитию речи; игровая деятельность;
  • Самостоятельная деятельность детей;
  • Информационно-коммуникативные ресурсы: телевидение, аудиовидеооборудование, интернет и т.д.

Методы классифицируют по используемым средствам: слово, наглядность или практическое действие.

  • наблюдения в природе,
  • экскурсии,
  • рассматривание натуральных предметов,
  • элементарные опыты.
  • чтение и рассказывание произведений,
  • заучивание наизусть,
  • пересказ,
  • беседа,
  • рассказы без опоры на наглядный материал,
  • «разговор по телефону»,
  • рассказ взрослого о своем опыте, о своем детстве,
  • творческий рассказ по заданной теме, например, по сказке или скороговорке.
  • дидактические игры,
  • игры – драматизации,
  • инсценировки,
  • дидактические упражнения,
  • хороводные игры,
  • сюжетные игры,
  • интеграция видов деятельности,
  • речевые игры,
  • моделирование.
  • рассматривание игрушек, фото, картин,
  • их описание,
  • рассказы по игрушкам и картинам.
Читайте также:
Программа как убрать водяные знаки

Опосредованные методы на примере изобразительной наглядности используют для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи, а также при ознакомлении с объектами и явлениями, с которыми непосредственно познакомиться невозможно.

Любой метод не используется изолированно. Наглядность сопровождается словом, в словесных методах используется наглядность. Выбор методов и средств зависит от содержания занятия, от того, какие качества речи будут формировать в планируемой деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

Консультация для педагогов «Содержание работы по развитию речи дошкольников в детском саду».

Систематическое обучение речи, методическое развитие речи и языка лежат в основе всей системы воспитания в детском саду.

Изучение готовности дошкольника к обучению. Дидактическая игра как средство обеспечения преемственности в работе по развитию речи дошкольников и младших школьников

Содержание работы по развитию речи дошкольников в детском саду

Консультация для педагогов ДОУ.

Содержание работы по развитию речи дошкольников.

Комплекс дидактических упражнений по развитию речи старших дошкольников.

Материал с описанием задач воспитателя по обучению речи детей дошкольного возраста в течение всего дня. Описана слухо-речевая среда, условия ее создания.

Опыт работы по использованию современных форм, методов работы по развитию речи дошкольников.

Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения;Развивать у детей психические процессы: мышление, .

Источник: nsportal.ru

Методики, приемы, средства развития речи у детей

Все о детях и для детей - KukuRiku.ru

средства развития речи

Для развития всех сторон речи детей родителям нужно ориентироваться в ее основных формах. В этой статье мы расскажем о том, какие виды речи ребенка существуют, какими средствами их нужно развивать, когда следует обращаться к логопеду за специализированной помощью. Содержание:

  • Виды речи
  • Монологическая речь
  • Диалогическая речь
  • Внутренняя речь
  • Письменная речь
  • Как развивать речь ребенка – средства
    • Игры на развитие речи
    • Стихи
    • Песни
    • Сказки
    • Книги
    • Общение
    • Пословицы
    • Советы родителям
      • Как проводить занятия по развитию речи
      • Как общаться с ребенком
      • Когда нужно обратиться к логопеду
      • Виды речи

        • диалогическая;
        • монологическая.

        Монологическая речь

        • развернутая, то есть говорящий почти всегда описывает предмет или ситуацию;
        • чаще всего активна и произвольна, то есть говорящий должен хорошо понимать, о чем он говорит, последовательно выражать свои мысли;
        • организованная, то есть высказывание в монологической речи создается по определенному плану, который должен сохраняться «в уме» говорящего на протяжении всего монолога.

        Диалогическая речь

        • она свернута, так как оба собеседника обычно знают, о чем они разговаривают;
        • она мало организована, течет сама по себе, часто включает привычные реплики или сочетания слов.

        Внутренняя речь

        • на воображаемого или возможного собеседника;
        • к самому себе;
        • на планирование предстоящей деятельности;
        • на воображаемую аудиторию.

        Письменная речь

        Этот вид речи имеет те же свойства, что и монологическая речь, но они более выраженные и яркие. Читатель написанного, так называемый «собеседник», не сможет ни переспросить того, кто написал текст, ни попросить о пояснениях к нему. Поэтому нужно так строить письменное высказывание, чтобы читатель все понимал заранее.

        Это самый произвольный вид речи, так как пишущий тщательно оценивает применяемые им средства языка. В письменной речи можно сделать то, что невозможно сделать в речи монологической: оценить свое высказывание и исправить его, если оно показалось неудачным. Этим видом речи невозможно овладеть в совершенстве без использования внутренней речи.

        Ведь прежде чем написать высказывание, человек проговаривает его на внутреннем плане. Если он искусно владеет этим видом речи, то может не замечать этапа внутреннего проговаривания, когда «слова сами льются на бумагу». В самом начале овладения письменной речью младшие школьники часто диктуют сами себе. Это тоже считается использованием внутренней речи.

        Как развивать речь ребенка – средства

        Существует множество видов занятий по развитию детской речи. Это беседы, наблюдения за животными и растениями, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, словесные игры, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, пересказ текстов и придумывание сказок. Эти методы подбирают для домашнего обучения, опираясь на возможности детей, особенности возраста.

        Игры на развитие речи

        • «Что бывает соленым… (мягким, сладким, широким);
        • «Угадай, чего не стало»;
        • «Летает – не летает»;
        • «Животные и их детеныши»;
        • «Скажи наоборот»;
        • «Угадай, кто в домике живет»;
        • «Скажи похожее словечко» (на придумывание рифм);
        • «Загадай предмет»;
        • «Где мы были, мы не скажем»;
        • «Да и нет не говорите»

        Стихи

        Чаще всего стихи используются в логопедической практике, чтобы в игровой форме стимулировать детей к выполнению артикуляционных упражнений. Очень нравятся малышам стихи, которые можно сопровождать движениями, а также упражнения пальчиковой гимнастики. Потешки очень хорошо воспринимаются детьми раннего возраста, а детям постарше рекомендуется читать проверенные временем произведения Агнии Барто, Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Бориса Заходера, Даниила Хармса, Валентина Берестова, Юнны Мориц. При чтении нужно обязательно обращать внимание детей на непонятные слова и выразительные средства поэзии.

        Читайте также:
        Какими программами пользуются создатели игр

        Песни

        Первые песни, которые слышат дети – это мамины колыбельные. Чем старше становится ребенок, тем больше пополняется его репертуар детскими песенками. Песни – это не только средство для развития речи, это эмоции и ритм, помогающие запомнить слова. Слова, спетые в песне, лучше запоминаются и осознаются. Они выстраиваются в логическую цепочку и легко откладываются в детской памяти.

        Сказки

        • Обсуждение сюжета;
        • Придумывание нового героя;
        • Соединение двух сказок в одну;
        • Отгадывание названия сказки;
        • Придумывание продолжения;
        • Инсценировка сказки, ее показ при помощи театра кукол.

        Книги

        • знакомит с богатством родного языка, дает его лучшие образцы для подражания;
        • создает непрерывную связь между поколениями;
        • способствует речевому творчеству;
        • знакомит детей с миром взаимоотношений людей, явлениями природы, миром животных;
        • пополняет словарный запас, знакомит с выразительными средствами родного языка.

        Общение

        1. довербальный этап – малыш не понимает речь взрослых и сам еще не говорит;
        2. этап возникновения речи – время первых слов и начала понимания речи взрослых;
        3. этап речевого общения – время освоения словаря, грамматики родного языка и использование речи для активного общения с взрослыми и сверстниками.

        Пословицы

        Поговорки и пословицы – это квинтэссенция народной мудрости, заключенная в емкую короткую фразу. Именно поэтому они легко запоминаются и понятны даже детям, дают образец построения фразы и изложения мыслей. Их действие умножается при помощи заключенной в пословице эмоции.

        Пословицы можно использовать в любых ситуациях. «Поспешишь – людей насмешишь», «Играй, да дело знай», «Сначала думай, потом говори». Иносказательные пословицы требуют разъяснения смысла: «Семеро одного не ждут», «Назвался груздем – полезай в кузов», «Без труда не вытащишь рыбку из пруда». Пословицы и поговорки помимо развития речи заставляют детей думать, осмысливая свои поступки.

        Советы родителям

        В каждом возрасте есть приоритетное направление речевой деятельности, соответствующее возможностям ребенка. Так, например, в первые два года жизни важно воспитывать у малышей умение слушать взрослых, подражать их речи.

        У детей 3-5 лет в приоритете обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильных высказываний, воспитание правильного произношения звуков, развитие разговорной речи. У большинства старших дошкольников уже сформированы все звуки. В 5-7 лет особое внимание следует обращать на обогащение словаря и развитие связной речи. Детям этого возраста доступен пересказ и придумывание рассказов и сказок, описание предметов.

        Как проводить занятия по развитию речи

        • 2-3 года – 7-10 минут;
        • 3-4 года – 10-20 минут;
        • 5-6 лет – 20-25 минут.
        • не перегружать детей, подбирать задания в соответствии с возрастом;
        • не следует ускорять ход естественного развития ребенка, лучше полноценно закрепить материал;
        • ежемесячно рекомендуется записывать детскую речь на диктофон: лепет, гуление, первые слова, беседы и диалоги, чтение стихов, пересказ сказок, речевое творчество, длительность записи варьируется от 1 до 10 минут.

        Как общаться с ребенком

        При обучении детей нужно следить за своей речью, произносить слова, не торопясь. Звуки нужно произносить отчетливо и ясно, с правильной артикуляцией. Читая сказки и рассказы, важно делать это выразительно, используя интонацию. Непонятные детям слова нужно обязательно пояснять, рассказывая об их значении.

        Не следует «сюсюкать», часто использовать уменьшительно-ласкательные формы слов (ручки, чашечка, подушечка и т. д.). Такая тактика тормозит речевое развитие детей. Указывая на детские ошибки в речи, не нужно высмеивать ребенка. Это нужно делать очень тактично, показав, как правильно произносить слово или речевой оборот.

        Если ребенок говорит слишком быстро, «взахлеб» или, наоборот, слишком тихо, нужно напомнить ему о том, что спешить не нужно, важно говорить четко и ясно. Очень важно правильно реагировать на детские вопросы. Ни мама, ни папа не должны оставлять их без внимания. Надо дать полный и компетентный ответ, проверив, понял ли его ребенок.

        Когда нужно обратиться к логопеду

        • речь ребенка значительно отличается от речи его сверстников, причем в худшую сторону;
        • малыш не обращается ко взрослым за помощью;
        • его речь похожа на речь иностранца, только что освоившего чужой язык или вообще не понятна окружающим;
        • ребенку безразлично, понимают его взрослые и сверстники или нет;
        • он не реагирует на замечания взрослых по поводу речевых ошибок, не повторяет по просьбе взрослых сказанную неверно фразу или слово;
        • речь уже начала развиваться, но внезапно исчезла, стала «затухать»;
        • малыш переставляет слоги в словах, меняя их местами;
        • первые слова у ребенка появляются в 3-5 лет;
        • имеются дефекты речевого аппарата: короткая уздечка языка, неправильный прикус, толстый или слишком маленький язык, узкое и высокое небо, расщелины неба, «заячья губа», «волчья пасть»;
        • имеются нарушения темпа речи, она слишком быстрая (тахилалия) или слишком медленная (брадилалия).

        Источник: kukuriku.ru

        Рейтинг
        ( Пока оценок нет )
        Загрузка ...
        EFT-Soft.ru