Краеведческий принцип обучения может быть определен как нормативное положение, отражающее необходимость решения общеобразовательных задач во взаимосвязи с организацией познания учащимися своего края, с применением знаний в общественно полезной деятельности.
Анализ истории становления краеведческого принципа преподавания естествознания в школах России позволяет выделить несколько исторических периодов, определивших путь развития школьного краеведения.
Идея использования местного материала в преподавании зародилась в городских училищах с момента введения в них естествознания как учебного предмета в 1786 году.
Следующий период бурного развития школьного краеведения пришелся на 1918 1931 годы, когда советская школа проходила путь становления и наблюдался кризис классно-урочной системы преподавания.
В эти годы практиковалась локализация школьных программ, учебный материал изучался с использованием таких форм преподавания, как экскурсии и практические работы.
Пути введения краеведческого материала в школьные программы и учебники были намечены видными советскими педагогами: Н.К. Крупской, П.Л. Блонским, А.П. Пинкевичем, С.Т. Шацким.
Построение содержания и системы заданий на основе ФГОС-2О21 и ПРП («Окружающий мир» 3-4 кл.)
Этими учеными были заложены методологические основы конструирования учебников для начальной школы, сохраняющие актуальность в настоящее время. Однако проблема соотнесения в школьных программах и учебниках общего и локального материала так и не получила в эти годы удовлетворительного решения.
С 1931 года интерес к краеведению постепенно снижался
Проблема использования краеведческого материала в начальном естественнонаучном образовании вновь возникла в 60-е годы XX века в связи с введением в начальную школу нового предмета – природоведения.
Содержание, методы и формы его изучения разрабатывали известные методисты: М.Н. Скаткин, Л.Ф. Мельчаков, З.А. Клепинина и др. С этого времени определяются принципы отбора содержания курса природоведения, помогающие наметить оптимальное сочетание общего и частного материала в школьных программах и учебниках.
Интерес к краеведению, возникший в последние годы, объясняется вхождением России в систему мировой культуры и необходимостью, в связи с этим, повысить уровень патриотического воспитания детей.
Кроме того, стандартизация образования потребовала учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации.
Многие годы велись споры о педагогическом статусе краеведения, не завершившиеся и по сей день. Однако большинством ученых краеведение отнесено к категории педагогических принципов.
Этот принцип вытекает из теоретического положения о необходимости связи обучения с жизнью. Он признан в современной методике преподавания естествознания большинством ученых и дает возможность строить преподавание согласно дидактическим правилам: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому».
Природа родного края служит тем известным и понятным образцом, к которому учитель может с успехом прибегать для разъяснения явлений, происходящих в биосфере в целом.
Современный урок: практика достижения образовательных результатов по ФГСО НОО: окружающий мир
Главное назначение краеведческого принципа состоит в том, чтобы дать учащимся возможность в знакомой местности наблюдать связи и соотношения различных природных компонентов и результаты наблюдений использовать на уроках для формирования понятий, служащих основой для изучения биологии и географии в средней школе.
Следует отделять понятие «краеведческий принцип обучения» от понятия «школьное краеведение». Сущность школьного краеведения, по мнению А.В. Даринского, заключается в комплексном изучении природы, отдельных ее компонентов, важных аспектов ее развития и динамики в данной местности на основе использования доступных для учащихся методов исследования естественных наук».
Природа края рассматривается как часть природы страны. Поэтому важно определить черты, общие с природой более крупных территорий. В то же время выделяется специфика местных природных комплексов, их территориальных сочетаний, типичных явлений, характеризующих природу данного края, а также уникальные ее объекты и связанные с ними процессы.
Для изучения физико-географических особенностей своего края вычленяются следующие объекты:
- рельеф и полезные ископаемые местности;
- климатические условия;
- гидрологические условия;
- почвенный покров;
- растительность;
- животный мир.
Наравне с этими характеристиками современные программы требуют раскрывать экологические проблемы своего края.

Краеведческая информация должна конкретизировать, развивать общетеоретический материал, изложенный в федеральных учебниках, но не включать сведений, неоправданно расширяющих объем знаний и вызывающих перегрузку учащихся.
Большое внимание методике использования краеведческого принципа обучения уделено в трудах П.В. Иванова, талантливого педагога из Петрозаводска. Он написал несколько основополагающих работ по данной теме, в которых описал исторические основы, сущность и методику школьного краеведения.
В учебном пособии «Педагогические основы школьного краеведения» П.В. Иванов предложил десять приемов использования краеведческого материала на уроках:
- Как основной рабочий материал урока.
- Иллюстрации местными примерами.
- Начинать объяснение с приведения местного примера, факта.
- Подкрепить изложенное местными примерами.
- Предлагается вспомнить самим такие примеры, которые могут быть взяты как исходные для объяснения.
- Привести самим примеры при закреплении знаний.
- Самостоятельное рассмотрение краеведческого материала на уроке, дома.
- На основе изученного материала подобрать примеры к следующему уроку.
- Практическая работа на местном материале.
- Подать мысль о проведении внеклассной краеведческой работы.
Этими приемами может пользоваться учитель при подготовке уроков по любому школьному предмету.
Необходимость использования краеведческого принципа в современном начальном образовании можно объяснить тем, что окружающая природа служит для младших школьников источником формирования ярких, конкретных образов, на основе которых образуются естественнонаучные представления и понятия.
Любовь к родному краю помогает патриотическому воспитанию детей, становлению активной гражданской позиции, включающей ответственность за настоящее и будущее своей «малой родины».
Краеведение поможет воспитать поколение людей, которых искренне заботит настоящее и будущее родного края
Ведь еще К.Д. Ушинский заметил, что «…плохое состояние наших финансов, частый неуспех наших больших промышленных предприятий, неудачи многих наших административных мер…, наши непроходимые проезжие пути, наши лопающиеся акции, пребывание огромных дел в руках безграмотных невежд и пребывание ученых техников без всякого дела… – все эти болезни гораздо более зависят от незнания нами своего отечества, чем от незнания… языков».
На основе наблюдений за окружающими природными объектами дети убеждаются, что в природе все взаимосвязано и нарушение этих связей приводит к непоправимым экологическим последствиям.
Краеведение – источник экологического образования младших школьников.
В последнее время в методической литературе выделен принцип экологической направленности обучения, который требует изучать взаимосвязи, существующие в природе, учить детей прогнозировать последствия хозяйственной деятельности людей и развивать доступные природоохранные умения и навыки.
Учет принципа экологической направленности при отборе естественнонаучного материала, изучаемого в начальной школе, объясняется необходимостью пересмотра содержания и сроков экологического образования детей.
Статьи по теме
- Методы и формы организации контроля
- Виды контроля результатов обучения
- Контроль и оценка результатов обучения естествознанию
- Проектная деятельность младших школьников
- Внеклассная работа по естествознанию
- Домашняя работа по естествознанию
- Методика проведения фенологических наблюдений
- Внеурочная работа по естествознанию
- Классификация экскурсий
Источник: student-servis.ru
Организация и методика проведения уроков на основе краеведческого материала
Программа естествознания в начальных классах целиком построена на краеведческой основе. Краеведческий принцип обучения предполагает: широкое привлечение краеведческого материала: изучение природы, труда людей в той местности, где живет ребенок. Принцип позволяет влиять на духовное развитие детей; вести изучение природы в процессе непосредственного общения с ней; реализовывать такие дидактические принципы, как переход от близкого к далекому, от известного к неизвестному; учитывать национальные особенности.
Широкое привлечение краеведческого материала обеспечивает тесную связь школьного обучения с жизнью, развивает самостоятельность учащихся, укрепляет их интерес к познанию окружающего мира, способствует активному формированию сознательного и действенного отношения к явлениям окружающей жизни.
Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению родного края как окружающего ребенка микромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, что составляет базу для духовно-ценностной и практической ориентации младшего школьника. Изучая краеведческий материал, ребенок на доступном для него уровне должен осознать важность и ценность лично для него окружающего его микромира; в привычном окружении открывать новые стороны; учиться грамотно взаимодействовать с микромиром. У младших школьников формируются первоначальные природоведческие знания о природе родного края.
Основные задачи краеведческого образования:
1. Способствовать формированию представлений о специфике города и своего района как среды обитания и необходимости грамотного взаимодействия человека с природным окружением; об уникальности, неповторимости родного края.
2. Содействовать формированию у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к родному краю (под формированием здесь и далее подразумевается создание условий, способствующих становлению личностных качеств).
3. Начать формирование краеведческих умений: ориентироваться по карте области, пользоваться краеведческими справочниками; описывать памятники, достопримечательности.
Объем краеведческого материала может быть разным и в учебном процессе зависит от значимости местных памятников и событий в истории страны, от исторически сложившихся условий края, его изученности. Прежде чем использовать краеведческий материал в учебном процессе, мы определим его место, связь и соотношение с основным учебным материалом.
Возникает проблема соотношения краеведческого материала и материала общего характера, которую учителю придётся решать практически на каждом уроке. Здесь возникает две опасности: насытить уроки сведениями о своем крае, не уделив необходимого внимания общим вопросам, либо увлечься материалом общего характера, используя собственно краеведческие сведения лишь эпизодически. Следует отметить, что учебники естествознаниясодержат именно общие сведения, а «выходы» на местный материал представлены в них только разного рода вопросами и заданиями. Учителю следует обзавестись соответствующей краеведческой литературой либо (если ее нет или недостаточно) постараться получить необходимый для урока материал из первых рук, например в краеведческом музее, в обществе охраны природы, в библиотеке и т. д.
Следует отметить, что отбор материала производится с учетом возрастных психологических особенностей младших школьников. Не следует перегружать детей младшего возраста излишней информацией. Необходимо отбирать такой материал, который поможет ребенку усвоить основные понятия темы, посмотреть иными глазами на знакомое окружение, будет максимально приближен к учащемуся и личностно значим для него.
Краеведческий подход в изучении различных тем «Окружающего мира» будет педагогически эффективен при условии:
1) соответствия краеведческого материала общим методологическим задачам курса естествознания;
2) взаимосвязи местного и общего материала;
3) учета исторически сложившихся условий края, его специфики;
4) систематичности и планомерности в использовании;
5) использования наглядности;
6) непосредственного участия младших школьников под руководством учителя в сборе и изучении краеведческого материала с применением исследовательского метода;
7) связи учебной и внеклассной краеведческой работы;
8) умения учителя применять разнообразные, наиболее оптимальные приемы и методы использования местного материала на уроках естествознания в начальной школе.
Осуществление краеведческого подхода означает: при наблюдениях за погодой необходимо учитывать местные особенности климата, опираться на местные факты и наблюдения, использовать проверенные народные приметы и поговорки о погоде. Растительный и животный мир, труд людей местного края необходимо рассматривать в тесной связи с климатическими условиями, а использование природных ресурсов связывать с хозяйственными задачами и проблемами охраны природы.
Преподавание естествознания на краеведческой основе обеспечивает значительную полноту знаний у учащихся о родном крае, приближает их к тем или иным историческим фактам и событиям, проходившим на территории края, позволяет понять явления природы, осмыслить их сезонность, а также глубже уяснить причинно-следственные связи и взаимообусловленность между погодными условиями и жизнедеятельностью растений и животных, а также спецификой труда людей.
Дидактическое оснащение по изучению природы края может быть представлено таким образом:
1. Полезные ископаемые — образцами местных горных пород, минералов, полезных ископаемых.
2. Рельеф — макетами, фотографиями ближайшей долины, реки, оврага, карстовой формы и т.п.
3. Погода, климат — таблицами, графиками годового хода температур, количества осадков.
4. Почвы — макетами основных типов местных почв (лучше всего иметь почвенные монолиты, но они сложны для изготовления).
5. Растительность — гербариями, фотографиями наиболее распространенных растений края.
6. Животный мир — фотографиями, открытками окрестных лесов, лугов, полей, аудио и видеоматериалами.
Здесь же находится и классный календарь природы.
Социальная, производственная и историческая составляющие родного края отражаются по следующим направлениям:
1. Карта своей области (края, республики). Возможен рельефный вариант такой карты. Может быть использован план своего населенного пункта.
2. Наиболее известные люди края (фотографии, портреты).
3. Хозяйство: фотографии предприятий и выпускаемых ими товаров, видеофильмы.
4. Культурные учреждения города (фотографии).
5. Календарь знаменательных событий и дат в жизни края.
6. Книги о своем населенном пункте, районе, области.
Социальная составляющая «Окружающего мира» для начальной школы имеет четко выраженную краеведческую направленность, поэтому экспонаты по этой тематике учителю целесообразно сконцентрировать в специальном краеведческом отделе. В этот отдел можно ввести и часть природоведческой информации.
Обязательным условием эффективности краеведческой работы является подготовка самого учителя. В решении задач краеведческого образования
можно выделить несколько этапов:
1. Изучение родного края самим учителем.
2. Привлечение учащихся к краеведческой работе и различным видам деятельности по охране природы.
3. Сбор, обработка и хранение материала.
4. Использование краеведческого материала на уроках и внеклассных занятиях.
Для оформления краеведческого отдела может быть использован материал наблюдений в природе, экскурсий, местной печати, материалы местного краеведческого музея, некоторые изделия промышленных предприятий своего города, картографический материал и др. Значимость краеведческого отдела состоит не только в том, что его материалы будут использованы учителем при изучении тех или иных тем «Окружающего мира». Уже само создание краеведческого уголка, в котором принимают участие и школьники, помогает изучению учащимися своего края, прививает навыки сбора краеведческого материала.
Рассмотрим некоторые методические особенности изучения этого раздела.
В соответствии с намеченными задачами краеведческого образования целесообразно первоначальное знакомство с краем начать с окружающего детей микромира (социосреда, культурная и природная среда), с современного состояния города (деревни).В данном случае понятие » край» сужается до понятия » город, в котором я живу» (» деревня, в которой я живу»).
Важно познакомить учащихся со средой их обитания (окружающие ребенка дома, улицы созданы людьми и очень важны для каждого конкретного человека; природа, которая окружает детей, играет важную роль в их жизни; среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром).
Следует познакомить учащихся с самыми главными достопримечательностями, которые хранят память о важнейших событиях в истории или культуре данного города (деревни), которые являются символами — опознавательными знаками этого населенного пункта. Это не только расширяет кругозор ребенка, но и способствует формированию нравственных чувств (гордости за свой край, уважения к предшествующим поколениям), развитию ребенка. Учитель должен показать уникальные особенности (природные, этнические или культурные) своего края (города, деревни); научить видеть в привычном окружении непривычное, чудесное, загадочное (пробудить эмоционально-ценностное отношение к культурному и природному наследию; гордость за своих соотечественников); приступить к начальному формированию умений пользоваться упрощенной картой, краеведческими справочниками, описывать достопримечательности.Важно, чтобы дети узнавали изученные объекты. Неоценимую помощь при этом оказывает сочетание разнообразной наглядности (аппликаций, фотографий, слайдов, видеофильмов и обязательно » живых» объектов).
У учащихся начальных классов закладывается и ряд краеведческих умений, в частности умение ориентироваться по карте. Физические карты, административные карты родного края должны быть у учителя, а для учащихся следует использовать индивидуальные контурные карты с изображением территории края (на ней обозначаются те объекты, с которыми учащиеся знакомятся на уроке). Такие карты позволяют формировать не только пространственное представление, практические навыки работы с картой, но и способствует наиболее успешному усвоению учебного материала.Учащиеся » оживляют» карту, » путешествуют» по ней.
Знакомство с физической картой области можно провести в следующей последовательности.
При изучении новых знаний учитель дает задания учащимся для работы по ней, превращая карту в источник знаний. Во время практических работ, учащиеся самостоятельно могут получить знания, анализируя карту. Например, при изучении поверхности своего края они видят на карте, каким цветом нанесена поверхность, и делают вывод о характере поверхности родного края.
С другой стороны, такие направленные упражнения с использованием сторон горизонта при определении положения географических объектов создает правильную основу для ориентирования по карте и способствует развитию пространственных представлений у младших школьников.
В процессе формирования знаний о карте и умения читать ее важное значение имеет контурная карта. Она, как и географическая стенная карта, может применяться на всех этапах урока, но чаще всего используется для углубления и закрепления учебного материала. Задания по самостоятельному заполнению контурных карт можно давать учащимся как на дом, так и выполнять в классе.
Следует привлечь внимание детей к надписям географических названий. Надписи должны быть четкими, ясными, направление их должно соответствовать принятым расположениям на географической карте. Методика работы с контурной картой состоит в основном в сравнении объектов физической карты своего края с нанесенными объектами на контурной карте. Учитель предлагает детям сначала рассмотреть физические карты и найти изображаемые объекты на контурной. Этот прием способствует более быстрому усвоению учащимися географических названий и расположения объектов, а также знаний краеведческого характера.
Природу своего края дети изучают также в строгой логической последовательности, обусловленной объективными природными связями. Учащиеся знакомятся с положением края на карте нашей Родины, с его поверхностью, изучают формы поверхности: равнины, горы, холмы, овраги. Затем знакомятся с богатствами недр — полезными ископаемыми, погодными условиями, водоемами, почвами.
Все эти элементы неживой природы и их изучение создают основу для изучения элементов живой природы: растительности и животного мира. В процессе изучения детьми живой природы устанавливаются связи живой природы с неживой. Акцентируется внимание младших школьников на то, что природа всесторонне используется человеком, поэтому он должен бережно относиться к ней, охранять ее богатства. Учащиеся на уроках изучения краеведческого материала приобретают первоначальные природоохранительные знания.
Непосредственное знакомство детей с природой родного края, с его историей, экономикой и культурой создает чувственную, эмоциональную основу в обучении, является источником ярких представлений, правильных понятий истинных суждений и умозаключений.
Значение краеведения исключительно велико в воспитании детей младшего школьного возраста. В процессе изучения родного края дети приучаются любить свою Родину, понимать красоту окружающего мира, уважать труд людей.
Идея охраны природы пронизывает весь учебный материал по естествознанию. В связи с этим, учитель должен заранее продумать с учетом местных условий систему природоохранительных знаний, выполнение которых будет способствовать формированию у учащихся экологической культуры. Школьники непосредственно знакомятся с использованием природы, с мерами ее охраны, приучаются не только любить природу родного края, но и активно ее охранять.
В краеведческую работу необходимо вовлекать младших школьников. Формы участия детей в краеведческой работе разнообразны. К ним относятся: систематические, организованные, целенаправленные наблюдения за природой и трудом людей, экскурсии в природу и на производство; посильная помощь в составлении летописей отдельных предприятий и населенных пунктов; участие в общей работе по охране природы и ее улучшению: озеленение, очистка лесов и охрана их от пожаров, охрана водного мира и памятников природы; встречи с известными людьми, знакомство с произведениями местных писателей, композиторов, художников, скульпторов, с шедеврами местного народно творчества, посильное участие в сельскохозяйственном труде, работа на при школьных участках, в школьных садах, парках.
Источник: studopedia.info
Григорьева текст МПЕ а5
Деятельностный аспект предусматривает усвоение соответствующих знаний норм и правил, позволяющих оказывать реальную помощь растениям и животным, воспроизводить природные ресурсы. Эти аспекты лежат в основе определения основных задач начального экологического образования, которые требуют: доказать ученикам, что в природе все взаимосвязано; помочь понять, для чего человек должен знать природные связи: для того, чтобы не нарушать их, ибо нарушение людьми природных связей влечет за собой отрицательные последствия (и для природы, и для самого человека); научить строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков (по А.А.
Плешакову). Содержание экологических знаний определено в пример- ной программе по предмету «Окружающий мир» и охватывает следующий круг вопросов: 1. Многообразие живых организмов (растений, грибов, животных, бактерий), их экологическое единство. Природные сообщества.
Знакомство с группами живых организмов позволяет развивать у младших школьников представление о некоторых экосистемах, пищевых и других зависимостях, которые существуют в них. При этом формируется понимание единства и многообразия форм живой природы, дается представление о сообществах растений и животных, обитающих в сходных условиях. 2. Связь растительных и животных организмов со средой обитания. Ознакомление с конкретными примерами жизни растений и животных, их связи с определенной средой обитания и полной зависимости от нее позволяет сформировать у школьника первоначальные представления экологического характера. 90
Дети усваивают, что механизмом связи является приспособленность строения и функционирования различных органов, контактирующих с внешней средой. При этом труд людей рассматривается как средообразующий фактор. 3. Человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность.
Первоначальные представления об экологии человека позволяют познакомить детей с биологическими потребностями человека, которые могут быть удовлетворены лишь в нормальной жизненной среде. У детей закладывается понимание самоценности здоровья и первые навыки здорового образа жизни.
4. Использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды. Это элементы социальной экологии, позволяющие продемонстрировать на некоторых примерах используемые в хозяйственной деятельности природные ресурсы. Это позволит вырабатывать у детей экономное и бережное отношение к природе, ее богатствам.
5. Охрана и восстановление природных богатств. Опираясь на приведенное выше экологическое содержа- ние предмета «Окружающий мир», можно выделить четыре уровня развития экологических понятий. Первый уровень . Объекты природы рассматриваются в отдельности без выделения связей между ними.
Дети узнают о компонентах неживой и живой природы (воздухе, воде, cолнце, растениях, животных, грибах), о простейшей классификации живых организмов. Учатся распознавать отдельных представителей растительного и животного мира, ухаживать за ними. Второй уровень. Рассматриваются взаимосвязи между неживой и живой природой. Ученики начальной школы должны уметь объяснять, в чем заключается роль воздуха, воды, почвы в 91
жизни живых организмов. Какую роль играют растения в изменении состава воздуха и как растения, животные, грибы и бактерии участвуют в образовании почвы. На этом уровне вполне осознанно усваивается информация об охране воздуха, воды, почвы, растений и животных. Третий уровень. Устанавливаются следующие взаимосвязи между растениями и животными: топические (по местообитанию).
Учащиеся должны уметь рассказывать о роли растений в расселении животных; трофические (по способу питания). Дети учатся составлять простейшие цепи питания; форические (по участию одного вида в распространении другого).
Младшие школьники должны объяснять, какую роль играют животные в распространении плодов и семян растений; фабрические (по использованию растений при строительстве нор, гнезд). Выпускники начальной школы должны уметь находить признаки приспособленности растений и животных к условиям обитания при изучении природных зон и природных сообществ.
Четвертый уровень . Рассматриваются природные явления и процессы (сезонные изменения в природе, виды вращения Земли, круговорот веществ, экологическое равновесие). Проводя фенологические наблюдения, следует выяснить зависимость температуры воздуха и продолжительности дня от высоты солнца над горизонтом и угла падения на землю солнечных лучей. Определить влияние температуры воздуха на характер осадков, состояние водоемов, почвы и зависимость от этого процессов жизнедеятельности растений и животных. При изучении круговорота веществ вводится представление о продуцентах («производителях»), консументах («потребителях») и редуцентах («разрушителях»). Особое внимание уделяется рас- 92
смотрению изменений в природе, вызванных деятельностью человека. Знание экологических связей помогает детям предсказывать последствия воздействия человека на природу, приводящих к нарушению экологического равновесия (осушение болот, вырубка дуплистых деревьев, уничтожение хищников и т.п.), делать экологические прогнозы.
На протяжении изучения начального курса естествознания у младших школьников должны сформироваться представления: о сложности, уникальности и хрупкости жизни; о взаимозависимости, полезности всех природных объектов; о непрерывности жизни. Выпускники начальной школы должны понимать, что природа – это единый комплекс, который устойчив до тех пор, пока не нарушено ни одно из его звеньев.
Например, исчезновение 1 вида растений ведет к исчезновению от 10 до 30 видов насекомых. Десять отравленных ядохимикатами червей могут стать причиной гибели одной птицы. Конечная цель экологического образования – формирование у человека готовности к рациональной деятельности в природе.
Это значит необходимо развитие следующих умений: 1) ориентироваться во взаимозависимостях природных компонентов; 2) оценивать состояние этих компонентов с точки зрения их благополучия; 3) действовать в природе так, чтобы не нанести ей ущерб. Экологические знания и умения должны формироваться на основе известного правила: «Мыслить глобально – действовать локально». Это подчеркивает необходимость отбора экологического материала с учетом краеведческого принципа обучения. 93
Вопросы для контроля 1. Какие общедидактические принципы положены в основу построения начальных естественнонаучных курсов? Покажите это на примере одной из современных программ. 2. Содержание каких программ построено с учетом краеведческого принципа обучения? В какие темы программ должен вводиться краеведческий материал?
3. Как учитывается принцип экологической направленности в примерной программе по предмету «Окружающий мир» ФГОС НОО. 4. Назовите уровни развития экологических понятий. Приведите примеры. Задания для самостоятельной работы 1. Выделите авторские принципы, лежащие в основе построения программ курса «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой.
2. Предложите приемы введения краеведческого материала при изучении природных сообществ. 3. Выделите экологические понятия содержательной линии «Человек и природа» ФГОС НОО. 94
Глава IV МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОНЯТИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Вспомните: 1. Через какие этапы проходит чувственное познание человека? 2. Какую роль играют ощущения, восприятия, представления в процессе познания окружающего мира? 3. Какие формы мышления вы знаете? 4. Каковы особенности мышления младших школьников?
Одной из самых сложных проблем в теории и практике обучения младших школьников является проблема формирования и развития научных понятий. В настоящее время существуют два подхода к данной проблеме. Первый базируется на эмпирической теории познания и предполагает необходимость «живого созерцания». Этот подход освещен в работах К.Д. Ушинского, К.П. Ягодовского, М.Н. Скаткина, Н.А.
Рыкова, С.А. Павловича, В.А. Сухомлинского и др. Второй подход разработан в технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.
Давыдова. Он провозглашает повышение роли теоретических знаний, которые выходят за пределы чувственных представлений, опираются на мысленные преобразования абстракций, отражают внутренние отношения и связи. 95
Большинство педагогов-естественников придерживается классических взглядов на теорию формирования и развития понятий. Из истории педагогики известны рекомендации к преподаванию естественных наук ученого комитета Министерства народного просвещения, изданные в 1864 году и подписанные А.Н.
Бекетовым. «Преподавание естествознания следует начинать не с общих понятий, а с описания отдельных тел трех царств природы, причем избирать по преимуществу такие тела, которые могут быть показаны в натуре и исключительно из предметов отечественных… Обобщения должны быть выводимы из частных примеров, и потому последние должны предшествовать первым; вообще желательно, чтобы рассмотрение предметов там, где возможно, было индуктивным» 45 . Такой подход объясняется спецификой самого предмета изучения естествознания, к которому относятся природные тела и явления, воспринимаемые нашими органами чувств. Основной принцип естествознания гласит – все знания о природе должны допускать эмпирическую проверку.
Огромную роль в разработке классической теории формирования естественнонаучных понятий у младших школьников сыграли работы К.П. Ягодовского . В 1929 году в книге «Исследовательский метод в обучении» педагог поставил вопрос об элементах и структуре знаний. Он подчеркнул важность чувственного восприятия при знакомстве с предметами и явлениями природы. В работе «Вопросы общей методики естествознания» К.П. Ягодовский рассмотрел этапы образования элементарных понятий: восприятие природных объектов с помощью органов чувств, формирование на этой основе представлений . Огромное значение Ягодовский придавал развитию умений находить 45 Райков Б.Е. Пути и методы натуралистического просвещения. – М., 1960. – С. 145 96
существенные признаки предметов или явлений и обобщать для того, чтобы постепенно перейти к понятию. К.П. Ягодовский предложил пути и средства формирования понятий, которые актуальны до настоящего времени. Существенный вклад в разработку теории развития природоведческих понятий внес П.А. Завитаев.
Предложенная им методика проведения практических работ, наблюдений, экскурсий помогла создать конкретно-образную основу для образования понятий. Глубокая разработка проблемы развития биологических понятий была сделана коллективом ленинградских методистов под руководством Н.М. Верзилина. Рассмотрим основные положения эмпирической теории познания.
О СНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ Процесс познания человеком окружающего мира прохо- дит два уровня – чувственный (эмпирический) и логический. На первом уровне познания главную роль играют сенсорные системы (анализаторы) человека. На втором – процесс мышления, который заключается в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями.
Главной задачей учителя является руководство процессом усвоения качественных знаний. Это возможно лишь при условии правильной организации мыслительной деятельности детей. У младших школьников преобладает конкретно-образное мышление. При этом главная роль принадлежит непосредственному восприятию предметов и явлений природы, т.е. чувственному (эмпирическому) уровню познания. 97
Исходным моментом в познании окружающего мира яв- ляются ощущения – отражение в коре больших полушарий головного мозга отдельных свойств предметов и явлений при помощи анализаторов. При этом в соответствующих зонах коры больших полушарий возникают очаги возбуждения.
Чем больше органов чувств задействовано в процессе познания, тем активнее происходит аналитическая деятельность коры . Сущность этого процесса выразил Я.А. Коменский еще три столетия назад: «Начало познания должно всегда исходить от чувств.
Все, насколько можно, надо предоставлять чувствам: видимое – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, осязаемое – осязанию; а что может быть одновременно воспринимаемо несколькими чувствами, то должно одновременно преподноситься нескольким чувствам» 46 . Это положение лежит в основе дидактического принципа наглядности. Покажем это на примере.
При изучении свойств полезных ископаемых (например, известняка) учитель может пронести образец по классу. В этом случае дети увидят известняк, и очаг возбуждения возникнет только в зрительной зоне коры. Если на уроке проводится практическая работа, то образцы полезных ископаемых раздаются на каждую парту.
Ученики не только видят известняк, но и сами проводят опыты по изучению его свойств. При этом в кору головного мозга поступает информация почти от всех органов чувств. Это дает возможность проанализировать свойства предмета более детально, что впоследствии послужит основой осознанного усвоения представлений о нем.
Но отдельных, изолированных от предмета свойств в материальном мире не существует. Поэтому на втором этапе по- знания включается синтетическая деятельность коры боль- 46 Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. Великая дидактика. – М., 1939. – С. 207 98
ших полушарий головного мозга. Между очагами возбуждения в зонах различных анализаторов образуются временные связи. Это служит основой для восприятия, т.е. отражения в коре головного мозга предмета в целом при непосредственном контакте с ним. На этом этапе познания ученик воспринимает уже совокупность свойств предмета.
Известняк, например, воспринимается им как белое, твердое, непрозрачное природное тело, определенной формы и размеров, не имеющее блеска. Третьим этапом познания является образование пред- ставления, т.е. отражение внутреннего образа предмета, хранимого в памяти человека.
Физиологической основой представлений является сохранение связей между очагами возбуждения в коре больших полушарий. Так образуются представления памяти . Этот этап является мостиком между чувственным и логическим познанием.
Образы в известной мере уже являются обобщениями, но при их возникновении могут отражаться несущественные признаки предмета, а часть свойств опускаться. Например, ученик может запомнить известняк только определенной формы и размера и не узнать эту породу в горах. Для того, чтобы представления памяти были более полными и адекватными действительности, нужно организовать целенаправленное восприятие различных образцов данного полезного ископаемого и изображения гор, сложенных известняком, и выделить его несущественные свойства (в данном случае – величину и форму). Представления могут возникать и без непосредственного восприятия предмета, а только на основе устного рассказа учителя или текста учебника. Например, на основе описания ученик может представить себе природу Арктики или пустыни. Это 99
Источник: studfile.net