Изучив результаты совместной деятельности детей и родителей, классный руководитель может приступать к анализу полученных результатов и оформлению плана воспитательной работы.
В современном образовательном учреждении могут быть различные виды планирования воспитательной работы. Среди них можно назвать следующие виды планов:
— общеучилищный план воспитательной работы;
— план классного руководителя;
— план работы кружка;
— план клуба и т. д.
Планирование воспитательной, работы может быть кратковременным, долговременным, тематическим.
К кратковременному планированию можно отнести планирование воспитательной работы на время проведения внеклассного мероприятия, планирование на неделю.
Долговременное планирование предполагает планирование воспитательной работы на полугодие, год.
Тематическое планирование предполагает планирование воспитательной работы по какому-либо направлению, например по программе «Здоровье» и т. д.
Большое внимание анализу планирования воспитательной работы в ученическом коллективе уделяется в педагогической литературе. Многие педагоги современности предлагают свои подходы к структуре и содержанию плана воспитательной работы:
Тема №2: Структура программы воспитания
— планирование по ключевым делам в группе ();
— планирование по видам деятельности ();
— планирование по комплексным программам ().
Структура плана воспитательной работы может быть такой:
— цель и задачи воспитательно-образовательного процесса в группе;
Планирование по направлениям деятельности
Пример: Направление «Нравственность»
Срок | Название | Форма проведе ния | Задачи | Ответ ствен ный | Результативность мероприятия |
Сентябрь | Классный час «Встреча с выпускниками образовательно го учреждения» | Тематический классный час | Формирова ние интереса к учению, интеллекту альных умений | Классный час прошел очень интересно. Ребята задавали много вопросов, некоторые интересовались какие ВУЗы закончили выпускники, какие факультеты. |
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Об этом полезно знать:
Материализм и идеализм в философии Тема: Вопросы философии. Основные категории и понятия философии. В настоящее время философия представляет собой и науку о всеобщих.
Основные правовые системы современности Понятие и структура правовой системы общества. Правовая семья. Правовая карта мира Понятие и структура правовой системы.
Расчет размеров глухих резьбовых отверстий Глухое резьбовое отверстие выполняется в следующем порядке: сначала высверливается отверстие диаметра d1 под резьбу.
ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА Пищеварительная система представляет собой комплекс органов, функция которых заключается в механической и химической обработке.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Данная программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Календарный план воспитательной работы рабочей программы воспитания на 2022–2023 уч.г.
Источник: studopedia.ru
СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМА И СТРУКТУРА ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. В помощь учителю
СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМА И СТРУКТУРА ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ При планировании воспитательной деятельности классный руководитель на¬ряду с определением целей, форм и способов воспитания учащихся пытается найти оптимальный вариант содержания и структуры создаваемого документа — плана воспитательной работы. Выбор того или иного варианта плана во многом зависит от теоретических представлений учителя о сущности, закономерностях и роли вос¬питания в развитии личности ребенка, от сложившихся в педагогическом коллекти¬ве традиций планирования и организации воспитательной деятельности, от личного педагогического опыта классного наставника.
Исходя из предъявляемых требова¬ний к плану работы классного руководителя, можно рекомендовать составление этого документа из следующих разделов: 1. Анализ воспитательной работы за прошедший год. 2. Цели и задачи воспитательной деятельности. 3. Основные направления и дела классного коллектива. 4. Индивидуальная работа с учащимися. 5. Работа с родителями.
6. Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе.
Картинками
СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМА И СТРУКТУРА ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ При планировании воспитательной деятельности классный руководитель наряду с определением целей, форм и способов воспитания учащихся пытается найти оптимальный вариант содержания и структуры создаваемого документа плана воспитательной работы. Выбор того или иного варианта плана во многом зависит от теоретических представлений учителя о сущности, закономерностях и роли воспитания в развитии личности ребенка, от сложившихся в педагогическом коллективе традиций планирования и организации воспитательной деятельности, от личного педагогического опыта классного наставника.
Исходя из предъявляемых требований к плану работы классного руководителя, можно рекомендовать составление этого документа из следующих разделов: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Анализ воспитательной работы за прошедший год. Цели и задачи воспитательной деятельности. Основные направления и дела классного коллектива. Индивидуальная работа с учащимися. Работа с родителями.
Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе. I. «Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год» Без анализа пережитого опыта совместной деятельности и общения, определения достижений и выяснения слабых мест воспитательного процесса в классе, без понимания социальных процессов, которые идут в классном сообществе, и выявления тенденций личностного развития учащихся невозможно правильно наметить целевые ориентиры, определить приоритетные направления воспитательной деятельности на будущий учебный год, выбрать оптимальные формы, методы и приемы построения воспитательной работы.
Можно воспользоваться предлагаемыми в публикациях Л.В. Байбородовой, В.В. Воронова, Л.Д. Гуткиной, Е.Н. Прейскуранта примерными программами анализа воспитательной работы в классе. так называется второй раздел плана работы классного руководителя. В нем находят отражение целевые II. «Цели и задачи воспитательной деятельности» ориентиры процесса воспитания.
При разработке этого раздела плана классному наставнику необходимо помнить требования, предъявляемые к целям воспитательной деятельности. Целевые ориентиры должны быть: направлены на развитие личности ребенка, формирование его интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов, на овладение учащимися целостной системой знаний об окружающем мире, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, приемами и методами самопознания и саморазвития; сопряжены с интересами и ценностными установками членов классного сообщества, социальным заказом государства и общества, особенностями коллектива класса и условиями его жизнедеятельности; обеспечены необходимыми ресурсами для их реализации; конкретными, четко и ясно сформулированными; трудными, но реально достижимыми; гибкими, т. е. обладать способностью к корректировке; диагностичными. Наряду с целью в плане работы формулируются задачи, которые можно рассматривать как подцели или как составляющие компоненты цели.
При декомпозиции цели, т. е. при ее разделении на составляющие, надо определить такие задачи, решение которых позволило бы достичь поставленной цели. Например, классный руководитель в качестве главного ориентира воспитательной системы класса избрал цель формирование творческой личности учащихся, обладающей интеллектуальной, этической и коммуникативной культурой.
А для ее реализации педагог определил следующие задачи: создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика; способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений; развивать познавательную активность учащихся; содействовать формированию нравственной позиции школьников. III. «Основные направления и дела классного коллектива» В соответствии с результатами, полученными в процессе аналитической деятельности и отраженными в первом разделе плана, и исходя из сформулированных целей и задач воспитательной работы, педагог пытается определить ведущие направления, формы и способы организации жизнедеятельности классного коллектива.
1 Хорошим подспорьем в их выборе является сформированный учителем образ класса, его модельные представления о построении деятельности, общения и отношений в классном сообществе. Собрание форм и способов жизнедеятельности класса не должно представлять собой набор случайно отобранных и не связанных друг с другом дел.
Чтобы подбор дел носил подлинно системный и научно обоснованный характер, классный руководитель должен при планировании опираться на теоретические и технологические разработки проблем воспитания учащихся. Кстати, от этого будет зависеть структура и форма данного раздела плана. 1. Системно–ролевой подход в воспитательной работе. Автор – профессор Н. М. Таланчук.
Социальные роли: семья (роли: сыновнедочерняя, супружеская, отцовскоматериальная); трудовой (учебный) коллектив (роли: профессиональнотрудовая, экономическая, организаторско самоуправленческая, коммуникативная, педагогическая); общество (роли: патриотическая, национальноинтернациональная, политическая, правовая, нравственная, экологическая); мир (интерсоциальные роли личности); Ясфера (роли: материальнопотребительская, духовнопотребительская, субъект учения, субъект творчества, субъект самовоспитания) Если кл.рук. решает строить свою воспитательную деятельность на основе системноролевого подхода, то он может избрать следующую форму планирования дел в классе (предложено В.Т. Кабушем): 1я неделя 2я неделя 3я неделя 4я неделя Сентябрь Тематические программы «Я и общество» «Я и природа» «Я и моя школа» «Я и моя семья» «Я и мое «Я»» О.С.
Газман 2. Известный ученый считал, что механизм воспитания оказании заключается в поддержки педагогом ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей; в создании условий для жизненного самоопределения школьников. Для более целенаправленной работы по поддержке процессов самопознания и самостроительства личности ребенка О.С.
Газман и его коллеги предложили педагогам разрабатывать целевые программы «Учение», «Общение», «Досуг», «Образ жизни», «Здоровье». В этом случае третий раздел плана работы классного руководителя может выглядеть следующим образом: 1я неделя 2я неделя 3я неделя 4я неделя Октябрь Целевая программа «Учение» «Общение» «Досуг» «Образ жизни» «Здоровье» 3. Ценностный подход в воспитательной работе.
Автор – Караковский В. А. – предлагает воспитателям направить сои усилия на создание условий для освоения учащимися таких ценностей, как земля, отечество, семья, труд, знания, культура, мир, человек. Воспитательные дела в плане классного руководителя целесообразно объединить в следующие разделы: 1я неделя 2я неделя 3я неделя 4я неделя Ноябрь Общечеловеческая ценность Земля Отечество Семья Труд 2 Знания Культура Мир Человек 4. Деятельностный подход в воспитании.
Авторы – Л. И. Маленкова и Н.Е. Щуркова обращают внимание на то, что для успешного протекания процесса формирования личности ребенка необходимо «включение» школьников в различные виды деятельности, такие как познавательная, ценностноориентировочная, трудовая, художественнотворческая, физкультурнооздоровительная, коммуникативная, игровая.
В данном случае классный руководитель может избрать форму плана, в которой найдет отражение проектирование участия учащихся в перечисленных видах деятельности. 1я неделя 2я неделя 3я неделя 4я неделя Декабрь Вид деятельности Познавательная Ценностно ориентировочная Трудовая Художественно творческая Физкультурно оздоровительная Коммуникативная Игровая При планировании воспитательной работы классный руководитель должен предусмотреть участие своих воспитанников в различных делах общешкольного и классного коллектива, но в то же время избрать в качестве приоритетного (системообразующего) тот вид деятельности, который может оказать наиболее существенное влияние на развитие личности учащихся и формирование неповторимой индивидуальности («лица») классного коллектива.
При выборе форм и способов классный наставник отдает предпочтение тем делам, которые предлагались учащимися и родителями в ходе коллективного планирования жизнедеятельности в классе. Эти дела, как правило, в большей мере соответствуют интересам и потребностям учащихся и в большей степени влияют на процесс их развития.
И еще один важный момент это правильное определение сроков осуществления намеченных дел и ответственных за их подготовку и проведение. Оптимальное распределение времени и сил членов классного сообщества позволит повысить эффективность воспитательной деятельности.
IV. «Индивидуальная работа с учащимися» так следует назвать четвертый раздел плана воспитательной деятельности. Его наличие связано с заботой классного руководителя о создании в классе благоприятной среды для формирования личности и индивидуальности каждого ребенка, с педагогическим проектированием и обеспечением индивидуальной траектории развития учащихся, с поиском наиболее эффективных приемов и методов воспитательного воздействия на каждого воспитанника.
Классным руководителям необходимо составлять данный раздел плана в форме следующей таблицы: № п/ п Фамилия, имя ученика Мир интересов и увлечений Основные личностные достижения Главные проблемы в развитии Формы и спо собы педаго гической под держки V. «Работа с родителями» Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития ребенка. Следовательно, сделать родителей активными участниками педагогического процесса это важная и ответственная задача учителя.
Решение данной задачи представляется возможным, если в плане работы найдут отражение такие направления деятельности педагогавоспитателя с родителями: изучение семей учащихся; педагогическое просвещение родителей; обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе; 3 педагогическое руководство деятельностью родительского совета в классе; индивидуальная работа с родителями; информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся. Этот раздел плана можно оформить в виде таблицы: Срок проведения Сентябрь Наименование дел 1. Родительское собрание «Давайте познакомимся».
2. Анкетирование родителей. 3. Выборы родительского комитета и планирование его деятельности. 4. Формирование картотеки семей учащихся 1. Посещение семей учащихся. 2. Индивидуальные консультации родителей «Как помочь ребенку Октябрь учиться».
VI. «Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса» Необходимость включения этого раздела в план воспитательной работы объясняется тем, что при отсутствии достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности учащихся, формировании коллектива класса, состоянии и результатах воспитательного процесса ставится под сомнение педагогическая целесообразность всей достаточно сложной и трудоемкой деятельности учителя и его коллег. В качестве объектов исследования состояния и эффективности воспитательного процесса в классе могут быть избраны: развитие личности учащихся; формирование классного коллектива; наличие у учащихся и их родителей чувства удовлетворенности жизнедеятельностью в классе.
Планируемую диагностическую работу можно систематизировать и представить в виде таблицы: Предмет изучения Методы и приемы изучения Сроки изучения Субъект изучения 1 2 3 4 5 6 7 Состояние межлич ностных отношений, выявление лидеров в коллективе Интересы и увлечения учащихся Условия развития личности учащихся 1. Социометрия. 2. Игра «Морские командные учения». 1. Анкетирование.
2. Составление карты интересов 1. Посещение учащихся на дому. 2. Беседа с родителями Самооценка личности ребенка Методики для исследования самооценки Удовлетворенность учащихся жизнью в классе Коллективное творческое дело «Поэма о классе» Нравственная направленность учащихся Сформированность коллектива класса 1. Тест «Размышления о жизненном опыте». 2. Акт добровольцев.
1. Методика «Какой у нас коллектив?». 2. Методика для определения мотивов участия учащихся в делах класса Сентябрь Сентябрь Октябрь ноябрь Декабрь Декабрь Февраль – март Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Апрель Классный руководитель 4 8 Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью класса Тест Тест 1. «Удовлетворенность учся шк. жизнью» А. А. Андреевой. 2. «Удовлетворенность роди телей работой обр. учреж дения» Е. Н. Степанова. 3. Коллективный анализ 9 Воспитанность учащихся Стандартизированная характеристика школьника (по Б. П. Битинасу) Зам. директора по ВР, соц. педагог Классный руководитель Классный руководитель Май Май 5
СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМА И СТРУКТУРА ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. В помощь учителю
СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМА И СТРУКТУРА ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. В помощь учителю
СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМА И СТРУКТУРА ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. В помощь учителю
СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМА И СТРУКТУРА ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. В помощь учителю
СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМА И СТРУКТУРА ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. В помощь учителю
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
Источник: znanio.ru
Содержание и структура программы воспитательной работы
Воспитательная работа МБОУ «СОШ № 5 г. Щигры Курской области» строится на принципах гуманной педагогики. В школе сложилась благоприятная система взаимоотношений учитель-ученик, ученик-ученик, учитель-учитель, учитель-родитель.
Целью воспитания в школе является выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями; личности, ориентированной на высокие нравственные ценности; создание условий для реализации интересов учащихся в различных видах деятельности.
Задачи воспитательной работы:
- усиление воспитательной функции образования, направленной на формирование патриотизма, гражданской ответственности, нравственности;
- обеспечение сотрудничества образовательного учреждения с родителями учащихся по всем направлениям воспитательной деятельности;
- поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию общешкольного коллектива;
- развитие инициативы, самостоятельности учащихся, ответственности за состояние дел в школе, формирование управленческих умений и навыков, развитие и совершенствование ученического самоуправления.
Для достижения целей в воспитательную систему школы положены следующие подходы:
- Деятельностный подход как стратегия гуманизации технологий воспитания. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой.
- Личностно-ориентированный подход, требующий от учителя отношения к учащемуся как к уникальному явлению, независимо от его индивидуальных особенностей.
- Полусубъектный подход обусловлен условиями субъект-субъектных отношений. Педагог не воспитывает, не учит, а активизирует учащихся к саморазвитию, изучает их активность, создает условия для самодвижения.
- Индивидуально-творческий подход предполагает развитие мотивации во всех видах деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Основное назначение состоит в создании условий для самореализации личности, выявления и развития творческих возможностей каждого учащегося.
В основу воспитательной деятельности положены принципы:
- Творчество – источник развития школы.
- Союз детей, учителей и родителей – единственный путь развития школы.
- Максимальный учет интересов и потребностей детей во всех сферах деятельности.
- Расширение воспитательного пространства в интересах создания социально позитивной среды жизнедеятельности школьника.
Главным направлением воспитательной деятельности МБОУ «СОШ № 5 г. Щигры Курской области» является гражданско-патриотическое воспитание учащихся. Воспитание любви к Родине, гордости за свою страну имеют огромное значение для развития ребенка и являются источником формирования лучших человеческих и гражданских качеств, важнейшим инструментом духовно-нравственного становления личности.
Организация воспитывающей деятельности осуществляется на основе плана воспитательной работы школы, планов классных руководителей, руководителей кружков, секций, а также на основе целевых воспитательных программ. Содержание и формы деятельности, отбираются с учетом диагностики развития личности детей, их интересов, индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Деятельность планируется по ряду важнейших направлений и осуществляется по тематическим периодам, с учетом традиции школы, особенностей педагогического коллектива, интересов и потребностей учащихся и родителей.
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ
Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что личность ребёнка формируется, прежде всего, в семье, а образовательное учреждение остаётся одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребёнка, родителей и социума. Работа с родителями учащихся является одним из сложнейших и ответственных направлений в деятельности ОУ. Это направление нашло отражение в школьной целевой программе «Семья», целью которой является создание единой воспитывающей среды, в которой развивается личность ребенка, приобщение родителей к целенаправленному процессу воспитательной работы образовательного учреждения.
СИСТЕМА РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ УЧАЩИХСЯ
Одной из главных задач образовательной организации является привлечение родителей к организации жизни и деятельности школы. И в последние годы появились заметные положительные сдвиги в укреплении союза семьи и школы. Родители стали больше интересоваться делами школы, участвовать в школьных праздниках, экскурсиях, походах. Эта работа способствовала улучшению микроклимата в школе, развитию культуры общения взрослых и детей, решению многих общешкольных проблем.
В целях предупреждения противоправного поведения и безнадзорности среди учащихся, повышения правовой культуры учащихся и родителей, социально-педагогической компетенции педагогов и родителей, в школе разработаны программы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и работе с социально-неблагополучными семьями и детьми.
Вопросы профилактики правонарушений систематически рассматриваются на педсоветах, совещаниях, заседаниях МО классных руководителей, Совете по профилактике правонарушений и безнадзорности, родительских собраниях.
Педагог-психолог, классные руководители и дминистрация школы осуществляют индивидуальную работу с детьми и родителями, посещают социально неблагополучные семьи и семьи группы риска, организуют встречи учащихся с сотрудниками правоохранительных органов, проводят тематические классные часы и беседы, осуществляют работу с подростками, состоящими на учете в КДН, ПДН и внутришкольном учете.
СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СЛУЖБАМИ И ВЕДОМСТВАМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, БЕЗНАДЗОРНОСТИ И НАРКОМАНИИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Усилиями классных руководителей данный контингент учащихся активно привлекается к участию во всех классных и школьных мероприятиях. Для более целенаправленной и системной работы по данному направлению в школе создана картотека детей «группы риска» и социально-неблагополучных семей. Психологическое сопровождение детей осуществляется педагогом-психологом. Оно направлено на обеспечение психологического комфорта в процессе обучения и воспитания школьников, на выявление психологических проблем, коррекции развития и поведения. Результатом профилактической работы стало сокращение количества детей, состоящих на внутришкольном учете.
Задачи развития воспитательной системы
- гуманизация воспитательного процесса;
- поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих развитию общешкольного коллектива;
- совершенствование личностно-ориентированных методов гражданского, правового, нравственного воспитания в соответствии с требованиями модернизации российского образования;
- активизация работы органов ученического самоуправления;
- создание благоприятного интеллектуального, нравственного и эмоционально-психологического климата в ОУ;
- создание единого коллектива взрослых и детей на основе методики коллективной творческой деятельности.
- развитие классных коллективов как части общешкольного детского коллектива.
- отработка оптимальной модели управления воспитательной системы школы.
- соединение в единый комплекс и подчинение цели развития личности ребенка всех составных частей школьной жизни, движение от разрозненных воспитательных воздействий к целостному школьному организму;
- существенное изменение и методов обучения, включающее интенсивную работу по овладению прогрессивными методиками обучения, ориентированными на активные формы совместной деятельности ученика и учителя — подход к воспитанию не как к воздействию взрослых на детей, а как к процессу совместной жизнедеятельности, направленному на развитие и тех и других, построенному на началах сотрудничества;
- использование воспитательных возможностей социума, расширение воспитательного пространства;
- оптимизация стиля взаимоотношений между учащимися и педагогами, учащимися и родителями, родителями и педагогами;
- создание единой системы урочной и внеурочной деятельности, применение современных образовательных и воспитательных технологий;
- повышение роли ученического, родительского и педагогического самоуправления.
Основные системообразующие компоненты
Воспитательная система выполняет следующие функции:
- развивающую, направленную на стимулирование положительных изменений в личности ребенка и педагога, поддержку процессов самовыражения детей и взрослых, обеспечение развития педагогического и ученического коллективов;
- интегрирующую, содействующую соединению в одно целое анее азрозненных и несогласованных воспитательных воздействий;
- защитную, направленную на повышение уровня социальной защищенности учащихся и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесса его развития;
- компенсирующую, предполагающую создание условий в школе для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;
- корректирующую, заключающуюся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения школьника с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование личности.
Основополагающие принципы взаимоотношений между субъектами воспитательной системы:
- гуманизм;
- демократичность;
- соуправление, сотрудничество;
- социальное партнерство.
ОСНОВНЫЕ ПУТИ И СПОСОБЫ ГАРМОНИЗАЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ
СУБЪЕКТАМИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Научно-методическое обеспечение воспитательной системы
- Наличие программы воспитания учащихся, составленной на основе последних достижений науки в области теории и методики воспитания и не противоречащей действующему законодательству в области воспитания и образования в Российской Федерации.
- Наличие информационно-методических материалов в помощь организаторам воспитательного процесса, системы обмена информацией по вопросам воспитания с другими социальными институтами, обеспечивающими единое воспитательное пространство.
- Создание условий для эффективной работы методического объединения классных руководителей, педагога — психолога.
- Повышение компетентности классных руководителей через организацию и проведение педагогических советов, совещаний и семинаров по проблемам воспитания.
- Мониторинг воспитательной системы.
Нормативно-правовое обеспечение воспитательной системы:
- Устав образовательной организации, отражающий особенности воспитательной деятельности;
- документы (федеральные, региональные, муниципальные) по организации воспитательного процесса в школе;
- должностные инструкции, планы работы педагогов, организующих воспитательный процесс, целевые программы воспитания;
- документация по контролю за реализацией воспитательного процесса и его эффективности.
Организационное обеспечение воспитательной системы
- Образовательное учреждение укомплектовано квалифицированными и профессиональными специалистами в области воспитания в соответствии со штатным расписанием.
- Кадровый состав, обеспечивающий реализацию воспитания в образовательном учреждении, принимает ценностные ориентации и нравственные нормы, определяющие атмосферу в образовательном учреждении, обладает высокими моральными качествами.
Материально-техническое обеспечение воспитательной системы
- Образовательная организация размещается в помещении пригодном для осуществления учебно-воспитательного процесса и обеспечено необходимыми видами коммунально-бытового обслуживания.
- По своим размерам и состоянию помещение отвечает требованиям санитарных норм и правил, а также требованиям пожарной безопасности.
- Для реализации воспитательного процесса образовательная организация имеет следующее техническое обеспечение: музыкальную аппаратуру и оборудование для проведения культурно-массовых мероприятий, мультимедийное оборудование, туристское, спортивное снаряжение и т. д.
РЕАЛИЗУЕМЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
Социально-направленные проекты, реализуемые в образовательной организации
- «Ветеран живет рядом» – шефская помощь ветеранам Великой Отечественной войны.
- «Милосердие» – социальное патронирование пожилых людей.
- «Дети-детям» – проведение работы с воспитанниками детского сада «Улыбка», социального приюта (концерты, игровые конкурсы, благотворительные акции).
- «Эколог» – организация деятельности по сохранению и преумножению лесного хозяйства (в сотрудничестве с Щигровским лесхозом сажают саженцы деревьев, ухаживают за ними, собирают желуди и т.д.).
- «Забота» – социальная работа с детьми-сиротами, детьми, лишенными родительской опеки, детьми из многодетных семей (концерты, игровые конкурсы, соревнования, благотворительные акции для детей).
- «Школьный двор» – трудовая помощь по благоустройству школы.
- «Мемориал» – уход за мемориалом на площади «50-летия Победы» и могилами учителей ветеранов Великой отечественной войны Доценко И.Ф. и Андреева С.Ф., Енютина И.Н.
- «Здоровое поколение» – пропаганда здорового образа жизни среди учащихся (проведение соревнований, акций, выпуск листовок и др.).
Традиции школы
Поддержание традиций школы является важным элементом воспитательной системы. Некоторые традиции ведут свою историю со дня создания образовательной организации, некоторые создаются в процессе совершенствования содержания, форм организации и методов учебно-воспитательной работы. Функциональным назначением поддержания традиций является обеспечение преемственности процесса функционирования и развития педагогической системы образовательной организации.
В нашей школе сложилась традиционная система КТД:
• День знаний;
• День учителя;
• Фольклорный праздник «Русская ярмарка»;
• Осенний бал;
• День матери;
• Новогодний калейдоскоп;
• Вечер школьных друзей;
• Военно-патриотическая игра «Зарница»;
• Праздник 8 Марта;
• День здоровья;
• Вахта памяти;
• Последний звонок.
Результативность воспитательной системы.
Для оценки результативности создаваемой воспитательной системы нами определены критерии и показатели ее эффективности.
Первый критерий – самоактуализация личности учащегося. Получаемая с данным критерием информация позволяет оценить влияние воспитательной деятельности на развитие личности ребенка, на формирование его индивидуальности.
Второй критерий – удовлетворенность всех участников образовательного процесса жизнедеятельностью в образовательной организации.
Третий критерий – конкурентоспособность нашей образовательной организации. С помощью этого критерия можно анализировать результаты учебно-воспитательного процесса не только на основе изменений, происходящих в самом учреждении, но и сравнивать их с достижениями других учреждений образования города.
Перспективы развития воспитательной системы
Дальнейшее развитие воспитания и образования детей через реализацию приоритетных задач, в том числе:
• совершенствование воспитательной системы школы;
• разработка и апробирование новых форм, методик организации разноплановой досуговой деятельности;
• совершенствование системы самоуправления в школе;
• расширение спектра предлагаемых кружков и секций;
• обновление программно-методического обеспечения воспитательного процесса;
• разработка и внедрение курсов предпрофильной подготовки учащихся;
• апробирование современных педагогических технологий воспитания и поддержки развития личности, создание диагностического и коррекционного комплекса средств психолого-педагогической поддержки учащихся в процессе их самоопределения.
Наиболее важные достижения по организации воспитательного процесса
- План воспитательной работы выполняется на 97 %.
- Педагоги строят свою работу, опираясь на потребности и интересы учащихся.
- Дети заняты разнообразной содержательной и ворческой деятельностью, которая способствует воспитанию целого ряда положительных качеств, развитию инициативы, активной жизненной позиции, формировала ответственность.
- Все школьные мероприятия проходят на высоком методическом и организационном уровне.
- Создается фотолетопись и видеофонд школьных мероприятий.
- Сформирован научно-методический комплекс по организации воспитательного процесса.
- Успешно используется воспитательный потенциал ближайшего социального окружения (школа искусств, ДЮСШ, районная и детская городская библиотеки, ГДК, РДК).
- Осуществляется взаимодействие с РОВД, КДН и ПДН, социальным центром помощи семье и детям.
- Обозначились основные направления деятельности ученического самоуправления.
- Положительные сдвиги в укреплении союза семьи и школы.
- Рост удовлетворенности родителей воспитательной работой школы.
- Сохраняются и преумножаются традиции школы.
- Накоплен опыт работы по КТД.
- Более систематизированной стала работа с социально неблагополучными семьями и детьми, что привело к сокращению количества детей, состоящих на внутришкольном учете.
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА МИКРОРАЙОНА ШКОЛЫ
Источник: shig-sosh5.ru