Среди вопросов, которые были вынесены на обсуждение Национальным аккредитационным советом, стратегически важные как для развития системы высшего образования России, так и для оценки его качества. Прежде всего, это проблема развития электронного обучения, поднятая ректором МЭСИ Натальей Тихомировой.
Просмотров: 294
Среди вопросов, которые были вынесены на обсуждение Национальным аккредитационным советом в марте, стратегически важные как для развития системы высшего образования России, так и для оценки его качества. Прежде всего, это проблема развития электронного обучения, поднятая ректором Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Натальей ТИХОМИРОВОЙ.
Высшее образование России стоит на пороге революционных преобразований всей структуры и содержания – это факт. И отмахнуться от общемировых трендов уже не получится. Глобальная информатизация затрагивает все сферы жизни, а образование – в первую очередь, поскольку именно молодое поколение быстро реагирует и адаптируется к новым вызовам.
Разработка основной образовательной программы основного общего образования на основании ФГОС и ФОП
По данным Global Industry Analysts, оборот рынка электронного обучения (e-learning) в мире в 2010 году составил 52,6 млрд. долларов, увеличившись, по сравнению с 2007 годом, на 32 процента – 40 млрд. долларов. К 2015 году аналитическая компания прогнозирует рост оборота до 107 млрд. долларов. |
Изменяются условия доступа к информации: вузы переходят на работу в широкополосных высокоскоростных каналах передачи данных; обеспеченность обучающихся компьютерами сегодня (с учетом домашних ПК) уже «один к одному»; стандартизируются электронные платформы и информационно-образовательные среды. В итоге неизбежно развитие электронного обучения и дистанционных образовательных технологий во всех формах получения образования по всем направлениям подготовки. Получает самое активное развитие индустрия производства электронных учебников, электронных учебных курсов и других видов электронного контента учебного назначения. Следующий шаг – развитие сети открытых электронных университетов и массовых открытых образовательных курсов – MOOCs (Massive Open Online Course). Причем бесплатных, легкодоступных и высококачественных.
Тенденция эта для многих отечественных вузов может стать гораздо опаснее последствий вхождения России в ВТО и экспансии зарубежных вузов. А уж государственная политика по укрупнению вузов и повышению их эффективности – всего лишь одной из не самых удачных попыток сохранить российскую систему образования.
По данным Global Industry Analysts, оборот рынка электронного обучения (e-learning) в мире в 2010 году составил 52,6 млрд. долларов, увеличившись, по сравнению с 2007 годом, на 32 процента – 40 млрд. долларов. К 2015 году аналитическая компания прогнозирует рост оборота до 107 млрд. долларов. Самая большая доля рынка e-learning в мировом секторе принадлежит США и странам Евросоюза.
Профилактика нарушений при разработке основной образовательной программы среднего общего образования
При этом в европейских странах в сфере образования отрасль развивается в основном за счет государственных дотаций, а в США действует коммерческая система. Поскольку отрасль в этих регионах уже является развитой, процент роста рынка в них небольшой: 7 процентов – в Северной Америке и 12 – в Западной Европе. В то время как на развивающихся рынках темпы роста в процентах составляют: 33,5 – в Азии, 23 – в Восточной Европе и 19,8 – в Латинской Америке.
Противостоять «цифровой революции» – все равно, что повернуть время вспять. Электронное обучение позволяет расширить доступ к источникам и знаниям, вовлечь студентов в активный диалог с помощью учебных материалов и образовательных источников. Оно способствует индивидуализации и дифференциации процесса обучения, осуществляемого с учетом способностей студентов.
Предполагает персонализацию обучения с учетом их потребностей. Повышает эффективность использования времени студентов и преподавателей путем автоматизации выполнения типовых рутинных задач. И, не ограничивая пространство и время, обеспечивает, конечно, взаимосвязь обучающихся с преподавателем и друг другом для реализации совместных исследовательских и творческих проектов, обмена идеями и информацией.
Электронное обучение требует не только кардинальных изменений процесса обучения, но и особой оценки качества подготовки. Эта сторона медали привносит сложности и для студентов, и для преподавателей, и для экспертов по оценке качества образовательных программ. |
Современный студент свободно ориентируется в электронных ресурсах, он не видит необходимости в записи лекций преподавателя и зубрежке обязательного учебного материала. Но ему необходим «путеводитель» при освоении области знания, скульптор для понимания современной картины мира, коуч для формирования профессиональных компетенций и, что не менее важно, интересная личность. Готов ли преподаватель к таким вызовам времени?
Электронное обучение требует не только кардинальных изменений процесса обучения, но и особой оценки качества подготовки. Эта сторона медали привносит сложности и для студентов, и для преподавателей, и для экспертов по оценке качества образовательных программ. И здесь работают уже совершенно другие принципы и механизмы. Для получение сертификата престижного западного вуза по результатам освоения курса в электронной форме нужно пройти очень сложные (и уже небесплатные) испытания. Для самого вуза
необходимо решить проблемы с идентификацией слушателей, предложить перечень широкодоступных инструментов оценки (тест, форум, электронное портфолио, контрольное задание), которые требуют высоких затрат на разработку сложных инструментов оценки (виртуальные тренажерные и программные комплексы). И для органов аккредитации (сертификации) качества образования, реализуемого исключительно в электронной форме, необходимо разработать другие стандарты, критерии и методы экспертизы.
В отличие от общих подходов к экспертизе образовательных программ при традиционном («классно-урочном») подходе необходимо предусмотреть несколько основных критериев качества:
- качество управления электронным обучением, включающим все необходимые этапы стратегического планирования, реализации (логистики), контроля и своевременной корректировки процесса;
- качество разработки учебных планов и курсов, учитывая повышенные требования к персонализации и индивидуализации образования, качеству контента и высокой мотивации студентов к самостоятельной работе;
- качество технических ресурсов для доставки курсов независимо от расстояний – важны скорость, бесперебойность работы и сохранность информации;
- квалификация преподавателей не только в области предметных знаний, но и в области электронного обучения для создания качественного контента;
- достаточность квалификации сотрудников служб поддержки (тьютеров, технических специалистов).
И все эти критерии – только дополнение к обязательным в рамках требований ФГОС.
До настоящего времени не решена (и даже еще не поставлена) задача создания технологии экспертизы образовательной деятельности в форме электронного обучения при государственной аккредитации образовательных программ. Для профессионально-общественной аккредитации такая задача тоже актуальна и вполне решаема с учетом европейского опыта и более гибких подходов в экспертизе.
Если бы вы выбирали между дистанционным обучением (при помощи компьютерных программ и/или интернета) и очным (т.е. с посещением лекций, уроков и т.п.), то какую форму обучения вы бы предпочли?
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Источник: akvobr.ru
Матрица для разработки дополнительной общеразвивающей программы
Структура дополнительной общеразвивающей программы включает в себя, в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», основные характеристики программы, организационно-педагогические условия ее реализации, формы аттестации и оценочные материалы, а именно:
Титульный лист.
Раздел 1.Комплекс основных характеристик программы.
Пояснительная записка.
Цель и задачи программы.
Планируемые результаты.
Раздел 2. Комплекс форм аттестации.
Формы аттестации
Оценочные материалы
Раздел 3. Комплекс организационно-педагогических условий.
Условия реализации программы
Календарный учебный график
Список литературы
Дополнительная общеразвивающая программа
Раздел программы
Титульный лист программы
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
Особое внимание!
1.Использование дистанционных технологий при реализации программы
2.Сетевая форма реализации ДОП:
— интерактивность, преемственность содержания программ, уровень обеспечения сетевого взаимодействия
— модульный принцип построения программы
3. Разноуровневая ДОП:
— описание процедур, посредством которых присваиваются уровни освоения учащимися программы;
— вариативность содержания ДОП, возможность выбора и построения индивидуального образовательного маршрута;
— предоставление возможности разным категориям учащимся освоить программу;
— оценочные средства программы предполагает дифференциацию по принципу уровневой сложности
Цель и задачи программы
Особое внимание!
Делить задачи на группы нет необходимости, так как, в соответствии с ФЗ № 273, «образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения …».
И, следуя логике ФЗ, задачи, если очень хочется, можно разделить на 2 группы — обучающие и воспитательные.
А следуя логике ФГОС ОО (который не имеет отношения к ДОД!), задачи (для удобства) можно разделить их на группы, например:
— личностные — формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.;
— метапредметные — развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п.;
— предметные — развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п.
Задачи должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами.
Содержание программы
Планируемые результаты
МАТРИЦА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Структура дополнительной общеразвивающей программы включает в себя, в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», основные характеристики программы, организационно-педагогические условия ее реализации, формы аттестации и оценочные материалы, а именно:
Источник: cyberpedia.su
Матрица учебного плана специальности как средство управления качеством её подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полушкин Олег Алексеевич, Каныгин Георгий Иванович, Полушкина Мария Олеговна
Предложена методика формирования матрицы учебного плана специальности, отражающей все связи дисциплин этого плана, и методика построения на её основе организованной матрицы иерархической подчиненности этих дисциплин. Изложена методология использования этой матрицы для решения ряда задач управления качеством подготовки специалистов в любом профессиональном образовательном учреждении.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полушкин Олег Алексеевич, Каныгин Георгий Иванович, Полушкина Мария Олеговна
Инфраструктура учебного плана как инструмент профессиональной подготовки
Количественная оценка качества подготовки учебной дисциплины
Примерный алгоритм комплексного проектирования учебного плана как главного этапа разработки основной профессиональной образовательной программы
Формирование дисциплин вариативной части образовательных стандартов: подход на основе метода суммы мест и оптимизационной задачи о назначениях с учетом приоритетной востребованности компетенций выпускников работодателями региона
Автоматизированный анализ и синтез учебных планов вуза на основе массива дидактических единиц
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
THE MATRIX OF EDUCATIONAL PLAN OF SPECIALITY AS MEANS OF ITS QUALITY DIRECTION
The methodology of a matrix of a speciality curriculum formation was suggested. This matrix reflects all the connections of disciplines of this plan. Also the methology of building of an organized matrix of a hierarchical subordination of these disciplines was offered. The metodology of using of this matrix for solving a great variety of problems referred to management of preparation quality of specialists of any educational institution was stated.
Текст научной работы на тему «Матрица учебного плана специальности как средство управления качеством её подготовки»
О.А. ПОЛУШКИН, Г.И. КАНЫГИН, М.О. ПОЛУШКИНА
МАТРИЦА УЧЕБНОГО ПЛАНА СПЕЦИАЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ЕЁ ПОДГОТОВКИ
Предложена методика формирования матрицы учебного плана специальности, отражающей все связи дисциплин этого плана, и методика построения на её основе организованной матрицы иерархической подчиненности этих дисциплин. Изложена методология использования этой матрицы для решения ряда задач управления качеством подготовки специалистов в любом профессиональном образовательном учреждении.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, качество, управление, матрица учебного плана.
Введение. Решение проблемы качества подготовки специалистов в профессиональных образовательных учреждениях — приоритетная цель реформирования образования в современной России. Последние десятилетия делаются попытки найти это решение адаптацией стандартов МС ИСО серии 9000 и их отечественных аналогов к процессам функционирования профессиональных образовательных учреждений.
С конца прошлого века Минобразования РФ на базе Московского института стали и сплавов был организован ежегодный конкурс «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов». На базе Томского политехнического университета создан Сибирский сертификационный центр по международной сертификации вузов на соответствие созданной в них системы менеджмента качества отмеченным стандартам. Под эгидой Госстандарта РФ созданы подобные региональные центры (в г. Ростове-на-Дону — «Юг-Тест»), также выдающие отмеченные сертификаты. Весьма затратные для вузов процедуры получения и ежегодного подтверждения таких сертификатов ни в коей мере не только не поднимает, но и практически не влияет на качество специалистов, выпускаемых вузами с сертифицированными по МС ИСО 9000 системами менеджмента качества. Поэтому отмеченный путь решения проблемы качества подготовки специалистов, по которому вузы идут уже более 20 лет, является неэффективным и бесперспективным.
На кафедре «Теория механизмов и машин» Донского государственного технического университета, начиная с 2002 г. проводятся разработки принципиально нового подхода к решению проблемы качества подготовки специалистов [1-3]. Основывается этот подход на использовании современных средств системотехники с представлением процесса подготовки специалистов в виде сложной иерархической системы, одним из атрибутов которой является наличие управления как целенаправленного воздействия на этот процесс, приводящего к достижению всех поставленных целей его функционирования.
Постановка задач. Функционирование процесса обучения специалистов в профессиональном учебном заведении сводится к подготовке их по определенному перечню дисциплин, в полной совокупности регламентирован-
ному учебным планом специальности. Результатом изучения всех этих дисциплин является формирование у выпускника учебного заведения комплекса профессиональных и смежных знаний, умений и навыков, определяющих его как специалиста. Заключительным этапом подготовки специалиста является выполнение и защита выпускной квалификационной работы, которую, как и каждую из дисциплин учебного плана, следует рассматривать отдельной позицией последнего.
Каждая из позиций (дисциплин) учебного плана специальности иерархически взаимосвязана с другими его позициями. Изучение дисциплин высокого уровня иерархии базируется на знаниях, полученных обучающимся при изучении одной или нескольких дисциплин более низкого уровня иерархии на ранних стадиях обучения.
Изучение дисциплины самого низкого уровня иерархии, которое, как правило, производится в первых учебных семестрах, базируется на знаниях, полученных в довузовской подготовке и подтвержденных вступительными конкурсными испытаниями того или иного рода. Каждая из изученных дисциплин учебного плана закладывает основы изучения некоторых последующих дисциплин, вплоть до выполнения выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа расценивается как дисциплина наивысшего (первого) уровня иерархии. Её выполнение должно базироваться на знаниях, полученных по всем изученным дисциплинам учебного плана специальности. Степень овладения этими дисциплинами (назовем их дисциплинами фундаментальной и специальной профессиональной подготовки) прямо определяет как качество выпускной квалификационной работы, так и профессиональный уровень специалиста выпускника.
Знания по отдельным дисциплинам учебного плана специальности не используются при выполнении выпускной работы. Такие сопутствующие профессиональной подготовке смежные дисциплины будем называть непрофильными или непрофессиональными. Включение этих дисциплин в учебный план специальности призвано реализовать воспитательные функции учебного процесса в профессиональном образовательном учреждении. Так, например, учебный план подготовки инженера-механика любой специальности включает такие дисциплины, как история, философия, этика, культурология, экология, маркетинг, правоведение, иностранный язык и многие другие непрофильные дисциплины. Они непосредственно не влияют на профессиональные знания, навыки и умения будущего инженера, но позволяют ему иметь представление и в какой-то мере ориентироваться в соответствующих областях знаний, косвенно связанных с его профессиональной деятельностью.
Анализ ГОСов различных поколений показывает, что в федеральных компонентах профессионального образования, а также построенных с их использованием учебных планах специальностей постоянно растет число непрофильных дисциплин и учебное время их изучения. При неизменном общем ресурсе времени подготовки специальности это происходит за счет уменьшения числа и времени подготовки профессиональных (фундаментальных и специальных) дисциплин, что резко снижает качество выпускаемого специалиста. Поэтому решение задачи управления этим качеством
требует разработки эффективной количественной оценки, учитывающей соотношение уровней профессиональной и непрофильной подготовки специальности и методики её расчета.
Одним из документов, регламентирующих технологию подготовки специальности и формируемого в соответствии с ней учебного плана, является структурно-логическая схема, определяющая последовательность изучения дисциплин учебного плана по каждому из семестров обучения. Отмеченные выше взаимосвязи дисциплин учебного плана специальности должны быть обязательно учтены при разработке структурно-логической схемы с тем, чтобы ко времени подготовки рассматриваемой дисциплины все остальные дисциплины, на которых основывается эта подготовка и которые имеют более низкий уровень иерархии, были изучены.
С учетом значительного общего числа дисциплин учебного плана любой специальности (как правило, более пятидесяти) и многосвязности большинства из этих дисциплин формирование структурно-логической схемы на неформализованной основе представляет значительную трудность, отчего последнее условие для некоторых дисциплин оказывается не выполненным. Так, например, в структурно-логической схеме подготовки технических специальностей имели место случаи, когда подготовку курса «Теория механизмов и машин» (ТММ) приходилось производить до подготовки курса «Теоретическая механика», который служит основой изучения ТММ. Технология подготовки специальности с такими издержками структурно-логической схемы не допустима, так как не обеспечивает должного качества подготовки как отдельных дисциплин, так и специальности в целом. Поэтому разработка формализованного метода формирования иерархии дисциплины учебного плана специальности и, как следствие, формирование адекватной предъявленному требованию структурно-логической схемы является важной задачей управления качеством подготовки специалистов в профессиональном образовательном учреждении.
Решение задач. Используя учебный план специальности, составим перечень всех его дисциплин так, чтобы возглавлял этот перечень список пс специальных профессиональных дисциплин с последовательной их нумерацией 1. пс , где первым номером должна фигурировать выпускная квалификационная работа. За этим списком с нумерацией ( Пс + 1) •••( Псф+ П ) должен следовать список Пф фундаментальных профессиональных дисциплин. Завершать перечень должен список Пн непрофильных дисциплин с
нумерацией (псф+ п + 1) . Ы, где N = псф п н+ п — общее число дисциплин учебного плана подготовки специальности. Сформированный таким
образом перечень является неорганизованным и неранжированным, так как он не учитывает иерархическую взаимосвязь и взаимозависимость входящих в него дисциплин. Используя этот перечень, построим пустую квадратную матрицу размера (ЛХЛ), строки / = 1. Ы которой представляют отмеченный перечень, а столбцы j = 1. ^ — те же дисциплины в том же порядке их следования, как и в построенном перечне (см.рисунок). При этом каждый — столбец представляет изучаемую дисциплину, а каждая /-я строка — дисциплину, знания дидактических единиц которой требуется при изучении >й дисциплины. Диагональные элементы этой матрицы (= j) представляем как нулевые.
Наименование дисциплины і і 1 к т 1 N
Источник: cyberleninka.ru