Сложные вопросы по обществознанию программа

Программа элективного курса по обществознанию «Трудные вопросы обществознания» предназначена для учащихся 10-11 классов, мотивированных на углубленное изучение вопросов обществознания. Программа курса «Трудные вопросы обществознания» рассчитана на 2 года обучения (10-11 классы — 68 часов). В 10 классе предусмотрено 34 часов из расчёта 1 час в неделю. В 11 классе — 34 часов (из расчёта 1час в неделю).

Необходимость разработки данной программы обусловлена запросами учеников и их законных представителей в осмыслении и понимании наиболее сложных и дискуссионных вопросов обществознания.

Ряд содержательных элементов курса «Обществознания», требует более глубокого изучения в силу различных причин: появление новых элементов в содержании («Экономика», «Право», «Политика»), недостаточное внимание к разделу («Человек и общество»), различие в степени представленности отдельных содержательных единиц в действующих учебниках («Социальная сфера», «Политика»), дефицит учебного времени.

Тест на общие знания, который определит уровень вашего образования!

Углубленно рассмотреть темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера и имеющие дискуссионный характер; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;

Для достижения поставленных целей и задач наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия, тренинги.

При проведении лекций и семинарских занятий основное внимание уделяется наиболее трудным и дискуссионным вопросам, недостаточно отраженным в школьных учебниках.

Практические занятия направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов. Особое внимание при организации практикумов также следует уделить отработке умений учащихся раскрывать смысл афористичного высказывания и формулировать собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам.

Лабораторные занятия ориентированы на развитие умений учащихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников.

Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний.

При организации занятий главное внимание уделяется личностно-ориентированному подходу по овладению программой курса, учитывающему пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика. При организации и проведении занятий используются дидактические материалы Интернет-ресурсов.

Общая характеристика элективного курса «Трудные вопросы по обществознанию»

Элективный курс «Трудные вопросы обществознания» относится к предметной области «Общественные науки». Курс даст возможность не только повысить уровень освоения знаний, но и повысить степень овладения необходимыми интеллектуальными умениями, мыслительными операциями, способами деятельности. Так, например, более целенаправленной работы требуют также умения: соотносить теоретический материал с жизненными реалиями, оценивать справедливость суждений о социальных явлениях на основе обществоведческих знаний, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения общественных наук, оперировать терминами и понятиями в заданном контексте, решать проблемно-познавательные задачи, применяя социально-гуманитарные знания.

Тест на ШКОЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ. 10 вопросов по школьной программе

сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, учебно-исследовательской, проектной, коммуникативной, иной);

умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

овладение навыками по составлению алгоритма при решении заданий ЕГЭ 2 части (В, С);

Содержание программы элективного курса «Трудные вопросы обществознания»

1 Содержательные линии «Общество»: ключевые понятия, трудные и дискуссионные вопросы (4ч.).

Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития).

Мораль, ее основные категории.

2 Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек». (4ч.)

Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач).

3 «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы (2ч.).

Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук.

4 Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика» (7ч.).

Сложные теоретические вопросы Экономические системы. Рыночный механизм. Измерители экономической деятельности. Экономический рост и развитие. Роль государства в экономике Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги.

Финансовые институты. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система.

5 Содержательная линия «Политика»: систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов (8ч.).

Сложные теоретические вопросы. Характеристика понятий «политический процесс», «политический институт», «парламентаризм», функционирование «гражданского общества». Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование собственных суждений с привлечением теоретического содержания и примеров из истории и социальной практики.

6 «Право»: основные теоретические положения содержательной линии и проблемные вопросы (7ч.).

Проблемные вопросы. Правоотношения. Система права. Правовые акты. Международное гуманитарное право.

7 Итоговая контрольная работа (2ч.)

2. Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ (18 ч.).

2.1 «Человек и общество» (3 ч).

Тренинг по выполнению заданий части 1(А) и части 2 (В) данных содержательных линий

2.2 «Человек. Познание» (3 ч.)

Тренинг по выполнению заданий части 1 (А) и части 2 (В) по данным содержательным линиям.

2.3 «Социальные отношения» (3 ч).

Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий.

2.4 «Экономика» (3 ч.).

Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) и тренинг по их выполнению.

2.5 «Политика»: (3 ч.).

Сложные теоретические вопросы.

Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) по данному содержательному блоку.

Тренинг по выполнению заданий А и В по данному содержательному блоку.

2.6 «Право»: (3 ч.).

Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) и тренинг по выполнению заданий А и В по данному содержательному блоку.

2.7 Контрольная работа по части 1 (А) и части 2 (В) (2ч)

3.Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ (12ч.).

3.1 Основные модели заданий части 1(А) и части 2 (В) и проверяемые умения. Промежуточный контроль по выполнению заданий А и В (1 ч.).

Выполнение учащимися письменной работы в тестовой форме. Анализ выполнения заданий закрытого типа части 1 (А): на распознавание признаков понятий, характерных черт социального объекта; сравнение социальных объектов, соотнесение обществоведческих знаний с отражающими их социальными реалиями, анализ двух суждений на предмет их истинности. Анализ выполнения заданий части 2 (В) с открытым кратким ответом: на завершение логических схем, таблиц, установление соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; выбор позиций из приведенного перечня, различение в социальной информации фактов и мнений, аргументов и выводов, применение обществоведческих понятий в заданном контексте.

Читайте также:
Как пользоваться программой kmspico

3.2 Общая характеристика заданий части 2 (С).

Особенности заданий С1.-С4. (3 ч).

С1-С4 — составное задание с фрагментом текста: общая характеристика задания. Виды документов по содержанию, составу, объему. Основные модели заданий и проверяемые аналитические умения в процессе работы с документом. Типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Развитие умений: извлекать информацию из источника, анализировать и интерпретировать информацию из документа, привлекать дополнительные знания по курсу, анализировать авторскую позицию.

3.3 Специфика заданий С5.-С8. (3 ч).

С5. — задание на понимание и применение теоретических понятий в заданном контексте. Особенности выполнения заданий, модели заданий, типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Формирование умений применять обществоведческие понятия в заданном контексте.

С6. — задание, требующее конкретизации теоретических положений с помощью примеров социальной жизни. Особенности заданий данного типа, основные модели заданий, типичные ошибки учащихся. Формирование умений учащихся раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук и приводить примеры определенных общественных явлений.

С7. — задание-задача, требующая анализа представленной информации, в том числе статистической и графической. Разновидности заданий по содержанию условия и характеру вопросов-требований, особенности выполнения учащимися познавательных задач по обществознанию. Развитие умений учащихся применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества

С8. — задание, требующее составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Алгоритм выполнения задания по составлению развернутого ответа. Памятка.

3. 4 Эссе как творческая работа выпускника (3 ч).

С9. (эссе) — альтернативное задание на формулирование собственных суждений и аргументов по определенным проблемам на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний. Особенности жанра эссе, виды эссе. Особенности эссе по обществознанию, критерии качества обществоведческого эссе. Условия выбора темы эссе учащимися.

Типичные ошибки учащихся при раскрытии смысла афористичного высказывания или заложенной в высказывании проблемы; при выражении собственной позиции, отношения к высказыванию или проблеме, при аргументации собственной позиции. Общий алгоритм работы ученика при написании творческой работы в жанре эссе. Система оценивания задания.

4. Итоговая контрольная работа (2 ч.)

Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

Теория Практика

Источник: for-teacher.ru

Рабочая программа курса «Сложные вопросы обществознания

Программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ(базовый уровень), Москва, «Просвещение», 2004 г., Программ по обществознанию. 6- 9 кл.(автор Л.Н.Боголюбов), Федерального государственного образовательного стандарта.

Актуальность: Курс предназначен для подготовки обучающихся 9-х классов к ГИА в новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ГИА. ГИА по обществознанию относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. Занятия по подготовке к ГИА по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной средней школы, а также на подготовку обучающихся 9-х классов к ГИА.

Программа занятий состоит из трех разделов:

Особенности ГИА по обществознанию.

Методика решения заданий ГИА разного уровня сложности.

Практические работы в рамках курса включают следующие формы:

работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);

критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;

решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.

Срок реализации: 1 год

Раздел 1.Политика

ГИА как способ объективной оценки качества образования. Особенности ГИА по обществознанию:
– кодификатор элементов содержания
– спецификация КИМов ГИА по обществознанию.
— Правила заполнения бланков ГИА
— Информационные ресурсы ГИА

Раздел 2. Право

Задания, направленные на определение существенных признаков ключевых обществоведческих понятий; оценивание приведенных положений с точки зрения их соответствия современным научным представлениям; характеристику социальных объектов на основе смоделированных социальных ситуаций; осуществление поиска социальной информации, представленной в таких знаковых системах, как схемы, диаграммы, таблицы; сравнение социальных объектов, выявляя их общие черты и различия.
Задания, направленные на установление соответствия между существенными чертами и признаками изученных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; работу с рядом однородной социальной информации, определяя лишнее звено, выделяя обобщающее понятие; выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц; соотнесение видовых понятий с родовыми; дифференциацию в социальной информации фактов и мнений; определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту.
Задания, направленные на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде; на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на обществоведческие знания; на использование информации текста в другой познавательной ситуации, формулирование и аргументацию оценочных, а также прогностических суждений, связанных с проблематикой текста.
Задания, проверяющие умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте. Задания, требующие конкретизации приведенных положений, проверяющее умение иллюстрировать примерами изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук. Задание-задача, требующее анализа представленной информации, в том числе статистической и графической, объяснения связи социальных объектов, процессов, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов. Задания, требующие составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Задания, требующие написать мини-сочинение (эссе) по одной теме из шести, предлагаемых экзаменуемому в форме афористических высказываний.

Раздел 3. Тестовый практикум. – 6 ч.

Решение заданий разного уровня сложности по темам:

– Человек и общество
– Экономика
– Социальные отношения
– Политика
– Право

Решение вариантов ГИА.

Итоговое повторение и обобщение. – 1 ч.

Требования к уровню подготовки выпускников.

Знать и понимать

биосоциальную сущность человека

основные этапы и факторы социализации личности

место и роль человека в системе общественных отношений

закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы

тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов

основные социальные институты и процессы

необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования

особенности социально-гуманитарного познания

характеризоватьс научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы

анализироватьактуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

объяснятьвнутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

сравниватьсоциальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы

оцениватьдействия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

Читайте также:
Как обновить через интернет антивирусную программу

формулироватьна основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

подготавливатьаннотацию, рецензию, реферат, творческую работу

применятьсоциально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Использовать приобретенные знания и умения для

самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации

оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации

решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности

ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции

предвидения возможных последствий определенных социальных действий

ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования

оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.

Формы организации занятий: групповая в сочетании с индивидуальной

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность одного занятия – 1 учебный час

Формы и методы обучения: технология социального развития, лекции, лабораторные работы, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, герменевтическая беседа, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение, просмотр и комментирование учебных роликов (видео уроков).

Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; кейс-папки, решение ситуативных задач, тесты для этапа контроля, видео уроки.

Прогнозируемый (ожидаемый) результат (по годам обучения):

к окончанию года обучения обучающиеся должны:

— социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

— сущность общества как формы совместной деятельности людей;

— характерные признаки основных сфер жизни общества;

— существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта или определять понятие на основе его ключевого признака

— термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;

— характерные черты социального объекта, элементы его описания;

— сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия ;

— приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами

— осуществлять поиск социальной информации в различных источниках

— оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

— анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;

— применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

— оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

— анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;

— применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

— применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

— формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

— оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.

-работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет;

-овладение навыками компьютерных технологий;

-решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить исследования, участвовать в дискуссии.

В результате прохождения курса «Практическое обществознание» у обучающихся формируются следующие умения:

Рефлексивные:

— соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;

— определять основания и способы своих и чужих действий;

— определять способы видения мира другими людьми;

— сопоставлять, классифицировать, осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному;

— оперировать с абстракциями различной степени сложности;

— уметь освещать материал логически, последовательно;

— при изложении материала раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение;

Коммуникативные:

— определять основания чужой точки зрения;

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Использовать для

Сущность программы курса «Обществознания»

Необходимость личного выбора и личной ответственности за сделанный выбор.

применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений

Продолжения образования в профильных классах

Формы и методы контроля образовательного результата.

В начале изучения планируется входной контроль, цель – выявление общего уровня знаний, умений и навыков по обществознанию. В ходе занятий предполагается после каждого раздела промежуточный контроль в форме тестирования. Каждому обучающемуся по итогам проверки будет проставлен процент выполнения заданий (за каждый правильный ответ один балл), промежуточное тестирование проходит в форме самопроверки при коллективном обсуждении правильных ответов, таким образом, обучающиеся сами определяют объем правильно выполненной работы (100-90% — «5», 89-70% — «4», 69-51% — «3»).

-особенность занятий заключается в том, что он дает учащимся навыки практического овладения обществознания;

-он знакомит учащихся с различными способами изучения обществознания;

-достаточно большое количество времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся;

-в работе применяются компьютерные технологии изучения обществознания и поиска необходимой информации;

-происходит сочетание установочных лекций с активными и творческими методами обучения;

-достаточно обширная информационная поддержка осуществляется благодаря опоре на материал, изучаемый в 8 — 9 классе по обществознанию.;

-проведение публичных защит видов деятельности или выполненных работ.

Календарно-тематическое планирование по курсу

Сложные вопросы обществознания 9 класс, 28 часов

Тема раздела, урока

учебной деятельности на уроке

материально-техническое оснащение урока

Вид и формы контроля на уроке

Дата проведения урока

Вводный урок. Особенности ГИА 2017

Источник: www.art-talant.org

Рабочая программа элективного курса: «Трудные вопросы обществознания»
рабочая программа по обществознанию (11 класс)

Рабочая программа элективного курса: «Трудные вопросы обществознания».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 32 им. С.А. Лавочкина» города Смоленска

на заседании педагогического совета

МБОУ «СШ №32 им. С.А. Лавочкина»

от «_____» августа 2018 г.

Приказ от «_____» августа 2018г. № ________-од

Наименование элективного курса : «Трудные вопросы обществознания».

Уровень общего образования : среднее общее образование. Базовый уровень.

Учитель :Умпирович Елена Анатольевна.

Срок реализации программы, учебный год : 2018/2019 учебный год.

Количество часов по учебному плану : 1 ч; I п/г – 16 ч., II п/г – 18 ч , всего за год – 34 ч. .

Составлена на основе :

Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

Рабочую программу составила : ___________________ ________________________________

подпись расшифровка подписи

Пояснительная записка к рабочей программе.

Рабочая программа курса разработана на основе:

  1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования по обществознанию.
  2. Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования.

Программа курса рассчитана на 34 учебных часа (недельная нагрузка – 1 час).

Программа курса направлена на систематизацию информации, углубление знаний, использование полученных знаний в практической деятельности и в повседневной жизни по следующим разделам обществознания «Общество», «Человек. Познание», «Социальная сфера», «Духовная сфера», «Экономика», «Политика».

Цели изучения курса:

— развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

— воспитание общероссийской идентичности , гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

— освоение системы знаний об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

— овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

Читайте также:
Tincore keymapper похожие программы

— формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Результаты освоения курса

  1. Сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем.
  2. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
  3. Сформированность основ саморазвития и самовоспитания на основе общечеловеческих нравственных ценностей и идеалов российского гражданского общества; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
  4. Сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире.
  5. Сформированность основ эстетического образования, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; сформированность бережного отношения к природе.
  6. Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни.
  7. Осознанный выбор будущей профессии.
  8. Умение самостоятельно определять цели и составлять планы их выполнения.
  9. Готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
  10. Умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия; умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей.

Предметные результаты освоения элективного курса «Актуальные вопросы обществознания»:

1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

7) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, компетенций :

-определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
  • применение полученных знаний в конкретных ситуациях;
  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
  • формулирование полученных результатов;
  • создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
  • пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Система формируемых умений в процессе изучения курса:

Личностное самоопределение и самореализация

Восприятие социальной информации

Ориентация в потоке социальной информации

Развитие познавательного интереса

Формирование устойчивого интереса к социально – гуманитарному знанию

Отношение к явлениям и событиям социальной действительности

Анализ явлений социальной действительности с опорой на полученные знания

Отношение к собственным социальным действиям и действиям других людей

Соотнесение различных оценок собственного и иного поведения, самостоятельное формулирование правил общественного поведения, применение знаний для определения социально – одобряемого поведения в конкретной ситуации

Решение проблемно – познавательных задач

Решение познавательных и практических задач в типичных жизненных ситуациях

Развитие коммуникативных умений

Аргументация собственной позиции, оппонирование через дискуссии и диспуты

Реализация в творческой деятельности

Выполнение различных видов работ (эссе, презентации, опросы, проекты и т.д.)

Овладение соответствующим уровнем образованности

ЧЕЛОВЕК КАК ТВОРЕЦ И ТВОРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ.

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах человека. Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Формирование характера. Потребности, способности и интересы. Познавательная деятельность человека.

Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Самопознание, его формы. Самооценка личности. Мировоззрение, его место в духовном мире человека.

Типы мировоззрения. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.

Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Социальные взаимодействия и общественные отношения. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества. Общество и природа.

Противоречивость воздействия людей на природную среду. Феномен «второй природы». Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость. Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество.

Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм. Компьютерная революция. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Современные военные конфликты.

Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

Спрос и предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика. Рыночные отношения в современной экономике. Роль государства в экономике. Общественные блага.

Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Глобальные экономические проблемы.

Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения. Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль.

Отклоняющееся поведение. Наркомания, преступность, их социальная опасность.Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности. Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры.Этнические общности. Нации. Национальное самосознание.

Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей.

Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность сектантства.

ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ.

Политическая власть. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политический режим. Типология политических режимов.

Демократия, ее основные ценности и признаки.Отличительные черты выборов в демократическом обществе.Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Гражданские инициативы. Политическая культура.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 32 им. С.А. Лавочкина» города Смоленска

Источник: nsportal.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru