Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).
Значения слова «Программа»
- Изложение содержания и цели деятельности политической партии, организации ил и отдельного деятеля
- Книжечка или листок с краткими сведениями о спектакле, концерте, с перечнем исполнителей
- Краткое изложение содержания учебного предмета
- Описание алгоритма решения задачи на языке Эвм
- План деятельности, работ
- Содержание концертных, цирковных представлений, радио- и телепередач; сами т акие представления, зрелища, передачи
Источник: Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова
Встречается в запросах
- краткое изложение
- предварительный план
- план работы
- предварительный набросок
- план деятельности
- какие работы
- политической партии
Примеры предложений со словом «Программа»
Молодые хозяева предложили гостям программу дня, которая была горячо одобрена.
Значение слова партнерская программа. Что такое партнерская программа.
Жюль Верн «Дети капитана Гранта» (1868)
Вечер оказался лучшим вечером в школе, а после программы шкидцы устроили сюрприз.
Григорий Белых, Л. Пантелеев «Республика ШКИД» (1926)
Скоро юнкомцам, еще не завоевавшим авторитета в школе, уже пришлось проводить один из пунктов своей программы.
Григорий Белых, Л. Пантелеев «Республика ШКИД» (1926)
В этой программе, среди прочего, они заявили, что будут бороться с воровством в школе.
Григорий Белых, Л. Пантелеев «Республика ШКИД» (1926)
Раздался звук включаемого телевизора, в программе «Сегодня» передавали новости.
Стивен Кинг «Противостояние» (1978)
ЭнБиСи придерживалось установленной ранее программы, но изображение на ЭйБиСи то и дело пропадало в тумане.
Стивен Кинг «Противостояние» (1978)
Источник: vfrsute.ru
ПРОГРАММА
ПРОГРАММА — от двух древних корней:*pr̥h-/*preh- «начальный, первичный» и *gerbʰ «вырезать, проникать внутрь резанием». В сочетании два прообраза порождают корнесловное представление о ПРОГРАММЕ как о предшествующем развитию живого организма жребии – о посеянном в распаханную почву зерне, из сердцевины которого направляется развитие и рост будущего растения.
Первый корень *pr̥h-/*preh- «начальный, первичный» действительно первичен для мировых языков и поэтому чрезвычайно мощен и плодоносен. В русском языке к нему непосредственно происходят такие слова, как первый, прах/порох, перст; приставки про- (как в пророк, проникать), пра- (как в пращур, праотец), пре- (как в преображение, преодоление), пере- (как в переход).
В древнегреческом языке от этого корня произошли такие слова, как πρό /про/ «ранее, в начале», πρῶτος /протос/ «первый, начальный», Πρωτεύς /Протей/ «морское божество, прорицатель». О Протее следует сказать особо. Этот мифический отпрыск Посейдона особо ценился среди античных героев, поскольку обладал способностью преображаться в любые формы жизни, включая воду и огонь.
Значение слова программа / скрипт / сценарий. Что такое программа / скрипт / сценарий.
Преобразившись, он мог проникать в иные миры и времена. Эта способность позволяла ему быть величайшим прорицателем, знающим все тайны. Образ Протея олицетворяет корнесловную суть приставки ПРО- в слове ПРОГРАММА. Зарождение и развитие жизни начинается с «про»: проникновения внутрь природных вод животворящего Духа.
Особого внимания при осмыслении приставки ПРО- в слове ПРОГРАММА заслуживает древняя мифология Индии. В санскрите среди множества слов, восходящих к корню *pr̥h-/*preh- «начальный, первичный», есть два имени мифических существ: Пуруша पुरुष /puruṣa/ «человек, мужчина, дух» и его женская ипостась Пракрити प्रकृति /prakṛti/ «природа, материя».
Этимологи возводят оба этих слова к единому первокорню *pr̥h-, ссылаясь на имя прилагательное पूर्व /pūrva/ — то же, что и русское ПЕРВЫЙ. Согласно мифу о Пуруше, из частей духовного тела которого произошли все формы жизни, этот неподвижный дух, мужское «чистое проникающее созерцание», имел одну слабость.
Он был склонен, созерцая, ошибочно отождествлять себя с возлюбленной им Пракрити – подвижным изменчивым женским началом материальной жизни – с природой. Иными словами, санскритский ведический миф указывает на двойственность корня *pr̥h-/*preh-, в котором есть образы мужского созерцающего познающего и женского созерцаемого и познаваемого начала.
Если во взаимодействии мужского и женского первоначал по вине мужского начала (ошибочно созерцающего Пуруши) происходит путаница, ПРОГРАММА дает сбой и приводит к разрушению жизни. О том же сбое во вселенской программе земной жизни человечества повествует и Библия: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Бытие,3:6-12). Подчинив свою волю не Богу, а своей «плоти от плоти» жене, первочеловек Адам оправдывается, не признавая свою вину. Вместо личного покаяния, он обвиняет не себя, а свою жену и, заодно, Бога, который ее ему дал.
Последствия нераскаянного само отождествления воли мужа с волей жены стали роковыми для всех форм земной жизни: «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица (в греческом тексте προσώπου /просопу/ — тот жекорень *pr̥h-/*preh- , что и в ПРОГРАМА) твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Бытие, 3:17-19). Интересно, что в этом отрывке русский текст в слове ПРАХ возвращает память читателя к первоначалу сотворения человека из праха земного, а древнегреческий и славянский тексты повествуют иначе: «я́ко земля́ еси́, и въ зе́млю отъи́деши» и «ὅτι γῆ εἶ καὶ εἰς γῆν ἀπελεύσῃ» /оти ги и кэ ис гин апелевси».
Древние авторы переводов подчеркивали, что Адам до грехопадения был вдохновленным Богом неизменным духом, который пребывал внутри земной плоти. Изменив Богу и подчинившись воле жены (по-гречески Гея «земля» одного корня с ген и жена), Адам стал уже не «духом в земле», а «землей» — женоподобным изменчивым началом, уподобившим себя ведической Пракрити-природе.
Божий вечный неизменный человек стал человеком земным, изменчивым и смертным. Второй, основной древний корень слова ПРОГРАММА, воссозданный учеными как *gerbʰ /гербх/ также присутствует в словах множества мировых языков. К примеру, по данным этимологических справочников, в русском языке однокоренным является слово ЖРЕБИЙ «отрезанный кусок кости или дерева».
На жребий наносили резы (у скандинавов «руны») – особые символические знаки. Бросая жребий, языческие жрецы гадали, то есть пытались проникнуть в будущее время и в иные миры, чтобы предсказать судьбу. Метанием жребия также предрешали судьбу и совершали суд. В древнегреческом языке однокоренным с ПРОГРАММА является глагол γρᾰ́φω /графо/ «скребу> вырезаю> пишу».
Производным от «графо» является имя существительное грамма «запись», от которого также произошло русское слово грамота. Грамотное письмо как род человеческой деятельности издревле представляет собой духовное делание – священнодействие.
При помощи вырезания букв – изготовления жребиев древние писцы-жрецы добывали из духовного мира и готовили пищу для души и ума –духовную пищу. «Что написано пером, не вырубишь топором» — духовное нельзя разрушить приложением только материальных физических сил. «Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши (γράφε /графэ/): Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Пилат отвечал: что я написал, то написал (ὃ γέγραφα γέγραφα /о гиграфа гиграфа/).
Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий.
Так поступили воины» (От Иоанна, 19:21-24). Интересно, что в древнегреческом языке слово, переведенное как ЖРЕБИЙ «кусок дерева или кости с резами», звучит как κλῆρον /клерон/ и происходит от древнего корня *kelh- «колоть, раскалывать» — буквально «отколотый кусок (дерева)».
Итак, слово ПРОГРАММА корнесловно содержит в себе древнейшее представление о преобразовании и преображении природной жизни. Программируемое преображение происходит в соответствии с волей того духа, который вдохновляет программистов, проникая в их сердца, умы и плоть. Любое программирование представляет собой проникновение в духовный мир и преображение жизни изнутри.
Оно становится духовным деланием, воздействующим на души во славу Божию, или хулящим Духа Святого. Хулить Духа означает называть доброе злым, истинное ложным, любящего и милостивого – жестоким, и наоборот. Такие названия незаметно перепрограммируют тех, кто соблазняется ими, изнутри, в самой сердцевине души.
Если программист действует по-Божески, он становится проводником благодати: благословляющим благодетелем. Если же программирование является безбожным и вследствие этого приводит к сбоям той первичной программы, которую называют Промыслом Божьим, Божественным предопределением и призванием свыше, происходит самый страшный непростительный грех хулы на Святого Духа: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (σκορπίζει /скорпизи/ — от корня *(s)ker- «вырезать, соскоблить, соскрести».
Тот же образ, что и в словах скорбь, скрести, шкурить. Ветвенное родство с графо «вырезать, царапать, писать»).
Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем. Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду.
Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (От Матфея, 12:30-37).
Каждое слово, даже каждая буква и звук обладает программирующей силой. Проникая в сердце, слова, буквы и звуки могут стать духовной пищей, воспитывающей развивающего человека. Врезаясь в память, корнесловные образы объединяются в представления о жизни, программирующие поступки и поведение человека по жизненному пути.
Прощая обиды, признавая добро добром и зло злом, творя правду словом и делом, человек программирует, прежде всего, свою собственную жизнь и судьбу. Программа праведной жизни, запечатленная в Священном писании, не является жесткой. Ее принятие и исполнение предусматривает свободу для самостоятельного выбора и программирования своего поведения каждым человеком.
Итоги такого программирования в полной мере проявляются только после завершения жизненного пути: «Тогда праведник с великим дерзновением станет пред лицем тех, которые оскорбляли его и презирали подвиги его; они же, увидев, смутятся великим страхом и изумятся неожиданности спасения его и, раскаиваясь и воздыхая от стеснения духа, будут говорить сами в себе: «это тот самый, который был у нас некогда в посмеянии и притчею поругания. Безумные, мы почитали жизнь его сумасшествием и кончину его бесчестною!
Как же он причислен к сынам Божиим, и жребий его — со святыми? Итак мы заблудились от пути истины, и свет правды не светил нам, и солнце не озаряло нас. Мы преисполнились делами беззакония и погибели и ходили по непроходимым пустыням, а пути Господня не познали. Какую пользу принесло нам высокомерие, и что доставило нам богатство с тщеславием?
Все это прошло как тень и как молва быстротечная. Как после прохождения корабля, идущего по волнующейся воде, невозможно найти следа, ни стези дна его в волнах; или как от птицы, пролетающей по воздуху, никакого не остается знака ее пути, но легкий воздух, ударяемый крыльями и рассекаемый быстротою движения, пройден движущимися крыльями, и после того не осталось никакого знака прохождения по нему; или как от стрелы, пущенной в цель, разделенный воздух тотчас опять сходится, так что нельзя узнать, где прошла она; так и мы родились и умерли, и не могли показать никакого знака добродетели, но истощились в беззаконии нашем».
Ибо надежда нечестивого исчезает, как прах, уносимый ветром, и как тонкий иней, разносимый бурею, и как дым, рассеиваемый ветром, и проходит, как память об однодневном госте. А праведники живут во веки; награда их — в Господе, и попечение о них — у Вышнего» (Книга премудрости Соломона, 5:1-15).
Все программирующие слова и запрограммированные поступки каждого человека сохраняются в графическом виде. Они бывают выгравированы (того же корня, что графика, программа) как в памяти людей («врезались в память»), так и у Бога: «Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем.
Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов (того же корня, что и латинское scribe «пишу» и русское «скребу» — тот же образ проникновения, что и в графо-грамма, в данном случае, проникновения смертельного яда в кровь и плоть) и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны (ἐγγέγραπται /ингиграптэ/ — буквально «врезаны внутрь, выгравированы») на небесах (в греческом тексте ἐν τοῖς οὐρανοῖς /ин тис уранис/ «в небе»). В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение (ἔμπροσθέν /импростин/ «предопределение» — от словаπρόσθε /prósthe/ «прежде, первоначально»: πρός «прежде, в начале» + -θεν /then/ «тех(времен)» — можно перевести как «программирование»)» (От Луки,10:17-21).
Источник: pervobraz.ru
Как пишется слово: «программа» или «програма»
Материал подготовлен преподавателем первой категории Згодько Людмилой Анатольевной. Опыт работы учителем русского языка и литературы, более — 30 лет.
Данное слово является существительным, а употребляется либо в значении «план действий», либо «совокупность дисциплин, которые преподают в учебных заведениях». Со значением слова всё стало понятно. А возникнут ли вопросы при написании слова? Я думаю, что да. Поэтому, давайте разберёмся.
Как же правильно пишется: «программа» или «програма»?
Согласно орфографической норме русского языка изучаемое слово пишется, как в первом варианте:
ПРОГРАММА
Почему же напишем две согласные буквы «м»?
Следует обратить внимание на то, что слово «программа» образовано от древнегреческого слова «programma». Как мы видим, в оригинальном варианте написания также употребляется слово с удвоенной «м».
Так как наше слово является иноязычным, значит, следует запомнить такую норму написания слова, а также стараться не допускать ошибок!:)
Синонимы к слову:
- Учебный план
- Схема
- План
- Проект
Примеры предложений с данным словом:
- Данная программа в этой школе существенно отличается от той, по которой я занимался раннее.
- Так как ты ведущий этого мероприятия, тебе нужно запомнить всю программу, включая конкурсы.
- За ночь я постараюсь придумать интересную программудля детского утренника.
Источник: russkiypro.com