Сегодня на уроке мы начнём изучать один из самых известных памятников древнерусской литературы.
Прочитайте высказывания и назовите произведение:
Жуковский: « Я преисполнен величайшего благоговения, удивления и благодарности судьбе за то, что из глубины веков донесла до нас это чудо. В пустыне веков, где камня на камне не осталось после войн и пожаров и лютого истребления, стоит этот одинокий, ни на что не похожий собор нашей древней славы».
Белинский: « «Слово о полку Игореве» не уступает по своим художественным качествам лучшим созданиям мирового героического эпоса».
Какое произведение мы будем сегодня изучать?
Сегодня на уроке мы начнём изучать «Слово о полку Игореве».
Сформулируйте тему урока.
Запишите тему урока: Историческая основа «Слова о полку Игореве».
Какие задачи будут стоять перед нами?
Задачи урока:
1.Познакомиться с историей открытия «Слова о полку Игореве».
2.Выяснить, какова историческая основа «Слова о полку Игореве».
Полный анализ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» за 40 минут | Литература с Лилией Булгариной
3.Узнать, почему князь Игорь пошёл на половцев.
«Слово о полку Игореве» выросло на плодородной почве русской культуры 12 века, глубокими корнями связано с народной культурой, с народным языком, с народным мировоззрением и отвечало народным чаяниям. Вместе с тем в нём достигли расцвета лучшие стороны русской культуры. «Слово» создано в годы, когда процесс феодального дробления Руси достиг своей наибольшей силы. Множество мелких феодальных «полугосударств»-княжеств враждуют между собой, оспаривая друг у друга владения во имя эгоистических княжеских интересов.
Яркий пример единства культуры Руси 12 века – «Слово о полку Игореве», величайший памятник литературы Руси. Оно обращено к будущему, а не к прошлому.
Какова историческая основа «Слова о полку Игореве»? Кто является автором «Слова»?
Посмотрите видео и ответьте на вопросы (вопросы лучше заранее выписать на доску, чтобы ученики их видели):
1.Кто нашёл рукопись «Слова…»? Граф Мусин – Пушкин.
2.Что произошло с оригиналом рукописи? Оригинал рукописи сгорел в пожаре.
3.Почему князь Игорь в 1185 году решил пойти против половцев? Когда в 1184 году половцы напали на русские земли, князь Святослав дал им отпор, но Игорь в этом сражении не смог принять участие. Он очень сожалел об этом. В 1185 году князь Игорь решил сам напасть на половцев, чтобы доказать свою преданность союзу русских князей.
4.Известно ли что-то об авторе «Слова…»? Нет.
Перед тем, как мы начнём читать само произведение, давайте выясним, о каком человеке говорит автор «Слова …» во вступлении.
Посмотрите видео и ответьте на вопрос:
1.Кто такой Боян? Это певец, он жил во времена первых усобиц.
2.Почему автор «Слова…» отказывается вести свой рассказ в роскошной манере Бояна? Автор хотел писать более строго и сдержанно.
Перед чтением вступления «Слова» предлагаю ученикам выяснить значение некоторых устаревших слов.
Словарная работа:
«Слово о полку Игореве» / Полное краткое содержание и разбор
Троянова тропа – заграница.
Внук Велесов — это вещий Боян показан как внук Велеса, бога скота и богатства.
За Сулою кони ржут – вражеские кони ржут за пограничной рекою.
Путивль – город, где жил Олег.
В «Слове» упоминается большое количество исторических личностей. Давайте выясним, кто кому кем приходится. Учитель выдаёт карточки, ученики их заполняют вместе с учителем. Личностей добавляем постепенно.
Исторические личности
Святослав – двоюродный брат Игоря и Всеволода
Князь Святослав, отец Игоря и Всеволода в «Слове о полку Игореве» изображен как мудрый правитель, который всегда на первое место ставит проблемы своих людей. На самом деле князь является их двоюродным братом. А отцом Игорю и Всеволоду он считается по монаршей иерархии.
Всеволод – родной брат Игоря.
Ярославна (Ефросинья Ярославна) – жена князя Игоря, дочь Ярослава Владимировича.
Олег Игоревич– сын Игоря.
Обратимся к тексту памятника древнерусской литературы.
Прочитайте (или послушайте) вступление к «Слову о полку Игореве» и ответьте на вопросы:
1.О чьём походе хочет рассказать автор? О походе князя Игоря.
2.Как автор характеризует манеру повествования Бояна? Боян в своих песнях подробно рассказывал о ратных подвигах князей. Автор восторгается умением Бояна, но сам будет писать более строго и сдержанно.
3.Кого автор хочет прославить? Князя Игоря.
4.Какова цель похода князя Игоря? Целью похода был захват земель половцев.
Далее снова выясняем значение устаревших слов.
Словарная работа:
Буй-тур – отважный, сильный (тур – дикий бык).
Поганых – (с латинского) язычники.
Болван – статуя, идол
Щит червлёный – красный щит
Прочитайте (или послушайте) первую часть до пятого фрагмента и ответьте на вопросы:
1.Кого ждал Игорь? Брата Всеволода.
2.Как природа откликается на поход Игоря? Наступает солнечное затмение. Затмение считалось дурным предзнаменованием.
3.Как ведет себя Игорь во время затмения? Как характеризует его такое поведение? Игорь не обращает внимания на дурной знак, он воодушевляет своих воинов, призывает их к битве с половцами. Он упрямый, самоуверенный и смелый.
4.Какие зловещие предзнаменования, предостережения даёт природа Игорю? Наступило затмение, стало темно, началась гроза, звери с рёвом понеслись по полям.
Выясним значение некоторых устаревших слов.
Словарная работа:
Червленый стяг – красный стяг (боевой знак)
Хорувь — войсковое знамя
Гзак, Кончак – половецкие ханы.
Стрибог – бог ветров
Яр – тур – могучий, как бык
Прочитайте (или послушайте) первую часть с пятого фрагмента до одиннадцатого фрагмента и ответьте на вопросы:
1.К какой реке движется дружина Игоря? К Дону.
2.Как природа реагирует на появление войска? Все животные предостерегают воинов: птицы летят с жалобным криком, волки завывают, орлы кричат.
3.В какой день недели началась битва? В пятницу.
4.Кто победил в битве? Войско Игоря победило половцев.
5.Что взял себе Игорь в награду? Червлёный (красный) стяг с хорувью (войсковое знамя), чёлку (кисть на древке знамени) и серебряный меч. Князь берёт только оружие и знамёна как знак победы над врагом.
6.Князь не взял себе золота и другого добра. Как это характеризует Игоря? Он бескорыстен, ему не нужно золото, князю нужна победа.
7.Что предвещало бедствие с утра? Кровавые зори.
8.Кто напал на русские войска? Половцы.
9.Были ли русские дружины готовы к этому нападению? Нет, воины думали, что они победили врагов. Половцы застали их врасплох.
В следующем фрагменте будут упомянуты следующие исторические личности:
Олег Святославович – дед Игоря и Всеволода, внук Ярослава Мудрого.
Ольга Глебовна (Глебовна) – жена Всеволода
Всеволод – родной брат Игоря.
Учитель называет личности, ученики записывают их в карточки.
В следующей части вам встретятся устаревшие слова. Давайте выясним их значение.
Словарная работа:
Времена Траяна – времена язычества.
Ковал крамолу – ссорился.
Зелен-саван – зелёная трава.
Прочитайте (или послушайте) первую часть с одиннадцатого фрагмента до шестнадцатого и ответьте на вопросы:
1.Как ведёт себя князь Всеволод в бою? Князь ведёт себя храбро. Забыв об всём, он яростно сражается с врагом.
2.В чём упрекает автор князя Всеволода? Автор упрекает князя Всеволода в том, что он не ценит свою жизнь. Князь забыл свою жену и престол, его интересуют только войны. Он идёт на неоправданный риск.
3.За что автор осуждает князя Олега? Он настраивал князей против друг друга, разжигал междоусобные войны.
4.Каковы были последствия от войн Олега? Погиб князь Борис, у Святополка умер отец.
5.Как прозвали в народе Олега Святославича? Гориславич.
6.Как жили русские люди при князе Олеге? Жили бедно, часто воевали.
7.Зачем автор вспоминает годы правления Олега? Во времена Олега люди жили плохо, было много битв. Но ни одна из них не сравнится с той, которая произошла между войском Игоря и половцами.
Как относится автор «Слова» к поступку князя Игоря? Автор осуждает поход Игоря на половцев.
Какова была цель князя Игоря? Зачем он поехал в половецкие земли, не заручившись поддержкой Святослава и других князей? Игорь хотел славы и признания. Он понимал, что уважение других князей нужно заслужить. Неслучайно Игорь не берёт себе ничего на поле боя, кроме оружия и знамени, так как знамя — это символ победы над врагом.
Игорь хотел победить врага без помощи других князей. Он не думал о том, что может проиграть. Он думал только победе и почестях.
Можно ли назвать решение Игоря эгоистичным? Почему? Да, можно, так как в основе его поступка лежит желание прославить своё имя. Князь не думает о том, что может проиграть, не думает о последствиях поражения.
Вот как писал о князе Игоре Дмитрий Сергеевич Лихачёв:
«Высокое чувство воинской чести, раскаяние в своей прежней политике, преданность новой — общерусской, ненависть к своим бывшим союзникам — свидетелям его позора, муки страдающего самолюбия — все это двигало им в походе» (Д.С.Лихачев).
Согласны вы с утверждением Лихачёва или нет? Объясните свою позицию.
Возвращаемся к задачам урока. Всё ли получилось? Да.
Ответьте на вопросы:
1.Как вы оцениваете поступок князя Игоря?
2.Что вы узнали сегодня на уроке?
3.Что показалось вам наиболее интересным?
Домашнее задание: подготовить краткую историческую справку
1 вариант — о князе Игоре Святославиче
2 вариант – о Святославе Киевском
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Урок литературы для 9 класса «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»
методическая разработка по литературе (9 класс)
Данная презентация предназначена для проведения урока в 9 классе по теме «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы». В презентации наглядно отражены главные моменты, которые помогут изучить произведение «Слово о полку Игореве».
Для удобства прилагается материал к презентации в текстовом виде.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Слово о полку Игореве» Бушуева Т.Б. Учитель русского языка и литературы ГБОУ школа № 640 Приморского района Санкт-Петербурга
Величайший памятник древнерусской литературы О походе князя Игоря против половцев в 1185 году Первый текст, приближенный к художественной литературе (есть средства выразительности)
Жанр произведения – слово История открытия произведения – находка А.И. Мусина-Пушкина
Автор произведения неизвестен
Основные герои произведения
Идея произведения – призыв к объединению русских княжеств. Актуальность текста заключается в том, что призыв к объединению Руси будет всегда звучать убедительно и правомерно. Сила любого государства перед опасностью – в единении народа.
Самостоятельная работа по произведению «Слово о полку Игореве» Назовите жанр произведения. Назовите три версии существования авторства произведения. Назовите год совершения похода. Напишите, какова идея произведения. Кто является основными героями «Слова. »? Кому принадлежит открытие данного произведения?
Почему текст данного произведения можно считать приближенным к художественной литературе? В чем заключается актуальность данного произведения?
Предварительный просмотр:
Конспект к презентации
Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»
Учитель русского языка и литературы
ГБОУ школа № 640 Приморского района Санкт-Петербурга
Бушуева Татьяна Борисовна
Цели: осмысление уникальности жанра «Слово»; ознакомление с историей создание произведения; развитие навыков анализа текста.
Личностные – воспитание у учащихся чувства уважения и любви к нашей Родине, ее истории.
Метапредметные – развитие умения использования средств выразительности; развитие умения составлять схемы, выделять основные тезисы для решения учебных задач; развитие у учащихся умения записывать основные положения лекции учителя.
Предметные – осознание роли изучения древнерусской литературы для понимания личностью основного смысла произведения; развитие в читателе умения участия в обсуждении прочитанного текста.
Ребята, сегодня мы поговорим с вами о величайшем памятнике древнерусской литературы, а именно, о «Слове о полку Игореве».
Данное произведение по праву можно считать величайшим памятником древнерусской литературы. Это первый текст в истории, который приближен к художественной литературе. Таковым его можно считать, потому что в нем автор используют средства выразительности.
Жанр данного произведения – слово. Как мы можем с вами заметить, жанр упоминается в самом названии произведения. Слово – это то, что мы произносим, то, что предназначено для устной речи. Мы можем дать следующее определение данного жанра. Слово – это произведение, написанное в форме обращения к читателям, включает в себя элементы ораторской речи, проповеди или послания; повествование.
Интересна история открытия произведения. Спустя четыре века после написания «Слова…» был составлен сборник, известный как «Спаско-Ярославский хронограф», в состав которого входило «Слово…». Это говорит о том, что в течение четырех веков это произведение было известно читателям, оно жило своей жизнью.
Однако, далее следы, которые могли бы сказать нам о данном произведении, теряются. Только в конце восемнадцатого века «Слово…» вновь становится доступным русскому обществу благодаря находке А.И. Мусина-Пушкина. А.И. Мусин-Пушкин является известным собирателем русских древностей. Он купил рукописный хронограф у архимандрита Спасского монастыря Ярославля.
В этом хронографе он и обнаружил произведение «Слово о полку Игореве». Интересный факт – прежде чем художественно произведение могло быть представлено широкой публике, ему предстояло пройти огромную подготовку к печати. Текст необходимо было расшифровать, ведь ранее текст, написанные на древнерусском языке, не был даже разделен на слова, как это было принято в те времена. Три года специалисты работали над расшифровкой текста произведения и уже тогда понимали огромную ценность и красоту «Слова…»
Как мы с вами говорили ранее, «Слово о полку Игореве» является величайшим памятником древнерусской литературы. В произведении автор рассказывает нам о событии, которое действительно произошло в истории нашей страны, а именно о походе новгород- северского князя Игоря Святославовича на половцев в 1185 году. К сожалению, автор произведения остается для нас неизвестным. Существуют различные версии авторства – это мог быть как сам князь Игорь, так и другой участник похода или же монах, который жил в то время и мог наблюдать за происходящими событиями. Так или иначе, можно сделать вывод, что автор был действительно образованным человеком, входил в ближайшее окружение князя Игоря, имел полное представление о его жизни, знал, как обстоят дела в политике Руси, хорошо знал ее историю.
Первый бой. Победа.
Второй бой. Поражение Игорева войска.
«Золотое слово» Святослава
Бегство Игоря из плена
Возвращение Игоря на Русскую землю. Слава князьям и дружине.
Основные герои произведения: князь Игорь и его дружина, Всеволод (брат князя Игоря), Ярославна (жена князя Игоря), Святослав (отец Игоря и Всеволода).
Идея произведения – призыв к объединению русских княжеств.
Актуальность данного текста заключается в том, что призыв к объединению Руси будет всего звучать убедительно и правомерно. Сила любого государства перед опасностью состоит в единении народов. В самые страшные времена наш народ объединялся, и именно это помогало ему выстоять перед бедой.
Самостоятельная работа по произведению «Слово о полку Игореве».
Назовите жанр произведения.
Назовите три версии существования авторства произведения.
Назовите год совершения похода.
Напишите, какова идея произведения.
Кто является основными героями «Слова. »?
Кому принадлежит открытие данного произведения?
Почему текст данного произведения можно считать приближенным к художественной литературе?
В чем заключается актуальность данного произведения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы. История открытия «Слова…». Русская история в «Слове…». Содержание «Слова…». Герои «Слова…».
Подробный конспект урока по «Слову о полке Игореве. «.
Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы»
На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере «Слова о полку Игореве». Познакомятся с исслелованиями «Слова», вариантами переводов. На примере этого произведкен.
Конспект урока по литературе в 7 классе «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Его влияние на произведение «Задонщина».
Конспект урока по литературе в 7 классе. Задачи урока:Образовательные: систематизировать полученные в течение года сведения об изученных произведениях;доказать влияние одного произведения н.
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» — один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса.
Открытый урок по литературе в 9 классе «Слово о полку Игореве-величайший памятник древнерусской литературы»
Урок с использованием ИКТ.
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» — один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» — один из памятников и источников древнерусской литературы.
«Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской культуры.
Презентация содержит сведения об истории открытия памятника, об исторической основе сюжета, анализ основных художественных образов.
Источник: nsportal.ru
В каком классе изучают «Слово о полку Игореве»?
«Слово о полку Игореве» проникнуто болью неизвестного автора о трагических междоусобицах среди русских князей, ослабляющих Древнюю Русь. И воспоминаниями о величии Руси.
Пока жив был Ярослав Мудрый, умерший в 1054г., сильно было Древнерусское государство, а сыновья, внуки начали раздоры, каждый почти пытался захватить стольный Киев, проливая русскую кровь.
Единство отсутствовало, даже Олег Святославович, правивший в Тмутаракани, взяв в союзники половцев в 1083г. пошёл на Киев, правда неудачно. В 1093г. повёл половцев на Чернигов, где Владимир Мономах без боя уступил ему город. За что прозываться в народе стал как Олег Гориславович.
Хотя русские князья в Любече вроде договорились:
однако не особо придерживались.
Сам Игорь, будучи внуком того самого Олега Гориславича, перед походом на половцев, захватил город Глебов у Переяславльского княжества.
Самонадеянность подвела Новгород — Северского князя, не заручился поддержкой других князей. В итоге войско разбито, сам в плену.
Учебно-тематический план согласно учебнику Коровиной по литературе 9 класса, начинается с изучения «Слова. «.
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
3 года назад
«Слово о полку Игореве» называют разными прилагательными — уникальное, бесценное, бессмертное, историческое и так далее произведение. Есть несколько вариантов перевода от разных авторов. В переводе «Слово. » нуждалось потому, что написано было на древнерусском языке, мы бы его сейчас с большим трудом разбирали. Вот так читается его название в оригинале —
Понятно, но сложновато. И слова встречаются совсем нам непонятные, забытые. Мне очень нравится перевод Николая Заболоцкого.
Изучают это удивительное произведение в девятом классе. Вовремя ли? Это смотря как учитель литературы преподнесет материал. Хороший учитель так увлечет ребят, что они захотят после «Слова. » прочесть Николая Карамзина и другие книги, в которых прослеживается история родной страны. И чтобы гордость за своих предков появилась!
Вот это показатель отличной работы учителя!
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
3 года назад
Я помню, как сама изучала этот литературно-историче ский памятник русской культуры в школе, мы наизусть учили несколько фрагментов, сочинение писали. Но много лет спустя, я перечитала это произведение. И скажу честно — восприятие было совсем другим.
Но к чести составителей школьной программы надо сказать, что «Слово» поставили в программу все-таки правильно — очень хорошо, что не пятом-восьмом классе. Там дети еще еще вряд ли осознают смысл этого произведения. А вот девятый класс -это уже более взрослые ребята. Они уже способны испытывать гордость за предков, способны и осуждать их за шкурные интересы, из-за которых шли бесконечные междоусобицы.
Думаю, что актуальность «Слова» состоит в патриотизме, в умении возродиться, подняться с колен и в конечном итоге победить врагов.
Мой ответ: учат в девятом классе.
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
Алиса в Стран е [365K]
3 года назад
Я так и не прочитала это произведение, потому что с первого класса сама выбирала, что учить, что нет, что читать, а что нет. Я не выучила в школе ни одного правила по русскому языку, не писала многие сочинения по литературе, мне достаточно было, что я очень много читала и писала все диктанты на пятерки. Поэтому «Слово о полку Игореве» прошло как-то мимо меня.
Но тем не менее я очень люблю оперу Мусоргского «Князь Игорь», нравятся мне арии из нее и в первоначальном авторском варианте, и в современной обработке. Да и здесь на БВ я кое-что дополнительно узнала об этом произведении. Что касается того, в каком классе его изучают в школе, то сейчас его изучают в 9 классе.
Ответ: в 9 классе.
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
OlyaS h [67.7K]
3 года назад
Жемчужина древнерусской литературы, шедевр — именно такие эпитеты можно услышать в адрес произведения «Слрво о полку Игореве».
Произведение пронизано бесконечной любовью к родине, к земле русской. В центре произведения поход князя Игоря на половцев.
Перед походом Игорь видит плохое знамение, но не придаёт этому значение. Враг ночью нападает на русское войско и берет Игоря в плен.
Суть произведения- это призыв к объединению, призыв забыть о личных междоусобных распрях перед лицом реаььной угрозы со стороны.
Произведение «Слово о полку Игореве» входит в обязательную школьную программу. Изучают его в 9 классе.
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
Элени я [446K]
3 года назад
«Слово о полку Игореве» — всеобъемлющее произведение о доблести, мужестве. Оно написано неизвестным автором, является достоянием мировой культуры, культурным наследием России.
В повести отражены исторические события, перекрещиваются разные жанры и стили. Автор творчески подходит и описывает все происходящее, отражая свой взгляд, живо рисуя происходящую картину, подлинно передавая происходящее, оживляя природу, словно это отдельный персонаж, который влияет на ход событий. Произведение написано сложным языком, но его по-своему привели к более современному виду многие авторы, А. С. Пушкин тоже хотел внести свой вклад, а изучают то, как отразил события В. А. Жуковский. Повесть «Слово о полку Игореве» можно разделить на несколько частей — «вступление», выступление князей, сражение, сначала с перевесом в пользу русских воинов, а затем разгром их половецкими воинами, гибель Всеволода, а дальше автор передает свой взгляд, это Золотое слово Святослава. Дальше идет плач Ярославны, Игорь возвращается из плена, патриотическая развязка.
Источник: www.bolshoyvopros.ru