- – программные документы интегрирующего, междисциплинарного и сквозного характера, обеспечивающие целостность компетентностно-ориентированной ООП ВПО;
- – дисциплинарно-модульные программные документы компетентностно-ориентированной ООП ВПО.
Программные документы первой группы регламентируют образовательный процесс по ООП ВПО в целом в течение всего нормативного срока ее освоения. В этой группе представлены такие традиционные документы, как учебный план и календарный учебный график. Вместе с тем компетентностная ориентация ФГОС ВПО влечет за собой необходимость усиления роли интегрирующих составляющих ООП ВПО. Такое усиление предлагается осуществлять двумя путями:
- 1) через дополнение и развитие такого традиционного документа как учебный план;
- 2) путем включения в состав ООП ВПО новых интегрирующих программных документов для обеспечения ее достаточной целостности и целенаправленности.
Характеристики программных документов данной группы и некоторые рекомендации по созданию представлены далее, в подпараграфе 3.8.1.
Пошаговый гайд по сквозной аналитике
Вторая группа программных документов в составе ООП ВПО объединяет традиционные рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программы учебных и производственных практик, но с учетом приобретения всеми учебными курсами, предметами, дисциплинами (модулями), практиками соответствующей компетентностной ориентации.
Характеристики программных документов данной группы и некоторые рекомендации по созданию содержатся в подпараграфе 3.8.2.
Программные документы интегрирующего, междисциплинарного и сквозного характера
К программным документам интегрирующего, междисциплинарного и сквозного характера, обеспечивающим целостность ООП ВПО, относятся следующие документы:
- 1. Программы формирования обязательных общекультурных и профессиональных компетенций студентов при освоении ООП.
- 2. Матрица структурно-логических связей в содержании учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, практик, НИР, входящих в ООП.
- 3. Компетентностно-ориентированный учебный план.
- 4. Календарный учебный график: указывается последовательность реализации ООП по годам, включая теоретическое обучение, практики, промежуточные и итоговую аттестации, каникулы.
- 5. Сквозная программа промежуточных (поэтапных/по курсам обучения) комплексных испытаний (аттестаций) студентов на соответствие их подготовки поэтапным ожидаемым результатам образования ООП.
- 6. Программа итоговых комплексных испытаний (итоговой государственной аттестации) студентов-выпускников.
- 7. Сквозная программа надцисциплинарного учебного курса «Содержание и организация учебной деятельности студентов при освоении компетентностно-ориентированной ООП ВПО в соответствии с требованиями ФГОС ВПО».
Для разработки программ формирования общекулътурных и профессиональных компетенций при освоении ООП можно рекомендовать следующую схему.
Что такое сквозная аналитика?
Приведенная структура программы формирования у студентов конкретной компетенции и учет того, что перечни профессиональных компетенций по каждому профилю обучения в вузе насчитывают несколько десятков таких компетенций, позволяют обоснованно говорить об очень большой трудоемкости разработки основных образовательных программ по всем профилям подготовки в каждом вузе [85].
(Шаблоны паспорта и программы формирования компетенции (ОК и ПК) содержит источник [5. С. 33].)
Впрочем, разработчики ООП в вузах свободны в выборе конкретной структуры этих документов. Важно только, чтобы в них были ответы на следующие вопросы:
Разработка таких документов для всех обязательных компетенций выпускника вуза позволяет:
Таблица 3.6. Матрица структурно-логических связей
Коды циклов дисциплин, модулей, практик
Название циклов, разделов, дисциплин, модулей, практик
Структурно-логические связи содержания
Коды формируемых компетенций
Коды учебных дисциплин (модулей), практик (и их разделы)
(Рекомендуемая структура данного документа в составе проектируемой ООП ВПО представлена в источнике [5. С. 38].)
Учебный план направления подготовки (специальности) является основным нормативным документом вуза, регламентирующим образовательный процесс. В обобщенном виде учебный план можно представить как структурно-содержательный и организационный проект образовательного процесса, удовлетворяющий требованиям личности, принципам предшествующих, сопутствующих и последующих содержательных связей. В компетентностно-ориентированном учебном плане отображается логическая последовательность освоения циклов и разделов ООП (дисциплин, модулей, практик), обеспечивающих формирование компетенций; указывается общая трудоемкость дисциплин, модулей, практик в зачетных единицах, а также их общая и аудиторная трудоемкость в часах. В базовых частях учебных циклов указывается перечень базовых модулей и дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. В вариативных частях учебных циклов вуз самостоятельно формирует перечень и последовательность модулей и дисциплин с учетом рекомендаций соответствующей ПрООП ВПО.
Разработка учебного плана осуществляется в строгом соответствии с ФГОС ВПО и на основании ООП. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 1/3 вариативной части суммарно по всем учебным циклам ООП. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
Для каждой дисциплины, модуля, практики указываются виды учебной работы и формы промежуточной аттестации. Учебный план должен базироваться на примерном учебном плане, разработанном УМО, и при его составлении вуз должен руководствоваться общими требованиями к условиям реализации основных образовательных программ, сформулированными в разд. 7.1 ФГОС ВПО по направлению подготовки.
В структуре учебного плана принято выделять компетентностно-формирующую и дисциплинарно-модульную части.
Компетентностно-формирующая часть (матрица соответствия) задает распределение компетенций (общекультурных и профессиональных) по всем учебным дисциплинам и практикам учебного плана и по годам обучения (табл. 3.7).
Для устойчивого (и восходящего по уровню) формирования у студентов каждой из обязательных компетенций на протяжении всего периода обучения рекомендуется равномерно (во времени, т.е. между семестрами, курсами обучения) распределять нагрузку по формированию компетенций, обеспечивая отсутствие разрывов. При этом по дисциплинам и модулям (в рамках каждого семестра) компетенции должны распределяться с учетом содержательной специфики конкретных дисциплин и модулей.
Таблица 3.7. Компетентностно-формирующая часть учебного плана бакалавриата
Курсы / семестры обучения
Коды дисциплин, модулей, практик, НИР
Компетенции выпускников вуза (коды, названия)
Распределение по курсам/семестрам обучения, дисциплинам, модулям, практикам
Виды учебной работы и образовательные технологии
Формы промежуточной аттестации
дисциплины, модули, практики
* промежуточная аттестация по завершении дисциплины, модуля, практики, ** промежуточная аттестация по завершении курса обучения.
Дисциплинарно-модульная часть представляет собой собственно учебный план в его традиционном формате: график учебного процесса; сводные данные по бюджету времени студента; перечень, объем и последовательность дисциплин, их распределение по видам учебных занятий; формы промежуточного контроля и итоговой аттестации.
(Рекомендуемый шаблон дисциплинарно-модульной части учебного плана приведен в источнике [5. С. 44].)
Календарный учебный график представляет собой документ, в котором указывается последовательность реализации ООП ВПО по годам, включая теоретическое обучение, практики, промежуточные и итоговую аттестации, каникулы.
Для построения календарного учебного графика может быть использована форма, традиционно применяемая конкретным вузом.
(Рекомендуемый шаблон календарного учебного графика представлен в источнике [5. С. 49].)
Поэтапные (по курсам обучения) ожидаемые результаты образования в компетентностном формате, необходимые для разработки данной сквозной программы, формируются на основе первой (компетентностно-формирующей) части учебного плана.
Введение такой сквозной программы промежуточных (поэтапных) комплексных испытаний рассматривается как важный механизм в обеспечении качества образования и гарантии оптимальной подготовки студентов к итоговой государственной аттестации.
Под пороговым уровнем сформированности компетенции как ожидаемого результата образования в таблице понимается уровень освоения компетенции студентами-выпускниками вуза по ООП ВПО, которого планируется достичь по отношению ко всем студентам к моменту завершения ими обучения по ООП ВПО в целом.
Допороговый уровень сформированности компетенции характеризует такой уровень, который по одному, всем или нескольким существенным признакам уступает «пороговому» уровню и является промежуточным.
Повышенный, или «продвинутый», уровень сформированности компетенции по одному, всем или нескольким существенным признакам превосходит «пороговый» уровень.
Одна из форм проведения промежуточных (поэтапных) комплексных испытаний (аттестаций) студентов по ООП (указываются в программе) может представлять собой публичную презентацию-защиту индивидуального доклада-отчета студентом перед аттестационной комиссией и коллективом своей студенческой учебной группы/потока на основании портфолио студента и индивидуального мониторинга качества результатов образования.
Указываемое в программе учебно-методическое и информационное обеспечение промежуточных (поэтапных) комплексных испытаний (аттестаций) студентов по ООП ВПО включает: а) основную литературу; б) дополнительную литературу; в) программное обеспечение и интернет-ресурсы.
Сквозная программа наддисциплинарного учебного курса «Содержание и организация учебной деятельности студентов при освоении компетентностно-ориентированной ООП ВПО в соответствии с требованиями ФГОС ВПО». Наддисциплинарный учебный курс призван сформировать у студентов базовую структуру знаний о компетентностном подходе и готовность личного участия в его реализации при освоении компетентностно-ориентированной ООП ВПО. Потребность во введении подобного учебного курса в вузах для реализации компетентностного подхода диктуется тенденцией принципиального смещения образовательного процесса к большей «студентоцентрированности». Это качество образовательного процесса проявляется, в частности, в последовательном формировании совокупности компетенций: от образовательных процессов по отдельным учебным дисциплинам и видам практик, через поэтапную самопрезентацию – защиту сформированности обязательных компетенций по окончании каждого курса обучения – до итоговой самопрезентации – защиты конечных результатов обучения на этапе итоговой государственной аттестации перед государственной аттестационной комиссией.
Учебный курс призван помочь студенту освоить свою новую роль в образовательном процессе – самопрезентацию, а также современную культуру самоорганизации в учебной деятельности.
Особый раздел ООП составляют документы, обеспечивающие учебно-методическое и информационное сопровождение образовательного процесса. В этом разделе ООП ВПО предлагается размещать следующие совокупности документов и материалов:
- – состав учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса по конкретной ООП ВПО;
- – комплекс основных учебников, учебно-методических пособий и информационных ресурсов для учебной деятельности студентов по всем учебным курсам, предметам, дисциплинам (модулям), практикам, НИР и др., включенным в учебный план ООП ВПО;
- – комплекс методических рекомендаций и информационных ресурсов по организации образовательного процесса и преподавательской деятельности для профессорско-преподавательского состава, ответственного за реализацию конкретной ООП ВПО.
Раздел может также включать документы, отражающие:
- – характеристику условий библиотечно-информационного обслуживания в вузе студентов и преподавателей при реализации конкретной ООП ВПО;
- – характеристику условий информационно-компьютерной поддержки деятельности основных участников и организаторов образовательного процесса по конкретной ООП ВПО (студентов, профессорско-преподавательского состава, руководителей ООП).
Источник: studme.org
Сквозная учебная программа что это такое
Воссоздание учебно-производственных комбинатов может стать ключевой точкой возрождения трудового воспитания.
Россия – богатая страна. Что приходит на ум, прежде всего, когда звучит такая фраза? Бескрайние просторы, леса, залежи нефти и руды … природные богатства, ресурс. Но ещё есть и главный ресурс страны, не подверженный девальвации и биржевым спекуляциям, ресурс, состоящий из всех нас с вами – российский народ. Но, и как и для любого природного ресурса, для эффективного использования людского необходимы вложения.
Эффективного для общества человека, гражданина, необходимо вырастить, научить, воспитать. Но главное – сформировать целостную картину окружающего мира, с чётко определёнными моральными и нравственными ценностями и критериями.
Недавнее диагностическое исследование принесло неутешительные результаты: только у 32-35% выпускников общеобразовательных учреждений сформирована нравственная направленность личности, 5-7% юношей и девушек выбирают отрицательное отношение к нормам общественной морали, а у 60% выпускников сформирована ситуативная направленность (в одной жизненной ситуации они намерены поступать нравственно, а в другой – избрать безнравственные формы и способы своего поведения).
Более чем у половины молодых людей нет внутренних устоев, они не имеют жизненных целей, и в своём поведении будут руководствоваться лишь сиюминутной выгодой. При подобном недоформировании целостности личности развивается «психология бомжа», то есть существа внесоциального, имеющего лишь ограниченные устремления по удовлетворению примитивных животных потребностей.
Система образования в последнее время «оптимизируется» для сокращения расходов. И это заставляет видных учёных Псковской области бить тревогу.
Евгений Степанов, профессор ПсковГУ, доктор педагогических наук, обращается с претензией к губернатору области Андрею Турчаку:
«К сожалению, разрушительные тенденции усиливаются с каждым годом. Вы лично внесли вклад в разрушение, инициировав преступную политику филиализации и сокращения расходов на воспитание и дополнительное образование школьников. Выделяя из областного бюджета 3 копейки на воспитание, на такую же сумму получаем и воспитательный эффект.
Результаты исследований последних лет свидетельствуют о низком уровне сформированности нравственной направленности личности учащихся и выпускников школ.
Выполняя Ваши указания о сокращении работников администраций образовательных учреждений, власти города Пскова существенно сократили количество ставок административно-управленческого персонала: лишь в 46 % учебных заведений заместители директоров по воспитательной работе имеют полные ставки.
Мои неоднократные обращения к главе города и его заместителям, руководителям областного и городского управлений образования о недопустимости таких действий не смогли изменить ситуацию. Кстати, в большинстве муниципалитетов дела обстоят не лучше.
Под угрозой находится реализация инициативы Президента РФ «Наша новая школа» и требований федеральных государственных образовательных стандартов. В настоящее время образовательные учреждения региона не обладают реальными возможностями и условиями достижения выдвинутой в этих документах цели, сформулированной следующим образом: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России»».
Формирование целостной социализированной личности имеет множество факторов влияния, но, несомненно, одним из важнейших – фактор трудовой деятельности и самой потребности человека в ней. Человек, занимающийся любимой и полезной работой, приносит счастье себе и пользу окружающим. Напротив, обучение человека неинтересной ему и ненужной обществу профессии приводит к тому, что он оказывается на обочине жизни.
На основании мониторинга проводимого службой занятости населения по состоянию на 30 ноября 2015 года состоят на учете в качестве безработных граждан 76 выпускников профессиональных образовательных организаций, из них с высшим образованием — 49 человек. Учитывая, что на учёт в службе занятости встают далеко не все – эти цифры достаточно велики.
Ещё советская система образования для формирования у человека «трудового счастья» прилагала усилия по профориентации, раннему выявлению склонностей школьника к виду деятельности, что в конце 80-х годов привело к появлению программ «сквозного обучения». Суть сквозного образования – в выявлении природной тяги и способностей к тому или иному виду деятельности со среднего школьного возраста и последовательной его подготовки по маршруту школа – профессиональное образование – рабочее место. Возможно ли возрождение такого мощного инструмента общественного воспитания в настоящее время?
Начальник управления образования Псковской области Александр Седунов:
«Понятие сквозного обучения не предусмотрено федеральными образовательными стандартами общего и профессионального образования. Вместе с тем, в отношении цепочки «школа — профессиональное образовательное учреждение» в общеобразовательных учреждениях реализуется предпрофильное и профильное обучение, содействующее профессиональному самоопределению школьников при выборе дальнейшего профессионального образовательного маршрута.
Профессиональные образовательные учреждения взаимодействуют с работодателями при определении контрольных цифр приема на обучение (согласование работодателями заявок учреждений входит в обязательный перечень представляемых на конкурс документов). Всеми профессиональными организациями области заключены договоры с предприятиями и организациями о прохождении учебных и предвыпускных практик, с целью приближения квалификационных компетенций выпускников к требованиям работодателей и содействия трудоустройству выпускников».
Цепочка, связывающая образовательный процесс, разорвана. Нет сквозной связи между школой и работодателем через звено профессионального образования. Ранее, 30 лет назад, эту связь обеспечивало государство, затрачивая на это существенные ресурсы. Сейчас же, при недостатке ресурсов в системе образования, государство должно изыскать иные, организационные, формы развития трудового воспитания молодёжи. Такой формой могло бы стать возрождение учебно-производственных комбинатов (УПК), где раньше школьники получали начальные трудовые навыки с профессиональным уклоном.
Заместитель начальника управления образования Псковской области Геннадий Барышников так отвечает на вопрос о возрождении УПК:
«Да, это целесообразно: в рамках предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов и профильного обучения в 10–11-х классах; для профессиональной ориентации обучающихся; наиболее актуально в данный момент — для проведения уроков технологии (по договорам с образовательными организациями), т.к. материально-техническая база мастерских школ не позволяет в полном объеме реализовать образовательные программы по предмету “Технология”».
Председатель Государственного комитета Псковской области по труду и занятости населения Сергей Аржаников тоже считает, что УПК были полезны:
Возрождённые УПК могут стать той площадкой, на которой взаимодействовали бы будущие работодатели с системой образования, начиная со средней школы. По сути, модель схожего взаимодействия уже опробована на примере многофункциональных центров прикладных квалификаций (МЦПК), созданных на базе государственных бюджетных профессиональных образовательных учреждений – Псковский колледж профессиональных технологий и сервиса, Великолукский политехнический колледж. МЦПК обеспечивают получение и совершенствование квалификаций соответствующих уровней путем краткосрочной подготовки или переподготовки кадров. Деятельность МЦПК должна способствовать преодолению разрыва между потребностями экономики в квалифицированных рабочих и реальным уровнем их подготовки в системе профессионального образования и профессионального обучения.
Председатель Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике Андрей Михеев предлагает свой вариант формирования комплексной системы подготовки кадров для промышленных предприятий:
«Для координации взаимодействия заинтересованных профессиональных образовательных учреждений разного уровня и предприятий по подготовке специалистов и рабочих по специальностям промышленной сферы необходимо формирование комплексной системы подготовки кадров:
— создание ресурсного центра на базе Псковского государственного университета (Ресурсный центр — это новая единица региональной сети непрерывного профессионального образования, в которой концентрируются ресурсы, необходимые для подготовки высококвалифицированных рабочих, востребованных региональным рынком труда); формирование региональной образовательной сети; интеграция с инжиниринговыми процессами (в том числе создание регионального центра инжиниринга)».
По сведениям комитета по труду и занятости, проводится активная работа по профориентации. В январе — октябре 2015 года 6667 школьников из 172 общеобразовательных организаций приняли участие в профориентационных мероприятиях организуемых органами службы занятости населения совместно с образовательными организациями области. Для выпускников школ было организовано: 88 экскурсий (1562 чел.) на 57 предприятий (организаций) области (СПК «Колхоз Вязовский», СПК «Шики», «Балт-Фиш Плюс», «Псковский хлебокомбинат», «Озерное», «Великолукский мясокомбинат», «Красное знамя», «Островская районная больница», «Агрофирма «Черская», «Аграрник» (Великорецкое), СПК «Племенной конный завод «Псковский»», «Агрофирма «Победа», ООО «Надежда», Церковищенский льнозавод, «ЗЭТО», «Велмаш-С», «Микрон», Великолукский завод «Транснефтемаш», КХ «НАДЕЖДА», «Ударник», Птицефабрика «Великая», «Юнайтед Бейкерс-Псков», ГППО «Славяне», «Псковмясопром» и другие); 38 посещений (2603 чел.) «Дней открытых дверей» в 27 учебных заведениях профессионального образования («Псковский государственный университет», «Псковский кооперативный техникум», «Псковский областной колледж искусства им. Н.А. Римского-Корсакова», «Псковский агротехнический колледж», Себежский филиал Псковского агротехнического колледжа, «Псковский индустриально-технологический техникум», «Учебный центр Псков», Псковский филиал Российской международной академии туризма, «Островский многопрофильный колледж» и другие); 124 (2757 чел.) тематических классных часа.
Поделился Сергей Аржаников и другим возможным подходом к трудовому воспитанию:
«С целью приведения номенклатуры специальностей и численности подготовленных специалистов к реальным потребностям экономики необходимо внедрять элементы дуального образования — вид профессионального образования, при котором практическая часть подготовки проходит на рабочем месте, а теоретическая часть — на базе образовательной организации. Модель дуального образования предполагает кооперацию предприятий, образовательных учреждений, региональных органов власти».
Большое число участников профориентационных мероприятий, и со стороны системы образования, и со стороны предприятий, указывает на высокую заинтересованность с их стороны вопросом трудового воспитания молодёжи.
Другое немаловажное наблюдение — это видное единство подходов, выраженное представителями различных отраслей государственного управления, включающее стремление к интеграции всех участников трудового воспитания в общий процесс.
Не хватает лишь единой площадки, на которой это воспитание могло бы реализоваться, и создание такой площадки в системе образования – задача государства, от которой уже нельзя отмахнуться.
По инициативе Государственного комитета Псковской области по труду и занятости населения в целях создания общегородской (районной) эффективной системы управления человеческими ресурсами в условиях продолжающегося сокращения объема экономически активного населения региона и с учетом местных возможностей, интересов и задач; разработки комплекса мероприятий по координации организационной, методической, информационно-просветительской деятельности всех заинтересованных структур на совместное решение проблем подготовки кадров с учетом потребностей местного рынка труда в 2014 году во всех 26 муниципальных образованиях области создан межведомственный орган, координирующий работу всех заинтересованных структур по проведению профессиональной ориентации молодежи.
Но на местах такая координация не заметна совсем, хотя прошёл уже год. Необходимо срочно изменить формальный подход к трудовому воспитанию, подкрепив его финансированием, так как отсутствие трудового воспитания – как радиация, на первый взгляд его не видно, а пренебрежение приводит в результате к печальному итогу. Тем более, заинтересованность в решении вопроса сквозного образования видна у всех, нужна лишь воля государства в этом вопросе.
В статье использована информация,
предоставленная РИА «Аквила»
Источник: aquilorum.ru
Что это такое «сквозные цифровые технологии» и зачем вкладывать в них бюджетные деньги
Зачем Россия вкладывает огромные бюджетные деньги в развитие робототехники, искусственного интеллекта и квантовых технологий, к каким результатам это приведет через 5 лет, рассказал заместитель генерального директора Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Павел Гудков.
О цифровизации в СМИ принято говорить и писать немного скептически — как о дорогостоящей и сложной инициативе государства, которая мало связана с жизнью и благом обычных людей. Отчасти так выходит из-за того, что технологии, которые относятся к так называемым «сквозным» цифровым, достаточно сложны для восприятия, особенно по сравнению с теми вопросами, которые кажутся понятными, актуальными и требующими серьезного финансового и организационного участия государства — например, с медициной или образованием.
Что это такое «сквозные цифровые технологии» и почему российские налогоплательщики должны их оплачивать
В качестве примера рассмотрим квантовые вычисления, в основе которых лежат принципы квантовой механики. Квантовые вычисления будут использоваться в разных отраслях промышленности, в том числе в разработке новых материалов — там, где не хватает скорости и мощности традиционных компьютеров. Для создания новых лекарств от неизлечимых болезней также необходимы именно квантовые технологии.
Если мы возьмем технологии распределенного реестра, самой известной из которых является блокчейн, то в соответствующей «дорожной карте»* мы также увидим примеры конкретных решений и продуктов, которые должны появиться в нашей стране уже в ближайшие годы. Например, это цифровой ID пациента для безопасной работы с его медицинскими данными. Цифровой ID позволит отслеживать все изменения здоровья человека на протяжении его жизни вне зависимости от клиники, где он наблюдается в конкретный момент времени. Эти данные будут абсолютно защищены как от кражи, так и от попыток их изменить. Разработка новых компонентов робототехники и сенсоров позволит значительно ускорить реабилитацию пациентов после травм: сенсоры нового поколения будут использоваться для создания экзоскелетов и экзопротезов нового поколения с человеко-машинным интерфейсом.
К 2021 году пять городов-миллионников планируют покрыть сетями связи пятого поколения. Это значит, что у нас появится сверхскоростной и надежный мобильный интернет, способный в режиме реального времени передавать большие объемы информации без задержек — в том числе между устройствами. Внедрение новых производственных технологий позволит перейти на новый уровень качества выпускаемой промышленной продукции, сократить стоимость разработки новых изделий, автоматизировать большую часть работ по прототипированию и проведению испытаний готовой продукции. Все это — примеры из дорожных карт развития сквозных цифровых технологий. Появление этих кейсов зависит от развития конкретных технологий — робототехники, сенсорики, искусственного интеллекта и других.
Объемы и источники финансирования
Развитие сквозных цифровых технологий задача достаточно дорогостоящая — в федеральном проекте «Цифровые технологии» до 2024 года запланировано 282 млрд рублей бюджетных средств на эти цели. Однако эта мера лишь катализатор изменений. Для достижения существенного результата потребуется в разы больше частных средств, которые бизнес будет инвестировать в те или иные разработки и продукты. Государство выступает с инициативой, задает вектор и организационную рамку, дает образ результата — но конкретные технологии, продукты, решения и сервисы появляются уже «снизу», в соответствии с запросом рынка. Подобный подход практикуется во многих странах — в США, Китае, Индии и других.
Развитие конкретных технологий и появление высокотехнологичной продукции отечественного производства возможно только при условии развития экосистемы инноваций
В июле 2019 года правительство подписало соглашения с госкорпорациями по развитию технологий. Так, за искусственный интеллект будет отвечать Сбербанк, квантовые вычисления — Росатом, квантовые коммуникации – РЖД, квантовые сенсоры – Ростех, технологии беспроводной связи — Ростех и Ростелеком и др.
Для развития сквозных технологий нужно не только финансировать исследования и разработки, но и выстраивать экосистему для существующих и новых российских технологических компаний. Как именно появятся на свет эти компании, если за результаты, обозначенные в дорожных картах, отвечают госкорпорации? Это дискуссионный вопрос, поскольку для формирования новых рынков нужны совершенно отдельные ресурсы, в том числе человеческие, интеллектуальные. Их невозможно «создать», они могут только вырасти в благоприятной среде, и этой среде, или экосистеме, только предстоит появиться.
Мы имеем дело с несколькими почти параллельными мирами: есть наука, наши российские ученые, у них уже есть интересные результаты. Следующий шаг — это разработка, и уже на этом этапе начинаются проблемы в коммуникации: нет понятных всем участникам алгоритмов для дальнейшего взаимодействия. Важно научиться создавать понятные и работоспособные цепочки, которые будут доводить разработки ученых до конкретных производств и промышленных имплементаций.
Высокие требования к результатам означают, что нужно учиться договариваться
В развитие сквозных технологий в России вовлечены десятки участников — это федеральные органы исполнительной власти, госкорпорации, институты развития, лидеры рынка (например, операторы сотовой связи «большой тройки», Яндекс, Mail.ru), широкое экспертное сообщество. Для того, чтобы реализовать глобальные проекты, им нужно будет по-новому выстраивать отношения между собой. Например, на международном форуме «Открытые инновации» в Сколково в этом году обсуждались комплексные проекты, которые потребуют нелинейных вариантов сотрудничества, так как будут включать все этапы жизненного цикла той или иной технологии, сервиса или продукта.
Та система работы с инновациями, которая есть в стране сегодня, не рассчитана на масштабные проекты, в которых на разных этапах будут разные участники, где будут требоваться разные линейки мер поддержки, государственные и частные деньги, возвратные и невозвратные инвестиции на разных стадиях развития технологии. Не исключено, что такие форматы сотрудничества между государством, бизнесом и другими структурами будут вырабатываться методом проб и ошибок — но нет сомнений, что в будущем они очень пригодятся.
Необходимость развивать сложные технологии учит людей договариваться друг с другом на самых разных уровнях: объединяться, находить альтернативы и решения в тех сферах, которые вчера даже не предполагались никакого общения. Заявленных в дорожных картах результатов невозможно будет добиться исключительно усилиями госкорпораций и их дочерних организаций, институтов развития, или отдельных технологических компаний. Придется выстраивать новые связи между людьми и ведомствами, научными организациями, госкорпорациями, крупным и малым бизнесом, стартапами и экспертным сообществом. Именно эта коммуникация в конечном итоге позволит нам всем выйти на новый уровень в технологиях.
*«Дорожные карты» развития сквозных цифровых технологий были утверждены президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности в октябре 2019 года. Дорожных карт цифровых технологий в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» всего семь: «Квантовые технологии», «Нейротехнологии и искусственный интеллект», «Технологии беспроводной связи», «Системы распределенного реестра», «Компоненты робототехники и сенсорика», «Новые производственные технологии», «Технологии виртуальной и дополненной реальностей». Операторами разработки дорожных карт выступили российские организации, в том числе университеты и госкорпорации.
Источник: asi.ru
Что такое смешанное обучение: принципы и методики эффективного внедрения
Традиционные образовательные методики все сильнее перестают соответствовать духу времени. Ученики 21 века не хотят, а порой даже не могут слушать скучные лекции и выполнять однотипные домашние задания. Однако переход на альтернативные способы обучения – например, полная диджитализация образования, – станет слишком радикальным изменением. Есть ли менее кардинальный вариант?
Да, это смешанное обучение. Рассказываем, что оно собой представляет, на каких принципах основывается и как реализуется на практике.
Что такое смешанное обучение
Смешанное обучение – это образовательная технология, объединившая в себе целый комплекс учебных форматов, от очного до электронного. Студенты, обучающиеся по такому принципу, самостоятельно выбирают время, место и скорость освоения учебного материала. Они могут совмещать образование с работой и сразу же применять новые знания на практике. Учебный процесс при смешанном или, как его еще называют, интегрированном может состоять, например, из очных занятий, лабораторных работ, самостоятельного обучения и онлайн. Разные образовательные форматы все время чередуются.
Принципы смешанного обучения
Последовательность
В первую очередь, студенты должны самостоятельно ознакомиться с изучаемым предметом или явлением, затем получить подробные объяснения от преподавателя и только после этого использовать новые знания и умения на практике.
Наглядность
Современные технологии электронного обучения позволяют создавать базы знаний для каждой дисциплины, модуля и даже отдельной темы. В них могут быть видеоуроки, пособия со схемами, таблицами, изображениями, онлайн-тренажеры. Удобно, когда студенты имеют такие базы под рукой и могут обратиться к ним в любой момент.
Знания про маркетинг, аналитику, диджитал, быстро и бесплатно
- Новый скилл всего за 1,5 часа
- Практические знания
- Интерактивные юниты
- Без оплат и встроенных покупок
Практическое применение
Для закрепления новых знаний необходима практика. В ходе смешанного обучения студенты могут выполнять практические задания в классе, а могут заниматься в онлайн-тренажерах. На очных занятиях индивидуальная работа чередуется с групповой.
Непрерывность
Очень важно, чтобы студенты постоянно оставались вовлеченными в образовательный процесс. Длительные паузы в обучении негативно сказываются на его результатах. Онлайн-технологии позволяют учащимся продолжать заниматься в любых условиях.
Поддержка
В системе интегрированного обучения студент всегда может связаться с учителем и задать интересующий его вопрос. Для получения важной информации не нужно ждать следующего занятия, как это бывает в классической системе образования.
Чтобы всегда оставаться на связи с клиентами, включая нерабочее время, выходные и праздничные дни, подключите обратный звонок Calltouch.
Виджет обратного звонка для сайта
- Повысьте конверсию сайта на 30%
- Новым клиентам 50 минут в подарок
Преимущества смешанного обучения
Учет потребностей всех учеников
Технология смешанного обучения легко адаптируется под все типы учеников, независимо от того, нравится ли им учиться в группах или индивидуально, очно или через интернет. В отличие от аудиторных занятий и онлайн-курсов, у которых всегда есть ограничения, интегрированные образовательные технологии можно менять в зависимости от дисциплины, модуля, потребностей самих студентов. Не все курсы адаптируются под формат цифрового обучения, но добавить в них интерактивные элементы и онлайн-занятия всегда можно.
Тенденции обучения и обратная связь
Благодаря комплексному применению онлайн- и офлайн-технологий преподаватели могут быстро внедрять в учебную программу новые образовательные технологии и приемы. Например, можно анализировать прогресс учеников при помощи специальных инструментов и программ.
Студенты смешанной формы обучения применяют, обсуждают и моделируют новые навыки в комфортной обстановке. Они не просто смотрят и слушают, а используют изученный материал на практике. Такой подход делает образовательный процесс более эффективным.
Услуги
Как получать дешевые заявки из контекста в B2B? Кейс поставщика товаров из Китая
Как получать дешевые заявки из контекста в B2B? Кейс поставщика товаров из Китая
Снижение затрат
Классическое обучение в классе кажется менее дорогим, чем интегрированное. Но это только на первый взгляд. Время на поездки в учебный центр, оплата питания, затраты на учебные материалы – это лишь часть расходов, связанных с очным обучением.
Интегрированный подход к электронному обучению позволят сократить расходы учащихся и избавляет их от необходимости тратить время на поездки и проживание вне дома – если они учатся в другом населенном пункте.
Добавьте к этому экономию времени и денег у преподавателей – разница получится впечатляющей.
Удовольствие и участие
При смешанном обучении студенты получают интерактивный опыт. Они могут самостоятельно решать, с таким типом контента взаимодействовать, каким образом выполнять задания. Учащиеся постоянно поддерживают связь друг с другом и с преподавателем, делятся своими идеями, обсуждают интересные вопросы, узнают новую информацию и получают практические навыки .
Опыт коллективного взаимодействия помогает поддержать вовлеченность каждого ученика и указывает преподавателям на те области и темы, которые требуют большего внимания.
Охват и персонализация
Интегрированное обучение доступно людям из разных регионов, разного возраста и уровня образования. При этом учебные программы подбираются исходя из личных потребностей ученика: ему не придется изучать уже знакомый материал.
Технологии смешанного обучения сравнивают со «шведским столом»: каждый учащийся сам выбирает, как и когда он будет взаимодействовать с учебным материалом. Получение знаний в таком – свободном, непринужденном формате – делает учебный процесс более быстрым и эффективным.
Модели смешанного обучения
Лицом к лицу
Это очные и дистанционные занятия под руководством учителя, в которых учащиеся контролируют свою скорость обучения. В таком формате проводятся ролевые игры и практические уроки. Эта модель смешанного обучения применяется для реализации программ наставничества.
Смена
Студенты переходят от одной учебной активности к другой, осваивая материал в классе с преподавателем либо самостоятельно в онлайн-формате. Часто учащимся предлагают сначала разобрать тему дома, а затем отработать ее на очном занятии.
Гибкое обучение
При гибком обучении студент получает доступ к личному кабинету в системе дистанционного образования и самостоятельно контролирует свой путь получения знаний. Он выбирает, какие дисциплины изучать в первую очередь, а какие – потом. Преподаватель выполняет роль наставника: отвечает на вопросы, оценивает прогресс студента.
Геймификация
Игра – один из самых эффективных способов мотивировать учеников. Получая баллы за каждую освоенную тему или выполненную работу, студенты начинают соревноваться друг с другом. В условиях конкуренции они учатся с большим энтузиазмом, быстрее запоминают материал, делают задания дома.
Онлайн-лаборатория
Это полностью цифровая модель смешанного обучения. Студенты получают доступ к учебным материалам с ноутбуков и занимаются самостоятельно, с минимальной помощью со стороны преподавателя. При необходимости они консультируются друг у друга.
Самостоятельное обучение
Для самостоятельного освоения предмета учащиеся могут использовать учебники, текстовые и видеолекции, вебинары , отраслевые блоги или шаблоны документов. Главное, глубже изучить материал и закрепить новые знания на практике.
Онлайн-драйвер
Модель онлайн-драйвера предполагает самостоятельное изучение материала под руководством учителя. Студент консультируется по любым вопросам, отправляет свои задания на проверку, сдает экзамены. Преподаватель следит за его прогрессом и при необходимости указывает учащемуся на допущенные ошибки.
Как начать смешанное обучение
- Найдите необходимые материалы. Вебинары, видеолекции, электронные учебники, сборники тестов – для разных моделей смешанного обучения необходимы разные учебные материалы. Выберите те, которые можно интегрировать в ваши дисциплины. Разработайте учебный план на месяц, год, весь курс.
- Подготовьте учеников к работе в разных форматах. Убедитесь, что все ученики смогут получить учебные пособия, принять участие в Zoom-конференции, выслать готовую работу на электронную почту. При необходимости обучите их цифровой грамотности.
- Протестируйте все инструменты на себе. Убедитесь, что учебный материал подается логично, последовательно, в пропорциональных объемах и удобных для восприятия форматах. Выполните тесты, задания и работы, которые предлагаете студентам.
- Выберите рабочую модель/модели. Оптимальный вариант – чередовать различные варианты и ориентироваться на пожелания самих учащихся. Студенты по-разному воспринимают модели смешанного обучения. Что работает в одной группе, может оказаться неэффективным в другой, и наоборот.
Сквозная аналитика Calltouch
- Анализируйте воронку продаж от показов до денег в кассе
- Автоматический сбор данных, удобные отчеты и бесплатные интеграции
Факторы успеха смешанного обучения
Чтобы успешно реализовать обучение в смешанном формате, выполните следующие действия:
- Персонализируйте образовательный процесс. При интегрированном обучении студент сам выбирает место, время и дисциплины, которые он хочет изучать. Сделайте так, чтобы каждый учащийся оценил эту возможность по достоинству.
- Стремитесь к достижению мастерства. Этот совет касается и студентов, и самих преподавателей. Каждую тему необходимо изучать досконально, каждый навык – оттачивать до совершенства.
- Ставьте высокие цели. Это мотивирует продолжать обучение вне зависимости от сложностей и неудач. Всегда помните о личной ответственности.
- Организуйте проектную работу. Многие навыки рождаются только в групповом взаимодействии. Мотивируйте учащихся действовать в команде и выполнять проектную работу, основанную на фактических потребностях рынка.
Маркетинг
Трендвотчинг: как предсказывать потребности клиентов
Трендвотчинг: как предсказывать потребности клиентов
Коротко о главном
Смешанная модель обучения – это одно из наиболее перспективных направлений в современной системе образования. Она помогает найти здоровый компромисс между классическими приемами обучения и новыми, еще только набирающими обороты тенденциями. Элементы интегрированного обучения уже сейчас используются в школах, образовательных центрах и вузах.
Источник: www.calltouch.ru