Сквозная тема учебной программы это

Сквозная тема – понятие, широко употребляемое в различных сферах человеческой деятельности: в науке, журналистике, литературоведении, искусствоведении, педагогике… Термин имеет множество толкований, применяется как в широком, так и в узком смысле.

Наиболее распространенное из его расширительных толкований – тема, которая в большей степени определяет тот или иной промежуток времени. Именно в таком контексте и будем рассматривать понятие «сквозная тема», употребляя его применительно к организации образовательного процесса в школе.

Проанализируем компоненты предложенного определения, используя для этого словарную базу современного русского языка (например, словарь Ожегова).

2) главный мотив…

Сквозной – 1) проходящий насквозь

2) идущий прямо от одного пункта к другому…

Определить – 1) с точностью выяснить, установить

4) то же, что и обусловить

Промежуток – пространство или время, разделяющее что-либо…

Исходя из толкования, предложим развернутое определение термина сквозная тема.Это ДИНАМИЧНЫЙ ПРЕДМЕТ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА, ПОЗВОЛЯЮЩИЙ ЗА ОПРЕДЕЛЕННОЕ ВРЕМЯ РАСКРЫТЬ НЕКОЕ СОДЕРЖАНИЕ.

Вебинар «Создание образовательных квестов как части учебной программы»

Мировые образовательные практики демонстрируют примеры разнообразного, разномасштабного отношения к использованию сквозных тем в организации работы с детьми. Так, министерства образования прибалтийских стран превращают сквозные темы в образовательный прием, использующийся на государственном уровне: ежегодно определяются 5-7 тем, реализация которых является обязательной для всех образовательных учреждений. Можно высказать предположение, что тем самым обеспечивается точечное политическое влияние на формирование молодежи в сферах, затрагиваемых этими сквозными темами.

Нами обнаружены образцы использования сквозных тем в организации детских движений. Так, российский скаутинг применяет их в ходе проведения своих лагерей.

Активно применяются сквозные темы и в педагогических практиках Международного бакалавриата (International Baccalaureate Organization).

С 2001 года ФМШ № 9 г. Перми реализует методику «сквозная тема» в организации образовательного процесса, применяя следующий педагогический инструментарий:

· тематические классные часы

· занятия в системе дополнительного образования

· креативные массовые мероприятия – «финалы» (фестивали, конференции, отчеты)

· социально значимые проекты

Многолетний опыт ФМШ № 9 позволяет зафиксировать условия, являющиеся необходимыми и желательными при обращении к методике «сквозная тема». На наш взгляд, к числу необходимых условий работы по этой методике относятся:

· мобильность педагогического коллектива, его способность к интенсификации учебного материала с целью компенсации временных затрат на модуль «сквозная тема на уроке»

· готовность к креативному (творческому) мышлению

· совместная креативная (творческая) деятельность детей и взрослых

ФГОС 2021: ТОП-5 ОШИБОК РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ И КУРСОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

· дополнительные финансовые затраты.

К числу желательных условий относятся:

· кадровый аутсорсинг (как из внешних, так и из внутренних ресурсов, когда педагоги получают и используют информацию в новом для них предметном поле)

· инсайд (inside) команды проектантов на этапе обдумывания идеи будущей «сквозной темы».

Какое время требуется для раскрытия «сквозной темы»? На этот вопрос не может быть однозначного ответа. Продолжительность времени определяется рядом факторов:

· масштабом предметного содержания темы

Читайте также:
Обзор программы clo 3d

· избранными для раскрытия этого предметного содержания формами

· уровнем креативности участников процесса реализации «сквозной темы».

В нашей практике временны’е рамки были очень разными: от одного до нескольких месяцев. Нами зафиксированы случаи, когда одна «сквозная тема», меняя масштаб охвата людей, ею занятых, развивалась в течение нескольких лет. При этом мы отнюдь не игнорируем тот факт, что ребенок не может долго удерживать свой интерес в рамках одного предметного поля. Поэтому, говоря, что «сквозная тема» развивается несколько месяцев (тем паче лет!), в качестве субъекта реализации ее рассматриваем всю школу. Применительно к одному ребенку, временны’е затраты будут значительно меньше.

Давайте рассмотрим этот вопрос подробнее. Итак, какое время будет затрачено одним ребенком на прохождение общешкольной «сквозной темы»? Наш примерный расчет таков:

№ п/п Форма занятости ребенка при прохождении «сквозной темы» Количество академических часов
1. Уроки до 10
2. Домашняя работа к урокам до 15
3. Тематические классные часы 2-3
4. Проектировочные семинары: общешкольные, в классе, в группе до 5-7
5. Социально значимые проекты, занятия в системе дополнительного образования (трудно нормируемый показатель!) до 60
6. Креативные массовые мероприятия – «финалы» (фестивали, конференции, отчеты) до 20
Всего: до 115 часов

Выбор содержания – квинтэссенция деятельности в рамках данной методики. В нашем случае, этот выбор был обусловлен идеей проведения на базе школы Театрального фестиваля школ Международного бакалавриата России. Поскольку фестиваль планировался как «кочующий» из одного города, где есть школы IBO, в другой, в его названии появилось всем понятное и всеобъемлющее слово «ЧУДО».

Когда он проходит на пермской земле, то называется «ПРИКАМСКОЕ ЧУДО». Коллективные размышления над тем, что есть «прикамское чудо», чудо земли, расположенной на берегах Камы, на Западном Урале, и порождали «сквозные темы», пронизывавшие годичную деятельность школы. Ими стали: «Пермский звериный стиль», «Кама», «Парма (древний лес)», «Пермский период», «Город-завод»… Всё это – чудесные моменты геологии, истории, географии, культуры Прикамья, отличающие его от других регионов России, мира. Раскрытие содержания каждой из этих тем происходило в течение целого учебного года, было нацелено на создание финального «чуда», подчиняло себе множество практических шагов (от привлечения кадров, способных «продвинуть» в теме детей и педагогов, до разработки стилевой концепции уникального подарочного фонда театрального фестиваля, размещения заказа на его изготовление и т.д.).

В заключение, остается еще раз отметить, что «сквозная тема» непременно есть предмет творческого процесса, разворачивающегося вокруг определенного содержания за определенное время в совместной деятельности детей и взрослых.

Приложение 1

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Что означает термин «сквозная тема» в литературе?

Для того чтобы рассмотреть термин «сквозная тема» необходимо определиться с термином «тема».

«Тема» ( с древнегреческого языка — «нечто, положенное в основу») — это какое — либо явление жизни, которое автор отразил в своем литературном произведении.

В литературе также встречается такой термин как «сквозная тема». Она может проходить через все произведение, или заключаться в каком-то определенном герое или ситуации.

Читайте также:
Как в нод 32 добавить программу в исключения

«Сквозная тема» — темы и проблемы, которые повторяются в различных разделах курса литературы, характерные для разных периодов существования литературы.

Например, тема «Кавказа в русской литературе» можно увидеть в произведениях авторов разных периодов — А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н. Толстого. Другая сквозная тема «деревни и русского народного характера» в произведениях писателей — Н.А.Некрасова, В.Г.Распутина, В.М.Шукшина.

Например, в произведении Толстого Л.Н. «Война и мир» сквозные темы — военная, нравственное искание людей. В поэме Некрасова Н. А. «Кому на Руси жить хорошо» сквозная тема — народ и его судьба.

Поэтому, чтобы отличить сквозную тему от основной, необходимо тщательно проанализировать художественное произведение.

Источник: www.bolshoyvopros.ru

Мини проекты как эффективный метод изучение сквозных тем .
методическая разработка по истории

Изучение сквозных тем на уроках истории через мини-проекты .

Под понятием сквозных тем по предмету история понимаются те темы, которые связывают разные периоды развития. Необходимо добавить также что в преподавании истории и обществознания существуют базовые термины и понятия, которые касаются не только разных периодов, но и разных государств. Например, понятие капитализм, развившаяся как историческое явление в Новое время, но также существующее и в наше время, то есть в Новейшей истории.

Достаточно часто одни термины используемые для изучения истории находятся в нашем употреблении на сегодняшний день, но часто это синонимичные слова, а не те которые были использованы для изучение предыдущих периодов развитие человечество. Например, существуют термин буржуа как активный участник капитализма , ему соответствует современный термин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файлtekstovyy_dokument_opendocument.odt 26.24 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение сквозных тем на уроках истории через мини-проекты .

Под понятием сквозных тем по предмету история понимаются те темы, которые связывают разные периоды развития. Необходимо добавить также что в преподавании истории и обществознания существуют базовые термины и понятия, которые касаются не только разных периодов, но и разных государств. Например, понятие капитализм, развившаяся как историческое явление в Новое время, но также существующее и в наше время, то есть в Новейшей истории.

Достаточно часто одни термины используемые для изучения истории находятся в нашем употреблении на сегодняшний день, но часто это синонимичные слова, а не те которые были использованы для изучение предыдущих периодов развитие человечество. Например, существуют термин буржуа как активный участник капитализма , ему соответствует современный термин предприниматель или даже слова бизнесмен, который находится в более частом употреблении и у учащихся, да и у другой части общества, у них уже сформировалось более или менее корректная дистинкция данного термина.

Поэтому я считаю важным элементом изучение сквозных тем является также введение понятий и терминов используемые в обыденной жизни , при этом проговорив это, отметив , что синонимом слова буржуа является слова предприниматель и бизнесмен. Это дает возможность быстрее погрузиться в изучение данной теме, тем самым мы оставляем большой временной разворот для освоение материала урока. Еще одним преимуществом данного подхода является то, что обхват усвоение темы увеличивается и достигает абсолютного большинства приближаясь к 100% , по крайней мере в базовом его понимании. Данный метод за счет своей адаптивности увеличивает интерес учащихся к базовым понятиям изучаемые на уроках истории и обществознания, прежде всего в усвоении сквозных тем.

Читайте также:
Как вернуть программу в панель управления

В данной части материала я представлю вкратце , каким образом происходит собственно само реализация урока изучение сквозной темы через метод мини проекта на примере изучение темы капитализма. Тема капитализма начинает изучаться в 6 классе как элемент периода Нового времени и существуют как главный двигатель развития человечества на сегодняшний день. Тема изучение капитализма обхватывает не только разные периоды развития, но также разные предметы изучаемые в школах, такие как обществознание и финансовая грамотность, так или иначе соприкасается с математикой , например в расчетной части бизнеса, а также связана с такими трендами как молодежное предпринимательство.

При реализации данного урока через мини проекты класс делятся на группы по 3-4 человека, выбирается тема для деятельности в рамках темы капитализма. Они сами становятся предпринимателями- капиталистами и выбирают направления, которым они хотеи бы заняться, получить прибыль. Здесь учитель может предложить как и производство товаров и услуг сам ,хотя в процессе изучение теории капитализма, как практика показывает у большинства учащихся возникают собственные идеи. Они всю информацию о своей деятельности группу фикцируют на бумажном носителе формата а1 , (учитель заранее раздает бумагу формата а1). Следующим этапом после изучение теории , учитель вводит критерии мини-проекта:

  1. Тема проекта.
  2. Расчет проекта . ( расходы, доход, чистая прибыль)
  3. Реклама( где бы они хотели рекламировать свой товар или услугу)
  4. Риски данного дело.
  5. Визуальная часть проекта ( иллюстрации показывающие деятельность группы)
  6. Распределение ролей в группе ( зон ответственности , кто то визуализирует , создает дизайн проекта , кто то делает расчетную часть ). В процессе защиты проекта происходит проговаривание, кто какой деятельностью занимался в рамках данного проекта.

Реализация распределяется на 2 урока :

1 урок введение критерий и требований к мини-проекту учителем,

2 урок защита проектов, вопросы и уточнения. Обратная связь от учителя . Выставление оценок.

При оценивании учитывается насколько учащиеся погрузились в данную тему, насколько они приблизились к реальной рыночной стоимости товара или услуги. Также учитывается визуальная часть проекта, степень активности процесса защиты.

В старших классах данный метод можно создать для целого класса как одно направление распределив в группах по интересам. Например, группа производственников , дизайнеров, менеджеров-управленцев и так далее . Если в такой форме реализовать , то мы решаем задачу объединение класса единой целью увеличивая процесс коммуникации в классе и научение учета интереса других , то есть реализовываем воспитательную задачу.

Таким образом, изучение сквозных тем эффективно реализовывать с большим количеством визуальных примеров, и прежде всего чтобы в этой визуализации участвовали сами учащиеся, они должны быть авторами этого процесса, через призму собственного понимания этой теме. Учителю необходимо дать обратную связь, подкорректировать и заметить те сильные стороны каждого учащего. Я считаю, вторым важным элементом изучение сквозных тем является адаптация терминологии через современные понятия и примеры используемые самими учащимся и их родителями.

Источник: nsportal.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru