Развитие цифровых сквозных технологий
Dt1i main.png Развитие цифровых сквозных технологий Сквозные цифровые технологии – передовые научно-технические отрасли, обеспечивающие создание высокотехнологичных продуктов и сервисов и наиболее сильно влияющие на развитие экономики, радикально меняя ситуацию на существующих рынках и(или) способствуя формированию новых рынков. 50 Цифровые сквозные технологии Средняя Важно IT/soft Да Инфраструктура и инструменты (раздел) Цифровые технологии (раздел) Производные понятия (раздел) Межотраслевое (раздел) Сквозные технологии (раздел) Технологические решения (раздел) 4 Сквозные цифровые технологии , Цифровые технологии Развитие цифровых сквозных технологий
Развитие цифровых сквозных технологий
Сквозные цифровые технологии – передовые научно-технические отрасли, обеспечивающие создание высокотехнологичных продуктов и сервисов и наиболее сильно влияющие на развитие экономики, радикально меняя ситуацию на существующих рынках и(или) способствуя формированию новых рынков.
Сквозная аналитика: Что это такое? Какую пользу приносит? Как применять? Как внедрить?
Рекомендовано
Направление исследований
Понятие сквозные применено в связи с тем, что эти технологии не связаны с каким-то отдельным продуктом или сферой деятельности, а могут применяться во многих индустриях, отраслях и секторах экономики, например, в образовании, медицине, энергетике, строительстве, сельском хозяйстве, машиностроении и т.д.
Государство в отношении сквозных цифровых технологий выступает в двух ролях:
- Регулятор, призванный способствовать развитию новых технологий
- Потребитель новых технологий, изменяющих функционирование государственного сектора и органов власти.
Сквозные технологии универсальны, используются не только в частном (коммерческом), но и в государственном секторе экономики. Поэтому применение сквозных технологий является одной из профессиональных компетенций участника команды цифровой трансформации в государственном управлении. Государственная поддержка по стимулированию развития сквозных технологий осуществляется в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика РФ».
Что такое сквозная аналитика?
Цель проекта «Цифровые технологии» – обеспечение технологической независимости России, возможности коммерциализации отечественных разработок, ускорение технологического развития российских компаний, обеспечение конкурентоспособности разрабатываемых ими продуктов и решений на глобальном рынке.
В программе «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной премьер-министром России Дмитрием Медведевым в 2017 году и ныне уже не действующей, был приведен перечень основных сквозных цифровых технологий: большие данные, нейротехнологии и искусственный интеллект, системы распределенного реестра, квантовые технологии, новые производственные технологии, промышленный интернет, компоненты робототехники и сенсорика, технологии беспроводной связи, технологии виртуальной и дополненной реальностей.
В новой национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной в конце 2018 года, перечень сквозных технологий не приводится, но в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» были разработаны дорожные карты по развитию сквозных цифровых технологий. Правительственная комиссия по цифровому развитию под председательством вице-премьера Максима Акимова одобрила семь дорожных карт по развитию сквозных технологий цифровой экономики. Ниже представлены семь технологий и входящие в них субтехнологии, описанные в дорожных картах.
Источник: cdto.wiki
Власти объяснили, что такое сквозные проекты в электронике, на которые они выделяют десятки миллиардов
Постановлением Правительства разъяснено, какие проекты называются сквозными и могут претендовать на субсидии до 4 млрд руб. в год. В том числе, документом установлено понятие якорного заказчика такого проекта. В октябре 2021 г. Правительство разработало правила создания и управления ими.
Сквозные проекты
Правительство разъяснило, что считать сквозными проектами в радиоэлектронике, которые могут претендовать на государственные субсидии. Помимо этого, определено понятие якорного заказчика. Тематическое постановление Правительства было опубликовано 2 ноября 2021 г. на портале правовой информации. «В 2021 году мы запустили комплекс мероприятий, направленных на создание максимально полной вертикально-интегрированной цепочки производства электронной продукции: от материалов для производства электроники до конечных сервисов», — рассказал CNews заместитель председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко . Данный комплекс был назван сквозным проектом.
Так, согласно документу, сквозной проект — это комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на внедрение программно-аппаратных комплексов или систем интеллектуального управления. Он включает, в том числе, организацию производства продукции, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке радиоэлектронной продукции, создание встроенного ПО, адаптацию существующего софта, а также мероприятия, связанные с выводом продукции на рынок с гарантированным объемом ее потребления. При этом данный объем должен превышать сумму затрат на указанные мероприятия.
Также в документе говорится, что продукция сквозного проекта может применяться различными потребителями, в том числе, в других отраслях экономики. В то же время именно якорный заказчик выступает основным потребителем продукции сквозного проекта, следует из постановления.
«В настоящее время мы увязываем в единую систему различные меры поддержки радиоэлектронной отрасли и в центре этой системы должны стоять «сквозные проекты»», — пояснил CNewsзамглавы Минцифры Андрей Заренин. В том числе, документ определяет алгоритм расчета рейтинга заявок на получение субсидии.
«Именно поэтому уже существующие постановления дополняются новым критерием, важным с точки зрения получения субсидии — реализация субсидируемого проекта как части «сквозного проекта», — добавляет Заренин. — Фактически комплексные проекты, включенные в состав «сквозных проектов», получают дополнительный коэффициент 1,2 к заявке, что повышает их шансы на успешный отбор для получения субсидии».
Как отбирают сквозные проекты
В октябре 2021 г. Правительство разработало правила создания и управления сквозными проектами по внедрению российской радиоэлектронной продукции и ПО. Так, согласно документу, объем реализации проекта должен быть не менее 500 млн руб. При этом 90% от этой стоимости должно быть потрачено на закупку российской радиоэлектронной продукции.
Правительство разъяснило, какие проекты радиоэлектроники считаются сквозными
Документ также устанавливает множество требований и к якорным заказчикам сквозных проектов. Среди них — доля собственных и заемных средств якорного заказчика должна быть не менее 51% от общей стоимости проекта. Он должен быть российским юрлицом, общее участие иностранных лиц в капитале которого прямо или опосредовано не превышает в совокупности 25%. В его штате должно быть не менее 1 тыс. сотрудников, которые непосредственно используют радиоэлектронную продукцию или ПО. При этом продукция заказчика должна использоваться для оказания основных услуг организации или для управления собственной производственной инфраструктурой.
Как рассматриваются сквозные проекты
Якорный заказчик для получения субсидий должен представить для рассмотрения паспорт сквозного проекта, который отражает его основные характеристики, включая финансовые показатели, сроки и этапы реализации, номенклатуру радиоэлектронной продукции и ПО, приобретаемых заказчиком в процессе реализации проекта. Так, заказчик может представлять несколько сквозных проектов. Однако вносить вариации одного и того же проекта в качестве самостоятельных сквозных проектов не допускается, говорится в документе.
Бизнес рассказал, как внедрялись российские ИТ-решения с грантовой поддержкой
Поддержка ИТ-отрасли
Первоначально проект рассматривают в центре компетенций по соответствующему направлению и формируют заключение. После чего паспорт проекта вносится для рассмотрения на заседание общественного экспертного совета, который решает одобрить, отклонить или вернуть рассматриваемый проект для доработки. Отклоненный проект уже не может быть внесен на рассмотрение повторно. Одобренный сквозной проект вносится экспертным советом на утверждение в президиум правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию ИТ для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. Затем проект направляется в Минпромторг, который и выделяет субсидии на его реализацию.
Субсидии на сквозные проекты
В сентябре 2021 г. Правительство утвердило правила предоставления субсидий на реализацию сквозных проектов. Так, компании, которые реализуют проекты по внедрению российской электронной продукции, получат до 4 млрд руб. в год. Однако сама организация должна вложить в него не менее 100 млн руб. собственных средств за весь период — до пяти лет. Соответственно предельная сумма госфинансирования по таким проектам может достигнуть 20 млрд руб. Также компания должна взять на себя обязательство, в соответствии с которым доля российской электроники в общем объеме ее проекта составит не менее 70%, говорится в документе.
Бизнес также сможет возместить до 50% затрат на покупку российских решений за счет федеральных субсидий. Деньги, в частности, можно направить на покупку продукции и комплектующих, модернизацию производства, а также переобучение сотрудников.
Источник: www.cnews.ru
Правительство разъяснило, что такое сквозные проекты в электронике, которые помогут развитию отечественного производства
Правительство РФ выпустило постановление, в котором разъяснило, какие IT-проекты могут называться сквозными и претендовать на государственные годовые субсидии в размере до 4 млрд руб. Документ также определяет понятие якорного заказчика подобного проекта.
Источник изображения: pixabay.com
Согласно тексту документа, сквозной проект — это «комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на внедрение программно-аппаратных комплексов или систем интеллектуального управления». В рамках такого проекта могут проводиться научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию радиоэлектронной продукции, организация производства, создание встроенного ПО либо его адаптация, а также мероприятия, связанные с выводом продукта на рынок — гарантированный объём потребления должен превышать затраты на реализацию проекта.
Основным потребителем продукции сквозного проекта является якорный заказчик. Это российское юрлицо с прямой или косвенной долей иностранного капитала не более 25 %. При этом не менее 1000 сотрудников компании должны непосредственно использовать радиоэлектронную продукцию или ПО либо для оказания услуг, либо для управления собственной производственной инфраструктурой. Для получения госсубсидий в рамках сквозного проекта заказчик представляет паспорт проекта с его основными характеристиками, включая финансовые показатели, сроки и этапы реализации проекта, а также номенклатуру необходимых для его реализации аппаратных и программных платформ. Проект должен оцениваться не менее чем в 500 млн руб. — и 90 % от этой стоимости должны быть потрачены на закупку российской электроники.
На начальном этапе проект рассматривается центром компетенций по соответствующему направлению. Далее паспорт проекта передаётся общественному экспертному совету. Если проект не отклоняется, не отправляется на доработку, а одобряется, то он вносится на утверждение в президиум профильной правительственной комиссии, который направляет его в Минпромторг, выделяющий субсидии на его реализацию. Срок реализации проекта составляет до 5 лет — за это время заказчик вкладывает в него не менее 100 млн руб., а размер госсубсидий составляет до 4 млрд рублей в год или, соответственно, до 20 млрд руб. за весь период. При этом компания берет на себя обязательство использовать в рамках проекта не менее 70 % российской электроники.
Источник:
Источник: 3dnews.ru
Сквозная программа это что
Как атомная отрасль реализует национальные технологические приоритеты
— Борис Сергеевич, прежде всего давайте попробуем кратко рассказать читателям «Вестника атомпрома», что такое сквозные цифровые технологии и почему они получили такое название.
— Если коротко, то это ключевые научно-технические направления в цифровой сфере, которые способны оказать, а в действительности уже оказывают наиболее существенное влияние на развитие самых разных индустрий и рыночных сегментов. Трансформирующее влияние этих технологий на глобальную экономику со временем будет только нарастать, поскольку они одновременно охватывают множество трендов и отраслей. Поэтому их и называют «сквозными».
В 2017 году была утверждена первая редакция национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», в которой появилось понятие сквозных цифровых технологий. В конце 2018 года программа «Цифровая экономика» была обновлена. Кроме того, был утвержден федеральный проект «Цифровые технологии», в котором к приоритетным для страны направлениям были отнесены квантовые технологии, новые производственные технологии, искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальность и ряд других.
— Какова роль Росатома в развитии этой группы цифровых технологий?
— После принятия национальной программы «Цифровая экономика», а затем и федерального проекта «Цифровые технологии» встал очень непростой вопрос. Как на практике реализовать национальные технологические приоритеты? Кто конкретно возьмет на себя ответственность за достижение целевых показателей? В результате сформировалось понимание, что без крупнейших государственных корпораций и компаний — с их ресурсами, компетенциями и возможностями — здесь просто не обойтись.
В рамках взаимодействия с правительством России в 2019 году Росатом выступил центром компетенций федерального проекта «Цифровые технологии». С привлечением сотен ведущих экспертов удалось реализовать полный цикл разработки семи дорожных карт развития сквозных цифровых технологий в нашей стране. А первой утвержденной правительством дорожной картой развития сквозных цифровых технологий в прошлом году стала наша карта по квантовым вычислениям.
— Какое место сквозным технологиям отведено в Единой цифровой стратегии Росатома?
— В рамках Единой цифровой стратегии (ЕЦС) программа развития сквозных цифровых технологий и управления данными рассматривается как одна из ключевых. С точки зрения архитектуры нынешней, четвертой, редакции ЕЦС 4.0, это один из базовых элементов, который поддерживает другие направления.
Во-первых, мы развиваем сквозные технологии в интересах цифровизации страны. В том числе с учетом тех целей, которые закладываются сегодня в проект новой фронтальной стратегии социально-экономического развития России.
Во-вторых, мы решаем внутренние задачи вместе с дивизионами и предприятиями атомной отрасли, которые нацелены на достижение значимых эффектов благодаря внедрению нового поколения цифровых решений на основе сквозных технологий.
И, наконец, сквозные технологии — это основа для создания конкурентоспособных рыночных цифровых продуктов Росатома.
— По каким направлениям развития сквозных цифровых технологий Росатом работает наиболее активно?
— Сегодня к категории сквозных в России отнесены 10 цифровых технологий. Это управление данными, промышленный интернет, производственные технологии, виртуальная и дополненная реальность, беспроводная связь, робототехника и сенсорика, нейротехнологии и искусственный интеллект, системы распределенного реестра, квантовые технологии и отраслевые цифровые технологии. Мы работаем практически по всему списку. За исключением разве что блокчейна.
В прошлом году объем разработок в области сквозных цифровых технологий и управления данными продемонстрировал очень заметный рост. Общее количество наших проектов, прототипов и инициатив за 2020 год составило 56. Кроме того, мы сформировали несколько совместных лабораторий с партнерами. Это хорошая база для того, чтобы двигаться дальше.
— Как оцениваются те позитивные эффекты, которые могут принести нашей отрасли, да и стране в целом, проекты на базе сквозных технологий?
— В рамках программы сквозных цифровых технологий и управления данными (СЦТиУД) каждой сквозной технологии соответствуют разрабатываемые платформы и, главное, ожидаемые результаты.
Платформа данных позволяет использовать данные в качестве одного из важнейших активов корпорации. Создаваемая цифровая промышленная платформа нацелена на повышение эффективности промышленных предприятий в эпоху «Индустрии 4.0». А развиваемая нами платформа «Сохранение критически важных знаний» призвана обеспечить накопление и систематизацию знаний, включая узкоотраслевые.
В свою очередь, цифровая система управления атомной отраслью «Навигатор» должна обеспечить повышение качества принятия решений. Платформа виртуальной и дополненной реальности — это новая степень свободы в работе с цифровыми моделями. А платформа искусственного интеллекта — уникальный инструмент для создания широкого спектра отраслевых решений.
Очень важно, что все проекты в рамках программы сквозных цифровых технологий и управления данными мы запускаем только после проведения тщательного анализа реальных потребностей. На сегодняшний день мы уже проанализировали 546 дивизиональных цифровых проектов и 173 проекта по СЦТиУД в рамках взаимодействия с 19 дивизионами и новыми бизнесами. Так формируется основа для пилотного внедрения самых востребованных цифровых технологий.
Например, недавно в Волгодонске было проведено развернутое обследование двух производственных площадок машиностроительного дивизиона — филиала АО «АЭМ-технологии» «Атоммаш» и АО «Атомтрубопроводмонтаж». По обеим площадкам осуществлен сбор и анализ потребностей в цифровых технологиях (таких как промышленный интернет вещей, управление данными, виртуальная и дополненная реальность, предиктивная аналитика, искусственный интеллект). Результаты этого обследования станут основой для развития программ внедрения и развития сквозных цифровых технологий и сервисов в одном из ключевых дивизионов госкорпорации.
— У каждого дивизиона Росатома — своя специфика деятельности, что требует индивидуального подхода к цифровизации…
— Это так. Поэтому недавно в отрасли стартовал цикл сессий по цифровому дизайн-мышлению, организованный специалистами «Цифрума». Цель программы — вместе с командами предприятий создать «цифровой образ» каждой компании. А в итоге — выработать конкретные предложения для разработки дорожных карт цифровизации предприятий.
Первая такая сессия прошла в АО «ГНЦ РФ ТРИНИТИ» — Троицком институте инновационных и термоядерных исследований Росатома. Коллектив предприятия и команда «Цифрума» вместе выявили ряд актуальных задач, определили шорт-лист самых востребованных технологий и составили перечень приоритетных цифровых проектов для потенциального внедрения в рамках дорожной карты. В наших планах — расширить географию дизайн-сессий на другие ключевые дивизионы.
— Каковы конкретные эффекты, которые способны принести предприятиям отрасли новые решения на базе сквозных технологий?
— Как правило, речь идет не об одном единичном эффекте, а о целом комплексе результатов. Это увеличение сроков службы основных фондов, сокращение затрат на материалы, топливно-энергетические ресурсы и логистику, снижение затрат на плановые ремонты, сокращение внеплановых простоев… И, что важно, эффекты от проектов на базе сквозных цифровых технологий могут измеряться в десятках процентов.
— Как на практике работает такой подход?
— В качестве примера приведу результаты проекта «Цифровой эксперт» на основе технологии дополненной реальности, который был реализован в машиностроительном дивизионе Росатома «Атомэнергомаш» (АЭМ) совместно с командой «Цифрума». Тестирование проходило на двух предприятиях — филиалах АО «АЭМ-технологии»: «Петрозаводскмаш» в г. Петрозаводске и «Атоммаш» в г. Волгодонске.
Благодаря применению носимых устройств — очков дополненной реальности и наушников — разработанная платформа позволяет оперативно подключать экспертов для решения самых разных задач в дистанционном режиме. Один из вариантов использования системы — удаленная приемка сложных технических изделий. В рамках решения тестовых задач мы убедились, что инспектору заказчика не обязательно лично находиться на предприятии, поскольку современные технологии дают полный эффект присутствия.
Если говорить об эффектах, то применение этой технологии — хорошее подспорье в условиях все еще непростой эпидемиологической ситуации. Ведь появляется возможность выполнять производственные планы вне зависимости от того, могут ли представители заказчика физически посетить предприятие. Но очевидны и другие позитивные результаты: экономия на командировках, сокращение неплановых остановов из-за аварийных ситуаций и целый ряд других.
— Расскажите, пожалуйста, о других примерах отраслевых проектов, которые реализуются с опорой на сквозные цифровые технологии.
— Один из очень интересных проектов, который мы сейчас ведем совместно с ЧУ «ИТЭР-Центр», предполагает пилотный запуск на серверных мощностях «ИТЭР-Центра» информационного решения по управлению интеллектуальным капиталом «Интеллектум», разработанного специалистами «Цифрума». Согласно текущей концепции системы, в будущем она позволит организовывать доступ ко всем источникам знаний через одно окно, интегрировать различные источники хранения данных и информации, выстраивать онтологические модели, а также осуществлять полнотекстовый семантический поиск с применением инструментов искусственного интеллекта и машинного обучения.
Другой многообещающий проект, над которым работают специалисты МСЗ и «Цифрума», связан с применением искусственного интеллекта для оптимизации качества топливных таблеток. С помощью технологий машинного обучения и ИИ были созданы математические модели производственных процессов, которые позволяют не только сокращать расходы на обслуживание и капитальный ремонт оборудования за счет уменьшения количества внеплановых остановов, но и увеличить качество готовой продукции при одновременном снижении ее себестоимости. Нынешние результаты проекта позволяют говорить о возможности широкого тиражирования такой технологии на предприятиях отрасли и за ее пределами.
Еще один пример — очень позитивные результаты тестирования системы предиктивной аналитики электролизеров на производстве технического фтора сублиматного завода Сибирского химического комбината (АО «СХК»). Система позволяет фиксировать отклонения от нормальной эксплуатации оборудования (электролизеров) для увеличения межремонтного интервала и повышения доли автоматизации в процессах диагностики. Для решения этой задачи специалистами «Цифрума» был разработан прототип системы предиктивного анализа и мониторинга оборудования на базе анализа данных и искусственного интеллекта. На наш взгляд, этот проект также имеет высокий потенциал масштабирования на предприятиях отрасли.
— Есть ли в портфеле программы развития сквозных технологий проекты, которые связаны с расширением использования робототехники в отрасли?
— Безусловно! Например, в Петрозаводском филиале компании «АЭМ-технологии» (входит в машиностроительный дивизион Росатома) при участии «Цифрума» было успешно проведено тестирование роботизированного токарно-револьверного станка с числовым программным управлением (ЧПУ). Токарный станок был дополнительно оборудован коллаборативным роботом — коботом, который умеет взаимодействовать с человеком. Система числового программного управления станка и система управления коботом были связаны между собой и составили единый технологический комплекс. По итогам испытаний наши коллеги из «Петрозаводскмаша» подтвердили возможность роботизации станков с ЧПУ для изготовления отдельных элементов оборудования АЭС.
— Спектр сквозных цифровых технологий достаточно широк. На каких направлениях планируется сфокусировать усилия в 2021 году?
— Все проекты в рамках программы СЦТиУД для нас важны, поскольку они дополняют и взаимно обогащают друг друга. Но ряд направлений потребует от нас особого внимания и приложения максимальных усилий.
В числе безусловных приоритетов 2021 года я бы назвал перевод прототипа цифровой системы управления атомной отраслью «Навигатор» в режим опытной эксплуатации, развитие вместе с партнерами самообучающейся нейроморфной системы искусственного интеллекта, участие в создании федеральной сети опорных центров компетенций в сфере ИИ, развитие платформы виртуальной и дополненной реальности, а также создание отраслевой платформы промышленного интернета вещей, которую в дальнейшем планируется использовать в качестве одного из компонентов цифровой промышленной платформы — комплексного решения, создаваемого в интересах Росатома и других отраслей экономики страны.
Планов и задач множество. Но уверен, что при поддержке наших коллег из дивизионов и предприятий Росатома мы обязательно справимся!
Источник: atomvestnik.ru