Скрининг программа для детей ее основные этапы

Принципы скрининга развития ребенка. Безусловные рефлексы новорожденных

При оценке развития ребёнка и определении, нормальное ли оно или нет:
• обратите внимание на каждую сферу развития в отдельности (крупная моторика; зрение и мелкая моторика; слух и речь / язык; социальная, эмоциональная и поведенческая сферы);
• в каждой сфере рассмотрите схему развития, пройденную на отрезке времени: спросите о последовательности развития, а также о навыках, которые вскоре должны угаснуть;
• определите стадию каждой области навыков, которой достиг ребёнок;
• свяжите прогресс в каждой области развития вместе: развивается ли ребёнок синхронно в каждой сфере навыков или развитие в одной и более областях отстает от других;
• затем соотнесите достижения в развитии ребёнка с его возрастом (хронологическим или с поправкой).

Это позволит вам решить, является ли развитие ребёнка нормальным или отстающим. Нормальное развитие включает в себя стабильный прогресс во всех четырех областях развития с приобретением навыков до достижения установленного возрастного предела. Если есть отставание в развитии, влияет ли оно на все четыре сферы развития (полное отставание) или лишь на одну сферу развития или более [специфическое (избирательное) отставание в развитии?]. Более точная оценка способностей и развития ребёнка становится проще по мере его роста и приобретения новых навыков.

1 Узи скрининг

При оценке развития маленького ребёнка:
• приобретение навыков развития у детей происходит по одной схеме, но может варьировать и при этом оставаться в пределах нормы;
• оцените четыре сферы навыков развития — крупная моторика, зрение и мелкая моторика, слух и речь / язык; социальная, эмоциональная сфера и поведение.

скрининг развития ребенка

Используемые термины:
• основные этапы развития: приобретение важных навыков развития;
• медиана возраста — возраст, к которому половина популяции приобретает навык, служит показателем нормального развития;
• синхронно ли происходит развитие в каждой области навыков;

• как достижения в развитии ребёнка соотносятся с его возрастом;
• стадию, которой достиг ребёнок в каждой сфере развития;
• согласованность прогресса в развитии; При оценке развития ребёнка определите:
• возрастной предел — до его достижения навык должен быть приобретён, если этого не происходит, показано дальнейшее обследование.

Безусловные рефлексы детей, наблюдаемые при рождении:
1. Моро — внезапное разгибание шеи. В норме симметричное разгибание, затем сгибание всех конечностей.
2. Хватательный — предмет помещают на ладони у основания пальцев. В норме сгибание пальцев руки.
3. Поисковый — поглаживание щеки около угла рта. В норме поворот головы в сторону раздражения.

4. Опоры — ребёнка переводят в вертикальное положение, стопы опираются о поверхность. В норме поднимает сначала одну ногу, ставит её на поверхность, затем — другую ногу.

Скрининг программы для новорожденных. Выявление наследственных заболеваний. Описание заболеваний


5. Положительный рефлекс выпрямления — ребёнка поддерживают вертикально, стопы опираются о поверхность. В норме ноги выпрямляются, при-ь нимают на себя вес тела, могут оттолкнуться от поверхности.
6. Атонический шейный рефлекс — в положении лёжа исследующий поворачивает голову ребёнка в сторону. В норме ребёнок принимает позу «фехтовальщика», с разогнутой рукой на стороне, куда повернута голова.

Для скрининга развития маленького ребёнка важно знать лишь некоторые основные этапы развития и возрастные пределы их появления.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

  1. Основные этапы развития детей. Оценка развития недоношенного ребенка
  2. Принципы скрининга развития ребенка. Безусловные рефлексы новорожденных
  3. Этапы развития мышления ребенка. Оценка интеллекта
  4. Оценка динамики развития ребенка. Рекомендации
  5. Проверка слуха ребенка. Методы оценки
  6. Этапы развития зрения ребенка. Проверка
  7. Нарушение развития ребенка. Аномальное развитие
  8. Причины задержки развития ребенка. На что обратить внимание?
  9. Причины аномального двигательного развития ребенка. На что обратить внимание?
  10. Церебральный паралич у ребенка. Причины, варианты
Читайте также:
Формирование производственной программы предприятия это

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Источник: meduniver.com

Законодательная база Российской Федерации

Доврачебное обследование детей по скрининг-программам выполняется медицинской сестрой дошкольного учреждения, учреждения начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, учреждения начального и среднего профессионального образования, детского дома, школы-интерната. Перечень скрининг-тестов для каждого возраста определен Приказом Минздрава России N 60 от 14.03.95 «Об утверждении Инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов» и Приказом Минздрава России N 151 от 07.05.98 «О временных отраслевых стандартах объема медицинской помощи детям». Возможные варианты заключений по результатам проведения скрининг-тестов содержатся в Методическом пособии «Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы» (утвержденном Минздравом России в 1993 г.).

«Скрининг-программа» (базовая и расширенная) представлена в виде таблицы, где по вертикали расположены названия скрининг-тестов, а по горизонтали — возраст скрининг-обследования дошкольников и школьников. В нижней части таблицы по вертикали расположены тесты расширенной скрининг-программы, которые также необходимы для проведения комплексной оценки здоровья детей и являются обязательными для выполнения. Скрининг-обследования проводятся ежегодно, однако, в каждом возрасте проводятся не все скрининг-тесты, а только те, варианты заключений которых приведены в таблице (Приказ Минздрава России и Минобразования России N 186/272 от 30.06.92 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях», Приказ Минздрава России N 60 от 14.03.95 «Об утверждении Инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов»).

В таблицу внесены унифицированные варианты заключений по каждому скрининг-тесту. Медицинская сестра подчеркивает необходимое заключение. В колонках «рост», «масса», «АД», «острота зрения», «динамометрия», «тест Керна-Иерасика (ориентировочный тест «школьной зрелости»)», «число заболеваний (сумма острых и обострений хронических) за год» указывается цифровое значение показателя.

Показатели динамометрии и физической подготовленности определяются педагогом на занятиях физкультурой, а медицинская сестра выносит заключения в лист «скрининг-программа базовая». С целью контроля за функциональным состоянием и при наличии показаний пробы с физической нагрузкой и динамометрия могут проводиться средним медицинским персоналом (Приказ Минздрава России и Минобразования России N 186/272 от 30.06.92 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях», Методическое пособие «Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы» (утв. Минздравом России в 1993 г.). Соответствующие показатели из таблицы скрининг-обследования переносятся в основную «Медицинскую карту», в подразделы, отражающие результаты проведения профилактических медицинских осмотров.

К проведению отдельных скрининг-тестов привлекаются педагог, психолог (тест Керна-Иерасика, оценка нервно-психического развития). Методики проведения скрининг-тестов по базовой и расширенной программам определены в Методическом пособии «Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы» (утв. Минздравом России в 1993 г.).

Программа скрининг-тестов для детей дошкольного возраста составлена для ребенка, готовящегося к поступлению в образовательное учреждение начального общего образования с 7 лет. Если ребенок поступает в образовательное учреждение с 6 лет, то в 5 лет (за год до поступления) он будет обследоваться по скрининг-программе 6-летнего ребенка, а в 6 лет (непосредственно перед поступлением) — по программе 7-летнего.

Читайте также:
Требования к обучению по программе пожарно технического минимума

В разработке «Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, учреждений начального и среднего профессионального образования, детских домов и школ-интернатов» и Инструкции по ее заполнению приняли участие:

Управление медицинских
проблем материнства
и детства Минздрава России
С.Р.КОНОВА

Научный центр здоровья
детей РАМН
А.Г.ИЛЬИН

Ивановская государственная
медицинская академия
Л.А.ЖДАНОВА

Центральная военно-врачебная
комиссия Минобороны России
В.Н.ЯДЧУК

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минздрава РФ от 03.07.2000 N 241 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ «МЕДИЦИНСКОЙ КАРТЫ РЕБЕНКА ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

Источник: zakonbase.ru

РАСШИРЕННАЯ СКРИНИНГ-ПРОГРАММА ОСМОТРА ДЕТЕЙ

Педиатрия

В расширенную скрининг-программу включены оценка резистентности, выявление невротических расстройств (анкета), оценка нервно-психического развития (эмоционально-вегетативная сфера, психомоторная сфера и поведение, интеллектуальное развитие), вторичных половых признаков, нарушений репродуктивного здоровья (анкета). Учитывая, что в зоне с умеренным дефицитом йода высок риск развития заболеваний щитовидной железы, рекомендовано в расширенную скрининг-программу включить скрининг-осмотр щитовидной железы.

ОЦЕНКА УРОВНЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ

Оценку уровня биологической зрелости проводят у детей до 10-летнего возраста по срокам прорезывания постоянных зубов (табл. 2-9).
Таблица 2-9. Оценка уровня биологической зрелости по срокам прорезывания постоянных зубов

Возраст, годы Мальчики Девочки
5,5 От 0 до 3 От 0 до 5
6 От 1 до 5 От 1 до 6
6,5 От 3 до 8 От 3 до 9
7 От 5 до 10 От 6 до 11
7,5 От 8 до 12 От 8 до 13
8 От 8 до 14 От 11 до 14
8,5 От И до 17 От 12 до 17
9 От 12 до 17 От 12 до 18
9,5 От 12 до 18 От 13 до 19
10 От 14 до 21 От 15 до 22

Окончание таблицы 2-9

10,5 От 15 до 22 От 16 до 24
11 От 16 до 24 От 18 до 25
11,5 От 18 до 26 От 21 до 27
12 От 21 до 27 От 22 до 28
12,5 От 25 до 29 От 26 до 29

Уровень биологической зрелости по вторичным половым признакам оценивают с 10-летнего возраста с использованием нормативов появления вторичных половых признаков в зависимости от возраста.

• Оценку вторичных половых признаков у мальчиков проводят в возрасте 12,14, 15, 16 и 17 лет при андрологическом осмотре, определяя степень выраженности вторичных половых признаков. При отсутствии андролога мальчиков осматривает уролог, хирург или другой специалист. Оценку степени развития вторичных половых признаков осуществляют по общепринятой формуле.
? Оволосение подмышечной впадины (Ач).
? Отсутствие волос — Ах0 стадия.
? Единичные волосы — Axt стадия.
? Редкие волосы на центральном участке — Ах2 стадия.
? Густые прямые волосы по всей впадине — Ах3 стадия.
? Густые вьющиеся волосы по всей впадине — Ах4 стадия.
? Оволосение лобка (Р).
? Отсутствие волос — PQ стадия.
? Единичные волосы — Р i стадия.
? Редкие волосы в центральной части — Р2 стадия.
? Густые прямые волосы неравномерно по всей поверхности
лобка, без четких границ — Р3 стадия.
? Густые вьющиеся волосы равномерно растущие по всей пове-
рзности лобка в виде треугольника — Р4 стадия.
? Густые вьющиеся волосы, распространяющиеся на внутрен
нюю поверхность бедер и по направлению к пупку — Р5 ста
дия.
? Рост щитовидного хряща (L).
? Отсутствие признаков роста — Lo стадия.
? Начинающееся выпячивание хряща — Lt стадия.
? Отчетливое выпячивание (кадык) — L2 стадия.
? Изменение тембра голоса (V).
? Детский голос — Vo стадия
? Мутация («ломка») голоса — Vt стадия.
? Мужской тембр голоса — V2 стадия.

Читайте также:
Установить моды на ГТА Сан андреас без программ

? Оволосение лица (F).
? Отсутствие оволосения — Fo стадия.
? Начинающееся оволосение над верхней губой — F1 стадия.
? Жесткие волосы над верхней губой и появление волос на под
бородке — F2 стадия.
? Распространенное оволосение над верхней губой и на подбо
родке с тенденцией к слиянию, начало роста бакенбардов —
F3 стадия.
? Слияние зон роста волос над губой и в области подбородка,
выраженный рост бакенбардов — F4 стадия
? Слияние всех зон оволосения лица — F5 стадия.
• Оценку вторичных половых признаков у девочек проводят при гинекологических плановых профилактических осмотрах в 6-7, 10 и 12 лет, а с 14 лет — ежегодно. Степень развития вторичных половых признаков оценивает врач по общепринятой формуле.
? Развитие молочных желез.
? Железы не выдаются над поверхностью грудной клетки —
Ма0 стадия.
? Железы несколько выдаются над поверхностью грудной клет
ки, околососковый кружок вместе с соском образует единый
конус — Mat стадия
? Железы значительно выдаются над поверхностью грудной
клетки, вместе с соском и околососковым кружком имеют
форму конуса — Ма2 стадия.
? Тело железы принимает округлую форму, соски приподнима
ются над околососковым кружком — Ма3 стадия.
? Оволосение лобка.
? Отсутствие волос — Ро стадия.
? Единичные волосы — Pt стадия
? Волосы на центральном участке лобка редкие, длинные —
Р2 стадия
? Волосы на всем треугольнике лобка длинные, вьющиеся, гус
тые — Рз стадия
? Развитие волос в подмышечной впадине.
? Отсутствие волос — Ах0 стадия
? Единичные волосы — Axj стадия
? Волосы редкие на центральном участке впадины — Ах2 стадия.
? Волосы густые, вьющиеся по всей впадине — Ах3 стадия.
? Становление менструальной функции
? Отсутствие менструаций — Ме0 стадия.
? 1-2 менструации к моменту осмотра — Ме1 стадия.

? Нерегулярные менструации — Ме2 стадия
? Регулярные менструации — Ме3 стадия.
В табл. 2-10 представлены сроки полового созревания у подростков.

Таблица 2-10. Сроки полового созревания подростков

Возраст Мальчики Девочки
от до от ДО
10 лет MaOPOAxOMeO Ма2Р1АхОМеО
11 лет MalPlAxOMeO Ма2Р1Ах0Ме0
12 лет VOPOLOAxOFO VIPlLOAxOFO MalPOAxOMeO Ma3P3AxlMel
13 лет VIPOLOAxOFO V2P3LlAx2F0 Ma2P2AxOMeO МаЗРЗАх2МеЗ
14 лет VlP2LOAxOFO V2P3L2Ax2Fl Ma3P2Ax2Me0 МаЗРЗАхЗМеЗ
15 лет VlP4LlAx0F0 V2P3L2Ax3F2 Ma3P3Ax2Me3 МаЗРЗАхЗМеЗ
16 лет V2P4LlAx2Fl V2P5L2Ax4F3
17 лет V2P2L2Ax2F0 V2P5L2Ax4F3

Появление у мальчиков вторичных половых признаков до 10 лет расценивают как преждевременное половое созревание, а отсутствие вторичных половых признаков в 14 лет свидетельствует о задержке по­лового развития.

У девочек появление вторичных половых признаков до 8 лет и менструаций до 9 лет расценивают как преждевременное половое созре­вание, отсутствие вторичных половых признаков в 13 лет и менструа­ций в 15 лет — как задержку полового развития. Для оценки возраста появления вторичных половых признаков у юношей и девушек можно использовать дентальные таблицы (табл. 2-11).

Таблица 2-11. Возраст появления вторичных половых признаков

Окончание таблицы 2-10

Появление вторичных половых признаков в возрасте, соответствую­щем 25, 50 или 75 центилю, считают своевременным. Детей, у которых вторичные половые признаки появились в возрасте, соответствующем 10 и 90 центилю, следует отнести в группу особого наблюдения, а детей, у которых эти признаки появились в возрасте, соответствующем 3 или 97 центилю, нужно считать как рано или поздно созревающих, и им не­обходимо дальнейшее обследование для выяснения причины опереже­ния или отставания развития.

Источник: pediatrino.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru