Принципы скрининга развития ребенка. Безусловные рефлексы новорожденных
При оценке развития ребёнка и определении, нормальное ли оно или нет:
• обратите внимание на каждую сферу развития в отдельности (крупная моторика; зрение и мелкая моторика; слух и речь / язык; социальная, эмоциональная и поведенческая сферы);
• в каждой сфере рассмотрите схему развития, пройденную на отрезке времени: спросите о последовательности развития, а также о навыках, которые вскоре должны угаснуть;
• определите стадию каждой области навыков, которой достиг ребёнок;
• свяжите прогресс в каждой области развития вместе: развивается ли ребёнок синхронно в каждой сфере навыков или развитие в одной и более областях отстает от других;
• затем соотнесите достижения в развитии ребёнка с его возрастом (хронологическим или с поправкой).
Это позволит вам решить, является ли развитие ребёнка нормальным или отстающим. Нормальное развитие включает в себя стабильный прогресс во всех четырех областях развития с приобретением навыков до достижения установленного возрастного предела. Если есть отставание в развитии, влияет ли оно на все четыре сферы развития (полное отставание) или лишь на одну сферу развития или более [специфическое (избирательное) отставание в развитии?]. Более точная оценка способностей и развития ребёнка становится проще по мере его роста и приобретения новых навыков.
1 Узи скрининг
При оценке развития маленького ребёнка:
• приобретение навыков развития у детей происходит по одной схеме, но может варьировать и при этом оставаться в пределах нормы;
• оцените четыре сферы навыков развития — крупная моторика, зрение и мелкая моторика, слух и речь / язык; социальная, эмоциональная сфера и поведение.
Используемые термины:
• основные этапы развития: приобретение важных навыков развития;
• медиана возраста — возраст, к которому половина популяции приобретает навык, служит показателем нормального развития;
• синхронно ли происходит развитие в каждой области навыков;
• как достижения в развитии ребёнка соотносятся с его возрастом;
• стадию, которой достиг ребёнок в каждой сфере развития;
• согласованность прогресса в развитии; При оценке развития ребёнка определите:
• возрастной предел — до его достижения навык должен быть приобретён, если этого не происходит, показано дальнейшее обследование.
Безусловные рефлексы детей, наблюдаемые при рождении:
1. Моро — внезапное разгибание шеи. В норме симметричное разгибание, затем сгибание всех конечностей.
2. Хватательный — предмет помещают на ладони у основания пальцев. В норме сгибание пальцев руки.
3. Поисковый — поглаживание щеки около угла рта. В норме поворот головы в сторону раздражения.
4. Опоры — ребёнка переводят в вертикальное положение, стопы опираются о поверхность. В норме поднимает сначала одну ногу, ставит её на поверхность, затем — другую ногу.
Скрининг программы для новорожденных. Выявление наследственных заболеваний. Описание заболеваний
5. Положительный рефлекс выпрямления — ребёнка поддерживают вертикально, стопы опираются о поверхность. В норме ноги выпрямляются, при-ь нимают на себя вес тела, могут оттолкнуться от поверхности.
6. Атонический шейный рефлекс — в положении лёжа исследующий поворачивает голову ребёнка в сторону. В норме ребёнок принимает позу «фехтовальщика», с разогнутой рукой на стороне, куда повернута голова.
Для скрининга развития маленького ребёнка важно знать лишь некоторые основные этапы развития и возрастные пределы их появления.
Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021
- Основные этапы развития детей. Оценка развития недоношенного ребенка
- Принципы скрининга развития ребенка. Безусловные рефлексы новорожденных
- Этапы развития мышления ребенка. Оценка интеллекта
- Оценка динамики развития ребенка. Рекомендации
- Проверка слуха ребенка. Методы оценки
- Этапы развития зрения ребенка. Проверка
- Нарушение развития ребенка. Аномальное развитие
- Причины задержки развития ребенка. На что обратить внимание?
- Причины аномального двигательного развития ребенка. На что обратить внимание?
- Церебральный паралич у ребенка. Причины, варианты
Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.
Источник: meduniver.com
Законодательная база Российской Федерации
Доврачебное обследование детей по скрининг-программам выполняется медицинской сестрой дошкольного учреждения, учреждения начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, учреждения начального и среднего профессионального образования, детского дома, школы-интерната. Перечень скрининг-тестов для каждого возраста определен Приказом Минздрава России N 60 от 14.03.95 «Об утверждении Инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов» и Приказом Минздрава России N 151 от 07.05.98 «О временных отраслевых стандартах объема медицинской помощи детям». Возможные варианты заключений по результатам проведения скрининг-тестов содержатся в Методическом пособии «Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы» (утвержденном Минздравом России в 1993 г.).
«Скрининг-программа» (базовая и расширенная) представлена в виде таблицы, где по вертикали расположены названия скрининг-тестов, а по горизонтали — возраст скрининг-обследования дошкольников и школьников. В нижней части таблицы по вертикали расположены тесты расширенной скрининг-программы, которые также необходимы для проведения комплексной оценки здоровья детей и являются обязательными для выполнения. Скрининг-обследования проводятся ежегодно, однако, в каждом возрасте проводятся не все скрининг-тесты, а только те, варианты заключений которых приведены в таблице (Приказ Минздрава России и Минобразования России N 186/272 от 30.06.92 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях», Приказ Минздрава России N 60 от 14.03.95 «Об утверждении Инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов»).
В таблицу внесены унифицированные варианты заключений по каждому скрининг-тесту. Медицинская сестра подчеркивает необходимое заключение. В колонках «рост», «масса», «АД», «острота зрения», «динамометрия», «тест Керна-Иерасика (ориентировочный тест «школьной зрелости»)», «число заболеваний (сумма острых и обострений хронических) за год» указывается цифровое значение показателя.
Показатели динамометрии и физической подготовленности определяются педагогом на занятиях физкультурой, а медицинская сестра выносит заключения в лист «скрининг-программа базовая». С целью контроля за функциональным состоянием и при наличии показаний пробы с физической нагрузкой и динамометрия могут проводиться средним медицинским персоналом (Приказ Минздрава России и Минобразования России N 186/272 от 30.06.92 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях», Методическое пособие «Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы» (утв. Минздравом России в 1993 г.). Соответствующие показатели из таблицы скрининг-обследования переносятся в основную «Медицинскую карту», в подразделы, отражающие результаты проведения профилактических медицинских осмотров.
К проведению отдельных скрининг-тестов привлекаются педагог, психолог (тест Керна-Иерасика, оценка нервно-психического развития). Методики проведения скрининг-тестов по базовой и расширенной программам определены в Методическом пособии «Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы» (утв. Минздравом России в 1993 г.).
Программа скрининг-тестов для детей дошкольного возраста составлена для ребенка, готовящегося к поступлению в образовательное учреждение начального общего образования с 7 лет. Если ребенок поступает в образовательное учреждение с 6 лет, то в 5 лет (за год до поступления) он будет обследоваться по скрининг-программе 6-летнего ребенка, а в 6 лет (непосредственно перед поступлением) — по программе 7-летнего.
В разработке «Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, учреждений начального и среднего профессионального образования, детских домов и школ-интернатов» и Инструкции по ее заполнению приняли участие:
Управление медицинских
проблем материнства
и детства Минздрава России
С.Р.КОНОВА
Научный центр здоровья
детей РАМН
А.Г.ИЛЬИН
Ивановская государственная
медицинская академия
Л.А.ЖДАНОВА
Центральная военно-врачебная
комиссия Минобороны России
В.Н.ЯДЧУК
- Главная
- ПРИКАЗ Минздрава РФ от 03.07.2000 N 241 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ «МЕДИЦИНСКОЙ КАРТЫ РЕБЕНКА ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»
Источник: zakonbase.ru
РАСШИРЕННАЯ СКРИНИНГ-ПРОГРАММА ОСМОТРА ДЕТЕЙ
В расширенную скрининг-программу включены оценка резистентности, выявление невротических расстройств (анкета), оценка нервно-психического развития (эмоционально-вегетативная сфера, психомоторная сфера и поведение, интеллектуальное развитие), вторичных половых признаков, нарушений репродуктивного здоровья (анкета). Учитывая, что в зоне с умеренным дефицитом йода высок риск развития заболеваний щитовидной железы, рекомендовано в расширенную скрининг-программу включить скрининг-осмотр щитовидной железы.
ОЦЕНКА УРОВНЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ
Оценку уровня биологической зрелости проводят у детей до 10-летнего возраста по срокам прорезывания постоянных зубов (табл. 2-9).
Таблица 2-9. Оценка уровня биологической зрелости по срокам прорезывания постоянных зубов
Возраст, годы | Мальчики | Девочки |
5,5 | От 0 до 3 | От 0 до 5 |
6 | От 1 до 5 | От 1 до 6 |
6,5 | От 3 до 8 | От 3 до 9 |
7 | От 5 до 10 | От 6 до 11 |
7,5 | От 8 до 12 | От 8 до 13 |
8 | От 8 до 14 | От 11 до 14 |
8,5 | От И до 17 | От 12 до 17 |
9 | От 12 до 17 | От 12 до 18 |
9,5 | От 12 до 18 | От 13 до 19 |
10 | От 14 до 21 | От 15 до 22 |
Окончание таблицы 2-9
10,5 | От 15 до 22 | От 16 до 24 |
11 | От 16 до 24 | От 18 до 25 |
11,5 | От 18 до 26 | От 21 до 27 |
12 | От 21 до 27 | От 22 до 28 |
12,5 | От 25 до 29 | От 26 до 29 |
Уровень биологической зрелости по вторичным половым признакам оценивают с 10-летнего возраста с использованием нормативов появления вторичных половых признаков в зависимости от возраста.
• Оценку вторичных половых признаков у мальчиков проводят в возрасте 12,14, 15, 16 и 17 лет при андрологическом осмотре, определяя степень выраженности вторичных половых признаков. При отсутствии андролога мальчиков осматривает уролог, хирург или другой специалист. Оценку степени развития вторичных половых признаков осуществляют по общепринятой формуле.
? Оволосение подмышечной впадины (Ач).
? Отсутствие волос — Ах0 стадия.
? Единичные волосы — Axt стадия.
? Редкие волосы на центральном участке — Ах2 стадия.
? Густые прямые волосы по всей впадине — Ах3 стадия.
? Густые вьющиеся волосы по всей впадине — Ах4 стадия.
? Оволосение лобка (Р).
? Отсутствие волос — PQ стадия.
? Единичные волосы — Р i стадия.
? Редкие волосы в центральной части — Р2 стадия.
? Густые прямые волосы неравномерно по всей поверхности
лобка, без четких границ — Р3 стадия.
? Густые вьющиеся волосы равномерно растущие по всей пове-
рзности лобка в виде треугольника — Р4 стадия.
? Густые вьющиеся волосы, распространяющиеся на внутрен
нюю поверхность бедер и по направлению к пупку — Р5 ста
дия.
? Рост щитовидного хряща (L).
? Отсутствие признаков роста — Lo стадия.
? Начинающееся выпячивание хряща — Lt стадия.
? Отчетливое выпячивание (кадык) — L2 стадия.
? Изменение тембра голоса (V).
? Детский голос — Vo стадия
? Мутация («ломка») голоса — Vt стадия.
? Мужской тембр голоса — V2 стадия.
? Оволосение лица (F).
? Отсутствие оволосения — Fo стадия.
? Начинающееся оволосение над верхней губой — F1 стадия.
? Жесткие волосы над верхней губой и появление волос на под
бородке — F2 стадия.
? Распространенное оволосение над верхней губой и на подбо
родке с тенденцией к слиянию, начало роста бакенбардов —
F3 стадия.
? Слияние зон роста волос над губой и в области подбородка,
выраженный рост бакенбардов — F4 стадия
? Слияние всех зон оволосения лица — F5 стадия.
• Оценку вторичных половых признаков у девочек проводят при гинекологических плановых профилактических осмотрах в 6-7, 10 и 12 лет, а с 14 лет — ежегодно. Степень развития вторичных половых признаков оценивает врач по общепринятой формуле.
? Развитие молочных желез.
? Железы не выдаются над поверхностью грудной клетки —
Ма0 стадия.
? Железы несколько выдаются над поверхностью грудной клет
ки, околососковый кружок вместе с соском образует единый
конус — Mat стадия
? Железы значительно выдаются над поверхностью грудной
клетки, вместе с соском и околососковым кружком имеют
форму конуса — Ма2 стадия.
? Тело железы принимает округлую форму, соски приподнима
ются над околососковым кружком — Ма3 стадия.
? Оволосение лобка.
? Отсутствие волос — Ро стадия.
? Единичные волосы — Pt стадия
? Волосы на центральном участке лобка редкие, длинные —
Р2 стадия
? Волосы на всем треугольнике лобка длинные, вьющиеся, гус
тые — Рз стадия
? Развитие волос в подмышечной впадине.
? Отсутствие волос — Ах0 стадия
? Единичные волосы — Axj стадия
? Волосы редкие на центральном участке впадины — Ах2 стадия.
? Волосы густые, вьющиеся по всей впадине — Ах3 стадия.
? Становление менструальной функции
? Отсутствие менструаций — Ме0 стадия.
? 1-2 менструации к моменту осмотра — Ме1 стадия.
? Нерегулярные менструации — Ме2 стадия
? Регулярные менструации — Ме3 стадия.
В табл. 2-10 представлены сроки полового созревания у подростков.
Таблица 2-10. Сроки полового созревания подростков
Возраст | Мальчики | Девочки | ||
от | до | от | ДО | |
10 лет | MaOPOAxOMeO | Ма2Р1АхОМеО | ||
11 лет | MalPlAxOMeO | Ма2Р1Ах0Ме0 | ||
12 лет | VOPOLOAxOFO | VIPlLOAxOFO | MalPOAxOMeO | Ma3P3AxlMel |
13 лет | VIPOLOAxOFO | V2P3LlAx2F0 | Ma2P2AxOMeO | МаЗРЗАх2МеЗ |
14 лет | VlP2LOAxOFO | V2P3L2Ax2Fl | Ma3P2Ax2Me0 | МаЗРЗАхЗМеЗ |
15 лет | VlP4LlAx0F0 | V2P3L2Ax3F2 | Ma3P3Ax2Me3 | МаЗРЗАхЗМеЗ |
16 лет | V2P4LlAx2Fl | V2P5L2Ax4F3 | ||
17 лет | V2P2L2Ax2F0 | V2P5L2Ax4F3 |
Появление у мальчиков вторичных половых признаков до 10 лет расценивают как преждевременное половое созревание, а отсутствие вторичных половых признаков в 14 лет свидетельствует о задержке полового развития.
У девочек появление вторичных половых признаков до 8 лет и менструаций до 9 лет расценивают как преждевременное половое созревание, отсутствие вторичных половых признаков в 13 лет и менструаций в 15 лет — как задержку полового развития. Для оценки возраста появления вторичных половых признаков у юношей и девушек можно использовать дентальные таблицы (табл. 2-11).
Таблица 2-11. Возраст появления вторичных половых признаков
Окончание таблицы 2-10
Появление вторичных половых признаков в возрасте, соответствующем 25, 50 или 75 центилю, считают своевременным. Детей, у которых вторичные половые признаки появились в возрасте, соответствующем 10 и 90 центилю, следует отнести в группу особого наблюдения, а детей, у которых эти признаки появились в возрасте, соответствующем 3 или 97 центилю, нужно считать как рано или поздно созревающих, и им необходимо дальнейшее обследование для выяснения причины опережения или отставания развития.
Источник: pediatrino.ru