Появление собственно науки происходит в Древней Греции в VII–VI вв. до н.э., причины данного процесса. Древним грекам принадлежит приоритет создания философии как науки о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, системы идей, взглядов на мир и места в нем человека; исследующей познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Революция в мировоззрении и науке в эпоху Возрождения, технические достижения средневековья.
Введение _________________________________________________________________________2
1. Зарождение науки в Древней Греции _________________________________________ 3-4
1.1. Основные достижения науки в Древней Греции _______________________________5-6
2. Эпоха Возрождения ________________________________________________________ 7
2.1. Научно-технические достижения эпохи Возрождения ___________________________8-10
Заключение _______________________________________________________________________11
История Греции за 10 минут. Из Древности в современность!
Список литературы
Работа содержит 1 файл
Но больше в области географии все же известен Птолемей — автор знаменитой «Географии», ставшей сводом античных знаний о мире, и долгое время (вплоть до средних веков) пользовавшейся огромной популярностью.
- Эпоха Возрождения: революция в мировоззрении и науке
Эпоха Возрождения – (от фр. Renaissance) эпоха расцвета культуры в странах Западной Европы XV-XVI веков.
Эпоха Возрождения внесла огромный вклад в развитие научной мысли не только потому, что в это время произошла первая глобальная научная революция, создавшая классическую науку Нового времени. Прежде чем смогла произойти эта революция, должны были кардинально измениться представления о месте и роли человека в объективном мире, сложиться новые представления о мире в целом. Поэтому научной революции предшествовала мировоззренческая революция.
В ходе мировоззренческой революции человек стал пониматься не как природное существо, как было в античности, и не в качестве Божьего создания, как в средневековых представлениях, а как творец самого себя и окружающего мира. Это была подлинно революционная мысль, так как до сих пор творческая функция считалась одним из важнейших атрибутов Бога.
Обращаясь к идеалам и ценностям античности, эпоха Возрождения начинает иначе относиться к познанию мира. Если в Средние века целью познания считалась скрытая за материальной видимостью вещей суть божественного творения, и это было нужно для спасения души, то в эпоху Возрождения изучается природа, одухотворенная и проникнутая Божественным началом.
По-иному относится Возрождение и к деятельности. Античность предпочитала созерцание, считая, что оно приобщало человека к сущности мира, к вечному. Средние века делали упор на деятельность в нравственно-религиозной сфере, которая сродни созерцанию. Возрождение придало человеческой деятельности оттенок сакральности (божественности): человек не просто удовлетворял свои земные нужны, он творил мир, красоту, самого себя.
Древняя Греция за 18 минут
Поэтому в эпоху Возрождения впервые исчезает граница между наукой как постижением сущего и практически-технической деятельностью. Идет стирание граней между теоретиками-учеными и практиками-инженерами. Художник и ученый отныне подражали не только созданиям Бога, но и его творчеству. Стало важным не только открыть законы мира, но и использовать их при творении нового.
Новый взгляд на мир и человека позволил сделать выдающиеся открытия и создать новые теории, ставшие прологом научной революции, в ходе которой сформировалось классическое естествознание. Ее отправной точкой стал выход в 1543 г. знаменитой книги Николая Коперника «О вращении небесных сфер». С этого момента начался переход от геоцентрических представлений о мире к гелиоцентрической модели Вселенной.
- Научно-технические достижения эпохи Возрождения
Технические достижения средневековья расширили экспериментальную базу естественных наук, поставили ряд научных задач, решенных в эпоху Возрождения.
С появлением огнестрельного оружия возникла задача анализа движения снарядов, в частности определение угла наклона ствола орудия для достижения наибольшей дальности полета снаряда. Тарталья скорее догадался, чем математически обосновал, что этот угол должен быть равен 45 градусам.
В своем труде «Проблемы и различные изобретения» (1546 г.) впервые в противоположность Аристотелю Тарталья утверждает, что траектория снаряда всегда является криволинейной и не содержит прямолинейного участка. О языке этого сочинения следует сказать особо. Это живой, литературный язык, которым в его произведении беседуют и простолюдины, и важные господа, и специалисты. Эту форму, рожденную эпохой искусства, использовал позднее Галилей.
Великим соперником Тарталья называют Иеронима Кардана. Работы Кардана в противоположность работам Тартальи были академичными, написанными на строгой латыни. Труды Кардана «О тонкости» и «О разнообразии вещей» представляют собой своеобразную энциклопедию естественных наук XVI в. В них приведены самые разнообразные сведения, начиная от космологии и до суеверий: конструкции механизмов, описание алхимических опытов, приемы гаданий, рассуждения о пользе знаний и многое другое. Ценность работ Иеронима Кардана — в конкретности постановки задач, в методичности изложения.
Заметный вклад в механику внес ученик Тартальи Джован Баттиста Бенедетти. В пространном предисловии к своей первой научной работе он привел математическое доказательство следующего утверждения:
«Два тела одинаковой формы и одинакового рода, равные или не равные между собой, в одной и той же среде проходят равные расстояния за равное время».
Это утверждение было воспринято и развито впоследствии Галилеем. В главном труде Бенедетти «Различные математические и физические рассуждения» (1585 г.) излагаются основы арифметики и алгебры, вопросы механики, учение о перспективе и пропорциях, сформулирован «гидростатический парадокс» (одинаковое давление на дно сосудов независимо от их формы при равенстве высот находящейся в них жидкости).
Значительное внимание Стевин уделял гидростатике. Он получил доказательство закона Архимеда, опытным путем доказал существование гидростатического парадокса.
Замечательно сочинение Стевина по фортификации «Новый способ защиты крепостей и укреплений при помощи шлюзов» (1618г.).
Интересно, что Стевин построил ветряную повозку, использующую парус. Повозка развивала значительную скорость до 34 км /час, при первом испытании на ней находилось 28 пассажиров. Повозка воспринималась как чудо.
Сочинения Стевина не получили широкого распространения отчасти потому, что будучи убежденным в преимуществах голландского языка при рассмотрении научных вопросов, Стевин пользовался только им. Переводы трудов Стевина появились значительно позже их публикации на голландском языке.
В области оптики примечательны имена Франческа Мавролика ( 1494— 1575)и Джована Баттисты Порты( 1543—1615).
Боязнь предрассудков, царивших в средневековой науке, удержала Мавролика от опубликования своих работ по оптике. Они были изданы лишь посмертно, В трактате Мавродика интересны в первую очередь объяснение круглых изображений Солнца, получаемых через отверстия произвольной формы, уточнение представлений об оптике глаза.
По Мавролику, хрусталик работает как линза, строящая изображение на сетчатке. Отсюда последовало объяснение причин дальнозоркости и близорукости свойствами хрусталика. Мавролик впервые указал на семь цветов в радуге (по Виттелию — их три). Им показано, что лучи не изменяют своего направления при прохождении через плоскопараллельную пластинку, что лучи, проходящие через призму, дают такие же цвета, что и в радуге.
Джован Баттиста Порта был современником Галилея, но по своему мировоззрению он принадлежит эпохе Возрождения. Порта родился в Неаполе в богатой семье, получил хорошее образование, много путешествовал. Он был плодотворным писателем, но самым примечательным его сочинением стала «Натуральная магия» в 20 книгах, пользовавшаяся огромным успехом у читателей.
Книга была переведена на английский, французский, испанский, арабский языки. Содержание «Магии» весьма своеобразно.
Там даны сведения по оптике, как приготовить фейерверки, духи, лекарства, как разводить животных, уроки кулинарии, косметики, описаны алхимические опыты, опыты по пневматике… Среди этой пестрой смеси содержатся и действительно значимые открытия, сделанные автором «Магии». Это прежде всего применение камеры-обскуры для получения рисунков и для проецирования рисунков («волшебный фонарь»).
Принцип камеры-обскуры Порта использует для объяснения процесса зрительного восприятия. Впервые в «Магии» сделана попытка описать подзорную трубу типа телескопа с параболическим зеркалом и линзой. Но вполне определенно имя изобретателя подзорной трубы, появившейся в эпоху Возрождения, назвать нельзя. Скорее всего, это было дело случая, и труба была изобретена не учеными, а ремесленниками, поскольку теоретические знания в области оптики не позволяли найти оптическую схему зрительной трубы научными методами.
Магнетизм, как нечто таинственное, весьма интересовал Порту. В «Магии» он описал свои блестящие опыты по магнетизму. Среди них опыт с железными опилками. Опилки, помещенные в пакет, под воздействием естественного магнита приобретают магнитные свойства. Рассыпанные и перемешанные, а затем вновь собранные в пакет, они теряют эти свойства.
Опыт с железными опилками, ориентирующимися по силовым магнитным линиям у полюсов магнита, описанный Портой, является первой демонстрацией действия магнитного поля.
В «Магии» описаны также опыты по отражению звука и света от сферических зеркал, трубчатый телефон и другие опыты.
Порта называет свою «Магию» « натуральной», подчеркивая тем самым, что посредством знаний, опыта, можно раскрыть тайны природы, ее «магию».
Замечательного английского ученого Вильяма Гильберта (1544—1603) называют «отцом науки об электричестве и магнетизме». Гильберт по профессии был врачом (состоял придворным врачом королевы Елизаветы Английской).
Это не помешало ему заниматься «магнитной философией», практическим направлением которой было улучшение компаса, так необходимого англичанам, стремящимся в то время к господству на море. В своем знаменитом сочинении «О магните» Гильберт описывает ставшие классическими опыты с магнитной стрелкой.
Он показывает, что всякий магнит имеет полюсы, что свойства полюсов взаимопротивоположны, разноименные полюса притягиваются, одноименные отталкиваются, что нельзя, разламывая магнит, получить один полюс и т.п. Гильберт предположил, что наша Земля — большой круглый магнит и что географические полюса совпадают с магнитными.
Для доказательства своего предположения Гильберт изготовил из естественного магнита шар. Приближая к шару легкую магнитную стрелку, Гильберт мог наглядно демонстрировать поведение этой стрелки при ее перемещении по поверхности шара, то есть как бы в различных точках земной поверхности. Значение опытов Гильберта с шаровым магнитом — имитатором магнитных свойств Земли — выходит за обычные рамки технического эксперимента и приобретает мировоззренческий смысл. В условиях лаборатории, возможно, впервые, исследовалось явление космического масштаба. Гильберт, увлеченный исследованиями магнетизма, не считал мнение Фалеса о существовании души у магнита абсурдным.
Со времен Фалеса до Гильберта знания об электрических явлениях не слишком продвинулись вперед и ограничивались сведениями о свойствах натертого янтаря притягивать некоторые легкие предметы. Гильберт расширил перечень материалов, обладающих свойством притяжения при натирании (сапфир, алмаз, аметист, стекло, сера и др.), Гильберт установил, что под воздействием пламени приобретенное свойство притягивать теряется.
Многочисленные эксперименты по электричеству привели Гильберта к попытке создать теорию электромагнитного притяжения, но эта попытка оказалась неудачной. Он, по существу, вернулся к представлению древних философов о стихиях. По Гильберту, первичными элементами являются вода и земля. Свойством притяжения обладают тела, происходящие от воды.
Итак, мы приходим к выводу, что появление собственно науки происходит в Древней Греции в VII — VI вв. до н.э. Именно между VI и IV вв. до н.э. в накопленных греками знаниях проявляются те характеристики и свойства, которые позволяют говорить о греческом комплексе знаний о природе как о науке. Среди этих характеристик — деятельность по целенаправленному получению новых знаний, наличие специальных людей и организаций для этого, наличие соответствующих материалов и технологий по получению этого знания. Цель греческой науки — постижение истины из чистого интереса к самой истине. Эта наука — системна и рациональна.
Появление и развитие науки в Древней Греции происходило в контексте всей культуры. Именно в Греции и появляются первые научные программы, существенно связанные со спецификой древнегреческой цивилизации и культуры.
Причиной того, что наука появилась именно в Древней Греции, стала единственная в своем роде революция, которая произошла там в эпоху архаики и состояла в появлении частной собственности.
Эпоха Возрождения сделала огромный вклад в развитие научной мысли благодаря новому пониманию места и роли человека в объективном мире. Человек стал пониматься отныне не как природное существо, а как творец самого себя, что и выделяет его из всех прочих живых существ. Человек становится на место Бога: он сам свой собственный творец, он владыка природы. Эта мысль была чужда языческой Греции, так как для нее природа — это то, что существует само по себе, что никем не создано. Более того, для античной науки небесные тела — нечто принципиально отличное от земного мира, это божественные существа, и создать их с помощью орудий и небесного материала было бы равносильно созданию богов — кощунственная для античности мысль.
В рассмотренные нами эпохи произошли глобальные научные открытия. Труды и работы, полученные в то время, мы применяем и в наши дни. Без них было бы невозможно представить развитие науки сегодня.
Список литературы
1. Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма//Вопросы философии. 1989. №3
2. Берном Дж. Наука в истории общества. М., 1956.
3. Виргинский B.C., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники до середины XV в. М., 1993.
4. Гайденко П. П. Проблема рациональности на исходе XX в.//Вопросы философии. 1991. №6.
Источник: www.stud24.ru
Специфика научного познания в античной Греции
Научное познание – это разновидность познавательной деятельности людей, направленная на получение объективного, обоснованного и организованного знания.
Определение 2
Античная наука – это этап развития науки в период с VI в. до н.э. по VI в. н.э.
Принято выделять четыре основных признака античной науки:
- Наука в качестве рода деятельности, направленного на приобретение новых знаний. Чтобы осуществлять такого рода деятельность, необходимо соблюдение ряда условий: специальная категория людей, средства для ее осуществления и развитые способы фиксации знаний;
- Самоценность науки, ее теоретичность и стремление достичь знания ради самого знания;
- Рациональный характер науки, что выражается в первую очередь, доказательностью ее положений и наличием специальных методов приобретения и проверки знаний;
- Систематичность научной деятельности, как по предметному полю, так и по фазам – от гипотезы до обоснованной теории.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Сравнивая античную науку с наукой Нового времени, можно отметить, что в ней отсутствует такой важный компонент как экспериментальный метод. Он был разработан позже в трудах таких выдающихся научных деятелей, как Галилей, Бойль, Ньютон, Гюйгенс.
Образование в античной Греции
Система образования начала формироваться еще в архаической эпохе Древней Греции и достигла своего пика в VI в. до н.э., в первую очередь в Афинах. К V в до н.э. в Афинах не осталось неграмотных людей. Обучение начинали в двенадцать лет, обучать брали только мальчиков, их учили читать, писать, считать. Девочек же обучали ведению домашнего хозяйства.
В 18 лет всех мальчиков собирали в городе Пирей, где на протяжении года их учили фехтовать, стрелять из лука, метать копье, обращаться с осадными орудиями и пр. После этого они несли военную службу на границе и только тогда могли считаться полноправными членами общества.
Также существовали учебные заведения более высокого статуса – гимнасии. В них преподавали грамматику, арифметику, риторику и теорию музыки.
«Специфика научного познания в античной Греции»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
В IV в до н.э. в Афинах сформировалась система высшего образования. Знаменитые философы за определенную плату обучали всех желающих искусству красноречия, истории философии и логике.
Ученые Древней Греции
Наиболее выдающимися учеными Древней Греции можно считать:
- Сократа;
- Платона;
- Аристотеля;
- Пифагора;
- Демокрита;
- Гераклита;
- Гиппократа;
- Архимеда.
Сократ – родоначальник диалектики как метода поиска и познания истины. Главным его принципом было «Познай самого себя, и ты познаешь весь мир», то есть убеждение в том, что самопознание является путем к достижению истинного блага. Добродетель в этике приравнивается к знанию, а значит, разум подталкивает человека совершать добрые поступки. Знающий человек не будет совершать дурных поступков. Сократом его учение было изложено устно, он передал знания в формате диалогов своим ученика, из сочинений которых человечество и узнало Сократе.
Платон – разработал первую классическую форму объективного идеализма. Идея – это вечные и неизменные прообразы вещей, всего, что происходит и изменчивого бытия. Вещи представляют собой подобие и отражение идей. Все эти положения изложены Платоном в его трудах.
В диалогах Платона содержится многогранная характеристика прекрасного, когда он стремился дать характеристику самой сущности красоты. В итоге, красота для Платона – это эстетически своеобразная идея. Познать ее человек может, только прибывая в состоянии особого вдохновения. Ключом к познанию всех вещей Платон считал математику, но при этом практически не интересовался ей.
Аристотель – ученик Платона, основоположник научной философии, логики и учения об основных принципах бытия. Основными областями его интересов являются человек, политика, этика и искусство. Аристотель – автор «Метафизики», «Физики», «О душе» и «Поэтики». Прекрасное для него является не объективной идеей, а объективным качеством вещей. Свойствами прекрасного являются: величина, пропорции, порядок и симметрия.
Пифагор создал таблицу умножения и теорему. Он изучал свойства целых чисел и пропорций. Пифагорейцы занимались развитием учения о гармонии сфер. Миром для них является стройный космос. Они связывали понятие прекрасного не только всеобщей картиной мира, но и соответствующих морально-религиозной направленности своей философии и понятию блага.
При разработке вопросов музыкальной акустики, пифагорейцы озвучивали проблему соотношения тонов и стремились объяснить его с математической точки зрения, то есть считали красоту гармоничной.
Демокрит открыл существование атомов, а также рассуждал о том, что такое красота. По его мнению эстетика прекрасного сочетается с принципом утилитаризма. Он считал, что человеку необходимо стремиться к достижению блаженства и благодушия. В определении красоты Демокрит подчеркивал ее меру и соразмерность.
Гераклит понимал красоту сквозь диалектику. Гармония для него не была статичным равновесием, как для пифагорейцев, а движущемся и динамичным состоянием. Противоречие выступает созидателем гармонии и условием существования прекрасного: расходящееся сходится, а прекраснейшее согласие происходит из противоположности, и все протекает в связи с раздором.
Такое единство борющихся противоположностей по Гераклиту считалось образцом гармонии и сущностью прекрасного. Впервые Гераклит поставил вопрос о характере восприятия прекрасного. Его невозможно постичь вычислениями или отвлеченным мышлением, оно познается интуитивно, через созерцание.
Гиппократ – основатель научной медицины, автор учения о целостности человеческого организма, теории индивидуального подхода к больному, а также традиции ведения истории болезни, трудов по врачебной этике, в которых особенное внимание он обращал на высокий моральный облик врача, автор профессиональной клятвы.
Замечание 1
Гиппократ завершил переход от религиозно-мистических представлений обо всех процессах, связанных с человеческим здоровьем и возможными болезнями, который начали натурфилософы, к их рациональному объяснению. Медицина жрецов сменилась медициной врачей, базирующихся на точных наблюдениях.
Архимед – открыл закон, в соответствии с которым не тело, погруженное в жидкость, влияет выталкивающая сила, равная весу вытесняемой воды. Чтобы измерить длину кривых и определить площадь и объем тела, Архимед использовал Геометрию. Им были разработаны разнообразные конструкции, например, водоподъемный винт. Принцип Архимедова винта используется и сегодня. Так, он применяется, чтобы откачивать воду из судов, получивших пробоину.
Источник: spravochnick.ru
Ученые Древней Греции
Древняя Греция, несмотря на свои небольшие размеры, была одним из ведущих государств Древнего мира по части науки и образования. Греки дали миру плеяду учёных в разных сферах, а также первую в мире академию. Греческий язык наравне с латынью является одним из языков науки, что заметно по терминам. Например, философия, география, геология, биология и многие другие названия наук имеют греческое происхождение.
Образование и философия в Греции
Расцвет древнегреческого образования пришёлся на VI век до н. э. и совпал с оформлением полисной демократии и великой греческой колонизацией на пространстве северо-западной Африки и до Азовского моря.
Греки торговали и контактировали со множеством народов, поэтому у них накапливались знания об окружающем мире. Этому способствовало и появление греческого алфавита, одного из древнейших после финикийского.
Крупнейшим центром науки и образования стали Афины. Почти все их свободные жители были грамотными к концу VI века до н. э. Мальчиков обучали в школах с 12 лет, девочек обучали дома ведению хозяйства. К основным предметам, которые изучали древние греки, относились: грамматика, арифметика, риторика, теория музыки, астрономия, геометрия, диалектика и гимнастика.
К выдающимся философам Древней Греции следует отнести Сократа и Платона, которые жили на рубеже V и IV веков до н. э. Сократ стал одним из родоначальников диалектики. Именно он предположил, что истина рождается в споре. Философ Платон выделил математику как ключ к познанию всего и написал несколько сочинений на тему классической формы объективного идеализма.
Философ Аристотель жил в IV веке до н. э. и вошёл в историю как воспитатель полководца и царя Александра Великого. От Аристотеля ведёт свою историю научная философия, логика, учение о форме и материи, причинах и цели. Он классифицировал формы правления государством на правильные и неправильные. К первым он относил монархию, аристократию и политию. Ко вторым — тиранию, олигархию и охлократию.
Высшее образование возникло в Афинах в IV веке до н. э. В Спарте из-за её бедности и милитаризации уровень образования был пониже. Хотя и там изучали письмо, счёт, пение и военное дело. В Древней Греции зародилась философия, рациональное мышление и преднаука. Утверждение о появлении там науки считается спорным.
Представители точных и гуманитарных наук
Философ Фалес жил на рубеже VII–VI веков до н. э. Он стал первым изучать электричество, а также прославился трудами по астрономии и геометрии. Пифагор, уроженец острова Самос, создал знаменитую теорему, которую и сейчас изучают в школьном курсе геометрии. Выдающимся физиком, математиком и инженером был выходец из древнегреческой колонии на острове Сицилия — Архимед из Сиракуз. Он открыл статику, гидростатику, рычаг, винт, построил планетарий, и ему принадлежит знаменитое восклицание «Эврика!».
Основателем современной научной медицины считается Гиппократ, проживший около 100 лет, с 460 по 356 год до н. э. Ему принадлежат труды по врачебной этике и традиция ведения истории болезни и переход от медицины жрецов к медицине врачей. Он придумал правило «Не навреди». Его современник, философ Демокрит, открыл атомы.
«Отцом истории» считается древний грек Геродот, который родился в 484 году до н. э. в городе Галикарнас. Сейчас это Бодрум в Турции. Геродот прожил около 60 лет и совершил несколько путешествий по Северной Африке, Ближнему Востоку, Греции и Причерноморью. В его сочинениях есть ценные сведения по географии и этнографии юга России и Украины.
Что мы узнали?
Кратко учёных Древней Греции и их открытия изучают в школьном курсе истории 5 класса. Среди них были знаменитые математики, астрономы, историки, философы, военные стратеги и врачи. Список ключевых древнегреческих ученых включает 10 человек. К ним относятся Аристотель, Сократ, Платон, Пифагор, Геродот, Гиппократ и другие.
Источник: obrazovaka.ru