ерепаха и Чертежник имеют разные команды и работают в разных системах координат: Черепаха в естественной, а Чертежник — в прямоугольной. Поэтому Черепаха очень легко рисует развернутые фигуры, например вот такую:
где используется процедура для построения одного цветка
вперед ( 60 ); влево ( 45 );
вперед ( 25 ); вправо ( 30 );
вперед ( 25 ); вправо ( 150 );
влево ( 45 ); назад ( 60 );
Благодаря естественной системе координат Черепаха отлично справилась с работой. Теперь вообразите, сколько усилий надо затратить, чтобы научить Чертежника рисовать такую фигуру.
Однако у Черепахи тоже есть недостатки. Так ей трудно начертить прямоугольный треугольник, потому что она должна знать длины всех его сторон и все углы (Чертежник легко решает эту задачу, зная длины только двух сторон, которые пересекаются под прямым углом).
Переменные и использование памяти
Пример 1. Построить на экране с помощью исполнителя Чертежник квадрат, длину его стороны ввести с клавиатуры и рассчитать площадь этого квадрата.
Управление исполнителем.Чертёжник | Информатика 6 класс #24 | Инфоурок
вывод «Введите длину стороны квадрата»;
вывод «Площадь квадрата со стороной «, a,
вектор ( 0, a ); вектор ( a, 0 );
вектор ( 0, — a ); вектор ( — a, 0 );
Пример 2. Составить программу для решения системы двух линейных уравнений:
Сначала мы должны решить эту систему в общем виде, то есть “в буквах”. Это можно сделать, выразив y из первого уравнения
и подставив результат во второе:
Выразив отсюда x, получаем
Таким образом, исходными данными являются значения a1, b1, c1, a2, b2, c2, по ним мы сначала вычисляем x, а затем – y, которые и будут результатами программы. Заметим, что систему нельзя решить этим способом, когда b1=0 или знаменатель выражения для x равен нулю. Эти случаи надо обрабатывать отдельно, сообщая об ошибке.
float a1, b1, c1, a2, b2, c2, x, y, d = 0;
вывод «Введите a1, b1 и c1 «;
вывод «Введите a2, b2 и c2 «;
x = (c2 — b2*c1/b1) / d;
вывод «Решение системы: x = «, x, «, y justify»> >
вывод «Система вырожденна.»;
Цикл с параметром
арисуем на экране с помощью исполнителя Чертежник веер из n лучей, концы которых находятся на одном уровне по оси y, а расстояние между концами соседних лучей равно d. Исполнитель находится в точке А.
Рассмотрим разные способы решения этой задачи. Первый отрезок направлен вертикально вниз, то есть ему соответствует вектор(0,-h). После этого лучше поднять перо и вернуться обратно в точку А. Следующий отрезок рисуется командой вектор(d,-h), дальше будет вектор(2d,-h) и т.д. Заметим, что в команде вектор изменяется только координата x, которая принимает последовательно значения 0,d,2d,3d. (n-1)d, то есть, начальное значение x равно 0, цикл выполняется пока x и с каждым шагом значение x увеличивается на величину d.
Для решения удобно использовать цикл с параметром, который так и называется – цикл или for (от английского for – “для”).
Команда OnVector в PascalABC
вывод «Введите d, h и n «;
Как видно из этой программы, все операции с переменной d сгруппированы в заголовке цикла внутри круглых скобок. Три части отделяются знаком “;”, так же как и конец команды:
- Начальное условиеx=0 выполняется один раз перед началом цикла;
- Условие продолженияxd говорит о том, при каком условии цикл будет выполняться (если в самом начале это условие неверно, то цикл не выполнится ни одного раза);
- Изменение переменной циклаx=x+d- этот оператор выполняется каждый раз в конце очередного прохода тела цикла.
Как можно заменить этот цикл на цикл повтори? на цикл пока?
1. Что нарисует Чертежник , выполнив программу:
вектор (4, 0); вектор (0, 4);
вектор (-4, 0); вектор (0, -4);
вектор (0, 4); опусти_перо;
вектор (2, 2); вектор (2, -2); подними_перо;
2. Не «отрывая пера от бумаги» и не проводя одну линию два раза нарисовать
3. Составить программы для исполнителя Чертежник
Источник: studfile.net
Какую фигуру нарисует исполнитель чертёжник, выполнив программу?
•круг
•квадрат
•треугольник
•прямоугольник
Сначала он перемещается в точку 3, 3 и начинает рисовать (опускаем перо).
Смещается на вектор (2,1) — перемещается на 2 единицы вправо, на одну вверх (это действие повторяется два раза). Эти два действия нарисуют прямую, которая будет гипотенузой этого (прямоугольного) треугольника.
Сместиться на вектор (0,-2) — по оси OX смещения нет, чертёжник смещается вниз на 2 единицы. Это один из катетов этого треугольника.
Сместиться на вектор (-4,0) — перемещаемся параллельно оси OX на 4 единицы влево. Это второй катет этого прямоугольника.
Результат на фото.
Источник: 5pages.net
Урок 29
Исполнитель Чертежник
Пример алгоритма управления Чертежником
Работа в среде исполнителя Чертёжник
Изобразим с помощью Чертёжника треугольник, положение вершин которого на координатной плоскости определяется парами чисел (1, 1), (3, 5), (5, 2) (рис. 66).
Так как в начале работы перо Чертёжника всегда поднято, то для рисования треугольника с заданными координатами достаточно выполнить следующую последовательность команд:
сместиться в точку (1, 1) опустить перо
сместиться в точку (3, 5)
сместиться в точку (5, 2)
сместиться в точку (1, 1)
Предложите другие варианты выполнения этого задания. При этом число команд не должно превышать пяти (есть пять других вариантов).
А теперь составим такой алгоритм управления Чертёжником, чтобы с его помощью в произвольном месте координатной плоскости можно было нарисовать прямоугольник со сторонами, параллельными координатным осям, длины которых равны 2 и 4 единицам.
Зафиксируем одну из вершин прямоугольника в точке (1, 1). Нужный рисунок на координатной плоскости может выглядеть, как показано на рис. 67.
Предложите другой вариант рисунка, удовлетворяющий заданным условиям: одна из вершин прямоугольника расположена в точке (1, 1), а длины его сторон равны 2 и 4 единицам. (Существуют ещё семь вариантов.)
Можно определить координаты каждой из вершин этого прямоугольника и для его изображения составить следующую программу:
сместиться в точку (1, 1)
сместиться в точку (1, 3)
сместиться в точку (5, 3)
сместиться в точку (5, 1)
сместиться в точку (1, 1)
Этот алгоритм не будет решать поставленную задачу, если изменить координаты начальной точки (рис. 68). Изменение координат одной из вершин повлечёт за собой пересчет координат всех вершин прямоугольника. Причём это придется делать самому разработчику алгоритма.
Воспользуемся для рисования прямоугольника командой относительного смещения.
Пусть (х, у) — координаты вершины А прямоугольника ABCD (рис. 69).
Тогда координаты вершины В можно записать как (х, у + 2), вершины С — как (х + 4, у + 2), вершины D — как (х + 4, у) (см. рис. 69).
Чтобы изобразить отрезок АВ, воспользуемся командой сместиться на вектор (0, 2).
В результате Чертёжник сдвинет перо из точки с координатами (х, у) в точку с координатами (х + 0, у + 2).
По команде сместиться на вектор (4, 0) перо окажется в точке (х + 4, у + 2). Чтобы из этой точки перейти в точку (х + 4, у + 0), следует выполнить команду сместиться на вектор (0, -2). По команде сместиться на вектор (-4, 0) перо Чертёжника прочертит отрезок к точке А:
Если в качестве вершины А зафиксировать точку с координатами (1, 1), то программа будет выглядеть так:
сместиться в точку (l, 1)
сместиться на вектор(0, 2)
сместиться на вектор(4, 0)
сместиться на вектор(0, -2)
сместиться на вектор(-4, 0)
Для того чтобы нарисовать прямоугольник в другом месте координатной плоскости, например в точке с координатами (5, 5), достаточно изменить в этой программе только первую строку:
сместиться в точку (5, 5)
С помощью команды абсолютного смещения рисунок «привязывается» к строго определенным точкам координатной плоскости. Она используется чаще всего для установки начального положения пера Чертёжника.
Команды относительного смещения применяются для создания рисунков, у которых точное место не важно или которые нужно воспроизводить в разных местах.
Следующая страница Плакат «Исполнитель»
Cкачать материалы урока
Источник: xn—-7sbbfb7a7aej.xn--p1ai