Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА) – комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (далее – ИПРА инвалида) и индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (далее — ИПРА ребенка-инвалида), разрабатываются и выдаются федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее — Федеральное бюро МСЭ), главными бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации (далее — главные бюро МСЭ) и их филиалами – бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее – бюро МСЭ).
Индивидуальная программа реабилитации, что нужно знать / #ипр #инвалид #мсэ
ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) содержит реабилитационные или абилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду (ребенку-инвалиду) бесплатно в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р (далее – Федеральный перечень), реабилитационные или абилитационные мероприятия, технические средства реабилитации, товары и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также рекомендуемые товары и услуги, предназначенные для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов за счет средств (части средств) материнского (семейного) капитала.
Порядок разработки и реализации ИПРА инвалида, ИПРА ребенка-инвалида, а также их формы утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 июня 2017 г. № 486н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» (далее – Порядок).
ИПРА инвалида разрабатывается на 1 год, 2 года или бессрочно, ИПРА ребенка-инвалида разрабатывается на 1 год, 2 года, 5 лет или до достижения возраста 14 либо 18 лет.
В программе указываются конкретные мероприятия, срок, на который разработана ИПРА и исполнитель. Срок ИПРА должен соответствовать сроку установленной группы инвалидности (категории «ребенок-инвалид»), а срок проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий не может превышать срок ИПРА.
Формируется ИПРА в двух экземплярах: один экземпляр (оригинал) выдаётся на руки инвалиду, о чём делается запись в журнале выдачи ИПРА, второй экземпляр приобщается к акту освидетельствования инвалида (ребенка-инвалида). В случае отказа инвалида подписать ИПРА, она (оригинальный вариант) также приобщается к акту освидетельствования.
Как получить индивидуальную программу реабилитации инвалида?
Законный или уполномоченный представитель инвалида (ребенка-инвалида) может отказаться от получения ИПРА путем подачи в бюро МСЭ в простой письменной форме заявления, которое приобщается к акту медико-социальной экспертизы гражданина.
В соответствии с Порядком, ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы гражданина исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных.
Разработка ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) осуществляется специалистами бюро МСЭ (главного бюро, Федерального бюро) с учетом рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации или абилитации, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном медицинской организацией (далее — направление на медико-социальную экспертизу).
При необходимости внесения изменений в ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида).
В новой ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) указываются реабилитационные или абилитационные мероприятия, технические средства реабилитации, товары и услуги, в которых нуждается инвалид (ребенок-инвалид) на момент проведения медико-социальной экспертизы. Ранее выданная ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) погашается.
При необходимости внесения исправлений в ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) в связи с:
— изменением антропометрических данных инвалида (ребенка-инвалида) – вес, рост;
— необходимостью уточнения характеристик ранее рекомендованных видов реабилитационных или абилитационных мероприятий инвалиду (ребенку-инвалиду) (например, изменение размеров подгузников, параметров кресла-коляски);
— изменением персональных данных инвалида (ребенка-инвалида) – ФИО, дата рождения;
— в целях устранения технических ошибок (описка, опечатка, грамматическая, арифметическая либо подобная ошибка) по его заявлению либо по заявлению законного или уполномоченного представителя инвалида (ребенка-инвалида) взамен ранее выданной составляется и выдается новая ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу.
При этом изменение иных сведений, указанных в ранее выданной ИПРА не осуществляется.
Положениями нормативно-правовых документов по медико-социальной экспертизе и реабилитации в разрабатываемую форму ИПРА, никаких иных дополнительных записей в произвольной форме, указаний причин изменения содержания ИПРА, а также ссылок на нормативные документы не допускается.
Если ИПРА ранее не разрабатывалась (либо была разработана ИПР старого образца), необходимо обратиться в медицинскую организацию, где наблюдается инвалид, и заполнить направительные документы на медико-социальную экспертизу. На основании этих документов проводится освидетельствование, по результатам которого определяется потребность в реабилитационных мероприятиях и разрабатывается ИПРА.
В случае утраты ИПРА, ее копия по заявлению может быть выдана инвалиду (или его законному, уполномоченному представителю) в бюро МСЭ.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со статьей 11.1 Федерального закона, к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.
Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Дополнительные средства для финансирования расходов на предусмотренные настоящей статьей технические средства реабилитации инвалидов могут быть получены из иных не запрещенных законом источников.
При решении вопроса о нуждаемости инвалида в конкретном наименовании технического средства реабилитации (далее –ТСР) за счет средств федерального бюджета специалисты федеральных государственных учреждений МСЭ руководствуются Перечнем показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 декабря 2017 г. №888н.
В случаях, когда по результатам проведенной медико-социальной экспертизы установлены медицинские показания и отсутствуют медицинские противопоказания для определения нуждаемости в ТСР, не входящих Федеральный перечень, запись о нуждаемости в них вносится в раздел ИПРА «ТСР и услуги, предоставляемые инвалиду (ребенку-инвалиду), за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, за счет средств инвалида (ребенка-инвалида) либо других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности».
Предоставление инвалидам (детям-инвалидам) ТСР за счет средств инвалида (ребенка-инвалида) либо других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности осуществляется в соответствии с медицинскими показаниями (при отсутствии медицинских противопоказаний), определенными в ходе проведения медико-социальной экспертизы с учетом рекомендаций врачей медицинских организаций, при условии использования ТСР в целях компенсации или устранения имеющихся у него стойких ограничений жизнедеятельности.
Решение о необходимости обеспечения инвалидов (детей-инвалидов) ТСР за счет средств бюджета ХМАО-Югры принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами в соответствии с медицинскими показаниями, определенными приказом Департамента социального развития ХМАО-Югры Департамента здравоохранения ХМАО-Югры от 18.01.2016 №2-нп/1-нп «Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации» (с изменениями от 22.08.2017г., 12.02.2019г.).
Порядок заполнения ИПРА ребёнка-инвалида в части определения нуждаемости в товарах и услугах, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, определен Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, путем компенсации затрат на приобретение таких товаров и услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2016 г. № 380. Перечень товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов утвержден распоряжением Правительства РФ от 30 апреля 2016 г. № 831-р.
Специалист по реабилитации
Источник: admmegion.ru
Перечень документов, необходимых для предоставления соц. услуг
Для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании на дому гражданин или его законный представитель, либо в интересах гражданина иные граждане, в территориальную комиссию вместе с заявлением должны предоставить следующие документы:
1.копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность и место жительства гражданина;
2. копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность и место жительства законного представителя гражданина;
3. копия документа, удостоверяющего полномочия законного представителя;
4. справка о составе семьи по месту жительства;
5. документы о доходах заявителя и совместно проживающих членов семьи за 12 последних месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления;
6. копии справок об инвалидности и справки индивидуальной программы реабилитации инвалидов;
7. медицинское заключение из медицинской организации о состоянии здоровья гражданина и об отсутствии медицинских противопоказаний к соц. обслуживанию на дому;
8. копия документа, подтверждающего принадлежность лица к категории граждан, в отношении которых осуществляются меры социальной поддержки;
9. сведения о зарегистрированных в жилом помещении гражданах с указанием ФИО, даты рождения и родственных отношений к заявителю (в случае если жилье относится к муниципальному жилищному фонду);
10. документы, подтверждающие родственные отношения к заявителю: свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака.
Социальные услуги на дому предоставляются получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг (ИППСУ) на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с получателями социальных услуг или их законными представителями в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.
Индивидуальная программа предоставления социальных услуг (ИППСУ) является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом.
ИППСУ составляется исходя из потребности граждан в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем 1 раз в три года.
Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.
Социальные услуги на дому предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты.
Источник: csonvo.ru
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по применению модели составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг и индивидуального плана ухода на основе типизации
Принципами СДУ являются признание дефицита самообслуживания одним из критериев нуждаемости, формирования ИППСУ на основе типизации и составление индивидуального плана ухода, учитывающего степень зависимости от посторонней помощи, индивидуальные ресурсы и проблемы получателя социального обслуживания.
СДУ предполагает сохранение максимально долгого пребывания граждан, имеющих дефицит самообслуживания, в привычной, домашней обстановке, либо — в случае невозможности организовать надлежащий уход дома – в стационарной организации социального обслуживания в условиях, гарантирующих достойное качество жизни.
В «Комплексе мер по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, включающими сбалансированное социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому в стационарной и полустационарной форме с привлечением патронажной службы и сиделок, а также поддержку родственного ухода» № ОГ-П12-8359 от 14.12.2017 впервые ставится задача о разработке и внедрения процесса типизации в целях упорядочивания признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании
- В настоящих методических рекомендациях под типизацией понимается определение степени зависимости конкретного гражданина от посторонней помощи (потребности в уходе) с последующим отнесением его к определенной группе ухода в процессе признания его нуждающимся в получении социального обслуживания.. Все граждане, получающие социальное обслуживание в настоящее время или желающие получать его в будущем, будут проходить процедуру типизации.
Типизация организуется органами социальной защиты или организациями социального обслуживания согласно регламенту (см. «Регламент проведения типизации»).
В отношении пожилых людей и людей с инвалидностью, получающих социальное обслуживание, типизация является достаточно точным способом оценки степени зависимости от посторонней помощи. При одинаковых медицинских диагнозах или ситуациях, разные люди по разному преодолевают тяжесть заболеваний и жизненные трудности. Это зависит от личностных особенностей каждого человека (уровня его образования, типа нервной системы, уровня интеллекта, мотивации, способности совершать волевые усилия, психологической устойчивости). Другим фактором, влияющим на зависимость от посторонней помощи, может являться среда, в которой живет человек (дом без лифта, отсутствие пандуса, узкий дверной проем, печное отопление и другое).
Результаты типизации должны стать одним из критериев для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании; эту нормурекомендуется закрепить соответствующим документом.
Сотрудники органов социальной защиты или организаций социального обслуживания, проводящие типизацию должны иметь квалификацию не ниже квалификационного уровня специалиста социальной работы, опыт работы по специальности и пройти дополнительное обучение. Наличие медицинского образования у этих специалистов не обязательно.
Итогом типизации будет достоверная информация о том, насколько получатель социального обслуживания зависит от посторонней помощи при уходе за собой и при ведении домашнего хозяйства: с чем он может справляться полностью, частично или не может совсем, то есть, определены дефициты самообслуживания.
Инструментом для типизации является Бланк оценки зависимости от посторонней помощи(бланк диагностики далее — БД); с его помощью определяется количество баллов за выраженность или отсутствие какого-либо дефицита в самообслуживании в определенной сфере жизнедеятельности, а также иные состояния человека, комплексно влияющие на осуществлении основных жизненных потребностей.
Диапазоны суммарных баллов определяют группу ухода, от которой зависит право на объем социальных услуг (например, в часах в неделю) каждому получателю. Все получатели будут разделены на определённые группы ухода с целью упорядочивания объемов оказания услуг. Понятие объема ухода (по группе ухода) в стационарной форме социального обслуживания относится к вопросу бюджетирования (финансирования) учреждения, расчета количества необходимого персонала по отделениям и специалистов узкого профиля и т.д.
Учитывать результаты типизации рекомендуется в блокеинформационной системы учета социальных услуг, которая используется в регионе. На этапе апробации и внедрения СДУ возможны временные IT-решения по учету результатов типизации. Единая Информационная системаСДУ (далее — ЕИС СДУ) должна рассчитывать автоматически сумму баллов и группу ухода.
Если нуждающимся признан гражданин, который по результатам типизациине имеет снижения способности к самообслуживанию (нет дефицитов самообслуживания), но законодательство позволяет ему получить статуснуждающегося по совокупности иных критериев, то либо ему должны быть оказаны срочные социальные услуги, либо ЕИССДУ сформирует ИППСУ, но не позволит составить для него Индивидуальный план ухода.
- Результаты типизации являются одним из источников информации для формирования ИППСУ. ИППСУ — юридический документ, где отражены права получателя на предоставление определенного перечня услуг. Проведение типизации позволит внести в ИППСУ те услуги, которые показаны получателю по его состоянию, и исключит включение избыточных или нерелевантных социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологическихуслуг. Необходимость в оказании социально-педагогических, социально-правовых, социально-трудовых услуг и услуг в целях повышения коммуникативного потенциала определяется из иных источников информации о получателе (составе семьи, потребности в занятости, образовании, анализа социальной ситуации,потребности в правовой помощи). Процесс формирования ИППСУ посредством ЕИС СДУ должен быть связан с результатом типизации: определением группой ухода (объема ухода) и соотносить услуги с выявленными дефицитами.
Для организации долговременного ухода любой форме социального обслуживания рекомендуется актуализировать перечень услуг, внести изменения в стандарты их оказания, проанализировать кратность (частоту), норматив времени, объективность тарифов. Необходимо учитывать различный статус получателей, признанных нуждающимися, в отношении права на бесплатное, частично платное обслуживание или обслуживание, осуществляемое за полную плату. В документе, регламентирующем перечень и условия предоставления услуг, следует прописать приоритет предоставления услуг, без оказания которых жизненные (приоритетные) потребности человека не будут удовлетворены в минимальном, но достаточном для достойной жизни объеме. При составлении ИППСУ на основе типизации и заключении договора о предоставлении социального обслуживания в надомной форме рекомендуется исключить возможность замены приоритетных услуг на второстепенные.
- ИПУ является логичным продолжением ИППСУ: он определяет цели ухода. Для постановки целей в ИПУ учитываются не только дефициты самообслуживания, выявленные в процессе типизации получателя, но и его индивидуальные ресурсы и возможные проблемы. Кроме того, в ИПУ будет учтено реальное состояние и возможности жилища и внешние ресурсыполучателя: поддержка семьи, религиозных, общественных организаций(см. «Методические рекомендации по составлению ИПССУ и ИПУ на основании типизации »).
Использование ИПУ позволяет управлять персоналом организации социального обслуживания в зависимости от компетенций сотрудников, выполнять стандарт оказания услуг, вести контроль за выполнением целей ухода, всегда быстро получить информацию о состоянии получателя из одного источника.
- В надомной форме социального обслуживания долговременныйуход за пожилыми и инвалидамиорганизуется всотрудничестве с учреждениями здравоохранения. При получении медицинского заключения об имеющихся противопоказаниях к социальному обслуживанию на дому, получательдолжен также получить заключение из амбулаторного учреждения здравоохранения (поликлиники, ФАП и пр.) о социальных назначениях врача (медицинских рекомендациях и противопоказаниях) (см. «Методические рекомендации по составлению ИПССУ и ИПУ на основании типизации»), которые учитываются при составлении ИПУ. Форму документа о социальных показаниях врача как элемента межведомственного взаимодействия рекомендуется закрепить соответствующим нормативным актом.
Если потенциальный (или текущий) получатель выписывается из стационарного учреждения здравоохранения и не сможет посетить поликлинику, то Заключение о рекомендациях и противопоказаниях выдается вместе с выписным эпикризом.
- В мероприятия по выполнению ИПУ должны войти услуги из ИППСУ и виды работ, индивидуально подобранные и направленные на достижение элементарных потребностей для нормальной жизнедеятельности получателя.
Для ухода, организованного на современном уровне, следует рассмотреть возможности удовлетворения потребностей: в общении и поддержании социальных контактов, передвижении вне жилища и/или внутри него (если необходимо – в пределах кровати), возможности быть ухоженнымпри отправлении естественных потребностей, есть и пить, возможности одеваться, обучаться новым навыкам, удобно спать и расслабляться (отдыхать), продолжать ощущать себя человеком своего пола, выполнять назначения врача, возможности справляться с жизненными ситуациями. Некоторые из этих потребностей могут динамично изменяться в процессе жизнедеятельности получателя, в том числе в результате осуществления ухода, некоторые будут неизменны. Цели, прописанные в ИПУ, должны быть направлены на развитие и поддержание способности к самообслуживанию получателя, на улучшение жизнедеятельности человека в целом и/или на минимизацию рисков осложнений от заболеваний и обстоятельств, которые могут ухудшить жизнедеятельность получателя.
- Период, на который будет составляться ИПУ, рекомендуется определять в зависимости от возможностей достижения целей ухода. Средний срок, на который составляетсяИПУ — 2-4 месяца. Период действия ИПУ не может превышать сроки, на которые составлена ИППСУ.
- В составлении ИПУ принимает участие специалист социальной работы и социальный работник или помощник по уходу. Ответственность за составление ИПУ несет специалист социальной работы (при надомной форме социального обслуживания).
Для получателей, получающих социальное обслуживание в стационарной форме, ИПУ составляется междисциплинарной командой (далее – МДК); ответственным является специально назначенный сотрудник (обычно – медицинская сестра).
Составление ИПУ желательно проводить вместе с получателем социального обслуживания и/или его семьей. Это необходимо для поддержания мотивации пожилого или тяжелобольного человека, создания атмосферы доверия и сотрудничества между получателем и сотрудниками организации социального обслуживания для достижения целей ухода. Оригинал ИПУ хранится на дому у получателя (в случае надомной формы социального обслуживания), а копия — в организации социального обслуживания. ИПУ является рабочим документом, подписи получателя не требуется. В стационарных организациях ИПУ хранится в месте, доступном всем членам МДК.
- При организации долговременного ухода на дому в целях ответственного выполнения ИПУ рекомендуется документировать состояние получателя социального обслуживания и выполнение приоритетных видов работ (см. «Ведение документации по уходу»).Перечень документации следует из Заключения о рекомендациях и противопоказаниях, выданных учреждением здравоохранения, выполняемых услуг, внесенных в ИППСУ, и видов работ, выполняемых согласно ИПУ. Ответственным за ведение документации является специалист социальной работы. Обязательными является заполнения общих сведений о получателе с контактами его близких (доверенных) лиц, запись биографических сведений о получателе (с его слов и/или его семьи, соседей, коллег), дневник приема лекарственных средств, дневник обращений за медицинской помощью. Документация (в виде дневников) может иметь табличную форму. Документация должна отображать актуальную информацию о здоровье получателя и деятельности социального работника или помощника по уходу на дому у получателя, сохранять уважение к частной жизни получателя, за исключением случаев, когда есть угроза здоровью и жизни получателя социального обслуживания. Документация ведется в одном экземпляре и хранится на дому у получателя и предоставляется контролирующим организациям по требованию.
Источник: xn—-7sbyafedtfjcnpf0b2b.xn--p1ai