Галушко И. Г., Кокаян К. Т. Опыт моделирования ОП ДО с учетом концептуальных положений программы «Радуга» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 10. – С. 116–120. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56831.htm.
Аннотация. Новая структура программы делает её удобной основой для создания Образовательной программы дошкольного учреждения. Программа «Радуга» для тех, кто хочет, чтобы в детском саду детям было уютно, спокойно, радостно и интересно жить, для воспитателей, которые берут на себя заботу о детях в возрасте от двух до восьми лет.
Полный текст статьи
Я хочу поделиться с вами нашим опытом моделирования ОП ДО с учетом концептуальных положений программы «Радуга», авторы Е.В.Соловьева, Т.И.Гризик, Т.Н.Доронова, С.Г. Якобсон.
Программа «Радуга» для тех, кто хочет, чтобы в детском саду детям было уютно, спокойно, радостно и интересно жить, для воспитателей, которые берут на себя заботу о детях в возрасте от двух до восьми лет.
«Радуга» — отечественная программа, отражающая реалии российской культуры, созданная на основе общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьева и реализующая культурно-исторический подход Л.С. Выгодского. Это проверенная на практике программа, переработанная в соответствии с ФГОС ДО, личностно-развивающая программа, реализующая индивидуальный потенциал каждого воспитанника и обеспечивающая системную подготовку ребёнка к последующей ступени образования. Программа, удобная в работе и позволяющая создавать атмосферу радости в каждом детском саду и в каждой группе.
2 Видеоурок по гомеопатической программе Радуга-online — Реперторий 1
Новая структура программы делает её удобной основой для создания Образовательной программы дошкольного учреждения. На основе ФГОС ДО мы разработали ОП, в которой учтены концептуальные положения обновленной программы Радуга».
Для начала остановимся на общих характеристиках образовательной программы ДОУ. В нашей программе три раздела: целевой, содержательный и организационный раздел. Соответственно в каждом разделе две части — обязательная часть и часть формируемая участниками образовательного процесса.
Целевой раздел программы включает в себя пояснительную записку в которой прописываются цели и задачи из программы «Радуга» и наши годовые задачи, принципы, которые обозначены Стандартом, тем самым содержательно раскрывая и представляя пути практической реализации в конкретной образовательной деятельности. Так же указываем значимые для разработки программы характеристики, в том числе.
Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют целевые ориентиры возможных достижений, определенных в Стандарте не по возрастным группам, а в целом к завершению дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС ДО в содержательном разделе Образовательной Программы нами представлены:
- • описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях;
- • способы и направления поддержки детской инициативы;
- • взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников;
- • коррекционная работа;
- • подходы к организации педагогической диагностики.
Реализация программы происходит в формах, специфических для детей дошкольного возраста и прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Программа «Радуга» — реализуем ФГОС — часть 1
Наличие плавательного бассейна позволяет нам проводить образовательную деятельность, с детьми начиная со средней группы, используя парциальную программу «Послушные волны», автор Чекминева.
В 2015 году были выделены средства на улучшение материально- технической базы, и мы приобрели базовый комплект LEGOEducation дня с использованием парциальной программы «LEGO в детском саду»,(часть формируемая участниками образовательного процесса)
Программа «Радуга» полностью методически обеспечена и предоставляет педагогу поддержку в виде комплекта, включающего в себя:
• описание педагогической работы по реализации в образовательном процессе содержания всех образовательных областей — социально-коммуникативное развитие,познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,
физическое развитие;
• описание взаимодействия педагогов с детьми в основных формах детской деятельности— игровой, творческой изобразительной, речевой, музыкальной, театральной, исследовательской; общении; познании; начальных формах трудовой и учебной деятельности;
• формы организации жизни детей в детском саду и систему планирования образовательной деятельности по всем возрастным группам;
• комплект пособий для детей по всем возрастным группам;
• описание системы управления образовательной организацией, которая позволяет
обеспечить создание в образовательной организации требуемых Стандартом психологопедагогических условий.
К сожалению еще не все методические пособия напечатаны. Большая часть пособий находится в печати.
Поддержка детской инициативы
2 мес.-1 год: приоритетной сферой проявления детской инициативы является развитие мимических и вокальных реакций на окружающее, развитие движений тела.
1-2 года: приоритетной сферой проявления детской инициативы является активное самостоятельное передвижение в пространстве, исследование предметов на основе манипулирования.
2-3 года: приоритетной сферой проявления детской инициативы является самостоятельная исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира.
3-4 года: приоритетной сферой проявления детской инициативы является продуктивная деятельность.
4-5 лет: приоритетной сферой проявления детской инициативы является познавательная цеятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками.
5-6 лет: приоритетной сферой проявления детской инициативы является внеситуативно личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационная познавательная инициатива.
6-8 лет: приоритетной сферой проявления детской инициативы является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметной, в том числе орудийной, деятельности, а также информационная познавательная деятельность.
Современный родитель стремится к диалогу, он хочет, чтобы его пожелания по воспитанию ребёнка учитывались, его мнение было услышано, его взгляды были учтены в работе воспитателей. Сделать это нелегко. Построение гармоничного, адекватного взаимодействия с родителями требует много терпения, такта, мудрости. Опыт показывает, что современные родители в наибольшей степени заинтересованы в активных формах обучения, таких, как практические занятия и тренинги. Наиболее эффективными формами взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников с точки зрения повышения родительской компетентности являются:
• ролевая игра, направленная на поиск нестандартных и эффективных способов воздействия на ребёнка в различных ситуациях;
• психологический тренинг общения, обучение умению видеть реакцию партнёра по общению и учитывать её, меняя собственный стиль общения; обучение умению понимать и осознанно использовать невербальные компоненты коммуникации;
• тренинг самоконтроля и психоэмоциональной саморегуляции;
• рефлексия собственного стиля родительского поведения и формирование осознанных установок на желаемое поведение.
Содержательный раздел Программы дополнен описанием инклюзивного образования и коррекционной работы.
Коррекционно-педагогическую работу в ДОО авторы Программы считают целесообразно осуществлять в рамках двухкомпонентной модели, предполагающей наличие двух блоков психолого-педагогической поддержки семьи и ребёнка.
Первый блок — базовый коррекционный — ориентирован на оказание коррекционной помощи для всех без исключения детей раннего и дошкольного возраста, приступивших к усвоению программ дошкольного образования и испытывающих трудности временного или парциального характера, — дети с неярко выраженными отклонениями в развитии.
Второй блок — специальный и инклюзивный — предназначен для детей с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих выраженные трудности интенсивного и/или постоянного характера, — дети с нарушениями развития
У нас нет детей с ОВЗ, соответственно нет групп. Но коррекционная работа ведется педагогом-психологом и направлена она на оказание коррекционной помощи всем детям нашего учреждения. Диагностика в рамках коррекционной работы, проводится специалистом по специальной методике оценки уровня нервно-психического развития детей 2-3 лет и 4 — 7 лет, автор К.Л.Печора.
Требования ФГОС ДО к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования (Программы) заданы как целевые ориентиры.
Рекомендации по проведению педагогической диагностики образовательной деятельности, реализуемой по пяти предусмотренным Стандартом направлениям, авторы Программы «Радуга» включили в соответствующие методические пособия.
В зависимости от материальных и кадровых условий, которыми располагает организация, и характера запроса, который предъявляют к ней родители, возможна организация материально-технического обеспечения трёх уровней.
Принципы формирования материально-технической базы представлены на слайде.
Еще одна особенность организации развивающей предметно-пространственной среды – стиль «радужных» групп. РППС «радужных» групп отличает обилие детских работ, для каждой из которых характерна яркая индивидуальность замысла и средств его реализации. Богата зона познавательного развития, зона математики и грамоты. В свободном доступе для детей всегда имеются разнообразные изобразительные материалы, наличие такого важного объекта, как «Полочка красоты». На стенах группы всегда висит несколько дидактических коллективных работ, сделанных самими детьми, с которыми продолжается речевая и иная развивающая работа. Традиция «Утро радостных встреч»
Это традиция встречи в понедельник после выходных дней, проведённых дома,
в семье. После завтрака воспитатель и дети рассказывают друг другу о том, как они провели эти дни, делятся своими переживаниями и впечатлениями.
Традиция «Сладкий вечер» («Сладкий час»)
Радуга» (авт. Доронова Т.Н. и коллектив) и
В программе «Развитие» раздел по математике называется «Развитие элементарных математических представлений», а в программе «Радуга» — «Математика». В разделе программы «Развитие» указываются задачи по математическому развитию детей средней группы, основные из которых – обучение выделению свойств предметов, связанных с величиной и количеством; а также даются краткие методические рекомендации по организации работы в данном направлении: форма организации занятий, их периодичность и длительность (в форме игровых и практических заданий, по подгруппам, 1 раз в две недели длительностью 15-20 минут). Обучение предлагается проводить с использованием различных наглядных средств (предметов-заместителей, знаков, мерок и других условных обозначений).
В программе «Развитие» отдельно выделен раздел «Ознакомление с пространственными отношениями», где также определены задачи обучения детей по данному направлению (основная –учить пользоваться планами различных пространственных ситуаций см. с. 19) и приводятся параметры усложнения этой работы (см. с. 19).
(В итоге ответа – высказать мнение о разделах по математике и программах в целом). На наш взгляд оптимальный вариант – использовать в практической работе (по возможности) не одну, а комплекс программ по дошкольному образованию.
Дидактическая игра «Веселые старты»
(для детей пятого года жизни)
Вопрос: разработайте 1-2 дидактические игры математического содержания для детей пятого года жизни; укажите цель игры, материал, игровые правила, игровые действия.
Цель: упражнять детей в порядковом счете в пределах 4; закреплять умение сравнивать несколько предметов по высоте (до четырех), раскладывать их в убывающем порядке (от самого высокого к самому низкому).
Игровая задача: помочь Незнайке подвести итоги веселых стартов
Игровые действия: расположить героев мультфильмов в порядке очередности прихода их к финишу от самого высокого к самому низкому.
Игровые правила: располагать участников веселых стартов по прямой в порядке очередности прихода к финишу, фиксируя в прорезях игрового поля от самого высокого к самому низкому и называя порядковый номер каждого; действовать по сигналу.
Материал: игровое поле с прорезями и отметками «Старт» — «Финиш»; фигурки участников веселых стартов (героев мультфильмов): кот Матроскин, Буратино, Крошка Енот, Мышка; судья – Незнайка (на каждого играющего).
Примечание: рекомендуется организовывать игру в форме соревнования
Дидактическая игра «Волшебное зеркало»
(для детей шестого года жизни)
Вопрос: разработайте 1-2 дидактические игры математического содержания для детей пятого года жизни; укажите цель игры, материал, игровые правила, игровые действия.
Цель: закреплять умение составлять целостное изображение из 6 частей, сравнивать часть и целое; упражнять в количественном и порядковом счете в пределах шести; развивать умение определять и обозначать словом (квадрат) геометрическую форму отдельной части изображения.
Игровая задача: составить целостное изображение предмета из частей
Игровые действия: составить целостное изображение предмета из частей, ориентируясь на иллюстрацию-образец, поочередно называть порядковый номер части и общее количество частей в целом; определить и назвать геометрическую форму отдельной части изображения.
Игровые правила: составить в границах игрового поля целостное изображение предмета из частей, ориентируясь на иллюстрацию-образец, поочередно называя порядковый номер части и общее количество частей в целом; сравнить часть и целое, определить и назвать геометрическую форму отдельной части изображения; начинать и заканчивать действие по сигналу.
Материал: иллюстрации-образцы целостного изображения отдельных предметов (медведь, груша, елочка) и соответствующие им отдельные части изображений квадратной формы, ограниченное игровое поле квадратной формы
Примечание: можно организовывать игру в форме соревнования на время, а в качестве усложнения игры вместо изображений отдельных предметов использовать фрагменты известных детям сказок («Колобок», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», Курочка Ряба» и др.) и увеличить количество частей в целом (до девяти)
Воспользуйтесь поиском по сайту:
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2023 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с) .
Источник: studopedia.org
Учебно-методическое обеспечение по программе Радуга
Учебно-методическое обеспечение по программе Радуга
Карта анализа программно-методического обеспечения
Учебно-методический комплект, оборудование, оснащение
Программа полностью обеспечена учебно-методическим комплектом к программе «Радуга» по всем возрастным группам.
Наш «радужный» комплект:
- примерная основная образовательная Программа «Радуга». Для педагогических работников и руководителей дошкольных образовательных и иных организаций, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования;
- методические пособия для педагогов дошкольных образовательных организаций по всем направлениям развития детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет (по образовательным областям);
- методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций по планированию образовательного процесса в разных возрастных группах дошкольной организации;
- методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций по организации жизни детей в разных возрастных группах дошкольной организации;
- комплекты развивающих пособий для детей по направлениям образования и по возрастным группам;
- комплекты дидактических и демонстрационных материалов;
- электронные образовательные ресурсы;
- детская художественная литература.
Методическое обеспечение образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие»
составитель
Методическое обеспечение образовательной области
«Познавательное развитие»
составитель
Методические рекомендации для воспитателей.
Методическое обеспечение образовательной области
«Речевое развитие»
составитель
Методическое обеспечение образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
составитель
Методическое обеспечение образовательной области
«Физическое развитие» (вариативная часть)
Методическое обеспечение образовательной области
«Речевое развитие»
(вариативная часть)
дошкольный возраст). Учебно-методическое
Методическое обеспечение образовательной области
«Художественно – эстетическое развитие»
(вариативная часть)
«Гном- Пресс», 2000
Методическое обеспечение образовательной области
«Познавательное развитие»
(вариативная часть)
Автор | Название | Издательство |
Е. Антропова | Северный клубок. | Архангельск, 2008 |
И.Н.Белобородова | Этнография Русского Севера / методика по спецкурсу | Архангельск,1999 |
Т.С. Буторина, С.С. Щекина | Поморская семья | Архангельск,1999 |
С.Г. Писахов | Сказки | Архангельск: Издательский Дом «Акзер», 2011 г. |
История Архангельской области | Изд. Тур, 2011 | |
Культура Архангельской области | Изд. Тур, 2011 | |
Природа Архангельской области | Изд. Тур, 2011 | |
Узоры Северной Двины | Изд. Тур, 2011 | |
Б.В. Шергин | Архангельские сказки и сказания | |
И.И. Мосеев | ПОМО |
РЬСКА ГОВ
О
РЯ. Краткий словарь поморского языка
ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ»
В 1994 году выходят основные положения программы «Развитие», разработанные Детским Центром Л. А. Венгера. Программа разработана для всех возрастов дошкольного учреждения и ориентирована на целостное развитии ребёнка и дифференцированный подход к детям с разным уровнем развития. Авторы подчёркивают, что нельзя переносить в дошкольное учреждение школьные формы обучения и воспитания. Необходимо разрабатывать технологии, отвечающие возрастным особенностям детей дошкольного возраста.
В основу программы «Развитие», как указывают авторы, заложены два теоретических положения.
Первое — это теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к его гуманистическому пониманию. Установка на «самоценность» подразумевает отсутствие какого бы то ни было насилия над ребёнком, навязывания ему чуждых его интересам и склонностям видов деятельности и форм обучения. Жизнь ребёнка может быть полноценной при условии, если он чувствует себя не просто опекаемым, а «созидателем», открывающим для себя что-то новое, приобщающимся к миру взрослых. Согласно этой теории основной путь развития ребёнка — это амплификация развития, т. е. обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности.
Второе — это концепция Л. А. Венгера о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольника образных средств решения задач. Основным при этом является построение и использование образов, соответствующих фиксированным в человеческой культуре формам отображения свойств предметов и явлений, их связей и отношений. В процессе восприятия — это образы, соответствующие сенсорным эталонам — общепринятым образцам внешних свойств (формы, цвета, величины и др.). В процессе наглядно-образного мышления и воображения — это образы, соответствующие различным видам наглядных моделей (схемам, чертежам, планам и т. п.).
Каждый раздел программы «Развитие» состоит из объяснительной записки, рекомендаций для работы, примерных планов занятий. Организация работы во всех возрастных группах предполагает проведение занятий в подгруппах численностью 8-10 человек. Успешная реализация программ требует создания в группе благоприятного психологического климата, тёплого и доброжелательного отношения к детям. В целом программа «Развитие» основана на личностно-ориентирован-ную модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.
Основная цель программы — развитие умственных и художественных способностей детей дошкольного возраста. Специальные исследования показали, что развитие у детей характерных для их возраста способностей проявляется в
— умении самостоятельно анализировать ситуацию (выявлять наглядные свойства, существенные для решения задач);
— развитии децентрации — умения менять свою точку отсчёта как при решении наглядных задач, так и в ситуации общения;
— развитии замыслов — умения создавать идею будущего продукта и план её реализации.
К программе разработаны психолого-педагогические рекомендации образовательной работы в детском саду.
Программа «Развитие» рекомендована к реализации Министерством образования РФ.
ПРОГРАММА «ДЕТСТВО»
В 1995 году коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена была разработана программа «Детство». Цель программы — обеспечение целостного развития личности ребёнка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного.
Введение ребёнка в окружающий мир осуществляется путём его взаимодействия с различными сферами бытия и культуры. В программе представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России.
Программа, ориентированная на социально-личностное развитие ребёнка, воспитание позитивного отношения к окружающему миру, включает новый важный раздел «Отношение к самому себе».
Содержание программы разделено на четыре блока: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».
Программа состоит из трёх частей в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста — младший (третий и четвёртый годы жизни, средний (пятый год жизни) и старший дошкольный возраст (шестой и седьмой годы жизни).
Содержание конкретизировано по разделам в каждой части программы, посвященной определённому возрастному периоду. Логика подачи программного материала в каждом возрастном разделе такова:
— характеристика возрастного периода, достижения и перспективы развития ребёнка;
— особенности сферы деятельности (общения, восприятия);
— общие задачи воспитания;
— уровни освоения умений (низкий, средний, высокий);
— рекомендуемая литература для чтения, рассказывания, заучивания наизусть;
— рекомендуемые произведения изобразительного и музыкального искусства;
Программа «Детство» утверждена экспертным советом при Комитете по образованию Санкт-Петербурга как авторская и рекомендована для дошкольных образовательных учреждений Северо-Западного региона.
Новые программы для детских садов
В последние два-три года было анонсировано несколько новых программ для детских садов, разработанных авторитетными научными психолого-педагогическими коллективами. К ним относятся программы «Развитие», «Радуга», «Золотой ключик», «Детство» и «Дом радио». Для того чтобы помочь педагогическим коллективам дошкольных учреждений в выборе образовательных программ, предлагаем их краткое описание на основе предварительного анализа, проведенного сотрудниками лаборатории проектирования инновационных форм дошкольного образования Института педагогических инноваций. Программы рассматривались по следующей схеме:
- Теоретическое обоснование программы,
- Характер целей программы,
- возрастная дифференциация заданий программы,
- методологическое обеспечение,
- необходимость специальной подготовки педагогов,
- связь с традиционными программами,
- наличие критериев для оценки достижений детей.
Источник: umnyshki.ru