Сколько разделов в программе радуга

Галушко И. Г., Кокаян К. Т. Опыт моделирования ОП ДО с учетом концептуальных положений программы «Радуга» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 10. – С. 116–120. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56831.htm.

Аннотация. Новая структура программы делает её удобной основой для создания Образовательной программы дошкольного учреждения. Программа «Радуга» для тех, кто хочет, чтобы в детском саду детям было уютно, спокойно, радостно и интересно жить, для воспитателей, которые берут на себя заботу о детях в возрасте от двух до восьми лет.

Полный текст статьи

Я хочу поделиться с вами нашим опытом моделирования ОП ДО с учетом концептуальных положений программы «Радуга», авторы Е.В.Соловьева, Т.И.Гризик, Т.Н.Доронова, С.Г. Якобсон.

Программа «Радуга» для тех, кто хочет, чтобы в детском саду детям было уютно, спокойно, радостно и интересно жить, для воспитателей, которые берут на себя заботу о детях в возрасте от двух до восьми лет.

«Радуга» — отечественная программа, отражающая реалии российской культуры, созданная на основе общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьева и реализующая культурно-исторический подход Л.С. Выгодского. Это проверенная на практике программа, переработанная в соответствии с ФГОС ДО, личностно-развивающая программа, реализующая индивидуальный потенциал каждого воспитанника и обеспечивающая системную подготовку ребёнка к последующей ступени образования. Программа, удобная в работе и позволяющая создавать атмосферу радости в каждом детском саду и в каждой группе.

2 Видеоурок по гомеопатической программе Радуга-online — Реперторий 1

Новая структура программы делает её удобной основой для создания Образовательной программы дошкольного учреждения. На основе ФГОС ДО мы разработали ОП, в которой учтены концептуальные положения обновленной программы Радуга».

Для начала остановимся на общих характеристиках образовательной программы ДОУ. В нашей программе три раздела: целевой, содержательный и организационный раздел. Соответственно в каждом разделе две части — обязательная часть и часть формируемая участниками образовательного процесса.

Целевой раздел программы включает в себя пояснительную записку в которой прописываются цели и задачи из программы «Радуга» и наши годовые задачи, принципы, которые обозначены Стандартом, тем самым содержательно раскрывая и представляя пути практической реализации в конкретной образовательной деятельности. Так же указываем значимые для разработки программы характеристики, в том числе.

Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют целевые ориентиры возможных достижений, определенных в Стандарте не по возрастным группам, а в целом к завершению дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС ДО в содержательном разделе Образовательной Программы нами представлены:

  • • описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях;
  • • способы и направления поддержки детской инициативы;
  • • взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников;
  • • коррекционная работа;
  • • подходы к организации педагогической диагностики.

Реализация программы происходит в формах, специфических для детей дошкольного возраста и прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Программа «Радуга» — реализуем ФГОС — часть 1

Наличие плавательного бассейна позволяет нам проводить образовательную деятельность, с детьми начиная со средней группы, используя парциальную программу «Послушные волны», автор Чекминева.

В 2015 году были выделены средства на улучшение материально- технической базы, и мы приобрели базовый комплект LEGOEducation дня с использованием парциальной программы «LEGO в детском саду»,(часть формируемая участниками образовательного процесса)

Программа «Радуга» полностью методически обеспечена и предоставляет педагогу поддержку в виде комплекта, включающего в себя:

• описание педагогической работы по реализации в образовательном процессе содержания всех образовательных областей — социально-коммуникативное развитие,познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,
физическое развитие;

• описание взаимодействия педагогов с детьми в основных формах детской деятельности— игровой, творческой изобразительной, речевой, музыкальной, театральной, исследовательской; общении; познании; начальных формах трудовой и учебной деятельности;

• формы организации жизни детей в детском саду и систему планирования образовательной деятельности по всем возрастным группам;

• комплект пособий для детей по всем возрастным группам;

• описание системы управления образовательной организацией, которая позволяет
обеспечить создание в образовательной организации требуемых Стандартом психологопедагогических условий.

К сожалению еще не все методические пособия напечатаны. Большая часть пособий находится в печати.

Поддержка детской инициативы

2 мес.-1 год: приоритетной сферой проявления детской инициативы является развитие мимических и вокальных реакций на окружающее, развитие движений тела.

1-2 года: приоритетной сферой проявления детской инициативы является активное самостоятельное передвижение в пространстве, исследование предметов на основе манипулирования.

2-3 года: приоритетной сферой проявления детской инициативы является самостоятельная исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира.

3-4 года: приоритетной сферой проявления детской инициативы является продуктивная деятельность.

4-5 лет: приоритетной сферой проявления детской инициативы является познавательная цеятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками.

Читайте также:
Какой программой прошить pic16f886

5-6 лет: приоритетной сферой проявления детской инициативы является внеситуативно личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационная познавательная инициатива.

6-8 лет: приоритетной сферой проявления детской инициативы является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметной, в том числе орудийной, деятельности, а также информационная познавательная деятельность.

Современный родитель стремится к диалогу, он хочет, чтобы его пожелания по воспитанию ребёнка учитывались, его мнение было услышано, его взгляды были учтены в работе воспитателей. Сделать это нелегко. Построение гармоничного, адекватного взаимодействия с родителями требует много терпения, такта, мудрости. Опыт показывает, что современные родители в наибольшей степени заинтересованы в активных формах обучения, таких, как практические занятия и тренинги. Наиболее эффективными формами взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников с точки зрения повышения родительской компетентности являются:

• ролевая игра, направленная на поиск нестандартных и эффективных способов воздействия на ребёнка в различных ситуациях;

• психологический тренинг общения, обучение умению видеть реакцию партнёра по общению и учитывать её, меняя собственный стиль общения; обучение умению понимать и осознанно использовать невербальные компоненты коммуникации;

• тренинг самоконтроля и психоэмоциональной саморегуляции;

• рефлексия собственного стиля родительского поведения и формирование осознанных установок на желаемое поведение.

Содержательный раздел Программы дополнен описанием инклюзивного образования и коррекционной работы.

Коррекционно-педагогическую работу в ДОО авторы Программы считают целесообразно осуществлять в рамках двухкомпонентной модели, предполагающей наличие двух блоков психолого-педагогической поддержки семьи и ребёнка.

Первый блок — базовый коррекционный — ориентирован на оказание коррекционной помощи для всех без исключения детей раннего и дошкольного возраста, приступивших к усвоению программ дошкольного образования и испытывающих трудности временного или парциального характера, — дети с неярко выраженными отклонениями в развитии.

Второй блок — специальный и инклюзивный — предназначен для детей с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих выраженные трудности интенсивного и/или постоянного характера, — дети с нарушениями развития

У нас нет детей с ОВЗ, соответственно нет групп. Но коррекционная работа ведется педагогом-психологом и направлена она на оказание коррекционной помощи всем детям нашего учреждения. Диагностика в рамках коррекционной работы, проводится специалистом по специальной методике оценки уровня нервно-психического развития детей 2-3 лет и 4 — 7 лет, автор К.Л.Печора.

Требования ФГОС ДО к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования (Программы) заданы как целевые ориентиры.

Рекомендации по проведению педагогической диагностики образовательной деятельности, реализуемой по пяти предусмотренным Стандартом направлениям, авторы Программы «Радуга» включили в соответствующие методические пособия.

В зависимости от материальных и кадровых условий, которыми располагает организация, и характера запроса, который предъявляют к ней родители, возможна организация материально-технического обеспечения трёх уровней.

Принципы формирования материально-технической базы представлены на слайде.

Еще одна особенность организации развивающей предметно-пространственной среды – стиль «радужных» групп. РППС «радужных» групп отличает обилие детских работ, для каждой из которых характерна яркая индивидуальность замысла и средств его реализации. Богата зона познавательного развития, зона математики и грамоты. В свободном доступе для детей всегда имеются разнообразные изобразительные материалы, наличие такого важного объекта, как «Полочка красоты». На стенах группы всегда висит несколько дидактических коллективных работ, сделанных самими детьми, с которыми продолжается речевая и иная развивающая работа. Традиция «Утро радостных встреч»

Это традиция встречи в понедельник после выходных дней, проведённых дома,
в семье. После завтрака воспитатель и дети рассказывают друг другу о том, как они провели эти дни, делятся своими переживаниями и впечатлениями.

Традиция «Сладкий вечер» («Сладкий час»)

Радуга» (авт. Доронова Т.Н. и коллектив) и

В программе «Развитие» раздел по математике называется «Развитие элементарных математических представлений», а в программе «Радуга» — «Математика». В разделе программы «Развитие» указываются задачи по математическому развитию детей средней группы, основные из которых – обучение выделению свойств предметов, связанных с величиной и количеством; а также даются краткие методические рекомендации по организации работы в данном направлении: форма организации занятий, их периодичность и длительность (в форме игровых и практических заданий, по подгруппам, 1 раз в две недели длительностью 15-20 минут). Обучение предлагается проводить с использованием различных наглядных средств (предметов-заместителей, знаков, мерок и других условных обозначений).

В программе «Развитие» отдельно выделен раздел «Ознакомление с пространственными отношениями», где также определены задачи обучения детей по данному направлению (основная –учить пользоваться планами различных пространственных ситуаций см. с. 19) и приводятся параметры усложнения этой работы (см. с. 19).

(В итоге ответа – высказать мнение о разделах по математике и программах в целом). На наш взгляд оптимальный вариант – использовать в практической работе (по возможности) не одну, а комплекс программ по дошкольному образованию.

Дидактическая игра «Веселые старты»

(для детей пятого года жизни)

Читайте также:
Как удалить все программы с Айпада

Вопрос: разработайте 1-2 дидактические игры математического содержания для детей пятого года жизни; укажите цель игры, материал, игровые правила, игровые действия.

Цель: упражнять детей в порядковом счете в пределах 4; закреплять умение сравнивать несколько предметов по высоте (до четырех), раскладывать их в убывающем порядке (от самого высокого к самому низкому).

Игровая задача: помочь Незнайке подвести итоги веселых стартов

Игровые действия: расположить героев мультфильмов в порядке очередности прихода их к финишу от самого высокого к самому низкому.

Игровые правила: располагать участников веселых стартов по прямой в порядке очередности прихода к финишу, фиксируя в прорезях игрового поля от самого высокого к самому низкому и называя порядковый номер каждого; действовать по сигналу.

Материал: игровое поле с прорезями и отметками «Старт» — «Финиш»; фигурки участников веселых стартов (героев мультфильмов): кот Матроскин, Буратино, Крошка Енот, Мышка; судья – Незнайка (на каждого играющего).

Примечание: рекомендуется организовывать игру в форме соревнования

Дидактическая игра «Волшебное зеркало»

(для детей шестого года жизни)

Вопрос: разработайте 1-2 дидактические игры математического содержания для детей пятого года жизни; укажите цель игры, материал, игровые правила, игровые действия.

Цель: закреплять умение составлять целостное изображение из 6 частей, сравнивать часть и целое; упражнять в количественном и порядковом счете в пределах шести; развивать умение определять и обозначать словом (квадрат) геометрическую форму отдельной части изображения.

Игровая задача: составить целостное изображение предмета из частей

Игровые действия: составить целостное изображение предмета из частей, ориентируясь на иллюстрацию-образец, поочередно называть порядковый номер части и общее количество частей в целом; определить и назвать геометрическую форму отдельной части изображения.

Игровые правила: составить в границах игрового поля целостное изображение предмета из частей, ориентируясь на иллюстрацию-образец, поочередно называя порядковый номер части и общее количество частей в целом; сравнить часть и целое, определить и назвать геометрическую форму отдельной части изображения; начинать и заканчивать действие по сигналу.

Материал: иллюстрации-образцы целостного изображения отдельных предметов (медведь, груша, елочка) и соответствующие им отдельные части изображений квадратной формы, ограниченное игровое поле квадратной формы

Примечание: можно организовывать игру в форме соревнования на время, а в качестве усложнения игры вместо изображений отдельных предметов использовать фрагменты известных детям сказок («Колобок», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», Курочка Ряба» и др.) и увеличить количество частей в целом (до девяти)

Воспользуйтесь поиском по сайту:

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2023 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с) .

Источник: studopedia.org

Учебно-методическое обеспечение по программе Радуга

Учебно-методическое обеспечение по программе Радуга

Карта анализа программно-методического обеспечения

Учебно-методический комплект, оборудование, оснащение

Программа полностью обеспечена учебно-методическим комплектом к программе «Радуга» по всем возрастным группам.

Наш «радужный» комплект:

  • примерная основная образовательная Программа «Радуга». Для педагогических работников и руководителей дошкольных образовательных и иных организаций, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования;
  • методические пособия для педагогов дошкольных образовательных организаций по всем направлениям развития детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет (по образовательным областям);
  • методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций по планированию образовательного процесса в разных возрастных группах дошкольной организации;
  • методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций по организации жизни детей в разных возрастных группах дошкольной организации;
  • комплекты развивающих пособий для детей по направлениям образования и по возрастным группам;
  • комплекты дидактических и демонстрационных материалов;
  • электронные образовательные ресурсы;
  • детская художественная литература.

Методическое обеспечение образовательной области

«Социально-коммуникативное развитие»

составитель

Методическое обеспечение образовательной области

«Познавательное развитие»

составитель

Методические рекомендации для воспитателей.

Методическое обеспечение образовательной области

«Речевое развитие»

составитель

Методическое обеспечение образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие»

составитель

Методическое обеспечение образовательной области

«Физическое развитие» (вариативная часть)

Физическая культура в дошкольном детстве. Пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей Москва,

Физическая культура в дошкольном детстве. Пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 3-4 лет Москва,

С физкультурой в ногу, из детского сада в школу Москва,

Методическое обеспечение образовательной области

«Речевое развитие»
(вариативная часть)

дошкольный возраст). Учебно-методическое

Методическое обеспечение образовательной области

«Художественно – эстетическое развитие»
(вариативная часть)

«Гном- Пресс», 2000

Методическое обеспечение образовательной области

«Познавательное развитие»
(вариативная часть)

Автор Название Издательство
Е. Антропова Северный клубок. Архангельск, 2008
И.Н.Белобородова Этнография Русского Севера / методика по спецкурсу Архангельск,1999
Т.С. Буторина, С.С. Щекина Поморская семья Архангельск,1999
С.Г. Писахов Сказки Архангельск: Издательский Дом «Акзер», 2011 г.
История Архангельской области Изд. Тур, 2011
Культура Архангельской области Изд. Тур, 2011
Природа Архангельской области Изд. Тур, 2011
Узоры Северной Двины Изд. Тур, 2011
Б.В. Шергин Архангельские сказки и сказания
И.И. Мосеев ПОМО

РЬСКА ГОВ
О
РЯ. Краткий словарь поморского языка

ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ»

В 1994 году выходят основные положения программы «Развитие», разработанные Детским Центром Л. А. Венгера. Программа разработана для всех возрастов дошкольного учреждения и ориентирована на целостное развитии ребёнка и дифференцированный подход к детям с разным уровнем развития. Авторы подчёркивают, что нельзя переносить в дошкольное учреждение школьные формы обучения и воспитания. Необходимо разрабатывать технологии, отвечающие возрастным особенностям детей дошкольного возраста.

Читайте также:
Что такое гид программа

В основу программы «Развитие», как указывают авторы, заложены два теоретических положения.

Первое — это теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к его гуманистическому пониманию. Установка на «самоценность» подразумевает отсутствие какого бы то ни было насилия над ребёнком, навязывания ему чуждых его интересам и склонностям видов деятельности и форм обучения. Жизнь ребёнка может быть полноценной при условии, если он чувствует себя не просто опекаемым, а «созидателем», открывающим для себя что-то новое, приобщающимся к миру взрослых. Согласно этой теории основной путь развития ребёнка — это амплификация развития, т. е. обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности.

Второе — это концепция Л. А. Венгера о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольника образных средств решения задач. Основным при этом является построение и использование образов, соответствующих фиксированным в человеческой культуре формам отображения свойств предметов и явлений, их связей и отношений. В процессе восприятия — это образы, соответствующие сенсорным эталонам — общепринятым образцам внешних свойств (формы, цвета, величины и др.). В процессе наглядно-образного мышления и воображения — это образы, соответствующие различным видам наглядных моделей (схемам, чертежам, планам и т. п.).

Каждый раздел программы «Развитие» состоит из объяснительной записки, рекомендаций для работы, примерных планов занятий. Организация работы во всех возрастных группах предполагает проведение занятий в подгруппах численностью 8-10 человек. Успешная реализация программ требует создания в группе благоприятного психологического климата, тёплого и доброжелательного отношения к детям. В целом программа «Развитие» основана на личностно-ориентирован-ную модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.

Основная цель программы — развитие умственных и художественных способностей детей дошкольного возраста. Специальные исследования показали, что развитие у детей характерных для их возраста способностей проявляется в

— умении самостоятельно анализировать ситуацию (выявлять наглядные свойства, существенные для решения задач);

— развитии децентрации — умения менять свою точку отсчёта как при решении наглядных задач, так и в ситуации общения;

— развитии замыслов — умения создавать идею будущего продукта и план её реализации.

К программе разработаны психолого-педагогические рекомендации образовательной работы в детском саду.

Программа «Развитие» рекомендована к реализации Министерством образования РФ.

ПРОГРАММА «ДЕТСТВО»

В 1995 году коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена была разработана программа «Детство». Цель программы — обеспечение целостного развития личности ребёнка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного.

Введение ребёнка в окружающий мир осуществляется путём его взаимодействия с различными сферами бытия и культуры. В программе представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России.

Программа, ориентированная на социально-личностное развитие ребёнка, воспитание позитивного отношения к окружающему миру, включает новый важный раздел «Отношение к самому себе».

Содержание программы разделено на четыре блока: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».

Программа состоит из трёх частей в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста — младший (третий и четвёртый годы жизни, средний (пятый год жизни) и старший дошкольный возраст (шестой и седьмой годы жизни).

Содержание конкретизировано по разделам в каждой части программы, посвященной определённому возрастному периоду. Логика подачи программного материала в каждом возрастном разделе такова:

— характеристика возрастного периода, достижения и перспективы развития ребёнка;

— особенности сферы деятельности (общения, восприятия);

— общие задачи воспитания;

— уровни освоения умений (низкий, средний, высокий);

— рекомендуемая литература для чтения, рассказывания, заучивания наизусть;

— рекомендуемые произведения изобразительного и музыкального искусства;

Программа «Детство» утверждена экспертным советом при Комитете по образованию Санкт-Петербурга как авторская и рекомендована для дошкольных образовательных учреждений Северо-Западного региона.

Новые программы для детских садов

В последние два-три года было анонсировано несколько новых программ для детских садов, разработанных авторитетными научными психолого-педагогическими коллективами. К ним относятся программы «Развитие», «Радуга», «Золотой ключик», «Детство» и «Дом радио». Для того чтобы помочь педагогическим коллективам дошкольных учреждений в выборе образовательных программ, предлагаем их краткое описание на основе предварительного анализа, проведенного сотрудниками лаборатории проектирования инновационных форм дошкольного образования Института педагогических инноваций. Программы рассматривались по следующей схеме:

  • Теоретическое обоснование программы,
  • Характер целей программы,
  • возрастная дифференциация заданий программы,
  • методологическое обеспечение,
  • необходимость специальной подготовки педагогов,
  • связь с традиционными программами,
  • наличие критериев для оценки достижений детей.

Источник: umnyshki.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru