Разработана авторским коллективом под научным руководством доктора педагогических наук Л.А. Венгера. Продолжалась работа под руководством доктора психологических наук, члена-корреспондента РАО О.М. Дьяченко.
По определению Л.А. Венгера и его сотрудников, с которыми создавалась программа, способности развиваются и проявляются в деятельности. Различаются разные виды способностей. Общие способности влияют на успешность развития многих видов деятельности, специальные (музыкальные, изобразительные, литературные, математические, конструктивные) — характерны для того или иного вида деятельности.
Общие умственные способности можно условно разделить на познавательные и творческие. Познавательные проявляются при решении интеллектуальных, повышенной трудности задач, требующих нахождения единственно верного результата, творческие — при решении задач, которые отличаются открытым характером и могут иметь неограниченное число правильных решений. Творческие способности характеризуются возможностью нестандартного решения познавательных задач.
Как развить одаренного ребенка?
В структуре детской одаренности наблюдаются значительные внутрииндивидуальные различия: одни способности развиваются у ребенка высоко, другие ниже среднего уровня. Например, с вербальными тестами ребенок справляется отлично, а с невербальными в пределах нормы или хуже. Вот несколько типичных вариантов одаренности и ее проявления:
♦ Быстрый взлет. Яркое проявление способностей, успех в определенном виде деятельности (или нескольких). Через некоторое время — спад, талант менее заметен, успехи реже.
♦ Медленное продвижение вперед, иногда отставание от нормальных темпов развития. Постепенное выравнивание, компенсация упущенного, ускоряющееся развитие, успех в каком-то виде деятельности. Одаренность целого ряда ученых развивалась по этой схеме.
♦ При наличии природной одаренности неумение ею пользоваться. Неспособность к волевому усилию, воплощению намеченного в реальных действиях.
♦ Оптимальное использование способностей на протяжении всей жизни. Реализация таланта, продуктивная работа, высокие результаты, нередко в разных сферах деятельности (Пушкин, Ломоносов, Лермонтов и др.).
Программа «Одаренный ребенок» разработана тем же авторским коллективом, что и программа «Развитие», и построена на общих теоретических позициях. Она предназначена для образовательной работы с детьми шестого и седьмого годов жизни, обладающими высоким уровнем развития, также направлена на развитие умственных и художественных способностей.
Программа состоит из десяти разделов, направленных на развитие умственных способностей:
—«Ознакомление с пространственными отношениями»;
—«Развитие элементов логического мышления»; —«Развитие речи и ознакомление с художественной литературой»; —«Развитие элементарных математических представлений»;
— «Подготовка к обучению грамоте»;
—«Подготовка к сюжетно-ролевой игре»;
—«Ознакомление с природой»;
—«Ознакомление с элементарными физическими явлениями»;
Система воспитания детей — модель развития ребенка
Форма проведения занятий может и должна быть различной.
Используя в работе программу «Одаренный ребенок», протестировав детей, психолог ДОУ может обратить внимание родителей на способности ребенка, дать рекомендации по их развитию.
Программа «Детство»
Авторский коллектив — преподаватели кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена. Начиналась работа под руководством доктора педагогических наук В. И. Логиновой.
Научные редакторы — кандидаты педагогических наук Т.Н. Бабаева и Л.М. Гуревич.
«Детство» — программа развития и воспитания ребенка-дошкольника в разных видах деятельности.
Содержание программы условно объединено вокруг четырех основных блоков.
Блок «Познание» предназначен помочь дошкольникам освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира (сравнение, элементарный анализ, обобщение и др.), развить познавательную активность, любознательность.
Блок «Гуманное отношение» ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру. Это понимание детьми жизненных потребностей всего живого, эмоциональных и физических состояний людей, способность к сопереживанию и проявлению активного, действенного участия к близким, сверстникам, другим людям, а также животным и растениям.
Блок «Созидание» помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить детскую активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству. Творческие проявления детей становятся высшим выражением их самостоятельности.
Блок «Здоровый образ жизни» создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка в детском саду, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, сформировать привычку к закаливанию и физической культуре.
Программа «Детство» состоит из трех частей в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста — младший (третий и четвертый годы жизни), средний (пятый год жизни), и старший дошкольный возраст (шестой и седьмой годы жизни).
Авторским коллективом опубликован ряд методических пособий для воспитателей, составляющих библиотеку программы «Детство».
Анализируя данную программу, сравнивая и синтезируя части различных программ, психолог ДОУ может разработать парциальные программы, тренинги для воспитателей: «Каждый ребенок — личность», «Эмоциональный интеллект», «Мы — партнеры» и др. Для детей: «Я и мир, мир и я», «Помогу друзьям», «Я — сам» и др. Для родителей: «Растем вместе с ребенком», «Все краски детства», «Решаем проблему» и др.
Источник: poisk-ru.ru
Программа « Одаренный ребенок» (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева и др.).
Программа разработана авторским коллективом под научным руководством доктора психологических наук Л. А. Венгера. Продолжалась работа под руководством О. М. Дьяченко, доктора психологических наук, члена-корреспондента РАО. Программа опубликована в 1995 г. Программа является вариантом программы «Развитие» и предназначена для образовательной работы с детьми шестого и седьмого годов жизни, обладающими высоким уровнем умственного развития. Авторы отмечают, что начало обучения с пятилетнего возраста обусловлено тем, что выявление умственной одаренности в более раннем возрасте представляет значительные трудности. Программа также направлена на развитие умственных и художественных способностей.
Предлагаемая программа отличается от «Программы воспитания и обучения в детском саду» (1985) следующими особенностями: основное место занимают занятия, направленные на овладение детьми различными формами наглядного моделирования и символизации; раздел «Ознакомление с окружающим» заменен разделами «Ознакомление с пространственными отношениями» и «Развитие элементов логического мышления» (этот раздел
Программа состоит из 10 разделов, включающих задания, направленные на развитие умственных способностей: ознакомление с пространственными отношениями; развитие элементов логического мышления; развитие речи и ознакомление с художественной литературой; развитие элементарных математических представлений; подготовка к обучению грамоте; конструирование; подготовка к сюжетно-ролевой игре; ознакомление с природой; ознакомление с элементарными физическими явлениями; изобразительное искусство.
В программе не представлены занятия по музыке и физическому воспитанию; их необходимо проводить, но без акцента на задачу развития умственных способностей. Каждое из перечисленных десяти видов занятий целесообразно проводить не менее одного раза в неделю. Форма проведения занятий может быть различной, по усмотрению воспитателей, занятия могут проводиться по подгруппам, а при трудностях, возникающих у того или иного ребенка, – и индивидуально.
Авторы программы обращают внимание на взаимодействие педагога с одаренными детьми. К одаренным дошкольникам (так же, как и к дошкольникам вообще) неприменимы школьные требования и приемы обучения (соблюдение дисциплины, явное или скрытое проставление оценок). Педагог, работающий с детьми по данной программе, в случае затруднения должен проконсультироваться у специалистов. Виды работ, не включенные в программу, авторы предлагают проводить по общей программе, но лучше пригласить для проведения занятий по изобразительной деятельности, музыке, физкультуре специалистов, которые могут не столько дать детям конкретные знания и навыки, сколько обеспечить повышение их художественной культуры и охрану здоровья.
Программа «Истоки» (Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А. Н. Давидчук и др.).
Программа развития ребенка-дошкольника была разработана по заказу Московского комитета образования центром «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца в 1997 г. Название программы – «Истоки» – отражает
непреходящее значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека. Изображенный символ – источник – означает, что ребенок и взрослый оба черпают из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры, развиваясь и обогащая друг друга. Только при таком их сотрудничестве можно ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребенка.
Теоретической основой программы являются фундаментальные положения классиков отечественной психологии Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца). Цель программы – разностороннее воспитание и развитие ребенка до семи лет.
В основу программы положена концепция психологического возраста как этапа (стадии) детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой. Психологический возраст не совпадает с хронологическим, и один психологический возраст по своей продолжительности не равен другому.
В связи с этим подходом в программе выделены психологические возрасты: раннее детство, состоящее из двух стадий – младенческий возраст (от рождения до 1 года) и ранний возраст (от 1 года до 3 лет); дошкольное детство, также состоящее из двух стадий – младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет) и старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет). В каждом психологическом возрасте есть главная задача – генетическая задача развития. Генетическая задача возраста предопределяет тип ведущей деятельности, в которой формируются и перестраиваются психические процессы, происходит развитие личности, возникают новые виды деятельности. В программе каждый психологический возраст начинается с характеристики ведущей деятельности.
В программе поставлены задачи развития ребенка в процессе деятельности по четырем основным линиям: социальное, познавательное, эстетическое и физическое развитие. Программа включает два блока: базис и вариант его реализации.
Базисную часть программы каждого возраста составляют следующие четыре компонента: характеристики возрастных возможностей психического развития ребенка и его личности (обозначены знаком «солнышко»); задачи развития («цветок»); показатели развития («яблоко»); базисные характеристики личности («детское личико»). К базису также относится раздел «Общие условия реализации программы» (знак «лейка»). Вариант реализации базисности представлен в разделе «Содержание и условия педагогической работы». В программу введены новые разделы, такие, как «Здоровье», «Речь и общение», «Грамота». В приложении даны факультативы: «Обучение второму языку», «Компьютер в дошкольном учреждении», «Мир природы в городе и ребенок».
В 2001 г. вышло второе издание программы, исправленное и дополненное на основе обобщения результатов ее апробации в практике. Базисную часть программы составляют прежние компоненты. Соответствующие знаки данных компонентов, которые были в прежней программе, – «цветок», «солнышко», «яблоко», «детское личико» –
отсутствуют. Внесены отдельные изменения в базисную часть программы. «Здоровье», «Речь и речевое общение» представлены в программе как самостоятельные разделы. Раздел «Грамота» переименован на раздел «Начало грамоты» и стал входить в общий раздел «Познавательное развитие».
Приложение программы дополнено новыми рекомендациями: «Планирование образовательной работы», «Выпускник детского сада: параметры развития и способы их фиксации». В программе имеется список методических пособий.
Программа «Кроха» (Г. Г. Григорьева, Д. В. Сергеева, Н. П. Кочетова и др.).
Программа разработана авторским коллективом Нижегородского института развития образования под руководством кандидата педагогических наук Г. Г. Григорьевой в 1998 г.
Цели программы – комплексное развитие, воспитание и обучение детей в возрасте до трех лет. Разработана программа в духе идей гуманизации семейного и общественного воспитания маленьких детей. Программа предусматривает разноуровневый, индивидуально-дифференцированный подход к ребенку. С учетом адресата программы (родители и другие члены семьи, не имеющие педагогического образования) научный материал излагается по возможности в доступной, популярной форме, близкой к живому диалогу. Отсутствием педагогической подготовки родителей объясняется введение особых пояснений, обоснований материала, не характерных для традиционных программ, рассчитанных для педагога.
Впервые для родителей подготовлена программа воспитания ребенка от рождения до трех лет, в которой раскрываются общие закономерности
развития человека в раннем возрасте. Коллектив разработчиков рассматривает эту программу в контексте решения проблемы непрерывного образования и необходимости реализации идей преемственности в воспитании и обучении детей преддошкольного и дошкольного возраста. Следовательно, выполнение этой программы в семье будет способствовать дальнейшему благополучному развитию ребенка в условиях семейного и общественного воспитания в дошкольном учреждении, а затем и в школе. Программа строится на принципах системности и деятельностного подхода.
Программа состоит из четырех глав: Мы ждем тебя, малыш! (предродовая педагогика); Как я буду расти и развиваться (характеристика особенностей физического и психического развития ребенка от рождения до трех лет); Гуленька (развитие и воспитание детей первого года жизни); Я сам (развитие и воспитание ребенка второго и третьего годов жизни).
Программа содержит информационные материалы по всем направлениям развития личности ребенка до трех лет, а также методические рекомендации. В программе в доступной форме рассказывается о том, что, как и когда нужно делать для того, чтобы ребенок развивался полноценно, рос здоровым, умным, самостоятельным, общительным и добрым. В нее включены: подборка хрестоматийных материалов (литературных произведений) для чтения и рассказывания детям, многофункциональные справочные материалы и перечень методической литературы. В приложениях даны таблицы уровней развития и достижения детей в каждом возрастном периоде, а также приводится литературный материал, примерные сценарии семейных праздников. Программа может быть использована для работы с семьей в микрорайоне в рамках структур типа «Школа для родителей», центр «Семья и дети», «Материнская школа» и т. п.
Источник: cyberpedia.su
Программа «Одаренный ребенок»
Программа отвечает важнейшим принципам ФГОС, предусматривающим : — создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями . -развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка , -охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; — творческую организацию занятий. Цель программы – Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей средствами музыкального искусства.дополнительная образовательная программа «Одаренный ребенок»
Картинками
Программа «Одаренный ребенок»
Программа «Одаренный ребенок»
Программа «Одаренный ребенок»
Программа «Одаренный ребенок»
Программа «Одаренный ребенок»
Программа «Одаренный ребенок»
Программа «Одаренный ребенок»
Программа «Одаренный ребенок»
Программа «Одаренный ребенок»
Программа «Одаренный ребенок»
Программа «Одаренный ребенок»
Программа «Одаренный ребенок»
Программа «Одаренный ребенок»
Программа «Одаренный ребенок»
Программа «Одаренный ребенок»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
Источник: znanio.ru