Эффективность любой ревизии, проверки во многом зависит от организации работы ревизоров-контролеров, последовательности этапов ревизии и их содержания, уровня профессионализма и правильности применения методологии проверки. Каждая ревизия, проверка ограничена во времени, а потому ревизорам-контролерам важно четко определить объекты проверки, спланировать свои действия и методологические приемы ревизии, оформить результаты работы. ревизия бюджетный финансовый
Практический опыт многих контрольно-ревизионных организаций различного отраслевого подчинения и анализ их работы позволяют сделать определенный вывод о порядке и этапах проведения ревизии и проверок.
Этапы ревизии организации делятся на начальный, или подготовительный, плановый, выполнения технологических процедур ревизии, оформление результатов ревизии.
Начальным этапом внешнего экономического контроля является установление делового контакта, что проявляется в процессе представления руководителю проверяемой организации группы ревизоров-контролеров и приказа, распоряжения о проведении ревизии или проверки. На этом этапе проверяющие знакомятся с главными специалистами и другими руководящими работниками, которым сообщают цели и задачи предстоящей ревизии и предлагают вносить предложения по вопросам проверки.
TDMS Фарватер. Назначение ответственных за разделы
Этап ознакомления заключается в широкой огласке проводимой в организации ревизии и контрольных действий. Не следует избегать на этом этапе помощи общественных организаций и отдельных членов трудового коллектива.
Общее ознакомление с организацией, проверяемой ревизионной группой или ревизором, состоит в изучении на месте делопроизводства, документооборота, размещения аппарата управления организации и ее внутрихозяйственных подразделений, мест хранения денежных средств, машин, оборудования, товарно-материальных ценностей. При общем ознакомлении с проверяемой организацией ревизионная группа или ревизор получает полное представление об объеме предстоящих контрольно-ревизионных работ и может внести уточнения в план проведения ревизии с точки зрения выполнения дополнительных процедур проверки и срока проведения.
Важным методическим приемом, используемым ревизионной группой, является контроль над инвентаризацией. Она может быть предусмотрена в плане ревизии, проверки или быть способом общего ознакомления с организацией. Для проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей руководитель организации издает приказ, распоряжение. Необходимо все контрольные инвентаризации проводить в самом начале ревизии, проверки.
В ходе проверки ревизор должен получить определенную информацию от работников бухгалтерии и третьих лиц, доказывающих правильность совершенных хозяйственных операций или ошибочных действий должностных лиц, и выразить мнение по предмету проверки. Доказательства ревизионной проверки — это документальные источники данных в виде документов бухгалтерского учета, а также заключения экспертов и других источников. Ревизоры на основе своего профессионального опыта и с учетом других факторов самостоятельно определяют объем информации, достаточный для формулирования своего мнения о составлении учета и отчетности.
Контроль и ревизия
Информация, получаемая ревизором, может быть трех видов: внутренняя информация состоит из информации, полученной от клиента в письменной или устной форме, внешняя информация, полученная от третьих лиц в письменной форме (в виде заявлений, жалоб и др.), и смешанная форма, которая получается от организаций и подтверждается третьими лицами. Источниками получения информации для ревизора-контролера являются первичные документы проверяемой организации и третьих лиц. Это, прежде всего, регистры бухгалтерского учета организации, результаты анализа его финансово-хозяйственной деятельности, сопоставление данных различных документов, результаты инвентаризации имущества и обязательств, бухгалтерская отчетность и устные показания сотрудников организации и третьих лиц.
Информация, полученная от сотрудников организации и третьих лиц, должна быть тщательно проверена и только после этого приобщена к доказательствам нарушения финансовой дисциплины.
Наиболее ценной считается информация, собранная ревизорами в результате самостоятельного изучения хозяйственных операций организации. Собранную информацию необходимо документировать, отразив ее в рабочих документах ревизора. Все документы, подготовленные ревизорами или полученные от третьих лиц и должностных лиц организации, должны в ходе проверки помогать эффективно проводить ревизию, правильно оценивать ее результаты.
Проведение ревизии и проверки в соответствии с планом — основной и самый главный этап всех контрольных действий и заключается он в проверке соблюдения закона, целесообразности использования бюджетных средств, эффективности ведения производственно-финансовой деятельности. На этом этапе используются все методы экономического контроля, в том числе приемы и способы документального контроля. Этот этап ревизии является самым трудоемким.
Для ускорения проведения проверки необходимо использовать соответствующее программно-методическое обеспечение по проведению ревизии и аудита.
Сам процесс последовательности осуществления ревизии и проверки определяется ее программой и руководителем ревизионной группы или ревизором, однако в методологическом отношении существует единый подход к ее проведению.
При обобщении и оформлении результатов проведенных контрольных операций важным этапом выступает определение размера материального ущерба, который оформляется отдельным актом. К отдельным актам, составленным по мотивированным требованиям правоохранительных органов, должны быть представлены объяснительные записки по фактам материального ущерба, нанесенного организации или государству, и принятию мер по его возмещению.
Все сведения, собранные ревизором и отраженные в рабочей документации, должны быть достаточно полными и подробными, изложены ясно и не должны допускать различных толкований тех или иных хозяйственных операций.
К рабочей документации относятся:
- 1. Программа ревизии.
- 2. Описания использованных контролерами процедур и их результатов.
- 3. Объяснения, пояснения и заявления сотрудников проверяемой организации.
- 4. Копии, в том числе фотокопии, документов проверяемой организации.
- 5. Описания системы внутреннего контроля и организации бухгалтерского учета проверяемой организации.
- 6. Аналитические документы, подготовленные контролером.
- 7. Другие документы.
Программа ревизии может содержать следующие разделы:
- -цель ревизии;
- -вопросы, подлежащие проверке;
- -средства и условия, необходимые для проведения ревизии;
- -сроки и место исполнения;
- -состав участников ревизии;
- -формы документального оформления ревизии.
Программа разрабатывается на основе действующего инструктивного материала, и опыта, накопленного ревизующим органом, и утверждается руководителем ревизующего органа или заказчиком.
В разделе «Цель ревизии» формулируются главные задачи ревизии, например анализ финансового состояния АО. Влияние дебиторской и кредиторской задолженности на финансово-хозяйственную деятельность предприятия и расчеты с бюджетом; проверка эффективности использования внеоборотных активов. Перечисляются объекты ревизии, например АО, его дочерние предприятия и филиалы. Часто в данном разделе приводится перечень структурных подразделений организации.
В разделе «Вопросы, подлежащие проверке» перечисляются направления финансово-хозяйственной деятельности организации, например проверка внеоборотных активов: основные средства, капитальные вложения, ценные бумаги, вложения в уставный капитал, оборудование к установке.
В разделе «Средства и условия, необходимые для проведения ревизии» содержатся перечень оргтехники, средств связи, доставки, условия проживания, время работы и др.
В разделе «Сроки и место исполнения», указываются время начала и окончания ревизии, промежуточные контрольные сроки, место расположения объектов ревизии.
В разделе «Состав участников ревизии» дается перечень лиц, допущенных к проведению ревизии. Отдельно может быть составлен перечень лиц, имеющих допуск к конфиденциальной информации.
К описанию использованных контролерами процедур относятся материалы личных контрольных действий проверяющего: осмотр зданий и сооружений, обследование производства, порядка вывоза и ввоза ценностей на территорию предприятия, состояния ограждения по периметру, возможности проникновения на предприятие помимо пропускного пункта, изучение представленных первичных бухгалтерских документов, анализ результатов работы системы внутреннего финансового контроля.
Так, контрольные действия в виде осмотра производственных зданий, обследования технологического процесса и фиксирования при этом значительных многодневных запасов сырья на рабочих местах, отсутствия измерительных приборов, формальной передачи остатков материалов от смены к смене позволяют считать, что списание ценностей на производство продукции осуществляется отнюдь не по фактическому расходу. Это дает основания для проведения в обязательном порядке таких ревизионных действий, как инвентаризация, проверка нормативного хозяйства и ряда других, преследующих уже такие стратегические цели ревизии, как наличие условий и обстоятельств, способствующих необоснованному списанию сырья и материалов на производство изделий, выпуску неучтенной продукции с последующим присвоением полученной выручки и неуплатой причитающихся налогов в государственный бюджет.
- 1. Характера проводимой работы.
- 2. Характера и сложности деятельности проверяемой организации.
- 3. Состояния бухгалтерского учета проверяемой организации.
- 4. Надежности системы внутреннего контроля проверяемой организации.
Формы рабочей документации разрабатываются контролирующим органом самостоятельно, если законодательные акты Российской Федерации не предписывают такие формы.
Рабочая документация должна создаваться на бумажных, машинных или иных носителях, обеспечивающих сохранность сведений, содержащихся в ней, в течение времени, установленного для хранения рабочей документации в архиве.
Записи в документах должны производиться средствами, обеспечивающими сохранность записей в течение времени, установленного для хранения рабочей документации в архиве.
Документы, входящие в состав рабочей документации, как правило, должны иметь следующие обязательные реквизиты:
Невыполнение перечисленных условий оформления, организации и проведения процедур является грубым нарушением, может служить основанием аннулирования результатов работы ревизоров и причиной повторных процедур. Невыполнение формальных требований по оформлению процедур, как показывает практика, является основанием для отказа рассмотрения результатов ревизии в качестве доказательств в судебном или служебном расследовании.
Рабочие документы должны быть оформлены аккуратно. В состав рабочей документации входят также акт ревизии, или итоговый документ, и надлежаще оформленные приложения к нему, на которые имеются ссылки в акте ревизии (документы, копии документов, сводные справки, объяснения должностных и материально ответственных лиц и т. п.)
Материалы ревизии представляются руководителю ревизионной группы в срок не позднее трех рабочих дней после подписания их в ревизуемой организации. На последней странице акта ревизии руководитель контрольно-ревизионного органа, либо уполномоченное им лицо делает отметку: «Материалы ревизии приняты», указывает дату и ставит подпись. Материалы каждой ревизии в делопроизводстве контрольно-ревизионного органа должны представлять собой отдельное дело с соответствующим индексом, номером, наименованием и количеством томов этого дела. Изъятие рабочей документации у контролирующего органа может производиться только уполномоченными на то органами в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации. В случае пропажи или гибели рабочей документации руководитель контролирующего органа должен назначить служебное расследование, результаты которого оформляются соответствующим актом.
Источник: studwood.net
Составление программы ревизии
Конкретные вопросы ревизии определяются программой (перечнем) основных вопросов ревизии. Программа ревизии включает ее тему, период, который должна охватить ревизия, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих ревизии, и утверждается руководителем контрольно-ревизионного органа.
Составлению программы ревизии и ее проведению должен предшествовать подготовительный период, в ходе которого участники ревизии обязаны изучить необходимые законодательные и другие нормативные правовые акты, отчетные и статистические данные, другие имеющиеся материалы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность подлежащей ревизии организации. Программа ревизии содержит следующие разделы:
• вопросы, подлежащие проверке;
• средства и условия, необходимые для проведения ревизии;
• сроки и место исполнения;
• состав участников ревизии;
• формы документального оформления ревизии.
Программа разрабатывается на основе действующего инструктивного материала и опыта, накопленного ревизующим органом. Программу утверждает начальник ревизующего органа или заказчик.
В разделе «Цель ревизии» формулируются главные задачи ревизии, например: Анализ финансового состояния акционерного общества. Влияние дебиторской и кредиторской задолженности на финансово-хозяйственную деятельность предприятия и расчеты с бюджетом. Проверка законности и эффективности использования внеоборотных активов. Перечисляются объекты ревизии, например акционерное общество, его дочерние предприятия и филиалы. Часто в данном разделе приводится перечень структурных подразделений организации.
В разделе «Вопросы, подлежащие проверке» перечисляются направления финансово-хозяйственной деятельности организации, например, в программе могут быть перечислены внеоборотные активы: основные средства, капитальные вложения, ценные бумаги, вложения в уставный капитал, оборудование к установке.
Ревизия финансово-хозяйственной деятельности организации проводится путем осуществления:
• проверки учредительных, регистрационных, плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов по форме и содержанию в целях установления законности и правильности произведенных операций;
• проверки фактического соответствия совершенных операций данным первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи указанных в них денежных средств и материальных ценностей, фактически выполненных работ (оказанных услуг) и т.п.;
• организации процедур фактического контроля за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полнотой оприходования продукции, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг, обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей путем организации проведения инвентаризаций, обследований, контрольных запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции, контрольных обмеров выполненных объемов работ, экспертиз и т.п.;
• проверки достоверности отражения произведенных операций в бухгалтерском учете и отчетности, в том числе соблюдения установленного порядка ведения учета, сопоставления записей в регистрах бухгалтерского учета с данными первичных документов, сопоставления показателей отчетности с данными бухгалтерского учета, арифметической проверки первичных документов;
• проверки использования и сохранности бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов и других государственных средств, доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;
• проверки в необходимых случаях организации и состояния внутреннего (ведомственного) контроля.
В разделе «Средства и условия, необходимые для проведения ревизии» содержится перечень оргтехники, средств связи, доставки, условия проживания, время работы и др.
Руководитель ревизуемой организации обязан создавать надлежащие условия для проведения участниками ревизионной группы (контролером-ревизором) ревизии — предоставить необходимое помещение, оргтехнику, услуги связи, канцелярские принадлежности, обеспечить машинописными работами и т.п.
В случае отказа работниками ревизуемой организации предоставить необходимые документы либо возникновения иных препятствий, не позволяющих проведению ревизии, руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор), а в необходимых случаях руководитель контрольно-ревизионного органа сообщает об этих фактах в орган, по поручению которого проводится ревизия.
В разделе «Сроки и место исполнения» указывается время начала и окончания ревизии, промежуточные контрольные сроки, место расположения объектов ревизии.
В разделе «Состав участников ревизии» дается перечень лиц, допущенных к проведению ревизии. Отдельно может быть составлен перечень лиц, имеющих допуск к конфиденциальной информации.
Комплексная ревизия предусматривает участие в ней специалистов по технологии производства, планированию, снабжению, сбыту, финансам, учету и т.д. Руководитель ревизии обеспечивает правильную расстановку сил на месте, следит за полнотой и качеством проверки отдельных участков объекта, оказывает участникам ревизии практическую помощь в работе, руководит оформлением материалов ревизии, представительствует в соответствующих службах и организациях.
Состав участников ревизии оформляется постановлением государственного органа или приказом по организации, которым устанавливается также срок ревизии.
Участники ревизионной группы (контролер-ревизор), исходя из программы ревизии, определяют необходимость и возможность применения тех или иных ревизионных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, объема выборки данных из проверяемой совокупности, обеспечивающего надежную возможность сбора требуемых сведений и доказательств.
Подготовка ревизоров к ревизии завершается инструктивным совещанием, которое проводит руководитель ревизии. На этом совещании руководитель ревизии имеет возможность нацелить участников ревизии на основные задачи, которые необходимо решить, дать ревизорам ряд практических советов по организации работы на месте ревизии, их личному поведению во время ревизии, выслушать каждого участника ревизии и разъяснить ему какие-либо вопросы.
На совещании проверяется готовность ревизоров к ревизии. Если выяснится, что участники ревизии плохо знают необходимые нормативные материалы, недостаточно глубоко изучили информацию, характеризующую деятельность намеченного к ревизии объекта, нужно отложить ревизию. Лучше приступить к ней позже, а до этого более тщательно подготовиться.
В разделе «Формы документального оформления ревизии» приводятся образцы описей, актов, ведомостей, форма итогового акта ревизии.
Программа ревизии в ходе ее проведения с учетом изучения необходимых документов, отчетных и статистических данных, других материалов, характеризующих ревизуемую организацию, может быть изменена и дополнена в ходе ревизии.
Источник: studopedia.org
Планирование ревизий и проверок
Единого нормативного документа, определяющего порядок проведения ревизии, нет. Некоторые общие вопросы по проведению ревизии закреплены в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Планирование ревизии следует проводить в два этапа: разработка программы и плана ревизии.
Программа ревизии. Задание на ревизию дает заказчик. Заказчиками могут быть:
Получив задание, ревизоры разрабатывают программу ревизии, которая содержит следующие разделы:
· вопросы, подлежащие проверке;
· средства и условия, необходимые для проведения ревизии;
· сроки и место исполнения;
· состав участников ревизии;
· формы документального оформления ревизии.
Программа разрабатывается на основе действующего инструктивного материала и опыта, накопленного ревизующим органом. Ее утверждает начальник ревизующего органа или заказчик.
В разделе «Цель ревизии» формулируются главные задачи ревизии, например: анализ финансового состояния акционерного общества; оценка влияния дебиторской и кредиторской задолженности на финансово-хозяйственную деятельность предприятия и расчеты с бюджетом; проверка законности и эффективности использования внеоборотных активов. В данном разделе также перечисляются объекты ревизии, например, акционерное общество, его дочерние предприятия и филиалы, и часто приводится перечень структурных подразделений организации.
В разделе «Вопросы, подлежащие проверке» приводятся направления финансово-хозяйственной деятельности организации, в частности ими могут быть перечислены внеоборотные активы: основные средства, капитальные вложения, ценные бумаги, вложения в уставный капитал, оборудование к установке.
Раздел «Средства и условия», необходимые для проведения ревизии» содержит перечень оргтехники, средств связи, доставки, условия проживания, время работы и др.;
В разделе «Сроки и место исполнения» указывается время начала и окончания ревизии, промежуточные контрольные сроки, место расположения объектов ревизии.
В разделе «Состав участников ревизии» дается перечень лиц, допущенных к проведению ревизии. Отдельно может быть составлен перечень лиц, имеющих допуск к конфиденциальной информации.
Раздел «Формы документального оформления ревизии» включает в себя образцы описей, актов, ведомостей, форму итогового акта ревизии. Акт ревизии будет вручен первому лицу проверяемой организации или его заместителю. Итоговый акт ревизии может быть направлен почтовой связью с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, оставшегося на руках ревизора.
План ревизии. На основе программы составляется план ревизии, который привязан к специфике конкретной организации, структуре ее управления, географическому расположению имущества предприятия, графику работы. План составляется на месте ревизии и должен обладать характеристиками, приведенными ниже.
Действенность. В плане должны содержаться точные указания на исполнителей, сроки ревизионных мероприятий. Такой план позволяет контролировать эффективность работы ревизора.
Конкретность. Разделы программы, подлежащие проверке, в плане конкретизируются до такого вида, чтобы можно было определить срок выполнения и назначить исполнителей. Например, программой предусмотрен контроль состояния храпения готовой продукции. В этом случае раздел программы в плане может иметь следующий вид:
1) проверить обеспеченность организации складскими помещениями и их состояние:
2) выявить нарушения в движении первичных документов и за
полнении регистров бухгалтерского учета;
3) проверить соблюдение установленного порядка складирования готовой продукции;
4) выявить факты порчи готовой продукции на складах;
5) выявить факты хранения готовой продукции вне складов;
6) выявить факты хранения неучтенной продукции.
Реальность. План выверяется с точки зрения реальных возможностей выделенных для ревизии людей и материальных ресурсов. В нем предусматривается привлечение к ревизии дополнительных ресурсов. Например, нельзя провести инвентаризацию крупного склада без привлечения рабочих, переносящих ценности в помещении по мере их пересчета.
Гибкость, мобильность. В ходе ревизии план совершенствуется, дополняется и уточняется. Если бы план, составленный в начале ревизии, оставался неизменным и не корректировался по мере выявления фактов нарушений и злоупотреблений, ревизия не могла бы быть успешной. Иногда план, даже тщательно продуманный, приходится перестраивать после проверки отдельных фактов.
Внесение в план изменений должно быть обоснованным и обусловливаться конкретными фактами. Выявление каких-либо фактов может вызвать необходимость проверки новых обстоятельств, не предусмотренных ранее ни программой, ни рабочим планом, и более углубленного рассмотрения ранее изученных вопросов. План корректируется до тех пор, пока по каждому выявленному факту не будут собраны материалы, дающие верное представление об изучаемых явлениях.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru