Сколько разделов имеет программа по ритмике для слепых и слабовидящих детей

Петрова, И. К. Ритмика как средство коррекции двигательной сферы детей с нарушениями зрения / И. К. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 5 (139). — С. 524-527. — URL: https://moluch.ru/archive/139/39220/ (дата обращения: 13.06.2023).

Нарушение зрительной функции в детском возрасте замедляет естественный ход физического развития. И хотя возрастная динамика физического развития у детей с нарушением зрения в целом сохраняется, уровень их развития значительно отстает от нормы.

Установлено, что у детей с нарушением зрения происходит отставание в физическом развитии на всех возрастных этапах [2].

Слабовидящие дети отстают в массе тела, у них может наблюдаться ожирение, отставание в длине тела, нарушение осанки, позы, походки, нарушения стопы [5].

Нарушения осанки у слабовидящих детей проявляются в специфической форме позвоночника, которая имеет свои характерные особенности. При свободной, непринужденной позе эти особенности выражаются в опущении головы слегка вниз и в повороте ее в сторону невидящего или плохо видящего глаза, появляются патологические изменения в виде увеличении грудного кифоза, уплощении поясничного лордоза, неполном выпрямлении ног в коленных суставах, впалой грудной клетке, крыловидных лопатках, опущении плеч вниз и сведении их вперед, а также в увеличении размеров живота.

Запись Видеовстреча 22 февраля ФАП ДО 2023 02 22 содержание

Эти отклонения непосредственно связаны с характером нарушения зрительного анализатора. Слабовидящим детям необходимо излишне наклоняться к изучаемому объекту, чтобы лучше его видеть. В это время весь позвоночник принимает дугообразную форму выпуклостью назад. Такое положение позвоночного столба ведет к формированию неправильной осанки и круглой спины [7].

Так дети, имеющие трубчатое поле зрения (что характерно при частичной атрофии зрительного нерва) во время движения опускают голову, стараясь контролировать дорогу визуально. Постепенно вредная для здоровья и неэстетичная осанка входит в привычку [4].

Кроме того, дети с нарушенным зрением на всем протяжении дошкольного и школьного возраста отстают в росте от учащихся с нормальным зрением.

Таким образом, показатели физического развития у слабовидящих детей на всех этапах ниже по сравнению с нормальными показателями, у детей наблюдается отставание всех компонентов физического развития и физической подготовленности по сравнению с их нормально видящими сверстниками [1].

Нарушение зрения обуславливает не только отставание в физическом развитии, но и в формировании функций двигательного анализатора [6].

У слабовидящих детей наблюдаются вторичные отклонения в двигательной сфере, что усложняет процесс овладения движениями и развития двигательных качеств.

При нарушении зрения страдают двигательные функции: затрудняется ориентировка в пространстве, сила, скорость и координация движений, функция равновесия, точность, выносливость и ритм движений [15].

У детей с нарушением зрения наблюдаются такие особенности двигательной сферы: их движения неточные, они не умеют выполнять ритмичные движения, у них низкий уровень дифференцирования мышечных усилий.

Занятие по ритмике «Маленькие животные» — Щербань А.А.

Вторичные отклонения проявляются также в недостаточной подвижности, слабом самоконтроле и саморегулировании движений при занятиях физкультурой и трудом [5].

Дефицит физического развития проявляется в неуверенности двигательных действий (ходьбе, беге, прыжках), медленных и неуверенных перемещениях в пространстве, слабой ориентировке и координации движений [9].

Такие нарушения зрения, как косоглазие и амблиопия, являясь сложным зрительным дефектом, вызывают появление отклонений в развитии двигательной сферы ребенка, приводят к снижению двигательной активности, подвижности детей и затрудняют овладение жизненно необходимыми движениями. Наряду с общими особенностями, характерными для детей с нарушениями зрения, дети с косоглазием и амблиопией имеют специфические особенности, так как формирование двигательной сферы ребенка с монокулярным характером зрения протекает одновременно с лечебно-восстановительными мероприятиями. В окклюзионный период — период восстановления остроты зрения у ребенка выключается из акта зрения ведущий глаз для того, чтобы заставить амблиопичный глаз работать. При этом сниженное зрение амблиопичного глаза осложняет формирование зрительных образов движения, а зрительное восприятие движения характеризуется неясностью, узостью обзора, нарушением стереоскопии. Характер движений выражается фрагментарностью, разрозненностью, замедленностью, напряженностью, некоординированностью действий [14].

Монокулярный характер зрения отрицательно сказывается на формировании зрительно-пространственных представлений об удаленности, протяженности и объеме предметов. Наряду с этим, нарушение глазодвигательных функций в период окклюзионного лечения затрудняют развитие навыка фиксации взором выполняемых действий, а также прослеживания движущихся объектов [14].

Определение особенностей зрительного восприятия, зрительно-двигательных ориентировок в процессе движений дает основание полагать, что у детей с монокулярным зрением при косоглазии и амблиопии имеется целый комплекс отклонений в физическом развитии и двигательной сфере, который создает трудности при овладении движениями [14].

Исследования двигательной сферы детей с нарушением зрения показало трудности овладения всеми движениями. Так, в ходьбе у детей наблюдалось большое мышечное напряжение, голова чаще всего была опущена вниз, движения рук и ног не согласованы, стопы ног ставились широко, темп неравномерный, из-за нарушения равновесия были остановки при ходьбе и терялось направление движения. Ходьба характеризовалась неустойчивостью, неуверенностью. Рука со стороны окклюзии не участвовала в движении [13].

У детей с нарушением зрения наблюдаются специфические особенности координации движений, проявляющиеся в асимметричности и несогласованности движений рук и ног, не сформированности зрительно-двигательных взаимосвязей. Коррекция нарушений координации движений может осуществляться в процессе развития компенсаторных факторов: сохранных анализаторов, речи и мышления, а также за счет активизации двигательной деятельности [13].

У детей с нарушением зрения также отмечаются существенные недостатки в развитии функций равновесия, что в значительной мере связано с нарушениями центральной нервной системы при косоглазии, обуславливающем отставание в формировании движений ног и рук со стороны косящего глаза [6].

Состояние динамического и статического равновесия у детей с косоглазием и амблиопией характеризуется нарушением устойчивого положения тела. Это связано с недостаточностью развития зрительно-двигательных взаимосвязей, отсутствием умений удерживать тело в определенном положении, а также трудностями пространственной ориентировки. Поэтому показатели равновесия у детей с косоглазием и амблиопией во всех движениях ниже на 30–40 %, чем у нормально видящих детей [13].

Таким образом, специфические изменения у детей с нарушением зрения отмечаются во всей двигательной сфере [2].

Следует также отметить, что все вторичные отклонения в физическом развитии детей отрицательно сказываются на общем состоянии различных органов и систем, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной, приводят к снижению работоспособности, влекут за собой повышенную утомляемость детей [1].

Помимо недостатков физического развития, у детей с нарушениями зрения отмечаются отклонения в развитии пространственной ориентировки. Уровень ее развития зависит от зрительных возможностей ребенка. При этом нарушается полноценная связь между ребенком, потерявшим зрение, и окружающей средой. [8].

Анализ ориентировки в пространстве показывает, что у детей с косоглазием и амблиопией в окклюзионный период лечения оценка пространственной точности из-за неполноты, нерасчлененности зрительного восприятия снижена на 40–50 % по сравнению с нормально видящими дошкольниками. При этом проявляется нарушение зрительного образа движений, прямолинейности, равновесия, восприятия предметов [14].

Ограниченность контактов с объектами окружающего мира, недостаточная мобильность затрудняют получение полной информации о внешнем мире, а это отрицательно влияет на деятельность слабовидящих детей, их психическое и физическое состояние [8].

Имеющееся отставание в двигательной сфере незрячего ребенка и в его физическом развитии обусловлено не только и не столько зрительным дефектом, сколько положением такого ребенка в семье. Родители, как правило, чрезмерно опекают незрячего малыша, сковывая его и без того ограниченные двигательные возможности. Слабое здоровье детей, незнание родителями физических возможностей незрячих, приемов их обучения даже самым простым движениям приводят к отставанию в физическом развитии и, в частности, в овладении движениями.

Положение часто усугубляют и рекомендации врачей, ограничивающих двигательный режим незрячего ребенка в целях охраны остаточного зрения, но не предлагающих приемов компенсации [4].

Создание педагогами и родителями щадящего режима для детей с нарушением зрения или чрезмерная оценка и охрана остаточного зрения ограничивает двигательную активность ребенка, но при этом и малая эффективность использования различных видов игр в его жизни замедляет процесс формирования компенсаторных возможностей организма слепых и слабовидящих, особенно в развитии двигательной сферы, коррекции двигательных нарушений (ориентировки, координации) [15].

Читайте также:
Все электросхемы автомобилей программа

Ритмика как специальная методика может успешно применяться в обучении детей с нарушениями зрения для коррекции вторичных отклонений в их развитии.

Коррекционная ритмика — своеобразный вид кинезитерапии, основанной на взаимосвязи музыки, движения, слова, где организующим началом служит ритм в его широком понимании. Ритмика является составной частью физического воспитания аномальных детей и представляет собой систему физических упражнений. Основная задача ритмики состоит в том, чтобы с помощью системы двигательных упражнений под музыку развить чувство ритма и использовать его в лечебно-коррекционных целях [10].

Коррекционная ритмика для детей с нарушением зрения — методика, способствующая коррекции отклонений в психофизическом развитии этих детей.

Основой занятия является развитие чувства ритма, способность с большой точностью различать свои движения во времени и пространстве и по затраченным мышечным усилиям. В основе коррекционной ритмики заложены методы овладения движениями, применяемые в музыкально-хореографическом воспитании, а воспроизведение ритмических рисунков-заданий осуществляется на основе сенсомоторного восприятия [10].

Занятия ритмикой способствуют повышению работоспособности организма, укреплению и сохранению здоровья, коррекции двигательных нарушений и недостатков физического развития, умению дифференцировать движения по степени мышечных усилий во времени и пространстве, управлять темпом движений и подчинять свои движения музыке [11].

Коррекционная ритмика как система специальных музыкально-двигательных упражнений способствует улучшению состояния двигательной сферы дошкольников с нарушениями зрения, повышению двигательной активности, и, как следствие, развитию пространственной ориентировки. Благодаря целенаправленной регуляции движения, в процессе ритмического воспитания осуществляется согласованное взаимодействие различных мышц, уменьшается напряжение, повышается координация, точность и скорость выполняемого движения.

Систематические занятия ритмикой улучшают работу двигательного анализатора, а также способствуют воспитанию мышечного чувства у слабовидящих детей, что необходимо им для нормальной жизнедеятельности и пространственной ориентировки [7].

Музыкально-ритмические упражнения как часть физического воспитания могут успешно применяться как средство коррекции вторичных отклонений в развитии детей с нарушением зрения, вызванных неполноценностью зрительного анализатора, улучшения двигательного режима, развития двигательных качеств, улучшения физического состояния, коррекции нарушений всей двигательной сферы в целом [11].

У многих детей с нарушениями зрения двигательные реакции замедленные, такие дети апатичны, вялы, заторможены. Другие, напротив, перевозбуждены, двигательно беспокойны. Под влиянием систематических музыкально-двигательных занятий, целенаправленно воздействующих на организм ребенка, эти недостатки в течение некоторого времени изживаются [3].

Одной из особенностей коррекционной ритмики, позволяющей успешно применять эту методику в работе с детьми при нарушениях зрения, является сочетание музыкального и двигательного компонента. Коррекция отклонений средствами музыки и движений осуществляется наиболее эффективно.

На музыкальных занятиях дети с нарушением зрения приобщаются к разнообразным видам музыкальной деятельности, у них развивается умение слушать музыку и эмоционально переживать ее настроение, различать особенности музыкального звучания, развивается музыкальный слух, формируется точность, ритмичность движений под музыку [12].

Одними из важных задач музыкального развития дошкольников с нарушением зрения также являются развитие их музыкального восприятия, способности различать звуковысотную и ритмическую стороны музыки, соотносить отдельные средства музыкальной выразительности с пространственными представлениями. Большое значение придается также развитию у детей чувства ритма, пониманию его выразительной функции [10].

Надо отметить также, что огромное воздействие музыки на организм ребенка объясняется наличием в ней ритмического компонента. Большинство вариантов нарушений в развитии детей сопровождаются нарушением ритмических процессов, происходящих в организме. Однако музыка, которая лежит в основе коррекционной ритмики, задает ритм движений, поэтому нормализация ритмической организации движений приводит к точности функционирования всех процессов и гармонизации в работе организма [10].

Эффективность использования средств ритмического воспитания определяется также наличием двигательного компонента, который также оказывает влияние на организм слабовидящего ребенка.

Следует особо указать большую роль движений для организма слабовидящих детей, так как при нарушениях зрения, когда значительно снижена двигательная активность и наблюдаются вторичные отклонения в физическом развитии детей, именно коррекция движениями является наиболее целесообразной [1].

Движения под музыку как вид музыкальной деятельности позволяют решить ряд проблем в развитии слабовидящих детей. В процессе движений под музыку дошкольники с нарушением зрения овладевают культурой тела, «языком движений», происходит совершенствование движений, появляется их выразительность и, что не менее важно, повышается двигательная активность слабовидящих детей [10].

Таким образом, коррекционная ритмика может успешно применяться для физического развития и коррекции двигательной сферы детей с нарушениями зрения.

  1. Азарян Р. Н.: Содержание коррекционно-воспитательной работы на уроках гимнастики в школе для слабовидящих детей. — Москва: Автореферат, НИИ Дефектологии, 1974;
  2. Афанасьев В. Ф.: Возрастные изменения физического развития и двигательной функции у школьников с нарушением зрения и коррекционно-воспитательная работа на уроках физического воспитания. — Москва: Автореферат, НИИ Дефектологии, 1971;
  3. Гусева М. Р., Дмитриев В. Г., Плаксина Л. И.: Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения. — Москва: Просвещение, 1978;
  4. Денискина В. З., Шведова Н. П.: Коррекция движений слепых учащихся начальных классов как основа обучения ориентировке в пространстве//Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе, № 3, 2002;
  5. Доронин А. М., Шевченко А. М., Доронина Н. В.: Ритмика в специальном образовании. — Майкоп, 2007;
  6. Земцова М. И., Кручинин В. А.: Некоторые особенности физического развития детей дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием// Мышечная деятельность детей в норме и патологии. Проблемный сборник. — Горький, 1974;
  7. Кручинин В. А.: Коррекция движений у слабовидящих школьников в процессе целенаправленного развития чувства ритма// Мышечная деятельность в норме и патологии. Проблемный сборник. — Горький, 1975;
  8. Кручинин В. А.: Особенности развития пространственной ориентировки у слепых детей младшего школьного возраста// журнал Дефектология, 1989, № 2;
  9. Маллаев Д. М.: Педагогические основы игры слепых и слабовидящих детей как средства коррекции их нравственного и физического развития. — Москва, 1993;
  10. Медведева Е. А., Комиссарова Л. Н., Шашкина Г. Р., Сергеева О. Л.: Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. — Москва: Академия, 2002;
  11. Остапенко Н. А.: Содержание и методика уроков ритмики в младших классах школы для слабовидящих детей. Дисс. канд. пед. наук. — Москва, 1989;
  12. Плаксина Л. И., Григорян Л. А.: Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. — Москва, 1998;
  13. Сековец Л. С.: Коррекционно-педагогическая работа в процессе физического воспитания дошкольников с монокулярным характером зрения: дисс. канд. пед. наук. — Москва, 1985;
  14. Сековец Л. С.: Пути и средства выравнивания физического развития и преодоления двигательной недостаточности у детей с нарушением зрения//Физическое воспитание детей с нарушением зрения, 2005, № 6;
  15. Сермеев Б. В.: Физическое воспитание слабовидящих детей. — Москва: Просвещение, 1983.

Основные термины (генерируются автоматически): нарушение зрения, ребенок, физическое развитие, двигательная сфера, коррекционная ритмика, движение, двигательная активность, пространственная ориентировка, развитие, музыка.

Источник: moluch.ru

КОРРЕКЦИОННАЯ РИТМИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Ритмика для детей с нарушением зрения занимает важное место в системе всей коррекционной работы с детьми данной категории и представлена в программе самостоятельным разделом. Ребенок с нарушением зрения более, чем зрячий, зависит от выбора, удержания в памяти и использования слуховой информации.

Сложные и серьезные задачи встают перед ребенком с нарушением зрения в период дошкольного детства, когда акцент развития переносится на самостоятельную активность, связанную с передвижением в пространстве, коммуникацией со сверстниками и взрослыми не только с помощью речи, но и посредством совместного участия в общей деятельности. А отставание в развитии психических функций, ограниченный опыт практических действий, плохо развитая общая моторика, несформированность эмоциональной и двигательной выразительности делают важным включение ритмики в систему коррекционной работы с детьми данной категории. На таких занятиях ребенок учится владеть телом, сочетать свои движения с музыкой, передавая настроение средствами музыкальной выразительности (ритм, темп, форма, динамика, характер музыки и движений), ориентироваться в пространстве, обогащать свой музыкально-слуховой опыт, учится взаимодействовать со сверстниками в движениях под музыку. Все это необходимо ребенку с нарушением зрения для его адекватного взаимодействия в социальной среде.

Читайте также:
Задачи по математике с ответами для 3 класса по программе занкова

Коррекционная ритмика проводится как самостоятельное фронтальное занятие и по времени может продолжаться 20—25 мин в зависимости от возраста детей.

Конспект занятия по коррекционной ритмике для старших дошкольников с нарушением зрения [1]

Цель: проводить коррекционную работу средствами движений под музыку, передавать средства музыкальной выразительности (темп, ритм, форму), учить владеть телом, развивать координацию, произвольность движений, пространственную ориентировку, слуховое внимание, память, воображение, учить действовать в образной условно-воображаемой ситуации в игре.

1. Ритмическая разминка

Упражнение «Ритмическое эхо» (педагог прохлопывает ритмический рисунок, дети повторяют).

Упражнение «Собираем камешки», музыка Т. Ломовой «На берегу» (ходьба с остановками).

Упражнение «Ускоряя, замедляя», музыка Т. Ломовой (ходьба и легкий бег с ускорением и замедлением темпа).

2. Ритмическая гимнастика

Упражнение «Поющие руки», музыка П. И. Чайковского «Шарманщик поет» (мягкие движения руками, одновременное разведение в стороны из положения перед грудью и сведение их перед грудью).

Упражнение «Ветер, ветерок», музыка Л. Бетховена «Лендер» (чередование мягких движений поднятыми руками с наклонами вправо и влево).

Упражнение «Тугая резинка», музыка Ф. Миллер «Этюд» (плавные полуприседания).

Упражнение «Петушок расплясался», вариации на тему русской народной мелодии «Петушок, петушок», музыка Т. Ломовой (знакомые танцевальные элементы по показу или словесной инструкции педагога).

3. Пространственная ориентировка

Игра «Выворачивание круга», музыка — венгерская народная мелодия.

  • (Активизация внимания при передаче ритма и темпа музыки, выделение ярких ритмических акцентов в движениях по кругу, перестроениях по сигналу всей группы детей одновременно за ведущими.)
  • 4. Сюжетно-образные этюды или танцевальные миниатюры

Образная игра «Ау!», музыка Т. Ломовой «Игра в лесу».

5. Релаксация (лежа на ковре) «Волшебство леса», аудиозапись из серии «Звуки живой природы» (музыка для релаксации). Прощание, поклон мальчиков, девочек.

  • [1] Составитель Е. А. Медведева. Использовались материалы книг: Руднева С.,Фиш Э. Ритмика и музыкальное движение. — М., 1972; Раевская Е., Руднева 3., Соболева О., Ушакова Э. Музыкально-ритмические упражнения в детском саду. М., 1969.

Источник: studme.org

Методика ритмической гимнастики для детей с нарушением зрения

Ритмическая гимнастика входит в образовательную программу адаптивного физического воспитания 1-4-го классов коррекционных школ III—IV вида.

В процессе занятий ритмической гимнастикой решаются общие задачи — развитие физических качеств, обучение технике основных и специфичных движений, воспитание определенных качеств харак­тера личности — и специальные задачи:

• коррекция ориентировки в пространстве, техники выполнения движений, нарушений опорно-двигательного аппарата;

• профилактика нарушений сердечно-сосудистой, дыхательной и сенсорной систем;

• компенсация нарушенных функций за счет сохранныхинализа-торов.

Основные средства ритмики:

• общеразвивающие и специальные ритмические упражнения;

• различные виды ходьбы, бега, прыжков;

• упражнения на согласование движений с музыкой;

• упражнения художественной гимнастики (с предметами и без предметов);

• музыкальные комбинации и танцы;

• музыкальные и речевые игры;

• эстафеты и подвижные игры.

Ходьба, бег и прыжки составляют значительную часть средств ритмики. Применяются следующие виды ходьбы: строевой шаг, ходь­ба на носках и пятках, внутреннем и внешнем сводах стопы, в полу­приседе и приседе, с высоким подниманием бедра, скрестными шага­ми, выпадами, приставными и переменными шагами и различными видами их сочетаний, из художественной гимнастики — мягкий, пе­рекатный, пружинистый, острый, высокий, широкий шаги.

Беговые упражнения включают различные виды бега на месте и в движении: с высоким подниманием бедра, захлестом голени, скрест­ным шагом, с поворотами, семенящий, челночный бег. Некоторые виды ходьбы и бега являются подводящими упражнениями для прыж­ков, используемых в ритмике, например пружинистый шаг и бег. Прыжки могут выполняться толчком одной или двумя ногами, в фазе полета сгибая одну или две ноги назад, в сторону, разводя врозь, с поворотами и передвижением в различных направлениях, с дополни­тельными движениями головой, руками, туловищем, могут носить танцевальный характер, исполняться с различной амплитудой и тем­пом движений. Эти упражнения должны быть индивидуально дози­рованы с учетом двигательной подготовленности и состояния зрения.

Примеры ритмической ходьбы

1. Ходьба на разные длительности:

а) целыми нотами — один шаг выполняется на 1, 2, 3 и 4 счета;

б) половинными нотами — один шаг на 1 и 2 счета, другой шаг -на 3 и 4 счета;

в) четвертными нотами — шаг на каждый счет;

г) восьмыми нотами — 2 шага на каждый счет.

Ритмическая ходьба с одинарными хлопками рук:
а) хлопки в ладоши на 1-й, 2-й шаг счет
+ + ■ —
б) хлопки в ладоши на 1-й, 3-й шаг счет
+ +
в) хлопки в ладоши на 2-й, 4-й шаг счет
+ +
г) хлопки в ладоши на 1-й, 4-й шаг счет
д) хлопки в ладоши на 3-й, 4-й шаг счет
+ +
Ритмическая ходьба с двойными хлопками рук:
а) хлопки в ладоши на 1-й, 2-й шаг счет
+ + +
б) хлопки в ладоши на 1-й, 3-й шаг счет
+ + _ + +
в) хлопки в ладоши на 2-й, 4-й шаг счет
+ + —
г) хлопки в ладоши на 1-й, 4-й шаг счет
+ + +
д) хлопки в ладоши на 3, 4-й шаг счет
+ +

В задания можно вводить дополнительные условия: первый или по­следний шаги выполняются с акцентом.

Условные обозначения: «+» — шаг с одним хлопком; «++» — шаг с дву­мя хлопками; «-» — шаг без задания.

Движения, согласованные с музыкой, являются основой рит­мики. Любое музыкальное произведение имеет мелодию и свои средства музыкальной выразительности: темп, ритм, музыкальный раз­мер, динамику (громкость звука). Умение различать средства музы­кальной выразительности способствует выполнению движений под музыку, помогает соизмерять мышечные усилия во времени и про­странстве. Поэтому необходимо постоянно, особенно на начальном этапе обучения, развивать у занимающихся музыкальный слух, пла­стику движений, умение соотносить движение со средствами музы­кальной выразительности.

Темп выражает скорость протекания музыкального произведе­ния. Музыкальный размер — чередование сильных (акцентирован­ных) и слабых долей в такте. Такт — самая малая часть музыкального произведения, которая начинается с сильной доли и заканчивается слабой. Сильные и слабые доли в движении могут быть выделены хлопками, ударами ног, акцентированной ходьбой, сочетаниями хлоп­ков и ходьбы.

Ритм (в музыке) — организованная последовательность длитель­ности звуков, которая выражается в нотах. Последовательное соче­тание различных длительностей звуков составляет ритмический рисунок. Его освоение означает различение мелодии, жанра музы­кального произведения. Ритмические рисунки дети могут воспро­изводить хлопками, дирижированием, сочетанием движений ног и рук и т.д.

Динамические оттенки определяются как степень громкости му­зыкальных звуков (громко, тихо, уменьшение или усиление силы звука). Для формирования умения различать динамические оттенки используются разнообразные задания. Например, под громкое звуча­ние выполняется строевой шаг, под тихое — ходьба на носках.

Мелодия характеризуется чередованием звуков, имеющих опре­деленный ритм и темп и находящихся в определенном соотношении по высоте. Мелодию можно выразить соответствующими различны­ми по характеру, форме и последовательности движениями рук, ног, зсего тела. Например, на восходящую мелодию из исходного положе­ния (основная стойка) подняться на носки, руки вверх, на нисходя-лую мелодию — опуститься в исходное положение.

При составлении упражнений или их комплексов под музыку нужно учитывать характер и структуру музыкального произведения. От этого зависит правильность выполнения упражнений (по форме, амплитуде и усилию), их связь с музыкой. Для совершенствования связи движений с музыкой целесообразно использовать на занятиях по ритмике танцевальные комбинации, пляски, танцы и музыкальные игры.

Примеры упражнений на согласование движений с музыкой:

• ходьба под музыку с выполнением хлопков руками на 1-ю и 3-ю, а затем на 1-ю и 4-ю доли такта;

• ходьба и бег соответственно характеру музыки (тихо, быстро, с акцентом, с остановками);

Читайте также:
Microsoft office это интегрированный пакет прикладных программ

• простые упражнения под музыку произведений, написанных в разных размерах (полька, вальс, марш);

• парные и групповые упражнения, выполняемые под музыку.

Танцевальные упражнения, применяемые на занятиях по ритми­ке, включают элементы танцев народов мира, современных и ритми­ческих танцев и др. Танцевальные упражнения способствуют разви­тию координации движений, чувства ритма, музыкального слуха. Кроме того, они являются эффективным средством формирования осанки, физического развития и двигательной подготовленности. Для успешного освоения танцевальных упражнений их предварительно разучивают по элементам: приставной шаг, шаг галопа, шаг польки, русский переменный, вальсовый шаг, шаг притопывая, а затем приме­няют в комбинациях и танцах. Ритмические танцы в основе своей очень просты и могут применяться как на уроке, так и на различных мероприятиях и спортивных праздниках.

Традиционный круг используемых средств на уроке ритмики может быть расширен за счет специальных средств логоритмики:

• ходьба в сочетании со стихами;

• упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

• упражнения на развитие тонкой моторики — пальчиковые игры;

• упражнения, регулирующие мышечный тонус;

• упражнения, активизирующие внимание: его переключаемость, устойчивость, распределение, развитие речевого и слухового вни­мания.

Освоение ритмической гимнастики требует координационных способностей и находится в тесной взаимосвязи с другими их про­явлениями:

• реагирующей способностью на слуховые, зрительные или так­тильные сигналы;

• кинестетической способностью, способностью к дифференци­рованию, точности воспроизведения и отмериванию пространствен­ных, силовых и временных параметров движения;

• способностью к сохранению равновесия — статического и дина­мического;

• способностью к переключению (согласованию разнонаправлен­ных движений) в соответствии с задуманной программой действий или изменившейся в ходе ее реализации;

• способностью к управлению темпоритмовой структурой (целе­сообразная последовательность движений и акцентированных момен­тов двигательного действия);

• способностью к ориентации в пространстве, определению и изменению положения тела в пространственно-временном поле.

Незрячие школьники лучше выполняют задания, связанные с воспроизведением ритма, превосходят слабовидящих школьников по показателям моторного обеспечения (умению правильно диффе­ренцировать усилие, воспринимать и воспроизводить пространствен­ную точность, интервал времени, а также умению дозировать частоту движений кисти), но уступают им в физической подготовленности. Поэтому методы обучения в группе незрячих отличаются от методов, применяемых в группе слабовидящих.

Физическая нагрузка в группе слабовидящих отличается боль­шей сложностью, интенсивностью, объемом выполняемых заданий, большей моторной плотностью урока. Темпоритмовые характеристи­ки движений у них связаны с показателями равновесия, координации, умением воспроизводить заданный интервал времени и дозиро­вать усилие. Поэтому наибольшее внимание на уроках уделяется упражнениям на согласованность движений, равновесие и развитие внимания и памяти.

В группе незрячих детей показатели ритма связаны с аналогич­ными показателями, но на более высоком уровне, а также с показате­лями смысловой памяти, показателями распределения внимания и ориентировки в пространстве. Наибольший акцент делается на упражнения, направленные на развитие внимания и памяти, распре­деление внимания, скоростно-силовые дифференцировки (умение ре­гулировать мышечное напряжение), ориентировку в пространстве.

Хо­рошо ориентирующийся ребенок выполняет задания более четко, его движения становятся более раскованными и обретают заданный рит­мический рисунок. Особенно это важно в младшем школьном возра­сте, так как является основой любой двигательной деятельности незрячего ребенка. Использовать упражнения на развитие простран­ственной ориентировки можно не только напрямую, но и опосредо­ванно, например через танцевальные упражнения (определить свое расположение в зале, исходное положение). Наибольшее количество ошибок незрячие школьники допускают при воспроизведении ритма на высокой скорости. Поэтому на первом этапе обучения стоит под­бирать такой темп выполнения заданий, который доступен для пра­вильного и четкого воспроизведения.

Основной формой проведения занятий по ритмике является урок, имеющий традиционную трехмастную структуру. В подготовительной части урока (10-15 мин) закрепляются умения ориентироваться в частях тела, соотношении окружающих предметов, напоминаются ос­новные ориентиры, которыми дети пользуются на уроке.

Она также включает ходьбу, бег, прыжки в сочетании с использованием музыкаль­ного сопровождения или команд учителя, сочетание стихов с выполне­нием упражнений, а также выполнение заданий за звуколидером. Про­стейшие виды ходьбы, бега, а также строевые и общеразвивающие упражнения оказывают общее воздействие на организм и готовят его к работе. В конце подготовительной части обязательно используются упражнения на тренировку зрительных функций глаза. В основной ча­сти урока (25 мин) повторяются основные понятия, закрепляется прой­денный материал и изучается новый: танцевальные шаги и элементы, ритмические упражнения, движения рук, танец целиком или упражне­ния художественной гимнастики с лентами, мячами, обручами. В за­ключительной части урока (5 мин) проводится игра с элементами импровизации и творчества, а также дыхательные упражнения, упраж­нения на расслабление и тренировку зрительных функций глаза.

Занятия по ритмической гимнастике проходят, как правило, во второй половине дня и требуют от детей значительной концентрации внимания: длительное применение однообразных и сложных упраж­нений приведет к быстрому утомлению и, как следствие, падению интереса к занятию, поэтому следует чередовать упражнения разной направленности. При разучивании несложных упражнений применя­ется обучение движению в целом, сначала без музыкального сопро­вождения, а затем под музыку. Упражнения танцевального характера изучаются по частям, а затем объединяются в целое.

Успех начального этапа обучения зависит от умелого и своевре­менного предупреждения и устранения ошибок. Наиболее характер­ными ошибками являются: лишние движения, повышенная напряженность различных групп мышц, неуверенность в выполнении дви­жений, несогласованность движений с музыкой, искажение общего ритма и амплитуды и т.д. Начинать исправлять ошибки необходимо с более грубых, добиваясь, чтобы дети запоминали мышечно-двига-тельные ощущения при правильном выполнении.

На этапе углубленного разучивания уточняются движения, упражнения, совершенствуется их ритм, слитность и свобода выпол­нения. Ритмические упражнения выполняются сначала без музыкаль­ного сопровождения, но с сохранением ритма и темпа, повторяются в различных вариантах, с дополнительными движениями, в разные стороны, с другой ноги. Этап совершенствования может быть за­кончен, если ученик выполняет движение свободно, эмоционально, в соответствии с заданным ритмом.

На занятиях по ритмике используют фронтальный, групповой и индивидуальный методы организации. В группах слепых детей не­обходимо больше применять индивидуальный или малогрупповой метод, а в классах слабовидящих детей — фронтальный, не исключая двух других методов организации.

Занятия ритмической гимнастикой позитивно влияют на жиз­ненно важные функции, формируют выразительность и пластику дви­жений, развивают память и внимание, улучшают ориентировку в про­странстве, чувство ритма.

Эффективность занятий ритмикой зависит от умения правильно составлять комплексы упражнений. Важно правильно подобрать му­зыку, которая должна быть разнообразной, соответствовать характе­ру, темпу и ритму исполняемых под нее движений. Эмоционально возбуждающая музыка должна чередоваться со спокойными, мягки­ми мелодиями.

При составлении комплексов упражнений необходимо придер­живаться следующей последовательности:

• определить задачу и направленность комплекса упражнений;

• подобрать музыкальное сопровождение;

• прослушать музыку несколько раз, обозначив схематично ее части;

• выделить части в музыкальном произведении с основной ме­лодией;

• подобрать основные движения для составления упражнений соответственно характеру музыки и ее структурным особенностям;

• сопоставить движения с музыкой и разучить комплекс;

• разучить ритмическую структуру движений под музыку. При подборе упражнений для занятий ритмикой необходимо

учитывать двигательную подготовленность, вторичные отклонения, состояние здоровья и степень нарушения зрения занимающихся.

Практическое занятие № 4

Цель – определение особенностей повышения двигательной активности детей с нарушением зрительного анализатора на занятиях по АФВ.

1. Подвижные игры для детей с нарушением зрения (общая и специальная направленность).

2. Ритмическая гимнастика.

1. В чем заключаются особенности регулирования физической нагрузки на уроках физической культуры.

2. Какие подвижные игры применяют на занятиях по АФВ.

3. Что такое ритмическая гимнастика.

4. Какие формы организации используются при занятиях по ритмике.

5. В чем состоят отличия в обучении ритмике незрячих и слабовидящих детей.

Самостоятельная работа

Методика и организация подвижных игр с детьми с нарушением зрения. Общие и специальные требования к игре. Подвижные игры для развития детей с нарушением зрения. Методики ритмической гимнастики для незрячих и слабовидящих детей. Коррекция и профилактика нарушения зрения.

Источник: infopedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru