Несмотря на множество существующих барьеров, российские компании хотят улучшить свои социальные и экологические показатели и КСО прочно обосновалась в списке приоритетов российского бизнеса, резюмируют исследователи. Хотя размах и глубина социальной активности значительно варьируются, российские компании активно включают КСО в свою деятельность. Как и на Западе, российские компании используют различные определения КСО и устойчивого развития в своих попытках скоординировать финансовые, социальные и экологические цели. Однако некоторым компаниям не хватает понимания того, что включает в себя корпоративная социальная ответственность, и они ограничивают свою деятельность только программами для местных сообществ и различными формами корпоративной филантропии. В то же время, большинство руководителей понимают необходимость наращивания темпов устойчивого развития, особенно в компаниях, инвестирующих на внешних рынках.
Однако самым большим вопросом для российских компаний является определение того, что же означает КСО в контексте национальных особенностей, и поиск своего пути развития. На протяжении столетий в России спорили о том, должна ли страна идти по западному пути развития или искать свой собственный.
Виктор Коваленко: Что такое Корпоративная социальная ответственность (КСО)?
Национальное определение понятия «устойчивое развитие» является частью этой дискуссии. Одни надеются на то, что развитие бизнеса будет всё в большей степени следовать западным ценностям и практикам. Другие считают, что российские компании не должны слепо копировать повсеместно принятые модели и им следует учитывать различия в среде ведения бизнеса, существующих традициях и отношениях. Но по мере того, как российские компании усиливают свою конкурентоспособность на международном рынке, вопросы, которые они решают, также приобретают глобальный контекст.
- НовостиКорпоративные стратегииИсследования и аналитика
- ОрганизацииPricewaterhouseCoopersEconomist Intelligence Unit
- ГосударстваРоссия
- ТемыЭкономикаСтратегииОбществоУправление
Источник: gtmarket.ru
Тест на КСО
Корпоративная социальная ответственность (КСО) воспринимается бизнес-сообществом Северо-Запада как инструмент устойчивого развития, но не всегда приводит к созданию партнерских отношений в создании цепочки ценностей, показали результаты анкетирования номинантов премии «Эксперт года – 2016»
ИнтерПресс / Петр Ковалев
Приверженность принципам КСО позволяет бизнесу более привлекательно выглядеть в глазах общества
Принятие концепции КСО становится все более популярным для российских компаний. Этому способствует прежде всего рост профессионализма топ-менеджеров, а также усложнение деловой среды, повышенные требования к компании со стороны ее клиентов и партнеров, а также государства и его институтов. КСО постепенно становится неотъемлемой частью стратегического планирования компаний и фактором долгосрочной конкурентоспособности бизнеса за счет формирования позитивной репутации и имиджа компании и роста ценности ее корпоративного бренда.
Что такое Корпоративная Социальная Ответственность (КСО)?
Для участия в конкурсе откликнулось 23 компании, среди которых есть благотворительные организации и некоммерческие партнерства (6), компании-производители (5), компании сферы услуг (9), розничные торговые компании (3).
Спектр проектов, представленных на конкурс, очень широк. Даже внутри, казалось бы, традиционной благотворительной деятельности, понимаемой чаще всего как финансовая помощь больным, инвалидам, людям с ограниченными способностями и без определенного места жительства, были представлены очень нестандартные и актуальные проекты социальной реабилитации, связанные с поддержкой трудоустройства выпускников детских домов, организацией тренинга с участием людей-аутистов, экстренной психологической помощью детям-подросткам в формате анонимного интернет-общения, открытием прачечной для бездомных и малоимущих и еще множество других интересных и полезных проектов. Многие проекты касаются улучшения экологической ситуации в регионе, формирования экологического мышления у населения, и особенно у молодежи.
Одной из целей организации премии была оценка отношения компаний к КСО и изучение особенностей организации КСО в компаниях посредством их анкетирования. По результатам опроса было собрано и проанализировано 23 анкеты по трем номинациям: «Эксперт в сфере волонтерства и благотворительности», «Эксперт в сфере заботы о сотрудниках компании», «Эксперт в сфере экологии, урбанистики и доступной среды». В данной статье публикуются результаты анализа ответов респондентов.
Отношение компаний к КСО
Обзор исследований в области влияния КСО на финансовый результат компаний
В статье раскрывается значимость исследований в области влияния корпоративной социальной ответственности на финансовые результаты деятельности компаний. Это позволяет показать, что корпоративную социальную политику стоит рассматривать не только в качестве одного из вида спонсорства, но и в качестве одного из эффективных способов повышения экономической доходности.
Аннотация статьи
макрокатегории КСО
финансовый результат
корпоративная социальная ответственность
финансовые показатели
Ключевые слова
Лихачев Глеб Александрович
Экономика, финансы
«Актуальные исследования» #20 (47), май ’21
Поделиться
Цитировать
Актуальные исследования
# 20 ( 47 ), май ‘ 21
Актуальность данного вопроса заключается в недооценке влияния КСО на результаты деятельности компаний. Для большей их части КСО ограничивается стандартным набором поощрения своих сотрудников.
Другая часть компаний не имеет четкого видения того, что представляет из себя социально-ответственная деятельность, какие способы и методы ее реализации существуют, и для чего она нужна. Однако социально-ответственные практики направлены не столько на сотрудников компании, сколько на ее внешнюю среду. Это позволяет повысить лояльность стейкхолдеров, поставщиков, потребителей, повысить авторитет организации на рынке, заполучить поддержку со стороны государства и местных органов власти, а также привлечь потенциально новых клиентов и новые партнерские отношения. Следовательно, реализация КСО может привести к улучшению итоговых финансовых и социальных показателей организации.
Оценка эффективности социальной политики организации заключается не только в анализе социально направленных практик на предприятии. Важнейшим аспектом является поиск взаимосвязей между корпоративной социальной ответственностью компании и ее финансовыми достижениями. На протяжении многих лет исследователями ведется поиск этих взаимосвязей. В настоящий момент и зарубежными, и отечественными теоретиками было опубликовано более 150 работ, посвященных зависимости КСО и финансовых результатов [5, с.63].
Результаты полученных исследований можно назвать достаточно противоречивыми, все исследования по данному вопросу целесообразно разбить на три группы.
Первая группа исследователей утверждает, что между корпоративной социальной ответственностью и финансовыми показателями существует положительная взаимосвязь. Коваленко Н. В., Грейвс С. Б., Орлицки М., Марголис Дж. Д., Уолш Дж. П. считают, что безответственные компании, которые пытаются снизить свои издержки, в будущем могут претерпеть значительные убытки и потерять множество преимуществ в будущем. В своих работах они установили положительную корреляцию между КСО и такими показателями как капитализация, продажи, выручка и прибыль [2, с.2].
Вторая группа сходится во мнении, что между корпоративной социальной ответственностью и финансовыми показателями наблюдается отрицательная взаимосвязь. Кэрролл А. Б., Врайт П., Феррис С. П., Хэтфилд Ж. Д. в своих трудах заявляют о том, что социально ответственные компании терпят большие издержки и тем самым ухудшают свои финансовые показатели [2, с.3].
Третья группа исследователей, в числе которых Монсен Р., Аупперле K., уверена в отсутствии данной зависимости. Они утверждают, что существует слишком большое количество переменных, которые влияют на финансовый результат. Ввиду многогранности и разносторонности понятия «социальная ответственность» нет возможности установить какую-либо объективную взаимосвязь между этими явлениями [1, с.4].
Таким образом, не существует четкого определения взаимосвязи между КСО и финансовой результативностью. Характер этой взаимосвязи зависит от набора данных, параметров, объема выборки и других важных факторов при проведении анализа. Разные исследователи приходили в своих работах к разным выводам. Некоторые из них, внесшие, на мой взгляд, наибольший вклад в проблему выявления корреляции между КСО и финансовой результативностью, мы рассмотрим в данной статье.
Ховаев С. Ю. и Кожевников А. Д. в своей работе провели корреляционный анализ выявления зависимости КСО и результатов компании. Их исследование основывается на случайной выборке из 6505 организаций разных стран и отраслей. Информацию об уровне КСО организаций авторы разбили на элементы, связанные с ее составными частями: сотрудники, управление, общество, экология. Также они дополнили информацию финансовыми результатами: значениями выручки, прибыли, коэффициента окупаемости, выручки на одного сотрудника и рыночной капитализации. На основе собранной информации исследователи вывели ряд гипотез, основываясь на предположении, что между КСО и всеми перечисленными финансовыми показателями существует положительная взаимосвязь [2].
В рамках описательного исследования авторы произвели ранжирование отраслей деятельности (табл.1).
Список отраслей деятельности в соответствии с уровнем социальной ответственности
ОТРАСЛИ С ВЫСОКИМ РЕЙТИНГОМ КСО
ОТРАСЛИ С НИЗКИМ РЕЙТИНГОМ КСО
Источник: apni.ru