Уже завтра стартуют зимние Олимпийские игры в Пекине. В этом году старт будет особенно нервным: из-за пандемии все участники Олимпиады должны соблюдать ограничительные меры и регулярно сдавать тесты на коронавирус. Каждый спортсмен рискует выбыть из соревнований из-за положительного результата теста.
Прогнозы можно делать только с оговоркой «если все будут здоровы», и все же мы хотим рассказать о фигурном катании в Пекине: на кого стоит посмотреть, чего ждать от наших, и как вообще разобраться в этом виде спорта, если вы только начинаете его смотреть?
- Сколько дисциплин в фигурном катании?
- Из чего складывается оценка фигуриста?
- Какие элементы должны быть в программе одиночников?
- Какие элементы есть только в парных видах?
- Сколько спортсменов представляют Россию?
- В каком порядке фигуристы выходят на лед?
- Главные сюжеты XXIV Олимпиады
- Состав команд и борьба за командное золото
- Юдзуру Ханю, Нейтан Чен и четверной аксель
- Александра Трусова и пять четверных
- Три русских пары против хозяев Олимпиады
- Пападакис-Сизерон возвращаются за золотом
Сколько дисциплин в фигурном катании?
В программе Пекина-2022 будут представлены: командный турнир, мужское одиночное катание, женское одиночное катание, парное фигурное катание и спортивные танцы на льду.
Неудобная ПРАВДА о фигурном катании: Сколько должна весить фигуристка?
Командный турнир – относительно недавнее изобретение: впервые он проводился в Сочи в 2014 году. За медаль будут бороться сборные 10 стран. В каждую команду входят одиночник, одиночница, танцевальный и спортивный дуэт, причем в двух видах можно сделать замены между короткой и произвольной программами. Спортсмены будут катать те же программы, что и в личном первенстве, но оценки суммируются. Занявшие первое место фигуристы/пары получают 10 очков, за второе – девять и так далее.
Из чего складывается оценка фигуриста?
Фигурист демонстрирует программу, то есть набор движений и обязательных элементов под музыку. Каждый фигурист показывает на соревнованиях две программы: короткую и произвольную (в танцах – ритмический и произвольный танец). Их катают в разные дни.
Каждый элемент программы подробно рассматривается судьями. Выставляется его базовая стоимость (например, среди прыжков самые «дешевые» – тулуп и сальхов, а самый дорогой – аксель). К ней добавляется коэффициент GOE (Grade of Execution) за качество исполнения, от –5 до +5. Из этих показателей складывается оценка за технику.
Кроме техники, судьи оценивают прокат в целом: композицию программы, взаимодействие спортсмена с музыкой, его эмоции и единство с партнером, чистоту скольжения, сложность связующих элементов. Оценки за технику и за компоненты суммируются.
Текущие рекорды по суммарной оценке:
Мужчины: Нейтан Чен, 335.30
КАК СЧИТАЮТСЯ БАЛЛЫ В ФИГУРНОМ КАТАНИИ
Женщины: Камила Валиева, 272.71
Пары: Анастасия Мишина/Александр Галлямов 239.82
Танцы на льду: Габриэла Пападокис/Гийом Сизерон, 226.61
Какие элементы должны быть в программе одиночников?
Одиночники исполняют в строго ограниченном количестве:
- прыжковые элементы,
- вращения,
- дорожки шагов и комбинации спиралей.
Спираль – это длительное скольжение на ребре конька в точной красивой позе с поднятой свободной ногой. Дорожка – комбинация разных шагов. Простые шаги и спирали выполняют роль связок – объединяют все элементы в программу. Каскад – это несколько прыжков подряд.
» Самая интригующая часть выступления – как правило, прыжки. Они значительно влияют на оценку, к тому же именно сейчас в фигурном катании происходит революция четверных прыжков. Впервые на Олимпийских играх их будут исполнять женщины, в том числе и те, кто стоял у истоков прыжкового бума: россиянки Александра Трусова и Анна Щербакова.
Но и программы без ультрасложных прыжков могут быть выдающимися и оцениваться достаточно высоко, и это вполне соответствует правилам.
Какие элементы есть только в парных видах?
Для тех, кто путает: парное катание – это там, где прыгают, кидают партнершу и поднимают ее высоко над головой. В танцах нет прыжков, а все поддержки низкие.
У парников, как и у одиночников, есть шаги, прыжки, каскады и вращения, но есть и специфические элементы. Поддержка – партнёрша выше плеч партнёра, подкрутка – партнёрша взлетает над головой партнёра и делает несколько оборотов, выброс – партнёр отправляет партнёршу в прыжок, тодес — партнёрша в положении лёжа описывает спираль вокруг партнёра, держа его за руку.
В танцах оцениваются шаги, вращения, особые танцевальные поддержки и твиззлы — синхронные вращения партнеров на одной ноге со сменой ног. Для танцевальных пар очень важно владение коньком – легкое, мягкое, плавное, но быстрое скольжение.
Сколько спортсменов представляют Россию?
Каждая страна получает количество квот на Олимпиаду в соответствии с заслугами спортсменов на предыдущих турнирах. В этом году у России на Олимпиаде полное представительство, то есть максимум: по 3 представителя/пары в каждом виде. Как ни странно, такого не было еще ни разу, несмотря на то, что в фигурном катании наша страна всегда была сильна. Но сейчас, кажется, ситуация уникальная: у нашей олимпийской сборной почти нет слабых мест, да и многие из тех, кто остался за бортом, могли бы с успехом противостоять зарубежным соперникам.
Кстати, наша страна по-прежнему лишена флага и гимна. Наши спортсмены выступают под аббревиатурой ROC (Российский олимпийский комитет) и эмблемой этого комитета, а медали будут вручаться под звуки Первого концерта П. И. Чайковского.
В каком порядке фигуристы выходят на лед?
В личном турнире фигуристов делят на группы согласно их положению в мировом рейтинге. Те, кто стоит выше в рейтинге, начинают соревнования последними. В произвольной программе порядок выступлений определяется по результатам короткой программы. Поэтому все самое интересное начинается ближе к концу.
Главные сюжеты XXIV Олимпиады
Состав команд и борьба за командное золото
Командный турнир – это возможность заработать олимпийскую медаль для тех спортсменов, которым она не достанется в личном зачете. Но, к сожалению, вся наша сборная не может выступить в команднике: как минимум половине места не хватит. Перед спортивным чиновниками, которые определяют состав команды, стоит непростая задача: в каких видах сделать замену так, чтобы никому не было обидно, и при этом не поставить под угрозу общую медаль?
Составы всех команд будут объявлены, вероятно, накануне старта. Пока они остаются даже большей интригой, чем исход этого состязания. Если не случится катастрофы, нашей сборной по силам выиграть в командной дисциплине. Наши главные противники: сборные США, Канады, Японии. Кстати, именно Канада стала лучшей на командном турнире Олимпиады-2018.
Юдзуру Ханю, Нейтан Чен и четверной аксель
Главная дуэль последних лет подходит к развязке: за олимпийское золото в личном турнире будут биться две легенды – японец Юдзуру Ханю и американец Нейтан Чен.
» Трехкратный чемпион мира Чен считался фаворитом прошлых Игр, но провалился в короткой программе, став в итоге пятым. Он обладает уникальным прыжковым контентом. Ханю – кумир всей Японии, двукратный олимпийский чемпион.
Его мечта на этих играх – не только первым в истории завоевать третье личное золото, но и окончательно обессмертить свое имя, исполнив чистый четверной аксель. Это прыжок в целых 4,5 оборота, который пока еще не покорился никому. Ханю и Чен с большим уважением относятся друг к другу, и их совершенно разноплановые программы – это то, что, безусловно, стоит увидеть.
От лидеров не отстают сильнейшие соперники: например, японцы Шома Уно и Юма Кагияма, американец Винсент Чжоу, итальянец Даниэль Грассль. К сожалению, из-за положительного теста на ковид в состав российской сборной не вошел наш сильнейший спортсмен Михаил Коляда, который мог бы замахнуться даже на бронзу. Нашу страну будут представлять три 18-летних фигуриста: Андрей Мозалев, Евгений Семененко и Марк Кондратюк. Все они – воспитанники разных тренеров, каждый из них по-своему интересен и потенциально очень силен.
» Соревнования мужчин-одиночников – это всегда захватывающе, потому что они могут быть совершенно непредсказуемыми. Тот, кто был первым в короткой программе, легко скатывается в конец турнирной таблицы в произвольной – и наоборот. И, конечно, соревнования мужчин отличаются большой технической сложностью, а постановки удивляют разнообразием.
Александра Трусова и пять четверных
Имена наших фигуристок у всех на слуху. На Олимпиаду поехали сразу три воспитанницы тренера Этери Тутберидзе, и нет почти никаких сомнений, что наши девочки будут недосягаемы. 15-летняя Камила Валиева проводит сезон просто идеально, устанавливая один мировой рекорд за другим. Помимо удивительно красивого катания, она владеет не только четверными прыжками, но и акселем в 3,5 оборота – элементом ультра-си, который за всю историю смогли исполнить всего несколько женщин.
» Соперничать с Валиевой может разве что Александра Трусова, если чисто выполнит все свои прыжки. Саша, как считается, сосредоточена именно на том, чтобы показать программу с пятью четверными. Это контент, который под силу только мужчинам, да и то единицам. Но Трусова уникальна, и она упорно идет к своему рекорду. На открытых прокатах в сентябре она уже исполнила задуманное, пусть же и на Олимпиаде все получится.
Третья россиянка, Анна Щербакова, владеет меньшим количеством четверных, чем ее подруги по команде, но ее особенность – невероятная стойкость и сила духа, умение собираться в решающий момент и показывать чистейшие прокаты.
Основные соперницы россиянок: японки Каори Сакамото и Вакаба Хигучи, бельгийка Луна Хендрикс, американка Алиса Лью.
Три русских пары против хозяев Олимпиады
В парах накал страстей будет, возможно, самым драматичным. Потому что как минимум четыре пары претендуют на высшую ступень пьедестала. Россию представляют опытные Евгения Тарасова и Владимир Морозов и две молодые пары Тамары Москвиной – Александра Бойкова/Дмитрий Козловский и Анастасия Мишина/Александр Галлямов.
» Мишина и Галлямов – действующие чемпионы мира, России и Европы, однако им будет непросто противостоять ведущей китайской паре. Вэньцзин Суй и Цун Хань, серебряные призеры прошлых Игр, по праву считаются фаворитами домашней Олимпиады.
Борьба будет красивой и отчаянной, это несомненно.
Пападакис-Сизерон возвращаются за золотом
Как и в парном разряде, в танцах основными претендентами на золото считаются те, кто на прошлой Олимпиаде остался с серебром – французы Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон. Они очень выделяются своим катанием и установили уже 29 мировых рекордов.
Французы практически непобедимы, однако на последнем чемпионате мира их обошли россияне Виктория Синицина и Никита Кацалапов. Лидеры нашей сборной вряд ли готовы отступать. Другие интересные участники танцевального турнира — Мэдисон Хаббелл и Захари Донохью (США), Мэдисон Чок и Эван Бейтс (США), Пайпер Гиллес и Поль Пуарье (Канада), Александра Степанова и Иван Букин (РОК). В танцах будет жарко!
» Мы желаем всем фигуристам здоровья, отрицательных тестов и чистых прокатов, и пусть сбудется все задуманное. А болельщикам желаем крепких нервов и уважения ко всем спортсменам – вне зависимости от того, какую страну они представляют и какие оценки получат. Помните, что фигурное катание – это не только спорт, но и искусство, а Олимпиада – праздник, которого нам всем так не хватает.
Расписание фигурного катания на Олимпиаде-2022 в Пекине
(Все время пекинское, UTC+8, Новосибирск: -1 час)
4 февраля
10:02-11:15 Командный турнир. Мужское одиночное катание, короткая программа
11:41-12:54 Командный турнир. Танцы на льду, ритм-танец
13:22-14:55 Командный турнир. Парное катание, короткая программа
6 февраля
9:37-10:50 Командный турнир. Женское одиночное катание, короткая программа
11:57-12:44 Командный турнир. Мужское одиночное катание, произвольная программа
7 февраля
9:22-10:01 Командный турнир. Парное катание, произвольная программа
10:31-11:10 Командный турнир. Танцы на льду, произвольный танец
11:37-12:16 Командный турнир. Женское одиночное катание, произвольная программа
8 февраля
9:22-13:30 Мужское одиночное катание, короткая программа
10 февраля
9:38-13:27 Мужское одиночное катание, произвольная программа
12 февраля
19:07-22:38 Танцы на льду, ритм-танец
14 февраля
9:22-12:36 Танцы на льду, произвольный танец
15 февраля
18:08-22:25 Женское одиночное катание, короткая программа
17 февраля
18:08-21:57 Женское одиночное катание, произвольная программа
18 февраля
18:38-21:43 Парное катание, короткая программа
19 февраля
19:08-21:53 Парное катание, произвольная программа
20 февраля
12:00-14:30 Показательные выступления
Спорт, Новости Другие статьи автора
Источник: sibmama.ru
Система судейства в фигурном катании
Система судейства в фигурном катании — это сложнейший механизм. Во время Гран При Кубок Ростелеком в Москве очень много вопросов возникло у молодых спортивных менеджеров относительно правил судейства. Эмоции были различными, а оценки отличались полярно.
Анастасия Заварина, профессионально занимающаяся пляжными видами спорта, в свое межсезонье провела уникальное исследование, посвященное фигурному катанию. Восхитительному, уникальному и необыкновенному виду спорта. За что ей — огромное спасибо от имени всего спортивного сообщества!
Раньше в фигурном катании действовала «система 6.0» (ее иногда называют «старой системой»), она была введена в 1901 году Международным союзом конькобежцев (ИСУ). Выступление фигуриста оценивало нечетное количество судей, обычно их было 9, каждый из которых выставлял свою оценку. Потом выводилось среднее арифметическое, которое и становилось результатом. Каждый из судей делает две оценки:
- в короткой программе за обязательные элементы и артистизм
- в произвольной — за техническое исполнение и артистизм по такой шкале:
- 0,0-0,9 — не исполнено
- 1,0-1,9 — очень плохо
- 2,0-2,9 — плохо
- 3,0-3,9 — посредственно
- 4,0-4,9 — хорошо
- 5,0-5,9 — очень хорошо
- 6,0 — безукоризненно
Причем, фигурист А находится выше фигуриста Б, если большинство судей ставит его выше по сумме баллов. Ничьи в короткой программе разрешают в сторону оценки за обязательные элементы (5,9+5,7 > 5,8+5,8), в произвольной — в сторону оценки за артистизм (5,9+5,7 < 5,8+5,8). Если всё ещё не удаётся определить, кто лучше, складывают баллы, отданные всеми судьями. Ранжировки по короткой и произвольной программе объединяют, при этом произвольная программа имеет больший вес.
Оценки носили относительный характер, а не абсолютный. По сути, задача судей была в том, чтобы сравнить сложности программ нескольких спортсменов, квалифицировать, какие элементы из заявленных выполнены, выставить штрафы за некоторые ошибки. Хотя и существовали какие-то формальные критерии для выставления оценок, величина оценки имела смысл только в рамках одного турнира, так как зависела не только от проката конкретного участника, но и от уровня прокатов конкурентов.
Но, тем не менее, всех все устраивало, пока не случился скандал на Олимпийских играх 2002 в Солт-Лейк-Сити (США), произошло событие, не имевшее прецедента за всю историю зимних Олимпийских игр. Елена Бережная и Антон Сихарулидзе (Россия) выиграли соревнования пар в фигурном катании, а пара из Канады получила серебряные медали.
Но через пять дней канадской паре Джеми Сале и Давиду Пеллетье вручили второй комплект золота, после того как представители Канады устроили скандал и подали апелляцию, а североамериканские СМИ поддержали их. Сговор судей получил огласку и широкое обсуждение. Не выдержав натиска, МОК и Международный союз конькобежцев пошли на пересмотр первоначальных результатов и вручили канадской паре второй комплект золотых медалей. В итоге золотыми медалями были награждены как россияне, занявшие первое место, так и канадцы. Кстати, китайская команда занявшая третье место на повторное награждение не явилась.
Этот случай привел к значительным изменениям. Предложение по реформе системы судейства было выдвинуто руководством ИСУ на конгрессе 2002 г. в Киото (Япония). Тогда участники конгресса (81 голосом против 16) поддержали предложение президента ИСУ Оттавио Чикуанты отменить шестибалльную систему оценок и компьютеризировать судейство, что, по его мнению, давало возможность добиться максимальной объективности. Новая система была призвана, чтобы уйти от принципа сравнения программ, и прийти к абсолютной оценке программы, независимой от прокатов других участников турнира.
Новая система была принята на состоявшемся в 2004 г. в голландском городе Швенингене 50-м конгрессе Международного союза конькобежцев. В июне 2010 г. 53-й конгресс Международного союза конькобежцев (ИСУ) внес в систему судейства некоторые изменения.
Новая судейская система (ISU New Judging System) впервые была опробована на этапах взрослой серии Гран-При сезона 2003/2004, а уже через год, в сезоне 2004/2005, она стала обязательной и была применена на всех крупных международных турнирах, начиная с сезона 2005/2006.
ИСУ заявляет, что преимущество Новой системы в более детальной статистике по фигуристам и судьям. С одной стороны, это позволяет тренерам определить, за что ставят высокие оценки, и соответственно подготовить спортсмена, с другой — «вычислить» предвзятого судью и применить санкции. Поскольку у оценок нет верхней границы, перестали недооценивать фигуристов, катающихся первыми. Да и поклонникам фигурного катания стало удобнее: если нет возможности посмотреть соревнование в прямом эфире, они могут проанализировать протокол и смотреть выступления выборочно.
Суть новой системы состоит в том, что вместо выставления двух «общих» оценок (за сложность программы и «за представление») судейская бригада помимо общей оценки за технику выставляет также пять оценок за компоненты программы, каждый из которых оценивается по десятибалльной шкале: базовый уровень катания, связующие элементы, хореография, прокат/исполнение и выразительность. Кроме того, оценки по новой системе выставляются отдельно за каждый технический элемент, перечень которых арбитры получают перед соревнованиями.
Каждому элементу фигурного катания приписывается определенная ценность, которая является постоянной и изменению (по крайней мере, в течение одного сезона) не подлежит.
В соответствии с Правилами по фигурному катанию на коньках, принятыми 53 конгрессом в 2010 г., судейская бригада состоит из следующих официальных лиц:
- максимум 9 судей, выбранных из опубликованного списка судей и рефери (ISU list of Judges and Referees), которые составляют судейскую бригаду и судят соревнования.
Их главная задача – оценивание качество исполнения.
Федерации – члены ИСУ ежегодно представляют в ИСУ свои списки квалифицированных судей, рекомендованных для утверждения ИСУ.
Представители ИСУ, организующие международные соревнования, должны при составлении судейских бригад сделать всё возможное для обеспечения представительства в бригадах судей как можно большего числа стран участниц. Однако, ни одна страна не может иметь большинства судей в бригаде. В исключительных случаях, если количество присутствующих судей не достаточно для составления бригады, может быть использован один национальный судья принимающей страны при условии, что он обучен работе по Системе судейства ИСУ.
При составлении бригады для судейства соревнований по танцам на льду на международных соревнованиях, включающих также соревнования по одиночному и парному катанию, для включения в бригаду вначале рассматриваются судьи, которые имеют право судить лишь танцы на льду.
- Рефери, или Главный судья — назначается с целью руководить бригадой, следить за ходом проведения соревнования в соответствии со всеми применимыми правилами ИСУ, заведует организационной стороной соревнования: вызывает на лёд фигуристов, даёт сигналы радиоузлу, следит за хронометражем.
Для синхронного катания назначается дополнительно ассистент рефери на льду.
Судьи и рефери сидят вдоль борта площадки, или на приподнятом подиуме в синхронном катании, и судят всё соревнование.
- Технический специалист и ассистент — фиксируют элементы, недокруты, падения. Их назначают из списка технических специалистов, публикуемого ИСУ.
В задачи технического специалиста входит выявление индивидуальных элементов, представляемых фигуристом, и в соответствующих случаях определение их сложности. Во время соревнований все три технических специалиста занимаются тем, что опознают исполняемые фигуристами элементы и вводят их в компьютер, в то время как судейская бригада оценивает исключительно качество исполнения каждого отдельно взятого элемента и компоненты программы.
- Технический контролер — контролирует работу технической бригады. Если у специалиста с помощником случается разногласие, технический контролёр становится решающим голосом. Также имеет право аннулировать запись элемента, сделанную техническим специалистом, если контролер считает, что элемент был идентифицирован неверно. Работа каждого из этих специалистов в последствии сверяется с аудио и видео записью соревнований.
- Оператор ввода информации и оператор видеоповтора — находятся рядом с технической бригадой и ассистируют им (первый вводит их решения в компьютер, второй управляет системой видеоповтора).
Техническая бригада и контролер сидят отдельно от судей и обычно немного выше.
СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ выглядит так:
Компания Swiss Timing – мировой лидер в области разработки и производства электронных систем судейства и хронометража для спортивных соревнований. Компания которая занимается технической поддержкой и программным обеспечением ISU Судейской системы. Так как комплектации и оборудование достаточно дорогое, то компания предоставляется 3 комплекта (для проведения небольшого соревнования до олимпийских игр)
Процесс оценки выступления фигуриста выглядит следующим образом:
Каждая «секция» танца с заданным рисунком и каждый предписанный элемент короткой программы, произвольной программы, короткого и произвольного танца имеет определенную Базовую стоимость, занесенную в таблицу «Стоимости элементов» (SOV), публикуемую в Коммюнике ИСУ.
1. Технические специалисты определяют название каждого представленного элемента и уровень его сложности (если это необходимо). В соответствии с их решением элементу присваивается соответствующая сложность из SOV.
2. Каждый из судей в бригаде оценивает качество исполнения элемента и присуждает каждому элементу одну из семи градаций «Качества исполнения элемента» (GOE). Каждая градация имеет свое положительное (+) или отрицательное ( ) численное значение, приведенное в таблице SOV.
3. Общая оценка качества исполнения элемента получается путем вычисления усеченного среднего данных максимум девятью судьями, участвующими в определении результата. Для этого отбрасывается равное количество самых высоких и самых низких оценок, а из оставшихся вычисляется арифметическое среднее. Это число округляется до двух значащих цифр после запятой.
4. Общая оценка каждого элемента получается путем сложения базовой сложности элемента к общей оценке качества его исполнения.
Комбинация прыжков оценивается как один элемент путем сложения базовой стоимости включенных прыжков и оценки качества исполнения наиболее трудного прыжка.
5. Финальная оценка получается путем сложения общих оценок каждого отдельного элемента.
6. В произвольной программе одиночников оценка для всех прыжков, исполненных во второй половине программы, умножается на 1,1, чтобы поощрить равномерное распределение наиболее сложных элементов.
7. По окончании программы каждый судья также выставляет дополнительные оценки за представление программы. Это так называемые «Компоненты программы»: базовый уровень катания, связующие элементы, хореография, прокат/ выполнение и выразительность. Каждый из них оценивается по 10 бальной шкале с шагом 0,25. Для обязательных танцев этих компонентов только три: ритм, прокат и выразительность.
8. Общая оценка за каждый из критериев представления программы получается путем вычисления усеченного среднего судейской бригады.
9. Финальная оценка за каждый из критериев представления программы получается путем умножения усеченного среднего бригады на следующие коэффициенты: мужчины – 1,0 в короткой программе, 2,0 в произвольной; женщины и пары – 0,8 в короткой программе, 1,6 в произвольной. Таким образом, получается пять оценок за компоненты программы.
10. В случае нарушения общих правил применяются следующие штрафы:
за каждые лишние или недостающие 5 секунд снимается 1,0;
за использование музыки со словами (для пар и одиночников) снимается 1,0 (в танцах на льду музыка со словами допускается);
за использование запрещенных элементов снимается 2,0 за каждый элемент;
за использование предметов или неправильный костюм снимается 1,0.
11. Итоговый результат получается путем сложения общей оценки за элементы с пятью оценками за компоненты программы и с вычетом необходимых штрафов.
12. Результат соревнований вычисляется путем сложения итоговых результатов короткой и произвольной программ (обязательный танец, оригинальный танец и произвольный танец на льду). Участник, получивший максимальное количество баллов, занимает первое место, за вычетом снижений за все допущенные нарушения, следующий за высшим результатом получает второе место и так далее.
Протокол выступления выглядит следующим образом
Протокол Танца на льду
Система оценок аналогична одиночному/парному катанию, с такими отличиями:
Очки за технику.
Оценка за технику охватывает только сложные элементы наподобие твизлов, вращений, поддержек и дорожек шагов.
Обязательную танцевальную серию делят на два «элемента» со своими SOV/GOE. Уровень такого «элемента» (от 1 до 4) определяется количеством исполненных и сорванных шагов танца.
Очки за общее впечатление.
Пятая оценка называется Interpretation/timing и включает также попадание движений в такт танца.
Что в итоге видят зрители на табло:
Судьи также очень строго относятся и к костюмам.
- Запрещено надевать излишне театральные костюмы и обнажающие значительную часть тела.
- Мужчины обязаны быть в брюках. Они не могут выступать в костюмах без рукавов.
- Женщины должны быть в юбках (или платьях).
- Костюмы фигуристов должны быть прочными, а также должны подчёркивать замысел номера и его идею.
- Во время соревнований костюмы спортсменов не должны включать никаких логотипов.
- На всех чемпионатах за пределами льда, в зоне телевизионных интервью, во время тренировок фигуристы могут надеть костюм, на котором размещены не более двух логотипов спонсоров (за исключением производителей табака и алкоголя)
Как бы опасно не выглядели для зрителя элементы, исполняемые фигуристами есть список запрещенных.
- – сальто;
– прыжки навстречу партнёру;
– каскады из 4 и более прыжков;
– поддержки за запрещённые части тела;
– поддержки с поворотом более 3,5 оборотов; - – вращательные движения, когда партнёр вращает партнёршу в воздухе вокруг себя, держа её за руку или за ногу; крутящие или вращательные движения, в которых партнёрша переворачивается, и её опорная нога отрывается ото льда; вращательные движения с хватом одного из партнёров за ногу, руку или шею другого партнёра;
– раскрутки за руку или ногу, в которых партнёрша теряет контакт со льдом;
– перевороты партнёрши в вертикальной плоскости; - – лежание на льду и длительное и/или стационарное нахождение на льду обоих колен спортсмена одновременно в любом месте программы;
– злоупотребление поддержками, когда партнёрша значительную долю программы проводит на руках у мужчины, а не на коньках;
– использование декораций, посторонних предметов. - За исполнение штраф 2,0 очка.
- В танцах на льду, запрещены поддержки партнёрши выше головы партнёра, подкрутки, выбросы и другие акробатические элементы.
Источник: www.sportdiplom.ru
Ростов-на-льду
Детализация оценок соревнований по фигурному катанию
Расшифровка оценок и обозначений элементов
После выступления на соревнованиях нужно получить у секретаря небольшой листочек называемый детализацией. В ней можно увидеть как судьи оценили выступление, оценки за элементы и компоненты, штрафы (дидакшн), бонусы. Цель получения этой информации — провести работу над ошибками.
Как расшифровать и интерпретировать оценки судейской бригады? Об этом речь пойдет в этой статье.
Расшифровываем детализацию по пунктам:
- Место фигуриста, которое он занял по итогам проката программы
- Фамилия, имя фигуриста и название организации (школа, ЦСР, ЦСП), которая выставила спортсмена на соревнование
- Город, где находится организация заявившая фигуриста на соревнование
- Общая итоговая сумма оценок (это техническая оценка за выступление спортсмена, плюс оценка за компоненты программы и минус все снижения). Когда спортсмен выступает только с произвольной программой (юный фигурист, 3, 2, 1 юношеские разряды), то это и есть итоговая оценка за все выступление
- Сумма набранных баллов за элементы (тех. оценка за программу. Оценка за выполненные прыжки, вращения, дорожки шагов и хореографические последовательности)
- Сумма набранных баллов за компоненты. Всего существует 5 компонентов. У норматива «юный фигурист» оцениваются 2 компонента: « мастерство катания » и « исполнение (представление) », у 3, 2 и 1 юношеских разрядов добавляется еще и компонент « интерпретация музыки », у 2 спортивного разряда добавляется компонент « переходы », у 1 спортивного и выше добавляется компонент « (композиция) хореография »
- Снижения оценки (штрафы, дидакшн). Снижения бывают за падения, за нарушение продолжительности выступления, нарушения в костюме
- Все исполненные фигуристом в программе элементы. Элементами в фигурном катании называются прыжки, каскады, комбинации прыжков, вращения, дорожки шагов и хореографические последовательности. Расшифровка названий элементов , а также что такое COMBO и REP читайте ниже.
- Ошибки при выполнении элемента
- » < «— галка за недокрут, прыжок не докручен от 90 до 180 градусов
- » — пониженный прыжок — прыжок не докручен более чем на 180 градусов
- » e « — в фигурном катании – это флип или лутц выполненный с неправильного ребра конька
- » ! « — восклицательный знак в фигурном катании — флип или лутц выполненный с неясного ребра
- » * « — звездочка в фигурном катании — лишний / не соответствующий требованиям элемент. Элемент не засчитывается
- Базовая стоимость элемента. Согласно системе судейства ISU, у каждого элемента есть своя стоимость. В колонке «базовая стоимость» указана стоимость элемента с учетом ошибок из предыдущего столбца
- Значек « х » икс в фигурном катании относится только к прыжковым элементам и означает, что прыжок, каскад или комбинация прыжков выполнены во второй половине программы, к базовой стоимости добавляется 10%
- Стоимость всех исполненных элементов в сумме, с учетом снижений за ошибки и надбавки за исполнение во второй половине программы
- GOE – оценка судьями качества исполнения элементов. Оценка качества может быть от — 5 до +5, в том числе «0». Каждый столбец – это оценки одного судьи
- Итоговое GOE за элемент c учетом GOE от всех судей
- Оценки бригады. Итоговая оценка. Состоит из базовой стоимости элемента и прибавленному к ней итоговому GOE
- Оценки судей за компоненты
- Фактор компонентов. Индивидуально для каждого разряда. Число, на которое умножается оценка за каждый компонент у всех спортсменов этого разряда
- Оценки бригады за компоненты. Итоговая оценка за каждый компонент в отдельности, учитывая оценки каждого судьи, умноженные на фактор компонентов
- Дидакшн за длительность музыки
- Снижение итоговой оценки за падения
- Стартовый номер фигуриста
Расшифровываем название элементов в фигурном катании
Обозначение прыжков в фигурном катании
- 1W – перекидной прыжок
- 1А, 2А, 3А – одинарный, двойной тройной аксель
- 1S, 2S, 3S, 4S – одинарный, двойной, тройной, четверной сальхов
- 1Lo, 2Lo, 3Lo, 4Lo – одинарный, двойной, тройной, четверной риттбергер
- 1Т, 2Т, 3Т, 4Т – одинарный, двойной, тройной, четверной тулуп
- 1F, 2F, 3F, 4F – одинарный, двойной, тройной, четверной флип
- 1Lz, 2Lz, 3Lz, 4Lz – одинарный, двойной, тройной, четверной лутц
Обозначение каскадов прыжков в фигурном катании
- 2F+2Lo – двойной флип плюс двойной риттбергер
- 1S+1T – одинарный сальхов плюс одинарный тулуп и другие
- COMBO — в фигурном катании — это когда должен был исполнить каскад прыжков, но, по какой-то причине не прыгнул его. Пример обозначения: 3Т+СОМВО или 3 S
- REP — повтор прыжка в, когда он не предусмотрен разрядом. Пример обозначения: 1T+1Lo*+REP
Обозначение комбинаций прыжков в фигурном катании (SEQ)
SEQ от английского слова «sequence» — последовательность. Комбинация прыжков отличается от каскада прыжков тем, что в каскаде нога приземления прыжка является толчковой ногой следующего прыжка, что не обязательно для комбинации
- 1А+2T+2F+SEQ – комбинация прыжков из одинарного акселя, двойного тулупа и двойного флипа
- 2Lz+2S+SEQ – комбинация прыжков из двойного лутца и двойного сальхова
Обозначение вращений в фигурном катании
- USp – вращение стоя
- CSp – вращение в либеле
- SSp – вращение сидя
- LSp – вращение заклон
- CoSp – комбинированное вращение.
К обозначениям вращений могут быть добавлены буквы:
- F – прыжок во вращение или вращение с заходом прыжком
- С – вращение со сменой ноги
- V – ошибка во вращении. Отсутствие явно видимого прыжка во вращение (в прыжках во вращение) или 2 базовые позиции вместо 3 (в комбинированном вращении), или менее двух оборотов на одной из ног (во вращении в одной позиции со сменой ноги). Пример обозначения: FCCoSp3V
- B,1,2,3,4 – указывает на уровень сложности вращения (от простого » В» к сложному » 4 «)
Обозначение дорожек шагов в фигурном катании
StSq – дорожка шагов. К обозначению добавляются буква или цифра в зависимости от сложности. B, 1, 2, 3, 4 – уровень сложности дорожки шагов от простого «В» к сложному «4»
Обозначение хореографической последовательности в фигурном катании
- ChSq – хореографическая последовательность не засчитана ChSq1 – хореографическая последовательность засчитана
Компоненты в фигурном катании
Существует 5 компонентов. Применяются в зависимости от разряда по которому выступает спортсмен.
- мастерство катания — оценивается качество скольжения
- представление (исполнение) — оценивается эмоциональная вовлеченость спортсмена, умение транслировать суть музыкальной композиции и исполняемой программы зрителю
- интерпретация музыки (музыкальность) — оценивается способность передачи ритма, характера музыки через движения на льду
- переходы — связки между элементами, шаги
- композиция (хореография) — оригинальность произведения, покрытие льда рисунком программы и пр.
Шкала оценок за компоненты находится в пределах от 0 до 10.
Ну вот и все об оценках. Надеюсь Вам было полезно. Буду стараться дополнять и обновлять эту публикацию.
P. S А еще я делаю крутейшую музыку для фигурного катания, с ней из программы фигуриста можно сделать маленькое представление! Обращайтесь.
Источник: www.rostov-on-ice.ru