Главная > Консультации > Омбудсмен > Какие нормативы по физкультуре предусмотрены для учащихся в школе (нормативы комплекса ГТО)?
Какие нормативы по физкультуре предусмотрены для учащихся в школе (нормативы комплекса ГТО)?
Урок физкультуры — это неотъемлемая часть учебного процесса. Физическая нагрузка просто необходима современным детям. Увеличение количества детей с хроническими заболеваниями, избыточная масса тела детей, зависимость от компьютерных игр, как следствие сидячий образ жизни нуждаются в коррекции. В расписании каждого образовательного учреждения предусмотрены 3 урока физического воспитания. Чтобы дети могли чередовать интеллектуальную и физическую деятельность, учиться играть в спортивные игры, поддерживать высокий уровень активности. Необходимо отметить и внедрение комплекса «Готов к труду и обороне» среди обучающихся всех образовательных организаций во всех субъектах РФ, которое начнется с января 2016 г., а завершится в декабре 2016 г.
Нормы ГТО, ФГОС предъявляют высокие требования к уровню формирования у детей здорового образа жизни. Таким воспитанием и занимаются педагоги физической культуры. Особую категорию учащихся составляют дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дети из специальной группы здоровья. Для них в школе создаются специальные условия прохождения программы по физической культуре и специальные условия оценивания их деятельности.
Корректировка ООП ООО на основе ФОП ОСНОВНОГО общего образования (ФОП ООО) к 01.09.2023
Классификация обучающихся в зависимости от состояния здоровья, особенности оценивания детей из специальной и подготовительной групп здоровья, требования и нормативы комплекса ГТО, гигиенические требования к уроку физкультуры определены в следующих нормативных актах.
- ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (далее — Закон об образовании).
- ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 329-ФЗ от 4.12.2007 г. (далее — Закон о спорте).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» № 189 от 29.12.2010 (далее — СанПиН).
- Письмо Минобразования Российской Федерации «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой» № 13-51-263/123 от 31.10.2003 г. (далее — Письмо).
- Особую группу составляют нормативные акты, посвященные утверждению государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» («Методические рекомендации по поддержке деятельности работников физической культуры, педагогических работников, студентов образовательных организаций высшего образования и волонтеров, связанной с поэтапным внедрением Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) утв. Минобрнауки России, Минспортом России от 31.10.2014; Постановление Правительства «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» № 540 от 11.06.2014 г.; Приказ Министерства спорта РФ «Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» № 575 от 8.06.2014 г.)
Требования к учащимся на уроке физкультуры зависят от того, к какой группе здоровья относится ребенок. От этого зависит и его допуск к сдаче нормативов ГТО.
ФОП дошкольного образования. Проектируем содержательный раздел программы ДОО
В соответствии с Письмом на уроке физкультуры дети распределяются на несколько групп.
Основная группа здоровья (I группа)
- Разрешается участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
- Обучающиеся основной группы здоровья допускаются к выполнению нормативов ГТО.
Подготовительная группа здоровья (II группа)
- Физкультурно-оздоровительная работа проходит с учетом заключения врача.
- Дети занимаются со снижением физической нагрузки.
- Дети, относящиеся к подготовительной группе здоровья, допускаются к выполнению нормативов ГТО после дополнительного медицинского осмотра.
Специальная группа здоровья (III группа)
- Физкультурно-оздоровительная работа проходит с учетом заключения врача.
- Дети занимаются со снижением физической нагрузки.
- Учитель физкультуры и школьный врач должны знать об особенностях здоровья ребенка в специальной группе здоровья. В качестве тестов допустимо использовать строго определенные упражнения, которые не противопоказаны ребенку (Письмо).
- Дети из этой группы здоровья не допускаются к выполнению нормативов ГТО.
Специальная группа здоровья делится на:
1. Подгруппу «А» — обучающиеся с обратимыми заболеваниями, которые могут быть переведены в подготовительную.
2. Подгруппу «Б» — обучающиеся с необратимыми заболеваниями.
Как аттестовать учащихся, которые относятся ко II и III группе здоровья?
Выдержки из Письма.
- Учитель должен заметить даже незначительные и малозаметные изменения в физических возможностях ученика и выставить положительную отметку.
- Если ученик не продемонстрировал динамики в формировании умений и навыков по предмету, то все равно должна быть выставлена положительная оценка.
- В аттестаты об основном общем образовании и среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется отметка по физической культуре.
- Итоговая отметка по физической культуре в группах СМГ выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность), а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания.
Как определить нормативы выполнения заданий для учащихся из основной группы здоровья?
С введением комплекса ГТО в начале 2016 г. каждое образовательное учреждение столкнется с необходимостью подготовить учащихся к выполнению нормативов ГТО. До экспериментального введения комплекса ГТО нормативы по уровню физической подготовленности в официальных документах определены не были. Использовались нормативы, которые описывались в различных примерных программах по физическому воспитанию.
В программу учебного курса, образовательную программу по предмету «Физическая культура», программы внеучебных курсов по физическому воспитанию должна быть включена деятельность, которая обеспечит выполнение испытаний комплекса ГТО, подготовит к тестированиям комплекса ГТО («Методические рекомендации по поддержке деятельности работников физической культуры, педагогических работников, студентов образовательных организаций высшего образования и волонтеров, связанной с поэтапным внедрением Всероссийского фзкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) утв. Минобрнауки России, Минспортом России от 31.10.2014).
Структура комплекса предполагает 11 ступеней и включает возрастные группы обучающихся с 1 — 11 класс (Постановление Правительства «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» № 540 от 11.06.2014 г.). Первые пять ступеней охватывают возраст обучающихся с 6 до 17 лет, то есть период обучения в школе.
Для каждого возраста определен норматив, выполнив который обучающийся получит знак ГТО (золотой, серебряный, бронзовый). Нормативы ГТО станут ориентиром, на который необходимо будет равняться при составлении образовательной программы по физкультуре. Особую значимость приобретает сдача нормативов ГТО для выпускников школ, которые могут получить дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в ВУЗ.
Для получения знака отличия комплекса ГТО обязательны тесты по определнию уровня развития скоростных возможностей, выносливости, силы, гибкости и т. д. К выпускникам школ предъявляются следующие требования (Приказ Министерства спорта РФ «Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» № 575 от 8.06.2014 г..):
(возрастная группа от 16 до 17 лет)
1. Виды испытаний (тесты) и нормативы.
Источник: eduface.ru
Аттестационные педагогические измерительные материалы (а п и м)
Тема 1 физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов (1 часть)
- Какое из приведенных понятий является более широким?
- Физическое воспитание;
- Физическая культура;
- Спорт;
- Физическое совершенство.
- Физическая рекреация – это, прежде всего:
- Двигательный активный отдых, туризм;
- Средство лечения и восстановление функций после травм или заболеваний;
- Утренняя гимнастика;
- Дозированный бег.
- Сколько обязательных тестов по физической подготовленности предусмотрено рабочей программой:
- 2;
- 3;
- 4;
- 5.
- Какую среднюю оценку тестов в очках необходимо набрать, чтобы получить «5» по физической подготовленности:
- 3,0;
- 3,5;
- 4,0;
- 4,5.
- Студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья зачисляются в отделение:
- Основное;
- Спортивное;
- Медицинское;
- Специальное.
- Оценка по итоговой аттестации определяется по:
- Уровню выполнения тестов по физической подготовке;
- Уровню выполнения тестов по профессионально-прикладной подготовке;
- Устному опросу по теоретическому и методическому разделам программы;
- Включает все вышеперечисленные разделы.
- Для получения зачёта по физической культуре регулярность посещения занятий является:
- Обязательным условием;
- По желанию студента;
- По желанию преподавателя;
- По возможностям.
- «Спорт» — это, прежде всего:
- Совершенствование физических качеств (силы, выносливости, быстроты);
- Самосовершенствование;
- Преодоление максимальных нагрузок;
- Участие в соревнования, направленность тренировок на достижение высокого спортивного результата.
- Обязательными тестами по физической подготовленности являются:
- Бег 100 м, плавание, бег 2000 м (3000 м);
- Бег на лыжах 3000 м (5000 м), подтягивание, плавание;
- Бег 100 м, подтягивание (подъем туловища), бег 2000 м (3000 м);
- Прыжки в длину, бег 100 м, плавание.
- Что не включает в себя массовая физическая культура:
- Физическое воспитание;
- Спорт;
- Физическая рекреация;
- Гигиеническая физическая культура.
Тема 3 Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья (2 часть)
- Образ жизни в общей иерархии факторов укрепления здоровья составляет:
- 20%,
- 30%;
- 40%;
- 50%.
- Оптимальная двигательная активность в день –
- 1,5 часа;
- 0,5 часа;
- 3 часа;
- Более 3 часов.
- По результатам опроса, что занимает ведущее место в иерархии потребностей человека
- Работа;
- Деньги;
- Здоровье;
- Любовь.
- Что является более результативным в укреплении здоровья
- Укрепить состояние самого организма;
- Использовать высококалорийное питание;
- Принимать более качественные лекарства;
- Изменить наследственность.
- Какой фактор играет решающую роль при заболеваниях сердца и сосудов
- Экология;
- Образ жизни;
- Наследственность;
- Здравоохранение.
- За время обучения в вузе состояние здоровье у основной массы студентов:
- Улучшается;
- Не изменяется;
- Ухудшается;
- Улучшается только у преподавателей физической культуры.
- Норма сна для студентов:
- 6 часов;
- 7 часов;
- 8 часов;
- 9 часов и более.
- При занятиях спортом (развитие выносливости) необходимо увеличить в рационе:
- Белок;
- Жир;
- Углеводы;
- Минеральные вещества.
- Что не является обязательным элементом закаливания:
- Систематичность;
- Постепенность;
- Самоконтроль;
- Моржевание.
- Какие методы используются для уменьшения воздействия стресса?
- Аутогенная тренировка;
- Дыхательная гимнастика;
- Регулярная умеренная физическая нагрузка;
- Совокупность всех перечисленных методов.
Источник: studfile.net
Сколько обязательных тестов предусматривается учебной программой
Для объективного анализа физической подготовленности студентов в период обучения в вузе разработана шкала оценки результатов тестирования физических качеств. В основе разработки лежит введение нормативов нового комплекса ГТО, базирующегося на концепции о трудности выполнения нормативов, а также методика разработки шкалы оценок, предложенная в примерной учебной программе вузов по физической культуре 1990 года. Введены альтернативные тесты на быстроту и выносливость с учетом неблагоприятных климатических условий Севера, где расположен вуз. Балльная система оценки позволяет оценивать отдельные стороны физической подготовленности студентов. Разработанная шкала применяется для промежуточной аттестации студентов в период зимней и летней сессий, а также для оценки подготовки молодых людей к выполнению нормативов ВФСК ГТО.
аттестация студентов
физическая подготовленность
шкала оценок
нормативы комплекса ГТО
2. Физическая культура: Общесоюзная базисная учебная программа для высших учебных заведений. – М.: Гособразование СССР, 1990. – 22 с.
3. Голубина О.А., Кочнев А.В., Агеева О.Н. Оценка выполнения комплекса ГТО у студенток Северного вуза // Научный альманах. – 2015. – № 4 (6). – С. 106–110.
4. Королев В.Г. Нормативы по физической подготовленности студентов вузов // Молодой ученый. – 2017. – № 8. – С. 391–394.
5. Прокопенко Л.А., Мороз А.А., Черцова А.И. Формирование готовности студентов ТИ (ф) СВФУ к выполнению нормативов комплекса ГТО // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 12 (142). – С. 103–107.
6. Устинов И.Е. Физическая подготовленность студенток вуза относительно норм комплекса ГТО // Современная педагогика. – 2017. – № 3.; URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/03/6760 (дата обращения: 30.04.2017).
7. Уваров В.А., Булавина Т.А. Результаты апробации действующих нормативных требований I–VI ступени ВФСК ГТО // Социально-педагогические аспекты физического воспитания молодежи: сборник научных трудов III Международной научно-практической конференции (27 февраля 2015 г.). – Ульяновск: УлГТУ, 2015. – С. 236–239.
8. Обоснование нормативов программы по физическому воспитанию студентов (методические рекомендации). – М.: ВНИИФК, 1989. – 26 с.
9. Прокопенко Л.А., Полкова К.А. Особенности контрольных тестов и оценка физической подготовленности студентов вуза в условиях Севера // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26365 (дата обращения: 30.06.2017).
Физическое состояние студентов следует понимать как совокупность результатов, характеризующих физическое развитие, функциональные возможности, уровень развития основных двигательных способностей и состояния здоровья. Объективная оценка физического состояния и установление его динамики во времени и количестве являются непременными условиями эффективного управления учебно-тренировочным процессом. Построение процесса физического воспитания в вузе ведется в соответствии с Учебной программой [1].
Примерная учебная программа дисциплины «Прикладная физическая культура» для вузов отражает требования государственного образовательного стандарта, а также может быть расширена с учетом регионально-территориальных, социокультурных и климатических факторов, материально-технических условий. Учебная дисциплина «Прикладная физическая культура» предусматривает контроль физической подготовленности студентов, которую кафедры физической культуры оценивают по балльно-рейтинговой системе. На протяжении более 25 лет мы можем наблюдать, что существенных изменений в подходе к оценке физической подготовленности студентов не происходит.
Так, базисная учебная программа дисциплины «Физическая культура» для вузов 1990 г. содержала более 10 контрольных тестов для оценки физической подготовленности студентов и включала практически все виды испытаний современного комплекса ГТО с оценкой в очках [2].
Примерная программа 2010 г. включила оценку в баллах трех обязательных тестов физической подготовленности, соответствующих предыдущей программе, но с учетом массы тела испытуемого в беге на 3000 м и подтягиваниях на перекладине у мужчин и в беге на 2000 м у женщин [1].
Многочисленные исследования показывают, что показатели физической подготовленности и уровень здоровья населения нашей страны, в том числе студенческой молодежи, неуклонно снижаются. Это определило необходимость издания Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина (2014 г.) и дальнейшую разработку нового Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО) для различных возрастных групп населения России, предусматривающего выполнение установленных государством нормативов.
Нововведение вызвало интерес и желание попробовать свои силы по выполнению нормативов комплекса ГТО у студентов. В то же время это вызвало интерес у преподавателей вузов: выяснить, как справляются студенты с нормативами комплекса ГТО [3–6]. А также возник вопрос: как оценить уровень физической подготовленности студентов в балльной системе в соответствии с нормативами ВФСК ГТО. В настоящее время интеграции комплекса ГТО и программы обучения в вузе на уровне контроля результатов не наблюдается. Но кто же, как не кафедры физической культуры, должны готовить молодых людей к выполнению нормативов ВФСК ГТО?
Цель работы – разработать шкалу оценивания показателей физической подготовленности с учетом нормативных требований комплекса ГТО VI ступени для промежуточной аттестации студентов.
Материалы и методы исследования
В основе получения информации о состоянии и эффективности деятельности занимающихся в процессе многолетних учебных занятий по физической культуре лежит педагогический контроль с использованием адекватного тестирования. Тест – это контрольное упражнение, результат которого можно рассматривать как качественный и количественный показатель физической подготовленности. Педагогические тесты дают возможность объективно и комплексно определять отдельные стороны физической подготовленности студентов, оценить эффективность используемых средств и методов, выделить основные и вспомогательные упражнения для контроля над уровнем развития физических качеств. В соответствии с методикой обучения преподавателю необходимо планировать и регулировать физическую нагрузку в строгом соответствии с возможностями организма занимающихся, способствовать развитию у них высокого уровня адаптации к мышечным напряжениям, т.е. соблюдать принципы физического воспитания – доступности и индивидуализации. Разрабатываемые тесты и нормативы позволяют в большей степени учесть различия в физическом состоянии студентов, методически целесообразно подойти к проведению учебного процесса, определить уровень развития физических качеств каждого студента.
Для оценки физического состояния студентов мы опирались на следующие методические приемы, направленные на создание системы непрерывного контроля:
1) определение оптимального объема показателей;
2) выбор тестов, достаточно полно отражающих искомые показатели и в то же время удобных для массовых измерений.
Физическая подготовленность студентов оценивается относительной шкалой оценок, разработанных на базе модельных статистических показателей подготовленности с учетом региональных, возрастных и половых особенностей.
В основу разработки нашей шкалы оценивания показателей тестирования положена система нормативно-тестирующей части ВФСК ГТО, предусматриваюшая установки, заложенные в концепции о трудности выполнения нормативов: 70 % испытуемым должны быть посильны нормативы бронзового знака отличия, 60 % – серебряного и 20 % – золотого [7].
Вместе с тем мы опирались на систему разработки шкалы оценок физической подготовленности, реализованной в учебной программе по дисциплине «Прикладная физическая культура» для студентов вузов, согласно которой оценке 5 баллов соответствует 20 % лучших результатов (граница – 20-й перцентиль), оценкам 4, 3, 2 и 1 балл – границы 40-го, 60-го, 80-го, 90-го перцентиля соответственно [8].
Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова (ТИ (ф) СВФУ) расположен в Южной Якутии. Этот северный регион характеризуется неблагоприятными погодными условиями в период сдачи сессий студентами. В связи с чем кафедра физического воспитания ТИ (ф) СВФУ внесла для проведения текущей аттестации дополнительные тесты физической подготовленности: челночный бег 5х10 м и челночный бег в течение 40 с по длине волейбольной площадки, как альтернативные тесты на быстроту и выносливость, и разработала методику их проведения в условиях спортивного зала [9].
Объем выборки студентов для определения количественных показателей при расчете нормативных значений, соответствующих пяти выделяемым уровням физической подготовленности, составил: 201 чел. возрастной группы 18–24 года, 31 чел. возрастной группы 25–29 лет мужского контингента; 151 чел. и 22 чел. соответствующих возрастных групп женского контингента.
Результаты исследования и их обсуждение
На основании изученных материалов и методик для оценки физической подготовленности студентов ТИ (ф) СВФУ мы разработали шкалу оценивания показателей тестирования основных физических качеств: быстроты, выносливости, силы, гибкости, ловкости. Из комплекса ГТО были взяты упражнения VI ступени возрастной группы 18–29 лет, с делением на подгруппы: 18–24 лет и 25–29 лет.
Для мужчин это обязательные испытания – 4 теста: 1) бег 100 м, 2) бег 3 км, 3) подтягивание из виса на высокой перекладине, 4) наклон вперед с прямыми ногами из положения стоя на гимнастической скамье; испытания по выбору – 1) прыжок в длину с места толчком двумя ногами. Для женщин обязательные испытания – также 4 теста комплекса ГТО: 1) бег 100 м, 2) бег 2 км, 3) подтягивание из виса на низкой перекладине, 4) наклон вперед с прямыми ногами из положения стоя на гимнастической скамье и два испытания по выбору – 1) прыжок в длину с места толчком двумя ногами, 2) поднимание туловища из положения лежа на спине, ноги закреплены, руки за головой (количество раз за 1 мин.). Из испытаний по выбору женщинам предлагается выполнить один тест, с которым лучше справляются. Таким образом, для оценки текущей аттестации определили по 5 тестов для мужчин и женщин.
В связи с неблагоприятными погодными условиями в период летней сессии, а также в период зимней сессии в качестве альтернативных тестов для мужчин и женщин нами введены: тест на быстроту – челночный бег 5х10 м и тест на скоростную выносливость – челночный бег 40 с на волейбольной площадке 18 м.
Тесты измеряются в разных единицах, результаты тестирования представляются в виде баллов по шкале от 1 до 5. С практической точки зрения такая шкала отражает уровень физической подготовленности: 1 балл – низкий, 2 балла – ниже среднего, 3 балла – средний, 4 балла – выше среднего, 5 баллов – высокий и дает возможность понимания и оценивания занимающимися своих результатов.
В разрабатываемой шкале оценки показателей физической подготовленности студентов мы определили нормы испытаний на оценки 5, 4 и 3 баллов в соответствии с золотым, серебряным и бронзовым знаками отличия ВФСК ГТО. И включили альтернативные тесты на быстроту и скоростную выносливость, рассчитав их количественные показатели для баллов 5–3 в соответствии с методикой расчетов в комплексе ГТО. Также сделали количественные расчеты для нормативов на 2 и 1 балл в отобранных испытаниях комплекса ГТО и тестах на быстроту и скоростную выносливость по методике для учебных программ вузов.
Шкалы оценивания показателей физической подготовленности студентов и студенток представлены в табл. 1 и 2.
Разработанная нами шкала оценки показателей физической подготовленности студентов утверждена научно-техническим советом ТИ (ф) СВФУ и введена в рабочие программы преподавателей с 1 сентября 2016 г. Данные контрольные тесты и нормативы физической подготовленности являются обязательными для промежуточной и итоговой аттестации студентов основной группы. В учебных группах тестирование проводится в форме соревнований, борьбы за результат.
Шкала оценивания показателей физической подготовленности мужского контингента студентов
Источник: top-technologies.ru